что такое социокультурные факторы

Социокультурные факторы

что такое социокультурные факторы. Смотреть фото что такое социокультурные факторы. Смотреть картинку что такое социокультурные факторы. Картинка про что такое социокультурные факторы. Фото что такое социокультурные факторы что такое социокультурные факторы. Смотреть фото что такое социокультурные факторы. Смотреть картинку что такое социокультурные факторы. Картинка про что такое социокультурные факторы. Фото что такое социокультурные факторы что такое социокультурные факторы. Смотреть фото что такое социокультурные факторы. Смотреть картинку что такое социокультурные факторы. Картинка про что такое социокультурные факторы. Фото что такое социокультурные факторы что такое социокультурные факторы. Смотреть фото что такое социокультурные факторы. Смотреть картинку что такое социокультурные факторы. Картинка про что такое социокультурные факторы. Фото что такое социокультурные факторы

что такое социокультурные факторы. Смотреть фото что такое социокультурные факторы. Смотреть картинку что такое социокультурные факторы. Картинка про что такое социокультурные факторы. Фото что такое социокультурные факторы

что такое социокультурные факторы. Смотреть фото что такое социокультурные факторы. Смотреть картинку что такое социокультурные факторы. Картинка про что такое социокультурные факторы. Фото что такое социокультурные факторы

Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию. Например, американская публика придерживается определенных ожиданий (экспектаций) и представлений о ценности того, что конституирует этичную практику ведения бизнеса. Дача взятки для получения выгодного контракта или политических выгод, фаворитизм вместо поддержки компетентности, распространение порочащих конкурента слухов считаются действиями неэтичными и аморальными, даже когда их невозможно считать, по сути, противозаконными. В некоторых других странах, однако, подобная практика считается нормальной и принята на вооружение предприятиями, поскольку социокультурная среда там иная.

Еще один пример социокультурного влияния на деловую практику — традиционный и злополучный стереотип, согласно которому женщины не склонны рисковать и некомпетентны в качестве руководителей. Такая установка реализуется в дискриминационной практике найма и служебного продвижения женщин, и, хотя она противозаконна, избавиться от подобного отношения трудно.

Согласно недавним исследованиям доказано, что установки рабочих изменяются. В целом, сравнительно молодым рабочим не по душе традиционные патерналистские отношения (Патернализм (от лат. pater — отец) бывший, например, в 20-х годах официальной идеологией отношений руководителей — подчиненных на заводах Г. Форда, досих пор доминирующей в японских отношениях на производстве и, фактически, присутствовавшей и в советской практике недавнего прошлого, — предполагает покорность и примерное поведение со стороны рабочих (как бы «детей») и умеренную строгость, мудрое наставничество и «отеческую» заботу о них со стороны руководства. (Прим. науч. ред.)), они хотят иметь больше независимости и социального взаимодействия на работе. Другие исследователи показывают, что многие (но не все) рабочие и служащие стремятся к работе, которая требует большей гибкости, создавая «вызовы», обладает большей содержательностью, не ущемляет свободу и пробуждает в человеке самоуважение. В отличие от «организационного человека», которого описал Уильям Ф. Уайт, многие современные работники не склонны считать какую бы то ни было организацию тем местом, где они намерены провести всю свою трудовую жизнь. Такое изменение установок непосредственно влияет на то, что работники считают честной практикой организации. Эти установки становятся особенно важными для менеджеров применительно к их существенной функции — мотивации людей с учетом целей организации. Именно эти факторы обусловили появление должности управляющего по общественным проблемам корпорации (пример 4.2.).

Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности компании. Хорошим примером служит производство одежды. Люди зачастую готовы платить больше за предмет туалета, на котором стоит имя престижного модельера, вроде Ральфа Лорена или Глории Вандербильт, поскольку, как им кажется, это придает им дополнительный вес в обществе. Другой пример— это страсти по поводу АЭС, которые резко отрицательно сказались на соответствующих фирмах. Еще один пример: требование некоторых групп населения уменьшить содержание сахара в кукурузных хлопьях к завтраку и тщательно контролировать рекламу, обращенную к детям. Растущее осознание важности спорта и хорошего питания привели к быстрому распространению, например, спортивных кроссовок, витаминных добавок и центров избавления от избыточного веса.

От социокультурных факторов зависят и способы ведения своих дел организациями. Многие компании подверглись общественному нажиму — отних требовали прекращения любых дел с ЮАР из-за политики апартеида, проводимой этой страной. От представлений потребителей о качественном обслуживании зависит повседневная практика магазинов розничной торговли и ресторанов. Результатом социокультурного воздействия на организации стало растущее внимание к социальной ответственности, о чем мы будем говорить ниже.

что такое социокультурные факторы. Смотреть фото что такое социокультурные факторы. Смотреть картинку что такое социокультурные факторы. Картинка про что такое социокультурные факторы. Фото что такое социокультурные факторы

Подчеркивая важность учета руководством социокультурных воздействий. Реджиналд Джоунс, бывший председатель правления фирмы «Дженерал Электрик», указывает, что организации должны быть в состоянии «предугадывать изменение ожиданий общества и обслуживать их более эффективно, чем конкуренты. Это означает, что сама корпорация должна изменяться, сознательно трансформируясь в институт, приспособленный к новой среде».

Политические факторы

Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них — настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные с социокультурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма и продвижения представителей национальных меньшинств, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, стандарты на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы, соотношение силы трудящихся и управляющих фирмой. Во время президентства Рейгана наблюдалась тенденция поддержки бизнеса, что привело к нарушениям работы транспорта, систем телесвязи и банков.

Другой элемент политической обстановки — это группы особых интересов и лоббисты. Все учреждения госрегулирования, например. Комиссия по торговле между штатами и Федеральная комиссия по связи, являются объектами внимания лоббистских групп, представляющих организации, на которых сказываются решения этих учреждений. Некоторые лоббистские группы, например, «Матери против пьяных водителей» выражают интересы и ценности не организаций, а объединения людей.

Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рывки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности. В стране-хозяине для иностранного инвестора или для экспорта продукции политические изменения могут привести к ограничению прав собственности для иностранцев (даже к национализации иностранной собственности) или установлению специальных пошлин на импорт. Баланс платежей или проблемы с обслуживанием внешнего долга могут затруднить получение долларов, вывозимых в качестве прибыли. С другой стороны, политика может измениться и в сторону, благоприятную для инвесторов, когда возникает потребность в притоке капитала из-за рубежа. Установление дипломатических отношений может открыть путь на новые рынки, как это было в Китае, однако в других странах бизнес обычно продолжается, несмотря на официальную дипломатическую конфронтацию.

Источник

Изучение социокультурных факторов

Общество сильнее индивида, логика и механизмы его жизнеутверждения заключены в нем самом, а не в единицах, его составляющих. Если социальные факты являются настоящими фактами, т.е. если они рассматриваются как существующие вне индивидуального сознания, то это означает, что они могут исследоваться также, как и явления природы, как некие данные нам в наблюдениях эмпирические объекты.

Социальные факты и факторы

Социальный факт является базой общественной науки вообще и основой социологического исследования. Основу учения о социальном факте заложил французский ученый Эмиль Дюркгейм. Категория социального факта становится центральной в концептуальной системе ученого. Понятие социального факта ученый принимает за исходную единицу социологического анализа.

Ответу на вопрос «Что такое социальный факт?» посвящена первая глава труда Э.Дюркгейма «Социология. Ее предмет, метод, предназначение». Говоря об определении социального факта, Э.Дюркгейм отмечает ошибочность обозначения социальных фактов, как совокупности всех происходящих в обществе явлений и представляющих какой-либо общий социальный интерес. В этом случае можно говорить, что все события имеют какой-либо социальный интерес. «Каждый индивид пьет, спит, ест, рассуждает, и общество очень заинтересовано в том, чтобы все эти функции отправлялись регулярно. Если бы все эти факты были социальными, то у социологии не было бы своего собственного предмета и ее область слилась бы с областью биологии и психологии».

Однако, в обществе существует ряд событий, которые отличаются от явлений, изучаемых естественными науками. Каждый член общества выполняет действия и исполняет обязательства, предусмотренные правом и обычаями. Несмотря на то, что индивид может соглашаться с ними, их реальность остается все таки объективной, независящей от его воли и сознания.

«Система знаков, которыми я пользуюсь для выражения моих мыслей, денежная система, употребляемая мною для уплаты долгов, орудия кредита, служащие мне в моих коммерческих сношениях, обычаи, соблюдаемые в моей профессии, и т. д.— все это функционирует независимо от того употребления, которое я из них делаю.» Таким образом, эти способы мышления и деятельности обладают тем свойством, что существуют вне индивидуальных сознаний.

Эти действия отличаются еще и тем, что они оказывают на индивида принудительное воздействие. Если индивид согласен с обычаями и законами, установленными в обществе, то это воздействие не ощутимо. Но в противоположном случае, если индивид пытается нарушить нормы, они реагируют против него, препятствуя действию, если еще есть время, или уничтожают и восстанавливают его в его нормальной форме, если действие уже совершено.

Однако, не стоит считать, что социальные факты всегда состоят из уже установленных верований и обычаев и могут существовать лишь там, где есть определенная организация. Существуют другие факты, которые, не представляя собой таких кристаллизованных форм, обладают той же объективностью и тем же влиянием на индивида. Это так называемые социальные течения. Возникающие различные общественные движения не формируются в сознании какого-либо отдельного индивида, однако, обладая свойством принуждения, они способны увлечь за собой, вопреки воле самого индивида.

Это давление может не ощущаться до тех пор, пока член какого-либо движения остается увлечен этой деятельностью, но оно проявится сразу, как только индивид попытается противостоять движению. «Таким образом, мы являемся жертвами иллюзии, заставляющей нас верить в то, что мы сами создали то, что навязано нам извне». Зачастую, индивиды оказываются вовлечены в деятельность какого-либо движения, сами того не осознавая. Даже если они поддерживали и одобряли позиции группы, то «…когда собрание разойдется, когда эти социальные влияния перестанут действовать на нас и мы останемся наедине с собой, то чувства, пережитые нами, покажутся нам чем-то чуждым, в чем мы сами себя не узнаем».

Таким образом, характерным признаком социальных явлений служит не их распространенность. Какая-нибудь мысль, присущая сознанию каждого индивида, какое-нибудь движение, повторяемое всеми, не становятся от этого социальными фактами. Если этим признаком и довольствовались для их определения, то это потому, что их ошибочно смешивали с тем, что может быть названо их индивидуальными воплощениями. К социальным фактам принадлежат верования, стремления, обычаи группы, взятой коллективно.

В концепции Э.Дюркгейма выражена довольно простая мысль: общество представляет собой объективный факт, некую данность, навязанную людям, обладающую реальной возможностью и силой воспроизводить себя вне и независимо от конкретных сиюминутных изъявлений их индивидуальной воли. Социальный факт живет своей «не вполне человеческой» жизнью в согласии со своими «не вполне человеческими» законами.

Роль социологии в оценке факторов

Вспоминаются слова Никласа Лумана: «Мир производит физиков, чтобы иметь возможность самому себя наблюдать». Неудивительно, что физика для О. Конта была достойным подражания образцом, эталоном познания. Достижения физики в добывании надежного, достоверного, проверяемого знания не подлежат сомнению. Существует множество естественных наук, способных понять и объяснить общество.

Общество быстро развивается, поэтому для его изучения и диагностики необходима динамичная современная наука, новые теории, способные объяснить современную реальность. В западных учебниках по социологии не найти в классиках фамилию Парсонса, а у нас, в России очень любят его. Не потому ли, что больше не было создано новой, лучшей теории, поэтому за неимением лучшего варианта и старый сойдет.

Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать», и не только в настоящем, но и в будущем.

«Нынешняя ситуация в социологии еще сложнее, нежели 111 лет назад. Сегодня и само существование общества ставится под сомнение. Эту ситуацию эмоционально, но очень аргументировано и убедительно анализирует А. Б. Гофман в своей недавней статье (Гофман А.Б. Существует ли общество? // Социс. 2005. № 5). Определение предмета социологии сегодня снова оказывается чрезвычайно актуальной (даже злободневной) задачей.

Структура факторов распада общества на примере молодой семьи

Любое явление имеет причину. В нашей работе мы попытаемся охарактеризовать ряд некоторых обстоятельств, в центре которых оказалась молодая семья, и которые повлекли за собой ее распад.

Среди множества факторов распада молодой семьи на наш взгляд следует выделить наиболее важные. Таким образом, нам удастся найти решение этой острой социальной проблемы и предотвратить массовый процесс разводимости, что, бесспорно, скажется на благосостоянии всего общества.

1. Э. Гидденса, для которого наиболее важным фактором распада молодой семьи является финансовый фактор. Однако вместе с этим, он предлагает рассматривать развод с позитивной стороны, потому что, по его мнению, рост числа разводов связан не с глубоким разочарованием в браке как таковом, а с усиливающимся стремлением превратить его в полнокровный союз, приносящий удовлетворение.

3. Теория Ю.Васюковой, в которой главным фактором распада молодых семей выступает воспитание супругов в неблагополучных семьях.

Анализируя представленные работы, мы выделили наиболее важные факторы распада молодой семьи:

Под экономическим фактором распада молодой семьи мы подразумеваем условия организации и состояния хозяйственной жизни, а так же совокупность средств, объектов, процессов, используемых для обеспечения жизни: уровень имеющегося и предполагаемого дохода (заработная плата, ценные бумаги, акции, поступления от родителей одного или обоих супругов) и размер имеющейся и предполагаемой собственности (недвижимое и движимое имущества: жилье, машины, драгоценные металлы и т.д.).

Социокультурные условия формирования научных школ

В работе «Социокультурная динамика и эволюционизм», обобщая результаты целого ряда социологических исследований, П. А. Сорокин приходит к выводу о том, что основные факторы любых социальных изменений «находятся в самих социокультурных явлениях и тех социокультурных условиях, в которых они происходят и функционируют». С этих позиций я рассматриваю такой социокультурный феномен как научная школа, возникновение которого является в том числе индикатором социальных изменений, происходящих в обществе его породившем.

Познанию сущности этих изменений с необходимостью предшествует анализ тех социокультурных условий, которые позволили в конкретном обществе, в конкретный исторический момент возникнуть конкретной научной школе, и тех социокультурных условий, которые препятствовали ее возникновению в предшествующий временной отрезок. Первостепенной задачей здесь является определение самого понятия «социокультурные условия формирования научных школ», решение которой и ставит своей целью данная работа.

П. А. Сорокин под «социокультурным» понимал все то, что «люди получают от других людей благодаря непрекращающемуся взаимодействию с культурой как носителем надорганических ценностей» (курсив Т. К.). В качестве «надорганических ценностей» в данном случае понимаются все производные сознания человека (язык, наука и философия, религия, искусство, право, этика, нравы, манеры, технические изобретения и т.п.). Базовым положением теории П. А. Сорокина является то, что надорганика, то есть собственно социальное, «находится исключительно в сфере взаимодействующих людей и продуктов их взаимодействия». Таким образом, П. А. Сорокин выделяет «социокультурность» как базовую категорию мира надорганики (социального мира), подразумевающую неразрывность триады личности, ее взаимодействий с себе подобными и культуры. Словами Ф. Тенбрука, социокультурное представляет из себя культуру и общество, находящиеся в отношениях «бесшовного соединения».

Сегодня термин «социокультурное» прочно вошел в обиход социологов и ученых смежных дисциплин, в особенности благодаря работам А. С. Ахиезера, Н. И. Лапина, Л. Г. Ионина, Н. И. Черныш, Л. Г. Сокурянской. В качестве базового определения использую понимание категории «социокультурное» как «такого взаимодействия между индивидами (или группами индивидов) во всех сферах их жизнедеятельности, которое предполагает соизмеримость, единство тех или иных культурных феноменов (прежде всего норм и ценностей), интернализированных этими индивидами (или группами индивидов), и определенных общественных, социальных конструктов (структур), в которых эти культурные феномены (смысловые конструкции) проявляются».

Итак, я определяю «социокультурные условия формирования научных школ» как совокупность обстоятельств, находящихся на пересечении социальной структуры общества и его культурной ткани, проявляющихся через ментальные образы и поведение социальных акторов, конструирующих новые научные сообщества.

Обращаясь к исследованию социокультурных условий формирования научной школы, мы должны выяснить основные исторические, социальные, культурные, политические, экономические и духовные основания, которые подготовили почву для возникновения такого научного образования. Исходя из вышеизложенной логики, уже при первом обращении к истории формирования какой-либо научной школы, наше внимание обращается к таким факторам как:

— политико-идеологические установки в обществе;

— готовность институциональной структуры науки к новому структурному подразделению;

— наличие необходимой информационно-технической базы;

— заинтересованность и готовность научного сообщества включиться в инновационную деятельность.

Таким образом, методом более точного изучения социокультурных факторов, о чем говорит и П.А. Сорокин, является их разложение на множество более простых и определенных «независимых переменных» и анализ их причинных связей с рядом более частных «зависимых социокультурных переменных».

Под независимыми переменными будем понимать конкретно-исторические особенности развития того или иного общества; неспрогнозированные изменения, которые происходят в самых различных социальных сферах, включая научную. То есть, говоря о социокультурных условиях формирования научной школы, мы должны вычленить независимые социокультурные условия, которые определяют возможность (или невозможность) ее зарождения.

4. Божков О.Б. Что изучает социология. 2009.

6. Юревич А.В. Звездный час гуманитариев: социогуманитарная наука в современной России // Вопросы философии. 2006. № 12.

7. Сорокин П. А. (2006) Социокультурная динамика и эволюционизм / Американская социологическая мысль. М.: МУБП.

8. Сорокин П. А. (2002) Структурная социология / Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Под. ред. А. Ю. Согомонова, М.: Политиздат.

9. Ионин Л. Г. (2008) Социология культуры: учеб. пособие для вузов. М.: Изд.дом ГУ ВШЭ.

10. Сокурянская Л. Г. (2009) Студенчество на пути к другому обществу: ценностный дискурс перехода. Харьков: Харьковский национальный университет имени В.Н.Каразина.

11. Ахиезер А. С. (2005) Россия: Критика исторического опыта (социокультурная динамика России). Том II Теория и методология. Словарь. Новосибирск: Сибирский хронограф.

Источник

Что такое социокультурные факторы

Значимыми переменными среды косвенного воздействия являются технология, состояние экономики, политическая обстановка и социокультурные факторы. [c.136]

Исходя из собственного опыта, приведите пример влияния социокультурных факторов на организацию. [c.137]

Социальные или социокультурные факторы Данная группа факторов оказывает существенное влияние на формирование потребительского спроса и предпочтений потребителей определенного общества (страны). Национальный менталитет, т.е. стиль жизни, привычки и ценности, этнические и религиозные основы общества все это значительно влияет на деятельность предприятия в нем и, конечно, эти факторы необходимо учитывать при выходе на рынки зарубежных стран. Важным в этой группе факторов представляется демографический фактор, а именно тенденции в возрастной структуре населения. [c.146]

В 1981 г. экономика США вступила в самый затяжной за весь послевоенный период кризис. Выход из него в немалой степени был осуществлен благодаря разработке «новой управленческой парадигмы». «Новая парадигма» основана на системном и ситуационном подходах, при которых организация рассматривается как открытая система ее успех зависит от того, насколько удачно она приспосабливается к изменениям, происходящим во внешней среде. Критерием оценки эффективности системы управления является способность спрогнозировать процессы, происходящие во внешней среде и своевременно перестроить организацию. Это сложная задача, потому что внешняя среда включает такие факторы, как состояние экономики, законы и государственное регулирование, конкуренцию, потребителей, научно-технический прогресс, социокультурные факторы, политическую обстановку, групповые факторы, международную обстановку и т.д. Немаловажную роль играют скорость, с которой происходят изменения, взаимосвязанность и сложность факторов внешней среды, уровень неопределенности. Внешняя среда имеет тенденцию усложняться. Если прежде организации диктовали условия потребителям, то [c.21]

Социокультурные преграды. Социокультурные факторы, сдерживающие экономический рост, многочисленны и разнообразны. Рассмотрим несколько примеров. [c.876]

Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития М. Вебер и современные теории модернизации. СПб., 1998. [c.188]

Социокультурные факторы, т.е. жизненные ценности и традиции, психологические установки, обряды, мода и др. [c.99]

Социокультурные факторы. Любая организация существует по крайней мере в одной социокультурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают жизненные ценности, традиции и установки, влияют на организацию. [c.51]

Примерами изменения социокультурных факторов и их влияния на развитие конкретного бизнеса могут быть [c.51]

Социокультурные факторы. В их числе преобладают установки, жизненные ценности и традиции. Изменение установок непосредственно влияет на то, что работники считают положительным в Деятельности организации. Это особенно важно для менеджеров применительно к их функции — мотивации людей с учетом Целей организации Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности предприятия, поскольку они определяют вкусы потребителей. Организация должна прогнозировать изменение ожиданий общества И готовиться к их удовлетворению более эффективно, чем конкуренты. [c.22]

Разброс расходов на страхование в зоне высокого ВВП на душу населения связан с налоговым режимом, включением страхования жизни в обязательные социальные программы, а также социокультурными факторами — наличием соответствующей традиции. Приведенный выше график (рис. 2.3.1) является хорошей иллюстрацией к вопросу о влиянии социокультурных, психографических факторов на развитие страхования две незатемненных точки на рис. 2.3.1 относятся к Кувейту и Объединенным Арабским Эмиратам. Как видно, высокий уровень жизни и развитие экономики не всегда означают наступление страхового бума. Для этого необходимо сочетание благосостояния и экономического мышления, наличие привычки к страхованию. Если в обществе отдается приоритет взаимопомощи в родственном коллективе, система страхования не найдет там применения даже при высоком уровне доходов. Она наиболее эффективна в развитом гражданском обществе, основанном на принципах экономической свободы. Необходима также диверсифицированная структура экономики добывающие отрасли, хотя и производят большой объем продукции в стоимостном выражении, не дают таких широких возможностей для развития страхования, как обрабатывающая промышленность и сфера услуг. [c.51]

Утверждение, что развитие рынка тормозится именно недостатком страховой культуры не всегда правильное. Из табл. 2.6.1 видно, что кризис августа 1998 г., приведший к резкому падению жизненного уровня населения, заметно повысил долю тех, кто не может себе позволить страхование из-за отсутствия средств. А страховая культура вырабатывается по мере повышения благосостояния как только появляются объекты страхования и создается некоторый избыток финансовых возможностей, появляется желание обеспечить стабильность своего имущественного положения. Проявление страховой культуры — это инерционный процесс чтобы она сформировалась, может потребоваться несколько лет. Большое значение здесь имеют ориентация на рыночные и нерыночные стереотипы поведения, во многом определяемые социокультурными факторами, а также образовательным уровнем потенциального страхователя. [c.61]

Можно выделить следующие социокультурные факторы существования рекламного дизайна [c.212]

При оценке того или иного воздействия цвета на потребителя нельзя не учитывать роль социокультурных факторов (традиционные представления народа о каком-либо цвете, психоэмоциональные со7 стояния, обусловленные возрастом, социальный статус и др.). [c.259]

Культура межличностных коммуникаций, общения, правила поведения Социокультурные факторы [c.106]

Социокультурное окружение. К социокультурным факторам относятся отношение людей к работе и качеству жизни существующие в обществе обычаи и верования разделяемые людьми ценности демографические структуры общества рост населения уровень образования мобильность людей или готовность к перемене места жительства и т.п. Социальные процессы изменяются относительно медленно. Однако если происходят определенные социальные изменения, то они [c.60]

Особенность социокультурных факторов такова, что [c.417]

Роль социокультурных факторов проявляется в том, что подавляющее большинство женщин еще с детского возраста ориентируется на сравнительно скромный общественный статус, ценности семьи и личной жизни, воспитание детей и помощь мужу. Общество, окружающие также ожидают от женщины выполнения в первую очередь этих социальных ролей. Наличие такого рода ориентации женщин и стереотипного восприятия женской роли мужчинами подтверждается рядом исследований. [c.123]

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ — критерии, которые основаны на выделении содержательных ключевых сторон экономической системы. Среди них различают способ соединения производства и потребления (способ координации экономической деятельности) способ, позволяющий соединять непосредственных производителей со средствами производства (тип собственности) роль социокультурного фактора и ступень развития индустриальных и экономических начал. [c.619]

Внешняя фоновая среда характеризуется факторами косвенного влияния на организацию. Среди них назовем основные технология, состояние экономики, социокультурный фактор, политический фактор. [c.33]

Любая организация подвергается воздействию социокультурного фактора, к которому относят традиции, стереотипы поведения людей, приверженность определенной торговой марке или, наоборот, отрицательное отношение к какому-либо товару, и т. д. Социокультурный фактор в России ввиду ее масштабов, многонационально-сти, расслоения населения на бедных и богатых является весьма актуальным. [c.33]

Политический фактор играет важную роль в деятельности организации. Он тесно связан с социокультурным фактором и международным окружением. Политический фактор во многом определяет обстановку, в которой функционирует организация. Речь идет о практических действиях административных, законодательных и судебных органов, защищающих права граждан, бизнес, частную собственность о структуре и соотношении интересов в обществе. [c.34]

Любая организация функционирует в определенной культурной среде и должна учитывать те установки, жизненные ценности, традиции и другие социокультурные факторы. Известно, что знаменитые кружки качества не получили развития в Европе и США. Кружки качества показали в Японии свою высокую эффективность и способствовали повышению производительности и уровня мотивации работников японских фирм. Однако при попытках перенести этот опыт на американские и западноевропейские предприятия не получилось того, что имело место в Японии. Западноевропейские и американские работники не понимали, с какой стати они должны были оставаться после работы и обсуждать проблемы качества и производительности, причем без всякого за то вознаграждения. Это свидетельство того, что методы управления, показавшие свою эффективность в рамках определённой национальной культуры, ею и поддерживаются и развиваются, а при перенесении на другую почву в конечном итоге могут не состояться. [c.53]

Социокультурные факторы влияют на многие составляющие внешней и внутренней среды, например, на отношение людей к работе, к качеству жизни, на систему ценностей и потребностей в обществе, на уровень образования и культуры населения, на мобильность людей, т.е. готовность к перемене места жительства. Кроме того, организация должна быть социально ответственной, т.е. подчиняться законам и требованиям той общественной среды, где она функционирует. Существует 2 точки зрения на этот счет. Согласно первой, организация считается социально ответственной, если максимизирует свою прибыль, не выходя за рамки законов и других установок, существующих в обществе. Согласно другой, помимо адекватного реагирования на экономические обстоятельства, руководство обязано ответственно относиться к гуманитарному и социальному воздействию деловой активности на работников, потребителей и всего общества, в»среде которого функционирует компания. Исходя из этой точки зрения, организация должна вносить позитивный вклад в жизнь общества, заниматься благотворительной деятельностью. Дореволюционная Россия славилась своими купцами и промышленниками, занимавшимися благотворительностью/ [c.53]

Однако указанные допущения не снижают значимости представленного исследования, являющегося одним из немногих работ, анализирующих взаимосвязь социокультурных факторов и международного бизнеса. [c.27]

Основная причина потребительских предпочтений — в социокультурных факторах. В этой связи весомую роль играет сегментация международных рынков. [c.42]

Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию. Например, американская публика придерживается определенных ожиданий (экспектаций) и представлений о ценности того, что конституирует этичную практику ведения бизнеса. Дача взятки для получения выгодного контракта или политических выгод, фаворитизм вместо поддержки компетентности, распространение порочащих конкурента слухов считаются действиями неэтичными и аморальными, даже когда их невозможно считать, по сути, противозаконными. В некоторых других странах, однако, подобная практика считается нормальной и принята на вооружение предприятиями, поскольку социокультурная среда там иная. [c.126]

Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности компании. Хорошим примером служит производство одежды. Люди зачастую готовы платить больше за предмет туалета, на котором стоит имя престижного модельера, вроде Ральфа Лорена или Глории Вандербильт, поскольку, как им кажется, это придаст им дополнительный вес в обществе. Другой пример [c.126]

Исследования Лапыгина и Эйдбльмана позволили дать анализ мотивации собственников, наемных руководителей предприятий, наемных работников, рассмотреть роль таких социокультурных факторов, как религия, коллективизм, патернализм государства, стереотипы социальной справедливости и др., дать ряд принципиальных обоснованных предложений по использованию моти-вационного потенциала общества, необходимости обеспечения соответствия между предпринимательской мотивацией (этот вид мотивации — опора развития экономики) и мотивацией управленцев и наемных работников. Доказана бесперспективность ориентации на возрождение былой дореволюционной российской экономической системы как основы неэффективной традиционной мотивации, необходимость при реформировании опираться на анализ социокультурного фона, расширять социальную базу реформ. В частности, показано, что мотивация предпринимателей на западе до сих пор имеет структуру, близкую к структуре потребностей А. Маслоу. Мотивация отечественных предпринимателей, в основном, — стремление к достижению делового успеха, обеспечению материального благополучия. [c.81]

В рамках исторической школы (Ф. Лист, Б. Гильдебранд и др.) была обоснована необходимость исторического подхода к экономике, отражения в экономической теории особенностей национальных хозяйств, учета социокультурных факторов развития. [c.51]

Выделяют несколько классификаций цивилизационных систем в рамках, не выходящих за пределы предмета экономической теории. Их различия основаны на использовании тех или других критериев (если брать более узко — тех или других неэкономических факторов в их связи с экономикой). Первая классификация совпадает с классификацией по степени индустриального (индустриально-экономического) развития общества. Она представлена схемой доиндустриальная (традиционная) цивилизация — индустриальная (экономическая) цивилизация — постиндустриальная (постэкономическая) цивилизация. Эти цивилизации можно трактовать как глобальные и исторически последовательные (вертикальные) цивилизации. Вторая классификация ближе к первой в моментах глобальности и историчности цивилизаций с уклоном на взаимодействие экономических и социально-политических факторов. Так, выделяют традиционную (патриархальную, авторитарную) и либеральную (рыночную, демократическую) цивилизации, обращая внимание и на возможность промежуточной цивилизации. Третья классификация акцентирует внимание на роли социокультурного фактора и достаточно устойчивой системы ценностных ориентации различных обществ (народов, наций, религиозных и других общностей), связанной с ним. Цивилизации похожего вида можно интерпретировать как локальные, потому как они пространственно ограничены (например евразийская и западноевропейская цивилизации, цивилизация культурного конфуцианского региона, исламская цивилизация и т. п.), и как горизонтальные, так как они относительно устойчивы и обладают наибольшей степенью консерватизма, находясь при этом в состоянии сосуществования (несмотря на интенсивное их взаимодействие и взаимопроникновение), и в этом смысле не существуют строго на исторической (вертикальной) оси общественного развития. Важнейшим аспек- [c.595]

Конечно, характер трансформационных процессов, их логика и формы обусловлены прошлым социально-экономической системы. Во многом они обусловлены специфическими историческими и национальными формами жизнедеятельности социума. Важную роль в становлении новой экономической системы и ее соответствующих субъектов играет весь комплекс социокультурных факторов. Именно в отношении этих проблем возникли, вернее, возобновились интенсивные концептуальные споры и дискуссии (В. Кульков, В. Межуев, А. Московский, Ю. Осипов, А. Панарин, А. Пороховский, В. Радаев, В. Рязанов, А. Сидорович, В. Черковец). Здесь речь идет не только о характере трансформационных производственных отношений или о природе предыдущих форм хозяйственно-экономической и общественной жизни российского социума, но и о соответствующих им социальных силах и субъектах. [c.10]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *