что такое социально педагогическое проектирование
Сущность социального-педагогического проектирования
Социально-педагогическое проектирование является одним из видов социального проектирования.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Под социально-педагогическим проектированиемпонимается возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью социально-педагогических средств.
Социально-педагогическое проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса.
Социально-педагогический проект — это сконструированное инициатором проекта социально-педагогическое нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности. Оно имеет пространственно-временные и ресурсные границы, воздействие на людей которого признается положительным по своему социально-педагогическому значению.
Под социальным нововведением понимается разновидность управленческого решения, замысел которого предусматривает целенаправленное изменение того или иного социального явления или процесса, а реализация состоит в осуществлении этого замысла.
Существуют три подхода к социальному проектированию объектно-ориентированный подход, проблемно-ориентированный и субъектно-ориентированный (тезаурусный), которые могут быть и в рамках рассмотрения социально-педагогического проектирования.
· привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
· включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Основные задачи социально-педагогического проектирования:
· повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;
· формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;
· закрепление навыков командной работы
Антонюк С.В. выделяет следующие виды социальных проектов воспитанников, реализуемых в образовательных учреждениях:
1. Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
2. Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
3. Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
4. Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
5. Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.
Социально-педагогическое проектирование как сфера деятельности в образовании
Понятие и примеры социально-педагогического проектирования. Условия, определяющие необходимость появления и успешность проекта. Этапы и параметры социально-педагогического проектирования. Модели вхождения педагога и ученика в социальное проектирование.
Рубрика | Педагогика |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 29.01.2015 |
Размер файла | 22,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
1. Понятие социально-педагогического проектирования
2. Социально-педагогическое проектирование как сфера деятельности в образовании
Список использованной литературы
Мы живем в мире инноваций и высоких технологий, в мире, который постоянно изменяется и требует таких же изменений от всех систем общества, в том числе и от системы образования.
Велением времени становится проведение комплексных социально-педагогических исследований, которые включают в себя:
определение тенденций развития социально-педагогической системы;
их коррекция, проектирование и моделирование желаемого результата;
реализация проектов и построение моделей в практической деятельности.
социальный педагогический проект педагог ученик
1. Понятие социально-педагогического проектирования
Под социально-педагогическим проектированием понимается возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств. Каждый социально-педагогический проект имеет свою общественную миссию (назначение). Он рождается на основе социального прогнозирования и предвидения, ориентированного на изменение окружающей социальной среды (социальных условий) и требующего самоопределения участников проекта относительно качества этой среды. Его целью становится инициирование с помощью педагогически организованных действий процесса, способного привести к позитивным изменениям в социальной среде. Специфический контекст социально-педагогического проекта формируют отношения социального партнерства. Под социальным партнерством в данном случае понимается добровольное и равноправное взаимодействие в проектной деятельности различных общественных и государственных сил, людей разных возрастов и социального статуса.
Педагогический потенциал данного вида проектов направлен на социализацию его участников, их осознанную адаптацию к существующим условиям; на формирование умения продуктивно взаимодействовать с окружающим социальным пространством, улучшая его по мере своих сил и тем самым решая свои проблемы. По мере развития социально-педагогического проекта часто рождаются новые виды субъектов и инновационные формы социальной активности, что может служить показателем демократизации. Презентация хода и результатов проектной деятельности в рамках проекта, выходящего за пределы только образовательного пространства, может носить более широкий характер. Здесь уместно привлечение средств массовой информации и различного вида социальных и компьютерных сетевых связей.
Социально-педагогические проекты способны оказывать определенное позитивное влияние на среду, насыщая окружающее пространство педагогическими элементами, тем самым оптимизируя общественное сознание.
Логика деятельности в рамках социально-педагогического проекта аналогична общей логике проектирования, однако действия, связанные с проблематизацией, концептуализацией, целеполаганием и другими проектными процедурами, приоритетно направлены на активизацию взаимодействия с социальной средой, образовательным пространством в его широком понимании.
Типичными примерами социально-педагогического проектирования служат проекты, которые инициируются детскими и молодежными клубами и центрами по месту жительства, общественными организациями и объединениями. Их продуктами становятся программы деятельности детских объединений, проекты новых направлений работы школы и внешкольных организаций, проекты клубной работы, сценарии массовых дел и общественных акций.
Первым условием, определяющим необходимость появления на рынке той или иной программы или проекта, является спрос на нее, то есть потребность в данном виде деятельности.
Успешность проекта зависит как от индивидуальной или общественной потребности в организации определенной деятельности, так и от достижения эффекта в социальной сфере и расширения числа людей, получающих пользу от реализации проекта.
Проектирование, как особый вид деятельности студента, выступает средой и условиями формирования качественно новых отношений и обеспечивает реальное равенство прав ее участников.
Выделяются следующие этапы социально-педагогического проектирования:
1. Выявление сущности общественной потребности данного проекта.
2. Сбор социологической и социальной информации как исходной для реализации данного проекта.
3. Определение исходных параметров социально-педагогического проекта и построение его оптимальной модели.
Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением того социально нового, что характеризует тенденции социального развития. В соответствии с этим социальное проектирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций.
— противоречивость социального объекта;
— многовекторность развития социального объекта;
— невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории;
— многофакторность бытия социального объекта;
— наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;
— субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;
— факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.
Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития.
Социальное проектирование, как и всякая специфическая сфера знаний, имеет свой категориальный (понятийный) аппарат. Категории выступают как ступеньки познания мира человеком. Об уровне развития науки можно судить по ее категориальному аппарату.
Проектная деятельность является цельной деятельностью, обязательным условием осуществления которой является получение продукта. Нацеленность на создание конкретного продукта является обязательным условием проектной деятельности.
Основными элементами проектной деятельности, ее важнейшими теоретическими категориями являются: конструирование, система, субъект проектирования, объект, социальная технология (как совокупность операций), методы социального проектирования, условия проектирования, механизмы социального проектирования и др.
Объектами социально-педагогического проектирования могут быть:
1. человек как общественный индивид с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;
2. различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п. );
3. разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.).
На сегодняшний день социальное проектирование выступает как один из самых эффективных способов развития гражданского общества. Включение общественности в различных формах в процессы разработки и реализации социальных проектов существенно повышает гражданскую активность населения и эффективность проблем местного значения.
2. Социально-педагогическое проектирование как сфера деятельности в образовании
В настоящее время теоретическое обоснование социального проектирования позволило разработать эффективные модели вхождения педагога и ученика в социальное проектирование. Подтверждением этому являются труды Г.М. Беспаловой, Н.М. Виноградовой и др. Широко представлена методология проектирования образовательной деятельности для работников образования, руководителей, участвующих в инновационной деятельности в работах Т.Г. Новиковой, А.С. Сиденко.
Под социально-педагогическим проектированием понимается возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств.
Его целью становится инициирование с помощью педагогически организованных действий процесса, способного привести к позитивным изменениям в социальной среде. Специфический контекст социально-педагогического проекта формируют отношения социального партнерства. Под социальным партнерством в данном случае понимается добровольное и равноправное взаимодействие в проектной деятельности различных общественных и государственных сил, людей разных возрастов и социального статуса.
Педагогический потенциал данного вида проектов направлен на социализацию его участников, их осознанную адаптацию к существующим условиям; на формирование умения продуктивно взаимодействовать с окружающим социальным пространством, улучшая его по мере своих сил и тем самым решая свои проблемы. По мере развития социально-педагогического проекта часто рождаются новые виды субъектов и инновационные формы социальной активности, что может служить показателем демократизации. Презентация хода и результатов проектной деятельности в рамках проекта, выходящего за пределы только образовательного пространства, мазнет носить более широкий характер. Здесь уместно привлечение средств массовой информации и различного вида социальных и компьютерных сетевых связей.
Социально-педагогические проекты способны оказывать определенное позитивное влияние на среду, насыщая окружающее пространство педагогическими элементами, тем самым педагогизируя общественное сознание.
В последние годы проектирование получило широкое распространение в системе высшего профессионального образования. Большинство студентов выпускных курсов современных вузов выполняют свои дипломные проекты, которые по сути своей соответствуют признакам исследовательских проектов.
Социальное проектирование как сфера деятельности, предполагающая сотрудничество педагогов и студентов, может найти широкое применение в различных областях образовательно-воспитательной деятельности вуза, среди которых значительное место занимает участие студентов в волонтерском движении, конкурсах инновационных проектов, форумах, выставках педагогического мастерства.
Любое проектирование, в том числе и социально-педагогическое на основе концептуального анализа ситуации выдвигает и функционирует некий идеальный образ желаемого будущего, выявляет тенденции развития, планирует те изменения, которые откроют дорогу полезным и ограничат или ликвидируют возможности развития нежелательных тенденций. Первые затем должны превратиться в практические дела, обеспечить позитивное развитие. Этой цели и служат модели исходного состояния системы, процесса ее преобразования и желаемого состояния преобразуемых объектов или процессов, реализующего если не идеальную, то реально достижимую в конкретных условиях цель. Таким образом, проектирование, должно быть направлено на улучшение существующих образовательных систем, решение насущных проблем образовательных учреждений путем разработки проекта и претворения его в реальность.
Под социально-педагогическим моделированием мы понимается отражение ведущих характеристик преобразуемой системы (оригинала) в специально сконструированном объекте-аналоге (модели), который в чем-то проще оригинала и позволяет выявить то, что в оригинале скрыто, неочевидно в силу его сложности и завуалированности сущности многообразием явлений. При этом модель должна обладать сходством с оригиналом, быть способной замещать его в определенных отношениях и открывать новые свойства оригинала, новые возможности его совершенствования.
Современные условия делают необходимостью внедрение социально-педагогического проектирования и моделирования в системе образования в нашей стране. И с каждым годом эта необходимость все более и более возрастает и каждая школа, ВУЗ и другие учебные заведения должны применять и внедрять в своей практике методы проектирования и моделирования. Ведь для того, чтобы добиться наилучших результатов в будущем, необходимо изменять и преобразовывать действительность. И в первую очередь это касается образования, так как именно от образования зависит будущее нашей страны и в наших руках сделать его гораздо лучше.
3. Загвязинский В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования. http://www.pspu.ru/index.ru
4. Каменев С.В., Никитин И.Г., Чарный Б.М. Моделирование инновационной деятельности в образовательном учреждении (опыт теоретического осмысления). http://www.pspu.ru/index.ru
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Сущность и значение педагогического проектирования на уроках технологии. Особенности учебной деятельности подростков. Методические рекомендации к проектной деятельности на уроках технологии. Разработка творческого проекта на тему «В гостях у Снегурочки».
дипломная работа [88,8 K], добавлен 05.04.2012
Сущность педагогической технологии и педагогического проектирования. Категории «технология», «педагогическая технология», «технология обучения». Технология проектирования педагогического процесса. Планирование в деятельности педагога.
дипломная работа [43,0 K], добавлен 08.09.2007
Отклонения в поведении детей, их причины и пути преодоления. Профилактическая работа как направление социально-педагогического взаимодействия педагога социального в школе. Совместная деятельность педагога с классным руководителем и родителями обучающихся.
курсовая работа [69,0 K], добавлен 28.04.2014
Социальное проектирование подростков: норма деятельности и норма возраста. Понятие и необходимость культурной совместности. Разработка программы поддержки социально-проектной деятельности школьников, их различия в младшем и старшем подростковом возрасте.
дипломная работа [208,0 K], добавлен 04.05.2011
Сущность, структура и направленность социально-педагогической деятельности. Методы и способы реализации социально-педагогической деятельности. Субъекты и объекты социально-педагогического процесса. Процесс и условия успешной социализации ребенка.
контрольная работа [39,6 K], добавлен 04.03.2012
Социально-педагогическое проектирование в образовательном процессе образовательной организации. Пример проектирования образовательных программ.
Социально-педагогическое проектирование в образовательном процессе образовательной организации
Пример проектирования образовательных программ
1.Актуальные социально-педагогические проблемы для разработки проектов педагогов и/или учащихся
1.Какие формы и методы можно использовать для воспитания у старших дошкольников безопасного поведения при ЧС.
2.Как средствами практико-ориентированных проектов воспитать способность социального действия старших дошкольников к младшим.
3.Как средствами практико-ориентированных проектов воспитывать способность социального действия старших дошкольников к «братьям нашим меньшим».
4.Какие формы используются воспитателем для эмоционального развития ребенка в ДОУ.
5.Какие формы и методы можно использовать для воспитания у старших дошкольников безопасного поведения в бытовых условиях.
2. На основе выделенных проблем предложены соответствующие темы социально- педагогических проектов
Какие формы и методы можно использовать для воспитания у старших дошкольников безопасного поведения при ЧС
Как средствами практико-ориентированных проектов воспитать способность социального действия старших дошкольников к младшим
Как средствами практико-ориентированных проектов воспитывать способность социального действия старших дошкольников к «братьям нашим меньшим»
Какие формы используются воспитателем для эмоционального развития ребенка в ДОУ
Какие формы и методы можно использовать для воспитания у старших дошкольников безопасного поведения в бытовых условиях
3.Пример проекта, как способ решения актуальной для практики социально-педагогической проблемы
Социально-педагогический проект «Кошкин дом»
Актуальность данного проекта заключается в том, чтобы подготовить ребенка старшего дошкольного возраста к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, * общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей. Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.
Дети старшего дошкольного возраста
Забота о здоровье детей, в которой немалое место отведено профилактике детской гибели и травматизме при пожарах, должна исходить от всех без исключения взрослых. Заинтересованность каждого ребенка обеспечивает результат столь важной в наше время работы по обучению старших дошкольников правилам пожарной безопасности и привитию им навыков правильных действий в случае пожара.
Целевое назначение проекта
— вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в
— познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного,
— развивать умение детей видеть, когда огонь друг, а когда враг,
— формировать у детей умение реально оценивать возможную опасность,
— воспитывать у детей чувство осторожности и самосохранения,
— воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем,
— воспитывать у детей чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях,
— развивать практические навыки поведения детей при возникновении пожара,
— развивать элементарные умения детей по тушению очага возгорания.
Основные способы реализации проекта
— вовлечение детей в различные виды деятельности (социально-коммуникативную, познавательную, художественно-эстетическую)
— интеграция различных видов деятельности (физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие)
— использование взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родитель»
— Сформированность у детей представлений о полезных и опасных сторонах огня.
— Сформированность у детей знаний, умений и навыков по пожарной безопасности.
— Сформированность у детей заботливого отношения к себе, к людям, к миру.
— Сформированность у детей представлений о противопожарной безопасности.
— Сформированность у детей умения находить правильные решения в опасных ситуациях.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
«Практикум по социально – педагогическому проектированию» НА ТЕМУ: «Понятие о социально-педагогическом проектировании».
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Курганский государственный университет»
Институт педагогики, психологии и физической культуры
Кафедра педагогики и методики обучения гуманитарным дисциплинам
Форма обучения: заочная
«Практикум по социально – педагогическому проектированию»
НА ТЕМУ: « Понятие о социально-педагогическом проектировании ».
студент группы ПФЗ-20719 (с) Т. А. Вдовиченко
Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
Направленность «Социальная педагогика»
Проверил: канд. пед. наук, доцент Е.Б. Бабошина
3. Сущность и виды социальных проектов……………………………………5
4. Понятие социально-педагогического проектирования…………………. 9
Социальная жизнь настолько сложна и многообразна, что порой необходимы механизмы для ее структурирования и регулирования, позволяющие успешно решать возникающие проблемы и привлекать все необходимые для этого ресурсы. Одним из таких успешных механизмов является социальное проектирование.
Что такое социальное проектирование, когда оно возникло? Одни исследователи считают, что социальное проектирование было всегда, во всяком случае, уже с античности, в этом смысле «Государство» Платона может считаться одним из первых социальных проектов. Другие утверждают, что о социальном проектировании можно говорить, только начиная с 20-30-х годов нашего столетия, когда сложилась идеология проектирования, в рамках которой была поставлена задача проектирования новых общественных отношений, нового человека, социалистической культуры, т.е. того, что сегодня относят к социальной деятельности. Существует точка зрения, что социальное проектирование формируется только сейчас, поскольку в настоящее время произошло осознание социального проектирования и складываются его образцы, в которых целенаправленно проводятся идеология и методы проектирования, а также социологический подход.
В связи с происходящими переменами в обществе к социальному проектированию все больше и больше возрастает внимание, и, на сегодняшний день, эта тема является актуальной, так как все больше осознается эффективность проектных технологий в управлении социальной жизнью.
При осуществлении того или иного проекта необходимо знать четко стратегию его осуществления и тактику управления проектом. А для этого, в свою очередь важно иметь четкое представление об особенностях и свойствах данного проекта, что может быть осуществлено посредством знания классификаций социальных проектов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи :
Дать определения понятие проекта;
Кратко охарактеризовать сущность и виды социальных проектов;
Дать представления о понятие социально-педагогического проектирования.
В различных источниках можно найти разнообразные определения понятия «проект»; в целом, они не противоречат, а дополняют друг друга. Проект (англ. project )– это:
что-либо, что задумывается или планируется, например, большое предприятие (Толковый словарь Webster);
некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обуславливающими способ ее решения. Проект включает в себя замысел (проблему), средства его реализации (решения проблемы) и получаемые в процессе реализации результаты (Кодекс знаний об управлении проектами);
уникальный процесс, состоящий из набора взаимоувязанных и контролируемых работ с датами начала и окончания и предпринятый, чтобы достичь цели соответствии конкретным требованиям, включая ограничения по времени, затратам и ресурсам (ISO/TR 10006:1997(Е));
целенаправленная деятельность временного характера, направленная на создание уникального продукта или услуги (Основы профессиональных знаний. НТК);
группа работ/задач, которые необходимо выполнить в заданный период для достижения поставленных целей (Project Management Handbook, Cleland, King);
временная структура для создания уникального продукта, услуги (PMBoK, Project Management Institute).
Ключевыми особенностями проекта являются:
строгие и обоснованные цели, которые должны быть достигнуты с одновременным выполнением ряда технических, экономических и других требований;
наличие внутренних и внешних взаимосвязей операций, задач и ресурсов, которые требуют четкой координации при выполнении проекта, что создает возможность представления в виде комплекса взаимоувязанных работ;
определенные сроки начала и конца проекта;
определенная степень уникальности целей проекта и условий его осуществления;
неизбежность различных конфликтов.
Сущность и виды социально – педагогического проекта
Проекты различаются по уровню, масштабам изменений, широте охвата, по требованиям к качеству и способам его обеспечения, по совокупности проектов, по уровню участников, по характеру целевой задачи, по объекту инвестиционной деятельности, по главной причине возникновения проекта.
Проекты различаются в зависимости от:
отрасли экономики и социальной сферы (промышленность, строительство, транспорт, здравоохранение, туризм и т.д.);
срока реализации, объема необходимых инвестиций (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);
степени охвата этапов инновационного процесса (полные инновационные проекты, включающий НИР, ОКР, освоение новшества и его коммерциализацию, неполные инновационные проекты , включающие отдельные этапы инновационного процесса.
Классификация проектов приведена в таблице 2.
По характеру целевой задачи
По объекту инвестиционной деятельности
По главной причине возникновения проекта
Необходимость структурно-функциональных преобразований
Монопроект – это отдельный проект различного типа, вида и масштаба.
Мега проекты – это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Такие программы могут быть международными, государственными, национальными, региональными межотраслевые, отраслевые и смешанные. Программы формируются, поддерживаются и координируются на верхних уровнях управления: государственном, республиканском, областном, муниципальном.
Краткосрочные проекты реализуются на предприятиях по производству нововведений различного рода, опытных установках, восстановительных работах. Бездефектные проекты в качестве доминирующего фактора используют повышенное качество.
Международные проекты обычно выделяются значительной сложностью и стоимостью. Их отличает важная роль в экономике и политике тех стран, для которых они разрабатываются. Эти проекты основаны на взаимодополняющих отношениях и возможностях партнеров.
Несмотря на определенную трудность отнесения проектов к тому или иному виду, увеличение в них доли работ, направленных на создание инноваций, меняет характеристики проектов.
Так, инновационный проект отличается от инвестиционного следующим:
более высокой степенью неопределенности (технической, коммерческой) параметров проекта (сроков достижения намеченных целей, предстоящих затрат, будущих доходов), которая уменьшает достоверность предварительной финансово-экономической оценки и предполагает использование на практике дополнительных процедур оценки и отбора проектов;
вовлечением в реализацию проектов уникальных ресурсов (специалистов высокой квалификации, лиц творческого труда, материалов, приборов и т.д.);
высокой вероятностью получения в рамках проекта неожиданных, но представляющих самостоятельную коммерческую ценность промежуточных или конечных результатов, что предъявляет дополнительные требования к гибкости управления инновационным процессом, к способности быстрого вхождения в новые сферы бизнеса, отрасли, технологии, товарные рынки и т.д.
Классификация проектов позволяет достаточно четко ранжировать перспективные и реализуемые проекты, и как следствие, ставить выполнимые цели, задавать реальные сроки достижения целей, и привлекать оптимально необходимые ресурсы для их успешной реализации.
Каждый проект приводит к созданию уникального продукта, услуги или результата. Конечный результат проекта может быть осязаемым или неосязаемым. Несмотря на то что в некоторых операциях и поставляемых результатах проекта могут присутствовать повторяющиеся элементы, их наличие не нарушает принципиальной уникальности работ по проекту. Например, офисные здания могут строиться из одинаковых материалов или одной и той же строительной бригадой. Но каждый такой строительный проект будет уникальным ввиду разного местоположения, отличий в архитектуре, обстоятельствах, ситуациях, разных заинтересованных сторон и т. д.
Текущая деятельность, как правило, представляет собой повторяющийся процесс, который выполняется в соответствии с существующими в организации процедурами. И, наоборот, по причине уникального характера проектов, возможны неопределенности или различия в отношении продуктов, услуг или результатов, создаваемых в ходе проекта. Операции проекта могут быть новыми для членов команды проекта, что обусловливает необходимость более тщательного планирования, в отличие от рутинных работ. Кроме того, проекты предпринимаются на всех уровнях организации.
В проекте может участвовать один или несколько человек, одно структурное подразделение организации или несколько структурных подразделений различных организаций.
Проект может создать:
разработка нового продукта, услуги или результата;
осуществление изменений в структуре, процессах, персонале или стиле организации;
разработка или приобретение новой или усовершенствованной информационной системы (оборудование или программное обеспечение);
проведение исследования, результат которого будет надлежащим образом зафиксирован;
строительство здания, промышленного предприятия или сооружения;
внедрение, улучшение или усовершенствование существующих бизнес-процессов и процедур.
Понятие социально-педагогического проектирования.
Под социально-педагогическим проектированием понимается возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств. Каждый социально-педагогический проект имеет свою общественную миссию (назначение). Он рождается на основе социального прогнозирования и предвидения, ориентированного на изменение окружающей социальной среды (социальных условий) и требующего самоопределения участников проекта относительно качества этой среды.
Его целью становится инициирование с помощью педагогически организованных действий процесса, способного привести к позитивным изменениям в социальной среде.
Специфический контекст социально-педагогического проекта формируют отношения социального партнерства.
Под социальным партнерством в данном случае понимается добровольное и равноправное взаимодействие в проектной деятельности различных общественных и государственных сил, людей разных возрастов и социального статуса.
Педагогический потенциал данного вида проектов направлен на социализацию его участников, их осознанную адаптацию к существующим условиям; на формирование умения продуктивно взаимодействовать с окружающим социальным пространством, улучшая его по мере своих сил и тем самым решая свои проблемы. По мере развития социально-педагогического проекта часто рождаются новые виды субъектов и инновационные формы социальной активности, что может служить показателем демократизации.
Презентация хода и результатов проектной деятельности в рамках проекта, выходящего за пределы только образовательного пространства, может носить более широкий характер. Здесь уместно привлечение средств массовой информации и различного вида социальных и компьютерных сетевых связей.
Социально-педагогические проекты способны оказывать определенное позитивное влияние на среду, насыщая окружающее пространство педагогическими элементами, тем самым педагогизируя общественное сознание.
Итак, социальное проектирование как вид сознательной деятельности способствует решению той или иной социальной проблемы или группы таких проблем. Проектные технологии выполняют так же важнейшую инновационную функцию в социальной области, подходя к проблеме по-новому и нестандартно. Сущность проектного способа организации деятельности – это конструирование желаемых состояний будущего некоторого социального объекта. То есть социальный проект выступает здесь неким идеальным типом.
В разных общественных сферах, исходя из разных концепций и принципов проектирования, существуют различные основания для классификации социальных проектов.
Но следует отметить, что все они идеализированы и разделены условно. Чаще всего, в «чистом» виде не существует ни одного из отмеченных проектов. На практике, большинство проектов носит смешанный характер, в которых могут совмещаться десятки стандартных видов. Возможно, это обусловлено сложностью объектов социального проектирования, и невозможностью описать с помощью одной стандартной типологии.
1. Луков, В. А. Социальное проектирование. М.: Флинта : Социум, 2003.
Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс] : учебное пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА. 2014. – 144 с.
2. Управление социальными проектами / Селезнев П.С., Жук С.С. – М. : Проспект, 2016. – 96 с.
3. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб.
пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.