к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя

Этапы понимания речи взрослого младенцем.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Если часто показывать простые движения и одновременно называть их, дети по одному словесному предложению, уже и без показа, мо­гут проделывать такие движения, как «ладушки», «до свидания», «какой большой» и др. Когда ребенка часто называют по имени и при этом берут на руки или зани­маются с ним, он, услышав свое имя, отвечает поворотом головы.

В 9—10-месячном возрасте дети по слову находят гла­зами уже несколько знакомых предметов, производят ряд элементарных разученных движений, дают игрушку, находящуюся у них в руках, играют в прятки и пр.

Когда 9—10-месячный ребенок хорошо понимает слово «дай» и знает название игрушки, он может по просьбе взрослого принести ее, если она находится в поле его зрения. К концу 1-го года по просьбе взрослого ребенок находит названную игрушку среди других предметов. Для ребенка 10—11 месяцев некоторые слова в речи взрослого начинают приоб­ретать обобщенный характер.

К концу 1-го года дети начинают понимать слово «нельзя», если воспитатели, приостанавливая нежелательные действия, произносят его всегда с соот­ветствующей строгой интонацией. Например, отодвигая ребенка, который отнимает игрушку, воспитательница дает другую игрушку и строго говорит: «Оля, нельзя так делать, возьми другую собачку». Таким образом, к концу 1-го года становится возможным через речь взрослого в некоторых случаях воздействовать на поведение ребенка.

Источник

К какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя

Ожидайте

Перезвоните мне

к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя. Смотреть фото к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя. Смотреть картинку к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя. Картинка про к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя. Фото к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя. Смотреть фото к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя. Смотреть картинку к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя. Картинка про к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя. Фото к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя

Аннотация: Малыши с раннего детства так или иначе реагируют на слова окружающих.

Статья:

В отличие от животных, люди обладают второй сигнальной системой. Это значит, что человеческий мозг может реагировать не только на звуки, но и устанавливать связи между ними и предметами (действиями), на слова, которые эти звуки заменяют.

Как дети слышат слова взрослых

Малыши с раннего детства так или иначе реагируют на слова окружающих. Например, если сопровождать какое-либо действие определенным словом, то девятимесячный ребенок «выучит» его. Например, при фразе «дай кубик» выполнит соответствующее действие, если ранее взрослый совершал такое же движение, приговаривая именно эти слова. В этом возрасте дети соотносят слова только с совершенно конкретным предметом. Если кубик окажется другого цвета или размера, то ребенок его не возьмет, поскольку не соотносит слово «кубик» с предметами кубической формы вообще.

В 12 — 18 месяцев

Ближе к году, если правильно воспитывать и развивать малыша, появляются характерные раздражители второй сигнальной системы:

Ребенок начинает понимать, что одно и то же слово может обозначать предметы, разные по форме, размеру и цвету, но имеющие одинаковое назначение. То есть если мама попросит показать кису, то малыш укажет и на домашнее животное, и на картинку с изображением кошки, и на плюшевую игрушку. Для него слово уже оторвется от строго конкретного предмета (отвлечение), и будет обозначать его вообще на основе наиболее важных признаков (обобщение).

Это свидетельствует о том, что начала работать вторая сигнальная система. Фундаментом для нее является первая сигнальная система, значительный чувственный опыт, запас словесных обозначений, который ребенок накопил в первый год жизни. Чем больше впечатлений он получил, тем лучше проходит этот процесс.

От 1,5 до 2 лет

В этом возрасте активно развивается сенсорная речь. Голос и речь взрослого вообще являются сильным раздражителем для малыша с первых дней жизни и вызывает в основном у него приятные впечатления. Ласково разговаривая с ребенком, мать его кормит, переодевает, успокаивает. Подрастая, дети получают удовольствие от того, что родители с ними играют и общаются.

До двух лет речь взрослого помогает ребенку ориентироваться. Когда родители проговаривают свои действия, у малыша повышается интерес к ним, он лучше сосредотачивается, и все больше звуков и их сочетаний приобретает для него смысл, расширяется словарь. В результате он испытывает больше удовлетворения от общения со взрослыми.

Как видно, в течение длительного времени, почти до 1 года, ребенок в общем-то безразличен к значению слова. Затем, в 10-12 месяцев, по мере созревания мозговых структур, когда малыш накопил большой чувственный опыт, он уверенно реагирует на знакомое слово, независимо от контекста ситуации.

Чем больше разных связей он установил между предметом (действием) и словом, тем скорее он его запоминает. Специалисты рекомендуют давать ребенку все потрогать ручками, самому выполнить то или иное движение, поскольку тактильные связи формируются быстрее. Если ребенок просто слышит слово или видит в руках взрослого называемый предмет, связи устанавливаются медленнее.

Как ребенок до 1 года понимает речь взрослого?

Во время первого года жизни у ребенка закладываются важные предпосылки и условия речи, хотя ее овладения еще нет. Этот период называется довербальным.

Дети с рождения по-особенному относятся к звукам речи взрослых, обычно обращенная речь вызывает ответное оживление. В 3-5 месяцев они различают звуки речи и звуки, издаваемые предметами (игрушками, музыкальными инструментами). После 6 месяцев малыши могут уже дифференцировать сами речевые звуки по их тембру и тональности. Это очень важный момент, так как именно эти два компонента несут определенную смысловую нагрузку.

Важнейшее условие для овладения речью именно как средством человеческого общения – развитый фонематический слух. Благодаря ему мозг различает тончайшие оттенки звуков и фонем, что особенно важно, если изменение звуковой единицы влияет на смысл слова (например, «мак – рак»). Активное его развитие происходит в период 6-12 месяцев. К своему первому дню рождения ребенок начинает различать много слов из речи взрослых, понимая их значение.

Что касается речевых вокализаций, то они могут появиться рано, еще до 6 месяцев. Это могут быть громкие эмоциональные вскрики, гуканье (короткие согласные), гуление (протяжные гласные звуки). Более-менее четкие звуки, которые называются лепетом, появляются позже, в 6-7 месяцев. Лепет к году превращается в длинные тирады, имеющие определенную интонацию, такое «говорение» всегда обращено к взрослому. Постепенно оно превращается в отдельные простые слова. Обычно у годовалых малышей наблюдается около 10 слов, которые имеют конкретный смысл («мама», «баба», дай»)

Как помочь ребенку научиться понимать речь?

Самое главное – обеспечьте спокойную обстановку в квартире, ведь шум и крик мешают ребенку правильно воспринимать звуки и различать их.

Источник

Развитие понимания речи у детей

к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя. Смотреть фото к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя. Смотреть картинку к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя. Картинка про к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя. Фото к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя

Новорожденные дети не могут говорить на языке своих родителей или полностью понимать слова, которые они слышат от них, однако они быстро учатся. Исследования показывают, что младенцы начинают прислушиваться к голосам, еще будучи в утробе матери, именно тогда начинается развитие понимания речи ребенком.

После рождения малыш начинает настраиваться на твои слова и предложения, чтобы понять, что ты говоришь. Он также использует свои наблюдательные способности, дабы узнать о некоторых более сложных вещах, таких как любовь, доверие, время, причины и следствия, которые существуют в его физическом и эмоциональном мире.

Когда развивается понимание и осознание речи у детей

Ребенок начинает учиться тому, что говорят и делают другие, еще до своего появления на свет. Будучи новорожденным, он еще не знает точного значения слов, которые ты используешь, но он улавливает твои эмоции, такие как счастье, грусть, любовь, беспокойство и гнев, тогда и начинается формирование понимание речи у детей.

К тому времени, как ему исполнится 7 месяцев, он начнет отвечать на свое имя, а к 8-12 месяцам поймет простые указания, такие как «Нет» или «Не трогай».

Приблизительно в 2 года он сможет поговорить с тобой, используя 2-3 слова. А в 3 года в его словарном запасе будет несколько сотен слов, он будет знать, что ночь – это время для сна, а также разбираться в некоторых привычках и повседневных делах, таких как покупка продуктов или уборка дома.

Уровни понимания речи у детей

Давай разберемся в том, как развивается понимание речи ребенком:

Наблюдая за тем, как ты проводишь свой день, малыш начнет осознавать и некоторые из более сложных аспектов повседневной жизни, такие как покупка продуктов и определение времени по часам. Он также получит более глубокое понимание того, как он должен относиться к другим людям. Поэтому, если ты хочешь, чтобы твой ребенок вырос добрым и отзывчивым человеком, убедись, что относишься к нему и другим людям таким образом.

Как научить ребенка не только понимать речь, но и активно ее использовать самостоятельно?

к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя. Смотреть фото к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя. Смотреть картинку к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя. Картинка про к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя. Фото к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя

Разговоры и чтение помогают малышу получить хорошую модель общения. Начни читать ему с младенчества, и ты дашь ему толчок в изучении речи и освоении других навыков, когда он станет старше. И хотя, будучи совсем маленьким, он не сможет вникнуть в суть и следить за развитием истории, он поймет, что чтение – это приятный и успокаивающий способ провести с тобой время.

Играя с крохой, ты помогаешь ей узнать больше о том, как устроен мир. Используй соответствующие возрасту игрушки и игры, чтобы стимулировать ее умственное и физическое развитие.

Лучший способ воспитать счастливого и уверенного в себе ребенка – обеспечить его безопасной и любящей обстановкой дома. Будь ласкова к нему, окружи заботой и любовью, а также хвали за хорошее поведение чаще (примерно в 4 раза), чем ругай за плохое. Тебе обязательно понравятся результаты и ребенку тоже.

Ребенок начал говорить: что дальше?

Количество слов, которые ребенок будет понимать и употреблять в своей речи, продолжит стремительно расти. В следующие несколько лет он будет постигать все более сложные идеи и ситуации, например, научится считать до 10, отличать фантазию от реальности и понимать правила.

Ребенок не понимает и не использует речь: когда следует беспокоиться?

Стоит обратиться к доктору, если до 2 лет ребенок:

А также, проконсультируйся с врачом, если к 3 годам ребенок:

Источник

Приемы работы по формированию способностей понимать обращенную речь.

Развитие речи является непрерывным процессом, начинающим свое формирование с самых первых этапов взаимодействия ребенка со взрослым пронизывающим всю совместную деятельность ребенка со взрослым и различные виды этой деятельности на протяжении всего периода детства. Речь играет исключительную роль в жизни человека. Благодаря ей люди общаются, сообщают о своих мыслях и чувствах, передают накопленный опыт, согласовывают свои действия. Речь является основой мышления. Все мыслительные операции (анализ и синтез, сравнение и обобщение, абстрагирование и т.д.) формируются и развиваются в процессе овладения речью. Речь также выступает и как средство регуляции психической деятельности и поведения человека. Все общее интеллектуальное развитие также напрямую связано с речью и находится в зависимости от развития речи.

Говоря о формировании речи, мы предполагаем две составляющие этого процесса:

Способность понимать речь

Существуют определенные факторы развития необходимые для нормального формирования речи:

Речь – это, прежде всего, результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Артикуляторные органы (язык, губы и т.д.) выполняют приказы, поступающие из мозга. Поэтому необходимо чтобы эти центры в головном мозге достигли определенной степени зрелости (и не были нарушены). Примерно к 4 – 4,5 годам дозревают речевые центры и именно поэтому с этого возраста начинают работать логопедические группы в детских садах и логопеды в поликлиниках. Это также представляет сложность в определении логопедических диагнозов до 3.5 лет (сложно определить незрелость это речевых центров или уже нарушение, хотя сделать это можно используя косвенные признаки).

Скоординированная и правильная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляционного аппарата. Должно развиваться межполушарное взаимодействие, через развитие реципрокных движений.

Необходимо чтобы достаточно развиты слух и зрение, общая моторика и эмоции.

Речь это прежде всего коммуникация. Именно поэтому необходимо сформировать потребность в общении.

Этапы развития активной речи:

Речевому общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Именно оно является стержнем и основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка на первых самых ранних этапах его развития. При адекватном эмоциональном общении ребенок сначала заинтересован собственно взрослым и только им, но когда взрослый привлекает его внимание к какому-либо объекту, ребенок как бы переключает часть этой заинтересованности на предмет или действия другого человека. То есть общение не утрачивает свой эмоциональный характер, а становится средством и обменом эмоциями по поводу того или иного объекта. Именно на этой основе у ребенка развивается понимание речи, причем не только ее интонационной окрашенности (просодики речи), но и обращенного к нему слова. Такое общение можно себе представить как диалог ребенка и взрослого, причем речь взрослого чередуется не только с мимикой, жестом или действием ребенка, но и с его вокализациями. Уровень такого общения достаточен для того, чтобы и ребенок мог привлекать внимание к себе или какому либо объекту с помощью доступных ему средств коммуникации – жестов, мимики, вокализации. Произнесение звуков при такого рода инициативном общении имеет особенно важное значение для формирования собственно речевого общения: здесь формируется произвольность речевой (голосовой, звукопроизносительной) активности и ее направленность на другого человека. (Отсутствие подобной направленности обращения (общения в целом) на другого человека является для нас показателем тех вариантов дизонтогенеза, которые характеризуются как аутистические). В таком эмоционально окрашенном взаимодействии у ребенка складывается коммуникативная потребность.

Изоляция ребенка, недостаточность эмоциональных контактов, отсутствие надежной привязанности к маме может порождать задержку в развитии и изменения личностного развития в целом.

Очень важно:

Не менее важно подражание звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, поскольку оно способствует не только формированию речевого слуха, но и формированию произвольности звукопроизношения, без которого невозможно дальнейшее развитие речи ребенка.

Ребенок после 6 месяцев начинает исследовать окружающее пространство, собственные конечности и различные предметы. Появляется лепет и формируется имитационное подражание звучащей речи: тон, ритм, темп, мелодика, интонация. Развивается способность воспринимать звучащую речь и понимать ее. На 7-8 месяце ребенок понимает многие слова и знает названия окружающих его предметов. В результате общения со взрослым произнесение одних звуков прочнее усваивается, так как получает постоянное подкрепление, произнесение неподкрепляемых звуков постепенно затормаживается и угасает. Развивается отраженный лепет, т.е. повторение за взрослым и самолепет, т.е. собственная речевая активность. К 9 месяцам ребенок может выполнять простые речевые инструкции, особенно дополненные жестами. В 10-12 месяцев малыш знает свое имя, в эмоционально значимых ситуациях может выражать свои желания речевыми средствами (на, дай, там, мама, ам, бах и т.п.)

к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя. Смотреть фото к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя. Смотреть картинку к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя. Картинка про к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя. Фото к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя

Риск формирования проблем развития речи на 1 году:

— Ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого

— Крик ребенка немодулирован, однообразие гуления, отсутствие смеха

— Отсутствие комплекса оживления (гуления) при приближении взрослого (слабая потребность в общении)

— Отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), невыполнение простых словесных просьб

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 47 ; Нарушение авторских прав

Источник

К какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя

Ожидайте

Перезвоните мне

к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя. Смотреть фото к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя. Смотреть картинку к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя. Картинка про к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя. Фото к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя. Смотреть фото к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя. Смотреть картинку к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя. Картинка про к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя. Фото к какому возрасту необходимо сформировать способность понимать речь взрослого знать свое имя

Аннотация: Данная статья является актуальной и служит как методический материал для воспитателей.

Статья:

Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь обычно определяют через ее коммуникативную способность, т.е. как исторически сложившуюся форму общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать из прошлого и передавать в будущее. Речь имеет непосредственное отношение к сознательным формам психической и произвольной деятельности.

Известны две концепции, относящиеся к проблеме функциональной специализации полушарий в онтогенезе: эквипотенциальности полушарий и прогрессивной латерализации. Она предполагает изначальное равенство полушарий в отношений всех функций, в том числе и речевой. Об этом говорят данные о высокой пластичности мозга ребенка и взаимозаменяемости симметричных отделов мозга на ранних этапах развития.

Пластичность в первую очередь проявляется в возможности восстановления речевых функций при локальных поражениях левого полушария путем переноса центров речи из левого полушария в правое.

В соответствии со второй концепцией специализация полушарий существует уже с момента рождения. Установлено, что у плода, т.е. за долго до реального развития речевой функции, можно обнаружить проявления межполушарной асимметрии в морфологическом строении будущих речевых зон.

Исследования, проведенные на детях первого года жизни, позволили обнаружить признаки функциональной неравнозначности полушарий к воздействию речевых стимулов и подтвердить концепцию исходной речевой специализации левого полушария у праворуких.

У детей, особенно в дошкольном возрасте, правое полушарие играет значительно большую роль в речевых процессах, чем у взрослых. Однако прогресс в речевом развитии связан с активным включением левого полушария.

Общепризнанно, что поведенческим критерием овладения языком является способность ребенка к осознанной произвольной регуляции речевой деятельности. Именно этот сознательный и произвольный уровень организации речевой деятельности обеспечивается структурами доминантного по речи (у правшей) левого полушария мозга.

Первое полугодие жизни ребенка представляет собой этап эмоционально-личностного общения с окружающими людьми, которое удовлетворяет его потребность во внимании и доброжелательности. Так как эмоционально-личностное взаимодействие оказывает решающее влияние на формирование всех сторон психики младенца, этот этап общения получает статус ведущей деятельности ребенка первого полугодия жизни.

К моменту рождения мозг и особенно кора головного мозга ребенка представляет картину глубокой незрелости. Развитие речи ребенка связанно с органическим развитием его мозга, но тем не менее в основном определяется воспитанием ребенка окружающими его взрослыми. Развитие мозга в раннем возрасте происходит очень интенсивно. Однако не следует думать, что органическое развитие мозга является достаточным условием для психического развития ребенка, в частности для развития его речи.

Пятый-шестой месяцы дают большой сдвиг в нервно-психическом развитии ребенка. В инициативные обращения ребенка к взрослому включаются разнообразные речевые звуки и движения, имеющие целенаправленный характер.

На пятом-шестом месяца, как движения, так и звуки выделились из общего состава выразительных движений. Ребенок уже несколько овладел своими движениями и голосовым аппаратом. Он пользуется движениями и звуками как специальными средствами общения.

Возникновению у ребенка речи предшествует подготовительный период, на первом этапе которого (в течение первого полугодия жизни) формируется эмоциональное общение, имеющее очень большое значение для всего последующего развития ребенка, в том числе и для развития его речи.

А) на первом месяце жизни ребенок еще не умеет воспринимать воздействие и отвечать на него, поэтому устанавливать общение с ним очень затруднительно;

Б) на втором месяце жизни можно организовать общение с ребенком путем воздействий на его зрение, слух и осязание, которые вызывают у него в ответ положительные эмоции, а к концу второго месяца – в ответном взгляде, громком смехе со взвизгиванием и движением ручек и ножек;

В) на третьем месяце у ребенка возникает потребность в общении со взрослым, оно осуществляется уже по инициативе самого ребенка; в ответ на приветствие взрослого ребенок выражает свою радость («комплекс оживления»);

Г) на четвертом месяце ребенок начинает прислушиваться к человеческому голосу, возникает общение на основе речевых звуков, при этом общение со взрослым осуществляется по инициативе ребенка;

Д) на пятом и шестом месяцах ребенок сам встречает взрослого звуками голоса, а также произносит звуки в своей самостоятельной деятельности вне ситуации общения.

На основании прежнего опыта ребенок узнает людей, предметы и начинает различно на них реагировать. Он также различает мимику и голос взрослого, некоторые его движения и действия. Все это является основой для возникновения у ребенка понимания речи.

В период от 6-7 до 9-10 месяцев ребенок впервые начинает понимать речь взрослого, что существенно меняет все его поведение, влияет на развитие действий, движений, активной речи. К 7 месяцам по просьбе взрослого он находит взглядом предмет, который ранее неоднократно ему показывали и называли, а в 8 месяцев по слову взрослого может показать несколько предметов, выполнять простые действия (без показа взрослого): хлопает ручками («ладушки»), на слова «до свидания» машет ручкой.

На 8-9 месяцах малыш начинает подражать незнакомым звукам. Его активность в этих случаях заслуживает одобрения и поддержки родителей. Он уже произносит удвоенные слоги: «ма-ма», «па-па». Когда его спрашивают о маме, папе или других членах семьи, ребенок уже может показать на них, а, услышав свое имя, живо реагирует и на это. Первоначальная реакция рефлекторно связана со звучанием слов, но только таким путем ребенок сможет постепенно научиться понимать и смысл слова, реагируя на него соответствующим образом. Поэтому, повторяя отдельные слова, малыша приучают к их звучанию.

К 9 месяцам маленький ребенок понимает названия нескольких предметов, находит их в любом месте, знает свое имя, дает игрушку, находящуюся у него в руках, понимает слова, связанные с режимными процессами, выполняет по просьбе взрослого необходимые движения и действия («садись», «пей», «дай ручку»). Так речь взрослого постепенно начинает регулировать действия ребенка.

Примерно к концу первого года жизни ребенок уже понимает значение более чем десяти слов, а пять слов, возможно, уже произносит самостоятельно. Ему лучше удается повторять за родителями отдельные слоги или целые слова. Родители должны продолжать много говорить с ребенком, разглядывать вместе с ним книжки с картинками и комментировать их простыми словами.

На десятом месяце постепенно возникает понимание роли языка, т. е. ребенок начинает увязывать услышанное слово с определенными предметами. Такое понимание всегда предшествует говорению, причем малыш уже может осмысленно воспринимать простые команды. Невнятный лепет, которым изъясняется ребенок в возрасте от 11 до 12 месяцев, и его часто непонятная речь до полутора лет, которую можно приравнять к произнесению отдельных слов, должны всячески поощряться родителями, причем необходимо всегда отвечать на попытки ребенка пообщаться.

Период между младенчеством и ранним детством называют кризисом 1 года. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая автономной.

Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). Детские слова по своему звучанию иногда напоминают «взрослые», иногда резко отличны от них. Встречаются слова, не похожие на соответствующие слова взрослых, слова – обрывки слов, слова – искажения, сохраняющие, тем не менее, их фонетический и ритмический рисунок и звукоподражательные слова (например: «му-му» – корова).

К концу года некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать для ребенка обобщенный характер. Он понимает слово нельзя, если оно произносится в соответствии с ситуацией. Становится возможным воздействовать через речь на его поведение. Увеличивать количество понимаемых им слов, обозначающих названия игрушек, одежды, мебели, действий с предметами, действий, связанных с режимными процессами (пей, ложись, ешь и пр.), движений, имена взрослых и детей, части тела, лица. Малыш может выполнять простые поручения взрослого, адекватно реагировать на слова можно, хорошо, плохо. Понимание речи меняет не только поведение, но существенно влияет на все развитие ребенка. Формируется активная речь; в период от 9-10 до 12 месяцев ребенок овладевает первыми словами.

С 2-3-летним ребенком полезно совместно рассматривать предметы, «разговаривать» по поводу этих предметов, сравнивать их, называть части и свойства различных предметов.

Девочки часто опережают в речевом развитии мальчиков одного с ними возраста. В этот период именно группа детей одного возраста в яслях дает ребенку множество импульсов для говорения. Чтобы успешно поддерживать речевое развитие детей, родители должны много разговаривать с ними, отчетливо и правильно произнося звуки. Нельзя коверкать язык, подделываясь под детскую речь, это может затормозить процесс овладения речью ребенком.

В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

Благодаря общению, названному внеситуативно-познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Усложняются, становятся содержательными диалоги; ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать – думать вслух.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *