что такое сотницы и как их читать
Оптинское келейное правило
Кроме церковных служб: Литургии, утрени и вечерни с повечерием, на которых обязательно были все братия обители, многие из них ежедневно читали в келлии одну главу из Евангелия по ряду, начиная с первой главы Евангелия от Матфея до последней главы Евангелия от Иоанна, и две главы из Апостола также по ряду, начиная с Деяний святых Апостолов и кончая последней главой Апокалипсиса Иоанна Богослова; причем последние семь глав Апокалипсиса читали по одной в сутки; тогда последняя из них читалась в тот же день, что и последняя глава Евангелия от Иоанна. По окончании, таким образом, чтения всего Нового Завета начинали вновь с первых глав новый круг чтения.
Из Псалтири читали по одной кафизме в сутки, начиная с первой и до последней включительно.
Кроме того совершали так называемое пятисотенное келейное правило следующим порядком: После трех поклонов, обычно полагаемых при начале каждого молитвословия в храме и в келлии, с молитвами: «Боже, милостив буди мне, грешному»; «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя»; «Создавый мя Господи, помилуй! Без числа согреших, Господи, прости мя». В келлии полагался и четвертый поклон, с молитвой: «Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго». Затем следовало обычное начало: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». «Царю Небесный» и прочее (как показано в Саровском правиле) и до «Верую во Единаго Бога». После этого читали 100 молитв «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». На первых 10 молитвах— по земному поклону, на следующих 20 молитвах—по поясному поклону, на последней, то есть сотой, молитве — земной поклон. Затем молитва ко Пресвятой Богородице, положенная в конце утренних молитв и начинающаяся словами: «Пресвятая Владычице моя Богородице». По окончании этой молитвы полагали земной поклон. Потом вновь творили 100 Молитв Иисусовых в указанном порядке с 10 земными и 20 поясными поклонами, на последней Иисусовой Молитве — земной поклон, и снова та же молитва: «Пресвятая Владычице моя Богородице», с земным поклоном. Третья сотня совершалась так же, как первая и вторая. Четвертая сотница молитв была обращена к Пресвятой Богородице: «Пресвятая Владычице моя Богородице, спаси мя, грешнаго». Из этой сотни первые десять молитв также совершались с земными поклонами, а следующие 20—с поясными, остальные 69—без поклонов. Последняя, сотая, молитва—с земным поклоном, и после нее также с земным поклоном молитва: «Пресвятая Владычице моя Богородице». Затем 50 молитв: «Святый Ангеле Божий, Хранителю мой, моли Бога о мне, грешнем»; на первых пяти молитвах — по земному поклону, на следующих десяти — по поясному, а остальные 35 молитв—без поклонов, только на последней—земной поклон, и опять читалась молитва: «Пресвятая Владычице моя Богородице», с земным поклоном. После этого 50 молитв: «Вси святии, молите Бога о мне, грешнем». На первых пяти молитвах—по земному поклону, на следующих десяти—по поясному; последняя молитва—опять с земным поклоном, после которого снова читалось: «Пресвятая Владычице моя Богородице», с земным поклоном. Затем: «Достойно есть» и земной поклон. «Слава Тебе, Христе Боже» и отпуст: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь». В будничные дни совершали все упомянутые поклоны. В дни Пятидесятницы, полиелейных праздников, предпразднества и попразднества, в дни, когда на утрени поется великое славословие и в церковной молитве отменяются земные поклоны, отменялись они и в келейной и заменялись поясными. Также только поясные поклоны совершали всегда в те дни,-когда положено служить всенощное бдение. В последние два дня Страстной седмицы, во всю Светлую седмицу и начиная с 24 декабря до 7 января (ст. ст.) это келейное правило оставлялось, а также и в дни воскресные, хотя бы и не совершалось всенощное бдение.
Какое-либо изменение в составе этого келейного правила, уменьшение или увеличение его предоставлялось воле и благословению старца или духовного отца.
Мужской монастырь «Крестовая Пустынь», поселок Солох-Аул
Официальный сайт монастыря
КРАТКОЕ МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО ДЛЯ МИРЯН
КРАТКОЕ МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО ДЛЯ МИРЯН
«У каждого христианина должно быть
правило» (Св. Иоанн Злат.) «Если сотворишь
правило без лености, то великую награду от
Бога получишь и грехов отпущение».
(Св. Иннокентий Иркутский)
I. ПОКЛОНЫ НАЧАЛЬНЫЕ
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
[Для напоминания о крестном знамении и поклонах здесь и далее поставлен крест [+]].
Постой мало, молча и затем молись неспешно со страхом Божиим, если возможно, то и со слезами, крепко веруя, что «Дух Святый подкрепляет нас в немощах наших: ибо мы не знаем, о чем молиться, и как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8: 26)
Молитва мытаря
Боже, милостив буди мне грешному[+].
Боже, очисти грехи моя и помилуй мя[+]
Создавый мя Господи, помилуй мя[+]
Без числа согреших, Господи, прости мя[+]
Владычице моя, Пресвятая Богородица, спаси мя грешнаго[+].
Ангеле, хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя[+].
Святый (имя твоего святого), моли Бога о мне[+].
II. МОЛИТВЫ НАЧАЛЬНЫЕ
Молитва предначинательная
Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь [+].
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе [+]
Молитва Святому Духу
Царю Небесный, Утешителю, Душе (1) истины, Иже (2) везде сый и вся исполняй (3), Сокровище благих (4) и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже (5), души наша.
1) дух 2) который 3) везде существующий и все исполняющий 4) источник всякого добра 5) добрый
Трисвятое
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный; помилуй нас (трижды, с поясным поклоном) [+].
Примечание. Во время от Святой Пасхи до Пятидесятницы молитва Св. Духу — «Царю Небесный» не читается. В неделю Св. Пасхи не читается все трисвятое, а заменяется тропарем «Христос воскресе…» трижды. Также до отдания Пасхи вместо «Достойно есть, яко воистину» читается или поется: «Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на Тебе возсия; ликуй ныне и веселися, Сионе, ты же Чистая красуйся Богородице, о востании Рождества Твоего».
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. [+]
Молитва ко Пресвятой Троице
Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша; Владыко прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша имени Твоего ради.
Господи, помилуй [+] (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь [+].
Молитва Господня.
Отче наш, иже еси на небесех! да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко(1) на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь (2) нам днесь (3); и остави нам долги (4) наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу[+].
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу [+].
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему [+].
Псалом 50
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих, очисти беззаконие мое. Наипаче (5) омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну(6). Тебе единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих; яко да(7) оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти(8). Се бо(9) в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости(10) Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопо(11), и очищуся; омыеши мя, и паче(12) снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя(13). Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь мир радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей (1), Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей, Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще (2) бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения (3) не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен(4), сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (5). Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы [+].
Символ веры
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым (6). И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша (7). Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася (8). Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате (9), и страдавша, и погребена. И воскресшаго в третий день по Писанием (10). И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца; и паки (11) грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго(12), Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима(13), глаголавшаго пророки (14). Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю(15) воскресения мертвых; И жизни будущаго века. Аминь [+]
1)от преступлений 2) если 3) ветхозавет. жертвы 4) нищета духовная 5) не презрит 6) св. Ангелы 7) все произошло 8) ставшего человеком 9) Понтийский Пилат был правителем области 10) согласно пророчеств в Ветх. Завете (в писаниях) 11) снова 12) подающего жизнь (духовную) 13) достойного одинакового поклонения и славы 14) говорившего через Пророков 15) ожидаю.
Св. Макария Великого
(читай только утром)
К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав, прибегаю (1) и на дела Твоя подвизаюся (2) милосердием Твоим; и молюся Тебе: помози ми на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольского поспешения(3), и спаси мя и введи в Царство Твое вечное. Ты бое си мой Сотворитель, и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование (4) мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. [+].
того же святого
(читай только вечером)
Господи Боже наш, еже (5) согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ (6) и Человеколюбец, прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми; Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа (7) мя от всякаго зла; яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. [+].
Песнь Пресвятой Богородице
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах(8), и благословен плод чрева (9) Твоего, яко (10) Спаса родила еси душ наших [+].
1) обращаюсь 2) усердно обращаюсь, стараюсь 3) соблазна 4) надежда 5) что 6) как добрый 7) сохраняющего 8) среди всех женщин мира 9) Сын Божий 10) так как.
Молитва
Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже в дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец [+]
Молитва
Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродником нашим даруй яже ко спасению прошения и жизнь вечную: в немощех сущия посети, и исцеление даруй. Иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй. Императору споборствуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй. Заповедавших нам недостойным молиться о них помилуй по велице Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отец и братий наших, и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братий наших плененных, и избави я от всякого обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас смиренных и грешных и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, и всех Твоих Святых, яко благословен еси во веки веков, аминь [+].
Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовного (имя его), и святыми его молитвами прости моя согрешения [+].
Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их), братию и сестры, и сродники моя по плоти и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая (1)[+].
Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мене и творящия ми напасти (2), и не остави их погибнути меня ради грешнаго [+].
Ускори, Господи, просветить неведущих Тя (язычников) светом Евангелия Твоего, и погибельными ересьми и расколом ослепленная вразуми и присоедини ко Святей Твоей Апостольской и Соборной Церкви [+].
Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих родителей моих (имена их) и всех сродников по плоти; и прости их вся согрешения вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие (3) вечных Твоих благих и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение [+].
Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память (трижды) [+].
Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша[+].
Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый! Троице Святая, слава Тебе [+].
Достойно есть яко воистину (4) блажити (5) Тя, Богородицу, Присноблаженную(6) и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без нетления (7) Бога Слова (8) рождшую, сущую Богородицу Тя величаем [+].
Слово Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь [+].
Господи помилуй (трижды)[+].
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матерее, преподобных и богоносных отец наших и святаго (помяни Святаго настоящего дня) и всех святых, помилуй нас. Аминь (три поклона[+]).
Примечание 1-е. Утром, не совершивши молитвы, не приступай ни к пище, ни к питью, ни к какому делу. Перед началом всякого дела молись так: «Господи, благослови! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». По окончании дела произнеси: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Перед вкушением пищи читай: «Отче наш»… до конца, затем крестом благослови пищу и питье. (В семье благословляет старший в доме). По окончании трапезы читай «Достойно есть яко воистину…» до конца, ибо Пресвятая Дева Мария через рождение Сына Божия даровала всему миру «истинную пищу и истинное питие» (Иоанн. 6:55), т.е. Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. В течение всего дня держи в сердце своем самую краткую, но самую спасительную молитву: «Господи, помилуй!»…
Примечание 2-е. Если тебе предстоит спешное дело и ты очень занят работой, или же находишься в немощи, то никогда не читай наскоро правила без должного внимания, не гневи Бога, и не умножай своих грехов: лучше прочитать одну молитву неспешно, благоговейно, чем несколько молитв наспех, торопливо. Поэтому сильно занятом человеку следует, по благословению преподобномученика Макария Каневского, прочитать одну молитву — «Отче наш…» Если же имеешь времени несколько больше, то, по благословению преп. Серафима Саровского чуд. — прочитай «Отче наш» три раза, «Богородице Дево, радуйся» три раза и «Верую» — один раз.
Примечание 3-е. Если же ты, наоборот, имеешь немало свободного времени, то отнюдь не проводи его праздно, потому что праздность есть мать пороков, но хотя бы ты был уже не способен к труду по болезни, или старости, — заполняй время подвигом молитвенным, да обретешь великую милость у Господа Бога. Всем малозанятым людям и ревнующим о стяжании (приобретении) духа молитвы усердно советуем выполнять Оптинское правило Пятисотницы — нижепомещенное.
1) мирная, т.е. в этом мире, при жизни; премирная — за гробом; благая — милость, блаженство 2) беды 3) участие, наследие 4) по справедливости 5) восхвалять 6) всегда блаженную 7) без первородного греха 8) Бог Слово есть Иисус Христос (Иоанн. 1:1)
Ставши на молитву, положи сначала «поклоны начальные», затем читай «молитвы начальные» (см. выше) и после «Отче наш», «Помилуй мя, Боже» (50 Пс) и «Верую» — произнеси неспешно сто молитв Иисусовых: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божей, помилуй мя грешнаго», из них: 10 молитв с земными поклонами, 20 молитв с поясными поклонами и 70 без поклонов, стоя прямо.
По окончании 1-й сотницы, поклонись в землю и читай:
Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени [отгони] от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумение, нерадение и вся скверная, лукавая, и хульная помышления от окаяннаго моего сердца, и от помраченнаго ума моего; погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен; и избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ [дел, действий] злых свободи мя; яко благословенна еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.
Вставши начинай тем же порядком вторую и третию сотницу молитв Иисусовых, кончая их земным поклоном и тою же молитвою: «Пресвятая Владычице моя Богородице»…
Таким же порядком читай и четвертую сотню, но вместо молитвы Иисусовой твори молитвы пресвятой Богородице: «Владычице моя Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго».
Пятую сотню раздели на две части, а именно: 50 молитв Ангелу хранителю: «Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне грешнем», из них: 5 молитв с земным поклоном, 10 с поясным и 35 без поклонов поклонов, в конце с земным поклоном молитву: «Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами…» Таким же порядком, как св. Ангелу Хранителю, произнеси остальные 50 молитв всем Святым: «Вси святи, молите Бога о мне грешнем». (5 земных покл., 10 поясных, 35 стоя) и опять молитва: «Пресвятая Владычице моя Богородице…» с земным поклоном.
«Достойно есть яко воистину…» до конца. Слава Отцу и Сыну и Св. Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь [+].
Господи помилуй [+]. (трижды)
Отпуст. Господи Иисусе Христе Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матерее и святаго Ангела хранителя, и всех Святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь [+]
Пятисотницу можешь совершать во всякое время, когда свободен: польза от нее великая, ибо через нее христианин приобретает горячую молитву и может стяжать непрестанную молитву к Богу. Ревнующим о благочестии особенно советуем молиться ночью, как то делал и св. Пророк Давид, встававший в полночь на славословие (Псал. 118: 62). Господь же наш Иисус Христос целые ночи проводил в молитве ко Отцу (Лук. 6: 12), что делали и все святые угодники. Св. Иоанн Златоуст увещает нас: «не на то дана ночь, чтобы мы всю ее спали… Церковь Божия встает в полночь, встань и ты. Тогда душа бывает чище… Стань на колена, вздыхай, моли Бога, чтобы Он был к тебе милостив». И в храме об этом поется: «Нощь несветла неверным, Христе, верным же просвещение в сладости словес Твоих»… (5 ирмос, 7 гл. воскр. Сл.) За ночную молитву даруется особая милость Божия, ибо св. Церковь за всякой утренней службой молится особо о ночных молитвенниках: «помяни, Господи, и в нощи к Тебе вопиющия, услыши я (их) и помилуй, и сокруши под нозе их невидимыя и борительная враги». Впрочем, молясь ночной молитвой, не думай, что совершаешь необыкновенный подвиг: многие целые ночи проводят за картами, за плясками и т.п., и не жалуются на усталость…
Примечание 4-е. В семействе утренняя и вечерняя молитва должна совершаться всеми членами семьи по возможности вместе в присутствии главы семейства, так как семья есть «домашняя церковь» (Кол. 4: 15) и в ней молитву нужно творить поэтому едиными устами, благообразно и чинно как в храме (1 Кор. 14: 40). Если глава семьи грамотный, то молитву читает он, а если нет, то поручает кому либо из грамотных. По окончании молитв, дети и все младшие члены семьи приветствуют старших, а затем и друг друга с добрым утром, или желают покойной ночи.
ЧТЕНИЕ СЛОВА БОЖИЯ
«Слова, которые говорю Я вам, суть дух и
Каждый христианин не только должен часто молиться, но помимо этого читать, или слушать слово Божие, потому что, как молитва, так и слово Божие в обыденной жизни человека служат самыми могущественными средствами для освящения, просветления, назидания и вообще для дела спасения. Потому и Господь заповедал исследовать, изучая Святое Писание (Иоанн. 5: 39) и назвал блаженными тех, кои слушают слово Божие и соблюдают его (Лук. 11: 28).
Почему же так важно чтение слова Божия? Потому что через него мы узнаем себя, все свои недостатки и пороки: — слово Божие есть зеркало души (Иак. 1: 23), оно есть затем «меч духовный», проникающий до разделения души и духа… и «судит чувствования и помышления сердечныя» (Евр. 4: 12) и наконец, оно есть пища и питье для души, почему св. Пророк Давид уподобил поучающегося закону Божию прекрасному дереву, насажденному у источника, которое приносит плод свой во время свое (Псал. 1). Все же это от того, что все Св. Писание богодухновенно, каждое слово в нем внушено и согрето Духом Божиим и полезно для научения, для исправления, для обличения, для наставления в праведности (2 Тим. 3: 16).
В особенности же полезно для нас из Нового Завета — чтение Евангелия, а из Ветхого — Псалтири. Читать слово Божие следует непосредственно после молитвы таким порядком: ежедневно одну главу из Евангелия, начиная от еванг. Матфея и 2 главы из Апостола, начиная с Деяния св. апостолов, и затем 1 кафизму из псалтити. Но если ты времени достаточно не имеешь, то тогда прочти сколько можешь стихов, — хотя бы в то время, когда будешь свободен. Только читать слово Божие нужно со смирением, со страхом Божиим и не спешно. Беря книгу св. Писания перекрестись, поцелуй и сотвори молитву прор. Давида: «открый очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле, не скрывай от меня заповедей Твоих (Псал. 118: 18, 19).
Напрасно некоторые легкомысленные люди думают, что если они несколько раз прочитали слово Божие, то все им уже известно и нет нужды снова поучаться. Блажен муж — который в законе Господнем поучается день и ночь (Псал. 1). Слово Божие — «книга безконечная» по своей мудрости и глубине: чем больше читаешь со смирением и усердием, тем больше открываются тебе чудеса Божии, как в звездном небе: чем дольше смотришь на небо, тем больше видишь звезд…
В семье, как и молитву, слово Божие потребно читать вслух, а по окончании чтения опять перекреститься, поцеловать и положить к св. иконам, где бы св. книга не пылилась.
Преподобный Антоний Великий
Сотница
1. Преподобный Антоний Великий, величайший подвижник, основатель пустынножительства и отец монашества, родился в Египте в 251 году.
2. Первые годы мироотреченческой жизни св. Антоний проводил, как и все аскеты, которые, отрешаясь от мира и житейских забот, оставались в своих домах, только уединялись где-нибудь в невидимом уголке и там предавались молитвам, богомыслию, посту, бдению и всем подвигам. Любил уединение и простоту.
3. Своими правилами прп. Антоний Великий возвел образ жизни на высоту совершенства. Он говорил, что истинное блаженство состоит в служении Богу и в хранении Его законов.
4. Бог не есть виновник зла. Он даровал человеку разум, способность различать добро и зло, и самовластие.
5. Где бы ни был человек, там есть и Бог.
6. Животных Бог произвел для нашей пользы, а человека Бог создал, чтобы он был зрителем и благодарным истолкователем Его дел.
7. Человек, знающий Бога, добр, а когда он не добр, то, значит, не знает Бога и никогда не будет познан от Бога. Ибо единственный способ познания Бога есть доброта.
8. Благо человек получает от Бога, как Благого.
9. Похотение зла есть лишение блага, благо же наше состоит в том, чтобы охотно делать всякое добро, которое угодно Богу всяческих.
10. Человек никогда не может быть истинно добрым, если не вселится в него Бог.
11. Богу угодно, чтобы в человеке не было зла.
12. Бог положил преграду злу в людях тем, что даровал им ум, ведение, разум и различение добра.
13. У Серафима четыре лица во образ:
лицо человеческое – верующий, исполняющий свои обязанности; вол – образ монаха в труде; лев – образ пустынника, побеждающего невидимых врагов; орел – созерцатель тайн Божиих.
14. Мы не можем видеть демонов, как видим тело наше, но они видят нас. Когда они вселяют в душу нашу богопротивные мысли (и мы принимаем их), то чрез то как бы вселяются в нас и делаются видимыми в теле нашем.
15. Диавол часто предлагает зло под видом добра и многих обманывает, потому что они не имеют мудрости, навыка открывать обман.
16. Не известно ли вам, каковы козни диавола? Злые духи раскрывают как ненависть свою к нам, так и враждебные действия против нас, внушая нам богохульные мысли, побуждают сомневаться в истинах веры, чтобы привести нас к неверию, потемняют разум наш, рождают в сердце нашем порочные желания, повергают нас в уныние и отчаяние, возбуждают в нас гнев, рождают и укрепляют в нас склонность осуждать других, оправдывать себя, злословить ближних, производят между нами распри и несогласия.
17. Бесы вводят в ереси, побуждают предпринимать дела, подвиги, которые превышают наши силы, и отклоняют нас от исполнения того, что для нас полезно и нужно.
18. Бесы сеют семя зла в сердцах наших, укореняют, возращают и умножают, делая нас своею добычею и готовя нам наказание и пагубу.
19. Злые духи знают, что когда Бог попускает им искушать преданного Ему человека, чрез то бесам готовится большое наказание.
20. Они знают, что им мучение неизбежно за то, что они отошли от добра, от Бога и враждуют против Творца.
21. Если Святой Дух не попустит искушение, то диавол не может искусить.
22. Есть движение телесное, которое срастворено с телом: это и есть естество, но ничего не может оно сделать, если душа не находится с ним в согласии: оно только означает в теле движение бесстрастное. И другие движения в теле опять происходят от пищи телесной, от многочисленных блюд и от тела неупорядоченного – это вещи, которые и делают то, что жар крови восставляет тело против себя. Вот почему апостол говорил: Не упивайтеся вином, в немже есть блуд ( Еф. 5, 18 ), а в Святом Евангелии Господь наш повелевает Своим апостолам, говоря: Блюдите, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством ( Лк. 21, 34 ). Есть еще другое движение в теле, исходящее от тех, кои борют его – от козни и зависти демонов. Таким образом следует, чтобы мы знали, что есть три движения телесных: одно от естества, другое от множества потребностей и третье, исходящее от демонов.
23. Искушения от злых духов неизбежны, ибо они выявляют наше самовластие, волю, свободу, веру, любовь к Богу.
24. Каждый бывает искушаем собственными своими желаниями и своим нерадением.
25. Враг, чтобы лишить покрова Божия, возбуждает высокоумие и самомнение.
26. Бог посылает брани на людей этого поколения не так, как на древних, зная, что они слабы и не вынесут.
27. Кто живет в пустыне и безмолвствует, тот избавлен от трех браней: от брани через слух; от брани через язык; от брани через видение того, что может уязвить сердце его.
28. Большая же часть людей, несмысленные душою, оставив то Божественное и бессмертное всыновление, склоняются к мертвому, бедному, маловременному сродству с телами и, (как бессловесные) мудрствуя только о плотском и похотью разжигаясь, отлучают сами себя от Бога, и душу с неба низводят в пропасть плотских мучений.
29. Тщеславие, самонадеянность и все злые страсти соделовают человека жилищем духа злобы, который и наполняет его душу порочными мыслями и желаниями и употребляет тело его в орудие греха.
30. Все, что в мире, есть похоть плоти – насыщение чрева множеством различных яств, за которыми следует нечистота блудная; похоть очес – обладание вещественными благами; и гордость житейская – мирская любовь к шумной славе, не есть от Отца, но от мира сего ( 1Ин. 2,16 ).
31. Не должно называть истинно свободными знатных и богатых, когда они злы и невоздержны, потому что они суть рабы чувственных страстей.
32. Добродетель теряет всю свою цену и достоинство от тщеславия.
33. Гордость первая породила грех.
34. Удаляйся гордости и люби смирение.
35. Принимай себя за ничто, не имеющее цены во всем, потому что невменение себя есть дело смирения, смирение рождает ведение, ведение рождает веру, вера рождает послушание Богу, послушание рождает братскую любовь.
36. Смирение приближает к Богу.
37. Смирение необходимо для нашего спасения.
38. Но во всем являй смирение: и в походке, и в одежде, и в вещах, и в образе жизни.
39. Приучи язык свой говорить: прости мне, и придет к тебе смирение, которое почитает всех людей лучшими себя и расстраивает все козни диавола.
40. Слово от ума. Что хочет ум, то и слово выражает.
41. Орган зрения телесного – глаза, а орган зрения душевного – ум.
42. Человеком должно называть того, кто благочестив и имеет боголюбивый ум; не имея же такой разумности, разнится от бессловесных одним расположением членов и даром слова.
43. Человек по уму соприкасается с неизреченной Божественной силою, а по телу имеет сродство с животными.
44. По телу человек смертен, а по уму и слову бессмертен.
45. Ум – дух – не есть душа, но дар Божий, спасающий душу. Богоугодный ум течет впереди души и советует ей презреть временное, вещественное и тленное, а возлюбить блага вечные, так чтобы человек, живя в теле, умом представлял и созерцал небесное и Божественное.
46. Ум боголюбивый есть благодетель и спаситель человеческой души.
47. Боголюбивый ум есть свет души.
48. Умный человек злым своим чувствованиям (требованиям, желаниям) противится.
49. По свободному выбору воли демоны сделались злыми, равно как и большая часть людей.
50. Если приступаешь к делу и не видишь на то воли Божией, ни за что не делай того.
51. Не оставляй воли Божией, чтоб исполнить волю людей.
52. Живых существ четыре различных вида: одни из них бессмертны и воодушевлены – каковы Ангелы, другие имеют ум, душу и дыхание – каковы люди, иные имеют дыхание и душу – каковы животные, а иные только жизнь – каковы растения, в коих жизнь без души, без дыхания, без ума и бессмертия.
53. Бог создал душу свободною и самовластною, и она вольна поступать как хочет – хорошо или худо.
54. Чья душа действительно умна и добродетельна – это обнаруживается во взоре, поступке, голосе, улыбке, разговорах и обращении.
55. Никакой нет пользы изучать науки, если душа не будет иметь доброй и богоугодной жизни.
56. Жизнь плотская и наслаждение в жизни сей большим богатством и властью бывает смертью для души; напротив, труд, терпение, бедность с благодарением и умертвение тела есть жизнь души и путь к вечному утешению.
57. Душа божественна и бессмертна, и будучи вдуновением Бога, соединена с телом для испытания и восхождения к богоподобию.
58. Душа в теле, в душе – ум, в уме – слово.
59. В душе действует ум, а в теле природа. Ум обожает душу, а природа разлагает тело. В каждом теле действует природа, но не в каждой душе бывает ум – почему не каждая душа спасается. Душа есть в мире, как рожденная, а ум превыше мира, как нерожденный.
60. Не всем открывай помыслы твои, но только тем, которые могут врачевать душу твою.
61. Всегда поминай об исходе из тела и вечном осуждении.
62. Смерти не следует бояться, ибо она есть бессмертие.
63. Молитву совершай с усердием и со вниманием, ибо молитва без внимания – пустые слова.
64. Молиться нужно в мире и спокойствии, вникая в молитву, отсекать злые помыслы и устремлять ум к Богу.
65. При труде непрестанно молись: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня», или: «Господи Иисусе Христе, пошли мне помощь Твою», или: «Хвалю Тебя, Господи мой Иисусе Христе».
66. Идя дорогой, молись Богу умом.
67. Просите у Бога силу, дающую духовную ревность к добру и духовную теплоту. Эту теплоту имейте в себе вечно. Нет ничего в мире драгоценнее ее. Если потерял ее, подобно Давиду, ищи покаянием, взывая: Уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе ( Пс. 142, 4–6 ). Давид молитвами и покаянием, которые он приносил день и ночь Богу, возвратил благоволение Божие о себе, и опять пробудилась теплота в его сердце, и он говорил Богу: Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое ( Пс. 107, 2 ).
68. Сам Ангел Господень поучал молитву чередовать с трудом.
69. Не живи там, где грешил.
70. Почасту преклоняй колена.
71. Сердце приучай к богомыслию, а язык к тому, чтобы всегда говорить истину.
72. Бодрствуйте и молитесь ( Мф. 26, 41 ). Питай свою душу словами Божьими, бдением, молитвами, более же всего непрестанно памятью о имени Господа нашего Иисуса Христа – и узнаешь победу над худыми помыслами.
73. Не увлекайся удовольствиями мира сего.
74. Воздержание есть слава добродетели, когда воздерживаются во всем.
75. Сыне мой, убегай пустословия, чтобы не удалился от тебя Дух Божий. Больше молчи.
76. Пусть твои беседы будут взвешены на весах, чтобы они были полезны тем, кои их услышат.
77. В молчании подражай Господу, когда Он не ответствовал Ироду.
78. В мире глас, язык и слух вызывают борение, а в уединении только сердце в борении.
79. Тело есть дом сердца: оно имеет дверь и окна, если я иду к людям, то (окна) все открываются, бури, волны входят в них, то есть они слышат, видят, говорят, чувствуют. Если я нахожусь в келлии своей, окна закрыты, и я неприступен, только со своим сердцем я должен бороться.
80. Венец нетления, добродетель и спасение человека есть благодарно переносить несчастье.
81. Благодари того, кто обижает тебя, и Бога будешь иметь другом.
82. Более старайся услуживать другим, нежели, чтоб тебе услуживали.
83. Братия должны служить друг другу, как Господь служил Петру – ученику, не отвергать услужения и самому служить.
84. Сила, движущая на подвиги, есть ревность – нравственная энергия о спасении, славы ради имени Божия. Руководители же – свое рассуждение и совет опытных.
85. Мужественная душа приносит духовные плоды, и Бог дает ей ревность и покой, и диавол уже боится души, имеющей стража.
86. «Возлюбленные в Господе дети мои! Я люблю вас и уверен, что вы любите Бога; и потому прошу вас, старайтесь приобрести духовное мужество, чтобы боялись вас злые духи, труды ваши казались для вас легкими, а все Божественное сделалось для вас приятным».
87. Грех, быв понят душою, ненавидим бывает ею, как зловоннейший зверь; непонятый же он бывает и любим непонимающим его и, порабощая любителя своего, держит его в плену у себя. А несчастный и бедный не видит, что для него спасительно, даже не думает о том: но полагая, что грех красит его, рад ему.
88. Выше всех добродетелей есть смиренномудрие.
89. Рассуждением человек разбирает свои желания, слова, дела и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога. Расстраивает козни врага, верно различая, что хорошо и худо,
чтобы идти царским путем, не уклоняясь вправо – к чрезмерному воздержанию, ни влево – к нерадению, беспечности и разленению.
90. Если человек любит Бога всем сердцем, всем умом и всею силою своею, то приобретает страх Господень; от страха рождаются слезы, а от слез – мужество.
91. Свободен тот, кто не рабствует сластям и чувственным удовольствиям, но душою в рассуждении и целомудрии господствует над плотью.
92. Свободен и блажен тот, кто в чистоте и презрении временного.
93. Прп. Антоний Великий в письмах к духовным чадам пишет: «любовь побуждает меня молить Бога, чтобы Он дал и вам тот огненный Божественный Дух Свой, Который я принял от Него. Если вы хотите получить Его Духа так, чтобы Он пребывал в вас всегда, то принесите в жертву Богу тело свое, старайтесь приобрести смирение сердца, день и ночь возносите мысли свои на небо, ищите сего огненного Духа с чистотою сердца – тогда вы получите Его. Когда Он будет жить в вас, то откроет вам высокие тайны. Дух истребит в вас страх к людям, зверям и вещам. Он будет источником радости небесной. Вы тогда молить Бога будете не о своих только душах, но и о других, как Моисей о народе: Аще убо оставиши им грех их, остави; аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси ( Исх. 32, 32 )».
94. Братия спросила авву Антония, который был близок к смерти, о конце мира. Святой сказал им: «Вы видите первый мир, который Бог истребил за блудодеяния и насилия, какие были среди них (людей того времени), подобным образом, Содом и Гоморру Бог истребил некогда за блудодеяния и немилосердие. Так и конец этого мира будет при сих трех вещах: если насилия умножатся среди людей и если блуд умножится среди монахов – вот конец мира. Если вы увидите старых монахов, покидающих пустыни и монастыри и в городах пребывающих в домах мирян с женщинами, а молодых монахов пребывающих в обителях дев, и мужей пустыни, любящих есть и пить, и увидите монахов торгующими, покупающими, продающими по подобию мирян – вот конец света – не будет покоя для мира, но только скорбь и бедствие до скончания века сего».
95. Авва Антоний говорил: «Я молил Бога однажды показать мне помощь, которая окружает монахов, и когда я еще молился, я увидел огненные светильники и лик Ангелов, окружающих монаха, хранящих его как зеницу ока, и пришел с неба глас, говоривший: «Не оставляйте его, пока он в теле». И увидев такую помощь, окружающую человека, я вздохнул, говоря: «Горе тебе, Антоний! Эту великую помощь Бог тебе назначил, а ты постоянно нерадив»».
96. Победа над страстями приближает к бесстрастию, и подается мир душевный, тогда уже молитва и богомыслие возбуждают в сердце духовную теплоту, которая, собирая к себе все силы духа, души и тела, вводит человека внутрь, где, водворившись, он ощущает неотразимую потребность быть одному с единым Богом.
97. Последняя цель всех подвижнических трудов и верх совершенства (св. Антония) – это Боговселение, или жизнь в Боге. Св. Антоний был выше многих отцов – он был там, где Бог.
98. К совершенству христианина необходимо принадлежит и духовный навык различать добро от зла, истину от лжи.
99. Есть совершеннейший страх у святых, рождающийся от любви: я уже не боюсь Бога, я люблю Его.
100. Совершенные суть те, которые имеют чувствия обучена долгим учением в разсуждение добра же и зла ( Евр. 5, 14 ) и которые потому сделались сынами Царства и получили Божественное усыновление.