Что такое шурави по афгански с перевода афганского
Что такое «шурави»? Происхождение слова
Предыстория войны
Весной 1978 года произошла афганская «апрельская революция», военный переворот, в результате которого авторитарное республиканское правительство было смещено оппозиционной Народной демократической партией Афганистана (НДПА), ориентированной в своей политике на СССР. Мир продержался недолго. В конце лета 1979 года конфликт, вызванный расколом в межпартийных рядах, обострился настолько, что действующий глава правительства Н. М. Тараки был отстранен, исключен из членов партии и арестован. Немного позже он «умер от волнений», как сообщили афганские СМИ. Следствием переворота стали масштабные чистки в среде действующей партии. Получивший власть Х. Амин вызвал у правительства СССР серьезные опасения и сомнения в выборе курса развития Афганистана.
Вам будет интересно: Лысьва: история города, достопримечательности и фото
12 декабря 1979 года, прикрывшись ранее звучавшей от Х. Амина просьбой о поддержке революционного режима, правительство СССР ввело войска в Афганистан. Сам Х. Амин погиб от взрыва гранаты во время штурма правительственного здания. Советские средства массовой информации, ранее положительно оценивавшие его деятельность, сменили курс и стали писать о нем как о «приспешнике ЦРУ», а его окружение называли «кровавой кликой».
Реакция народа Афганистана
Ход войны
Затянувшаяся война стала тяжелым испытанием для Советского Союза. Наши солдаты не имели абсолютно никакого опыта ведения боевых действий в горах. Вооруженные формирования моджахедов, напротив, отлично ориентировались на местности и активно поддерживались местным населением. Наиболее эффективным средством вооружения стали вертолеты, но вооруженные гранатометами моджахеды часто сбивали их в дневное время, поэтому летать приходилось ночью. Пик военных действий пришелся на середину 80-х годов
Разбросанные по территории Афганистана советские военные посты и базы нуждались в постоянном снабжении, осуществляемым автотранспортом. Нападение на военные колонны стало излюбленным средством борьбы душманов. Отличное знание родной земли способствовало использованию ими всех преимуществ горной местности. Крупные военные лагери, развертываемые афганцами в начале войны и уязвимые с воздуха, вскоре сменились небольшими, прячущимися в скалах лагерями.
Большое количество добровольных помощников, снабжающих повстанцев информацией и продовольствием, глубокая религиозная убежденность в борьбе против «неверных», неприхотливость делали афганцев трудным противником. Слово «шурави» стало для них лозунгом освободительной борьбы.
Вывод войск
Сверхдержавные интересы СССР не учитывали судьбы отдельно взятых людей. Военные действия продолжались более девяти лет и унесли жизни почти миллиона афганцев. Правительство озвучило наши потери цифрой в 15 тысяч человек.
В середине лета 1987 года новое правительство Афганистана предложило бунтовщикам мирное решение затянувшегося военного конфликта. По результатам соглашения, подписанного СССР в Женеве, 15 мая 1988 года начался организованный вывод войск с территории Афганистана. Девятью месяцами позднее, 15 февраля 1989 года ее официально покинул последний советский бронетанковый взвод. Эта дата вошла в историю Советского Союза как день окончания Афганской войны.
Эхо войны
Некоторые местные жители, мирно настроенные к советским солдатам, и сейчас отмечают положительные следы советского военного присутствия в стране. Что такое «шурави» для них? Люди, принесшие на родную землю материальную и медицинскую помощь, построившие крепкие здания и проложившие хорошие дороги. Люди, которых до сих пор вспоминают добрым словом.
Новое в блогах
«Шурави»: что бывшие «душманы» говорят о советских солдатах
Изначально советских военнослужащих, составлявших контингент СССР в Афганистане во время афганской войны, так называли моджахеды, бойцы мотивированных исламской идеологией нерегулярных вооруженных формирований, боровшихся против правительственных войск Афганистана, которые, в свою очередь, поддерживал Советский союз.
Впоследствии это название перешло в практику общего употребления среди афганского населения и потеряло свой негативный оттенок, став более нейтральным, а впоследствии, в том числе — после выхода советских войск из Афганистана, приобрело положительный окрас. В интервью российским и зарубежным изданиям афганцы говорят о том, как много было создано в Афганистане советскими солдатами.
Так, военный корреспондент Суханов отмечает, что если раньше на улице каждый афганец уверял его, что дрался с шурави, то сегодня, спустя 30 лет с момента вывода советских войск из Афганистана, он все чаще слышит от местного населения:
Сегодня «шурави» называют себя и ветераны афганской войны, считая, что они до конца честно и в соответствии с присягой, и воинским долгом, делали свое дело. Об этом сняты фильмы и написаны книги, песни и даже названы улицы, как например, в с. Чемодановка Пензенской области.
А согласно опросам, 90% населения Афганистана сегодня вспоминают шурави с уважением. Даже если в то время они были в числе их противников.
Что такое шурави по афгански с перевода афганского
первая ассоциация: Афган и слова в тетради. ну что с того что не Берлин мы брали..ну что с того,что в нашу честь не грянет гимн..мы не последнюю вершину взяли..так почему,ребята,нам не спеть..
Кабул, Кабул:
эрэсов гул,
Дар-уль-Аман, где чуть живой
от скуки штаб 40-й,
аэродром,
небесный гром,
комдив с чекушкою
и прапорщик с ведром.
верно
Шурави это солдаты советских оккупационных войск в Афганистане,а про «Бача» впервое слышу.
Я мог бы в интернете посмотреть, но не буду. Помню только «Опять, бача, подвёл потерей роту».
Насколько я помню,шурави-друзья,а бача-самый младший в семье.Малыш.Но,может,я и не права.
шурави-так называли советских солдат в Афганистане, вроде. второе-не знаю
Ну это любой ответит а вот что такое «Sisi»? Это продавалось в той же стране.
шурави называли в афгане русских, если я не ошибаюсь, а бача? не знаю
Так называют советских солдат, служивших в Афганистане.
Наших солдат в Афгане называли шурави.А бача не знаю.
Кто такие мальчики-бачи и какую роль они сыграли в истории Средней Азии
Пронырливость «бача»
«Бача» в переводе на русский означает «парень», «пацан». Как вспоминал подполковник запаса, «афганец» Игорь Шелудков, на его памяти самыми шустрыми участниками товарообмена между населением Афганистана и военнослужащими советского Ограниченного контингента были местные пацаны – те самые «бача». Они нисколько не боялись «шурави» и использовали любые возможности для того чтобы выпросить у них «бакшиш» (подарок).
Несмотря на повальную неграмотность населения Афганистана, многие его жители проявляли удивительную сметливость в плане общения с русскими (так в республике называли весь «шурави»-интернационал Ограниченного контингента) – особенно когда это касалось получения материальной выгоды от чужеземцев. Игорь Шелудков говорил, что пока одни «бача» забивали голову неопытным в общении с местным населением «афганцам» своим «бакшишем» («платой за проезд», как говорили быстро обучавшиеся русскому языку мальчишки), другие пацаны за считанные минуты сливали из бензобаков советских машин горючее, за раз одно-два 10-литровых ведра.
Видео
Как будет привет по Афгански?
Основные слова | Произношение |
---|---|
Основные фразы | |
Здравствуйте! | СалАм алЕйкум! |
Я путешественник. | За мосафАр ям. |
Еду в Нуристан/Кандагар/Кабул | Зу НуристАн та/КандаhАр та/КабУл та зэм |
На каком языке говорят пуштуны?
Пушту́ (самоназв. پښتو [paʂto:], [paxto:], [pa:çte:]) — язык пуштунов, один из восточно-иранских языков. Является официальным языком Афганистана (вместе с дари) и некоторых регионов Пакистана. Распространён по всему южному и юго-восточному Афганистану и северо-западному Пакистану, а также в пуштунской диаспоре.
Душман
В переводе с пушту — «враг, злоумышленник». Так своих противников называла правительственная армия Афганистана. В советском военном жаргоне слово быстро сократилось до «духа».
Сами члены афганских нерегулярных вооружённых формирований, естественно, этим словом себя не обозначали. Для себя они были моджахедами — от арабского «муджахид» («борец за веру»).
Статья по теме «Ночью сожгли Пугачёву». Как в Афганистане выживали те, кто нам верил
В русском языке душманами довольно долго называли не только бородатых дядек с афганских гор, но и всех малоприятных людей, в том числе соотечественников. Ныне это значение почти утрачено. Настоящие душманы носили традиционную афганскую одежду: шаровары, длинные рубахи, жилетки, чалму или «пуштунку».
Отношение закона к данному явлению
Кто становится бачей?
Как правило, бачей становятся самые бедные мальчики. Это бывшие попрошайки и бездомные, которые имеют довольно мягкую и женскую внешность. Из-за того что в Афганистане низкий уровень жизни и очень много бедных, семьи часто сами отдают своих мальчиков сутенерам бача-бази, прекрасно понимая, что они делают, и какая участь ждет их сына.
Но многих мальчиков и просто похищают — затаскивают в машину и увозят.
Мальчиков, которым исполнилось больше 10, наряжают в женскую одежду, обувь, обвешивают женскими украшениями и даже подкладывают грудь. Им красят лицо, как девушкам, и учат женским манерам.
То, что зарабатывает бача, отдается сутенеру, а сам он получает только малую часть, которую, как правило, отдает своей семье.
Мальчиков можно разделить на две группы:
Когда же подростку исполняется 18 лет, как правило, он уже становится неинтересен и от него избавляются.
Бур (буровка)
Неизвестно, почему это название закрепилось за старой британской винтовкой «Ли-Энфилд». Оно однозначно отсылает к Англо-бурской войне, но где Афганистан, а где Южная Африка?
«Бур» считался у мотострелков и десантников неплохим трофеем. Конечно, он не пробивал БТР насквозь, как гласили армейские легенды. Но много солдат и офицеров из-за старой английской винтовки стали «грузом 200».
Базар сатаны. Фоторепортаж «АиФ» с улиц Кабула Подробнее
Ностальгия по «шурави». Афганистан.
Зарубежные аналитики считали, что после ухода советского воинского контингента из Афганистана правительство Мохаммада Наджибуллы сможет удержаться у власти не более полугода, по факту оно воевало с моджахедами еще почти четыре года. Теперь, хлебнув демократии и свободы девяносто процентов афганцев вспоминают шурави с уважением.
Шурави (شوروی, от шура — совет) — название советских военнослужащих в Афганистане. Произошло от афганского названия советских специалистов и служащих Советской Армии времен войны в Афганистане (1979—1989). Слово получило распространение сначала среди афганцев, впоследствии и среди ветеранов афганской войны.
15 февраля 1989 года Советская армия ушла из Афганистана
Раньше любой прохожий пытался убедить меня, что воевал с «шурави». Теперь все хором говорят: «Лучше бы русские остались».
…Подбитых танков в поле — великое множество. В основном — Т-80, хотя иногда попадаются и дряхлые советские «тридцатьчетвёрки»: вперемешку с самоходками и броневиками. Дырявые, обугленные, вконец проржавевшие. Их десятки, если не сотни. Гуляя по железному кладбищу, проводник Сейдулла показывает пальцем: вот этот сожгли душманы, другой принадлежал талибам. Броню занесло песком, пушки устремлены в небо, будто хоботы слонов. Мёртвые танки — полноправные старожилы Афганистана: война здесь идёт уже 30 лет, не прекращаясь ни на минуту.
— Сначала шах воевал против моджахедов, — смеётся Сейдулла. — Потом вы с нами, моджахеды друг с другом и, наконец, талибы с моджахедами. Техники сожгли — на миллиарды. Сколько же вы денег в Афган вбухали…
«Священная война» не в моде
…Сейдулла шикарно говорит по-русски. Да и не он один. Кабульский таксист, высовываясь из окна машины, орёт на коллегу — среди диалекта дари всплывают слова «козёл» и «куда едешь».
На огромном стихийном рынке в Майванде (район Кабула, где в 1981 году бесследно исчезали советские патрули), а также в магазинчиках Куриной улицы бойко торгуют пряжками с серпом и молотом, юбилейными рублями и старыми гимнастёрками. Отлично сохранились районы, построенные при СССР, — девятиэтажки со сквериками, словно у ВДНХ. Ровно 20 лет назад мы ушли из Афганистана. Пережив с тех пор множество проблем, многие афганцы пришли к странному выводу: «шурави» следовало… остаться.
— Советский Союз попросту бросил нас, — с обидой замечает бизнесмен Ахмади, беседуя со мной в тесной чайхане, где мы пьём чай из помятого самовара с царским орлом. — Вы оставили Афганистан на произвол судьбы.
Я пытаюсь объяснить. Рассказываю про десятки цинковых гробов, что летели каждый месяц из Кабула в СССР. О сухих похоронках — «пал смертью храбрых, выполняя интернациональный долг». О матерях, рыдавших на могилах. Цитирую песню Макаревича, рвавшую душу: «…а ребят стреляют в Афгане — и никак оно не кончается». Напоминаю про миллион афганцев, сгинувших на этой войне. Но понимания у собеседника не встречаю. Афганцы довольно цинично относятся к смерти и умеют ценить храбрость противника. В Кабуле мне спокойно говорили на каждом шагу: «Да, вы убивали нас, но была война. А это честь — воевать с хорошими солдатами».
— О, я знаю, — отхлёбывает чай Ахмади. — Вы потеряли 15 тысяч человек за 10 лет. Но знаешь что? Совсем недавно я читал газету и увидел цифру: в России только за один прошлый год погибло в автокатастрофах в два раза больше народу. Разве это война? Так, игрушки. После ухода из Афганистана СССР развалился. Оно того стоило? Посмотри на любую страну: везде, откуда вы ушли, ваше место немедленно заняли. Американцы — в Кабуле, китайцы — на Кубе, британцы — в Ливии. И ты сомневаешься, что вы поступали правильно?
…Бизнесмен Ахмади сразу после ввода войск СССР сбежал в Пакистан: торговал хлопком в Пешаваре, поддерживая финансами моджахедов. После победы те сожгли его фабрику во время междоусобных боёв, и мировоззрение Ахмади в корне обновилось. Помнится, когда я впервые попал в Афганистан в 1993 году, каждый встречный пытался убедить меня в том, что героически сражался против «шурави». Теперь только и слышишь от собеседников — мол, воевали «наёмники за доллары», а они против русских ничего не имели. Участие в «священной войне» больше не в моде. Никто не помнит, что нашим солдатам стреляли в спину даже подростки.
— Ты ехал по дороге до Джелалабада? — спрашивает меня полковник афганской армии. — Её построили «шурави», почти закончили, но не успели: вывели войска. А школ сколько, фабрик… Теперь ничего этого нет.
— Безусловно, если бы СССР удержал афганский режим у власти, это сыграло бы положительную роль в мировой безопасности, — соглашается военный аналитик Стивен Джейкобс. — Вторжение в Афганистан — очевидная глупость. Но уход после смерти тысяч солдат и затрат в десятки миллиардов долларов — тоже загадочный поступок.
…Американец Джейкобс живёт в роскошных апартаментах «Сафи Лэндмарк». За месяц в Кабуле он НИ РАЗУ не покинул стен отеля, проводя деловые встречи в гостиничном ресторане: так безопаснее. На днях талибы атаковали центр столицы, погибли десятки людей. Южные провинции легли под власть боевиков, в северных правят полевые командиры. С Ираком всё понятно — нефть, она и есть нефть. Но что такого мировые державы забыли в нищем Афганистане, где сожжённая земля не родит хлеба, чистая вода на вес золота, а 65 процентов ВВП республики — доходы от продажи героина?
— Афганистан — стратегически важная точка, — объясняет Марсель Ломир, владелец частной охранной компании в Кабуле. — Военные базы на здешнем «пятачке» обеспечивают влияние на обстановку в соседних государствах — Иране, Индии и Китае.
…В Кабуле окончательно понимаешь: наш уход в 1989 году был неизбежен. Мы не могли выиграть сражение, которое вели с половиной мира. Запад выделял на афганскую войну миллиарды долларов, моджахедов натаскивали лучшие военные инструкторы, они были вооружены по последнему слову техники — противотанковыми ракетами и «стингерами». В сражениях участвовали дивизии регулярной армии Пакистана, десятки тысяч арабских добровольцев из Саудовской Аравии, Йемена, Египта. Фактически это была третья мировая война.
15 февраля 1989 года Советская армия покинула Афганистан: правильно мы сделали или нет, разбираться будет уже история. Кабул залит солнцем — солдаты у министерства юстиции счищают с асфальта загустевшую кровь: следы нападения на патруль НАТО террориста-смертника. У нас больше не болит голова по поводу местных проблем.
…Зато теперь она болит у тех, кто нам в своё время их создавал.