что такое сор на ребенка
СОЧ и СОР: что это за система и почему ею недовольны родители школьников
Новая система оценивания внедряется параллельно обновлённому содержанию образования.
Полное внедрение системы должны завершить в 2020-21 учебном году.
Все школы Казахстана поэтапно переходят на обновлённое содержание образования: в 2016 году – 1 классы, в 2017 – 2, 5, 7 классы, в 2018 году – 3, 6, 8 классы. Параллельно с внедрением новой программы в школах изменяется и система оценивания учащихся. Так называемая критериальная система построена на сравнении достижений учащихся с описанными критериями, которые позволяют определить, насколько успешно освоен материал и сформированы практические навыки.
Однако многие родители и учителя, привыкшие к традиционной пятибалльной шкале, не готовы принять новую реальность. Одни считают, что такие срезы вводят школьника в депрессию, вторые, соответственно, просто не успевают физически проводить и проверять такое количество контрольных одновременно. Informburo.kz разобрался, почему новая система вызывает столько нареканий со стороны общества, и может ли замена отметок на баллы поднять уровень образования в стране.
СОР и СОЧ: что это такое и для чего их придумали?
Новая система представлена в виде СОР (суммативного оценивания за раздел) и СОЧ (суммативного оценивания за четверть). Срезы проводятся по итогам каждого раздела и каждой четверти. Итого около 3-4 раз за четверть школьники сдают СОРы и СОЧи в виде вопросов, тестов, контрольных и так далее. Итоговая оценка за четверть и год выводится по специальной формуле.
Как объяснила эксперт в области образования, педагог Асем Дитч, СОЧ и СОР основываются на критериальном оценивании знаний, умений и навыков, что исключает субъективный подход со стороны оценивающего.
«Критерий – это составляющая стандарта. Если ученик знает критерий, он знает, как достичь стандарта темы, раздела. Критерии, в свою очередь, расшифровываются дескрипторами, прописанными в каждой суммативной работе. При грамотно составленной СОЧ и СОР ребёнок может самостоятельно оценить качество своей работы, что является одной из целей современного подхода к обучению. Любой результат промежуточного оценивания – это рекомендация, какой критерий нужно подтянуть. Своего рода обратная связь. Чем конкретнее представлены критерии оценивания, тем лучше учащийся будет понимать, что ему нужно сделать для успешного выполнения задания», – пояснила она.
Обновлённое содержание образования нужно для развития функциональной грамотности, чтобы ребёнок мог применить полученные знания, в том числе и во время этих контрольных работ. «Он не должен готовиться, заучивать – это противоречит программе», – считает заместитель директора департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Зейнеп Максутова.
Несмотря на то, что ученик оценивается только посредством СОР и СОЧ, учителя продолжают ежедневно вести работу, поощряя успехи учеников смайликами и бабочками.
«Педагог каждый день смотрит, наблюдает за развитием ребёнка, за тем сколько знаний он получил, как он ориентируется на уроке. То есть итоги подводятся после каждого урока. Это не влияет на СОР И СОЧ, это для учителя и ученика, для того чтобы они знали к чему они пришли и к чему нужно стремиться», – объяснила Зейнеп Максутова.
За правильную организацию и проведение СОР и СОЧ учитель несёт непосредственную ответственность, потому что именно учитель планирует свой урок.
«Никакого рейтинга школ нет. Мы стараемся сделать всё, чтобы разгрузить максимально учителей, чтобы они занимались только учебным процессом», – подчеркнула Зейнеп Максутова.
Новая система оценивания позволяет формировать у обучающихся способность контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей, считает заместитель директора департамента дошкольного и среднего образования.
По данным МОН, проведение СОР и СОЧ на психическое и эмоциональное состояние детей не влияет. «Видимо, родители сами входят в депрессию, потому что больше вмешиваются, не понимают. Они не обучались по этой программе им тяжело. Дети больше знают и воспринимают», – отмечает Зейнеп Максутова.
Успешность внедрения обновленного содержания образования и критериального оценивания подтверждают данные диагностического тестирования обучающихся первых классов в 30 пилотных (обучающихся и оценивающийся по новой системе) и 16 контрольных школ (по старой) отметили в Министерстве образования и науки РК.
Тестирование проводилось в начале учебного года и по его окончании. Учитывая то, что обучение и оценивание учеников пилотных и контрольных школ проводилось по разным методикам, все итоги срезов для успешного сравнения были переведены в баллы, уточнили в ведомстве.
«В начале года средний балл учеников пилотных школ составил 112,6, что на 5,9 баллов ниже среднего балла учеников, обучающихся по старой программе (118,5 балла). По итогам учебного года средний балл обучающихся пилотных школ составил 137,7 балла, что на 7,3 балла выше среднего балла обучающихся контрольных школ (130,4). При этом учащиеся пилотных школ по итогам года показали более значимый прогресс среднего балла (+24,8 балла), чем обучающиеся контрольных школ (+11,9 балла)», – уточняется в отчёте мониторинга.
Результаты учеников третьих классов пилотных школ также значительно преобладают над результатами контрольных. Так, по итогам учебного года учащиеся 3 класса показали более значимый прогресс среднего балла (+38,5 балла), что в два раза превышает показатели контрольных школ (+19,7 балла). Такое преобладание отмечается в разрезе всех показателей: язык обучения, типы школ, местности и другое.
Почему критериальной системой оценивания недовольны родители и учителя?
По мнению депутата Мажилиса Парламента РК, почётного работника образования РК Ирины Смирновой, введённые СОЧи и СОРы не до конца продуманы. Одна из недоработок МОН РК в том, что контрольные работы могут проводиться в один день по всем предметам.
«Любое оценивание, тем более, когда все привыкли к тому, что оценка решает очень многое, ведёт к тому, что все зацикливаются, а что ты там получил. Ребёнок находится в стрессе, когда у него постоянно идут СОЧи и СОРы. Это сложно не только для ребёнка, но и для понимания родителей. Они не понимают, для чего нужно домашнее задание, если оно не оценивается, никуда не вносится», – отметила она.
Помимо этого, проверка большого количество работ, а иногда, по словам Ирины Смирновой, из-за совпадения срезов их бывает по 200 сразу, учитель перегружен.
«Из-за маленькой заработной платы, учитель вынужден брать как минимум 1,5 ставки, чтоб просто выжить. А когда у него 1,5 ставки, то соответственно очень много проверок СОЧ и СОР. Он должен выставить результаты СОЧ и СОР в тот же день, как он их провёл. Но если у него в день семь параллелей, где в каждом классе по 30 человек в лучшем случае, это 200 тетрадей. Он будет днём и ночью проверять эти работы, потом их выставлять, он сможет там написать в чём проблема у этого ребёнка? Что он не усвоил? Не сможет физически», – считает депутат.
Ещё один пробел в работе новой системы СОРов и СОЧей – оценивание отсутствующих на контрольных учащихся. По словам Ирины Смирновой, из 200 человек аттестуемых вполне возможно, что 12 болеет. Однако пробелов в системе быть не должно и учитель вынужден бегать за школьником, пока тот не сдаст все экзамены.
«В СОЧ и СОР не должно быть дырок, должны быть выставлены оценки, знания каждого ребёнка должны быть изучены. Учитель должен встретиться с этими 12 отсутствующими учениками, а на этих учеников, когда они пришли в школу набрасываются все учителя всех предметов, для того чтобы сдать СОЧ и СОР. Теперь учителя вместе с этими детьми составляют расписание, когда эти дети могут написать СОЧ и СОР. Эти 12 человек встречаются с каждым учителем по согласованному расписанию, и эта деятельность учителю не оплачивается», – пояснила она.
Несмотря на то, что Министерство образования и науки требует своевременного заполнения электронного журнала «Кунделик», неполадки на сайте не всегда позволяют уложиться в срок. В ведомстве не учли, что при одновременном заполнении «Кунделик» начинает зависать.
«Оценки за СОЧ и СОР нужно выставлять в «Кунделик» в тот же день, когда была проведена контрольная. Если вдруг учитель не успеет, то в программе будет пробел, и этот урок не будет засчитан при начислении заработной платы. Учителя утверждают, что «Кунделик» очень часто виснет потому, что все учителя заполняют СОЧ и СОР практически в одно время. Помимо этого, в некоторых школах интернет и вовсе отсутствует», – подчеркнула Ирина Смирнова.
Все эти моменты вызывают протест у учителей, родителей и школьников. Однако депутат считает, что, несмотря на все недопонимания, предлагаемая новая система оценки, когда оцениваются функциональные знание учащихся, применение на практике, возможность анализировать, способность к синтезу и анализу – это хорошее движение.
«Министерство должно увидеть в учителях, в родителях и детях своих добрых друзей и услышать их голос, не как голос критиков, которые хотят убрать и избавиться. МОН РК должно понять, что нужно сделать для того, чтобы работа шла комфортно и всем было понятно, что делать», – отметила она.
По мнению эксперта Асем Дитч, новая система оценивания, безусловно, лучше старой пятибалльной системы. Однако, по её мнению, для казахстанского общества сейчас СОР и СОЧ проблема.
«Проблема прежде всего от неготовности учителей и родителей принять новую реальность. Ведь не секрет, что не все педагоги осмыслили суть суммативного и формативного оценивания, некоторые даже умудрились превратить эти два мощных инструмента помощи детям в жёсткий экзамен. Уже более пяти лет МОН РК организовывает курсы повышения квалификации учителей, где отрабатываются самые мощные педагогические методики мира, например, Кембриджского университета. Я считаю, что необходимо вводить подобные курсы для родителей. Пока сознание казахстанского общества сфокусировано на оценке как приоритете в образовании, пока мы будем с тоской вспоминать старые учебники и вздыхать о диктантах, наши дети не станут более подготовленными к жизни», – сказала она.
Пятибалльная система оценивания: что с ней не так?
В МОН считают, что пятибалльная система оценивания, традиционная в Казахстане, уже не соответствует современным запросам и системам образования.
Недостатки пятибалльной системы оценивания:
«Почему-то все наши родители, общество привыкли работать на оценки и заранее своего ребёнка настраивают на то, что он должен принести какую-то отметку. Родители судорожно за этим следят, на самом деле это неправильно. Новая обновлённая программа направлена на получение знаний, а не оценок», – пояснила заместитель директора департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Зейнеп Максутова.
Пятибалльная система не всегда была объективной и разрушала мотивацию к дальнейшей учёбе, призналась она. Депутат Ирина Смирнова также считает пятибалльную систему оценивания несовершенной.
«Когда мы привыкли в течение длительного времени к одной форме оценки и когда вводится другая, совершенно противоположная, конечно, это воспринимается в штыки. Когда мы оценивали баллами от 1 до 5, то два бала мы практически не использовали это 1 и 2. По сути мы все знания учащихся оценивали тремя оценками 3,4,5. Когда ввели ЕНТ, это было около 14 лет назад, то весь перекос образования пошёл в ту сторону, что всё надо вызубрить, не надо ни о чём думать, просто вызубрить. Поэтому во главу угла стала зубрёжка, что сегодня просто неприемлемо, сегодня вызубрить всё невозможно. Сегодня всё надо понимать», – отметила она.
СОРы и СОЧи в основном тяжело даются тем детям, которые раньше получали хорошие оценки с помощью заучивания, отмечают учителя и директора школ. Вместе с тем троечники и хорошисты при новом подходе оценивания зарабатывают хорошие баллы. Депутат Смирнова считает, что снова возвращаться к старой системе оценивания – это неправильно.
«Тремя баллами оценить всё достаточно сложно, там нужно либо бальную шкалу увеличивать до 10-15, чтоб как-то оценивать, либо другие формы. Вот другая форма нам предложена», – отметила она.
По словам Зейнеп Максутовой, в Казахстане была выбрана система оценивания, которая уже была апробирована в Назарбаев интеллектуальных школах совместно с Международным экзаменационным советом Кембриджского университета. Также система была апробирована в 30 пилотных школах страны. Сторонники новой системы оценки знаний выделяют у неё следующие плюсы?
«Внедрение системы критериального оценивания учебных достижений направлено на развитие обучающегося, повышение его интереса и мотивации к обучению. В современной школе пятибалльная система оценивания не позволяет проследить объективности отметок», – отметила Зейнеп Максутова.
Что будет с новой системой критериального оценивания в Казахстане?
В 2020-21 учебном году в Казахстане завершат полный переход на обновлённое содержание и на новую систему оценивания. По словам заместителя директора департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Зейнеп Максутовой, возможно, система будет совершенствоваться с учётом замечаний, но точно не изменится кардинально.
«Систему оценивания можно усовершенствовать, сделать многофункциональной, но принцип и механизм должны остаться прежними. Новая система должна давать возможность определить, насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практические навыки; показывать динамику успехов учащихся в различных сферах познавательной деятельности; иметь в основе механизм поощряющий, развивающий, способствующий самооцениванию учащихся; предусмотреть связи «учитель – ученик», «родитель – классный руководитель», «администрация – педагогический коллектив». Это обеспечит системный подход к формированию учебного процесса, а, значит, и его целостность», – пояснила она.
Как загрузить свидетельство о рождении ребенка (образца ДНР) на портал Госуслуги
⛔️ Около месяца назад на портале Госуслуги в личном кабинете родителя заблокировали возможность загрузки данных детей со свидетельством о рождении иностранного государства. 🙅♀️ На текущий момент на портале Госуслуги в личном кабинете можно загрузить исключительно Свидетельство о рождении ребенка (СОР), образца Российской Федерации. 😢
‼️ СОР ДНР ЧЕРЕЗ САЙТ ГОСУСЛУГИ ЗАГРУЗИТЬ НЕЛЬЗЯ‼️Но…..
Такая возможность пока осталась в мобильное приложении Госуслуги, если у вас есть подтвержденная учетная запись на Госуслугах. 😉
Я специально публикую этот пост в пятницу.😉 Надеюсь, что специалисты портала Госуслуги не успеют «прикрыть» эту возможность за выходные, и жители ДНР успеют через приложение подгрузить данные детей себе в личный кабинет.😉
✅ Алгоритм загрузки СОР ДНР на портал Госуслуги через мобильное приложение:
2️⃣ Войти в приложение, используя адрес электронной почты и пароль к учетной записи.
3️⃣ В верхнем левом углу нажать на свое ФИО, чтобы перейти в Профиль.
4️⃣ В Профиле опуститься вниз и в разделе «Дополнительные данные» нажать «Дети».
5️⃣ В окне «Дети» нажать «+» в верхнем правом углу.
6️⃣ Ввести данные о ребенке.
7️⃣ В поле Свидетельство о рождении вместо «Россия» выбрать «Другая страна» и ввести данные на основании СОР ДНР. При этом в поле «Кем выдан» сделать запись из СОР ДНР, при этом, ❗️исключив информацию о Министерстве юстиции ДНР.❗️
8️⃣ Нажать «Сохранить»
После этого данные о ребенке появятся в приложении Госуслуги. Также данные о ребенке можно будет увидеть в личном профиле (https://lk.gosuslugi.ru/profile/family) на сайте Госуслуг по ссылке. 👍
✅ Про СНИЛС ребенка:
🔺 Если СНИЛС ребенка есть на руках, то в личном кабинете на сайте Госуслуги его можно физически загрузить.
🔺 Если СНИЛС ребенка на руках нет. В случае, если ребенка успели уже зарегистрировать в ПФ РФ, то есть вероятность, что СНИЛС в личный кабинет подтянется через 2 недели. Так как именно раз в две недели происходит синхронизация базы Пенсионного фонда РФ и Госуслуг.
🔺 Если через 2 недели СНИЛС не подтянется в личный кабинет, это означает, что ребенка пока в базе ПФ нет. Если СНИЛС ребенку нужен срочно, то можно поехать в РФ и лично его получить в ПФ РФ.
ЛАЗЕЙКА
Мои подписчики поделились лазейкой загрузки СОР ДНР через сайт.
На главной странице сайта нажать «Услуги» и затем «Семья и дети». Нажать «Добавить ребенка». Тут тоже можно выбрать «Другая страна» и подгрузить СОР ДНР.
😉P.S. Предлагаю не затягивать с загрузкой данных детей в свой личный кабинет через мобильное приложение. 😉
❤️ Удачи! С любовью, Донецкая Блондинка — депутат Анастасия Селиванова 😘👩
Не так страшен СОР, как родителям казалось
Баталии вокруг обновленного образования, исключившего из дневников учеников 1, 2, 5 и 7-го классов ежедневные оценки, не утихают в социальных сетях и на форумах в Интернете.
Однако, когда родители учеников шахтерской столицы решили высказать претензии работникам образования “лицом к лицу”, скандал перешел в мирный диалог, итогом которого стало понимание: не так уж, оказывается, и страшны реформы в образовании.
Отмена оценок = переход на хозрасчет?
На “круглый стол” по теме: “Проблемы педагогов и современного образования”, организованный по инициативе местного филиала Коммунистической народной партии Казахстана, родители детей, начавших с этого года обучаться по программе обновленного образования, пришли в боевом настрое.
Одна из мам даже зачитала набравший рекордное число лайков в “Фейсбуке” пост: “Когда запретили продавать лекарства без рецептов, я сразу сказала: ждем перехода на платную медицину. Сегодня я поняла, к чему вводится новая система образования, где учебник и учитель – всего лишь навигаторы. Сделал или не сделал домашнюю работу – твои проблемы. Оценки за нее не ставят. Главное сдать СО – суммативное оценивание. Итак, что мы имеем? При такой безоценочной системе с учебником и учителем-навигатором успеваемость однозначно упадет. Но СО нужно сдать, иначе ученик не будет аттестован. Зачем такая многоходовочка? Школы переходят на хозрасчет. То есть теперь школы должны сами себя окупать. Если поликлиники продают полисы, то школа на хозрасчете будет продавать репетиторство, ведь с таким школьным обучением без него никак. Плюс ко всему за внедрение данной системы образования министерство образования получит деньги”.
– Насколько все описанное имеет место быть? – закидали вопросами работников отдела образования, директоров школ и педагогов возмущенные родители. – Вы ведь наверняка знаете, что данная тема сегодня активно обсуждается в соцсетях, вызывая ажиотаж. Объясните, что такое это “суммативное оценивание”? Каковы его плюсы и минусы для ученика и преподавателя? И про хозрасчет – это правда или домыслы? Чем помогут детям и их родителям школьные психологи
Первой взяла огонь на себя заместитель директора лицея № 2 по учебной работе Елена СОН:
– Плюс суммативного оценивания заключается в том, что ученик, родитель и учитель заранее знают все критерии, по которым будет вестись оценивание. Высчитывать же итоговый балл будет не учитель, а электронный журнал – на основе занесенных в него баллов, набранных ребенком. Родители получают формативный отзыв, который определяет зону ближайшего развития конкретного ученика. То есть ученик сделал работу, учитель ее проверил, выявил какие-то западающие моменты. Допустим, у него слабая арифметика, он плохо складывает, невнимателен. Педагог предоставляет рубрику для родителя.
– Это что, концентрация на самообучении? – зашумели родители.
– Почему? В период изучения раздела ведется определенная работа для того, чтобы ученик написал суммативную работу по ее итогам. После этого будет получен определенный результат, с которым познакомят и ученика, и родителей. Здесь большой плюс в том, что родители вовлечены в этот процесс. Другое дело, если не все они готовы войти с нами в это профессиональное общение и разделить ответственность.
Домашнее задание – только для детей!
– У меня сын пошел в первый класс, – конкретизировала общее настроение родителей карагандинка Виктория КИМ. – Я работаю с 9 утра до 8 вечера. Ребенок приходит из школы с домашним заданием, но я не могу проверить его на знания, так как оценок нет. Но мне хочется знать минусы и плюсы своего ребенка. Освоил он или не освоил тему. Понять, где ему подсказать, а где он не нуждается в помощи. Как мне быть? Как проверить своего ребенка?
Родительнице на примере своей практической работы попыталась дать ответы заместитель директора гимназии № 1 филолог Татьяна ШНЕЛЬ:
– Суммативное оценивание за раздел (СОР) – это оценка навыков ребенка, которые он приобрел в процессе его изучения, – терпеливо объяснила она. – Я разрабатываю дискрипторы, то есть определяю навыки, которые должны выработаться у ребенка в процессе изучения данного раздела. Например, применение цитирования, определение основной идеи и темы текста. В процессе изучения раздела я этому обучаю своих учеников. Для чего я даю задание на дом? Чтобы дома ребенок закрепил навык, который я с ним развивала на уроке, а затем принес мне выполненное задание, и я увидела, освоил он это или нет.
– Почему бы в таком случае не поставить оценку за домашнее задание? – заволновались родители.
– Проблема в том, что многие родители выполняют домашнее задание за свое чадо, – парировала педагог. – Представьте мое состояние, когда я работаю с ребенком, а он приносит мне домашнее задание, в котором просматривается взгляд в лучшем случае 40-летней женщины на данную проблему, в худшем – 70-летней.
Как я могу оценить деятельность, которую я на уроке не давала? Получается, и саму идею ребенок не уловил, потому что ему дома помешали.
Ведь в чем прерогатива непосредственно обновленного образования? В осуществлении обратной связи – ребенка и учителя. Я увидела, что ученик не определил идею произведения, поэтому возвращаюсь с ним к теме снова и работаю индивидуально. И когда начинаю идти к суммативному оцениванию, понимаю, что такие-то навыки с ним отработала.
– А почему мы говорим о суммативном оценивании за раздел?
– Суммирование оценок не должно для родителей иметь такого большого значения. Для родителей мы даем обратную связь в качестве рубрикаторов, где пишем, на каком уровне навыки ученика и над чем ребенку надо поработать. Обратная связь в начальной школе обязательно дается через тетради. Вот проверил учитель работу и пишет: “Молодец, справился!” или “Тебе необходимо повторить такое-то правило”, “Обрати внимание на такие-то ошибки”. То есть сейчас не будет: “Ставлю “два”, иди и исправляй! Нанимай репетитора!”.
Наоборот, значение репетитора как раз сводится к нулю. Репетитор, который не прошел обновленное образование, не сможет помочь ребенку. Он только нанесет вред.
Ведь что такое репетитор? Если он выполняет за ребенка домашнее задание и говорит о том, что ваш учитель в школе ничего не делает, я бы вообще поставила под сомнение эту деятельность. Во-первых, репетитор должен вести за собой, как тренер, научить ребенка мыслить и работать самостоятельно. А если он просто выполняет домашнее задание за ученика, таких репетиторов нужно гнать.
Мыслить, а не заучивать…
По словам педагогов, обновленное образование обнажило главную проблему: старые методы образования вбивали знания в головы детей, но не приучали мыслить нестандартно и применять знания на практике.
– Вот недавно у меня пятиклашки написали работу, – подкрепила это утверждение примером из практики Татьяна Шнель. – Двое отличников написали ее на два балла из шести, а дети, которые считались троечниками, написали на четыре. “Суммативка” очень простая, с ней справится любой ребенок. Давался текст, нужно было определить его тему, выписать ключевые слова и по ним воспроизвести близко к оригиналу.
У троечника способность “выживания” больше, он быстро ухватил, понял, какие именно слова ему помогут восполнить текст, выписал их, а потом по этим словам воспроизвел. А ребенок, который привык заучивать дома, судорожно пытался заучить текст. Слова выписал первые попавшиеся, потому и воспроизвел только начало первого абзаца.
Пришла возмущенная мама: “Как это так, она у меня всю жизнь была отличницей!”. Да, но на пьедестал теперь ставится умение ребенка свои теоретические навыки применить на практике. Это называется “функциональная грамотность”.
Педагоги объяснили: поменялись не учебники и не программа, а содержание образования в целом.
– Если в прошлом году в 5-м классе, проходя “Бородино”, я потратила целый час, чтобы объяснить детям, что такое “редут”, “лафет”, “кафтан” и т. д., в этом году дети уже пришли с этими знаниями. Они знают, что война ХVIII века – это не война с фашистами, как отвечали в прошлом году. Сейчас на уроках истории они изучают то, что помогает им в освоении программы русской литературы. То есть теперь идет межпредметная связь, интеграция – как вертикальная, так и горизонтальная. И в этом также преимущество обновленного образования.
По поводу ажиотажа вокруг лингвистических сказок Петрушевской педагоги только руками всплеснули: “Да эти сказки мы 10 лет изучали в казахстанской школе в качестве разминки, и все было тихо! А детям так они вообще очень нравились”. Авторы казахстанских учебников по русскому языку выступили в свою защиту
– Поймите, эти сказки формируют логику, языковое чутье, – пояснили филологи. – И откуда взялся ажиотаж, непонятно.
– Любое новшество подвергается сомнениям, – подытожила Елена Сон. – Но нужно попытаться понять, зачем ввели обновленное образование. Критиковать можно всё, но надо с доверием относиться к школе и к учителям, которые там работают. Мы ведь не враги, мы союзники и делаем одно дело с вами, родителями. Воспитываем грамотных, умных граждан Казахстана.
Вопреки ожиданиям учителям удалось убедить родителей, присутствующих на мероприятии, в необходимости нынешних реформ. Остальных убедит время и результат, считают они.