что такое смета тсж
Как ТСЖ верно составить смету доходов и расходов: советы эксперта
У любой УО есть бюджет, который нужно правильно спланировать: учесть, сколько средств необходимо потратить и сколько – получить. У ТСЖ и кооперативов для этого разрабатывается и утверждается смета доходов и расходов. Наш эксперт Алексей Барейша рассказал о важных составляющих таких смет. Узнайте подробности.
Следуйте инструкции и советам эксперта
Ведущий инженер РосКвартала Алексей Барейша в первом видеоролике онлайн-журнала «ProПлан» остановился на основных правилах и сложностях составления сметы доходов и расходов ТСЖ/кооператива:
Включите в раздел «Доходы» взносы собственников, их пени и плату за аренду общего имущества
Смета – простой финансовый план, который утверждает объём предполагаемых в следующем периоде доходов и расходов организации. Она определяет все поступления и расходование денег за какой-то конкретный промежуток времени. Для ТСЖ ведение сметы является обязательным условием (п. 2 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ).
Смета доходов и расходов составляется на год. Эксперт советует брать в основу календарный год: так удобнее привязать получившиеся суммы к годовой отчётности. Форма или шаблон сметы на законодательном уровне не утверждены: разработать документ придётся самим.
Какие ещё статьи доходов необходимо включить в смету, узнайте из видеоролика.
Внесите в «Расходы» затраты на выполнение минимального перечня работ и услуг, на управление и свои штрафы
Чтобы сформировать раздел «Расходы», сначала нужно на основании минимального перечня, утверждённого ПП РФ № 290, составить план работ и услуг. Затем основные статьи расходов за содержание, управление и текущий ремонт вносятся в смету в более сжатом виде.
Используйте разработанный экспертом шаблон сметы доходов и расходов
После того, как все доходы и расходы учтены, подсчитываются их итоговые суммы. В большинстве случаев, как отметил Алексей Барейша, они одинаковые: например, средства остались с прошлого года, и в новом году ТСЖ/кооператив может потратить чуть больше, чем заработает. Пример готового документа вы найдёте в видеоролике.
Эксперт готов предоставить универсальный шаблон для создания сметы доходов и расходов. Как его получить, узнайте, посмотрев видеоролик.
Эксперты Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1» и РосКвартала на регулярной основе дают разъяснения вопросов управления МКД, содержания и ремонта общего имущества собственников в онлайн-журналах. Подписывайтесь на канал Ассоциации «Р1» в YouTube и следите за обновлениями.
Порядок и общие правила составления сметы доходов и расходов
Управляющие домом организации, а также ТСН/ТСЖ имеют свой собственный бюджет, куда включаются все их доходы и расходы. Составление смет доходов и расходов относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ. УО для удобства бухучёта также могут их вести. Читайте об общих правилах составления смет при планировании расходов и доходов.
Бланк необходимо разработать самостоятельно
Смета – простой финансовый план, который утверждает объём предполагаемых в следующем периоде доходов и расходов организации. Она определяет все поступления и расходование денег за какой-то конкретный промежуток времени.
В смете планируется, сколько организация получит дохода и сколько будет потрачено денежных средств в процессе её деятельности. Документ составляется обычно раз в год. Для ТСЖ ведение сметы является обязательным условием (п. 2 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ). Управляющие домом организации могут также составлять сметы для удобства расчётов, а также составления планов по содержанию общего имущества МКД и ведения отчётности.
На законодательном уровне бланк сметы для УО и ТСЖ не установлен. Поэтому организации, управляющие многоквартирными домами, разрабатывают его самостоятельно. ТСЖ утверждает его на общем собрании членов товарищества, заносит в Устав, а УО при необходимости может сделать эту форму одним из приложений к договору управления с собственниками.
Структуру сметы диктует перечень статей расходов и доходов
Структура сметы зависит от перечня статей расходов и доходов организации или товарищества. Перечень статей диктует форму сметы, её состав и группировку, систему детализации доходов и расходов.
Перечень расходов организации или товарищества формируют такие ПП РФ как № 290, № 491, № 354, № 416 и другие НПА, определяющие обязанности по управлению многоквартирным домом.
При этом важно помнить, что суммы, заносимые в плановые сметы доходов и расходов, фиксируются с учётом НДС.
Смета должна быть подписана и подтверждена расчётами
Смета доходов и расходов составляется сотрудником ТСЖ, который выполняет функции бухгалтера. В УО, если принято решение составить такую смету, обычно этим занимаются сотрудники экономического отдела. При составлении сметы организация или товарищество определяет, в каких единицах указываются запланированные суммы: чаще всего в рублях.
Документ может быть составлен и утверждён в электронном виде, например, с помощью электронного документооборота. Но в таком случае его необходимо распечатать и подписать у председателя ТСЖ или, в случае УО, главного должностного лица организации. Подпись на бланке сметы свидетельствует о её действительности. Сроки, в которые смета составляется и утверждается, в законодательстве РФ не указаны, как и форма её составления. ТСЖ готовит и утверждает смету на будущий год в конце предыдущего или в самом начале нового календарного года.
В основу расчёта планируемых доходов и расходов берутся смета за прошлый период и фактические данные о её выполнении, остаток средств предыдущего периода, средняя стоимость работ по обслуживанию и управлению многоквартирными домами. Также учитываются инфляция и уровень колебания цен, повышение тарифов и характеристики дома, по которому составляется смета. Все сметные статьи должны подтверждаться расчётами или объяснительными документами.
В доходы не включаются субсидии и взносы собственников на капремонт
Поговорим об общих, стандартных статьях доходов и расходов сметы для ТСЖ/ТСН или УО. По структуре смета делится на два больших блока: доходов и расходов, которые соответственно также делятся на группы и подгруппы в зависимости от перечня доходных и расходных статей. Остановимся сначала на доходах.
Доходы – это все денежные средства, которые за определённый период получает в результате своей деятельности управляющая домом организация (п. 2 ПБУ 9/99). Доходная часть сметы обязательно должна начинаться с суммы остатка денежных средств предыдущего периода. Затем формируется перечень статей доходов на планируемый период:
1. Доходы от обязательных услуг и работ: это платежи жителей дома за жилищные услуги, плата за содержание домом и управление.
2. Плата за посреднические/агентские услуги: за сбор платы за коммунальные услуги по договору с РСО при наличии таких договоров.
3. Доходы от использования общего имущества дома: сдача в аренду помещений и участков придомовой территории, размещение рекламы и оборудования.
4. Иные доходы: например, выплаченные жителями МКД и третьими лицами в адрес ТСЖ/УО штрафы и суммы возмещения ущерба.
К доходам не относятся средства целевого финансирования: например, платежи за капитальный ремонт МКД и субсидии, выделяемые из бюджета (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Каждая из приведенных выше групп подразделяется на подгруппы и подстатьи в зависимости от перечня запланированных в будущем году услуг и работ. Например, по статье «Доходы от использования общего имущества МКД»: аренда части фасада дома ООО «Компания» (размещение баннера 6*3), размещение оборудования ООО «Провайдер» в подъездах №№ 1-4, аренда подвального помещения в 12 кв.м. ИП Иванов И.И. и т.д.
Каждая группа в смете должна быть разбита на подгруппы и подстатьи в соответствии с количеством работ и услуг, которые предусмотрены к выполнению и оказанию в будущем году хотя бы один раз.
Смета должна содержать все направления расходования средств
Список статей расходов ТСЖ/УО за год будет намного длинней и подробнее, чем соответствующий перечень доходов организации. Расходы – это все затраты организации, которые она несёт в процессе своей деятельности и которые приводят к уменьшению её средств (п. 2 ПБУ 10/99).
В смету обязательно должны быть включены следующие расходы:
1. По содержанию общего имущества дома, в том числе платежи в адрес РСО за КР на СОИ, придомовой территории.
2. По текущему ремонту ОИ МКД за услуги подрядчиков, которые проводят ремонт.
3. Административные, которые касаются работы ТСЖ/УО: материальные, кадровые, хозяйственные, за услуги банка и ЕРЦ и др.
4. Налоговые сборы и страховые взносы.
5. Выплаты штрафов, пени, неустоек и иного ущерба.
6. На капитальный ремонт за услуги подрядчиков.
7. Непредвиденные, если в предыдущие периоды такие траты возникали регулярно.
Каждая ТСЖ или УО составляет свой список статей расходов в зависимости от наличия или отсутствия в её деятельности тех или иных услуг и работ, связанных с управлением многоквартирным домом.
Отчёт о выполнении смет размещается в ГИС ЖКХ
Обязанность вести сметы доходов и расходов, а также размещать их в ГИС ЖКХ закреплена за ТСЖ, ТСН и кооперативами (п. 17 разд. 10 № 74/114/пр). Согласно п.п. 15, 16 разд. 10 № 74/114/пр, УО обязаны раскрывать в ГИС ЖКХ сведения о своей финансовой (бухгалтерской) отчётности и годовой отчёт о выполнении договора управления, куда входят и сведения о расходах и доходах за прошедший период.
Запланированные УО суммы расходов на услуги и работы по управлению МКД ложатся в основу расчёта размера платы за содержание 1 кв.м. площади помещения в многоквартирном доме и отражаются в перечне работ и услуг. Перечень утверждается на общем собрании собственников помещений в МКД. При необходимости УО может вынести на обсуждение и смету расходов и доходов.
Если УО решила вести такую смету или собственники оговорили подобное условие в договоре управления, то ей следует учесть:
1. Форма сметы не утверждена законодательством, разработать её нужно самостоятельно.
2. Смета составляется на следующий отчётный период.
3. В доходы не включаются субсидии и взносы на капремонт от собственников помещений.
В следующей статье мы подробнее поговорим о составления смет доходов и расходов в ТСЖ/ТСН и размещении этого финансового документа в ГИС ЖКХ.
Как ТСЖ верно составить смету доходов и расходов: советы эксперта
У любой УО есть бюджет, который нужно правильно спланировать: учесть, сколько средств необходимо потратить и сколько – получить. У ТСЖ и кооперативов для этого разрабатывается и утверждается смета доходов и расходов. Наш эксперт Алексей Барейша рассказал о важных составляющих таких смет. Узнайте подробности.
Следуйте инструкции и советам эксперта
Ведущий инженер РосКвартала Алексей Барейша в первом видеоролике онлайн-журнала «ProПлан» остановился на основных правилах и сложностях составления сметы доходов и расходов ТСЖ/кооператива:
Включите в раздел «Доходы» взносы собственников, их пени и плату за аренду общего имущества
Смета – простой финансовый план, который утверждает объём предполагаемых в следующем периоде доходов и расходов организации. Она определяет все поступления и расходование денег за какой-то конкретный промежуток времени. Для ТСЖ ведение сметы является обязательным условием (п. 2 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ).
Смета доходов и расходов составляется на год. Эксперт советует брать в основу календарный год: так удобнее привязать получившиеся суммы к годовой отчётности. Форма или шаблон сметы на законодательном уровне не утверждены: разработать документ придётся самим.
Какие ещё статьи доходов необходимо включить в смету, узнайте из видеоролика.
Внесите в «Расходы» затраты на выполнение минимального перечня работ и услуг, на управление и свои штрафы
Чтобы сформировать раздел «Расходы», сначала нужно на основании минимального перечня, утверждённого ПП РФ № 290, составить план работ и услуг. Затем основные статьи расходов за содержание, управление и текущий ремонт вносятся в смету в более сжатом виде.
Используйте разработанный экспертом шаблон сметы доходов и расходов
После того, как все доходы и расходы учтены, подсчитываются их итоговые суммы. В большинстве случаев, как отметил Алексей Барейша, они одинаковые: например, средства остались с прошлого года, и в новом году ТСЖ/кооператив может потратить чуть больше, чем заработает. Пример готового документа вы найдёте в видеоролике.
Эксперт готов предоставить универсальный шаблон для создания сметы доходов и расходов. Как его получить, узнайте, посмотрев видеоролик.
Эксперты Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1» и РосКвартала на регулярной основе дают разъяснения вопросов управления МКД, содержания и ремонта общего имущества собственников в онлайн-журналах. Подписывайтесь на канал Ассоциации «Р1» в YouTube и следите за обновлениями.
Тонкости утверждения сметы доходов-расходов на собрании ТСЖ
Вопрос касается утверждения сметы доходов – расходов на собрании ТСЖ. Если члены правления не приняли один пункт сметы доходов и расходов на следующий год, правомерно ли выносить ее на обсуждение общим собранием?
В соответствии с действующим законодательством в обязанности правления товарищества собственников жилья входит составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения.
На основе принятой путем утверждения общим собранием товарищества сметы доходов и расходов на год товарищество вправе определять размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, даже если члены правления не пришли к единому мнению по какому-либо пункту сметы доходов и расходов на год, они обязаны предоставить составленную смету на обсуждение и утверждение общему собранию собственников (ТСЖ).
Как установлено п.3 ст. 148, «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) <КонсультантПлюс>в обязанности правления товарищества собственников жилья входит составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения.
Согласно п.8.1 ч.2 ст. 145, «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) <КонсультантПлюс>к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится утверждение смет доходов и расходов товарищества на год.
В соответствии с пп.2 и 3 ч 1 ст. 137, «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) <КонсультантПлюс>товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели, а так же устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.