что такое тираж в типографии
Что собой представляет тиражирование?
Что собой представляет тиражирование? 01.09.2017 00:04
Тираж и тиражирование – термины, которые вошли на нашу жизнь из мира полиграфических услуг. Данный термин уходит корнями во Францию и берет свое начало от французского слова «tirage», что значит выпуск, печать. В современном мире тираж представляет собой количество экземпляров издания, которое имеет одинаковую информацию о своем составе, наименование, тип.
Понятие «тиражирование» было распространено для периодических изданий (газеты, журналы и прочие полиграфические издания), которые издавались с определённой периодичностью, при этом тираж формировался издательством.
Тираж подразделяют на три основные категории по объему – короткий тираж (где количество экземпляров не превышает 1500 копий), средний тираж (в нём количество копий не превышает 10.000) и длинный тираж (количество экземпляров более 10.000).
Тиражи, в свою очередь, могут подразделяться на пробные, разовые, общие, годовые и дополнительные (также его называют ещё допечатка тиража). При крупных заказах большинство заказчиков делает пробный тираж, поскольку это удобный способ проверить качество печати, нанесения, сопоставить различные элементы, изучить текстуру, материал и всю композицию в целом.
При массовом тиражировании общее количество тиража разбивается на несколько частей, которые называются заводами. Таким образом, печать происходит в несколько этапов – заводов. Массовое тиражирование происходит с помощью офсетной печати или флексографического оборудования, в свою очередь, для малого и среднего тиражирования прекрасно подходят цифровые принтеры, ризографы, оборудование для шелкографии, копиры, тампопечать.
Тираж
Тира́ж (фр. tirage ) — количество экземпляров печатного издания одного названия. Термин употребляется, главным образом, применительно к издательскому делу, однако, иногда слово «тираж» обозначает количество копий других произведений, например, тираж фильмокопий в кинематографе.
Тираж периодических изданий (газет, журналов) определяется издательством по числу подписчиков (включая также розничную продажу); тираж книг, брошюр и т. п. устанавливается издательством после изучения читательского спроса. Обычно различают малые тиражи (до 15 тысяч экземпляров), средние (до 100 тысяч экземпляров) и массовые (свыше 100 тысяч экземпляров). Массовые тиражи в связи с большим объёмом полиграфических работ обычно печатают по частям, называемым заводами.
При выпуске некоторых видов литературы тираж издания влияет на величину авторского гонорара. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» требует указывать в авторском договоре максимальный тираж издания в том случае, если договор предусматривает авторское вознаграждение в виде фиксированной суммы.
Различают тиражи
Источники
Полезное
Смотреть что такое «Тираж» в других словарях:
ТИРАЖ — (фр. tirage, от tirer вытягивать, тянуть). 1) розыгрыш лотереи. 2) вынутие процентных бумаг для погашения их, т. е. оплаты. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТИРАЖ розыгрыш лотереи для номеров тех… … Словарь иностранных слов русского языка
ТИРАЖ — ТИРАЖ, тиража тиража, мн. тиражи, муж. (франц. tirage, букв. вытаскивание). 1. Очередная жеребьевка для определения той части облигаций выигрышного займа или иного вида обязательства, которая должна быть погашена в этот раз путем возврата… … Толковый словарь Ушакова
ТИРАЖ — в банковской лексике означает определение облигаций, которые должны быть погашены в первую очередь. Словарь финансовых терминов. Тираж Тираж очередной розыгрыш лотерейных билетов, проводимый для выявления тех номеров и серий, на которые выпали… … Финансовый словарь
тираж — 1. ТИРАЖ, а; м. [франц. tirage] Розыгрыш выигрышей в займе, лотерее. Очередной, последний т. Т. выигрышей. Т. погашения. Т. государственного займа, спортлото. Таблица тиража. ◊ Выйти в тираж. 1. В результате розыгрыша оказаться в числе выигравших … Энциклопедический словарь
тираж — тиражность, издание, число, погашение, розыгрыш Словарь русских синонимов. тираж сущ., кол во синонимов: 5 • издание (42) • … Словарь синонимов
тираж — Общее количество экземпляров издания, напечатанных в течение одного производственного процесса. [ГОСТ 7.76 96] тираж Количественный показатель издательской продукции, исчисляемый в экземплярах. [ГОСТ Р 7.0.3 2006] Тематики издания, основные виды… … Справочник технического переводчика
ТИРАЖ — (французское tirage, от tirer тянуть), 1) общее число экземпляров издания. 2) Розыгрыш, производимый по займу или лотерее для установления выигравших, а также подлежащих погашению номеров и серий облигаций или лотерейных билетов … Современная энциклопедия
ТИРАЖ — (франц. tirage от tirer тянуть). 1) общее число экземпляров издания2)] Розыгрыш, производимый по займу или лотерее для установления выигравших, а также подлежащих погашению номеров и серий облигаций или лотерейных билетов … Большой Энциклопедический словарь
ТИРАЖ — (франц. tirage от tirer тянуть) 1) очередной розыгрыш облигаций или лотерейных билетов, проводимый для выявления подлежащих погашению номеров и серий ценных бумаг или тех номеров и серий, на которые выпали выигрыши; 2) количество экземпляров… … Экономический словарь
ТИРАЖ — ТИРАЖ, а, муж. 1. Розыгрыш выигрышей в займе, лотерее. Очередной т. денежно вещевой лотереи, спортлото. 2. Погашение облигаций займа или иных обязательств. Выйти в т. (также перен.: выйти из употребления, устареть; разг.). Сдать в т. кого что н.… … Толковый словарь Ожегова
Что такое тираж в типографии
Комментарий к статье 28
2. В ч. 2 комментируемой статьи установлено, что изъятие, а равно уничтожение тиража или его части допускается не иначе как по вступившему в силу решению суда.
В п. 2 письма ЦИК России от 5 июня 2006 г. N 01-23/1572 «О пресечении незаконной агитационной деятельности и изъятии незаконных агитационных материалов» указано, что в дополнение к положениям ч. 2 ст. 28 следует учесть нормы ст. ст. 25, 58 и 60 Закона о СМИ, в силу которых ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части не допускается и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответственность за указанное нарушение установлена ст. 13.16 КоАП РФ.
Закон о СМИ является специальным законодательным актом, устанавливающим на основании ст. 29 Конституции РФ систему гарантий свободы массовой информации в России. С учетом этого его нормы должны применяться в любом случае, когда затрагиваются права организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации. Исходя из этого, такая предусмотренная избирательным законодательством мера, как изъятие незаконных печатных агитационных материалов правоохранительными органами на основании представления избирательной комиссии, не может быть применена к периодическим печатным изданиям.
Недопустимыми, с учетом положений Закона о СМИ, являются и меры по приостановлению распространения периодического печатного издания, например, путем ареста тиража в помещении редакции без его изъятия. В соответствии со ст. 3 Закона о СМИ наложение запрета на распространение сообщений и материалов может расцениваться как цензура массовой информации.
В случаях, предусмотренных законом, распространение продукции средства массовой информации согласно ст. 25 Закона о СМИ может быть прекращено исключительно по решению суда.
Прекращение распространения продукции средства массовой информации законодательством Российской Федерации о выборах не предусмотрено.
С учетом изложенного действия избирательной комиссии, направленные на пресечение противоправной агитационной деятельности со стороны организации, осуществляющей выпуск СМИ, и ее представителей, заключающиеся в ограничении или прекращении распространения продукции соответствующего СМИ, помимо обращения в суд, недопустимы.
Во внимание следует принимать также разъяснения, данные в п. 3 письма ЦИК России от 5 июня 2006 г. N 01-23/1572 «О пресечении незаконной агитационной деятельности и изъятии незаконных агитационных материалов», где указано, что поскольку Закон о СМИ был принят значительно ранее, чем действующее процессуальное законодательство, и используемая в нем терминология не скоррелирована с терминологией этого законодательства, под решением суда, упомянутым в ч. 2 ст. 28 Закона о СМИ, следует понимать любой судебный акт. Таким образом, равноценное собственно решению значение имеет и иной судебный акт, в частности, определение, выносимое при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, или постановление суда по делу об административном правонарушении.
Также обратим внимание, что следует различать изъятие тиража продукции СМИ в качестве санкции за допущенные административные правонарушения. В этом случае изъятие будет рассматриваться как конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (п. 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ). О применении наказания в виде конфискации см. также ч. 2 ст. 3.3, ст. 3.7 КоАП РФ.
Так, КоАП РФ предусматривает конфискацию продукции средства массовой информации за совершение следующих административных правонарушений:
1) нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (ч. 1 ст. 7.12);
2) злоупотребление свободой массовой информации (ч. ч. 1, 2, 3, 5, 6 ст. 13.15);
3) нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации (ст. 13.21);
4) нарушение порядка объявления выходных данных (ст. 13.22).
Указанные дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями.
В силу ч. ч. 3, 4 ст. 11 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в целях недопущения продолжения распространения экстремистских материалов суд может приостановить реализацию соответствующих номера периодического издания либо тиража аудио- или видеозаписи программы либо выпуск соответствующей теле-, радио- или видеопрограммы в порядке, предусмотренном для принятия мер по обеспечению иска. Решение суда является основанием для изъятия нереализованной части тиража продукции средства массовой информации, содержащей материал экстремистской направленности, из мест хранения, оптовой и розничной торговли.
Конфискация предмета преступления (т.е. принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора) осуществляется в соответствии с нормами гл. 15.1 «Конфискация имущества» УК РФ. Так, в частности, предусмотрена конфискация контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в случае совершения преступления, предусмотренного ст. 146 «Нарушение авторских и смежных прав».
В качестве обеспечения иска по делам о нарушении авторских прав суд, основываясь на положениях ч. 2 ст. 1302 ГК РФ, может наложить арест на все экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения.
При наличии достаточных данных о нарушении авторских прав органы дознания или следствия обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для воспроизведения указанных экземпляров произведения, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение.
СБОРНЫЙ ТИРАЖ: что это такое?
«Сборный тираж? А что это?» Этот вопрос наши менеджеры слышат в течение дня довольно часто. Облегчим им немного работу и расскажем, что из себя представляет эта самая «сборка», почему вам ее предлагают и как это поможет сэкономить.
Вы могли заметить, что типографии часто предлагают низкую стоимость полиграфической продукции при высоком качестве. И это не рекламный ход и не обман заказчика. Сборные тиражи позволяют проводить подобные акции. Если вам предлагают напечатать ваш заказ сборным тиражом – соглашайтесь! И вот почему…
При печати индивидуального тиража много труда и затрат отнимает запуск и приладка печатной машины. Это процесс всегда трудоемкий и дорогостоящий независимо от того, какой тираж вы печатаете – 200 или 10000 штук.
На один лист для печати помещается сразу несколько макетов, располагают их максимально плотно, насколько это возможно для постпечатной обработки. Например, на одном листе может помещаться 5 видов флаеров, 3 вида визитных карточек, а также листовки или грамоты. Все это печатается тиражом, например, 1000 экземпляров. После порезки мы получаем готовую печатную продукцию тиражом по 1000 штук каждого вида. Клиенту это выгодно тем, что стоимость печатного процесса делится на всех заказчиков, макеты которых находятся на этом листе.
Сборный тираж – это быстро
Скорость – это еще одно преимущество «сборки». Если в типографии собирается достаточное количество макетов разных заказчиков для печати сборным тиражом, то готовую продукцию можно получить уже на следующий день. Это заметно экономит время и финансы.
А есть ли недостатки у «сборки»?
Хотя очень часто преимущества «сборки» становятся определяющими для заказчиков.
В типографии Printhit готовы учесть все ваши пожелания и порекомендовать наилучший вариант печати.
Похожие записи
Статьи
ОФСЕТ И ЦИФРА: найди отличия!
Каждый третий клиент типографии Printhit обращается к нам с просьбой объяснить, какая разница между цифровой и офсетной печатью. И каждый раз менеджеры нашей типографии подробно рассказывают о преимуществах и недостатках методов печати, об их рентабельности и возможностях наших современных печатных станков. Поэтому мы решили кратко и максимально доступно поговорить об офсетных и цифровых печатных станках. И ответить на ваш главный вопрос: можно ли визуально отличить цифровую печать от офсетной.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПЕЧАТЬ: 5 подсказок дизайнеру полиграфии
ПЕРЕКИДНОЙ КАЛЕНДАРЬ: универсальный солдат полиграфии
Есть особые виды полиграфической продукции, которые выполняют сразу несколько функций. Перекидной календарь – один из них. Заказывая изготовление таких календарей в типографии Printhit, наши клиенты получают многофункциональное и долгоиграющее изделие. Давайте разберемся подробно, каким целям служит офисный перекидной календарь.
Допечатка тиража: особенности и правила определения объема
В статье мы расскажем:
Не всегда удается рассчитать нужный объем печатной продукции, и в этом случае производится допечатка тиража или, как еще говорят, выпускается дополнительный тираж. Его объем определяется отдельно, однако вся продукция, как выпущенная ранее, так и допечатанная после, считается одним изданием.
Чтобы лучше понять особенность допечатки, необходимо разобраться с тем, что такое тираж и каким он бывает. В нашей статье мы расскажем об этом, а заодно разберемся, как работают с дополнительным тиражом и как правильно сразу выбрать необходимый объем.
Определение и виды тиражей
Термин «тиражирование», который часто используется в полиграфии сегодня, в переводе с французского «tirage» означает печать, выпуск.
Сегодня под тиражом понимают количество экземпляров какого-либо предмета или издания одного типа, наименования или вида.
Чаще всего термин «тиражирование» используется в отношении газет, журналов и другой периодической полиграфической продукции. Формируется тираж, как правило, издательством или самим автором с учетом количества подписчиков, а также экземпляров, которые распространяются посредством розничной торговли.
Что касается формирования тиража для брошюр, книг и другой непериодической полиграфической продукции (буклетов, листовок, каталогов и др.), то данный процесс осуществляется на основании полученных результатов относительно покупательского (читательского) спроса во время маркетинговых исследований.
Если говорить о массовом тиражировании, предполагающем большой объем работ, то тираж делится на заводы (части), когда продукция печатается в несколько этапов. При этом сроки и количество обговариваются заранее.
В настоящее время существуют следующие виды тиражей: разовый, пробный, общий, средний, годовой, дополнительный (или допечатка):
Получается, что тираж может быть рассчитан как для одного издательства или нескольких, так и для всех по стране или миру.
Именно результаты, полученные при расчете годового тиража, и ложатся в основу распределения гонораров между авторами.
Отличия большого тиража от малого
Для начала нужно сказать, что ни одна типография не сможет охватить множество разнообразных заказов. К примеру, предприятие, которое занимается выпуском книжной продукции большими тиражами, способно, конечно же, изготовить десять экземпляров, однако стоить они будут очень дорого. А уж если говорить о коробочках под лекарства в таком объеме, то это и вовсе трудная задача.
Объясняется это довольно просто. Как правило, весь производственный процесс, включая работу персонала и оборудования, оптимизируется под выпуск определенного количества продукции, например, от 5 000. Так, офсетная технология печати в данном случае ориентирована на то, чтобы один экземпляр книги был конкурентным в плане стоимости. Хотя первоначальные затраты в данном случае и довольно высоки, однако без предварительной подготовки тиражирование обойдется в копейки. Так и получается конечная цена печатного продукта, которая устраивает всех.
Если же речь идет об изготовлении книг в единичных экземплярах, то технологический процесс будет совсем иным.
Сколько же экземпляров входит в малый тираж?
Когда нужно изготовить небольшое количество печатной продукции (брошюр, книг), то самым рентабельным вариантом в данном случае будет использование цифровой технологии. Экономическая разница между данным способом и офсетным выходит из-за их отличия в техническом плане. То есть при использовании цифрового метода печати первый оттиск выйдет не таким дорогим, как в случае с офсетным, однако все последующие будут стоить практически столько же.
В малый тираж книг входит не более 200–300 экземпляров.
При этом чем больше тираж, тем дешевле одна единица продукции. Так, при изготовлении 50 книг стоимость одной будет в 1,8–2,5 раза дороже, чем при производстве 500 экземпляров.
Если смотреть на процесс с точки зрения экономии, то гораздо выгоднее заказать большие тиражи, но не так часто, чем печатать частями с последующей допечаткой.
Что касается того, как отличить малый тираж от большого, то никакого универсального и готового способа нет, тут следует руководствоваться исключительно здравым смыслом.
С каждым годом технологии печати меняются, и уже сегодня можно с уверенностью сказать, что при использовании CMYK на формате А3 гораздо выгоднее офсетная технология, чем цифровая при изготовлении более 250 листов 4+0.
Однако эта точка пересечения может меняться в диапазоне 200–300 листов в зависимости от квалификации персонала типографии и разницы технологического процесса.
Для каждого вида печатной продукции малый тираж будет включать разное количество экземпляров:
Однако нужно учитывать, что в данном случае речь идет об использовании печати CMYK на традиционных материалах. Если брать белила, металлизированные пантоны и др., то расчеты будут уже совсем другими.
Понятие допечатки тиража
Под допечаткой тиража подразумевается изготовление дополнительного незапланированного ранее количества книжной продукции вскоре (в течение одного календарного года) после сдачи основного тиража в торговую книжную сеть из-за того, что потребительский спрос не был удовлетворен.
Данный термин имел особое значение в то время, когда при выплате вознаграждения автору нужно было различать гонорар за издание, у которого отсутствовала норма тиража, а также допечатку от повторного выпуска. Тогда если дополнительный тираж был произведен в том же году, что и основной, он считался допечаткой, а если уже в следующем, то повторным изданием (при отсутствии изменений).
Сегодня же гонорар автору выплачивается в виде процентов от части дохода, который получает издательство, поэтому время допечатки уже неважно. Если вознаграждение представляет собой фиксированную сумму за установленный максимальный тираж, то допечатка будет считаться уже новым изданием, которое потребует заключения нового договора, а значит, и гонорара. Если тираж книги изготовлен в следующем году после выпуска основного, то для статистики он обозначается как повторное издание. Так, в выпускных данных о тираже в круглых скобках пишется: (доп. тираж) или (допечатка тиража).
Способы отличить дополнительный тираж в издании книги
Очень часто встречаются два издания с одинаковыми обложками.
В данном случае имеются в виду полностью идентичные издания, то есть с одним и тем же количеством страниц, одинаковой разбивкой по произведениям и т. д., та же самая обложка и макет, а разница только в ISBN или (и) названии издательства. Когда все идентично, кроме года, то здесь все понятно – это дополнительный тираж. Далее речь пойдет о более сложных случаях.
Первое, что следует сделать, – взглянуть на обложку.
Именно эта часть книги является первым критерием оценки. Если дизайн обложек хоть немного отличается, но только не по цвету, то это не одно издание, а два разных.
Пример 1. Если при одинаковой обложке внутри находятся два отличающихся друг от друга макета, это говорит о том, что перед вами две разные книги.
При этом нужно учитывать, что в данном случае речь идет именно о внутреннем макете, а не о переплете.
Пример 2. И макет, и обложка одинаковые, отличается только ISBN и (или) издательство. Здесь может быть одно из двух:
Пример 3. Издания практически одинаковые (макет, обложка), разница заключается только в цвете. В этом случае можно говорить о дополнительном тираже предыдущего варианта.
Дополнительный тираж оформляется следующим образом:
В графе «Примечание» отдельной строкой для каждой допечатки тиража указывается следующая информация:
Если же изменений никаких нет, то формат примечания будет следующим:
При изменении ISBN формат примечания следующий:
При наличии нескольких допечаток тиражей, слова «доп. тираж» выносится заголовком, после чего производится оформление указанным выше способом. Если информации о дополнительном тираже нет, формат следующий:
Порядок работы с дополнительным тиражом в издательстве
В допечатную подготовку могут быть включены следующие этапы, если макеты требуют дополнительной обработки:
Типография может предоставить информацию о книге в РИНЦ (при необходимости). В этом случае уйдет еще 1-2 недели на индексацию.
Правила выбора объема тиража для книги
В данном случае нет какого-то универсального совета относительно тиража. Если вы издаете книгу для узкого круга людей, например, для родственников, друзей, знакомых, то вполне хватит 10 экземпляров. Если планируете разослать свое произведение по библиотекам в регионы страны и расширить аудиторию читателей, то тираж может быть увеличен и до 1 000 штук. А уж если вы хотите, чтобы ваши книги продавались в книжных магазинах, тут речь пойдет уже о нескольких тысячах экземпляров. Чтобы определиться с тиражом, следует подумать, для кого предназначается ваш труд и как вы собираетесь его распространять.
Единственный совет, который можно дать автору, планирующему издать свою книгу, – тираж не должен быть слишком маленьким, оптимальным количеством считается минимум 50 штук. Обойдется он (без учета подготовительных работ) примерно в 10–50 тыс. руб. в зависимости от цветности, количества страниц, обложки, бумаги и других не менее важных параметров. Однако если вам необходимо выпустить небольшое количество книг, например, 10–20, то в силу особенностей подготовительного процесса к печати, настройки оборудования (печатного и отделочного постпечатного), цена его окажется не намного дешевле.