что такое слуцкие пояса

Слуцкие пояса

что такое слуцкие пояса. Смотреть фото что такое слуцкие пояса. Смотреть картинку что такое слуцкие пояса. Картинка про что такое слуцкие пояса. Фото что такое слуцкие пояса

Знаменитые слуцкие пояса – одна из национальных реликвий белорусов, прекрасный образец декоративно-прикладного искусства, ставший не только историческим культурным символом, но и современным брендом Беларуси.

Слуцкие пояса: история национального символа

Длинные широкие пояса с красивым рисунком и сложным плетением из драгоценных нитей получили распространение на белорусских землях еще в XVI–XVII веках, чему способствовали предания о происхождении аристократии Речи Посполитой от древних воинственных племен сарматов.

что такое слуцкие пояса. Смотреть фото что такое слуцкие пояса. Смотреть картинку что такое слуцкие пояса. Картинка про что такое слуцкие пояса. Фото что такое слуцкие поясаВ наряде магнатов пояс был символом принадлежности к элите, многовековых семейных традиций и, конечно, богатства. Дорогие пояса для шляхты привозили из восточных стран, но в ХVIII веке на белорусских землях сформировалось уникальное художественное явление – «слуцкий пояс».

Во времена расцвета в Слуцке работало до 55 ткачей (только мужчины!), столько же подмастерьев и прядильщиц. На 20-25 станках ежегодно выпускали около 200 поясов тончайшей работы.

что такое слуцкие пояса. Смотреть фото что такое слуцкие пояса. Смотреть картинку что такое слуцкие пояса. Картинка про что такое слуцкие пояса. Фото что такое слуцкие поясаОчень скоро слуцкие пояса стали копировать на других мануфактурах: в белорусских Гродно, Слониме, Ружанах, Поставах, Кореличах, Шклове, польских Кобылках, Липкове, Кракове, Гданьске, французском Лионе, в Австрии…

Но даже несмотря на знак «Меня сделал Слуцк», это не были настоящие слуцкие пояса. Производство оригиналов на самой мануфактуре Радзивиллов продолжалось до середины ХІХ века.

Полагают, что сегодня в мире сохранилось около тысячи слуцких поясов. И почти все они находятся за пределами Беларуси: в музейных собраниях Польши (Варшава, Краков, Познань, Гданьск), Украины (Киев, Львов ), России (Москва, Санкт-Петербург), Литвы (Вильнюс, Каунас), в частных коллекциях.

Белорусские музеи хранят 11 слуцких поясов разных лет изготовления и разного состояния, а также многочисленные фрагменты.

Слуцкий пояс: особенности и секреты

что такое слуцкие пояса. Смотреть фото что такое слуцкие пояса. Смотреть картинку что такое слуцкие пояса. Картинка про что такое слуцкие пояса. Фото что такое слуцкие поясаКлассический слуцкий пояс – это роскошная длинная (до 3,5-4 м) ткань шириной 35-40 см, которую, складывая вдвое или скручивая, повязывали поверх шляхетского костюма (кунтуша).

Шикарный аксессуар мог быть одно-, двух-, трех-, четырехлицевым. Каждая из сторон использовалась в зависимости от колорита наряда и ситуации. Например, на праздник пояс повязывали наружу золотой, красной частью; в траур использовалась черная сторона; в повседневной жизни – зеленая и серая.

По композиции слуцкий пояс разделен на три части : два прямоугольных завершения («головы») и основная часть («середник»).

На «головах» ткали узоры цветов, переплетенных стеблей с листьями, веток дерева, медальоны разнообразной формы. Основная часть состояла из поперечных однотонных полос или полос с орнаментом. Иногда здесь появлялся «лусковой» (похожий на рыбью чешую) рисунок или узор «в горошек».

Слуцкий пояс ткали из натуральных шелковых нитей: обычных и обкрученных тончайшей золотой или серебряной проволокой. Такой драгоценный аксессуар назывался «литым», ведь после прокатывания чуть шершавого пояса через специальный вал появлялись необычайная гладкость и роскошный блеск.

На каждом поясе слуцкие мастера ставили особые метки : во времена Речи Посполитой – на латинице, позже на кириллице: «SLUCK», «SLUCIAE», «SLUCIAE FECIT», «MEFECIT SLUCIAE» («Меня сделал Слуцк»), «ВЪ ГРАДЪ СЛУЦКЪ»…

Современные слуцкие пояса

что такое слуцкие пояса. Смотреть фото что такое слуцкие пояса. Смотреть картинку что такое слуцкие пояса. Картинка про что такое слуцкие пояса. Фото что такое слуцкие поясаПо поручению Президента в Беларуси была утверждена Государственная программа возрождения технологий и традиций производства Слуцких поясов и развития производства национальной сувенирной продукции «Слуцкие пояса» на 2012-2015 годы.

Интересные факты о слуцких поясах

Знаменитое стихотворение «Слуцкие ткачихи» классика белорусской литературы Максима Богдановича рассказывает о крепостных девушках, которые вместо персидского узора ткали «цвяток радзімы васілька». Однако лирическая история – художественный вымысел, ведь ткать пояса имели право только мужчины – искусные мастера, труд которых хорошо оплачивался.

Источник

Слуцкие пояса: возрождение

Часть I: И золотые, и серебряные

…КОГДА-ТО о них мечтали тысячи мужчин, а могли купить лишь богатые и, как бы сказали в наше время, знаменитые. Затем их стали подделывать сотнями, ведь если на изделии стоял товарный знак «В граде Слуцке» или «Слуцк», то прибыль можно было получить колоссальную. Потом их сжигали ради получения золота. Позже уцелевшие образцы реликвии передавались из поколения в поколение. В наши дни — это не просто музейный экспонат, а настоящий белорусский символ.

История слуцких поясов тянется уже три столетия. За это время она в буквальном смысле «обросла» сотнями домыслов и предположений. А корреспондент «СГ» решила проверить и, чтобы правду отличить от вымысла, обратилась к заведующему отделом древнебелорусской культуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси Борису ЛАЗУКЕ.

Искусствовед Борис ЛАЗУКО показывает фотокопию пояса.

МИФ ПЕРВЫЙ

Прославиться должны были несвижские

Идея производить пояса на белорусских землях родилась, как это часто бывает, из практической необходимости. Без широкого шелкового пояса тогда, в XVIII веке, не представляли шляхетский костюм. Купцы то и дело привозили пояса из стран Азии и продавали их втридорога. Это и подтолкнуло перейти к импортозамещению и наладить собственное производство.

— Радзивиллы не бросались деньгами на ветер, — рассказывает Борис Андреевич. — Например, у одного из них как-то спросили, почему не использует фарфоровую посуду. Представитель знатного рода ответил, что серебряное блюдо ни за что не разобьется, а вот попробуй фарфоровую чашку со стола уронить. Так он ушел от неловкого вопроса. Не покупали фарфор лишь потому, что он был в разы дороже, а Радзивиллы экономили каждую копейку.

Первую персиарню (так назывались мануфактуры, в которых производили пояса) на территории нашей страны построили в Несвиже.

Из Несвижа двух мастеров отправили на обучение в Станислав, нынче украинский город Ивано-Франковск. Потом возникла идея пригласить оттуда мастера, который бы научил белорусских ткачей изготавливать пояса. Это было удобнее, чем отправлять на обучение. Приглашенным мастером стал Ян Маджарский.

Малоизвестный факт: оказывается, первоначально Ян Маджарский приехал вовсе не в Слуцк. Работать он начал на несвижской мануфактуре, но там наладить производство не удалось, и заграничный мастер сбежал…

Как из Несвижа писали Радзивиллу, мастер Перс сбежал, потому что скучал по семье. В ответ было приказано любыми способами, уговорами или угрозами, вернуть Маджарского.

Мастера вернули, а производство перенесли в Слуцк, где еще до этого была построена ткацкая мануфактура. На ее основе в 1757-м и появилась Слуцкая персиарня… Когда переносили производство в другой город, Радзивиллы получили письмо. В нем говорилось, что все доставлено, прибыл в Слуцк и заграничный мастер, за которым «пристальный надзор нужен, чтобы он не пил и не крал, как это было в Несвиже».

Впрочем, в Слуцке Яну Маджарскому удалось наладить производство, где и стали появляться знаменитые пояса. Он даже через время получил мануфактуру в аренду и уже не считается подчиненным Радзивиллов. Называют же его не иначе как «ваша мость», то есть ваша милость, и «пан Ян». Так обращались только к очень уважаемым людям.

МИФ ВТОРОЙ

Слуцкая мануфактура создана на контрабанде

Как бы странно это ни звучало, но если бы не различные махинации, то знаменитые слуцкие пояса могли и вовсе не появиться. До создания собственной мануфактуры по производству поясов их привозили из-за границы — Турции, Афганистана, Сирии, Персии. Конечно, технологии производства находились под строжайшим секретом. Товар-то дорогой. Станки для мануфактур были «невыездными». Под страхом смертной казни держали всех купцов, чтобы те даже не изъявляли желания продать оборудование «соседям».

— В одном из писем для Радзивиллов говорится, что в княжество приехал купец и привез с собой изобретение, которое «даст прыбытак дзяржаве і славу». Речь идет о так называемых магелах. Дело в том, что золотая нить, которая использовалась для производства поясов, придавала изделию матовость. А тогда ценился блеск. Так что пояс нужно было дополнительно «разгладить» на специальном оборудовании через валы, которые были полыми. В них помещали раскаленные металлические стержни. Через эти валики пропускали пояс, который из-за температуры разглаживался, а золотая нить сплющивалась. Появлялся блеск, и пояс приобретал товарный вид, — поясняет Борис Лазуко.

Секретное оборудование постепенно «просочилось» и на Слуцкие земли. Кстати, с поясом после покупки было немало хлопот. Хранили его как обычное полотенце — в сложенном виде. Перед тем как надеть, следовало разгладить. Утюгов не было, а тончайшая нить требовала деликатного обращения. Придумали оригинальный способ: на пояс клали стеклянные шарики, брали изделие с двух концов и качали из стороны в сторону. Понятно, что такой способ разглаживания отнимал немало времени.

Даже сейчас на настоящем слуцком поясе можно рассмотреть каждую нить.

МИФ ТРЕТИЙ

Производили раритеты не ткачихи, а ткачи

Всем знакомы еще со школы строки: «I цягам доўгiе часiны, дзявочые забыўшы сны, свае шырокiя тканiны на лад персiдскi ткуць яны». Что ж, достоверность стихотворения Максима Богдановича то и дело ставится под сомнение. Мол, в то время ткать пояса могли исключительно мужчины, а женщины даже прикоснуться к изделию не могли. Все списывали на фантазию автора. Впрочем, есть сведения, что представительницы прекрасного пола все же участвовали в создании слуцких поясов.

— В том же письме, которое получил Радзивилл, когда производство из Несвижа переносилось в Слуцк, говорится, что привезли мастеров и «мурынок». Вероятнее всего, «мурынкі» — это мастерицы. Дальше был отдан приказ «вучыць усіх ткацкаму майстэрству». Значит, девчат тоже обучали, — рассуждает Борис Андреевич.

В записях Леона Маджарского (сын пана Яна, который управлял мануфактурой после отца) и протоколах визитаций, которые сохранились до нашего времени, действительно упоминаются фамилии лишь мужчин-ткачей. Вероятнее всего, это породило всеобщее мнение о том, что ткачих в то время не было.

— По тем правилам, возможно, нельзя было упоминать фамилии женщин в документах, — считает Борис Лазуко. — Но давайте поразмыслим логически: сложно было бы на производстве поясов без женщин. Из тончайшего шелка нужно было сделать ниточку. Да не просто сделать, а чтобы она, как говорят, была «золотной». То есть пучок тончайших волокон шелка нужно было обкрутить металлической проволочкой, толщина которой измерялась буквально микронами! Сомнительно, что такую работу выполняли мужчины.

Кроме прядильщиц, были известны и женщины-ткачихи. Например, одна из них — Анна Кулаковская. Правда, работала она в то время не в Слуцке, а на Кореличской мануфактуре гобеленов.

— Так что достоверно утверждать, что женщины не приложили руку к созданию слуцких поясов, нельзя. А по поводу рассуждений о том, что девушки и вовсе прикасаться не могли к поясу, могу сказать одно. Вот сегодня, когда на даме одето золотое украшение, неужели оно темнеет? Неужели с золотом что-то происходит? Просто раньше пояс был исключительно элементом костюма мужчин, а все разговоры о том, что нельзя прикасаться, — обыкновенные домыслы…

МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ

В одном изделии было около 800 граммов ценного металла

Слуцкая персиарня, как и любое производство, переживало и взлеты, и падения. В годы расцвета трудились на ней более 50 ткачей, столько же челядников, или помощников-подмастерьев и прядильщиц. Работа велась на 25 ткацких станках. Каждый год выпускалось около 200 поясов. Стоимость изделия могла достигать тысячи злотых. Для сравнения: это примерно годовой оклад офицера армии того времени.

При производстве нитей для пояса нередко использовалось золото или серебро. В каком количестве? Сегодня высказываются самые смелые догадки. Например, если опираться на сведения многочисленных статей в Интернете, то около 700—800 граммов!

— Это самое популярное заблуждение, — улыбается Борис Андреевич. — Возьмите почти килограмм любой цепи и обмотайте себя, долго ли так проходите? Раньше жили такие же обыкновенные люди, как и мы с вами. Понятно, что никто бы не таскал на себе такой пояс. На самом деле, золота и серебра использовалось, в зависимости от длины изделия, примерно от 60 до 200 граммов.

Кстати, о размерах. Слуцкие пояса отличались между собой не только по рисунку, но и по ширине и длине. Общепринятого размера не было — для кого-то ткали трехметровый пояс, для кого-то четырехметровый. Проведенное Борисом Андреевичем исследование все же показало, что определенная система при создании пояса была, ведь ширина изделия всегда в десять раз меньше, чем длина.

МИФ ПЯТЫЙ

Сжигали в погоне за добычей

Слуцких поясов, которые создавались почти столетие, сохранилось достаточно много — около тысячи. Но, увы, большинство из них находится сегодня не в Беларуси, а в России, Украине, Литве, Польше. В белорусских музеях хранится всего 13 поясов. Причем два из них появились только в этом году. Первый пояс приобрел у частника областной музей в Молодечно, а второй за 90 тысяч долларов купил Слуцкий музей.

— Не стоит забывать и о том, что из слуцких поясов шили предметы литургического предназначения, поэтому многие из них сохранились лишь фрагментарно. К примеру, в Музее древнебелорусской культуры Национальной академии наук сегодня хранятся два целых пояса и около пятидесяти фрагментов.

Поясов могло сохраниться и больше, ведь уже в XIX веке их стали коллекционировать как произведения декоративно-прикладного искусства. Но в то же время большое их количество было сожжено для получения золота. Делалось это, правда, не из-за погони за драгметаллом, ведь сам пояс стоил дороже, чем то золото, которое можно было из него получить. Золото добывали лишь из поясов, которые были слишком потрепанными и могли «развалиться» в одночасье. Хотели так получить хоть какую-то выгоду…

СЕГОДНЯ на предприятии «Слуцкие пояса», которое находится на родине реликвии в Слуцке, производят точные копии знаменитых поясов, первая из которых в апреле этого года была передана главе государства. Впрочем, о том, как удалось восстановить производство одного из белорусских символов, во втором письме.

Наталья БОРИСОВЕЦ, «СГ»
Фото автора

Источник

«И ткет, забыв про всё, рука цветок родимый василька»

Слуцкие пояса – один из самых известных брендов республики. Коллекции этих уникальных образцов старинного народного промысла находятся не только в городах Беларуси, но и в Москве – в Государственном историческом музее на Красной площади.

что такое слуцкие пояса. Смотреть фото что такое слуцкие пояса. Смотреть картинку что такое слуцкие пояса. Картинка про что такое слуцкие пояса. Фото что такое слуцкие пояса Четырехсторонний кушак стоил целое состояние. Зато носить его можно было и в пир, и в мир, и в добрые люди.
Павел ЧУЙКО

СПАСИБО ПЛЮШКИНУ

– Наше собрание Слуцких поясов – самое большое в России, – раскладывая на большом столе шелковые ленты, рассказывает Ольга Гордеева, ведущий научный сотрудник отдела тканей и костюма. – Видите бирочку с надписью «Музей имени Щукина», которая пришита к каждому поясу? Они принадлежали известному купцу Петру Щукину.

В конце XIX века он увлекся коллекционированием и даже основал музей «Российских древностей».

В 1905 году, когда в стране было неспокойно, всю коллекцию завещал городу, а Дума, в свою очередь, передала ее Историческому музею.

Слуцких поясов в коллекции Щукина около сорока. Среди них не только полноценные кушаки, но и лоскутки неуцелевших экземпляров.

– Петр Иванович был тем еще плюшкиным: ничего не выбрасывал, – смеется Ольга Гордеева. – И, как показало время, оказался невероятно проницательным. Пояса перестали носить еще в 1820-х годах. Щукин был одним из немногих, кто понимал уникальность даже небольших кусочков.

БОГДАНОВИЧ ТОЖЕ ПРАВ

Похожие на Слуцкие пояса элементы одежды, как считают историки, пришли к нам с Востока. Их завозили в Речь Посполитую из Османской империи и Персии. Но в 1758 году князь Михаил Казимир Радзивилл по прозвищу Рыбонька организовал свое производство в Несвиже и Слуцке, выписав себе персидского умельца Ованеса Маджаранца. После крещения тот получил имя Ян Маджарский.

что такое слуцкие пояса. Смотреть фото что такое слуцкие пояса. Смотреть картинку что такое слуцкие пояса. Картинка про что такое слуцкие пояса. Фото что такое слуцкие поясаПояса, вытканные из натурального шелка с добавлением металлической нити, надевались мужчинами поверх кунтуша – верхней одежды с откидными рукавами. Аксессуар был по карману далеко не каждому. Бедняки могли всю жизнь копить на один-единственный пояс.

В собрании Исторического музея хранятся в основном односторонние пояса – самые «простенькие». Пределом мечтаний был двусторонний широкий шелковый кушак. Стороной помрачнее надевали на похороны. Поярче – на торжество.

При Яне Маджарском сложился классический тип Слуцкого пояса: узкая кайма, узорные концы с бахромой, а в орнаменте непременно поперечные полосы. Рисунок ткани украшали растительными мотивами. И если на восточных поясах чаще всего встречается изображение гвоздики, то в Слуцке в ходу был родной сердцу василек. По краям вышивалась метка, где или кем изготовлен пояс. Если есть надпись «В граде Слуцком», значит, изделие принадлежало Радзивиллам, если указан автор – пояс находился в собственности мастера.

– Первое время Маджарский отдавал всю продукцию хозяевам. Но через несколько лет заключил новый договор с правом продавать часть поясов. И очень быстро озолотился. Сын Маджарского Леон, продолживший дело отца, обладал огромным состоянием, – рассказывает О. Гордеева.

Изготовляли пояса мужчины. Но как же тогда знаменитые «Слуцкие ткачихи» Максима Богдановича?

– Основную работу действительно выполняли мужчины – до нас даже дошли имена этих умельцев, – объясняет Ольга Гордеева. – Чтобы заправить станок, просчитав количество ниточек на каждый элемент орнамента, надо обладать не только хорошей подготовкой, но и силой. Хотя не думаю, что сюжет стихотворения – художественный вымысел. Возможно, женщины тоже привлекались к работе. Кто бросал челнок, например, доподлинно неизвестно.

– А в России такие пояса ткали?

– Только односторонние. Но в моде они были недолго. В 1700 году Петр Первый провел реформу дворянского костюма, и этот аксессуар вышел из обихода.

Кстати, одно время пояса ткали и во французском Лионе – эпицентре шелкового промысла, а местные мастера приезжали в Слуцк – обмениваться опытом.

– Не планируете передать коллекцию Беларуси?

– Мы часто отдаем ее на выставки в республику. Белорусы заводили об этом разговор. Во время войны в Минске было утеряно сорок поясов: то ли пропали, то ли немцы увезли. Остался список без подробного описания. Коллеги долгое время думали, что коллекция у нас. Пришлось документально доказывать, что наши пояса к этой истории отношения не имеют.

Где можно посмотреть Слуцкие пояса

Смоленский государственный музей-заповедник

Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»

Белорусский национальный художественный музей (Минск)

Минский областной краеведческий музей (Молодечно)

Минский музей древнебелорусской культуры

Гродненский государственный историко-археологический музей

Слонимский районный краеведческий музей

Слуцкий краеведческий музей

Купив билет, увидеть реликвии не получится – они скрыты от посторонних глаз в фондах музея. Шелк не терпит света, фотовспышек. Но по особым случаям коллекция экспонируется на выставках.

Забыты детские забавы,
И гибнет девичья краса.
Они сюда, в неволю взяты
Ткать золотые пояса.

Давно девичьи сны забыты,
Уходят безвозвратно дни.
Свои широкие полотна
На лад персидский ткут они.

А за стеной смеется поле,
Синеет небо, даль видна.
И мысль стремится поневоле
Туда, где расцвела весна.

Желтеет рожь в степном просторе,
Синеют мило васильки,
И серебром сверкают волны
Меж гор струящейся реки.

Темнеет край зубчатый бора,
И ткет, забыв про все, рука
Вместо персидского узора
Цветок родимый василька.

(перевод на русский язык В. Батуро)

Купив билет, увидеть реликвии не получится – они скрыты от посторонних глаз в фондах музея. Шелк не терпит света, фотовспышек. Но по особым случаям коллекция экспонируется на выставках.

Источник

Слуцкие пояса

Известные на весь мир Слуцкие пояса — это одна из национальных реликвий Беларуси. Великолепный образец прикладного искусства, ставший не только своеобразным культурным символом, но и неким брендом всей страны.

Слуцкие пояса — это удивительно красивый, дорогой и символичный предмет мужского гардероба. Он был доступен только тем, кто относился к высшим сословиям знати. Пояса в Беларуси ткали еще в 18 веке. С ними часто связаны многочисленные загадки, семейные тайны и мистические истории.

Изготовление Слуцких поясов

что такое слуцкие пояса. Смотреть фото что такое слуцкие пояса. Смотреть картинку что такое слуцкие пояса. Картинка про что такое слуцкие пояса. Фото что такое слуцкие поясаСлуцкие пояса изготавливались вручную на шёлковой основе с применением серебряных и золотых нитей. Именно поэтому они и стоили так дорого. В 1796 году стоимость всего одного пояса могла быть от 50 до 100 рублей. Если сравнивать по тому курсу получается действительно недешево. Бутылка шампанского, например, тогда могла стоить всего 1,5 рублей. А нанять карету с шестью лошадями на целый месяц можно было всего за 60 рублей. При этом и то и другое также считалось признаком достатка.

За все время было произведено всего 10 тысяч слуцких поясов. В течение одного года хороший, опытный мастер мог изготовить не более 7-8 таких поясов. Стоит отметить, что ткачами могли быть только мужчины. Забавно, что автор известного стихотворения «Слуцкие ткачихи» Максим Богданович не знал об этом. Поэтому в его творении пояса ткутся женщинами.

Интересные факты

что такое слуцкие пояса. Смотреть фото что такое слуцкие пояса. Смотреть картинку что такое слуцкие пояса. Картинка про что такое слуцкие пояса. Фото что такое слуцкие поясаСлуцкие пояса были длинными и узкими:

Они все отличались по своему колориту и узору. Но орнамент на них всегда строился по одному и тому же принципу. В середине было несколько поперечных полос, цветных и гладких. Они чередовались с другими полосами с небольшим растительным узором, который потом повторялся на продольном крае.

Самыми дорогими и ценными считались двух и четырех уровневые пояса. Это было особым достижением слуцких виртуозов. За счет отточенного уровня мастерства они могла изготавливать на одном и том же поясе сразу две или четыре лицевые, разноузорные стороны. Соответственно тот, у кого был такой пояс, мог складывать его каждый раз по-новому, и у окружающих возникало мнение, что у него сразу несколько поясов, а значит, он особенно богат.

Еще более ценными и трудными с точки зрения производства считались литые пояса. С лицевой стороны у них могло быть совершенно не видно шелка. Он весь мог быть закрыт золотой или серебряной нитями. Основная проблема в производстве таких поясов заключалась в том, что золотые нити практически всегда ложились не так как нужно. Поэтому уже готовое изделие приходилось несколько раз прокатывать при помощи специальных катков. В результате нити под действием катка расплющивались, и получалась абсолютно ровная поверхность. По концам пояса обычно размещалось два стебля с цветами. Примерно к 80 годам 18 века персидские мотивы были полностью вытеснены местными узорами, например:

Если присмотреться, то с боковой стороны можно заметить специальную метку. Это знак того где именно был изготовлен пояс – в Слуцке. Именно в данном городе Беларуси в 1758 году возникло первое мануфактурное производство поясов. Специально для того чтобы обучить местных мастеров пригласили известного турецкого ткача Яна Маджарского. На то чтобы обучить каждого мастера требовалось не менее семи лет.

Со временем Слуцкие пояса настолько распространились и стали такими известными, что они превратились в некий бренд и стали синонимом всех шелковых длинных поясов. При этом совершенно не играло роли, где те на самом деле были изготовлены в Слуцке, Лионе, Гродно или Кобылках.

История создания Слуцких поясов

что такое слуцкие пояса. Смотреть фото что такое слуцкие пояса. Смотреть картинку что такое слуцкие пояса. Картинка про что такое слуцкие пояса. Фото что такое слуцкие поясаВсе начиналось с того что на Белорусские и Украинские земли которые включались в состав Речи Посполитой пришла мода на узорчатые ткани и широкие, длинные пояса изготовленные в восточном стиле. Первое время эти предметы гардероба завозились особенно богатыми магнатами из Персии и Турции. В особенности золототканые пояса. При этом стоили они просто колоссальных денег. Стоимость одного пояса могла достигать 500 дукатов. Именно такое положение и привело к необходимости создавать собственное производство. В итоге на реке Случь специально для этого строится особняк, в котором и запускается первое производство.

Интересный факт: на тот момент белорусские мастера уже давно заложили прочные фундамент местного ткачества, которое существовало уже более двух столетий. Во время организации нового производства в Слуцке уже существовало две фабрики.

Все дошло до такого уровня, что каждый шляхтич считал делом чести носить узорчатый пояс. Начало стремительно развиваться местное производство. Ткачи быстро развивались и постигали все секреты мастерства и вырабатывали свой неповторимый стиль. Шелковые и драгоценные нити завозились из Гданьска. Обычные нити производились самостоятельно.

что такое слуцкие пояса. Смотреть фото что такое слуцкие пояса. Смотреть картинку что такое слуцкие пояса. Картинка про что такое слуцкие пояса. Фото что такое слуцкие поясаПоследние десятилетия 18-го века стали спадом популярности производства поясов. После официального распада Речи Посполитой ношение шляхетской одежды было под полным запретом. После этого в 1844 году Слуцское производство было окончательно закрыто, а пояса превратились в коллекционные реликвии и разошлись по множеству различных музеев. На данный момент все технологии, которые применялись при производстве поясов, считаются забытыми и утраченными.

В нашем туристическом каталоге Вы можете найти подходящую усадьбу и в живую увидеть Слуцкие пояса и другие этнические реликвии РБ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *