что такое слог в литературе
Требования к слогу писателя
«В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно».
Н. В. Гоголь
«Чистой» можно назвать только речь, состоящую из коренных русских слов и оборотов, которые употребляют для выражения мыслей лучшие отечественные писатели и поэты. Их слог называют современным и литературным. Роль слова, роль языка в жизни человека и человечества огромна. Поэтому, каждое слово, каждое предложение требует осторожного и бережного обращения. Слово в литературе может стать источником чистой воды, а может обернуться и обычной жестяной погремушкой. Поэтому все мы, а особенно писатели и поэты, должны знать, любить и беречь наш родной язык, и никому не давать в обиду наше чудесное русское слово.
Основными погрешностями современного литературного слога являются
а) архаизмы, б) неологизмы, в) варваризмы, г) провинциализмы и д) простонародные слова, применяемые не всегда к месту и нарушающие чистоту речи.
б) в сочинениях религиозного характера, так как русский народ привык выражать религиозное чувство на языке славянском, на славянском языке он читает Библию, на этом же языке изложены все общеупотребительные молитвы.
Неологизмы. Слова, вновь появляющиеся в языке, называются неологизмами. Появление новых слов в языке вызывается развитием культуры каждого народа, изменением условий жизни. Бурное развитие техники, расширение кругозора каждого человека ведёт к появлению новых понятий и новых слов. Пример: как только построили железные дороги, у народа явилось слово «чугунка»; в сербскую войну явилось слово «доброволец». Чаще всего новые слова вносят в язык даровитые писатели. Раз употребленное новое слово повторяется другими, входит в лексикон языка и перестает считаться неологизмом. Неологизмы в языке необходимы, но некоторые из них являются неудачными и народ их не принимает. К таким неологизмам можно отнести: добледушие (героизм), лицедей (актёр, ость (центр) и др.
И завещал он, умирая,
Чтобы на юг перенесли
Его тоскующие кости,
И смертью чуждой сей земли
Неуспокоенные гости.
(Пушкин)
Они кормили его мясом своих собак (его ли кормили мясом собак, или собак кормили его мясом). Тяжело положение предводителя войска, утратившего бодрость (кто утратил бодрость: предводитель или войско?).
д) Наконец, вредит ясности выражение мыслей длинными периодами с множеством придаточных пояснительных предложений.
Правильною называется речь, согласная с законами родного языка и правилами грамматики. Частое нарушение правил грамматики в речи называется безграмотностью. Синтаксическим ошибкам (в сочетании слов) в стилистике усвоено название солецизмов. Солецизмы допускаются, главным образом, вследствие незнания законов родного языка. Весьма часто, напр., допускаются погрешности против правил сокращения придаточных предложений (напр.: вошедши в комнату, мне захотелось сесть).
Хоть я и не пророк,
Но, видя мотылька, что он вкруг свечки вьется,
Пророчество почти всегда мне удается,
Что крылышки сожжет мой мотылек.
(Крылов)
5 правил хорошего литературного слога
Хотите научиться писать так, чтобы ваш текст цеплял читателя с первой фразы?
У меня для вас две новости: одна плохая, а другая хорошая.
Плохая новость: волшебный литературный слог вырабатывается годами — неустанной практикой и бесконечным редактированием.
Хорошая новость: существуют несколько правил, которые помогут сразу улучшить ваши тексты — здесь и сейчас. Ошибки у всех новичков более или менее одинаковые, и если их исправить, ваши книги и статьи сразу перейдут в другую весовую категорию.
1. Разбивайте длинные предложения на короткие или средние
В школах нас учат писать длинными заковыристыми фразами — чтобы мы разобрались со сложносочиненными предложениями, причастиями и деепричастиями.
В результате многие начинающие авторы выдают фразы вроде этой:
Маша весь вечер крутилась у буфета, заглядывая внутрь, раскладывая мысленно посуду по полочками, которых было очень много, волнительно вздыхая, пересчитывая множество ящиков и отделений, куда можно было бы поставить и тарелки, и сахарницы, и соусники, и чашки, и блюдца, и даже огромного размера супницу, которую ей подарила мама на прошлый день рождения.
Ну как? Легко читается?
Наш мозг воспринимает информацию небольшими блоками, которые удобны для понимания и запоминания, и если этого не учитывать, рождаются вот такие предложения-монстры.
Что делать?
Разбивайте сложное предложение на несколько простых. Если фраза изобилует лишними кренделями, задумайтесь: оно вам надо?
Маша весь вечер крутилась у буфета. Она мысленно раскладывала посуду по многочисленным полочками и в волнении просчитывала, куда можно поставить чашки, а куда — огромную супницу, подаренную мамой на прошлый день рождения.
Читать стало гораздо легче, правда? В тексте появился “воздух”, а отсутствие лишних деталей никак не повлияло на саму картинку.
2. Разбивайте абзацы-кирпичи
Вы, наверное, много раз встречали статьи, которые отпугивают один своим видом. Громоздкий монолит, тянущийся на всю страницу, – это зрелище не для слабонервных.
Причина, по которой мы заранее, не вчитываясь, отвергаем подобные тексты, кроется в следующем: наше подсознание не хочет иметь дело с неудобоваримой информацией.
В каких случаях надо нажимать кнопку “Enter”? А вот в каких:
Иван открыл сейф и принялся перекладывать деньги в сумку.
Анна молча смотрела на него и думала о том, что между ними все кончено: сейчас ее муж уйдет навсегда.
Видите? “Камера” как бы переместилась от Ивана к Анне, – и поэтому тут нужен новый абзац.
3. Вы точно знаете, что хотите сказать читателю?
Прочитайте эту фразу:
В искусстве все на нервах, на эмоциях, на таланте, да и не только, но, ведь бывает же и так, что результаты радуют, ласкают душу, ублажают, и в эти моменты, затраты и потери, конечно же, кажутся какими-то странными недоразумениями, вовсе, может быть, не обязательными.
Вопрос: Что хотел сказать автор?
Зачастую корявый слог — это отсутствие идеи как таковой. Автор что-то чувствует, ему хочется передать эти ощущения читателям, но он не продумал, что именно ему надо донести до окружающих.
В этом примере даже поправить ничего нельзя, потому что не ясно, а зачем эта фраза была написана.
4. Убирайте абстракции!
Если за фразой не стоит конкретного образа, у читателя не включается воображение, и ему заранее становится скучно.
Доклад на конференции по безопасности информационного обеспечения вызвал ощущение недоверия.
С интересом читаются только те тексты, которые можно смотреть как “внутреннее кино”, или которые вызывают четко определенные эмоции.
5. В вашем тексте не должно быть фраз “ни о чем”
Экономьте время читателя (и свое тоже)! Если предложение ничего не добавляет тексту, его надо удалять хирургическим путем.
Девушка была прекрасна. В ней все было красиво — и глаза, и волосы, и фигура. Всем своим видом барышня напоминала чудесный цветок.
Угу, девушка у нас — цветок, а автор — фонтан, который льет “воду” на головы бедных читателей. Они не дураки: они с первого раза все поняли про девушку — зачем повторять одно и то же?
Верные кандидаты на вылет:
Кстати, знаете, откуда берется привычка лить “воду”? В студенческие годы мы старались нарастить объём докладов и курсовых по нелюбимым предметам: накрутишь, навертишь “умных слов” — глядишь, профессор “зачет” поставит.
Диплом получен, предмет благополучно забыт, но мерзкая привычка осталась… Наверное, это месть богини познания, которая так и не простила студентов-халтурщиков.
Ну, ничего — мы с ней как-нибудь договоримся насчет познания чего-нибудь другого — более полезного для писателей.
Что такое слог в литературе
Слог — это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные — слогообразующие, остальные — неслоговые.
Содержание
Особенности слогообразования
В русском языке слоги обычно строятся по принципу восходящей звучности, и слогораздел в неконечных слогах чаще всего происходит после самого звучного звука. Типы слогов в русском языке: открытые (-та-) и закрытые (-ат-), прикрытые (-та-) и неприкрытые (-ата-).
При письме слоги записываются с помощью знаков — букв.
В русском языке слогообразующим является гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных: а-ри-я (3 слога), ма-як (2 слога), рейс (1 слог).
Слоги бывают открытыми (оканчиваются на гласный звук) и закрытыми (оканчиваются на согласный звук). Например, в слове ко-ро-на все слоги открытые, а в слове ар-буз оба слога закрытые.
Во всех языках существуют открытые слоги, но в некоторых, например, гавайском, закрытых слогов нет.
Слоги могут быть прикрытыми (начинаются с согласного) и неприкрытыми (начинаются с гласного). Например, в слове ар-буз первый слог неприкрытый, а второй прикрытый.
Для того, чтобы определить, сколько слогов в слове, применяют нехитрый прием, впервые показываемый учителями начальной школы детям. Для этого руку тыльной стороной подносят на близкое расстояние к подбородку и четко произносят нужное слово, считая, сколько раз подбородок коснется руки. Это число и будет количеством слогов.
Слог бывает значимой звуковой единицей (например, во вьетнамском языке) и фонетической единицей, формальным понятием.
В чешском и сербском языках плавные согласные могут образовывать слог (как, например, в чешских словах prst, vlk и Brno).
Многие учёные писали в своих трудах о том, что слог — ничто. «Слог есть фикция» (Л. Р. Зиндер). Согласно теории Л. В. Щербы о том, что любая звуковая единица связана со смыслом фонемы, слог фиктивен, так как не имеет никакой связи со смыслом (в русском языке).
Ессен писал, что слог не несёт смысла и не имеет каких-либо особых акустических характеристик.
Слоги существуют, так как:
Теории о природе слога
Языковеды выдвинули несколько теорий относительно природы слога: экспираторная, сонорная (акустическая), напряжённости (артикуляторная), динамическая.
Экспираторная теория слога
По экспираторной (выдыхательной) теории слог образуется в результате мышечного напряжения голосовых связок, когда выдыхаемая струя воздуха образует своеобразные толчки-слоги. Теория известна с античных времён. Экспериментарной проверкой может являться простейший опыт с произнесением слова перед пламенем свечи: сколько раз в процессе произношения качнётся пламя — столько слогов содержится в слове. Однако эта теория признана неверной, поскольку имеются слова,в которых число слогов не совпадает с количеством выдыханий. Например, в слове «ау» — два слога, но одно выдыхание, в слове «сплав» — напротив: один слог, но два выдыхания.
Сонорная теория слога
По сонорной теории, которую ещё называют акустической теорией или теорией громкости/звучности, слог является сочетанием звуков с большей или меньшей степенью громкости. Слоговой гласный, как громкий звук, присоединяет к себе неслоговые согласные. Каждый слог имеет два минимума громкости, которые являются его пределами. Акустическую теорию предложил датский языковед Отто Есперсен. Для русского языка её разработал советский языковед Рубен Иванович Аванесов (1902—1982). Согласно этой теории, высшая ступень (четвёртый уровень в шкале уровня сонорности) по звучности принадлежит гласным звукам ([а], [е], [о] и другие). Между третьим и четвёртым уровнем находится звук [й], который имеет ослабленную звучность в сравнении с гласными. На третьем уровне находятся сонорные согласные ([л], [м]). Второй уровень занимают шумные звонкие ([б], [д] и другие). На первом уровне размещаются шумные глухие ([п], [т] и другие). При нулевом уровне звучание полностью отсутствует, это — пауза. Шкала уровня сонорности строится снизу вверх, подобно нотной линейке. Например слово «ау» на шкале уровня сонорности будет графически выглядеть как график с двумя резкими вершинами, упирающимися в верхную строчку линейки, с впадиной между ними, опускающейся книзу до линии, означающей нулевой уровень (паузу). Если слово условно изобразить в цифрах, представляющих эту акустическую закономерность, то слово «ау» (а-у) можно представить как последовательность номеров уровней сонорности: 0-4-0-4-0. По этой схеме акустический график слово «сплав» (сплаф) будет выглядеть как ломаная линия с последовательностью согласно номерам уровней сонорности: 0-1-1-3-4-1-0. Поскольку в последнем случае лишь одна вершина, то считается, что в слове «сплав» — один слог. Таким образом, сколько вершин имеется на шкале уровня сонорности того или иного слова, столько в нём будет слогов. Однако, согласно этой теории, количество слогов не всегда совпадает с количеством гласных, поскольку иногда встречаются, образующие «вершины», сонорные согласные. К примеру, в слове «смысл» (смы-сл) схема будет следующей: 0-1-3-4-1-3-0. Здесь слово с одной гласной имеет два слога со слоговыми звуками «ы» и «л». В то же время это слово имеет произношении и в один слог: при этом сонорная «л» оглушается шумной глухой «с» по схеме: 0-1-3-4-1-1-0. Эта особенность некоторых слов иметь несколько вариантов произношения по слогам используется в стихосложении. Так, слово «декабрь» в стихотворении Бориса Пастернака может произноситься в два или в три слога, по необходимости, для поддержания общей ритмичности стиха:
Декабрь (де-кабрь), число тридцатое (…)
Была в Останкине зима, Декабрь (де-ка-брь), тридцать первое.
Однако теория сонорности в отдельных случая даёт сбои. Так, для междометия «кс-кс-кс», которым в России подзывают к себе домашнюю любимицу-кошку, схема сонорности будет выглядеть графиком с длинной площадкой без вершин (0-1-1-1-1-1-1-0), несмотря на то, что даже на слух данное междометие имеет некую разбивку по уровням звучности.
Теория напряжённости
По теории напряжённости или артикуляторной теории, которую выдвинул советский языковед Лев Владимирович Щерба, слог образуется благодаря артикуляторному мышечному напряжению, которое растет в направлении вершины слога (то есть гласного и сонорного звука), а затем спадает.
Динамическая теория слога
По динамической теории, слог рассматривается как комплексное явление, которое обуславливается действием ряда факторов: акустических, артикуляторных, просодических и фонологических. Согласно динамической теории слог есть волна интенсивности, силы. Самые громкие, сильные звуки в слове — слоговые, менее сильные — неслоговые.
Что такое слог?
Слог — это один или несколько звуков, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.
С понятием «слог» ребят знакомят в 1 классе. Во 2 классе школы эти знания углубляют и закрепляют.
Понятие о слоге
Когда мы говорим, наша речь состоит из предложений, предложения — из слов. Каждое слово складывается из звуков, которые выстроены в определённом порядке. Звуки речи составляют слово. В каждом слове звучат гласные и согласные. На письме они обозначаются соответствующими буквами. В русском языке различают гласные звуки:
Гласный звук являются главным в слове. Он организует слог в одиночку или вместе с согласными звуками. Не может быть слога без гласного звука. К нему присоединяется один или несколько согласных и образуют слог. Например, гласный «а» в сочетании с согласным «б» образует слог «ба», а с гласным «у» — слог «бу», с гласным «о» — «бо» и т. д.
Характерным отличием слога является то, что он произносится одним толчком воздуха при выдохе. Убедимся в этом, если поднесём ладошку ко рту и произнесём слова по слогам:
По составу слоги бывают разные. Их могут складывать как гласные звуки самостоятельно, так и в сочетании с одним или несколькими согласными.
Понаблюдаем:
Следовательно, в каждом слоге имеется только один гласный звук. Вокруг него группируются согласные и вместе с ним образуют слог,
Как разделить слово на слоги?
Чтобы разделить слово на слоги, выделим в нём гласные звуки. Их можно подчеркнуть карандашом.
При делении слова на слоги, учтем, что в некоторых словах содержится только один гласный звук:
Такие слова не делятся на слоги и называются односложными.
Значит, чтобы слово делилось на слоги, в нём должно быть не менее двух гласных. Убедимся в этом:
В словах русского языка могут насчитываться три и более гласных, которые составляют такое же количество слогов:
Понаблюдав за слогоделением, можно заметить, что в русском языке чаще слоги являются открытыми. Они заканчиваются гласным звуком. Хотя отметим, что слог закрывают согласные в конце слов:
Звонкие непарные согласные, обозначенные буквами «й», «л», «м», «н», «р» могут закрыть слог в середине слов:
Учитывая все эти особенности, разделим слова на слоги в следующем порядке:
Видеоурок
Что такое слог?
Слог — это один или несколько звуков, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха.
С понятием «слог» ребят знакомят в 1 классе. Во 2 классе школы эти знания углубляют и закрепляют.
Понятие о слоге
Когда мы говорим, наша речь состоит из предложений, предложения — из слов. Каждое слово складывается из звуков, которые выстроены в определённом порядке. Звуки речи составляют слово. В каждом слове звучат гласные и согласные. На письме они обозначаются соответствующими буквами. В русском языке различают гласные звуки:
Гласный звук являются главным в слове. Он организует слог в одиночку или вместе с согласными звуками. Не может быть слога без гласного звука. К нему присоединяется один или несколько согласных и образуют слог. Например, гласный «а» в сочетании с согласным «б» образует слог «ба», а с гласным «у» — слог «бу», с гласным «о» — «бо» и т. д.
Характерным отличием слога является то, что он произносится одним толчком воздуха при выдохе. Убедимся в этом, если поднесём ладошку ко рту и произнесём слова по слогам:
По составу слоги бывают разные. Их могут складывать как гласные звуки самостоятельно, так и в сочетании с одним или несколькими согласными.
Понаблюдаем:
Следовательно, в каждом слоге имеется только один гласный звук. Вокруг него группируются согласные и вместе с ним образуют слог,
Как разделить слово на слоги?
Чтобы разделить слово на слоги, выделим в нём гласные звуки. Их можно подчеркнуть карандашом.
При делении слова на слоги, учтем, что в некоторых словах содержится только один гласный звук:
Такие слова не делятся на слоги и называются односложными.
Значит, чтобы слово делилось на слоги, в нём должно быть не менее двух гласных. Убедимся в этом:
В словах русского языка могут насчитываться три и более гласных, которые составляют такое же количество слогов:
Понаблюдав за слогоделением, можно заметить, что в русском языке чаще слоги являются открытыми. Они заканчиваются гласным звуком. Хотя отметим, что слог закрывают согласные в конце слов:
Звонкие непарные согласные, обозначенные буквами «й», «л», «м», «н», «р» могут закрыть слог в середине слов:
Учитывая все эти особенности, разделим слова на слоги в следующем порядке: