что такое синусный фильтр
Что такое синус-фильтр
Современные электроприводы все чаще бывают реализованы на преобразователях частоты, они помогают снижать стартовые нагрузки, минимизируют значения пусковых токов и позволяют управлять скоростью вращения ротора электродвигателя. Однако применение частотных преобразователей имеет и ряд существенных недостатков:
Недостатки, связанные с выходным напряжением негативным образом отражаются на электрических двигателях:
Наиболее эффективным способом устранения недостатков является фильтрация. Установка фильтров на входе не пускает токи высших гармоник в питающую сеть, фильтры на выходе избавляют от гармонических составляющих высшего порядка и максимально приближают форму сигнала напряжения на выходе ШИМ-инвертора к синусоидальной. Добиваются этого путем применения моторных дросселей и специальных синусоидальных фильтров (синусных или синус фильтров).
Синус фильтры: результаты использования и сфера применения
Схематически синус фильтр представляет простой LC-фильтр с индуктивностями, последовательно подключенными к выходу преобразователя частоты и клеммам электродвигателя, а также конденсаторами, включенными между фазами на выходе фильтра. Такое решение позволяет получить максимальное сглаживание выходного импульсного напряжения ШИМ-инвертора, придавая ему синусоидальную форму и эффективное обрезание высокочастотных гармоник.
Использование синус фильтров обеспечивает:
Все это улучшает эксплуатационные характеристики электропривода, повышает долговечность и надежность двигателя. Синус фильтры позволяют использовать в тандеме с преобразователем частоты даже двигатели изначально на это не рассчитанные, например, по причине слабой изоляции обмоток.
Кроме того применение синусных фильтров позволяет существенно увеличивать длину кабеля двигателя, причем использовать более дешевый неэкранированный кабель. Это дает вполне ощутимый экономический эффект без ущерба электромагнитной совместимости.
Примерами практического применения электроприводов с преобразователями частоты и синусоидальными фильтрами можно назвать следующие:
Конечно, это далеко не полный перечень возможностей применения частотных преобразователей для питания электроприводов, которые открывает применение синус фильтров.
Частотные преобразователи, как и многие другие электронные преобразователи с питанием от сети переменного тока с частотой 50 Гц, в силу одного лишь своего устройства искажают форму потребляемого тока: ток не линейно зависит от напряжения, поскольку выпрямитель на входе устройства стоит, как правило, обычный, то есть неуправляемый. Так же и выходные ток и напряжение преобразователя частоты — они тоже отличаются искаженной формой, наличием множества гармоник из-за работы ШИМ-инвертора.
В итоге, в процессе регулярного питания статора двигателя таким искаженным током, его изоляция быстрее стареет, подшипники портятся, шум двигателя усиливается, растет вероятность тепловых и электрических пробоев обмоток. А для сети, питающей частотный преобразователь, такое положение дел всегда чревато наличием помех, которые способны навредить другому оборудованию, питающемуся от этой же сети.
Для избавления от выше описанных проблем, к частотным преобразователям и двигателям устанавливают дополнительно входные и выходные фильтры, спасающие от вредных факторов и саму питающую сеть, и питаемый данным частотным преобразователем двигатель.
Входные фильтры призваны подавлять помехи генерируемые выпрямителем и ШИМ-инвертором преобразователя частоты, защищая таким образом сеть, а выходные фильтры — защищают сам двигатель от помех генерируемых ШИМ-инвертором частотного преобразователя. Входные фильтры — это дроссели и ЭМИ-фильтры, а выходные — это фильтры синфазные, моторные дроссели, синус-фильтры и фильтры dU/dt.
Падение напряжения на таком дросселе составляет порядка 2%, что оптимально для нормальной работы дросселя в сочетании с преобразователем частоты без функции регенерации электроэнергии в момент торможения двигателя.
Так, сетевые дроссели устанавливают между сетью и преобразователем частоты при следующих условиях: при наличии помех в сети (по разным причинам); при перекосе фаз; при питании от сравнительно мощного (до 10 раз) трансформатора; если от одного источника питаются несколько преобразователей частоты; если к сети подключены конденсаторы установки КРМ.
Сетевой дроссель обеспечивает:
защиту преобразователя частоты от скачков сетевого напряжения и перекоса фаз;
защиту цепей от больших токов КЗ в двигателе;
продление срока службы преобразователя частоты.
В силу того, что двигатель, питаемый от преобразователя частоты, является по сути переменной нагрузкой, его работа связана с неминуемым появлением в сетевом напряжении высокочастотных импульсов, флуктуаций, способствующих генерации паразитного электромагнитного излучения от силовых кабелей, особенно если данные кабели отличаются значительной протяженностью. Такие излучения могут повредить некоторые приборы, установленные неподалеку.
Для устранения излучений, для обеспечения электромагнитной совместимости с чувствительными к излучениям приборами, как раз и необходим фильтр ЭМИ.
Трехфазный фильтр электромагнитных излучений призван подавить помехи в диапазоне от 150 кГц до 30 МГц по принципу клетки Фарадея. ЭМИ-фильтр присоединяется по возможности как можно ближе к входу преобразователя частоты, чтобы обеспечить окружающим приборам надежную защиту от всех помех, создаваемых ШИМ-инвртором. Иногда ЭМИ-фильтр уже встроен в преобразователь частоты.
Так называемый фильтр dU/dt — это трехфазный Г-образный фильтр нижних частот, состоящий из цепочек индуктивностей и конденсаторов. Такой фильтр еще называют моторным дросселем, и часто он может вообще не иметь конденсаторов, а индуктивности при этом будут значительными. Параметры фильтра таковы, что все помехи на частотах выше частоты переключения ключей ШИМ-инвертора частотного преобразователя подавляются.
Если в составе фильтра имеются конденсаторы, то величина емкости каждого из них находится в пределах нескольких десятков нанофарад, а величины индуктивностей — до нескольких сотен микрогенри. В итоге данный фильтр понижает пиковое напряжение и импульсы на клеммах трехфазного двигателя до 500 В/мкс, что спасает обмотки статора от пробоя.
Даже несмотря на то, что напряжение, подаваемое на двигатель от преобразователя частоты, может иметь форму двуполярных прямоугольных импульсов, а не форму чистой синусоиды, фильтр dU/dt (со своими небольшими емкостью и индуктивностью) так действует на ток, что делает его в обмотках двигателя почти точно синусоидальным. Важно понимать, что если использовать фильтр dU/dt на частоте выше его номинала, то фильтр станет испытывать перегрев, то есть принесет лишние потери.
Синус-фильтр (синусный фильтр)
Синусный фильтр — подобие моторного дросселя или dU/dt-фильтра, отличие однако заключается в том, что емкости и индуктивности имеют здесь большие величины, такие, что частота среза составляет менее половины частоты коммутации ключей ШИМ-инвертора. Таким образом достигается лучшее сглаживание помех высоких частот, а форма напряжения на обмотках двигателя и форма тока в них, оказывается сильно ближе к идеальной синусоидальной.
Емкости конденсаторов в синус-фильтре измеряются десятками и сотнями микрофарад, а индуктивности катушек — единицами и десятками миллигенри. Синусный фильтр отличается поэтому крупным размером, по сравнению с габаритами традиционного частотного преобразователя.
Применение синусного фильтра позволяет использовать совместно с частотным преобразователем даже двигатель, изначально (по спецификации) не предназначенный для работы с частотным преобразователем по причине слабой изоляции. При этом не будет наблюдаться ни повышенного шума, ни быстрого износа подшипников, ни перегрева обмоток высокочастотными токами.
Появляется возможность без вреда использовать длинный кабель, соединяющий двигатель с преобразователем частоты, когда они расположены далеко друг от друга, при этом исключаются импульсные отражения в кабеле, могущие привести к потерям в форме тепла в преобразователе частоты.
Итак, синусный фильтр рекомендуется устанавливать в условиях, когда:
необходимо снизить шум; если двигатель имеет слабую изоляцию;
испытывает частые рекуперативные торможения;
работает в условиях агрессивной среды; подключен кабелем длиной более 150 метров;
должен работать долго без обслуживания;
в процессе работы двигателя напряжение пошагово повышается;
номинальное рабочее напряжение двигателя составляет 690 вольт.
При этом следует помнить, что синусный фильтр нельзя использовать с частотой ниже его паспортного номинала (максимально допустимое отклонение частоты вниз — 20%), так что в настройках частотного преобразователя необходимо предварительно задать ограничение частоты снизу. А частоту выше 70 Гц нужно применять с большой осторожностью, и в настройках преобразователя, если это возможно, задать предварительно величины емкости и индуктивности подключаемого синусного фильтра.
Помните, что сам фильтр может шуметь и выделять ощутимое количество тела, ведь на нем даже при номинальной нагрузке падает порядка 30 вольт, поэтому фильтр следует устанавливать с соблюдением надлежащих условий охлаждения.
Все дроссели и фильтры необходимо соединять последовательно с двигателем экранированным кабелем по возможности минимальной длины. Так, для двигателя мощностью 7,5 кВт максимальная длина экранированного кабеля не должна превышать 2 метров.
Синфазные фильтры предназначены для подавления высокочастотных помех. Данный фильтр представляют собой дифференциальный трансформатор на ферритовом кольце (точнее — на овале), обмотками которого являются непосредственно трехфазные провода, соединяющие двигатель с частотным преобразователем.
Данный фильтр служит для снижения синфазных токов, порождаемых разрядами в подшипниках мотора. Как следствие, синфазный фильтр снижает возможные электромагнитные излучения от моторного кабеля, особенно если кабель этот не экранированный. Провода трех фаз проходят через окно сердечника, а защитный провод заземления остается снаружи.
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:
Фильтры для частотных преобразователей
Применяемые совместно с преобразователями частоты фильтры можно условно разделить на входные и выходные. Входные фильтры служат для подавления негативного влияния выпрямителя и ШИМ-инвертора, выходные фильтры предназначены для борьбы с помехами, создаваемыми ШИМ – инвертором ПЧ и внешними источниками помех. К входным фильтрам относятся сетевые дроссели и ЭМИ–фильтры (РЧ-фильтры), к выходным фильтрам: фильтры dU/dt, моторные дроссели, синус фильтры, фильтры высокочастотных синфазных помех.
Сетевые дроссели
Сетевой дроссель является двухсторонним буфером между сетью электроснабжения и преобразователем частоты и защищает сеть от высших гармоник 5, 7, 11 порядка с частотой 250Гц, 350 Гц, 550 Гц и т.д. Кроме того, сетевые дроссели позволяют защитить преобразователь частоты от повышенного напряжения сети питания и бросков тока при переходных процессах в питающей сети и нагрузке ПЧ, особенно при резком скачке сетевого напряжения, который бывает, например, при отключении мощных асинхронных двигателей. Сетевые дроссели с заданным падением напряжения на сопротивлении обмоток около 2% от номинальной величины сетевого напряжения предназначены для применения с преобразователями частоты не осуществляющими регенерацию энергии, освобождающейся при торможении двигателя обратно в систему электропитания. Дроссели с заданным падением напряжения на обмотках около 4% предназначены для работы комбинаций преобразователей и автотрансформаторов с функцией регенерации энергии торможения двигателя в систему электропитания.
Сетевые дроссели рекомендуется применять:
Преимущества применения сетевых дросселей:
ЭМИ–фильтры
По отношению к питающей сети частотно регулируемый привод (ПЧ+двигатель) является переменной нагрузкой. В совокупности с индуктивностью силовых кабелей это приводит к возникновению высокочастотных флуктуаций сетевого тока и напряжения и, следовательно, к электромагнитному излучению (ЭМИ) силовых кабелей, что может отрицательно сказаться на работе других электронных приборов. Фильтры электромагнитных излучений необходимы для обеспечения электромагнитной совместимости при установке преобразователя в местах, критичных к уровню помех питающей электросети.
Конструкция и область применения фильтров dU/dt
Фильтр dU/dt представляет собой Г-образный фильтр низких частот, состоящий из дросселей и конденсаторов. Номиналы индуктивностей дросселей и конденсаторов подобраны таким образом, чтобы обеспечивалось подавление частот выше частоты коммутации силовых ключей инвертора ПЧ. Величина индуктивности обмотки дросселя фильтра dU/dt находится в пределах от нескольких десятков до нескольких сотен мкГн, емкость конденсаторов фильтра dU/dt обычно находиться в пределах нескольких десятков нФ. За счет применения фильтра dU/dt удается снизить пиковое напряжение и отношение dU/dt импульсов на клеммах двигателя примерно до 500 В/мкс, тем самым защитив обмотку двигателя от электрического пробоя.
Фильтры dU/dt рекомендованы для применения в следующих случаях:
Так как фильтр dU/dt имеет сравнительно низкие значения индуктивности и емкости, то волна напряжения на обмотках двигателя еще имеет форму двуполярных прямоугольных импульсов вместо синусоиды. Но ток, протекающий через обмотки двигателя, уже имеет форму практически правильной синусоиды. Фильтры dU/dt могут использоваться на частоте коммутации ниже номинального значения, но следует избегать использовать их на частоте коммутации выше номинального значения, поскольку это вызовет перегрев фильтра. Фильтры dU/dt иногда называют моторными дросселями. В конструкции большинства моторных дросселей отсутствуют конденсаторы, а обмотки катушек имеют более высокую индуктивность.
Конструкция и область применения синусных фильтров
Конструкция синусных фильтров (синус-фильтров) аналогична конструкции фильтров dU/dt с той лишь разницей, что в них установлены дроссели и конденсаторы большего номинала, образующие LC-фильтр с частотой резонанса менее 50% от частоты коммутации (несущей частоты ШИМ-инвертора). За счет этого обеспечивается более эффективное сглаживание и подавление высоких частот и синусоидальная форма фазных напряжений и токов двигателя. Величина индуктивностей синусного фильтра находиться в пределах от сотен мкГн до десятков мГн, емкость конденсаторов синусоидального фильтра от единиц мкФ до сотен мкФ. Поэтому размеры синус-фильтров велики и сравнимы с размерами частотного преобразователя, к которому данный фильтр подключен.
При применении синусных фильтров отпадает необходимость в использовании специальных двигателей с усиленной изоляцией сертифицированных для работы с преобразователями частоты. Также уменьшается акустический шум от двигателя и подшипниковые токи в двигателе. Уменьшается нагрев обмоток двигателя, вызванный наличием токов высокой частоты. Синусные фильтры позволяют использовать более длинные моторные кабели в тех случаях применения, когда двигатель установлен далеко от преобразователя частоты. Одновременно с этим синусный фильтр устраняет импульсные отражения в моторном кабеле, благодаря чему уменьшаются потери в самом преобразователе частоты.
Синусные фильтры рекомендованы для применения в следующих случаях:
Синусные фильтры могут использоваться с частотой коммутации выше номинального значения, но их нельзя использовать при частоте коммутации ниже номинального значения (для данной модели фильтра) более чем на 20 %. Поэтому в настройках частотного преобразователя следует ограничить минимально возможную частоту коммутации в соответствии с паспортными данными фильтра. Кроме того, в случае применения синусного фильтра не рекомендуется повышать частоту выходного напряжения ПЧ выше 70 Гц. В некотором случае необходимо ввести в ПЧ значения емкости и индуктивности синус–фильтра.
В процессе работы синус–фильтр может выделять большое количество тепловой энергии (от десятков Вт до нескольких кВт) поэтому их рекомендуется устанавливать в хорошо вентилируемых местах. Также работа синус-фильтра может сопровождаться наличием акустического шума. При номинальной нагрузке привода на синус‐фильтре будет падать напряжение около 30 V. Это нужно учитывать при выборе электродвигателя. Падение напряжения может быть частично скомпенсировано уменьшением точки ослабления поля в настройках частотного преобразователя, и до этой точки на двигатель будет подаваться корректное значение напряжения, но на номинальной скорости напряжение будет пониженным.
Дроссели dU/dt, моторные дроссели и синусные фильтры должны соединяться с выходом преобразователя частоты экранированным кабелем минимально возможной длины. Максимальная рекомендованная длина кабеля между преобразователем частоты и выходным фильтром:
Конструкция и область применения высокочастотных фильтров синфазных помех
Высокочастотный фильтр синфазных помех представляет собой дифференциальный трансформатор с ферритовым сердечником, «обмотками» которого являются фазные провода моторного кабеля. Высокочастотный фильтр снижает высокочастотные синфазные токи, связанные с электрическими разрядами в подшипнике двигателя, а также уменьшает высокочастотные излучения от кабеля двигателя, например, в случаях использования не экранированных кабелей. Ферритовые кольца высокочастотного фильтра синфазных помех имеют овальную форму для упрощения монтажа. Через отверстие в кольце пропускаются все три фазных провода моторного кабеля, присоединенные к выходным клеммам U, V и W частотного преобразователя. Важно пропустить все три фазы моторного кабеля через кольцо, иначе оно будет насыщаться. Не менее важно не пропускать через кольцо провод защитного заземления PE, какие-либо другие провода заземления или нулевые проводники. В противном случае кольцо утратит свои свойства. В ряде случаев применения может потребоваться собрать пакет из нескольких колец для исключения их насыщения.
При использовании нескольких параллельных кабелей при выборе количества ферритовых колец необходимо учитывать суммарную длину этих кабелей. Например, два кабеля длиной 50 м каждый эквивалентны одному кабелю длиной 100 м. Если используется много параллельных двигателей, то на каждом из них необходимо установить отдельный комплект колец. Ферритовые кольца могут вибрировать под воздействием переменного магнитного поля. Эта вибрация может привести к износу материала изоляции кольца или кабеля за счет постепенного механического истирания. Поэтому ферритовые кольца и кабель следует жестко зафиксировать пластиковыми кабельными стяжками (хомутами).
Что такое синус-фильтр?
Защищают электродвигатель от пиков напряжения и перегрева.
Что такое «синус-фильтр»?
Синус-фильтры представляют собой фильтры пропускания низких частот, которые преобразовывают прямоугольную форму выходного сигнала несущей частоты ШИМ преобразователя частоты в гладкую синусоидальную кривую напряжения с низкой остаточной пульсацией.
Применение «синус-фильтров» с преобразователями частоты.
Синус-фильтры, которые еще называют выходные фильтры или синусоидальные фильтры, в основном используются в комбинации с преобразователями частоты (частотно-регулируемыми приводами переменного тока) для защиты электродвигателя от пиков напряжения и перегрева.
Синусоидальные фильтры также уменьшают акустический уровень шума и позволяют применять более длинные кабели электродвигателей. Как следствие, уменьшаются нагрузки на изоляцию и потери в обмотках электродвигателей, и, таким образом, увеличивается срок службы.
Синус-фильтры следует устанавливать, также, когда для оборудования с электродвигателем для частотного регулирования производитель неукоснительно требует применения синус-фильтра (например, компрессоры большой мощности, погружные насосы с большой глубиной скважины и пр.).
Следует принять во внимание следующие ограничения для применения синус-фильтров с частотными преобразователями:
Нельзя применять синус-фильтры совместно с преобразователями частоты, которые работают на низкой частоте коммутации ШИМ или используют низкую частоту ШИМ на определенных режимах работы электродвигателя (низкая частота вращения вала электродвигателя или при тяжелом режиме работы с перегрузкой).
Выходные синусоидальные фильтры могут не использоваться с серводвигателями, поскольку серводвигателями обычно управляют при помощи регулировки тока.
Необходимо в обязательном порядке проверить рекомендуемые настройки и регулировки для нижнего и верхнего уровней выходной частоты преобразователей при использовании синус-фильтров.
Необходимо отключить функцию автоматической подстройкой несущей частоты ШИМ в преобразователях частоты (если такая функция есть), при использовании совместно с синус-фильтрами.
Могут снижаться встроенные защитные функции электроприводов (перегрузка по току, короткое замыкание на выходе, защита от потери фазы на электродвигателе, защита от перекоса фаз), когда используются выходные синус-фильтры и (или) длинные кабели электродвигателей.
ВНИМАНИЕ: Неправильные настройки преобразователя частоты могут быть причиной выхода из строя синус-фильтра!
Правильный выбор «синус-фильтра».
Подбор осуществляется по величине тока – модель требуемого синус-фильтра должна иметь номинальный ток, который равен или выше выходного номинального тока преобразователя частоты.
ООО «Локальные системы» предлагает со склада и под заказ выходные синусоидальные фильтры производства EATON в диапазоне номинального тока от 4А до 480А.
Перечень моделей с техническими характеристиками приведен в Таблице 1.
Индуктивность L, мГн
Максимальная мощность тепловыделения Pv, Вт
Изделие: Синус-фильтры EATON
Температура окружающего воздуха: до +40 °C, максимально +50 °C с понижением характеристик;
Максимально допустимое входное напряжение: 500VAC +0% (50/60Гц)
Максимально допустимая частота ШИМ: постоянная величина от 4кГц до 8кГц.
Синусный фильтр для преобразователя частоты — конструкция и область применения
В заводских условиях большинство расходования тока идет на приводы, оснастки, насосов, вентиляторов, компрессоров, грузоподъемных блоков. Это оборудование запускается в работу двигателями, уменьшения расхода выходного напряжения. Крупные изготовители мира электротехники делают конструкции, которые преобразовывают частоту. Частотные преобразователи полезные электронные устройства, которые облегчают моменты запуска и эксплуатации двигателей. Преобразователи частоты влияют на мотор.
Конструкция преобразователя частоты имеет свои особенности. Напряжение на выходе и ток показывают несинусоидальный вид искажают его, имеют много помех, гармонических значений. Выпрямитель преобразователя частоты выходного напряжения, которые не управляется, расходует ток, подает в сеть питания высшие гармоники.
Инвертор преобразователя частоты образует спектр высоких гармоник с частотой от 150 килогерц до30 мегагерц. Работа обмоток двигателя с искажением тока несинусоидального вида дает образование отрицательных реакций, как пробой электрического выходного напряжения, тепловой пробой изоляционного материала обмоток двигателя, повышения износа изоляции, акустического шума двигателя.
Частотные преобразователи издают помехи в питающей сети, оказывают отрицательное влияние на электрооборудование этой сети. Чтобы ослабить это воздействие на двигатель, используют фильтры разного вида.
Фильтры делят на выходные и входные. Фильтры на входе играют роль подавления отрицательного влияния выпрямителя и инвертора, предназначены удалять помехи, которые создаются частотником и помехами снаружи. Входные фильтры – это дроссели сети, фильтры. Выходные фильтры: фильтры синфазных помех, двигательные дроссели, синус фильтры.
Дроссели в сети
Дроссель сети – это буфер с двумя сторонами между сетью снабжения энергией и преобразователем, делает защиту сети с частотой 250 герц, 350 герц, 550 герц. Моторные дроссели сети делают защиту инвертора от увеличенного напряжения сети и тока при переходе в сети и нагрузке преобразователя, при сильном перепаде напряжения сети, возникающего во время отключения двигателей большой мощности.
Дроссели в сети с определенным падением выходного напряжения служат для применения частотного преобразователя, который не делает регенерацию электрической энергии, освобождается при замедлении двигателя в систему питания. Дроссели сети с определенным напряжением на обмотках 4% служат для работы нескольких инверторов и автоматических трансформаторов с опцией восстановления энергии замедления двигателя в питании системы.
Дроссели сети применяют в случаях:
Достоинства использования сетевых дросселей:
Фильтры ЭМИ
Корпус частотного преобразователя с двигателем – нагруженность величины к сети питания. Вместе с индуктивностью силовых кабелей возникают флуктуации частоты тока и потенциала, питания. Это негативно сказывается на эксплуатации разных видов. Фильтры нужны для создания совместимости преобразователя частоты с помехами.
Фильтры с тремя фазами снижают кондуктивные помехи в интервале частот от 150 килогерц до 30 мегагерц. Паразитные токи проходят по фильтру, и не выходят за границы. Устройства попадают под защиту от помех инвертора. Фильтр ЭМИ ставится поближе к входу преобразователя частоты. Иногда его встраивают в корпус частотника. Величина излучений волн зависит от кабелей питания. При установке преобразователя частоты нужно следовать рекомендациям производителя.
Конструктивные особенности и сфера фильтров
Фильтры dU/dt для низких частот, которые состоят из емкостей и дросселей. Индуктивности дросселей и емкостей обеспечивают снижение частот больше коммутации силовых значений преобразователя. Размер индуктивности катушки дросселя dU/dt колеблется до сотен микрогенри, величина емкости dU/dt равна нескольким десяткам нанофарад. С фильтром dU/dt снижается максимальное напряжение на контактах двигателя до 500 вольт/мкс, защищает обмотку мотора от пробоя током.
Фильтрующие элементы dU/dt ставятся ситуациях:
Фильтр оснащен небольшими данными емкости и индуктивности, потенциал на обмотках мотора представляет импульсы прямоугольной двухполярной формы, синус на графике отсутствует. Ток мотора имеет форму синусоиды. Фильтры применяются на коммутации частоты менее номинала, надо уходить от применения на коммутационной частоты более номинала, фильтр будет перегреваться. Фильтр называется дросселем мотора. Конструктивной особенностью дросселей моторов является отсутствие емкостей. Обмотки несут большую индуктивность.
Механизм синус-фильтров подобен фильтру dU/dt. Отличие в том, что есть моторные дроссели и емкости с номиналом выше, фильтр LC имеет резонанс меньше 50% от коммутационной частоты. Получается эффект подавления частот высоких и форма синус-фильтра в интервале от сотен микрогенри до десятков микрогенри, величина емкости синус-фильтра от микрофарад до сотен микрофарад. Габариты синус-фильтра большие, как самого частотника.
При использовании синус-фильтров не нужно применять моторы с изоляцией усиленной. Происходит снижение акустического шума от двигателя.
Наибольшая кабельная длина между инвертором и фильтром:
Конструктивные особенности и сфера использования фильтров помех
Фильтр помех – трансформатор с наконечником из феррита, обмотки это фазные провода кабеля. Фильтр снижает токи в моторном подшипнике, снижает излучения от кабеля мотора. 3 фазы идут в кольце. В этом же кольце идет и заземление.
Кольца из феррита ставятся на проводах двигателя. При нормальной работе температура колец не будет выше 70 градусов. В качестве длины кабеля двигателя — кабель с жилами формы сектора. Нам нужны только кабели с проводами формы круга.
При нескольких кабелях учитывается вся длина. Если двигателей много, на всех ставится комплект колец. Вибрация колец приводит к износу кольца, из-за постоянного трения. Кабель фиксируют специальными хомутами.
Выбор значений элементов синус-фильтра
Чтобы определить величину емкости и индуктивности фильтра надо провести расчет на наибольшей и наименьшей частотах:
По сопротивлению нагруженности, всей мощности ищут индуктивность и емкость фильтра. Из 2-х режимов выбирают максимальные напряжения выхода на всем интервале регулировки частоты. Далее, выбираем индуктивность и емкость фильтра, контролируем коэффициент гармоник потенциала выхода. Рассчитываем частоту резонанса фильтра. Расчеты делаются на компьютере в Mathcad.
Фильтры синуса на практике
Фильтры синусные поместятся в шкафу. Индуктивность выполняют дросселем на магнитном проводе. Применение реактора в воздухе в шкафу выгоднее, чем с магнитопроводом.
По методике сконструирован фильтр синусный для эксплуатации вместе с интервалом регулировки частоты выхода и с основной частотой инвертора, напряжение 3 кГц при нужном коэффициенте гармоник напряжения выхода не более 5% на интервале регулировки зависимости момента от частоты.
Фильтр-синус BLOCK
Это прибор из емкостей, дросселя, образующих цепочку с частотой резонанса менее, чем у инвертора. Создается хорошее сглаживание синуса тока, снижаются частоты.
С фильтрами BLOCK не нужна специальная изоляция, шумы от мотора и подшипников уменьшаются, снижается нагрев обмоток мотора, можно применять длинные кабели до 500 метров. Фирма BLOCK производит синусные фильтры до 250 киловатт, интервал частот до 150 герц.
Моторные дроссели и фильтры фирмы Skybergtech
Фирма в Чехии Skybergtech производит множество фильтров для инверторов и моторов. Она представляет фильтры А-класса и В-класса в интервале от 150 килогерц до 30 мегагерц с помехоподавлением. Имеются 1-фазные и 3-фазные варианты током от 3 до 2500 ампер на напряжение 12 вольт – 25 киловольт. Для особых случаев есть фильтры до 80 децибел от 0,01 до 1000 мегагерц.
Помехоподавительные фильтры представляются в изделиях фирмы Skybergtech 1-фазной серии SKY1FL и 3-фазной серии SKY3FL. Вид снаружи и характеристика частоты фильтров:
Для эксплуатации с несимметричной нагруженностью компания сделала фильтры SKY4FL. У них 4 катушки расположены на основном сердечнике и дают хорошее подавление помех при сильлной разбалансировке нагрузочных фаз. Подсоединяется фильтр по 5-проводной схеме и дает помехоподавление от 30 децибел в интервале от 150 килогерц до 30 мегагерц. Вид снаружи и схема фильтра SKY4FL1600C:
Фильтры подавления помех применяются не только для частотников, но и для различных устройств, регуляторов. 1-фазными и 3-фазными дросселями фирма предлагает марки SKY3TLT и SKYTLT. Они не имеют корпуса, вид индуктивной катушки, провод которой намотан на сердечнике Ш-образном.
Дроссели на постоянный ток фирма выставила также свою серию приборов. Инженеры имеют опыт применения магнитных материалов, делают дроссели для постоянного тока, с малыми габаритами и весом.
Для моторов фирма предлагает отдельную серию, у которой потери всего 2%. В нее входят 3-фазные на 230-400 вольт, 3-800 ампер. У малой длины кабеля и малой частоте прибора моторным дросселем берут фильтр du/dt. Фирма представила марку отдельную на 1200 ампер, 690 вольт. Ее можно применять с частотниками и с преобразователями напряжения, на основе разработок новейших технологий в сфере электротехники для производств.