что такое сейды карелии
Таинственные лабиринты и сейды Северной Карелии
Суровая и прекрасная Северная Карелия таит немало загадок, оставленных нам древним народом саамов, жившим здесь с незапамятных времён, до прихода славян. Саамы были язычниками и поклонялись окружающей природе во всех её грозных и могучих проявлениях. Сегодня от этих религиозных культов остались лишь смутные легенды и загадочные сооружения из валунов и камней, именуемые сейдами, а также выложенные из каменных обломков лабиринты.
Сейды Карелии
Что такое сейды? Этим необычным словом древние саамы называли огромные камни и простейшие каменные сооружения необычной формы, служившие для них объектами поклонения. Саамы считали, что в каждом из сейдов воплощён дух одного из великих шаманов-нойдов, и после смерти любой нойд воплощается в такой же камень. «Разговаривать» с сейдами имели право только взрослые мужчины, для детей и женщин эти святыни находились под строгим запретом.
Считалось, что к сейду можно обратиться с просьбой, и заключённый внутри дух, если будет в хорошем расположении, обязательно её выполнит. Чтобы задобрить духов, необходимо было периодически приносить им подарки — мясо животных, рыбу, оленьи рога, табак, яркие лоскуты тканей, ленты и др. Если какой-то из сейдов долгое время оставался без знаков почитания, дух мог покинуть его навсегда, а саамский род — лишиться одного из защитников.
Как выглядят сейды?
Сейды встречаются на всей территории Карелии, но больше всего их сегодня осталось на архипелаге Кузова, а также на горах Кивакка и Воттоваара. Это примитивные сооружения из камней, которые внешне кажутся неустойчивыми, но на самом деле стоят в таком положении многие столетия.
Чаще всего встречаются сейды в виде:
Как правило, сейды располагаются в точках геологических разломов и всегда близко к водоёму — озеру, реке или ручью. В некоторых местах они размещены в особом порядке: подойдя к одному сейду, можно увидеть следующий, и так, переходя от одного камня к другому, пройти по определённому маршруту.
Археологи считают, что большинство сейдов были созданы примерно за 4-6 тысяч лет до нашей эры. Их искусственное происхождение не вызывает сомнений, при этом совершенно неясно, как примитивный народ, не знакомый даже с простейшими механизмами, мог поднимать валуны весом в несколько тонн, чтобы утвердить их на каменных подставках. Особенно поразительным является полное сходство карельских сейдов с памятниками древнеиндейской культуры — инаксуитами, которые были обнаружены учёными на северо-востоке США и Канады.
Каменные лабиринты
Не меньший, а порой ещё более жгучий интерес вызывают другие древние сооружения, в изобилии встречающиеся на территории Карелии — каменные или каменно-дерновые лабиринты. Так называют выложенные на грунте фигуры из небольших каменных обломков, которые представляют собой спиралеобразные дорожки, проложенные на округлой или подковообразной площадке и сходящиеся в её центре. На территории Карелии сегодня найдено около сорока лабиринтов, причём большинство из них находятся на Соловецких островах, архипелаге Кузова и близ устья реки Кереть.
До сих пор точно неизвестно, для чего древние люди выкладывали лабиринты. Учёные высказывают множество версий, от проведения погребальных обрядов до изготовления ловушек для рыбы. Кстати, большинство лабиринтов находятся неподалёку от водоёмов и своими входами указывают на места, наиболее удобные для рыболовецкого промысла. По мнению некоторых исследователей, уровень моря в древности был выше, и во время приливов лабиринты оказывались под водой. Когда же вода отступала, в дорожках лабиринта задерживались хотя бы несколько рыбин.
Существует и более мистическая версия, согласно которой лабиринт служил местом связи нашего мира с неким потусторонним миром духов или иных существ. У карелов существует легенда о «дивьих людях» — существах небольшого роста, живущих в пещерах и скальных расселинах. Эти существа обладают огромной мудростью, способны давать верные советы и предсказывать будущее. Попасть в их царство можно, если пройти через такой каменный лабиринт.
Возможно, мы никогда не узнаем, для чего на самом деле нужны были лабиринты древним жителям Карелии. Но сегодня любознательному путешественнику совсем не сложно добраться, к примеру, до Большого Соловецкого острова, чтобы полюбоваться удивительным творением древних мастеров и попытаться разгадать его загадку.
Тайна Сейдов
Есть многое на свете друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
Шекспир трагедия «Гамлет».
Письмо о светящихся скалах.
«Уважаемая Валерия Ильинична!
Вашу «розовую записку» получил. Письмо долго блуждало, так как есть еще Охотск на Сахалине. Наши ученые – если вообще сподобятся до Охотска доберутся не скоро: практика показывает, что они любят места потеплее, где есть фрукты и нет комаров.
Экспедиция Шпаро через лед на остров Врангеля – слишком уж редкое исключение из правил. Но это молодежь, маститые на это не способны. Может, и до наших Охотских чудес когда-нибудь ученые доберутся. На это будете не Вы. И уж во всяком случае, не я: стар я, не по силам.
А вот когда-то мог различать светящиеся скалы. Находятся они около 140 меридиана, между мысами Мофета и Куприянова, западнее владения Амура. Берег Охотского моря здесь обрывист и разделен узкими речными долинами. Издавна местные жители передовали рассказы о светящихся скалах. Наш зверобойный вельборт, а было это 1937 году, однажды припозднился, льды сжимало и мы ушли к берегам, где льды были реже. Шли, шли, темно, луны нет, мелко и кажется идти некуда. И тут я заметил, что береговые обрывы – не то светятся, не то кажется, что они излучают слабый красноватый свет, но кажутся более светлыми, чем небо. Моторист ничего не различил, а стрелок различал свет, но хуже меня. Много позднее я опять попал в эти места. Вечером, затемно, среди льда мы собрали вельботы, подняли их на палубу и, закончив работу, выключили свет. И в темноте я опять заметил, что скалы светятся. Из всей команды в 15 человек только четверо различали свечение. А один из мотористов, работавший ранее в кузнице, сказал, что скалы светятся, остывающее раскаленное железо и мне кажется, это было очень верное сравнение: скалы напоминали холодеющее разогретое железо. Якуты говорят, такая же светящаяся скала есть на перевале Охотского хребта, на водоразделе между Ленским бассейном и Охотским, где-то выше Арки… О светящихся скалах я вспомнил лишь потому, что встретил человека, с которым плавали тогда, посидели, поговорили весь вечер.
А теперь о том, что Вас интересует.Новостей по старым спилам пока нет, И о деревьях-гигантах пока люди не рассказывали. А вот о людях-гигантах я слышал немало…»
Ю.В. Шереметьев.
Мистическая Карелия. Карельские сейды и лабиринты
Северная Карелия – край с первозданной природой и богатой историей, окутанной множеством легенд. Круглый год сюда стремятся туристы, которые ценят красивейшие места, неизбитые маршруты и отдых, захватывающий дух от впечатлений и незабываемых эмоций. Одно из самых загадочных явлений, которые можно увидеть в Карелии, – это сейды и каменные лабиринты.
Ученые до сих пор спорят об их истинном происхождении и предназначении, но от этого каменные конструкции не становятся менее привлекательными для любителей древней истории и необычных тайн (часто граничащих с мистикой).
Карельские сейды
У слова «сейд» есть два значения: во-первых, так называется священное место у некоторых северо-европейских народностей, а во-вторых, это уникальное сооружение из камней, сложенных особым образом друг на друга. Нередко такие конструкции располагаются определенным образом, например, по кругу или так, что каждый последующий сейд можно заметить только после подхода к предыдущему.
В Карелии древние сейды сохранились в Кемском районе на островах архипелага Кузова, в Лоухском районе на горе Кивакка, которая находится на территории национального парка «Паанаярви», а также в Муезерском районе на горе Воттоваара. По одной из версий об их происхождении, считается, что саамы, проживающие в Карелии до прихода славян, пользовались этими каменными конструкциями для поклонения духам. Язычники верили, что каждый сейд – это посмертное материальное воплощение шаманов-ньодов. Общаться с духами просветленных предков и приносить им жертвы в виде убитых животных, целебных трав и табака, пестрых лент и лоскутов ткани имели право только мужчины. В случае, когда сейд долгое время оставался без внимания, в саамском племени обязательно случалось горе. Другая легенда о предназначении сейдов гласит, что они использовались саамами для проведения языческих ритуалов.
Ученые установили, что сооружения из камней в виде башен и пирамид были созданы 4-6 тыс. лет до н.э. Все они расположены в местах геологических разломов возле водоемов. Их искусственное происхождение не вызывает сомнений, но до сих пор остается загадкой, каким именно образом древним людям удалось без специальных знаний и приспособлений сложить друг на друга огромные валуны. Еще больше вопросов возникает, если учесть, что карельские сейды идентичны с инаксуитами – древними памятниками культуры индейских этносов, проживающих на северо-востоке Северной Америки.
Многовековые каменные сооружения карельских саамов могут иметь следующие формы:
Каменные лабиринты
Выложенные в форме лабиринта камни вызывают у туристов не менее живой интерес, чем сейды. Эти каменные сооружения можно встретить на Соловецких островах, на архипелаге Кузова и на территории устья р. Кереть. Всего в Карелиии насчитывается более сорока таких спиралеобразных дорожек.
О происхождении и предназначении каменных и каменно-дерновых лабиринтов так же, как и о сейдах, ходит немало легенд. В одной из них утверждается, что сферическая каменная дорожка – это портал в мир «дивьих людей», живущих под землей карельских островов и охраняющих эти края от чужаков. В другой говорится, что лабиринты служили язычникам ритуальным местом. Третья, наиболее прагматичная, гласит, что подобные конструкции сооружались древними людьми для ловли рыбы: во время приливов рыба заплывала на территорию лабиринта, а при отливе оставалась между каменных «стен».
Приехав в Карелию, стоит обязательно выделить время, чтобы увидеть сейды, лабиринты и попытаться разгадать все их тайны. Туристы, которые уже побывали в этих загадочных местах, отмечают, что посещение данных артефактов вызывает живой интерес к местным мифам, преданиям и фольклору, а также доставляет массу положительных эмоций и незабываемых впечатлений.
Оставьте свой email, чтобы получать актуальные статьи о Карелии
Какими свойствами наделяют пирамиды из камней, которые встречаются в Карелии
В разных уголках Карелии можно встретить странные пирамиды из сложенных друг на друга камней. Изваяния не только окружены легендами местных жителей, но и богаты различными поверьями.
Что за пирамиды встречаются в Карелии
Карелия считается не только регионом с суровым климатом и живописными местами. В разных ее уголках можно встретить много странных и загадочных сооружений. Одними из них являются пирамиды, выложенные из камней. Странные «архитектурные сооружения» бывают разных размеров и форм.
Этнографы и археологи предполагают, что к возведению пирамид из камней причастны саамы – древний северный народ. Он отличался языческими обрядами, многие из которых были направлены на усмирение грозных и могучих явлений природы. Об этом и рассказывается на портале rsute.ru.
У пирамид из камней есть название – сейды.
Так саамы называли сооружения из валунов и обломков горной породы. Каменные пирамиды были объектом поклонения для древнего северного народа.
Как относились к каменным пирамидам древние народы Карелии
Среди саамов ходило поверье о том, что каждый сейд – это воплощение духа шамана. После того как великий нойд – шаман – уходил в мир иной, он находил воплощение в камне. Саамы верили, что если к сейду обратиться с просьбой, то заточенный в нем дух шамана поможет.
Но было одно ограничение. Общаться с сейдами разрешалось только саамам-мужчинам. Женщинам и детям было категорически запрещено приближаться к каменным пирамидам.
Сейды для саамов были вроде святыни. С ними связано много легенд и обрядов.
Так, среди представителей древнего северного народа было распространено поверье, что дух шамана, заключенный в каменной пирамиде, сможет помогать только тогда, когда находится в хорошем настроении. В противном случае поддержки и защиты от духа нойда не ждать.
Для того чтобы задобрить шаманских духов, им преподносили разные дары.
К сейдам приносили мясо животных, рога оленей, табак, рыбу, яркие ленты и лоскуты ткани, перья птиц и прочие нужные вещи.
Саамы верили, если сейд оставить без внимания и подношений, то дух шамана обидится и покинет каменную пирамиду. Тогда племя останется без покровителя и защиты.
Как выглядят пирамиды из камней в Карелии, и где их можно найти
Древние сейды располагаются в так называемых местах силы.
Саамы строили пирамиды из камней в непосредственной близости от водоемов – ручьев, озер, рек. Но встречаются сейды и в местах геологических разломов.
Располагали каменные пирамиды по-особому. Недалеко от одного сейда можно увидеть другой. Если подойти к нему, то покажется новая пирамида из камней.
Учены полагают, что при помощи сейдов саамы выстраивали маршрут, известный только им.
Первые каменные примитивные сооружения древнего северного народа датируются IV-VI веком до нашей эры.
Как саамы могли перемещать огромные каменные глыбы, ученым пока не совсем понятно. Ведь для того, чтобы сдвинуть с места многотонный валун, а тем более поставить его сверху другого, необходимы какие-то подъемные механизмы.
Древние сейды в Карелии сгруппированы в трех местах:
Кроме древних монументальных сейдов, в Карелии можно встретить и компактные композиции из камня. Сделаны они уже в современном мире.
Среди жителей Карелии бытует поверье, если складывать друг на друга камни, то получится энергетически сильный объект. Он поможет исполнить желания, но не все. Только самые заветные и искренние мечты могут воплотиться в реальность. Для этого, кладя один камень, надо загадать желание. Если пирамидка начинает рушиться, то пора остановиться.
На каждый камень современного сейда можно загадать только одно желание.
Новый взгляд на историю карельских сейдов
Карельские сейды – достаточно известные в нашей республике объекты историко-культурного наследия. О них много информации как научно-просветительского, так и туристско-рекламного характера. Однако исследования, проведенные карельскими археологами в последние годы, кардинально меняют устоявшиеся представления об этих памятниках, начиная с их названия и заканчивая предназначением.
Культ сейдов в прошлом был общим для всей территории, занимаемой саамами. Он многократно описан в литературе разными авторами. Сейдами могли быть сложения из нескольких камней, скалы антропоморфного вида и обычные валуны, а также пни, деревья, деревянные столбы. При этом почитались не сами объекты, а обладающий сверхъестественной силой дух, живущий в них и покровительствующий саамам в разных видах деятельности. Для того, чтобы дух не покинул камень, его нужно было кормить, то есть приносить жертвы в виде частей животных, птиц или рыбы, а позднее – в виде денег, пуль, бисера, бус, лоскутков материи. Пространство вокруг сейда считалось священным, его нельзя было напрасно тревожить. Для каждой саамской семьи или рода существовали свои сейды, но были и такие, которым поклонялись целые селения. Многие авторы связывают сейды с культом предков. Множество легенд и сказок рассказывают о происхождении сейдов, как о внезапном превращении людей в камень. Возможно, это объясняет антропоморфные черты многих сложений в виде «головок» и «ножек». Сейды ставили в местах промысловой деятельности саамов, на путях сезонных миграций оленя и морского зверя.
В Карелии известно три места скопления сейдов: на островах Кузова в Белом море (Кемский район), на горе Кивакка в национальном парке «Паанаярви» (Лоухский район) и на горе Воттоваара недалеко от п.Суккозеро (Муезерский район). Все они включены в списки объектов культурного наследия Карелии в качестве комплексов древних саамских святилищ, для чего предварительно были произведены обследования этих памятников специалистами-археологами и подготовлены соответствующие заключения. К сожалению, в то время в Карелии исследовательского опыта по таким объектам было недостаточно.
Начиная с 2008 года Карельским научным центром РАН в рамках ряда реализуемых российских и международных проектов были организованы научно-исследовательские экспедиции по обследованию природного комплекса горы Воттоваара, природных и культурно-исторических памятников Белого моря, включая культовые комплексы с сейдами. В них участвовали археологи из Норвегии и Швеции, являющиеся признанными авторитетами в деле изучения саамских памятников. Несколько неожиданным даже для самих исследователей были результаты их работы. Ни на обследуемых, ни на окружающих территориях не было обнаружено никаких следов исторического пребывания саамов. Вокруг каменных сложений не было найдено ничего, что говорило бы о традиции жертвоприношений. По заключению геологов, которые принимали участие в экспедициях, большинство камней, именуемых сейдами, имеют природное происхождение и возникли в результате таяния ледника, а часть рукотворных каменных сооружений создано в период позднего средневековья и нового времени, т.е. в 17-20 вв., когда саамов на территории Карелии уже не было. В то же время в число сейдов неоправданно включается большое количество так называемых «подделок», сложенных любителями уже в наше время.
Отдельно надо сказать о горе Воттоваара в Муезерском районе. На основании проведенных исследований участники комплексной научной экспедиции сделали вывод, что эту территорию нельзя считать археологическим комплексом. Никаких следов деятельности древнего или средневекового населения здесь не выявлено. Все каменные сложения имеют либо природное происхождение, либо выполнены или «дополнены» нашими современниками. Вместе с тем, гора с ее окрестностями является ценным природным и рекреационным объектом и заслуживает присвоения высокого охранного статуса памятника природы.
Уходить от образа карельских сейдов, ставших одним из туристских брендов нашей республики, трудно. Надеемся, что дальнейшие исследования карельских ученых помогут написать новую историю этих памятников, не менее интересную и в то же время научно достоверную.