что такое сенсорное мышление
Мышление
Мышление является высшим психическим процессом в человеческом сознании. Эта способность во многом определяет успешность человека в жизни, ведь от неё зависит умение решать повседневные задачи, добиваться поставленной цели.
Что такое мышление
Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл. Мыслительные процессы противопоставляются низшим формам познания реальности, свойственным и животным – ощущению и восприятию.
То, что мышление является содержанием и сущностью человеческой деятельности, можно понять по тому факту, что оно окружает нас буквально повсюду. Мышление лежит в основе всей человеческой науки, искусства, политики, религии. Так, многие человеческие постройки обладают не только утилитарным назначением, но и символическим: определённое значение имеют архитектура здания, его расположение, характер подсветки, даже материалы, из которых оно было построено.
Мышление имеет одну отличительную особенность по сравнению с другими формами познания. С его помощью можно получить такую информацию о предмете, которая не может быть воспринята непосредственно. Это достигается с помощью таких мыслительных процессов, как дедукция и аналогия.
Виды мышления в психологии
Выделяется несколько видов мышления в психологии.
Все они представляют собой как бы различные уровни представления действительности, разные уровни абстрагирования:
Функции и процессы мышления
Любая разновидность мышления реализует определённый набор процессов, которые обеспечивают познание окружающего мира:
При этом маленькому ребёнку необходимо производить указанные действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определённым признакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия.
По своим функциям разновидности мышления в психологии разделяются на репродуктивное, продуктивное и творческое. Первый вид – повторение усвоенных правил по заданному алгоритму; таким образом, например, решаются типовые задачи в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на получение нового знания, а на закрепление имеющегося материала. Вторая разновидность – продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и получает некие новые сведения; при этом новыми они являются только для данного индивида, но не для человечества. Если же полученная таким способом информация является новой и для человечества, то здесь задействована третья разновидность – творческое мышление. Мыслительные процессы в данном случае приобретают особую сложность и структуру.
Наглядно-образное мышление подчиняется единому алгоритму. Сначала человек приводит одно суждение, потом добавляет к нему другое, и на их основе делает третье суждение – умозаключение. Оно и является целью мыслительных процессов.
Типы мышления
Психологи выделяют также различные типы мышления. Обычно каждый тип разделяет людей на две категории:
В каждом из указанных типов мыслительная активность имеет свою специфику. От этого зависит, в частности, умение делать истинные и ложные умозаключения. Однако слишком выраженные представители какой-либо стороны склонны постоянно делать логические ошибки. Таковы, скажем, экстерналы и интерналы. Они часто не могут объективно оценить ситуацию и руководствуются простейшими изначальными установками: «Это произошло из-за меня» или «Это произошло из-за других», когда на самом деле ситуация произошла в силу стечения многих обстоятельств. И в ней есть как часть вины самого человека, так и часть вины окружающей обстановки.
Пример: «Мусульмане не едят свинину. Вася не ест свинину. Следовательно, Вася – мусульманин». Ошибка в рассуждении очевидна. Правильное рассуждение в данном случае было бы таким: «Мусульмане не едят свинину. Ахмет – мусульманин. Следовательно, Ахмет не ест свинину». Предикатив не является существенным признаком предмета, он актуален лишь на момент высказывания; поэтому один и тот же предикатив может прикладываться к множеству не связанных между собой предметов. Не едят свинину не только мусульмане, но и вегетарианцы (они вообще отказываются от мяса), бедняки (у них просто нет денег на свинину), стеклянные бутылки (это неодушевлённые предметы, они не могут питаться) и др.
Именно такой, предикативный тип рассудка стал причиной средневековой «охоты на ведьм», когда колдуны и ведьмы отыскивались по внешним признакам: рыжий цвет волос, особая одежда, голос и т. д. (всё это – признаки, несущественные для предмета со статусом «ведьма»). Он же порождал националистические, расистские теории, религиозную нетерпимость, столкновения разных молодёжных субкультур. В наше время предикативный рассудок заправляет так называемым потребительским обществом. Все хотят быть похожими на успешных людей, «крутых», богатых и знаменитых, при этом похожими чисто внешне. «Типичный потребитель» не понимает, что Павел Дуров успешен не потому, что он имеет много денег, а потому, что он талантливый программист, разработчик нескольких крупных проектов (и лишь поэтому имеет много денег). Предикативный рассудок порождает такое явление, как зависть, при этом человек сам не понимает, чему именно он завидует.
Как стать гением в чем угодно: Ты интуит или сенсорик?
Говорят, что у человека не может быть одновременно одинаково сильно развиты интуиция и способность различать тончайшие телесные ощущения. Потому что это — врожденные качества. Хотя в зачаточной степени они есть у каждого. Существует даже такая наука – соционика, которая помогает определить, к какому типу относится личность с рождения.
Но! Как оказалось, обе способности можно успешно развивать. А то, что и сенсорный, и интуитивный типы интеллекта нужны не только в продажах, а и для любого другого вида деятельности, сомнений, я думаю, не вызывает.
Сенсорный интеллект
Для того, чтобы успешно продать товар, услугу или подать себя наилучшим образом, необходимо задействовать все пять органов чувств и «включить» слух, зрение, обоняние, вкус и тактильные ощущения клиента или собеседника. На сколько хорошо мы умеем пользоваться нашими ощущениями? От этого зависит наш сенсорный интеллект.
Упражнения для развития сенсорного типа интеллекта
Интуитивный интеллект
Он отображает умение общаться с собственным подсознанием. Интуиция есть у всех. Проблема в том, что мы не всегда к ней прислушиваемся, а порой просто игнорируем подсказки нашего тела.
Упражнения на развитие интуитивного интеллекта
Выбираем понравившиеся упражнения, планируем их выполнение, указывая точную дату, время и место, и записываем результат. Делимся. Спрашиваем. Комментируем.
Это — ваши ежедневные шаги к успеху!
Читайте также
Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.
Эффективное мышление — ментальное NZT
«Не понимаю, что такое с людьми: они учатся не через понимание, а каким-то другим способом – механическим запоминанием, что ли. Из-за этого их знания очень шатки!» Ричард Фейнман.
Как есть сейчас
Как происходит обычное обучение, особенно в новых областях.
Модель обучения.
Сначала на тебя обрушивается некий рассказ с кучей непонятных терминов. Тут нет даже надежды понять, ты пытаешься запомнить с возможностью «осмыслить потом». Но «осмысление потом» наступает не сразу, потому что нет понимания всего механизма осмысления.
Дальше ты наталкиваешься в ходе обучения на кучу свидетельств о том, что именно означают те или иные термины и «как вообще все работает». Фактически ты шарахаешься по осваиваемой области от угла к углу, околослучайным образом получая понимание некоторых вещей.
Можно, конечно, задавать вопросы специалистам. Но дополнительная сложность в том, чтобы отличить глубоко понимающего специалиста от человека, выдающего набор «кешированных мыслей».
В итоге понимание чудовищно далеко от полного, а о применении уже и речи не идет. Вот отсюда растут ноги у высказывания «забудьте все чему вас учили». Обычно так говорят, когда молодой специалист устраивается на свою первую работу.
Конечно, это утрированная картинка. В реальности это некое состояние между «тотальным пониманием» и «тотальным непониманием».
Ключевая идея
«Чего не могу воссоздать, того не понимаю.» Ричард Фейнман.
Например, понимание хрупкости хрустального фужера позволяет предсказать, что будет, если уронить этот фужер с высоты 1,5 метра на бетонный пол.
Понимание упругости резинового мяча позволяет предсказать, что будет, если его уронить с той же высоты.
Техника мышления
Состоит из трех простых шагов.
Выделяем ключевые высказывания.
Делаем их окупаемыми.
Строим из них цепочку (модель).
Формулировка простая, но содержит ряд не очевидных вещей. Нужно разобраться, что такое ключевые высказывания, как их выделять в речи. А также как их делать окупаемыми. Этим и займемся. А чтобы это сделать, нужно разобраться, а что такое речь вообще?
Структура речи
С точки зрения эффективного мышления речь состоит из двух основных частей.
Очень часто речь выглядит как огромный привокзальный пирожок-лапоть. Большой со стороны, но, когда начинаешь есть, обнаруживаешь, что до начинки придется прогрызаться довольно долго.
После понимания этой структуры важно разделять два вида восприятия. И осознанно делать выбор, какое восприятие сейчас включить, и какой после этого будет результат.
Первый тип восприятия — кушаем гарнир вперемешку с основным блюдом и наслаждаемся вкусом.
После проделанной работы наградой будет чувство удовлетворения.
Высказывание
В этой части мы наконец начнем махать шашкой, кромсать любое повествование как нам надо и встраивать себе в мозги комбайн гениальности (гипербола :-).
Важно отделить ключевую информацию от сопровождающей. Содержимое от упаковки, зерна от плевел. Для этого разберемся, что такое высказывание. Обратите внимание, что я имею ввиду именно высказывание в рамках моей системы, а не, скажем, в рамках традиционной логики.
«сущность—действие—сущность«.
Примеры:
Фишка — не забывать что в русском языке часто опускается глагол «являться». Например предложение «Цветок желтый» = «Цветок является желтым».
По умолчанию мало кто предоставляет информацию в таком виде и мыслит такими категориями. Поэтому применяем приемы.
Прием. Упрощение.
Примеры:
«Хорошо было бы уметь замечать ситуации, в которых ты видишь вещи не такими, каковы они есть, а такими, какими хочешь видеть.»
У тебя есть желаемое.
Реальность заменяется желаемым.
Ты хочешь замечать это.
«Джулия Галеф назвала мотивацию и способность видеть вещи такими, каковы они в действительности, «мышлением разведчика» и написала о нем книгу «The Scout Mindset.»
Видение реальности является мышлением разведчика.
Почему так? Потому что у каждого повествования есть цель. В данном случае Джулия в своей книге рассказывает о неких приемах мышления. Имеют ли фамилии, названия книг, даты отношение к тому, как работают эти приемы? Очевидно нет. Поэтому достаем шашку и с залихватским свистом, без сожаления, отсекаем это все в мусорку.
Для чего все это нужно.
Во-первых, мы можем в голове удержать ограниченное количество мыслей, идей. И если пытаться воспринимать все, то потеряешь главное.
Аналогия
Метафорически можно представить, что мы строим механизм, состоящий из шестеренок. Под шестеренкой имеется ввиду сущность. Очень похожая штука(немного с другой стороны) описывается тут как шестереночность.
Первый вопрос, который мы себе задаем: «А как мы можем двигать (крутить, перемещать) шестеренку?
Второй: «А что будет с самой шестеренкой, если мы ее так покрутим/подвинем?»
Третий: «А что будет с ближайшими шестеренками, если мы покрутим/подвинем эту?»
Делаем окупаемым.
Окупаемость возможна, только если мы понимаем суть явления. И здесь мы наталкиваемся на основную ловушку и одновременно дикий буст к производительности мышления. Сначала сформулирую, потом поясню на примерах.
Ловушка: очень часто понимание сути заменяется пониманием слов.
Последствия: понимание слов не позволяет делать точные прогнозы.
Пример окупаемости и точных прогнозов. Есть предложение:
«А что будет если куб положить на пол на одну из его граней?»
«А что будет если куб поставить на пол на ребро?»
Пример понимания слов без понимания смысла. Есть предложение:
«Сколько всего существует нот?»
Выстраиваем ментальную машину.
Сама постройка заключается в следующем:
Строим первое высказывание(вербально, отсекаем лишнее).
Удерживаем сущности и действия в воображении в виде образов.
Добавляем следующее высказывание.
Делаем второе высказывание окупаемым.
Добавляем сущности и действие второго высказывания в виде образов в картинку.
Пытаемся покрутить/поизменять получившуюся сцепку.
Повторяем шаги 4-8 для каждого нового высказывания.
В итоге в воображении у нас будет модель, каждый элемент который нам понятен досконально. А значит, модель превращается в единый механизм, который, в свою очередь, мы можем менять как хотим или применять как инструмент где угодно.
Выглядит громоздко, но в реальности многие шаги можно делать очень быстро. А после того как «набьешь руку», можно практически мгновенно отличать окупаемые сущности/действия от неокупаемых.
Основные ошибки:
«Они потратили кучу времени на запоминание подобных вещей, тогда как их можно было найти и просмотреть за пятнадцать минут.» Ричард Фейнман.
Пропускать какие-либо сущности/действия, поскольку они кажутся тебе очевидными. Может они и очевидны в других контекстах. Но не факт, что будут очевидны в этом. Также может быть очень не очевидно их влияние/сцепка с соседними сущностями/действиями.
Лениться крутить/вертеть сущности и действия. Понимание никогда не выстраивается через запоминание. Только через интерактив с сущностями и действиями.
Преимущества
Воспринимаешь модель сразу на уровне «готов применять».
Дико экономишь время.
Получаешь готовый набор вопросов для уточнения модели.
При упоминании какой-либо сущности у тебя сразу появляются сцепленные с ней/ранее проработанные сущности/действия. И ты сразу можешь нагенерить кучу идей/вопросов. Либо выявить несоответствия.
А вообще я занимаюсь обучением мышлению на английском языке. Все принципы, изложенные в статье я использую при разработке своих марафонов.
Взаимосвязь сенсорного и умственного развития у ребенка дошкольного возраста
Галина Хощенко
Взаимосвязь сенсорного и умственного развития у ребенка дошкольного возраста
Сенсорное развитие, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, т. е. все формы познания – память, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия и являются продуктом их переработки.
Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения. Умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок владеет сенсорными ощущениями. Сенсорныеощущения могут быть разными:
Сенсорныеощущения могут быть разными:
— зрительные ощущения, когда ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
— слуховые ощущения, когда ребенок слышит разнообразные звуки – человеческую речь, звуки природы, музыку, шумы города, и учится их различать;
— осязательные ощущения, когда ребенок ощупывает различные по фактуре материалы, ощущает посредством прикосновений, поверхности различных по величине и форме предметов, обнимает близких ему людей, гладит животных;
— обонятельные ощущения, когда ребенок вдыхая учится различать разнообразные запахи окружающего мира;
— вкусовые ощущения, когда ребенок учится различать на вкус разнообразные продукты и блюда.
В младшем возрасте необходимо проводить занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта. Это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленных опыта и знаний, их осознание, расширение, а также использование в разнообразных ситуациях.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить, так как именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающей среде. В каждом возрасте перед сенсорным развитием стоят свои задачи.
Опыт мировой и отечественной педагогики и психологии показывает, что сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном развитии личности дошкольника. Именно дошкольный возраст является сенситивным для развития восприятия, которое является базовым познавательным процессом. С восприятия предметов начинается познание окружающего мира, совершенствование деятельности органов чувств. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
В свое время Л. С. Выгодский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний.
Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на восприятие. Полноценное восприятие является ведущим для успешного овладения многими видами деятельности.
Почему еще важно сенсорное развитие? Мария Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство.
Сенсорное и интеллектуальное развитиепсихологи оценивают по следующим умениям:
Сенсорное развитие невозможно без целенаправленного воспитания, поэтому необходима организация систематической работы педагога с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов, когда усвоение происходит стихийно, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
По мнению А. Г. Урунтаевой, значение сенсорного воспитания состоит в том,что оно:
• является основой для интеллектуального развития
• упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром
• развивает наблюдательность
• готовит к реальной жизни
• позитивно влияет на эстетическое чувство
• является основой для развития воображения
• развивает внимание
• дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности
• обеспечивает усвоение сенсорных эталонов
• обеспечивает освоение навыков учебной деятельности
• влияет на расширение словарного запаса ребенка.
Итак, сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Важным вопросом сенсорного развития являются сенсорные эталоны.
По мнению Л. А. Венгера, сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии – это четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т. п.
Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.
Н. Н. Подъяков утверждает, что знание сенсорных эталонов учит пользоваться представлениями о разновидностях каждого свойства для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях, то есть использовать их в качестве «единиц измерения». Слово играет большое значение при усвоении сенсорных эталонов. В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные (тактильные, вкусовые и обонятельные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены – обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более стойкими, четкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время, а объект восприятия уже отсутствует в поле зрения. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название. Таким образом, именно при помощи слова удается закрепить полученные образы восприятия, формируя на их основе представления.
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком. Много таких дидактических игр представлено в работах исследователей и педагогов, (Е. И. Тихеевой, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокиной, Е. Ф. Иваницкой, Е. И. Удальцовой и др., а также в специальных сборниках игр.)
В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е. И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развитием речи. Игры И. Е. Тихеевой связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом.
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры,пишет: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила бы формированию его способностей».
Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.В подготовку и проведению дидактической игры входят:
— Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; углубление и обогащение знаний; развитие сенсорных способностей; активизация психических процессов (память, внимание, мышление ребенка) и др.
• Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы
• Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры
• Выбор места дидактической игры, где дети могут спокойно играть, не мешая друг другу
• Определение количества играющих детей (вся группа, небольшая подгруппа, индивидуально)
• Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал)
•Подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой
•Подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи
Проведение дидактической игры включает:
• Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них)
• Объяснение хода и правил игры (что они запрещают, разрешают, предписывают)
• Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату
• Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминаниями)
• Подведение итого игры; воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность
В конце игры воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересна.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
При организации дидактических игр для детей от 3 до 4 лет, воспитателю необходимо хорошо знать их возрастные особенности: ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возрастаетстремление утвердиться: «Я сам!» Но внимание ребенка пока еще неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребенка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т. е. использование дидактических игр, повышающих интерес малыша к знаниям.
Воспитателю следует опираться на сенсорный опыт, который приобрел ребенок в первые 3 года. В играх с детьми 4 года жизни используется более сложный, чем в предыдущей группе, дидактический материал, с большим количеством деталей, вкладышей — до 5-6 и 6-8, усложняются сенсорные задачи — дается подбор деталей по 2-3 признакам, предлагается чередовать разные цвета; разнообразятся геометрические фигуры и т. д.
Важно, чтобы дошкольники получили четкие представления об этих свойствах, научились их узнавать в разных ситуациях и вариантах, что предполагает обобщение цвета, формы, отношения величин. Особое внимание в этом возрасте уделяется усвоению и правильному употреблению названий свойств предметов. Часть заданий направлена на то, чтобы научить детей применять полученные представления при обследовании и обозначении свойств реальных вещей.
Для проведения дидактических игр, направленных на развитие сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста С. Л.Новоселова руководствуется следующими дидактическими принципами:
• планомерностью их проведения (благодаря чему развивается восприятие, речь, накапливаются элементарные знания об окружающем)
• применением наглядности в сочетании со словом
• повторностью (при которой растет активность детей)
• правильной организацией дидактической игры
• правильной организацией детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
С. Л. Новоселова считает, что, соблюдая дидактические принципы и внимательно, продуманно организуя детей на занятиях (по возрасту и уровню развития, соблюдается прочное усвоение сведений и умений по сенсорному развитию всей группой.
На основе общей системы сенсорного воспитания Э. Г.Пилюгина разработала занятия и дидактические игры по следующим дидактическим принципам:
• Обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания (ознакомление с цветом, формой, величиной предметов)
• Сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей
• Сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности (обследование величины, формы, цвета предметов)
Реализация изложенных выше принципов возможна уже на этапе младшего дошкольного возраста.
В современной психолого-педагогической литературе достаточно полно описана сущность и содержание сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста. В то же время практический опыт организации сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ частично утрачен. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного развития, систематизации рекомендаций по совершенствованию сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста с целью определения эффективных путей и средств организации сенсорного воспитания детей в современных условиях и внедрения их в практику.
Анализ психолого-педагогической литературы (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, А. Г. Рузская) по проблеме позволил нам выделить сущность сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Опираясь на определение, данное Л. А Венгером, сенсорное воспитание рассматривали как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Результатом целенаправленного сенсорного воспитания детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. Поэтому на каждом возрастном этапе задачи сенсорного воспитания детей должны соответствовать их уровню сенсорного развития.
Сенсорное развитие ребёнка — это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются. Довольно часто в процессе диагностики старших дошкольников выясняется, что они затрудняются самостоятельно выделить данные характеристики у предметов, а значит, отстают в сенсорном развитии.
Для того чтобы сенсорное развитие проходило регулярно необходимо обращать внимание малыша на одежду, продукты, объекты домашней обстановки, на улице, т. е. подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями. Повторять и закреплять в памяти изученное можно и в игровой форме.
Также отлично подходят для сенсорного развития пособия из серии «Блоки Дьенеша» и разнообразные альбомы-задания к ним. Так, в пособии «Давайте вместе поиграем» ребенок не только закрепляет понятия размера, цвета, формы, но и осваивает их схематическое обозначение, учится характеризовать предмет по выделенным признакам.
Для развития зрительного восприятия хорошо подходят пазлы, мозаики, рамки – вкладыши, специальные дидактические пособия. Слуховое восприятие совершенствуется с помощью погремушек, музыкальных инструментов, звучащих шариков
Для развития тактильных ощущений нужно, чтобы ребенок познакомился с различными по фактуре материалами. Поэтому в арсенале игрушек должны быть не только резиновые, пластмассовые предметы, но и деревянные, войлочные, соломенные, глиняные, а также изготовленные из тканей. Можно самостоятельно сделать игрушки с различными наполнителями – (горохом, крупой, монетками, ватой).
Список используемой литературы:
1. Книга для воспитателей детского сада «Воспитание сенсорной культуры ребенка», Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер;
2. Справочник педагога-психолога, №7, 2015 г., «Использование возможностей сенсорной комнаты для развития восприятия у детей с различными нарушениями»
3. Методическая разработка по курсовой работе «Воспитание культуры поведения у дошкольников»;
4. Статья «Воспитание бережного отношения к личным вещам и общественному достоянию», Люба Волкова, опубликовано на МААМ РУ 23.11.2013 года;
5. Учебник для студентов средних профессиональных заведений «Дошкольная педагогика», С. А. Козлова, Т. А. Куликова.
Роль сенсорного развития на речь детей младшего дошкольного возраста Доброго времени суток, хочу поделиться с вами моим опытом. Это доклад, который я представляла на районном семинаре «Развивающая предметно.
Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.
Использование дидактических игр для сенсорного развития детей дошкольного возраста В дошкольной педагогике сенсорное воспитание всегда рассматривалась как основа умственного развития ребенка, потому что все другие формы.
Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы.
Система сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения Познание окружающего мира у маленького человека начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее.
Консультация для родителей «Сенсорное развитие — фундамент умственного развития ребенка» Добрый вечер, уважаемые родители! Ребенку исполнилось 3года. Он поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его.
Взаимосвязь физического и умственного развития ребенка В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие,.