что такое санитарная рубка леса
Санитарные рубки
Санитарные рубки делятся на выборочные и сплошные Выборочные санитарные рубки проводят в насаждениях всех классов возраста. При выборочных рубках из насаждений удаляются деревья мертвые (сухостой), ветровальные, буреломные, снеголомные с механическими или биологическими повреждениями до степени отмирания, изогнутые снегом, ожеледью, заселенные вредителями (короеды, усачи, златки), поврежденные грибными заболеваниями, лесными пожарами (до степени отмирания) и др.
Смотреть что такое «Санитарные рубки» в других словарях:
Санитарные рубки — рубки, проводимые с целью улучшения санитарного состояния лесных насаждений. Источник: Письмо Госналогслужбы РФ от 04.03.1996 N НП 6 04/155 О Рекомендациях по порядку проведения документальных проверок владельцев лесного фонда и… … Официальная терминология
санитарные рубки — Лесоводственное мероприятие, проводимое в насаждениях неудовлетворительного санитарного состояния путем вырубки отдельных больных, поврежденных, усыхающих, усохших деревьев или всего усыхающего (погибшего) древостоя. [http://www.wood.ru/ru/slterm … Справочник технического переводчика
Выборочные санитарные рубки — 46. Выборочные санитарные рубки проводятся с целью оздоровления насаждений, предупреждения распространения и (или) ликвидации очагов стволовых вредителей и опасных инфекционных заболеваний. Их проводят в насаждениях с повышенным, по сравнению с… … Официальная терминология
Рубки промежуточного пользования — рубки ухода и выборочные санитарные рубки, проводимые с заготовкой древесины. … Экологическое право России: словарь юридических терминов
Рубки леса — вырубка деревьев и удаление их из Леса с целью получения древесины, а также возобновления, оздоровления и повышения продуктивности леса. В лесоводстве различают четыре основные вида Р. л. рубки главного пользования, ухода, комплексные и… … Большая советская энциклопедия
Рубки прочие — сплошные санитарные рубки, расчистка лесных площадей для строительства гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов, рубки для иных целей … Экологическое право России: словарь юридических терминов
СанПиН 2.1.4.027-95: Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения. Санитарные правила и нормы — Терминология СанПиН 2.1.4.027 95: Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно питьевого назначения. Санитарные правила и нормы: 2.2.2. Граница второго и третьего поясов 2.2.2.1. При определении границ второго и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Прочие рубки — рубка сплошная, независимо от возраста древостоя, с целью расчистки лесных земель для различных хозяйственных нужд: прорубки просек, противопожарных разрывов, трасс дорог, расчистки площадок под строительство различных объектов и т.п. К этому… … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
Рубка главного пользования — Рубками главного пользования называются рубки спелого леса. Типы рубок главного пользования Рубки главного пользования промышленные рубки, основная цель которых получение древесины. Для рубок этого типа рассчитывается максимальный объем… … Википедия
Лесоруб — Современный лесоруб Лесоруб, или дровосек рабочий, чьей задачей является рубка деревьев и их подготовка к транспортировке. Содержание … Википедия
Санитарная рубка
И так, что такое санитарная рубка? Санитарная рубка леса назначается для улучшения состояния леса и при этом виде рубки убираются деревья: больные, «хромые», имеющие усыхание и повреждения. Поводом назначения санитарной рубки может быть отсутствие возможности совмещения таковой с основными видами рубок. Если весь древостой признан больным и «обреченным» и не содержит целевых функций, то он подлежит сплошной вырубке. Существует два основных вида санитарных рубок – сплошные санитарные рубки и выборочные санитарные рубки.
Сплошная санитарная рубка осуществляется в лесу имеющего массовое поражение древостоя насекомыми-вредителями и болезнями, при которых страдают 40% насаждения. Также этот вид рубки назначается после лесного пожара, который повредил и деревья, и почвенный покров. Назначение сплошной санитарной рубки может быть вызвано и аналогичными неблагоприятными факторами, повлекшим неизбежное поражение древостоя. В общем, сплошная санитарная рубка проводится: в гарях, недорубах, ветровалах, буреломах, в насаждениях с массовым поражением насекомых, при которых проводить выборочные рубки не имеет смысла. Следует знать, что сплошная санитарная рубка леса назначается после предварительного обследования комиссии. Производится санитарная рубка во всех группах леса, при этом учитывается целевое назначение рубки.
Выборочные санитарные рубки назначаются в лесу всех классов возраста. Как правило, назначение данного вида служит наличие ветровала, бурелома, снеговала и снеголома. Естественно список продолжают сухостой и мертвые деревья, а также поражение деревьев грибковыми болезнями и насекомыми. При проведении выборочной санитарной рубки выбранные деревья не должны снижать полноту насаждения в средневозрастном лесу (менее 0,7), в категории спелых и приспевающих насаждениях – менее 0,6.
Что касается запаса и площади предполагаемой санитарной рубки, то она определяется по оценке насаждений на год лесоустройства. Следует принять во внимание, что в лесах I и II групп заключение выводится после осмотра каждого выдела в лесном квартале. III группа – по итогам таксации.
Характеристика санитарной рубки в документальном виде представляет собой: номер квартала, площадь и номер выдела, класс возраста, состав древостоя, запас древесины, назначенной к выборке, в которой указывается деловая и дровяная древесина. Деляночные столбы санитарной рубки должны нести информацию с указанием года проведённой рубки, площади и запаса древесины.
Санитарные рубки имеют определенные сроки проведения (весна, лето, зима) это зависит от биологических особенностей вредителей-насекомых и грибковых болезней, которые проявляют наибольшую активность в лесу. Технология проведения рубок мало чем отличается от технологии основных рубок, следует лишь уделить большое внимание технике безопасности, в частности это касается горельников и сухостоя, где вероятность травмы достаточно высокая. В тех лесосеках, где количество опасных древесных растений соответствует 20% и более, следует использовать машинизированную технологию, простым языком харвестеры, форвардеры, валочно-трелевочные машины, валочно-пакетирующие машины.
Призываю убедительно отнестись к проведению санитарных рубок на момент безопасности. По своему опыту скажу, что работа в горельниках достаточно опасная и не следует относиться к этому равнодушно и безответственно. Подгоревшие корни деревьев не способны прочно удерживать дерево, и возможность непредвиденного падения дерева очень высока! Даже соблюдая меры безопасности, следует уделять внимание порывам и дуновениям ветра, который может спровоцировать падение опасного дерева, будь то подгоревшее растение или сухостой! Освещать про метод проведения санитарных рубок следует в рубрике «техника безопасности» (охрана труда), поэтому необходим отдельный пост в будущем.
Что еще хочется добавить. Санитарные рубки – очень лакомый кусок для лесозаготовителя, в большей степени это касается рубок в горельниках. Дело в том, что большинство пожаров происходит по вине человека и леса эти, как правило, лежат вблизи населенных пунктов, а это означает, в свою очередь, незначительные затраты на вывозку древесины из лесосеки. Да и прибытие лесорубов на заготовку не отягощается временем, что сокращает сроки заготовки, а это для предпринимателя также минимальные финансовые затраты. Большинство лесхозов уже не в состоянии сами проводить санитарные рубки, поэтому существуют, так называемые «тендеры» на их проведение подрядчиками. Существуют даже «бандитские» заказы на поджег определенного участка леса, чтобы в будущем «заказчик» смог устроить подряд на вырубку горельника. Как правило подобный заказчик имеет влияние и финансы в регионе, что позволяет именно ему осуществить подряд, при котором значительная часть доходов от подобного мероприятия достается ему. Но это уже совсем другая история, которая должна публиковаться в рубрике Незаконная рубка леса.
Но не стоит обольщаться от проведения санитарных рубок. Например, разбор ветровалов и буреломов – работа неблагодарная и зачастую невыгодная. В одно время в нашем районе от действия ветровала полегли целые лесные квартала, и большинство подрядчиков отказалось от продолжения проведения санитарных рубок, хотя уже было много сделано. Причина – многочисленные поломки техники, разрывы трелевочных тросов, затруднения трелевки, заболоченность многих участков.
На этом я заканчиваю писать про санитарные рубки. Можно еще много говорить на эту тему, но думаю, что оставлю это на будущие посты. Однако и вы, посетители блога можете развивать тему в своих дискуссиях, так что – вперед!
Проблемы нормативного регулирования санитарных рубок
Российское лесное законодательство и нормотворчество очень динамично. Практически ежегодно в Лесной кодекс вносятся дополнения и изменения, не говоря уже о многочисленных изменениях в действующих нормативных правовых актах и принятии новых. В полной мере это касается законодательства в сфере санитарной безопасности в лесах.
В настоящей статье освещены вопросы современного этапа формирования лесозащитного законодательства с момента принятия Лесного кодекса, проанализированы последние нормотворческие инициативы по состоянию на конец 2016 года, а также отмечены особенности регулирования санитарно-оздоровительных мероприятий, в частности, санитарных рубок, в свете последних законодательных новаций.
Современный этап развития законодательства в сфере санитарной безопасности в лесах
Лесной кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 января 2007 года, положил начало новой главе в развитии лесного законодательства, в том числе санитарно-оздоровительных мероприятий, к которым в настоящее время относятся санитарные рубки (ст. 60.7).
Прежде всего стоит отметить, что термин «санитарная рубка» постепенно исчезает из законодательных и нормативных актов. В частности, в Лесном кодексе он не упоминается вовсе, вместо него введено понятие «вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений» (ст. 16). Тем не менее в ряде нормативных документов, а также в практической деятельности термин «санитарная рубка» не только сохраняется, но и широко используется, особенно при отводе лесосек и учете заготовленной древесины в разрезе различных видов рубок.
Статья 17 Лесного кодекса допускает вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений как в форме сплошных рубок, когда вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников, так и выборочных, при которых вырубается часть деревьев и кустарников. Сплошные рубки допускаются не только в эксплуатационных, но и в защитных лесах в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.
В развитие положений Лесного кодекса принят значительный пакет подзаконных нормативных актов. В рамках рассматриваемой темы к ним прежде всего стоит отнести Постановление Правительства РФ от 29 июня 2007 года №414, которым утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, устанавливающие единый порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса, и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах. В развитие этого нормативного документа приказом Рослесхоза от 29 декабря 2007 года №523 утверждены четыре методических документа:
Несмотря на отмену приказом Рослесхоза от 15 мая 2015 года №158, указанные руководства являются на сегодняшний день самыми полными и подробными источниками информации в сфере нормативного регулирования защиты лесов и до сих пор широко используются. Многие положения этих документов сохранили преемственность и в последующих нормативных актах. В частности, были введены понятия «лесопатологическая таксация», «зона лесопатологической угрозы», утверждены критерии степени ослабления насаждений по доле участия деревьев различных категорий состояния, приведен расчет средневзвешенной категории состояния для насаждения, утверждены форма для закладки временной пробной площади, формы для учета вредителей и болезней и др., применяемые до настоящего времени. В Руководстве по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий сформулированы требования по отбору деревьев в санитарную рубку по категориям насаждений, в которых проводится тот или иной вид санитарных рубок, включенных без существенных изменений в последующие нормативные акты. Здесь же впервые появляется шкала минимальных значений полноты, до которых возможно ее снижение при проведении выборочных рубок с очень неоднозначно трактуемой возможностью неограниченного снижения полноты в ряде категорий защитных лесов и видов использования лесов. Следует, однако, отметить, что упомянутый приказ, несмотря на долгий срок его действия (2007-2015 годы), так и не был зарегистрирован Минюстом России.
В 2013 году Минприроды России принимает новый вариант Правил санитарной безопасности в лесах (приказ от 24 декабря 2013 года №613), который регистрируется Минюстом России 21 мая 2014 года за №32379. В приказе указывается, что он вступает в силу со дня признания утратившим силу Постановления Правительства РФ от 29 июня 2007 года №414 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах». Тем не менее, указанное Постановление (с внесенными в него в 2012 году изменениями) отменено не было, что предопределило неправомерность использования Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных приказом Минприроды от 24 декабря 2013 года №613, который так и не вступил в законную силу.
В целях устранения этой правовой коллизии (приказ Рослесхоза №523 отменен, а приказ Минприроды №613 не вступил в силу) Рослесхоз на основании ст. 55 Лесного кодекса и все еще действующего п. 8 Правил санитарной безопасности в лесах утверждает методический документ по обеспечению санитарной безопасности в лесах (приказ Рослесхоза от 9 июня 2015 года №182). Собственно, этот нормативный акт наряду с Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года №414 до конца 2016 года и определял законодательную основу санитарной безопасности в лесах.
Новации 2016 года в развитии законодательства в сфере санитарной безопасности в лесах
Процесс реформирования законодательства в области защиты лесов далек от завершения. В 2015 году приняты очередные поправки в Лесной кодекс в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов, введенные в действие с 1 октября 2016 года Федеральным законом от 16 декабря 2015 года №455. В развитие внесенных в Лесной кодекс изменений планируются разработка и принятие пакета нормативных актов, регулирующих различные аспекты санитарной безопасности в лесах. В частности, предполагается разработать и принять очередной вариант Правил санитарной безопасности в лесах, которые будут утверждены Правительством Российской Федерации с отменой действующего с 2007 года одноименного нормативного документа.
По состоянию на начало 2017 года из более чем десятка подготовленных проектов нормативных актов утверждены:
Таким образом, по истечении 10 лет законодатель вновь вернулся к идее принятия отдельных нормативных актов, регламентирующих комплекс различных мероприятий по обеспечению санитарной безопасности в лесах. Вместе с тем это далеко не исчерпывающий перечень актов, имеющих отношение к вопросам назначения, проведения и оценки санитарных рубок. Например, в соответствии с п. 36 Правил санитарной безопасности в лесах, рубка деревьев и кустарников при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий проводится в соответствии с настоящими Правилами, Правилами заготовки древесины, Правилами пожарной безопасности в лесах и Правилами ухода за лесами, утвержденными в установленном лесным законодательством порядке.
Одновременно с размещением на официальном сайте акт с приложениями к нему направляется в форме электронного документа в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области лесных отношений, и (или) в его территориальные органы. Срок размещения акта на официальном сайте составляет 20 календарных дней. Если в течение указанного срока в адрес уполномоченных органов не поступило предписание об отмене акта или о внесении в него изменений, он считается прошедшим контроль за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий и согласованным, в том числе, с органами Росприроднадзора и другими контролирующими организациями. После чего он вступает в силу и служит основанием для проведения назначенных мероприятий и внесения изменений в проект освоения лесов и государственный лесной реестр.
В целом развитие законодательства в сфере защиты лесов имеет достаточно высокий уровень преемственности основных положений и направлено на повышение ответственности лиц, принимающих решение о назначении санитарно-оздоровительных мероприятий, а также на обеспечение публичности материалов лесопатологических обследований.
Вместе с тем стоит отметить, что принятие большого количества новых нормативных актов порождает проблему их согласования как между собой, так и с действующей нормативной базой, в частности, с нормативами, напрямую не затрагивающими сферу защиты лесов и поэтому зачастую им противоречащими.
Противоречия в действующем законодательстве
В свое время в законодательстве появилась норма, которая не ограничивает в отдельных случаях снижение полноты древостоя при проведении выборочных санитарных рубок, что послужило основанием относить санитарные рубки фактически любой интенсивности к выборочным. Не лимитируется минимальная полнота после выборочной санитарной рубки: при использовании эксплуатационных лесов для научно-исследовательской и научно-образовательной деятельности, а также при эксплуатации лесных плантаций; в таких категориях защитных лесов, как леса, расположенные в водоохранных зонах, в лесах, расположенных в пустынных, полупустынных и малолесных горных территориях, в ореховопромысловых зонах, в лесных плодовых насаждениях, в ленточных борах для хвойных пород (кроме сосны, для которой снижение полноты допускается до 0,2), на особо защитных участках лесов.
С лесоводственной точки зрения критерием отнесения санитарных рубок к сплошным или выборочным является минимальное значение относительной полноты древостоя после проведения рубки, которое равно 0,3, ниже которого древостой утрачивает свою определяющую роль основного элемента леса.
Согласно п. 94 Лесоустроительной инструкции к насаждениям (покрытым лесом землям) относятся древостои с полнотой 0,3 и более. Если полнота оказывается ниже этого значения, то древостой относится к одной из категорий не покрытых лесом земель (п. 95). В случае проведения рубок такой категорией является «вырубка». Следует напомнить, что существовавшая в свое время категория не покрытых лесом земель «редина», к которой как раз и могли относиться древостои, полнота которых колебалась в пределах 0,1-0,3, в действующем законодательстве отсутствует. Лесоустроительная инструкция допускает существование только естественных редин (древостои, в которых полнота составляет менее 0,3), которые сформировались в специфических условиях местопроизрастания, обусловливающих произрастание редкостойных насаждений (п. 95).
Таким образом, наблюдается явное противоречие между двумя нормативными актами, один из которых позволяет при проведении выборочных санитарных рубок снижать полноту до предела, при котором древостой относится к покрытым лесом землям, а второй относит древостой с проведенной выборочной санитарной рубкой к категории вырубки. Другое дело, что фактически это отнесение происходит порой очень нескоро лишь при проведении лесоустройства или таксации лесов.
Указанное противоречие не разрешается и в Правилах заготовки древесины и особенностях заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которыми должны проводиться санитарные рубки. Пункт 29 этих правил определяет предельную интенсивность выборочных рубок в 70%, но при этом опять-таки нигде не говорится о предельной минимальной полноте остающегося древостоя после выборочных рубок. Несложно определить, что интенсивность выборочных рубок в 70% допустима лишь в насаждениях с относительной полнотой 1,0 и выше. Выборочные рубки такой интенсивности во всех остальных случаях приведут к расстройству насаждения и снижению относительной полноты оставшейся части древостоя, становящейся менее 0,3. Это обстоятельство важно учитывать при оценке назначения и проведения санитарных рубок.
На самом деле применение данной нормы не столь безобидно, как может показаться на первый взгляд. Если для указанных видов использования лесов норма не столь существенна, поскольку использование лесов для научно-исследовательской и научно-образовательной деятельности и эксплуатации лесных плантаций встречается нечасто, вдобавок на очень ограниченных площадях, то для ряда категорий защитных лесов она весьма критична, в частности, для лесов, расположенных в водоохранных зонах, ореховопромысловых зон, ленточных боров и особо защитных участков лесов, площади которых достаточно велики.
Проведение выборочных санитарных рубок по указанным критериям де-факто переводит их в разряд сплошных, запрещенных в данных категориях действующим законодательством. Причем отвод лесосек в выборочную рубку в этих категориях позволяет проводить фактически условно сплошные рубки с вырубкой ликвидной и оставлением низкотоварной древесины, избегая при этом серьезных штрафных санкций.
Вместе с тем при оценке санитарных рубок в рамках государственной инвентаризации лесов филиалами Рослесинфорга оценивается вид рубки на основании сравнения материалов отвода лесосеки и фактического состояния вырубки. Оценка мероприятия проводится на всей площади лесосеки по оставшейся после рубки относительной полноте древостоя. Если полнота составляет 0,25 и менее, то рубка признается сплошной, если 0,26 и более, то выборочной. В этом случае нарушение также лишь фиксируется, а соответствующие изменения не отражаются в государственном лесном реестре.
Еще одной негативной стороной подобных рубок является необязательность проведения лесовосстановительных мероприятий, поскольку де-юре проводятся выборочные рубки, результаты которых не формируют фонд лесовосстановления. Таким образом, создается легальный прецедент, когда вырубленные лесосеки на долгий период могут оставаться необлесенными, пока при очередном цикле лесоустройства они не будут выявлены и для них не будут назначены мероприятия по воспроизводству лесов, если, конечно, за этот период не произойдет восстановления лесной растительности.
Достаточно противоречивой нормой, сохранившей свою преемственность в законодательных новациях, является отсутствие ограничения размера лесосек для проведения санитарно-оздоровительных мероприятий. Данная норма входит в противоречие с Правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса, согласно которым площади отдельных лесосек при сплошных санитарных рубках могут быть увеличены, но не более чем в 1,5 раза по сравнению с действующими нормативами. Поскольку отвод лесосек в санитарные рубки производится в соответствии с п. 36 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ, очевидно, что ими и требуется руководствоваться для определения допустимой площади лесосеки при сплошных санитарных рубках. В случае выборочных рубок потенциальная площадь лесосеки не может превышать площади отдельного квартала, что, впрочем, не ограничивает возможность отвода лесосек в смежных выделах примыкающих кварталов.
Последние изменения в законодательстве наконец достаточно однозначно дают ответ на вопрос о включении старого сухостоя в расчет полноты древостоя при назначении санитарных рубок: «При распределении деревьев по категориям состояния не учитывается старый сухостой (прекратившие жизнедеятельность, засохшие, но стоящие на корню деревья), выведенный из состава древостоя при последнем лесоустройстве». Однако этот порядок не прописан буквально, что оставляет место для произвольного толкования данного положения. Дело в том, что согласно п. 98 действовавшего до 2015 года Руководства по проектированию, организации и ведению лесопатологического мониторинга, старый сухостой (6-я категория состояния) включался в перечет и в расчет средней категории состояния древостоя. На практике это приводило к завышению количества деревьев и запаса древостоя, подлежащего вырубке. Соответственно, остаточная полнота древостоя по отношению к изначальной полноте, установленной лесоустройством без учета 6-й категории состояния, оказывалась меньше минимально допустимой и вместо выборочной зачастую назначалась сплошная санитарная рубка.
Такая ситуация особенно характерна для таежных старовозрастных лесов, где не проводились рубки ухода и старый сухостой накопился за достаточно длительный период в значительных объемах. Кроме того, закладка безразмерных временных пробных площадей без их отграничения позволяет при желании набрать нужное количество деревьев 6-й категории состояния, которые, будучи включены в расчет, позволяют назначить сплошную санитарную рубку.
С другой стороны, достаточно большие сроки со времени последнего лесоустройства не позволяют корректно идентифицировать сухостой, накопившийся за межучетный период, поскольку он ничем не будет отличаться от учтенного предыдущим лесоустройством, если тот еще сохранился.
Порядок проведения лесопатологических обследований вводит единую форму акта лесопатологического обследования. В то же время в п. 8 Правил ликвидации очагов вредных организмов упоминается акт обследования, который по содержанию сходен с актом лесопатологического обследования, но при этом не указывается, следует ли он процедуре рассмотрения и утверждения, установленной законодательством для акта лесопатологического обследования. В п. 33 этого же документа вводится новое понятие «рубка лесных насаждений, являющихся очагами вредных организмов», которое очевидно используется вместо закрепленного Лесным кодексом термина «вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений». Упущение это разработчиков нормативного акта или умышленное действие, пока сложно сказать, следует подождать реализации нормы на практике, особенно с учетом рассмотренного выше постулата о том, что рубка таких насаждений проводится сплошным способом.
Пробелы в действующем законодательстве
Несмотря на преемственность в развитии законодательной и нормативной базы, а также на возврат к практике принятия отдельных актов, регламентирующих проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, порядок лесопатологических обследований и ликвидацию очагов вредных организмов, действующие нормативные акты характеризуются очень существенными упущениями на фоне действовавшей ранее законодательной базы.
В новых Правилах заготовки древесины и особенностях заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса, в соответствии с которыми должны проводиться санитарные рубки, не установлено требование клеймения деревьев при проведении выборочных рубок, а п. 26 предложено отмечать деревья, назначенные в рубку, с помощью яркой ленты, скотча, краски, затесок. При этом совершенно непонятно, как оценивать факт отбора в рубку деревьев после проведения выборочной санитарной рубки. Наличие клейма на пне позволяло удостовериться в законности рубки.
Исчезла норма о том, что при расчете полноты после проведения выборочных санитарных рубок объем древесины с волоков не учитывается. Вместе с тем сохранен ряд норм прошлого законодательства, которые следует признать явно избыточными для применения на территории всей страны. В частности, безусловное требование вырубки деревьев 5-й и 6-й категорий состояния при санитарных рубках если и возможно к применению, то лишь на небольших площадях в транспортно доступной зоне и при наличии сбыта заготовленной древесины. Для таежной зоны если еще можно согласиться с выборкой деревьев 5-й категории состояния (свежий сухостой), то удаление старого сухостоя вовсе не имеет никакого смысла с точки зрения улучшения санитарного состояния таежных лесов, поскольку даже в здоровых насаждениях, не охваченных рубками ухода, его накапливается к возрасту спелости значительное количество.
Явно излишне требование повсеместного использования только инструментальных методов при назначении санитарно-оздоровительных мероприятий. Задачей лесопатологического обследования в первую очередь является установление санитарного состояния насаждения, на основании которого назначается тот или иной вид санитарно-оздоровительных мероприятий, а не проведение таксации лесов, причем методами, излишними для решения данной задачи. Даже в процессе лесоустройства основной объем мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов назначается по результатам таксации, проводимой глазомерным или глазомерно-измерительным методом.
Практически нереализуемым является требование по проведению сплошного перечета на участках с назначением санитарно-оздоровительных мероприятий площадью до 3 га, поскольку лесопатологическому обследованию подвергаются не только спелые насаждения, но и средневозрастные и даже молодняки (насаждения с участием кедра более 30% в составе считаются молодняками до 80 лет). В таких случаях количество деревьев, подлежащих перечету, на участке может составлять несколько тысяч, что совершенно излишне для получения приемлемой точности оценки санитарного состояния насаждения.
Это же касается использования и выборочных инструментальных методов, особенно в таежной зоне, где площади пожаров и очагов распространения вредителей могут достигать тысяч и даже десятков тысяч гектаров. Обследование таких площадей инструментальными методами требует колоссальных трудовых затрат, несопоставимых с целями обследования. Использование выборочных инструментальных методов допустимо и даже обязательно при отводе лесосек, но далеко не всегда эта задача идентична лесопатологическому обследованию поврежденных насаждений, особенно когда их площадь измеряется тысячами гектаров.
Также требует региональной и площадной дифференциации требование, например, по обязательной закладке проб на состояние корневых лап и корневой шейки деревьев на предмет жизнеспособности луба в количестве не менее 100 деревьев при обследовании насаждений, поврежденных пожарами. Одно дело, когда речь идет о доступной для транспорта зоне и пожаром повреждена часть выдела или несколько выделов, и совершенно другое дело, когда территория обследования представлена десятками и сотнями выделов, где это требование невыполнимо. Излишне завышенные требования к точности лесопатологического обследования, которые порой физически не могут быть выполнены, приводят к фактическому их игнорированию на практике, что является потенциально коррупционным фактором со стороны как лесопатологов, так и проверяющих организаций.
Введенная единая обязательная форма акта лесопатологического обследования (который начиная с 1 октября 2016 года должен размещаться на сайтах исполнительных органов в области лесных отношений субъектов РФ и содержать информацию не только о результатах проведенного лесопатологического обследования, но и о планируемых лесозащитных мероприятиях, включая санитарно-оздоровительные) принципиально меняет возможность контроля назначенного мероприятия на ранней стадии, до его проведения.
Насколько эти нововведения улучшат качество лесопатологических обследований и обоснованность назначаемых мероприятий, судить пока рано, хотя потенциальные возможности для этого созданы. Вполне возможно, что повышение персональной ответственности руководителей территориальных органов лесного хозяйства, утверждающих акты, за принимаемые решения позволит существенно сократить площадь санитарных рубок, в первую очередь сплошных, в субъектах, где возможен доступ на участки с назначенными санитарно-оздоровительными мероприятиями. В таежной зоне в условиях ограниченной транспортной доступности контроль назначения лесозащитных мероприятий по-прежнему будет ограничен.
С другой стороны, слишком бюрократизированная многоэтапная процедура, на каждой стадии которой появляется чиновник, несущий ответственность за принятое решение, может привести к обратному эффекту, когда насаждения, требующие безотлагательной рубки для предотвращения распространения очага вредных организмов, своевременно срублены не будут, что приведет к гибели древостоя и дальнейшему распространению очага.
Александр Бондарев, канд. с/х наук, Институт леса им. В. Н. Сукачева ФИЦ КНЦ СО РАН
По материалам журнала WWF России «Устойчивое лесопользование»