что такое родовой строй
Родоплеменной строй: главные признаки, принцип власти, социальные связи
Среди многочисленных форм общественной организации, которые прошло человечество на пути своего развития, наиболее продолжительным, по мнению ученых, является родоплеменной строй. Зародившись несколько тысячелетий назад, он по сей день сохранился в виде исторических пережитков у некоторых народностей Африки, таких, например, как бушмены, населяющие пустыню Калахари, и фулани, живущие на территории, простирающейся от Мавритании до Судана. Остановимся подробнее на его главных характеристиках.
Общность, основанная на кровном родстве
Вам будет интересно: Как сделать 6 треугольников из 6 спичек: способ решения и другие головоломки со спичками
Принцип власти при родоплеменном строе основан на кровно-родственных связях, из которых складывается вся структура общества. В научной литературе они именуются локальными группами, кланами, линиджами или просто родами. Все эти термины сходны по значению и не имеют между собой принципиальной разницы.
Среди наиболее характерных признаков родоплеменного строя принято выделять семейные связи всех членов общины. Объединяющие их родственные отношения, как правило, охватывают сразу несколько поколений, включая родителей и их детей. Кроме того, для совместных занятий земледелием, охотой, выполнения религиозных обрядов и т. д. могут быть использованы и более широкие социальные связи, охватывающие многочисленных дальних родственников.
Вам будет интересно: «Индевор», корабль Джеймса Кука
Объединение родов в племена
Что же касается решения таких масштабных задач, как организация военных походов с целью захвата новых территорий или отражение агрессии со стороны соседей, то в этом случае всегда требовались большие человеческие ресурсы, и члены отдельных родовых кланов объединялись в племена.
Их численность, по всей вероятности, была невелика. Во всяком случае, среди народностей, живущих до нашего времени родоплеменным строем, она редко превышает 100 человек. Исключения составляет лишь упомянутая выше весьма многочисленная народность фулани, проживающая в западной части Африканского континента и успевшая приобщиться ко многим достижениям цивилизации. Ученые полагают, что к началу XXI века ее численность могла достичь 1 млн человек.
Социальный строй, переживший тысячелетия
Таким образом, под термином «племя» в данном случае следует понимать совокупность отдельных самостоятельных и компактно проживающих общин, члены которых объединены общими занятиями, культурой и языком. Однако основой их социальных связей по сей день является внутриобщинное кровное родство. Если члены племени ведут оседлый образ жизни, образуя территориально-поселенческую ячейку, то они представляют собой население отдельной деревни, размеры которой варьируются от числа жителей.
Значительно чаще представители данных народностей предпочитают не обустраиваться на одном месте, а постоянно мигрировать, добывая себе пищу собирательством, охотой и рыболовством. В этом случае, по подсчетам ученых, плотность их населения может колебаться от 1-2 до 250-300 человек на квадратный километр. Сколь бы маловероятным это ни казалось, но родоплеменной строй, являющийся крайне архаичной формой организации общества, сумел, пережив тысячелетия, сохраниться до наших дней.
Пути изучения родового строя
Изучая особенности жизни бушменов, населяющих пустыню Калахари, западно-африканских фулани и ряда других народностей, много веков назад остановившихся в своем социальном развитии, ученые имеют возможность более полно представить особенности общественного самоуправления при родоплеменном строе, который объединял когда-то наших отдаленных предков. При этом учитываются и особенности существования различных этнических групп.
Пример древнейшей демократии
Результаты археологических раскопок, а главное, наблюдения, сделанные экспедициями, работавшими в труднодоступных районах Африки, говорят о том, что структура власти в племенах, объединенных родоплеменным строем, включала в себя три основных элемента. Наибольшими полномочиями в принятии тех или иных решений обладал вождь племени, но при этом он был обязан учитывать мнения членов совета старейшин, который не был выборным органом, а формировался исключительно из лиц, достигнувших определенного возраста.
Что же касается особо важных случаев, таких как организация военных походов, смена территории совместного проживания или миграции и т. д., то вопрос выносился на общее собрание членов рода. В компетенции этого органа общественной власти находился выбор вождя, а также его замена в случае несоответствия предъявляемым требованиям. Кандидатами на столь высокий пост становились наиболее сильные и опытные члены рода, но без общественной поддержки они не могли обойтись. Характерно, что в этом отношении наши отдаленные предки стояли на вполне демократических позициях.
Значение родоплеменного строя в мировой истории
Роль, которую в истории человечества сыграла родоплеменная организация жизни, необычайно велика. Один из основоположников современной антропологии − американский археолог и этнограф Льюис Генри Морган (1818-1881) − в своих работах неоднократно подчеркивал, что именно она позволила людям порвать с первобытной дикостью и шаг за шагом привела к цивилизации. Портрет ученого приводится ниже.
Разумеется, к таким выводам ученые пришли, используя в основном наблюдения за нашими современниками, не сумевшими до сих пор порвать со своим историческим прошлым, и лишь отчасти оперируя данными, полученными в ходе раскопок. Однако о многом поведали и артефакты, добытые археологами. В частности, они позволили составить достаточно полную картину разложения родоплеменного строя у восточных славян.
Ослабление родственных связей у славян
Этот процесс, начавшийся еще в первые века минувшего тысячелетия, привел к тому, что уже в VI столетии хозяйственная система большинства земледельческих общин, основанных на территориально-племенных отношениях, превратилась в полугосударственное образование, где доминирующую роль играли не кровно-родственные, а политические и военные связи. Кроме того, существенным фактором, упрочившим эти социальные структуры, была общность направлений экономического развития всей общины.
Результаты проведенных исследований показывают, что в период VIII-IX веков у восточных славян на смену родоплеменному строю пришло широкое распространение соседских общин. Объясняется это прежде всего тем, что ввиду низкой производительности труда возникала необходимость в большом количестве работников, которых не могли предоставить социальные группы, составленные лишь на основе родовых связей. Кроме того, в этот период шло активное освоение новых территорий, и в одиночку малые племена не могли обеспечить контроль за их распределением.
Распад родового строя
Эти и многие другие факторы стали причиной того, что уже во второй половине X века у восточных славян родовой строй уступил место новой формации, которая стала именоваться соседской общиной, или, по-старинному, «вервью». Она оказалась весьма жизнеспособной и, претерпев лишь незначительные изменения, сохранилась вплоть до начала XX века.
В России эти общины, распространенные исключительно в сельской местности и состоявшие из компактно проживавших крестьян, назывались «миром». Отмечается, что в силу своей многочисленности и экономической стабильности, они оказали существенное влияние на многие исторические процессы. Конец крестьянским общинам был положен лишь с приходом к власти большевиков и началом массовой коллективизации.
Первобытнообщинный строй. Происхождение права и государства
Основные характеристики родового строя
Исходной основой возникновения и существования первобытнообщинного строя является род (родовая община), который объединял людей по кровно-родственному принципу. Производство и потребление продуктов труда членов родовой общины, как и весь уклад их жизни, носили коллективистский характер. Все усилия сородичей были направлены на сохранение рода, его выживание и продолжение. С этим связано как подчинение действий всех членов общины общим интересам рода, так и защита каждого из них всем родом, включая и кровную месть за убийство сородича чужаком.
Управление жизнью и делами рода представляло собой общинное самоуправление и носило коллективный общественный характер. Общественный порядок в первобытном обществе поддерживался общеобязательными нормами сложившихся обычаев и институтами общественной власти.
Различные виды социальной власти (родовая власть, государственная власть и т.д.) отличаются друг от друга видом тех социальных норм (типом нормативности), которые определяют соответствующий порядок организации общественной силы и осуществления официального принуждения. Так, организация и применение общественной силы в виде государственной власти определяются правом (принципом и нормами права) как формой свободы индивидов — членов государства. Власть в первобытном обществе — это власть рода в целом, а не власть индивидов — членов рода. Эта родовая власть определяется, обобщенно говоря, родовой нормативностью (комплексом родовых норм, обычаями рода и т.д.), верховным принципом которой является выживание, сохранение и продолжение данного рода. Как сам этот принцип, так и нормы родового строя и соответствующая родовая власть носят родоохранительный характер.
Основным институтом власти в родовой общине было родовое собрание, на котором взрослые сородичи решали псе основные вопросы жизни общины. Родовое собрание избирало вождя (старейшину) рода, а также ряд других должностных лиц — военачальника, руководителя по делам охоты и т.д.
Роды объединялись в племя, а некоторые племена — и союз племен. При этом совет старейшин племени, куда входили старейшины (вожди) объединившихся родов, избирал вождя племени и других должностных лиц племени — военачальника племени и т.д. Аналогичным образом совет вождей объединившихся племен избирал вождя союза племен, военачальника и других должностных лиц такого союза племен.
Властные полномочия всех этих должностных лиц опирались на авторитет и доверие общества, на согласие и поддержку членов родовых общин. Вместе с тем назначение и функции этих должностных лиц, как и правила поведения всех остальных членов общества, были жестко подчинены устоявшимся непререкаемым обычаям, нарушение которых влекло суровые кары.
Формировавшееся социальное сознание и представления о социальных нормах повсеместно в примитивных обществах носили мифологический характер. Мифологическая система социальной регуляции ориентировала всех членов общества на соблюдение общих представлений о надлежащем и запрещенном (затабуированном) и безусловно отвергала отрыв и отклонения индивидуального от общеколлективного. В поддержании единства и стабильности социума, принятого типа социального поведения существенную роль играли многообразные запреты (табу), относящиеся к различным сферам жизни (половым, трудовым, брачным, бытовым и т.д.). На весьма ранних этапах становления социальной жизни табуируются каннибализм, инцест и убийство (членов данного социума).
Концепции происхождения права и государства
Переход от доправового и догосударственного состояния к праву и государству осуществлялся в условиях разложения первобытнообщинного строя и знаменовал собой существенные изменения во всей системе социальной жизни людей.
Существует множество различных теорий (прошлых и современных), по-разному объясняющих смысл и характер этих изменений, условия и причины возникновения права и государства. Разнообразие этих теорий обусловлено как сложностью данной проблемы и пробельностью знаний о той далекой эпохе генезиса права и государства, так и существенным различием исходных позиций авторов соответствующих теорий, различием их мировоззрения, идеологии, социально-политических взглядов и устремлений, разным пониманием самой сущности, назначения и судеб права и государства.
Мифологические и религиозные концепции. В основе этих концепций лежат представления о надчеловеческом, сверхъестественном (небесном, божественном) первоисточнике и происхождении как самого человека, так и надлежащего порядка в совместной жизни людей, включая соответствующие общеобязательные правила поведения и общую власть.
Подобные представления, появившиеся еще во времена формирования первобытных человеческих сообществ, в той или иной форме сохраняли свое познавательно-объяснительное значение и после возникновения права и государства.
По древнеиндийской мифологии риту — общекосмический и земной порядок, его закон и обычай — установил бог Индра. Он же и поддерживает этот порядок и закон.
Согласно древнекитайской мифологии, порядок в Поднебесной (т.е. в Китае), включая организацию власти, правила поведения и т.д., порожден и обусловлен волей божественного Неба. Император (верховный правитель Поднебесной) при этом характеризуется как “сын Неба”.
Божественное происхождение своей власти и своих законов настойчиво подчеркивали шумерийские и вавилонские правители.
Древние евреи, согласно ветхозаветным преданиям, находились с Богом в особых договорных отношениях. Так, еврейским праотцам Аврааму, а затем и Исааку Бог дал обетование (обет, клятву) умножить их род и сделать их потомство избранным народом, если они, со своей стороны, будут строго выполнять завет Бога и надлежащим образом почитать его. На горе Синай этот Бог дал Моисею “скрижали завета”, содержавшие заповеди и законы, по которым должны жить евреи (Исх. 20-23).
Идеи божественного происхождения всякой власти присущи и христианской теологии. Так, уже апостол Павел утверждал: “Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести” (Рим. 13, 1—5).
Такого же подхода придерживался и крупнейший авторитет христианской теологии Фома Аквинский (1225—1274), правда, с оговоркой: всякая власть именно по своей сущности — божественна и от Бога; по способу же своего приобретения и использования власть может быть богопротивной и тиранической. Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти в XX в. развивают и многие другие современные приверженцы теологических учений.
Теологические трактовки происхождения права и государства получили широкое распространение и на почве ислама.
Государство (имамат) при этом рассматривается как опора ислама, форма его защиты и реализации в земной жизни.
Патриархальные и патерналистские концепции. Согласно различным патриархальным (от патриарх — родоначальник) и патерналистским (от патер — отец) воззрениям, общество и государство возникают из семьи, а общественная и государственная власть — из власти отца семейства.
Так, Конфуций (VI—V вв. до н.э.), в духе древнекитайских традиций трактуя императора как “сына Неба” и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство — большой семье. “Сын Неба” здесь, таким образом, предстает как отец Поднебесной.
В развернутом виде патриархальная теория происхождения государства представлена в произведениях ярого английского роялиста Р. Филмера (XVII в.). Свою теорию он обосновывает ссылками на положения Библии о божественном сотворении Адама, на библейскую заповедь “почитай отца своего” и т.д. Отсюда он делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия.
Патриархально-патерналистские воззрения имели широкое распространение у всех народов. Глубокие корни они пустили и в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в “царя-батюшку” и во всякое начальство как в “отца родного”.
В теоретическом плане основной недостаток патриархально-патерналистских воззрений состоит в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти.
Органические концепции. Представления об обществе и государстве как живом организме и об их органическом происхождении восходят к глубокой древности.
Согласно подобным органическим представлениям, общество и государство тоже являются организмами, совокупностью взаимосвязанных органов. Место, значение и власть каждого сословия и института в иерархической системе организации общественной и государственной жизни определяются функцией и ролью соответствующего органа в живом организме. В этом смысле более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства, которая носит иерархически-ранговый характер.
Аналогии между государством и организмом широко использовали мыслители древности (Платон, Цицерон и др.) и Нового времени (Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо, Г. В. Ф. Гегель и др.).
Органические представления об обществе, государстве и праве получили обстоятельную разработку в трудах основателей позитивистской социологии (О. Конта и Г. Спенсера) и их последователей. Определенное влияние на их воззрения оказали идеи социального дарвинизма.
Представители органической школы в социологии (Д. Шеффле в Германии, Р. Вормс во Франции, П.Ф. Лилиенфельд в России и др.) пошли значительно дальше своих предшественников в биологизации социальных и политических явлений. Так, согласно Лилиенфельду, правительство осуществляет функции головного мозга, а торговля — функции кровообращения и т.п.
Естественноправовые концепции общественного договора. Различные естественноправовые представления о договорном происхождении государства и закона встречаются уже в древности (Мо-цзы, Эпикур и др.).
Идеи договорного происхождения государства и права получили широкое распространение в Новое время.
Эти идеи развивались такими представителями раннебуржуазной политико-правовой мысли, как Г. Гроций, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Кант, А. Н. Радищев и др.
На идеи общественного договора опирались американские мыслители (Т. Джефферсон, Т. Пейн и др.) XVIII в. при обосновании суверенного права народа США на независимость от Великобритании и на формирование своего самостоятельного государства. Эти идеи нашли свое выражение и первое в истории официальное закрепление в Декларации независимости США (1776).
В целом следует отметить, что договорные концепции государства и права сыграли заметную прогрессивную роль в развитии либерально-правовых и демократических представлений о сущности и назначении государства, о правовой организации государственной жизни, неотчуждаемых правах и свободах человека и т.д.
Концепции насилия. Представители данного направления трактуют возникновение государства и права как результат насилия (внутреннего или внешнего).
Представления о внешнем насилии как определяющем факторе возникновения государства и права развивали Л. Гумплович, К. Каутский и др. “Никогда и нигде, — писал Гумплович, — государства не возникали иначе, как через порабощение чужих племен одним или несколькими союзными и объединенными племенами”. Во многом сходными были и взгляды К. Каутского о роли завоевания. Он считал, что “всюду возникновение первых классов и государств связано с завоеванием”. Государство возникает как аппарат принуждения завоевателей (победившего племени) над побежденными. И уже в рамках насильственно объединенной общности победителей и побежденных из победившего племени формируется господствующий класс, а из побежденного племени — класс эксплуатируемых.
Психологические концепции. Представители данного подхода усматривают истоки и основу общества, права и государства в психике людей (индивидуальной или коллективной).
Так, согласно Т. Тарду, вся история человечества, включая переход от первобытного состояния к государственному и дальнейшее развитие социальных и политико-правовых институтов, определяется такими первичными факторами, как открытие (изобретение) и подражание.
Психологический подход развивал и Ф. Гиддинг, согласно которому первичным социальным фактом является сознание породы. Под этим Гиддинг понимал такое состояние сознания, в котором любое существо готово признать любое такое же разумное существо одной с ним породы. Внутри самих этих пород и рас сознание породы является основой группировки индивидов в этнические и политические союзы, классовых делений, возникновения общественных и политических сообществ.
Как результат психического единения людей трактовал общество и государство Н. М. Коркунов. Согласно его психологическому подходу, власть есть сила, обусловленная не волею властвующего, а сознанием зависимости подвластного. Соответственно и государственная власть — это, по Коркунову, не чья-либо воля, а сила, вытекающая из психических представлений граждан об их зависимости от государства.
Как психические переживания трактовал право и государство Л. И. Петражицкий. Государство и официальное законодательство рассматриваются при этом как “проекции” правовых переживаний, как “фантазмы” психики.
Марксистская концепция. Марксистская концепция происхождения государства и права опирается на историкоматериалистическое учение об обществе и общественном развитии, на классовую трактовку государства и права.
Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытнообщинного строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т.д.) как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом.
Основные положения этой марксистской концепции изложены в произведениях К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина и других марксистов.
Проблема возникновения государства специально исследуется в работе Ф. Энгельса “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. Энгельс исследует три формы возникновения государства в процессе разложения родового строя. Самой чистой, наиболее классической формой, по оценке Энгельса, является возникновение Афинского государства: здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоположностей, развивающихся внутри самого родового общества. В Риме государство возникает в борьбе между аристократией родового общества и бесправным плебсом, находившимся вне этого общества; победа плебса взрывает родовой строй и на его развалинах возникает государство, в котором вскоре растворяются и родовая аристократия, и плебс. У германских победителей Римской империи государство возникает как непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий, для господства над которыми родовой строй тогдашних германцев не давал никаких средств.
Основными признаками государства, отличающими его от родовой организации, по Энгельсу, являются: 1) разделение подданных государства по территориальным делениям и 2) учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим самое себя как вооруженная сила. К тому же для содержания этой публичной власти, замечает Энгельс, необходимы налоги, которые не известны родовому обществу.
В подходе В. И. Ленина к рассматриваемой теме акцент делается на антагонизме классов и на классовой природе государства: “Государство, — подчеркивал он, — есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены. И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы”. В этом же духе он характеризовал государство как “машину для поддержания господства одного класса над другим”, как “машину для угнетения одного класса другим”.
Либертарно-юридическая концепция. Та или иная трактовка проблемы возникновения права и государства выражает определенный аспект понимания их сущности.
Каково понимание сущности права и государства (и, следовательно, их понятие), такова и соответствующая концепция их происхождения и назначения, соответствующая трактовка процесса их возникновения и развития.
Согласно либертарно-юридической теории права и государства, право и государство возникают, функционируют, развиваются и до сих пор существуют и действуют как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности способа, порядка и формы бытия, признания, выражения и осуществления свободы людей в их социальной жизни.
Исторически свобода (свободные индивиды) появляется в процессе разложения первобытного общества и дифференциации его членов на свободных и несвободных (рабов). Право и государство, пришедшие на смену нормам и институтам власти первобытного общества, как раз и представляют собой всеобщую и необходимую (и пока что до сих пор единственно возможную) форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосубъектности и государствосубъектности индивидов в частных и публично-властных делах и отношениях. Последующий всемирно-исторический прогресс свободы (от рабства к феодализму и капитализму, а затем и — в виде объективной возможности — к постсоциалистическому и посткапиталистическому цивилизму) — это одновременно и прогресс соответствующих правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы.
Таким образом, свобода появляется и существует в этом мире в государственно-правовой форме, а возникновение права и государства как раз знаменует собой это бытие свободы в жизни людей, наличие свободных индивидов — формально равных субъектов права и членов государства. Ведь появление свободы и качественно нового (по сравнению с предшествующей эпохой) деления людей на свободных и несвободных (рабов) можно выразить лишь в государственно-правовой форме — в форме признания одних (свободных) субъектами права и власти, а других (рабов) — соответственно объектами права и власти первых.
В первобытном обществе именно потому нет права и государства, что там нет свободы, свободных индивидов (и соответственно их противоположности — несвободных, рабов). И в тех первобытных обществах, где развитие (все равно по каким причинам — духовным или материальным) не дошло до общественно значимой дифференциации людей на две принципиально противоположные группы (свободных и рабов), т.е. везде там, где свобода еще не вызрела в своей несовместимой противоположности к несвободе рабства, там и не произошло перехода к праву и государству. В таких неразвитых обществах на смену первобытнообщинному строю пришел деспотический строй.
Деспотизм (при всем историческом многообразии форм деспотизма — от древневосточной деспотии досовременного тоталитаризма) — это строй без свободы, без права и без государства, строй, который держится на насилии властвующих (одного деспота или деспотической клики) над подвластными. Поэтому неверно трактовать переход от первобытного строя к деспотизму как возникновение государства и права. Деспотическое государство, деспотическое право — это такой же нонсенс, такое же внутренне противоречивое словосочетание, словом, такое же “деревянное железо”, как и тиранический правопорядок, тоталитарное право, тоталитарное государство и т.д.
Конец первобытного строя вовсе не везде сопровождался возникновением права и государства. Это было, скорее, исключением, чем правилом. К числу таких исключений уверенно можно отнести историю возникновения права и государства у древних греков, римлян, германцев, заложивших основы будущей европейской государственности и права, да и всего современного понимания того, что есть, собственно говоря, право и государство.
Либертарно-юридическая концепция возникновения права и государства не отрицает познавательную значимость целого ряда положений, имеющихся в других подходах к этой проблеме. Данная концепция исходит из условия, минимально необходимого для возникновения права и государства. Таким абсолютно необходимым условием (и, можно сказать, финальной причиной) возникновения права и государства как формы свободы является само наличие свободы (социально значимой группы свободных индивидов в ее принципиальной противоположности к несвободным, к рабам). Здесь существенно именно то, что ни свобода без права и государства, ни право и государство без свободы невозможны.
По сравнению с такой финальной причиной все остальные причины (мифологические, религиозные, органические, психологические, силовые, договорные, экономические, классовые и т.д.), излагаемые в других концепциях, носят, в лучшем случае, подготовительный, вспомогательный, сопутствующий характер.
Либертарно-юридическая концепция исходит из того, что право и государство возникают не как аппарат организованного насилия и не для насилия (с чем гораздо лучше справляется деспотизм), а для признания, утверждения и защиты свободы в той форме и мере, в какой это вообще было возможно в те времена. Это подтверждается и всем последующим прогрессом свободы в исторически развивавшихся государственно-правовых формах, вплоть до правовой государственности наших дней.