что такое резонанс в вокале
Что такое резонанс в вокале
Всем известно, что звуковые колебания или механические колебания молекул воздуха, которые создаёт человек – это и есть человеческий голос. Если бы не было воздушной струи, человек бы не смог издавать вообще никакие звуки. Что же происходит с этой струёй в организме человека, который превращает её в звук или голос?
Когда волна воздуха попадает в человеческий организм, воздух проходит ряд органов, которые располагаясь в организме определённым образом, образуют полости. Объединяясь в единую систему, они являют собой систему резонансов, которая и рождает человеческий голос. В формулировке резонанса термин “внешнее воздействие” трактуется применительно к системе резонансов человеческого организма очень просто. Внешнее воздействие, о котором говорилось в определении – это и есть наши голосовые связки, которые во время колебания создают звуковые волны, которые в свою очередь воздействуют на систему резонансов в организме человека.
При воздействии голосовых связок на резонаторы, полости в нашем организме начинают резонировать на свою волну, тем самым сильно выделяя её среди других частот. Благодаря резонансу амплитуда колебаний каждой отдельной частоты увеличивается во много раз, тем самым увеличивая и громкость звучания этой частоты. Когда все полости начинают резонировать, выделяется ряд определённых частоты, которые, соединяясь друг с другом, создают наш голос и индивидуальный тембр каждого исполнителя. К резонаторам относятся глотка, рот, носовая полость, гортань и трахео-бронхиальная полость. Именно там находятся полости, участвующие в процессе образования звука.
Откуда тогда берётся громкость, спросите вы? Если резонаторы увеличивают амплитуду звуковых волн, то значит именно они влияют на громкость? Нет, это не совсем так. Мы поём и говорим с разной громкостью, и тихо, и громко. Почему? Неужели резонаторы на разной громкости работают по-разному? Нет, система резонансов работает всегда по одному и тому же принципу. Откуда же тогда берётся громкость?
Здесь всё дело в интенсивности первичной звуковой волны, её сжатости или энергичности. Интенсивная волна будет резонироваться с большей амплитудой нежели свободный разряженный поток. Отсюда и громкость.
Умение пользоваться резонансным дыханием очень важны для классических певцов, исполняющих, например, оперные арии. Ведь в опере нет никаких микрофонов и современного усиления звука. На помощь исполнителю приходят только акустика зала и его собственные резонаторы. В современных техниках пения не требуются подобные умения, там акценты расставлены на других навыках, которые не прививает академическая школа пения. В любом случае, чтобы овладеть искусством пения, нужно знать, как работает голосовой аппарат, голосовые связки и откуда берётся голос.
Что такое резонанс в вокале
По сравнению с обычной речью (КПД которой составляет ничтожные доли процента) эффективность певческого голосообразования в десятки раз выше, и это обусловливается более эффективным использованием певцом резонаторной системы.
Резонаторы обеспечивают большую мощность и полетность певческого голоса, способность его озвучивать большие оперно-концертные залы, преодолевать «звуковую завесу» оркестрового сопровождения, без какого-либо перенапряжения и заболевания голосового аппарата певца в течение многих лет профессиональной певческой деятельности. Исследования с помощью специальной измерительной аппаратуры показывают, что простейший сонастроенный с вибратором резонатор способен усилить звук до 10000 раз по мощности. Резонатор, будучи посредником между вибратором и акустической воздушной средой, повышает коэффициент полезного действия вибратора, переводя значительно большую часть его энергии в звуковую форму.
Прекрасной иллюстрацией роли резонаторов как усилителей звука являются духовые музыкальные инструменты, например медные. Губы трубача являются как бы аналогами голосовых связок, т. е. вибратором, возбудителем звука, а сам инструмент — резонатором. Голос трубы раздается на километры!
Помимо увеличения силы певческого голоса, т.е. придания ему большой энергии, резонатор также способствует переносу этой энергии слушателю. Это свойство хорошо известно под термином «полётность» голоса. Полетность голоса связана с таким профессионально важным свойством певческого голоса, как «близкий звук». Близкий звук обусловлен особой организацией резонаторной системы, при которой у певца возникает ощущение звука как бы вне голосового аппарата. Такого ощущения рекомендовал добиваться И. С. Козловский — «звук под носом», как он образно выражался. Близкий звук, возникающий при высокой активности певческих резонаторов, характеризуется еще одним важным свойством: такой звук и слушатель, даже далеко сидящий в зале, ощущает как бы близко от себя, а не где-то далеко на сцене.
Голосовой аппарат человека представляет собой автоколебательную систему, в которой резонаторы и вибратор (вместе с дыхательным аппаратом) являются взаимосвязанными элементами единого целого. Здесь сам по себе вибратор не может обеспечить звук необходимой силы и качества тона. Эти свойства придает ему резонатор. Резонатор также нуждается в возбудителе звуковых колебаний, которые он существенно преобразует по тембру и усиливает. В результате и образуется единая автоколебательная система, в которой звучащим телом становится уже не вибратор (голосовые связки), а резонатор, точнее воздух в резонаторе (т.е. в дыхательном тракте певца).
Таким образом, в системе вибратор-резонатор именно резонатор берет на себя главную роль в образовании звука. Что касается голосовых связок, то они ввиду своих малых размеров и несогласованности с воздушной средой не могут обеспечить эффективного превращения энергии дыхательного аппарата в звук, так как имеют крайне низкий коэффициент полезного действия.
Разумеется, силу голоса можно пытаться увеличить и за счет напряжения работы гортани, нажима на нее дыханием, увеличением плотности смыкания голосовых связок, их жесткости и т.п. — пренебрегая при этом даровым источником силы голоса, которую могут дать резонаторы. Но этот путь насилования голосового аппарата отвергается в искусстве пения как бесперспективный и с профессиональной точки зрения — безграмотный. Он быстро приводит голосовой аппарат к истощению, к возникновению таких, увы, распространенных профессиональных заболеваний, как фонастения (слабость голоса) и даже афония, кровоизлияниям в слизистую оболочку голосовых связок, опухолей гортани и т.д.
Поэтому все искусство пения заключается в том, чтобы переложить усилия по производству звука с голосовых связок на резонаторы, максимально освободить гортань и голосовые связки от напряжения и вместе с тем максимально активизировать резонаторы.
Опера и вокал
Сайт для вокалистов
Резонансное пение
Как петь в маску?
Какое главное отличительное свойство оперного певца, бросающееся в глаза? Он громко поет без микрофона, его слышно в огромном театральном зале даже на галерке. В чем секрет? В резонансном пении, в резонаторных полостях, которые есть у каждого человека, но не все умеют ими пользоваться.
В древних залах при реставрации или раскопках часто находят керамические горшочки, замурованные в стены, потолок или под зрительские кресла. Они выполняли роль усилителей звука. Природа дала человеку свои резонаторные полости, которые усиливают звуковую волну, дают голосу полетность. При этом резонаторы делят на верхние головные (верхний отдел гортани, ротовая, носовая полости, придаточные пазухи) и нижние (грудная полость). Самое главное — «попасть в резонаторы» и найти «маску«. Пение в маску вместе с верной опорой дыхания гарантирует вам сохранность вашего голоса, поэтому они так важны. Эти два условия позволяют петь долго не утомляясь.
Маской считается та область лица, на которой обычно носится маскарадная маска. В этой области в процессе пения должно ощущаться что-то вроде жужжания или вибрации. Чтобы почувствовать эту область, достаточно помычать, то есть пропеть звук Ммм, представив при этом, что во рту у вас что-то есть (зубы разомкнуты). Если вы положите руку на нос, то явно почувствуете вибрацию. При этом в горле никаких ощущений быть не должно. Помните, что в вопросе нахождения маски лучший помощник — чуткое ухо педагога.
Для того, чтобы зазвучали все резонаторы процесс пения должен протекать свободно и осуществляться при должной опоре дыхания. Дело в том, что в вокале все тесно связано. Если зажато дыхание или вы его толкаете из себя, то автоматически зажмется и гортань, так как связкам не справится с большим потоком воздуха самостоятельно. Им начинают помогать внешние мышцы и корень языка, который встает дыбом. Из-за напряжения всех этих мышц нарушается естественный резонанс. Какая-то часть полостей может озвучиваться, но не в полной мере, и тембр предстает в искаженном виде. Поэтому прежде всего стоит заняться нахождением опоры, затем расслаблением и нахождением свободы плеч, рук, шеи, челюсти, языка. Вся верхняя часть тела должна быть свободна на всем диапазоне голоса. Тогда резонаторные полости сами ответят в полной мере. Имейте в виду, что специальное вталкивание воздуха в нос или грудь не дадут результатов.
Что касается грудного резонатора, с ним нужно быть осторожнее, особенно легким голосам. Нельзя искусственно растягивать грудное звучание вверх (выше фа первой октавы). Для женских голосов это губительно. Если вы все делаете правильно и поете свободно, то грудь будет отвечать сама на всем диапазоне в той или иной мере. Специально расширять голос, стараться делать его больше и объемнее, чем он есть, опасно, можно потерять верха и сделать тембр глухим.
Таким образом, самое главное — обретение свободы, снятие зажимов и правильная опора дыхания. При соблюдении всех условий резонаторы будут отвечать в полной мере.
Как петь громко? Голосовые резонаторы и вокальный резонанс.
Многие хотят узнать, в чем секрет громкого пения и как сделать голос звонким. Чтобы это понять, нужно разобраться, как устроен голос. Процесс пения довольно прост и логичен.
- мы выдыхаем воздух выдох проходит через голосовые связки связки начинают вибрировать от вибраций появляется волна звука звуковая волна поднимается по глотке вверх попадает в рот и носовые пазухи они отражат звук и усиливают его происходит резонанс голоса и вокал становится громким.
как резонирует голос:
Если хотя бы один пункт из этого процесса нарушается, вся система перестает работать. Например, вокалист слишком много выдыхает. От этого связки смыкаются не плотно, и звуковая волна получается слабой. Такой вокал звучит тихо и зажато, а человек считает, что не умеет петь. Хотя в большинстве случаев, у таких людей прекрасные вокальные данные —
они просто не знают, где допускают ошибку! Поэтому, если вы хотите петь громко, первым шагом — научитесь распределять воздух при пении. Чтобы связкам было комфортно смыкаться и создавать ровную волну звука. Вторым шагом — разберитесь, как работают резонаторы, ведь именно они усиливают голос, которые рождают связки.
Почему резонанс делает голос громче?
Голос попадает в резонаторы (полости) и звук отражается в них десятки раз. Из-за отражения в вокале возникает много высоких и средних частот. Именно к высоким частотам очень чувствителен наш слух. Это не значит, что вы начали петь громче. Просто в тембре голоса у вас появилось много «цепляющих» нот (усиленных средних и высоких частот). И такое изменение в тембре ухо воспринимает как повышение громкости.
Какие голосовые резонаторы существуют?
Посмотрим, какие резонаторы используются в вокальном искусстве. Ранее считалось, что основных резонаторов два — головной и грудной. Высокие звуки резонируют в голове и ее пустотах, выше голосовых связок. А низкие звуки резонируют в груди — трахее и бронхах, ниже голосовых связок.
В последние десятилетия проводится много исследований резонаторов голосового аппарата у человека. Появились научные доказательства, что в груди звук не резонирует, а лишь вибрирует. Так как звуковая волна, рожденная на связках, поднимается под давлением воздуха вверх. А не спускается вниз, в грудную клетку. В легких, трахее и бронхах мы чувствуем лишь отголоски резонирования. То же происходит и с «головным» резонатором.
Многие педагоги вокала советуют направлять звук в лобные пазухи на верхних нотах для лучшего резонирования. Однако, лоб и его пустоты не имеют прямого воздушного соединения с горлом. Значит, колебания воздуха и звука не могут напрямую туда попасть! При пении вокалист чувствует лишь вибрации в лицевых костях, зоне лба и в затылке, которые возникают от резонанса в глоточном и носовом резонаторах.
Какие резонаторы голосового аппарата есть:
Каких резонаторов в пении нет:
Резонирующие полости, которые мы перечислили, составляют вокальный тракт — ваш голосовой аппарат. Влияя на одну часть вокального тракта, вы управляете голосом целиком и лучше контролируете свое пение. Как научиться управлять резонированием звука при пении мы поговорим в следующей статье .
Как получить резонанс при пении?
Чтобы возник резонанс нужны три вещи (вспоминаем курс физики!):
Источник энергии, которая вызывает резонанс.
Движущееся тело, которое колеблется и создает резонанс.
Пустота, резонирующая полость.
Весь секрет громкого пения!
Не путайте голосовые регистры и резонаторы!
Начинающие вокалисты путают головной регистр и головной резонатор. Или грудной регистр и грудной резонатор. Это большая ошибка!
Резонаторы в вокале
Если вокалист поет высокие ноты, в этом случае в работу вступают головные резонаторы (лобные пазухи, гайморовые пазухи). Звуковая волна, вызванная голосовыми звязками и попадающая в резонаторы, получает объемное звучание, сильный, уверенный звук и яркость.
Как петь в резонаторы
Поэтому стоит подвести небольшой итог. Для того, чтобы задействовать резонаторы в работу следует обратиться к вокальной позиции и уделить внимание механизму пения, а именно:
Ощущения при правильном пении с участием резонаторов
Поскольку каждый человек владеет речью и пение имеет с ней общее начало (дыхание, голосовые звязки), целесообразно вокал проецировать относительно повседневной речи. Именно глубоко понимая в чем же существенная разница разговорной речи и пения поможет избавиться новичку от множества заблуждений.
Когда мы говорим, воздух и звуковую волну мы чувтсвуем на губах. Речь наша направлена вперед. В случае с вокалом, при пении выше мы чувствуем как звук уходит за верхнее небо, направляясь в голову и обретая там вокальный окрас.
Именно в тот момент, когда звук направлен не в ротовую полость, а за верхнее нёбо, он попадает в головные резонаторы, которые в свою очередь создают правильный, вокальный звук. Во время распевок очень важно стремиться к этим ощущениям.
Систематические уроки вокала помогут выработать эти ощущения и с каждым занятием звук будет уверенней и уверенней. Процесс поставновки правильного вокального звука можно сравнить тренировкой мышц. Укрепление вокальных возоможностей занимает довольно много времени, однако навые остается навсегда.