что такое рефлексия деятельности
Счастье от ума: как рефлексировать, чтобы быть счастливым
Разбираем распространенные ошибки при рефлексии, лайфхаки и правила для продуктивного самопознания.
Материал проверил и прокомментировал Аркадий Волков, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter
Что такое рефлексия
Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. Термин произошел от латинского слова «reflectio» — «отражение». Это обращение внимания на себя, переосмысление, анализ. Человек смещает фокус извне на свои чувства, собственное «Я», переосмысливает происходящее. Сократ считал рефлексию доступным способом познания и совершенствования себя. Психотерапевт Аркадий Волков объясняет: «Роль рефлексии в разных психотерапевтических подходах существенно отличается. Например, если в когнитивно-бихевиоральном подходе рефлексия, внимание к собственным мыслительным процессам, их оценка и переоценка — одна из главных опор терапевтического процесса, то в психоанализе рефлексия скорее играет вспомогательную роль и используется терапевтом в работе с материалом, получить который помогают иные, нерефлексивные методы».
Для чего нужна рефлексия
Саморефлексия помогает определить реальные желания. Немецкий ученый Оливер Шультхайс из Университета Эрлангена-Нюрнберга доказал, что, когда сознательные цели совпадают с бессознательными мотивами, человек чувствует себя счастливее [1]. Кроме того, процесс раздумий позволяет:
Например, ночью перед сном вы задумываетесь о том, как утреннее совещание привело к остаточному гневу и повлияло на ваши отношения с членами семьи. Мысленно перебирая события дня, вы находите первопричину плохого настроения и ищете способы устранить ее в будущем. Как вариант, выделяете время для отдыха после стрессовых встреч вместо того, чтобы сразу продолжить работать.
Большинство людей склонны к саморефлексии, и она помогает сделать выводы для минимизации возможного ущерба психике. Этот процесс способен оградить нас от неправильных решений и поменять их. Когда рефлексия в избытке, она может тормозить развитие, отнимать много времени и сил. Было бы здорово уметь мгновенно осознавать проблему и делать выводы в реальном времени. Но чаще всего человек осмысливает ситуацию не в моменте, а постфактум. Ключ к осознанности здесь и сейчас — культивация привычки оценивать происходящее, развитие рефлексии как мышцы, которую можно задействовать в любой момент.
Виды рефлексии
В психологии существует следующая классификация рефлексии, в которой каждый вид обладает специфическими признаками:
Также рефлексию делят на ситуативную (анализ в процессе происходящего), проспективную (мысли о будущем) и ретроспективную (взгляд в прошлое). Кроме того, можно выделить такие ее виды:
Какой бы ни была рефлексия, она работает по одному и тому же алгоритму, не отличаясь по сути от процессов самопознания. Развить и оптимизировать эту способность может каждый.
Ошибки, которых стоит избегать
Рефлексия как терапевтический метод самоанализа сопряжена с позитивными перспективами и личностным ростом. Но не все так просто. Ученые провели эксперимент среди рефлексирующих студентов и обнаружили, что они отличаются низким уровнем психологического благополучия [2]. Психолог Таша Эврих считает, что виной тому не сам процесс, а неумение людей правильно к нему подойти [3]. Рефлексирующий человек часто скатывается в философию и концентрируется на вопросе «почему?», в то время как стоит спросить себя «что?»: «Что произошло? Что я чувствую? Что я могу сделать, чтобы мне стало легче и чтобы подобного не повторилось в будущем?».
Эту теорию подтверждают исследования: в одном из них студентам предложили рефлексировать по итогам проваленного экзамена [4]. Те, кто основывал размышления на вопросе «почему так произошло?», сфокусировались на своих неудачах, проблемах с дисциплиной, недостаточном уровне знаний и в итоге находились в подавленном состоянии даже на следующий день. Понять, что делать, всегда эффективнее, чем выяснять, кто виноват. Врачи оперируют термином «деструктивная рефлексия». Она присуща людям с высоким уровнем самокритики, часто встречается у пациентов с неврозами, склонными к постоянному анализу мыслей и поступков.
Простой пример: вы задержали сроки сдачи проекта на работе. Можно уйти в самокопание, признав поражение и собственное неумение контролировать время и расставлять приоритеты. Сделать вывод, что вы недостаточно компетентны, а может и вовсе виновата генетика, ведь дедушка тоже всегда везде опаздывал. Такая саморефлексия не даст ничего, кроме упаднических настроений и отсутствия мотивации для будущих достижений. А теперь попробуйте повернуть мысли в сторону эффективности. Поразмышляйте о том, как лучше выстроить график работы, может быть, стоит обсудить с руководителем переизбыток задач, с которыми трудно справиться в установленные сроки. Кто-то придет к выводу, что стоит изучить тайм-менеджмент, а другой найдет способы донесения своих желаний до окружающих, улучшив коммуникативные навыки.
Как рефлексировать правильно
Помимо постановки вопроса, необходимо придерживаться нескольких правил, чтобы процесс саморефлексии был позитивным и продуктивным:
Комментарий эксперта
Аркадий Волков, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter
Как в индивидуальной, так и в групповой психотерапии рефлексия часто оказывается важной частью более глубокого и масштабного процесса самоосознания. В ходе сессии или тренинга психолог часто задает вопросы: «Что вы сейчас чувствуете?», «Что вы испытываете, когда вспоминаете об этом, когда слышите такие слова в свой адрес?», «Какая мысль стоит за этой эмоцией?» и т. д. Эти и другие подобные вопросы помогают переключить внимание на себя и осознать, что наши мысли иногда не более и не менее, чем мысли, и в наших собственных силах принять решение: верна ли та или иная мысль и нужно ли нам ею руководствоваться. Чем честнее и конкретнее клиент отвечает на эти вопросы, тем эффективнее психологическая работа. Иногда такая рефлексия становится основным содержанием психотерапевтического процесса, в таком случае анализ обоснованности собственных решений и действий, поиск альтернатив сами по себе приближают клиента к поставленным целям. А иногда это части более сложного процесса, наряду с работой с эмоциями, образами и смыслами.
Базовый инструмент для развития навыков рефлексии — дневник мыслей. В самой простой форме это может быть обычный дневник, но при желании к нему добавляют записи своих эмоций и действий: пробовать установить связь между собственными мыслями, вызванным ими ощущением и поведением, которое они спровоцировали, отмечать типичные когнитивные искажения и формулировать альтернативные способы реагирования на ту или иную ситуацию.
Второй, более ситуативный инструмент — направленные вопросы. Например, в отношении завершенного рабочего процесса или проекта, в который вы вовлечены, это могут быть такие вопросы : «Что я вынес из этого опыта? С чем мне было сложно справиться? Что я сделал бы по-другому в следующий раз? Что я могу сделать сейчас, чтобы в следующий раз достичь другого результата?» Это могут быть и вопросы к себе: «Что сейчас важно для меня? Что было важно пять или десять лет назад? Как то, что для меня важно, влияет на мои действия? Могу ли я сделать что-то, чтобы мои действия больше соответствовали моим устремлениям?». Задать вопросы можно к книге или мысли, которая вас зацепила: «Что в этом меня привлекает? Может ли эта мысль или идея стать частью моей жизни? Что для этого нужно сделать?»
Часто поиск подходящей формы для рефлексии позволяет, с одной стороны, снизить ее объем, а с другой — превратить размышление в контролируемый процесс. Выберите для себя время в течение недели или дня, которое вы сможете посвятить только рефлексии. Поэкспериментируйте с оформлением этого процесса: может быть, вам подойдет запись мыслей на бумагу или проговаривание вслух на диктофон. Задавайте себе вопросы, которые помогут направить рефлексию в нужное вам русло. Каких целей вы хотите достичь? Желаете ли вы что-либо изменить? Что для этого нужно?
Способность и склонность к рефлексии сами по себе важные условия психического здоровья, развития человека, его интеграции в общество. При этом дезадаптивные формы рефлексии, такие как самокритичные безысходные руминации при депрессии могут оказывать весьма негативный эффект на психическое и физическое здоровье. Отдельные исследователи также выдвигали предположение о том, что внимание, сфокусированное на самом себе, является характерной чертой ряда психических заболеваний: депрессии, тревожных расстройств, шизофрении [5].
Где грань между полезной и разрушающей рефлексией? Ответ на этот вопрос всегда будет индивидуальным, но относительно общим критерием может быть эффект от рефлексии: приводит ли этот процесс к положительным изменениям в жизни, более глубокому и четкому пониманию себя и окружающего мира. При этом важно помнить, что рефлексия часто может быть очень непростым трудом, не однозначно приятным и комфортным процессом.
Важнее всего здесь прислушаться к себе и определить, что работает именно для вас. Для одного идеальной ситуацией для рефлексии будет прогулка по лесу или городу, для другого — время перед сном или за рабочим столом. Музыка, запахи, физическое состояние — со всем этим также можно экспериментировать, чтобы найти формат, подходящий именно вам.
Рефлексия на учебном занятии
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕФЛЕКСИИ НА ЗАНЯТИЯХ
автор-составитель Капустина О. Л.,
методист БУ ОО ДО «ЦДНВ «Исток»
Педагоги, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу занятия, как рефлексия. Слышали, что это такое, знают, что рефлексия – это самооценка. Но на практике зачастую этот этап занятия представлен в виде банальных «смайликов», листочков разного цвета и прочих картинок, которые обучающиеся дружно «лепят на доску» в конце занятия.Иногда педагог просто ограничивается вопросом: «Вам понравилось занятие?»Все обучающиеся дружно кричат: «Да!» – и все довольные расходятся по домам. Казалось бы,придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку занятия поставили? Поставили! В календарно-тематическом плане этап назван красивым словом «рефлексия»? Имеется такое! И никаких претензий.
Но с опытом приходит понимание, что рефлексия помогает педагогу контролировать процесс обучения, уже в ходе занятия видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть «держать руку на пульсе». Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое,к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других обучающихся.
Что такое рефлексия?
В словарях дается четкое определение: рефлексия – это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к занятиям, рефлексия – это этап занятия, в ходе которого обучающиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
С точки зрения педагогики содержание понятия «рефлексия» рассматривается, зачастую, в связи с изучением учебной деятельности обучающихся. В. В. Давыдов называет рефлексией «умение обучающихся выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные способы учебной деятельности, особое умение оценивать возможности своего действия с точки зрения планов и программ самой учебной деятельности». Н. Ф. Талызина определяет рефлексию как «умение человека осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность». Как говорил А. В.Хуторской: «Рефлексия – процесс и результат осознания совокупности происходящих во время урока деятельностей. Предметом рефлексии может быть, как собственная деятельность субъекта рефлексии, так и любая другая деятельность на уроке, в том числе и в их взаимосвязях. От самоанализа рефлексия отличается именно тем, что анализируется не только своя деятельность, но и весь спектр значимых деятельностей.»1 В. И. Слободчиков трактует рефлексию в обучении более широко – как мыследеятельностный или чувственно переживаемый процесс осознания субъектом своей учебной деятельности. И. Н. Семенов и С. Ю. Степанов называют рефлексией «переосмысление человеком отношений с предметно-социальным миром». Центральное место при этом отводится рефлексии как самосознанию личности в проблемной ситуации и как осмыслению принципов осуществляемой деятельности, как механизму
«не только дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «Я» его различных подструктур, но и как интеграции «Я» в неповторимую целостность.
Для чего нужна рефлексия?
Если обучающийся понимает:
— ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
— какие цели должны быть достигнуты именно на этом занятии;
— какой вклад в общее дело он может внести;
— может ли он адекватно оценивать свой труд и работу присутствующих ребят, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для обучающегося, так и для педагога.
Методика организации рефлексии обучающегося на занятии
включает в себя следующие этапы:
1. Остановка предметной (дорефлексивной) деятельности. То есть выполняемая по учебному предмету деятельность — математическая, физическая, художественная или иная — должна быть завершена или прекращена. Если решалась задача и возникла непреодолимая трудность, то решение приостанавливается и все внимание обращается к «разбору предыдущего полета».
2. Восстановление последовательности выполненных действий. Устно или письменно описывается все, что сделано, в том числе и то, что на первый взгляд обучающемуся не кажется важным.
3. Изучение составленной последовательности действий с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам и т. п. Параметры для анализа рефлексивного материала выбираются из предложенных педагогом или определяются обучающимся на основе своих целей.
4. Выявление и формулирование результатов рефлексии.Таких результатов может быть выявлено несколько видов:
— предметная продукция деятельности — идеи, предположения, закономерности, ответы на вопросы и т. п. ;
— способы, которые использовались или создавались (изобретались) в ходе деятельности;
— гипотезы по отношению к будущей деятельности, например, по качеству и количеству – то-то возрастет так-то.
5. Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.
На определенном этапе деятельности, например, после получения образовательного продукта или в результате возникшего противоречия опять проводится рефлексия, выявляются новые результаты, выдвигаются новые гипотезы и так далее. Образовательная деятельность представляет собой «челночное» движение чередующихся деятельностей — предметной и рефлексивной.
Виды рефлексии
Выделяют следующие виды рефлексии:
— рефлексия настроения и эмоционального состояния;
— рефлексия деятельности;
— рефлексия содержания учебного материала.
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с группой в начале занятия и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств – разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, (например, зеленый цвет будет обозначать гармоничное, комфортное состояние обучающихся на занятии, а желтый – спокойное и ровное, красный – тревожное). Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось/не понравилось», «интересно/скучно», «было весело/грустно».
Данный вид рефлексии помогает педагогу оценить общее настроение группы. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, занятие показалось скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.
2. Рефлексия деятельности
Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает обучающимся осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.
Примеры организации работы:
«Лесенка успеха». Каждая ступень – один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
«Дерево успеха».Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т. д.
«Вагончики». Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас – 4 вагончика. Предложите своим обучающимся посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
Благодаря таким приемам перед педагогом всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.
3. Рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.В этом случае используются самые разные приемы:
— прием незаконченного предложения, например, методика «Рефлексивный экран». Экран или лист с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
— я выполнял задания…
— я почувствовал, что…
— рефлексия оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания «Я не знал…» – «Теперь я знаю…»);
— достаточно известный прием «синквейна», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. В конце занятия обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – 1 – 2 ключевых слова, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – свойство этого объекта или 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, или действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме.
Учебное занятие – это часть жизни обучающегося и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.
Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель,а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако, процесс развития рефлексивных способностей будет успешным, если формирование и развитие рефлексивной деятельности обучающихся будет проводиться системно. Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
В нашей профессии нет предела совершенству. То, что еще вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий педагог находится в постоянном поиске.
Вернемся к рефлексивнымвопросам и зададим их себе:
— Каковы результаты моей деятельности?
— Как я этого достиг?
— Можно ли сделать лучше?
— Что я буду делать дальше?
Пока педагог задает себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только обучающегося, но и педагога.
Список информационных источников:
1. Варламова, Е. П. Рефлексивная диагностика в системе образования / Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. – 1997. – № 5. – С. 28 – 44.
2. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский // Собрание сочинений. – В 6 т. – М. : Педагогика, 1984. – Т. 4. – 433 с.
3. Хуторской, А. В. Современная дидактика / А. В. Хуторской// Учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с. : – (Серия «Учебник нового века»).
«1 сентября — первый праздник в новом учебном году!» Фотоотчет. 1 сентября – День знаний. Доброй традицией отмечать этот день стало и в нашем детском саду. В каждой группе он прошел по своему, с учетом.
Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.
Оформление приемной комнаты младшей группы «Солнышко» в новом учебном году Новый учебный год начинается с творческого подхода в оформлении приёмной комнаты мл. группы «Солнышко». Приёмная группы детского сада должна.
Фотоотчет о занятии «Обувь» В пятницу двадцать девятого ноября интересно прошло занятие по теме обувь. В начале занятия дети заняли места на коврике, встали за спинку.
Фотоотчет о занятии «Мы — славяне» Сегодня хочу поделиться с Вами фотоотчетом с занятия «Мы славяне», а точнее с рисунками моих воспитанников, которые они нарисовали по завершению.
Фотоотчёт «Лучшие моменты в 2017–2018 учебном году» Доброго всем вечера,уважаемые коллеги. Скоро начнется новый учебный год. И мы с вами начнем все с начала. Для кого-то это будет первый учебный.
Работа методического объединения воспитателей в 2016–2017 учебном году Проблема, над которой работало МО в течение учебного года: «Формирование интегративных качеств дошкольника как условие развития универсальных.
Велопробег «Безопасные дороги — детям!». Наша первая награда в новом учебном году! Фотоотчет Здравствуйте дорогие коллеги, друзья! Вот и закончился отпуск, начались трудовые будни! 5 сентября у нас в Новоильинском районе прошел семейный.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учебном заведении Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное.