что такое развивающая речевая среда

Создание предметной развивающей речевой среды в домашних условиях

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи.

Речевое развитие ребенка зависит от окружающей развивающей среды: чем она богаче, тем интенсивнее развитие. Как же создать развивающую речевую среду в домашних условиях?

Одна из составляющих развивающей речевой среды – предметная среда. Это книги, игрушки, картинки, материалы, расположенные дома в определенном месте, предлагаемые детям для самостоятельного занятия, игры. Все материалы должны быть доступны ребенку в любое время. Среда периодически обновляется, в соответствии с интересами, меняющимися возможностями ребенка.

Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игра. Свободная сюжетная игра имеет огромное значение не только для развития речи ребенка, но и для совершенствования всех его психических процессов. Для ее развертывания ребенку необходимо в комнате выделить игровой уголок – свободное, не перегруженное предметами пространство. С возрастом игровое действие свертывается, переходя в речевой или внутренний план. Поэтому в старшем дошкольном возрасте происходит переход от крупных сюжетных игрушек к мелким, сборным игрушкам (сборные модели типа «лего», сборные игрушки из «киндер – сюрпризов»).

Наибольшую ценность представляют реалистические игрушки, т. е. копии реальных предметов (например, автомобильчики разных марок, наборы солдатиков, рыцарей для мальчиков, куклы Барби с разнообразной одеждой для девочек). Ценными для ребят становятся и тематические наборы игрушек (набор мелких животных, набор мелких кукол – семья, а также различные мелкие макеты, (кукольный дом, крепость, фермы и др.). Игровые макеты должны быть переносными, чтобы играть в любом месте, а тематические наборы фигурок удобно размещать в коробках, поблизости от макетов.

Детям необходим и материал, обслуживающий игру. Это различные детали крупных или средних напольных строительных наборов, всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, перевернутые стулья, стол с опущенной скатертью, который становится «пещерой» и др., палочки, веревочки и т. п.Для сооружения построек дети в игровом уголке должны иметь разные типы конструкторов с образцами построек: напольный строительный набор, металлический конструктор, пластмассовые строители («ЛЕГО»). Необходимо временно сохранять детские постройки. За неимением места для длительной демонстрации – «праздновать результат» (награждать автора аплодисментами, зарисовывать его постройку и т. п., и только после этого убирать игрушки на место. Строительный материал хранится в магазинных коробках, в шкафу. Родители должны проявлять инициативу и выражать искреннее желание участвовать в детской игре и всегда в ней соглашаться с ребенком. Если Вы участник детской игры, то активно общайтесь, советуйтесь, задавайте вопросы, помогайте развить интересный сюжет. Если ребенок играл без Вас, то обязательно попросите рассказать о том, как он играл, тем самым Вы активизируете словарь ребенка и развиваете связную речь.

Развитие мышления и речи тесно связаны между собой. Поэтому в развивающей среде ребенка необходим образно – символический материал. Для его размещения лучше выделить часть детской комнаты – учебный уголок. Здесь размещаются разного рода картинки на классификацию предметов, серии картинок для установления последовательности событий, разрезные сюжетные картинки, мозаика с графическими образцами разной степени сложности, наборы «лото» (в том числе – «Логопедическое лото», разноцветные фишки (красные, синие, зеленые) для составления моделей звуковых форм слова. Предметные картинки помогут детям составлять описательные рассказы, загадки, устранять недостатки звукопроизношения, по сюжетным картинкам можно составлять различные сказки, рассказы. Старайтесь бережно относиться к речевому творчеству ребенка, записывайте его сочинения. В последствии их можно оформить в небольшие самодельные книжки с рисунками или различными коллажами, вырезанными из старых журналов.

К наглядно – графическим моделям относятся глобус, географические карты, всевозможные азбуки (магнитные, разрезные, приспособления для работы с ними (магнитная доска, настенная доска и др.). Можно предлагать детям настенные календари разной тематики («Музеи России», буклеты (например, «Золотая хохлома», различные наборы открыток. Подбирая наглядные материалы для детей, необходимо опираться на их опыт и предпочтения.

Огромное значение в развитии речи детей имеют книги. У ребенка должна быть своя детская библиотечка (полка с книгами). Желательно, чтобы книги имели яркие красочные иллюстрации с довольно крупным шрифтом, чтобы дети могли «изучать» их самостоятельно.В библиотечке должны быть произведения разных жанров: сказки (авторские и народные, былины (например, об Илье Муромце, рассказы (о природе, труде, детях, стихи, малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, прибаутки и т. д., книги с познавательным содержанием. Родителям необходимо относиться к чтению, как к очень важному занятию, стараться читать выразительно и неторопливо, обсуждая прочитанное и рассматривая иллюстрации. Небольшие тексты можно предлагать ребенку пересказывать, обращая внимание на выразительный язык произведения (сравнения, эпитеты, метафоры, диалоги героев, сказочные зачины и т. п.) На помощь родителям может прийти и телевидение, но к просмотру детьми телепередач нужно относиться избирательно.

Если есть возможность, то можно создать детскую видеотеку с материалами для домашнего просмотра. А детская аудиотека может содержать записи различных литературных произведений в исполнении чтецов – профессионалов.

Развитию речи детей способствует и их театрализованная деятельность. Можно изготовить маски, театральные игрушки, атрибуты для разыгрывания сказок из подручного материала. Дети могут исполнять понравившиеся им роли, а также самостоятельно сочинять и обыгрывать свои сказки, в которых и Вам, непременно, найдется роль. Все атрибуты могут размещаться компактно в коробке, в игровом уголке ребенка.

Весь материал может находиться в шкафу, специально отведенном ящике стола, на этажерке. Необходимо выделить в комнате место для детских рисунков (стена, дверь) со сменой экспозиции. Также у ребенка должна быть полочка для выставки своих поделок. Родителям необходимо рассматривать с детьми их работы, побуждать к рассказу о созданных ими поделках, рисунках, к обыгрыванию поделок, что способствует развитию речи детей.

Таким образом, предметная среда, окружающая ребенка, должна быть разнообразной, развивающей, но не перегруженной. Она становится обучающей только через взаимодействие. Поэтому задача взрослых – преподнести, раскрыть окружающий мир, научить изучать. Родители должны для детей создать такую обстановку, в которой речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно.

что такое развивающая речевая среда. Смотреть фото что такое развивающая речевая среда. Смотреть картинку что такое развивающая речевая среда. Картинка про что такое развивающая речевая среда. Фото что такое развивающая речевая средаИспользование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилина Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным.

Художественная литература как первоисточник в интеллектуальном и речевом развитии дошкольника В современном обществе уделяется серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы в контексте дошкольного.

Источник

Консультации для воспитателей «Речевая развивающая среда в группе детского сада для старшей и подготовительной группы»

Консультации для воспитателей

«Речевая развивающая среда в группе детского сада для старшей и подготовительной группы»

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

Задачи построения речевой развивающей среды:

— обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

— обеспечение богатства сенсорных представлений;

— обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;

— обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;

— обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.

Работая с детьми, педагог должен:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

2. Иметь ясную, ч ѐ ткую и отч ѐ тливую речь, т.е. хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с уч ѐ том содержания высказывания.

5. В общении с детьми говорить в слегка замедленном темпе, Умеренно громким голосом.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей).

7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих факторов:

— восприятие речи взрослых;

— наблюдение за языком;

— вовлеченность в активную речевую среду;

— диалог между взрослыми.

Для воспитателя группы владение образцовой речью – это показатель его профессиональной подготовленности.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Особенно, важное значение, имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

На развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Речевые уголки должны быть в группах и привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве.

Речевая развивающая среда старшей и подготовительной групп:

• Грамотная речь педагога;

• Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения

(знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, умений грамотного отстаивания своей точки зрения) ;

• Методы и приемы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения) ;

• Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка.

«Игры по развитию речи у детей дошкольного возраста»

Данные игры по развитию речи детей дошкольного возраста, позволяют ребенку научиться сравнивать предметы, объекты, явления, способствуют развитию речи, наблюдательности и умению познавать многоплановую сущность окружающей действительности.

Игра «Подбор прилагательных»
Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, «собака» — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

Игра «Что бывает?»
Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» — помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения.
В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.

Игра «Узнавание»
Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» — береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» — солнце.
Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр («Какое бывает?», «Что делает?». В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.

Игра «Подбор объектов к действию»
Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль; «греет?» — солнце, печь, грелка; «летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.

Игра «Цепочка слов»
Эта игра используется с детьми старшего дошкольного возраста и проводится, в основном, в словесном варианте, так как предугадать детские ответы и быстро подобрать к ним соответствующие картинки бывает достаточно сложно. Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — «кошка». Кошка бывает какая?
Пушистая, ласковая, разноцветная.
Что еще бывает разноцветным?
Радуга, платье, телевизор.
Каким еще может быть платье?
Шелковым, новым, прямым.
Что еще может быть прямым?
Линия, дорога, взгляд. и т. д.

Эта игра развивает память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.
Вариант 1. Взрослый начинает игру: «В корзину я положил яблоки». Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: «В корзину я положил яблоки и лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.
Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.) В первом случае это будет звучать так: «В корзину я положил арбуз, … ананас, … абрикос, … апельсин» и т. Д. Во втором так: «На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша …»

Игра «Дополни предложение»
Эта игра отличается от предыдущей некоторой сложностью, так как главным правилом является не только запоминание и воспроизведение всего сказанного ранее, но и забота о том, чтобы предложение не потеряло смысл и партнеры по игре могли продолжить его как можно дольше. Содержание же игры состоит в следующем: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине), но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово «солнце»: светило солнце;
ярко светило солнце;
на небе ярко светило солнце;
на небе ярко светило весеннее солнце; и т.д.

на небе ярко светило и играло весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;
на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;
на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце…

Источник

Развивающая речевая среда

что такое развивающая речевая среда. Смотреть фото что такое развивающая речевая среда. Смотреть картинку что такое развивающая речевая среда. Картинка про что такое развивающая речевая среда. Фото что такое развивающая речевая среда Олена Захаровна
Развивающая речевая среда

Развивающая речевая ср еда.

Формирование правильной речи воспитанников является одной из основных задач дошкольного образования.

Речь, как ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности с педагогом, зависит успешность деятельности ребенка.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи воспитанников, о ее чистоте и правильности.

Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития воспитанников предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды. Речевая развивающая среда-это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого воспитанника.

Цель построения речевой развивающей среды:

насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи воспитанника дошкольного возраста.

Задачи построения речевой развивающей среды:

• обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

• обеспечение богатства сенсорных представлений;

• обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности воспитанников;

• обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;

• обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.

Правильная организация речевой развивающей среды дает возможность для эффективного воспитательного воздействия, создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков воспитанников не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности, обеспечивает высокий уровень речевой активности воспитанников.

Хочу поделиться, как мы организовали речевую развивающую среду.

При организации речевого центра, мы руководствовались такими принципами.

Принципы организации речевого уголка.

• присутствие игрового персонажа;

Неотъемлемым атрибутом речевого уголка у нас является игрушка «Буратино», одушевленный персонаж, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, вызывать у воспитанников речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Накоплен большой материал в книжном уголке, так как развитие активной речи не может существовать отдельно без книг, без книжной литературы. Воспитанники с удовольствием рассматривают все виды картин, знакомятся с новыми книжками и т. д.

В развивающей среде есть и уголок по сенсорному развитию, значимость которого очень велика, как в плане развития, так и в плане занятости воспитанников.

В утренний отрезок времени работа построена таким образом: придя в детский сад, многие воспитанники берут материалы или дидактические игры на свое усмотрение. Могут парами играть, могут заниматься индивидуально. Это время используем для закрепления многих материалов (знание о семье, домашнем адресе, транспорте и т. д.). И всего этого мы добиваемся с помощью простых игр. Также ведется индивидуальная работа с воспитанниками.

Материалы используем как для закрепления, так и для изучения новой темы, и обновляются в зависимости от лексической темы.

Педагогическая работа с воспитанниками:

• развитие фонематического слуха, речевого дыхания и речевого внимания;

• расширение и активизация словаря;

• рассказывание о разных качествах и свойствах предметов рукотворного и природного мира;

• знакомство с правилами введения диалога через театрально-игровую деятельность;

• побуждение к высказываниям разного типа;

• развитие мелкой моторики рук в процессе различных видов детской деятельности.

Педагогическая работа нами введется в таком направлении. Планируя на неделю план работы, для усовершенствования речевой коммуникации, мы систематизировали работу. На определенный день недели мы берем разные виды игр:

• на развитие правильного звука произношения;

• на активизацию словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий (предметные картинки по лексическим темам)

• на развитие речевого дыхания;

• на развитие фонематического слуха;

• на развитие мелкой моторики;

• на развитие связной речи;

• словесные игры и др.

Одним из приемов развития разных сторон речи являются речевые игры в режимных моментах. Осуществление работы проходит не только во время организованной образовательной деятельности, но и во всех режимных моментах, разных видах детской деятельности. Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи.

В группе широко используются игры по мелкой моторике, режиссерские игры, разные виды театра, игровые ситуации, которые побуждают воспитанников к положительным формам общения, формированию коммуникативных навыков.

Данные игры находятся в коробках, папках, красочно оформлены и всегда привлекают внимание. Воспитанники любят играть и заниматься в этом уголке, как индивидуально, так и группами.

В каждой возрастной группе составляется каталог материала, находящегося в речевом уголке.

Работа с родителями.

Речь детей формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры речевого окружения, главным образом семьи. Поэтому мы ведем активную работу с семьей.

Это и анкетирование, индивидуальные встречи с родителями, где знакомим с играми, в которые они могут поиграть дома; подбор литературы по вопросам и проблемам коммуникативного развития. В начале года, как часть родительского собрания, знакомили с играми для развития речи.

Продуманные и правильно организованные режимные моменты с применением игр, имеют большое значение и будут способствовать полноценному и эффективному речевому развитию ребенка.

что такое развивающая речевая среда. Смотреть фото что такое развивающая речевая среда. Смотреть картинку что такое развивающая речевая среда. Картинка про что такое развивающая речевая среда. Фото что такое развивающая речевая средаМузыкальная развивающая среда в ДОО Сегодня много говорят о необходимости создания развивающего пространства для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. И,.

что такое развивающая речевая среда. Смотреть фото что такое развивающая речевая среда. Смотреть картинку что такое развивающая речевая среда. Картинка про что такое развивающая речевая среда. Фото что такое развивающая речевая средаРазвивающая среда для малышей С каждым днем все больше и больше стараюсь удивить своих малышей, доставить им радость от посещения детского сада. Оформление группы.

Предметно-развивающая среда в ДОУ Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: 1. содержательно-насыщенной, 2. трансформируемой, 3. полифункциональной, 4.

что такое развивающая речевая среда. Смотреть фото что такое развивающая речевая среда. Смотреть картинку что такое развивающая речевая среда. Картинка про что такое развивающая речевая среда. Фото что такое развивающая речевая средаРазвивающая среда группы Предметно-развивающая среда в нашей группы, оборудована с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста. Все элементы.

Развивающая среда в ДОУ к 23 февраля Развивающая среда в ДОУ к 23 февраля воспитатель МБДОУ детский сад 45 «Ручеёк» Рябошапка Тамара Павловна Патриотическое воспитание детей.

Консультация «Речевая среда и развитие ребёнка» Речевая среда и развитие ребёнка. Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить.

Речевая среда группы –источник формирования связной речи у дошкольников СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Речевая среда группы –источник формирования связной речи у дошкольников» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным.

Тактильная речевая развивающая книга Мягкая, речевая, тактильная книга Изготовила: Учитель-логопед Орлова Ю. С. МДОУ «Детский сад №155» Г. Ярославль ПРИЕМЫ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *