что такое раскатка проводов
Раскатка проводов
Выбирают способ раскатки в зависимости от проходимости трассы, имеющихся механизмов и других местных условий: раскатку с помощью передвижных наземных самоходных или прицепных механизмов; вертолетами; тяжением с козел волочением по земле и раскаточным роликам; раскатку под тяжением.
Раскаточный механизм устанавливают в начале линии, концы проводов со всех барабанов крепят к якорю (или фундаменту первой опоры) и начинают движение машины по трассе воздушной линии электропередач. Провода с барабанов, опускающиеся на землю по мере движения, поднимают на раскаточные ролики, подвешенные к очередной проходимой машиной опоре. Это облегчает дальнейший монтаж и обеспечивает сохранность проводов. Способ дает хорошую производительность, но его нельзя применять в случаях, когда овраги и другие препятствия затрудняют передвижение раскатчика по трассе. Трудно этим способом раскатать средний провод на линиях с некоторыми конструкциями опор (типа «Рюмка» или П-образных на оттяжках). Тогда выбирают один из следующих способов.
Раскатка волочением за концы проводов с барабанов, установленных на неподвижные раскаточные приспособления, осуществляется любым тяговым механизмом. Тягач передвигают по трассе, останавливая у каждой опоры для подъема раскаточных роликов и проводов. При этом способе волочение проводов по земле, снегу вызывает сильное трение, которое может повредить провода, особенно при волочении через камни, фундаменты и оттяжки опор. Поэтому приходится устанавливать защитные приспособления.
При раскатке под тяжением поднимают на опоры вспомогательный легкий канат и затем с его помощью раскатывают по роликам провода в натянутом состоянии, не опуская их на землю. Этим обеспечивается сохранность проводов, облегчается монтаж на переходах через препятствия и в результате может отпасть необходимость переустройства пересекаемых линий электропередачи и связи. Но этот способ требует применения специальных раскаточных, тормозных и намоточных механизмов и поэтому распространен еще мало.
Раскатка проводов вертолетами также пока не получила широкого применения, однако накопленный опыт показал возможность значительного ускорения работ по сравнению с другими способами раскатки. Возможна раскатка двух-трех барабанов, помещенных под вертолетом на его внешней подвеске. Конец провода с каждого барабана закрепляют в начале участка раскатки и ведут раскатку путем естественного сматывания проводов с барабанов при движении вертолета. Применяя специальные приспособления, при высокой квалификации пилота удается по ходу раскатки укладывать провода в ролики, укрепленные на опорах.
Особенности технологии раскатки проводов методом «под тяжением»
При осуществлении монтажа проводов методом «под тяжением» можно выделить пять основных этапов: подготовительные работы; раскатка троса-лидера; раскатка провода; натягивание, визирование и крепление; перекладка проводов, установка дистанционных распорок.
Основное отличие метода раскатки проводов «под тяжением» от классических (старых) методов наблюдается в первых трех этапах. Рассмотрим их более подробно.
Подготовительные работы. Выполняют доставку на место монтажа и размещение необходимого оборудования и приспособлений.
Рисунок 14. Схема размещения оборудования и раскатки проводов воздушных ЛЭП под тяжением
В начале монтируемого участка ВЛЭП размещаются барабаны с проводом, установленные на специальных стойках (2), а также тормозная машина (3). После установки тормозная машина закрепляется с помощью стальных тросов к временным якорям, которые представляют собой бетонные блоки.
| |
а | б |
Рисунок 15. Установка тормозной машины: а – временный якорь; б – точки крепления якоря к тормозной машине с помощью стального троса.
Раскаточные устройства для барабанов с проводом (подставка под барабан (2) и тормозная машина (3)) должны быть установлены на некотором расстоянии от граничных опор участка монтируемого пролета. Барабаны устанавливаются на стойках (2) так, чтобы при раскатке они вращались против стрелки, нанесенной заводом на барабане, а провод сходил с его верха. На фото ниже можно видеть пример размещения данного оборудования.
Рисунок 16. Размещение оборудования в начале участка ВЛ
В конце участка ВЛ, на некотором расстоянии от опор ограничивающих участок монтируемого пролета, устанавливается тяговая (9) и намоточная (10) машины. Тяговая машина также закрепляется якорями.
Кроме того, на данном этапе осуществляется установка раскаточных роликов на опоре. Раскаточные ролики крепятся непосредственно к гирлянде изоляторов или траверсе опоры.
Рисунок 17. Крепление раскаточного ролика к траверсе опоры
Раскатка трос-лидера. В зависимости от конструкции раскаточных роликов монтаж трос-лидера может выполняться следующими способами.
— Трос-лидер раскатывается вдоль трассы линии, поднимается на каждую опору, например, с помощью системы бесконечного каната и укладывается в уже прикрепленные к траверсе или гирлянде изоляторов раскаточные ролики.
-Трос-лидер укладывается в пазы раскаточного ролика на земле и поднимается вместе с ним на опору. Достоинство данного способа в том, что совмещаются работы по монтажу раскаточных роликов и трос-лидера.
— Трос-лидер поднимается на опору, укладывается в пазы ролика и раскатывается с помощью вертолета. Данный способ является наиболее технологичным.
При одновременной раскатке нескольких проводов расщепленной фазы трос лидер укладывают в средний паз раскаточного ролика.
Раскатка провода. Перед включением машин раскатываемые провода запасовывают на шкивы (кабестан) тормозной машины, а трос-лидер на кабестан тяговой машины.
Рядом с тормозной и натяжной машинами на раскатываемый провод и стальной трос-лидер монтируется скользящее роликовое заземление для защиты персонала от поражения электрическим токов в процессе выполнения работ.
Рисунок 18. Роликовое заземление на раскатываемом проводе
На концы проводов надевают монтажные чулки. Монтажные чулки имеют проволочный плетеный захват, надеваемый всей своей длиной на конец провода. Начало захвата закрепляется на проводе с помощью бандажа, что позволяет создать в захвате предварительное натяжение. В процессе дальнейшего натяжения чулка захват прочно сцепляется с проводом по всей поверхности соприкосновения. Монтажный чулок присоединяют через вертлюг и коромысло (при одновременной раскатке нескольких проводов) к тросу-лидеру. Вертлюг предотвращает скручивание раскатываемого провода, а также возможное вращение коромысла, при перекручивании трос-лидера. Монтажный чулок обеспечивает надежное соединение раскатываемого провода с коромыслом или непосредственно с трос-лидером и свободную протяжку места соединения по раскаточным роликам.
Рисунок 19. Крепление провода: а – надевают монтажный чулок на раскатываемый провод; б – крепят монтажный чулок к коромыслу через вертлюг.
Пример крепления четырех проводов к трос-лидеру с помощью коромысла показан на схематическом рисунке ниже.
Рисунок 20. Схема крепления четырех проводов к трос-лидеру: 1 – головной зажим типа «чулок»; 2 – вспомогательный стальной трос; 3 – вертлюг; 4 – шкивы коромысла; 5 – противовес; 6 – трос-лидер.
Для раскатки проводов включают тяговую машину, которая начинает перемотку трос-лидера. Сходящий со шкивов тяговой машины трос-лидер наматывается на барабан намоточной машины. Трос-лидер протягивает за собой провода через раскаточные ролики. При этом провод раскатывается под тяжением, в натянутом состоянии, не касаясь земли. Так как участок трассы воздушной линии, на котором раскатывается провод, может достигать нескольких километров, то одного барабана с проводом недостаточно. Раскатку периодически останавливают для установки нового барабана с проводом на гидравлические подставки и его (провода) соединения. Последовательность операций следующая:
1. после того как конец провода сошел с барабана раскатку останавливают;
2. с подставки снимают пустой барабан и устанавливают барабан с новым куском провода;
3. провода временно соединяют двойным монтажным чулком;
4. возобновляют раскатку для того, чтобы место соединения проводов прошло через кабестан тормозной машины;
5. далее раскатку приостанавливают;
6. на провод монтируется натяжной зажим-захват и с помощью ручной лебедки с раскатываемого провода снимается тяжение;
7. демонтируется временное соединение проводов, т.е. снимается двойной монтажный чулок;
8. выполняется постоянное соединение проводов методом оппресовки в соединительном зажиме;
9. с помощью лебедок возвращается тяжение на провод, с провода снимаются зажимы;
10. раскатка возобновляется.
В процессе раскатки проводов усилие тяжения регулируется торможением шкивов тормозной машины, контролируемым с пульта давлением в гидросистеме.
Рисунок 22. Пульт управления тормозной машины Во время раскатки тормозная машина создает усилие на 20-25% меньше усилий натяжной машины. Важно поддерживать достаточную степень натяжения провода в ходе протяжки во избежание повреждений. Большое тяжение при раскатке в сочетании с малыми радиусами изгиба провода (например, при применении кабестанов малого диаметра) может явиться причиной повреждения и обрыва отдельных проволок раскатываемого провода.
Монтаж электрооборудования
и средств автоматизации
электронный учебно-методический комплекс
|
Уровень гололеда | Вертикальное расположение | Горизонтальное расположение проводов | |
в пролетах 30 м | |||
I. II | 400 | 200 | 300 |
III. IV | 600 | 400 | 400 |
По окончании монтажа на опорах устанавливают постоянные знаки, содержащие порядковый номер опоры, год ее установки (на всех опорах) и номер линии или ее условное обозначение (на всех опорах ВЛ на участках ее параллельного следования с другими ВЛ). Кроме того, на опоры крепятся предостерегающие плакаты (на все в населенной местности и через одну в ненаселенной).
Перед началом монтажа проводов и тросов должны быть проверены, испытаны и отремонтированы все подъемные механизмы, приспособления и инструменты.
При работе на опоре работающий должен быть надежно закреплен на ней монтерским поясом. Не разрешается влезать и работать со стороны внутреннего угла поворота линии во избежание возможного удара проводом при его срыве.
Во время подъема гирлянд изоляторов и проводов на опоры, а также при раскатке и натяжке проводов находиться под опорой или проводом запрещается. Запрещается также сбрасывать с опоры инструменты или детали арматуры и спускаться вниз с помощью веревки и блока, применяемых для подъема гирлянд изоляторов и проводов.
С реальным приближением грозы все работы на опорах следует немедленно прекратить.
Последней операцией монтажа воздушных линий является заземление. Штыревые изоляторы, устанавливаемые на опорах, при нормальных условиях работы обеспечивают надежную изоляцию проводов от элементов опоры. Однако довольно часто напряжение на линии в сотни и даже тысячи раз может превышать номинальное напряжение, на которое рассчитана ее изоляция, т. е. может произойти пробой изоляторов и выход линии из строя. Напряжение, создающее опасность для изоляции ВЛ, называется перенапряжением.
Чтобы ограничить перенапряжение и обеспечить безопасность людей, следует уменьшить сопротивление растеканию тока в земле. Для этой цели устанавливается защитное заземление ВЛ.
К монтажу заземления приступают с рытья траншеи глубиной 0,5 м (в пахотной земле – до 1 м), начиная от опоры. Длина траншеи и число заземлителей указаны в проекте на сооружение ВЛ, а все работы по погружению заземлителей, обварку их полосой или прутом, защиту сварных стыков от коррозии выполняют в обычном порядке.
После монтажа контура заземления на опоре выполняют заземляющий спуск. Материалом для него служат стальная полоса или пруток такие же, какие применялись для соединения между собой заземлителей. Внизу спуск соединяют с контуром заземления, вверху – с металлическими частями опоры. На рис. 4.49, а – показан контур заземления, состоящий из заземлителей 2, соединяющей их полосы или прута 1 и спуска 3. Через каждые 300 мм спуск закрепляется на опоре скобами. Верхняя часть спуска выступает над вершиной опоры на 100 мм и служит молниеотводом. Для заземления металлической арматуры опоры (рис. 4.49, б) к спуску 3 присоединяются болтовыми зажимами или сваркой перемычки 4, передающие нулевой потенциал земли на крюки 6 и нулевой провод 5.
Согласно ПУЭ в электроустановках с глухозаземленной нейтралью нулевые провода прежде всего должны быть заземлены в начале ВЛ у источника питания (электростанции или трансформаторной подстанции). При этом монтировать контур заземления у первой опоры нет надобности, так как нулевой провод ВЛ у источника наглухо присоединен к его нулевой точке, сопротивление заземления которой заведомо меньше, чем требуется для заземления ВЛ. Кроме того, через каждый километр линии у опор устанавливается повторное заземление. Сопротивление каждого из повторных заземлителей должно быть не более 10 Ом для ВЛ мощностью свыше 100 кВА и не более 30 Ом для ВЛ мощностью до 100 кВА.
Если здание имеет малую высоту и требуемый нормами габарит выдержать невозможно, ввод монтируют через крышу (рис. 4.51), используя трубчатую стойку. На водогазовой толстостенной трубе 2 укрепляют подпятник 1 для крепления трубы к крыше и металлическую траверсу 4 с установленными на ней изоляторами. Верхний конец стойки, предназначенный для ввода проводов, изгибают под углом 180° с радиусом изгиба, необходимым для данного диаметра трубы. В изогнутый конец трубы вставляют изоляционную втулку 5. Стойку надежно закрепляют на крыше подпятником и оттяжкой 3 из стальной катанки (диаметром не менее 4 мм). При монтаже стойки требуется, чтобы направление оттяжки совпадало с линией тяжения проводов ввода. Расстояние от изоляторов до крыши должно быть не менее 2,5 м.
При сдаче линии в эксплуатацию проверяют: все элементы линии (путем осмотра с земли); прочность крепления траверс, подкосов пасынков, изоляторов и проводов (верховой осмотр); глубину установки опор (выборочно, но не менее 10 %); стрелу провеса проводов; расстояние от низшей точки провисания проводов до земли; габариты проводов, сближений и пересечений.
Рис. 4.50. Воздушный ввод в здание через стену
Рис. 4.51. Воздушный ввод через крышу:
1 – подпятник; 2 – труба, 3 – оттяжка, 4 –траверса; 5 – изоляционная втулка.
Подробно различные вводы в здания описаны в лабораторной работе «Монтаж вводов в здания до 1000 В».