что такое ракета земля воздух
Управляемые ракеты «воздух-земля» семейства Х-38
В 1980 году на вооружение военно-воздушных сил СССР была принята управляемая ракета «воздух-земля» малой дальности Х-29 с двумя вариантами головок самонаведения. Это изделие создавалось с учетом опыта разработки и эксплуатации предыдущего вооружения своего класса, благодаря чему было лишено практически всех недостатков, присущих управляемым ракетам первых моделей, за исключением принципиально неустранимых. Ракеты Х-29 различных модификаций до сих пор используются ВВС России и других стран, являясь одним из самых эффективных видов авиационного управляемого вооружения.
Несмотря на существование различных модификаций с достаточно высокими характеристиками, изделие Х-29 остается достаточно старым, поскольку основные его элементы создавались еще в конце семидесятых годов. С начала девяностых годов в России разрабатывался проект новой ракеты, призванной дополнить или заменить устаревающие Х-29. Новое изделие получило обозначение Х-38. Макет этой ракеты впервые был представлен в 2007 году на авиасалоне МАКС, на стенде корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ). В дальнейшем его неоднократно показывали на различных выставках, однако какая-либо информация о серийном производстве или принятии на вооружение до определенного времени не поступала.
Ракета Х-38 строится по классической схеме и имеет цилиндрический корпус длиной 4,2 м диаметром 0,31 м. Форма головного обтекателя зависит от типа используемой ГСН. В головной части ракеты закрепляются неподвижные Х-образные стабилизаторы. На средней части корпуса имеются Х-образные крылья размахом 1,14 м, в хвостовой – рули. Для удобства транспортировки крылья и рули выполнены складными. Верхние плоскости складываются вбок-вниз, нижние – вбок-вверх. При сложенных крыльях и стабилизаторе поперечник ракеты незначительно превышает диаметр корпуса, что позволяет использовать транспортные контейнеры меньшего размера. Стартовый вес ракеты Х-38, в зависимости от модификации, – до 520 кг.
Ракеты семейства Х-38 могут комплектоваться системами наведения четырех типов. При этом во всех модификациях присутствует инерциальная система наведения, отвечающая за вывод ракеты в заданный район цели. После выхода на заранее определенный рубеж ракета должна включать и использовать вторую систему наведения. Известно о существовании следующих вариантов оружия:
— Х-38МЛЭ. Ракета с инерциальной и пассивной лазерной системами наведения. Предназначается для нанесения ударов по целям, помеченным лазерным лучом. В зависимости от дальности пуска может требоваться стороннее целеуказание от БПЛА или разведывательной группы;
— Х-38МАЭ. Ракета с инерциальной и активной радиолокационной ГСН. После выхода в район цели способна самостоятельно обнаружить ее при помощи встроенной РЛС. Внешнее целеуказание не требуется, реализуется принцип «запустил-забыл»;
— Х-38МТЭ. Ракета с инерциальной и тепловизионной головками самонаведения. По методикам применения похожа на Х-38МАЭ, хотя отличается аппаратурой и принципами поиска целей;
— Х-38МКЭ. Ракета с инерциальной и спутниковой системами наведения. Предназначается для ударов по стационарным целям с заранее разведанными координатами. Для определения собственных координат и местоположения цели ракета использует спутниковую навигационную систему ГЛОНАСС.
Для поставки в войска предлагаются не только ракеты, но и ряд сопутствующих изделий, предназначенных для обучения личного состава. Так, существуют и могут поставляться габаритно-массовые макеты, инертные, учебно-действующие, учебно-летные и учебно-разрезные ракеты. Кроме того, в комплект поставки партии ракет входит пакет необходимой документации и набор ЗИП, рассчитанный на длительную эксплуатацию ракет. Для наземного обслуживания ракет предлагается применять комплекс подготовки авиационных средств поражения «Ока-Э-1».
В настоящее время ведется активное переоснащение вооруженных сил России, в том числе военно-воздушных сил. Текущее перевооружение подразумевает строительство и поставку новой техники, а также крупные заказы новых вооружений. По данным начала 2013 года, к настоящему времени корпорация «Тактическое ракетное вооружение» должна была освоить полномасштабное производство управляемых ракет семейства Х-38 и начать их поставку в войска.
Одна из особенностей современного ракетного вооружения заключается в широком разнообразии образцов боевых ракет. Ракеты современных армий отличаются по назначению, виду траектории, особенности конструкции, способу управления, типу двигателей, положению целей, месту старта и по многим другим показателям.
По второму показателю (по характеру полета) ракеты бывают крылатыми или баллистическими.
Ракеты «земля – воздух»
Историческая справка! 7 августа 1970 года США добились от Египта и Израиля договора о прекращении войны на истощение. Согласно этому соглашению 20 мильная полоса, находящаяся вдоль Суэцкого Канала должна стать демилитаризованной зоной и США обязалась «использовать всю свою мощь», чтобы выполнить это соглашение. Но уже через пять дней оно было нарушено египтянами. В зону канала передвинули батарею ПВО. В будущем нарушения не прекращались. Когда Израиль обратился к США, чтобы те использовали всю мощь, они ответили, что соглашение нарушать нельзя. Такая причине была не столько в клиническом антисемитизме Киссинджера (тогда занимал должность советника по вопросам нацбезопасности) и абсолютной аморальности Никсона, а в невозможности решать и израильские проблемы, когда США хватало проблемами на Кубе (нахождение советских подводных лодок) и в Камбодже, а также приближались президентские выборы. Как следствие, «демилитаризованная» зона превратилась в зону беспрецедентной концентрации батарей ПВО. За эти гарантии была заплачена цена в войне судного дня 1973 года.
Стоит отметить то, что зенитные ракеты бывают управляемыми и неуправляемыми. Все первые ракеты изначально были неуправляемыми. На сегодняшний день все существующие зенитные ракеты, которые состоят на вооружении разных стран, управляемые. Зенитная управляемая ракета – неотъемлемая составляющая зенитного ракетного вооружения любой страны, наименьшей огневой единицей которого выступает зенитный ракетный комплекс.
В период с 1960 по 1990 года зенитная управляемая ракета постоянно совершенствовалась, но сейчас, словно достигнут предел и выход новых конструкции становится реже. Кроме того совершенствуют свое противодействие ракетам и воздушные цели. Это требует от конструкторов ракет работать над новыми ответными контрмерами.
Использование зенитных ракет началось еще в период Второй мировой войны, и уже к средине 20 века они считались довольно точными, чтобы прийти на замену тяжелой артиллерии в борьбе с высоко летящими воздушными целями. На самом деле, первые зенитные управляемые ракеты имели недостаточную точность, как бы хотелось их разработчикам. Известно, что в период вьетнамской войны было израсходовано 4244 ракеты SA-2 «Гайдлайн» с целью сбить 76 самолетов авиации США. В 1960 году потребовалось целых 14 ракет, чтобы сбить один самолет U-2 Гэри Пауэрса над г. Свердловск.
С того времени характеристики зенитных управляемых ракет существенно улучшились, но и противодействие их тоже развивается. В зависимости от вида системы наведения ракеты, способа наведения на конечном участке траектории и прочих физических факторов, которые можно измерить и обнаружить, стало возможной разработка радаров и прочих систем постановки помех, чтобы «обмануть» ракету. В свою очередь, это привело к ответным контрмерам изготовителей ракет, и этот процесс не прекращается.
К сожалению, по мере приближения к концу столетия, было остановлено много проектов (чаще всего, по финансовым соображениям). Британская ракета «Бладхаунд» устарела, но пока аналогов для ее замены нет. На вооружении стоит «Рапир 200». Американцы, еще не выбрал и мобильную установку противовоздушной обороны, и возлагают большие надежды на новую пусковую установку, построенную на базе колесного бронетранспортера формулы 8х8, вооруженного 8 ракетами «Стингер» и пушкой «Гэтлинг».
Чем отличаются крылатые и баллистические ракеты и какие они ещё бывают?
Ввиду неспокойной политической обстановки в мире, новостные сводки все чаще пестрят такими словами, как ”ракета”, ”ракетный удар”, ”баллистическая ракета”, ”крылатая ракета” и многими другим словами, связанными с артиллерией и, собственно, самими ракетами. Проблема в том, что не все понимают, что кроется за столь знакомыми словами. Мы привыкли, что есть ракета, которая ”увозит” человека в космос и есть ракета для уничтожения целей. Давайте разберемся в этом многогранном мире и поймем, чем отличается крылатая от твердотопливной, а криогенная от гиперзвуковой.
Ракета в воздухе выглядит очень красиво. Вот только эта красота не сулит ничего хорошего.
В свою очередь определение самой ракеты в данном контексте звучит следующим образом:
РАКЕ́ТА (от итал. rocchetta – маленькое веретено), летательный аппарат, движущийся под действием реактивной силы (тяги), возникающей при отбрасывании массы сгорающего ракетного топлива (рабочего тела), являющегося частью собственной массы
В военной терминологии можно встретить следующее определение:
Так выглядела прабабушка современной ракеты.
По-настоящему широкое распространение ракетное вооружение получило после Второй мировой войны. Так, например, в 1948 году дальность полета советских ракет Р-1 составляла 270 км, а спустя всего 11 лет были созданы ракеты Р-7А с дальностью до 13 000 км. Как говорится, ”разница на лицо”.
Чем отличаются ракеты
Теперь можно поговорить о том, чем между собой отличаются ракеты. Как правило, обыватели слышат упоминания о крылатых и баллистических ракетах. Это действительно два основных типа, но есть и некоторые другие. Разберем главные из них, но сначала приведу классификацию типов ракет.
Ракеты делятся по типам в зависимости от:
Бесчисленное множество типов ракет.
Теперь остановимся более подробно на основных пунктах, которые могут показаться непонятными.
Отличие ракет по классу
Класс ракет говорит сам за себя. Ракета класса ”воздух-воздух” предназначена для поражения воздушных целей при запуске в воздухе. Такие ракеты запускаются с летательных аппаратов, таких, как самолеты, вертолеты и многочисленные типы беспилотников (БЛА).
Ракеты класса ”земля-воздух” предназначены для поражения воздушных целей с земли. Они могут базироваться как на стационарных пусковых установках, так и на переносных. Самыми известными переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК) являются Советско-российские ”Игла” и ”Стрела”, а также Американский ”Stinger”. Примечательно, что почти все ПЗРК, применяемые в современных военных конфликтах, создавались еще в восьмидесятые годы прошлого века. Так, например, первая модификация ”Stinger” под номером FIM-92А была создана в 1981 году. Примерно в это же время появились и ”Стрела”, и ”Игла”, и французские ”Mistrale”.
Ракетный комплекс Stinger.
Как видим, класс ракет говорит сам за себя. Особняком стоит только класс ”воздух-поверхность”, который включает в себя ракеты, как для поражения наземных, так и водных целей.
Ракеты наземного базирования в зависимости от их предназначения, размера, дальности и других параметром могут размещаться в шахтных пусковых установках, на специальных наземных площадках и на специальном гусеничном или колесном транспорте. Так же они могут запускаться с кораблей и подводных лодок. Именно поражение наземных целей такими ракетами особенно оправдано, так как можно запускать их в непосредственной близости от территории противника.
Подводные лодки, способные нести мощные ракеты, являются настоящей головной болью военных всего мира. Стоит не заметить ее и в случае удара ракета полетит не с расстояния в несколько тысяч километров, а с нескольких сотен километров. В итоге, на реагирование почти не останется времени.
Не забывайте заходить в наш Telegram-чат. Там самое место для обсуждения высоких технологий. Каждый будет услышан.
Ракета с ядерной боеголовкой
Межконтинентальные ракеты
Несмотря на это, ядерным зарядом могут оснащаться даже ракеты малой дальности. Правда, на практике это не имеет большого смысла, так как применяются такие ракеты, как правило, в региональных конфликтах.
Полет межконтинентальной ракеты.
По дальности полета ракеты делятся на ”ракеты малой дальности”, предназначенные для поражения целей на расстоянии 500-1000 км, ”ракеты средней дальности”, способные нести свой смертоносный груз на расстояние 1000-5500 км и ”межконтинентальные ракеты”, которые могут и через океан перелететь.
Какое топливо используется в ракете
При выборе типа ракетного топлива больше всего всего внимания уделяется особенностям использования ракеты и тому, каким двигателем ее планируется оснастить. Грубо можно сказать, что все типы топлива делятся в основном по форме выпуска, удельной температуре сгорания и КПД. Среди основных типов двигателей выделяется твердотопливные, жидкостные, комбинированные и прямоточные воздушно-реактивные.
Для боевых ракет твердое топливо производится по иной технологии. Обычно им является алюминиевый порошок. Главным плюсом таких ракет является легкость их хранения и возможность работы с ними, когда они заправлены. Кроме этого, такое топливо стоит относительно недорого.
Минусом твердотопливных двигателей является слабый потенциал отклонения вектора тяги. Поэтому для управления в таких ракетах часто используются дополнительные небольшие двигатели на жидком углеводородном топливе. Такая гибридная связка позволяет более полно использовать потенциал каждого источника энергии.
Использование именно комбинированных систем хорошо тем, что позволяет уйти от сложной системы заправки ракеты непосредственно перед запуском и необходимости откачки большого количества топлива в случае его отмены.
Отдельно стоит отметить даже не криогенный двигатель (заправляется сжиженными газами при очень низкой температуре) и не атомный, про который много говорят в последнее время, а прямоточный воздушно-реактивный. Такая система работает за счет создания давления воздуха в двигателе при движении ракеты на большой скорости. В самом двигателе производится впрыск топлива в камеру сгорания и смесь поджигается, создавая давление больше, чем на входе. Такие ракеты способны летать со скоростью, которая в несколько раз превышает скорость звука, но для запуска двигателя нужно давление, которое создается на скорости чуть выше одной скорости звука. Именно поэтому для запуска должны быть использованы вспомогательные средства.
Системы наведения ракет
В наше время почти все ракеты имеют систему наведения. Думаю, не стоит объяснять, что попасть по цели, которая находится на расстоянии сотен или тысяч километров, без точной системы наведения просто невозможно.
Систем наведения и их комбинаций очень много. Только среди основных можно отметить систему командного наведения, электродистанционное наведение, наведение по наземным ориентирам, геофизическое наведение, наведение по лучу, спутниковое наведение, а также некоторые другие системы и их сочетание.
Ракета с системой наведения под крылом самолета.
Система электродистанционного наведения имеет много общего с системой на радиоуправлении, но она обладает более высокой устойчивостью к помехам, в том числе, намеренно создаваемым противником. В случае такого управления команды передаются по проводу, который направляет в ракету все данные, необходимые для поражения цели. Передача таким способом возможна только до момента запуска.
Система наведения по наземным ориентирам состоит из высокочувствительных высотомеров, позволяющих отслеживать положение ракеты на местности и ее рельеф. Такая система применяется исключительно в крылатых ракетах ввиду их особенностей, о которых мы поговорим чуть ниже.
Система геофизического наведения основана на постоянном сопоставлении угла положения ракеты относительно горизонта и звезд с эталонными значениями, заложенными в нее перед стартом. Внутренняя система управления при малейшем отклонении возвращает ракету на курс.
При наведении по лучу ракете нужен вспомогательный источник целеуказания. Как правило, им является корабль или самолет. Внешний радар определяет цель и производит ее отслеживание, если она движется. Ракета ориентируется на этот сигнал и сама наводится на него.
Название системы спутникового наведения говорит само за себя. Наведение на цель производится по координатам системы глобального позиционирования. В основном такая система широко используется в тяжелых межконтинентальных ракетах, которые наводятся на статичные наземные цели.
Что такое баллистическая ракета
Много вопросов возникает в отношении отличий баллистических и крылатых ракет. Отвечая на эти вопросы, можно сказать, что отличия сводятся к траектории полета.
Как это часто бывает, особенности кроются в названии. Так и название крылатой ракеты говорит само за себя. Большую часть пути крылатая ракета держится в воздухе за счет крыльев, представляя из себя по сути самолет. Наличие крыльев обеспечивает ей очень высокую маневренность, позволяющую не только менять траекторию движения, отклоняясь от средств ПВО, но даже лететь на высоте нескольких метров от земли, огибая рельеф. Так ракета и вовсе сможет остаться незамеченной для ПВО.
Это не самолет, а крылатая ракета.
Этот тип ракет имеет меньшую, в сравнении с баллистических, скорость, которая обусловлена, в том числе, более высоким лобовым сопротивлением. Тем не менее, они подразделяются на дозвуковые, сверхзвуковые и гиперзвуковые.
Первые развивают скорость, близкую к скорости звука, но не превышают ее. Примером таких ракет может быть знаменитая американская крылатая ракета ”Томагавк”. Сверхзвуковые ракеты могут развивать скорость до 2,5-3 скоростей звука, а гиперзвуковые, над которыми сейчас работает очень много стран, должны набирать 5-6 скоростей звука.
Еще один пример крылатой ракеты.
Баллистические ракеты летают немного иначе. Они имеют баллистическую траекторию и большую часть своего пути находятся в неуправляемом полете. Грубо говоря, это похоже на то, что ракету просто бросили в противника, как камень. Конечно, есть точный расчет и системы наведения, но именно такой относительно простой способ позволяет нести очень большой заряд, размер и вес которого существенно превышают то, что возьмет ”на борт” крылатая ракета.
Первые научные труды и теоретические работы, связанные с баллистическими ракетами, описаны еще в 1896 году К.Э. Циолковским. Он описал такой тип летательных аппаратов и вывел зависимость между многими компонентами ракеты и ее полета. Формула Циолковского до сих пор составляет важную часть математического аппарата, используемого при проектировании ракет.
Во многом именно этому человеку мы обязаны не только военными, но и мирными ракетами. К.Э. Циолковский.
С какой скоростью летают ракеты?
Прежде, чем ответить на этот вопрос, давайте поймем в чем ее измеряют. Ракеты летают чертовски быстро и говорить о привычных км/ч или м/сек не приходится. Скорость многих современных летательных аппаратов измеряют в Махах.
Непривычная величина измерения скорости появилась не просто так. Название “число Маха” и обозначение “М” предложил в 1929 году Якоб Аккерет. Оно выражается как отношение скорости движения потока или тела к скорости распространения звука в среде, в которой происходит движение. Если учесть, что скорость распространения звуковой волны у поверхности земли примерно равна 331 м/сек (около 1200 км/ч), не трудно догадаться, что единицу можно получить только если поделить 331 на 331. То есть, скорость один Мах (М) у поверхности земли составляет примерно 1200 км/ч. С набором высоты скорость распространения звуковой волны падает из-за уменьшения плотности воздуха.
Таким образом, один Мах у поверхности земли и на высоте 20 000 метров отличается примерно на 10 процентов. Стало быть и скорость тела, которую оно должно развить, чтобы получить число Маха, уменьшается. Упрощенно среди обывателей принято называть число Маха скоростью звука. Если такое упрощение не применяется в точных расчетах, его вполне можно допустить и считать примерно равным величине у поверхности земли.
Ракеты могут запускаться с самолета.
Такую скорость не так легко представить, но крылатые ракеты могут летать на скорости до 5 Махов (примерно 7 000 км/ч в зависимости от высоты). Баллистические ракеты и вовсе способны развивать скорость до 23 Махов. Именно такую скорость на испытаниях показал ракетный комплекс Авангард. Получается, что на высоте 20 000 метров, это будет около 25 000 км/ч.
Конечно, такая скорость достигается на заключительной стадии полета при спуске, но представить, что рукотворный объект может перемещаться с такой скоростью, все равно сложно.
Управляемые ракеты «воздух-земля» семейства Х-29 (СССР)
Первые советские управляемые ракеты «воздух-земля» малой дальности позволили заметно поднять ударные возможности фронтовой авиации. При этом их использование было связано с определенными трудностями. В частности, ракеты Х-66 и Х-23 требовали от летчика контролировать полет ракеты до момента попадания в цель. Кроме того, они несли сравнительно легкую боевую часть, из-за чего не могли поражать укрепления противника и т.п. объекты. В 1970 году министерство обороны СССР инициировало начало разработки нового авиационного управляемого боеприпаса, который смог бы эффективно решать поставленные задачи, но при этом не унаследовал бы недостатки своих предшественников.
Проект новой управляемой ракеты получил обозначение Х-29. Разработку этого изделия поручили конструкторскому бюро «Молния» (ныне НПО «Молния»), главным конструктором стал М.Р. Бисноват. Специалисты «Молнии» выполнили большую часть работ, однако в середине семидесятых годов были вынуждены прекратить свое участие в проекте. Из-за массы заказов по программе «Буран» КБ «Молния» передало документацию по проекту Х-29 в МКБ «Вымпел» (ныне ГосМКБ «Вымпел»). Эта организация уже имела большой опыт создания управляемого вооружения, в том числе авиационных систем. Сотрудники «Вымпела» под руководством А.Л. Ляпина завершили разработку проекта и наладили серийное производство новых боеприпасов. В настоящее время производство и сопровождение ракет Х-29 осуществляется корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ), в состав которой входит ГосМКБ «Вымпел» и другие профильные организации.
Унифицированные агрегаты
Во втором отсеке корпуса ракет семейства Х-29 находится унифицированный автопилот, обеспечивающий удержание ракеты на заданном курсе и управляющий рулями. Он получает данные от используемой ГСН и на их основе вырабатывает команды для рулевых машинок. Для управления по крену используются элероны на крыльях. За управление в каналах тангажа и рысканья отвечают две пары рулей. Рули связаны попарно (по каналам управления) и приводятся в движение двумя рулевыми машинками (по одной на каждый канал). При запуске рули переводятся в положение, обеспечивающее отдаление ракеты от самолета-носителя. В составе электрооборудования ракеты имеется ампульная батарея постоянного тока с форсированным обогревом. Для запуска и обеспечения работы батареи используется отдельный пироблок, вырабатывающий горячий газ. Заряда батареи хватает для работы всех систем в течение 40 с, что значительно превышает максимально возможную продолжительность полета.
Ракеты Х-29 оснащаются твердотопливным двигателем ПРД-280 с тягой до 225-230 кН. В отличие от ракет Х-66, Х-23 и Х-25, изделие Х-29 имеет одно сопло двигателя, находящееся на хвостовом торце корпуса. Такие отличия конструкции обусловлены отсутствием полноценного приборного отсека в хвосте корпуса более новой ракеты. Запуск двигателя осуществляется с небольшой задержкой после отцепки от самолета-носителя, благодаря чему раскаленные газы двигателя не повреждают конструкцию последнего. Заряд двигателя сгорает за 3-6 с, разгоняя ракету до скоростей порядка 600 м/с. При этом средняя скорость полета с учетом планирования при отцепке и планирования после сгорания заряда твердого топлива находится на уровне 300-350 м/с.
В проекте Х-29 изначально предусматривалась модульная конструкция с возможностью установки головки самонаведения нужной модели. По заказу Минобороны сотрудники КБ «Молния», а затем МКБ «Вымпел» сначала разработали два варианта ГСН: лазерную и телевизионную. Вариант ракеты с наведением по отраженному свету лазера получил обозначение Х-29Л или «Изделие 63», с телевизионной головкой – Х-29Т или «Изделие 64». Внешне ракеты этих двух типов отличаются только формой головного обтекателя, внутри которого размещаются агрегаты головки самонаведения. При этом существует небольшая разница в стартовом весе изделий. Готовая к применению ракета Х-29Л весит 660 кг, Х-29Т – на 20 кг больше.
Ракеты Х-29 обоих типов поставлялись в транспортных контейнерах размерами 4,5х0,9х0,86 м (Х-29Л) и 4,35х0,9х0,86 м (Х-29Т). Ракета с лазерной ГСН в контейнере весит 1000 кг, с телевизионной – 1030 кг. Для подвески на самолеты и запуска могут использоваться катапультные устройства АКУ-58 и их модификации.
Головки самонаведения
Головная часть ракеты Х-29Л имеет форму, образованную двумя коническими поверхностями, на которых имеются трапециевидные аэродинамические дестабилизаторы, улучшающие управляемость и маневренность в полете. В головной оконечности обтекателя предусмотрен прозрачный участок, через который ГСН «следит» за пятном лазерной подсветки. С целью упрощения конструкции и удешевления производства Х-29Л получила полуактивную лазерную ГСН типа 24Н1, разработанную ЦКБ «Геофизика» под руководством Д.М. Хорола для ракеты Х-25. Для проведения атаки самолет-носитель или наземный наводчик должен был подсвечивать выбранную цель лазерным лучом. Головка самонаведения в таком случае должна засекать отраженный целью свет и наводить ракету методом пропорционального сближения.
Способ применения ракеты с лазерной ГСН зависел от типа бортовой аппаратуры самолета-носителя. Так, в случае с подвесным контейнером «Прожектор-1», обеспечивавшим перемещение лазерного луча только в вертикальной плоскости, автоматика ракеты должна была сразу работать в режиме наведения с управлением по двум каналам. В случае использования более совершенных систем «Кайра» или «Клен» с двухплоскостным наведением луча появлялась возможность подъема на некоторую высоту относительно самолета-носителя и последующего выполнения «горки», повышавшей эффективность атаки при запуске с малых высот.
В зависимости от типа используемой аппаратуры подсветки самолет-носитель после сброса ракеты мог выполнять маневрирование в определенных пределах. При использовании наземной аппаратуры целеуказания летчик после запуска мог покидать район цели, не рискуя попасть под огонь зенитных средств противника. Ракету Х-29Л можно было запускать на высотах от 200 м до 5 км при скорости носителя от 600 до 1250 км/ч. При этом минимальная дальность стрельбы равнялась 2 км, максимальная – до 10 км. Следует отметить, ввиду использования лазерной ГСН фактическая дальность стрельбы зависела от метеорологических условий и других факторов, мешающих захвату лазерной метки.
Использование нового автопилота в сочетании с существующей лазерной головкой самонаведения 24Н1 дало весьма интересный результат. Круговое вероятное отклонение ракеты Х-25, для которой создавалась эта ГСН, достигало 10 м. Новые приборы смогли довести КВО ракеты Х-29Л до 3,5-4 м, что позволяло с высокой вероятностью поражать помеченные лазером цели. Тем не менее, реальные характеристики в условиях боевого применения могли серьезно отличаться от указанных из-за различных причин технического и тактического характера.
Управляемая ракета «воздух-земля» Х-29Т получила более сложную и дорогую телевизионную головку самонаведения «Тубус-2», созданную в НПО «Импульс». Проигрывая изделию 24Н1 в стоимости и простоте, система «Тубус-2» упрощала атаку целей за счет полноценной реализации принципа «запустил-забыл». При сборке ракеты телевизионная ГСН устанавливается на те же крепления, что и лазерная головка ракеты Х-29Л.
ГСН «Тубус-2» имеет цилиндрический корпус с полусферическим головным обтекателем, выполненным из прозрачного материала. В составе головки имеется оптико-электронная часть и координатор цели, установленный на подвижном карданном подвесе. Кроме того, предусмотрена аппаратура для обработки видеосигнала и передачи данных на автопилот ракеты. Видеосистема изделия «Тубус-2» в режиме поиска цели обеспечивает обзор зоны размерами 12°х16°. В режиме автоматического сопровождения цели поле зрения ограничено углами 2,1°х2,9°. Координатор способен обеспечивать слежение за целями, движущимися с угловой скоростью не более 10 град/с. Видеокамера выдает изображение с качеством 625 строк, 550 линий, 50 Гц.
Методика боевого применения ракеты Х-29Т выглядит следующим образом. Летчик, визуально или используя бортовые средства наблюдения, должен обнаружить цель и поместить ее в сектор наблюдения телевизионной ГСН. Далее при помощи видеосистемы ракеты, в том числе с использованием увеличения, он должен выбрать цель и навести на нее прицельную марку. Для захвата цели ГСН «запоминает» ее особенности, такие как сочетание контрастных светлых и темных участков. После выхода на разрешенную дальность пуска летчик может осуществлять отцепку ракеты. Дальнейший полет ракеты осуществляется автоматически. Ракета самостоятельно следит за целью и наводится на нее. Перед поражением выполняется «горка», чтобы ракета могла поразить цель, например укрепленное сооружение, сверху, с наибольшей эффективностью.
Из-за максимально возможной унификации ракеты семейства Х-29 имеют схожие характеристики. Х-29Т с телевизионной ГСН может запускаться с высоты от 200 м до 10 км при скорости полета самолета-носителя в пределах 600-1250 км/ч. При этом обеспечивается стрельба на дальность от 3 до 12 км. Круговое вероятное отклонение не превышает 2-2,5 м. При этом реальные характеристики ракеты Х-29Т напрямую зависят от различных условий и могут варьироваться в широких пределах.
Новые модификации
Разработка проекта Х-29, начатая в КБ «Молния», была завершена сотрудниками МКБ «Вымпел». Эта же организация занималась проведением испытаний. В конце семидесятых годов оба предлагаемых типа ракет прошли весь комплекс испытаний и необходимых доводок. В 1980 году изделия Х-29Л и Х-29Т были приняты на вооружение военно-воздушных сил Советского Союза.
В ходе дальнейшего развития проекта в МКБ «Вымпел» были разработаны несколько новых ракет, отличающихся от базовых Х-29Л и Х-29Т некоторыми параметрами, использованным оборудованием и назначением. На данный момент известно о следующих модификациях:
— УХ-29. Учебный вариант ракет, предназначенный для подготовки летчиков. Представляет собой обычное серийное изделие с яркой окраской. Вместо стандартного белого цвета окрашиваются в красный (полностью) или в красный с белой центральной секцией. При испытаниях ракет Х-29 в составе комплекса вооружения бомбардировщика Су-24М использовалась ракета с красной головной и хвостовой частью и «шахматной» красно-белой окраской центрального отсека;
— Х-29МЛ. Ракета с обновленной лазерной системой наведения, обеспечивающей большую точность попадания;
— Х-29ТМ. Модернизированный вариант ракеты с новой телевизионной ГСН;
— Х-29ТЭ. Модернизированный экспортный вариант Х-29Т. По некоторым данным, дальность стрельбы увеличена до 30 км;
— Х-29ТД. Модификация с обновленной системой наведения. По некоторым данным, оснащается телевизионной ГСН с тепловизионным каналом, обеспечивающим применение в ночных условиях;
— Х-29МП. Ракета с пассивной радиолокационной головкой самонаведения.
В арсеналах
Для повышения эффективности применения управляемых ракет в 378-м отдельном штурмовом авиаполку при содействии специалистов, приехавших из СССР, построили т.н. БОМАН – «Боевую машину авиационного наводчика». На БТР-80 позади башенки установили дальномер-целеуказатель «Клен-ПС», снятый со списанного штурмовика Су-25. В дальнейшем появилась «модификация» БОМАН, в которой дальномер-целеуказатель мог убираться внутрь бронекорпуса. Для поиска цели на таких машинах использовался оптический прицел от пулемета НСВ-12,7.
Некоторые зарубежные государства имели опыт применения советских управляемых ракет «воздух-земля». Первыми из зарубежных стран ракеты Х-29 в бою использовал Ирак во время войны с Ираном. Ввиду наличия у противника в достаточной мере развитой системы ПВО иранские военно-воздушные силы были вынуждены активно использовать высокоточное управляемое вооружение, пригодное для нанесения ударов без входа в зону поражения ракет противника. Носителями ракет Х-29Л были самолеты МиГ-23БН советского и Mirage F1 французского производства. Смешанным был и состав вооружения самолетов, поскольку они применяли как советские, так и французские ракеты. Кроме того, вместе с ракетами с лазерным наведением использовалась французская лазерная аппаратура.
Во второй половине 2000 года, во время Эфиопо-эритрейского конфликта, ВВС Эфиопии использовали ракеты Х-29МП и Х-29Т для подавления вражеской ПВО. Самолеты Су-25, каждый из которых нес по две ракеты с радиолокационными и телевизионными ГСН, с истребительным сопровождением смогли прорваться на рубеж запуска и уничтожить РЛС эритрейских ЗРК «Квадрат» при помощи Х-29МП. Далее ракетами Х-29Т были «добиты» оставшиеся средства зенитного комплекса. Немного позже Эфиопия предприняла попытку аналогичного удара, однако на этот раз противнику удалось вовремя засечь атаку и провести пуск зенитных ракет, которые повредили один из вражеских Су-25. Тем не менее, штурмовики смогли уничтожить РЛС ЗРК, после чего «ослепшие» комплексы были поражены свободнопадающими бомбами истребителей-бомбардировщиков.
Хотя ракеты семейства Х-29 имеют как положительные, так и отрицательные особенности, их можно считать, как минимум, одними из самых удачных разработок своего класса, созданных в нашей стране. Более того, на момент своего появления и в течение некоторого времени после этого они были самыми совершенными отечественными управляемыми ракетами «воздух-земля».