Что такое электронные сервисы

Электронный сервис, что это такое и какие его положительные моменты…

С 1 июня 2015 года Росреестром на официальном сайте введен в эксплуатацию электронный сервис «подать заявление на государственную регистрацию прав».

Для подачи заявления и документов на государственную регистрацию электронным способом необходимо получить усиленную электронно-цифровую подпись, подготовить скан-копии прилагаемых к заявлению о государственной регистрации прав документов.

Важно, что законодатель закрепил право представить документы на государственную регистрацию за нотариусом, в случае, если он совершил соответствующее нотариальное действие, а также органом государственной власти или органом местного самоуправления в случае, если право, ограничение права, обременение объекта недвижимого имущества возникли на основании акта этого органа и (или) заключенной с ним сделки.

Таким образом, благодаря современным информационным технологиям у граждан и бизнеса появилась возможность дистанционно обратиться в Росреестр за получением одной из наиболее популярных государственных услуг.

Крупнейшим потребителем услуг ведомства посредством сервиса прямого доступа является Сбербанк России в рамках совместного проекта электронного взаимодействия Росреестра и банка по электронной регистрации недвижимости, приобретаемой в ипотеку. Совместный проект Росреестра и Сбербанка позволяет гражданам и бизнесу при получении ипотечного кредита прямо в офисе банка, без посещения ведомства или многофункционального центра «Мои документы» подавать документы на регистрацию перехода права в электронном виде. Эту операцию выполняют сотрудники Сбербанка с использованием специального электронного сервиса. При таком способе подачи документов срок получения услуги сокращается до 5 дней, а для физических лиц на 30% снижается размер госпошлины.

Возможность зарегистрировать недвижимость, не выходя из офиса банка, сегодня доступна в более 100 городах России, в том числе и в г. Кургане, на сегодняшний день по этой услуге обратилось более 300.

Просмотров: 895 | Дата размещения: 09.06.2017

Источник

Тема 5. Электронные государственные и муниципальные услуги

Перечень электронных услуг, доступных в настоящее время и в ближайшем будущем. Наиболее значимые электронные услуги для пожилых людей.Возможности их реализации по регионам России. Региональные порталы, возможности и перспективы их использования.

Перевод государственных услуг в электронный формат осуществляется как в развитых, так и в развивающихся странах, и является необходимой составляющей электронного правительства. Для реализации этой задачи основополагающим является федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который определяет принципы и процедуру предоставления государственных (муниципальных) услуг, условия и порядок их оплаты, права заявителей и обязанности органов власти.

Государственные (муниципальные) услуги – это услуги, которые предоставляются физическим лицам и организациям по их запросу федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации или местными администрациями в рамках их компетенции.

Процесс предоставления государственной услуги в электронном виде предполагает:

Информацию о государственных услугах, которые могут быть предоставлены в электронном виде, можно получить на федеральном портале государственных услуг Российской Федерации (http://www.gosuslugi.ru/), при этом существуют четыре возможности классификации услуг:

Что такое электронные сервисы. Смотреть фото Что такое электронные сервисы. Смотреть картинку Что такое электронные сервисы. Картинка про Что такое электронные сервисы. Фото Что такое электронные сервисы

Рис. 5.1. Электронные государственные услуги по категориям

Что такое электронные сервисы. Смотреть фото Что такое электронные сервисы. Смотреть картинку Что такое электронные сервисы. Картинка про Что такое электронные сервисы. Фото Что такое электронные сервисы

Рис. 5.2. Электронные государственные услуги по жизненным ситуациям

Такой подход позволяет любому посетителю сайта найти необходимую услугу вне зависимости от ее ведомственной принадлежности. Получение сведений об услугах не требует процедуры регистрации на сайте. Каждой услуге дается подробная характеристика, включающая:

Перечень предоставляемых электронных услуг достаточно велик (более 300) и вряд ли имеет смысл приводить его полностью, тем более что в настоящее время бурно идет процесс добавления новых. Поэтому мы отметим лишь некоторые из них, представляющие особый интерес для пожилых людей:

Закон № 210-ФЗ предусматривает различные способы обращения получателей за электронными услугами: через веб-порталы, многофункциональные центры (МФЦ), специализированные информационные киоски (инфоматы) и с помощью обращения в центры телефонного обслуживания (так называемые колл-центры). Планируется в будущем организовать доступ к услугам с мобильного телефона и при помощи приставок для приема цифрового телевидения.

Однако многим людям старшего возраста, кому трудно работать с электронными устройствами, удобнее будет прийти в МФЦ своего населенного пункта и подать свой запрос лично в электронной или письменной форме, получив консультацию сотрудника центра. Центры телефонного обслуживания как общие, так и специализированные (например, сюжет про опыт реализации проекта «Забота») осуществляют важную функцию именно для лиц старшего возраста и тех, кто неуверенно пользуется компьютером. В частности пожилой человек, позвонив в такой центр, получает консультацию и содействие сотрудника, который в свою очередь взаимодействует с ресурсами и системами «электронного правительства». Аналогично выстраивается и работа операторов многофункциональных центров, которые могут не только дать консультацию и информацию, но и после удостоверения личности обратившегося от его имени взаимодействовать с государственными информационными системами и оформлять электронную услугу.

По способам взаимодействия с органами власти можно выделить четыре типа услуг (таблица 1).

Таблица 1. Типы электронных государственных услуг

Источник

Сага об электронных услугах и местах их оказания. Часть 1. Электронная услуга

I. Вступление

Недавно окунули меня в одну интересную тему, связанную с виртуализацией деятельности организаций, в хорошем смысле этого слова. Не предприятий, а именно организаций, как некоего объединения граждан, не важно коммерческого или общественного. Поскольку человек, втянувший меня в тему, тесно связан с услугами интернет провайдинга, то его лоббистский взгляд на виртуальное учреждение выражается в раздаче (небескорыстно конечно) всем субъектам, задействованным в нем, уникальных адресов. Как бы застолбить в виртуальном пространстве рабочие кабинеты. Что там будет в них происходить дальше, дело второе. Ну его интерес понятен. А в чем же в этой схеме интерес владельцев и клиентов этих кабинетов?

В моем понимании гражданам заманчиво получить услугу. Да такую, чтобы все быстро и без особых нервов, а не захватывающее шатание по кабинетам, пусть даже виртуальным и очень красивым. Это тот случай, когда лучше одно очень маленькое, но очень удобное единое окошко, чем множество больших и красивых кабинетов. Подал я скажем заявку на оказание услуги, да не простой, а комплексной, затрагивающей множество сфер ответственности и жду себе. А оно уже там как-то само, само. Собралось с силами, набралось наглости и прошлось по кабинетам. Собрало все визы и справки, выяснило чего не хватает, затребовало их у других электронных сервисов и таки оказало мне требуемую любезность. И что немаловажно, тут же сообщило мне о результате.

В связи с такой разницей в подходах, долго не мог подобраться в плотную к анализу затронутой темы и сопряжению этих полярных позиций. Как наполнить бездушные электронные кабинеты — благополучием граждан, осчастливленных качественной и своевременной услугой?

II. Анализ явления электронной услуги

Работать с людьми легко. Трудно работать с живыми людьми.
Александр Кулич.

1. Электронная услуга и процесс ее оказания

Пройдемся по определениям. И начнем с услуги в общем:

Услуга — результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществлённого при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна (1).

А теперь напустим виртуальности:

Электронная услуга — это услуга по удовлетворению информационных потребностей пользователя, имеющая компьютерную или электронную форму предоставления.

И вот еще интересное уточнение:

Электронные услуги являются разновидностью информационных услуг. Электронная форма означает возможность визуализации продукта или услуги с помощью автоматизированных или компьютерных средств визуализации (2).

Как же взаимодействие с электронной услугой может проистекать живьем?

Обычно все начинается с возникновения острой (или не очень) потребности в получении услуги ее потенциальным клиентом. Но сплошь и рядом не все так просто. Иногда человек чего-то сильно хочет, но даже для себя самого не может сформулировать сие. А вот если бы ему кто-то предложил варианты, то он возможно и разобрался бы в своих ощущениях, и быть может сделал достойный выбор. Или бывает так, что для достижения цели человеку необходимо проделать такие шаги, которые у него в голове ну ни никак не сочетаются с это самой целью.

Поэтому клиент должен сначала внятно сформулировать свое ожидание, прежде всего для себя самого. Впрочем, в подобных случаях разобраться со своим внутренним миром ему может помочь исполнитель услуги, ведь он давно в этой теме, повидал всякое и на этом деле уже собаку съел. Задав наводящие вопросы, не перебивая Вас и не брюзжа на ухо, электронный помощник посодействует формированию запроса на осуществление Вашего желания. По существу – это уже и есть первый шаг оказания услуги. Причем именно этот шаг может оказаться наиважнейшим из всех последующих. Ведь на нем все может и закончиться. Человек возможно попросту осознает, что ему и так всего хватает и он вполне счастлив и безо всяких этих услуг.

В результате всех этих предварительных маневров, хорошо бы получить подтверждение, что осуществитель желания, запрос принял, запрос соответствует ожиданиям клиента, и в конечном итоге возникло обязательство: в некий срок, за деньги или из интереса, оказать оговоренную услугу. Это первый этап. Фактически возникает контракт с обязательствами сторон.
Что такое электронные сервисы. Смотреть фото Что такое электронные сервисы. Смотреть картинку Что такое электронные сервисы. Картинка про Что такое электронные сервисы. Фото Что такое электронные сервисы
Рисунок 1. Процесс заказа электронной услугой

На рисунке 1 схематично показан процесс заказа электронной услуги. Голубые прямоугольники стреловидной формы показывают функции, в том порядке, в котором они должны происходить. Сверху и снизу изображены важные элементы процесса. Стрелки с надписями между элементами и функциями показывают их ассоциацию.

После, для воплощения в жизнь достигнутых договоренностей, исполнитель услуги должен будет реализовать принятые на себя обязательства. Но в ходе исполнения, ситуация может сложится так, что он сам будет вынужден запросить «помощи зала», в тех процедурах, в которых не имеет достаточной компетенции. К процессу подключатся прочие уполномоченные электронные соисполнители услуги.

И вот по совершению цепочки действий, при условии, что все пройдет гладко, миру явится некий продукт. В идеале, именно тот, который изначально и требовался заказчику услуги. Ну или по крайней мере можно надеяться, что именно это результат его не огорчит. Но это уже тема для специалистов по управлению качеством, им и оставим ее для анализа.

Заключительным этапом должна состояться передача продукта услуги потребителю, после чего стороны смогут подтвердить приемлемое достижение своих целей.

Если цели потребителя понятны и прозрачны, то у исполнителя они могут быть самые разнообразные: от коммерческих, до добродетельных.

Таким образом у нас сформировался следующий алгоритм:

2. Окружение электронной услуги

Действующие лица: Потребитель услуги и ее Исполнитель.

Оба могут быть как персоной (человеком), так и роботизированной системой (сервисом). Робот (сервис) может выступить Потребителем услуги в том случае, если он, например, является исполнителем некой активности в цепочке, и ему для выполнения своих обязательств, необходимо запросить дополнительную услугу у других сервисов услуг.

В предыдущем разделе мы не зря заострили внимание на том, что заказчик услуги сперва наперво должен грамотно сформулировать свою потребность. И в этом ему зачастую необходима помощь.

Наверняка Вам приходилось лицезреть публичное унижение человека — терминалом электронной очереди, в банке, на почте или МФЦ. Путем выбора подсказок – классификаторов, человек мучительно, шаг за шагом, а иногда и пятясь по экранам назад, формулирует свой интерес, в хорошем смысле этого слова. Происходит это потому, что те слова, которые он видит на экране терминала, не всегда совпадают с теми, которыми он описывает потребность в свей голове. И вот ему уже пару раз подсказали нужную комбинацию, и вот он уже, подходя к терминалу в следующий раз, ловко тыкает пальцами в определенные места экрана, в определенной последовательности. И даже слова в его голове подбираются уже нужные. Но через время оказывается, что разработчики ПО, идя на встречу пожеланиям заказчиков, из самых лучших побуждений, все кардинально поменяли, И блуждания в лабиринтах экранов возобновляются.

В более широком понимании, пользователь интернет пространства может поискать по разного рода наводящим запросам, соответствующую услугу на просторах глобальной сети и подобрать себе должную.

Таким образом вырисовывается первое правило электронной услуги — она должна быть доступна потребителям для использования в цифровом пространстве. Тут стоит оговориться, что это распространяется не на всех, всех, а только на тех, кому услуга собственно и предназначена. Другими словами, каждая электронная услуга должна иметь адресность — некую точку соприкосновения с собой в виртуальном пространстве. Некоторые услугу могут сбиваться в группы с единой точкой доступа, к тому же оснащенной интерфейсом пользователя. Чаще всего, это проявление именуют Порталом.

Вот мы наконец плавно подобрались к тому моменту, о котором я упоминал во вступлении. Место оказания услуги. По факту это выглядит, как некий узел исполнения пожеланий. Каждый такой узел приводит в исполнение лишь одно сообразное пожелание. Но из разных узлов простых пожеланий, можно сложить целую фабрику по осуществлению сложных многоходовых запросов. Но давайте обо все по порядку.

Далее. Когда сама электронная услуга подобрана, для того чтобы ее оказать подобающе, необходимо должным образом ее обрисовать. Ведь для выполнения действий может понадобиться некая существенная информация, без которой достигнуть результата невозможно. Следовательно электронная услуга должна быть снабжена механизмом, позволяющим задать клиенту правильные вопросы, жизненно необходимые для ее оказания. И это второе правило. Назовем этот механизм – формирование Заявки на оказание услуги.

Как в анекдоте, помните?
— Фея наколдуй мне пожалуйста…
— Я же не колдунья, а фея.
— Ну тогда нафеячь…

Как и подобает любой заявке, в ней должны быть указаны те самые обязательные атрибуты, которые нужно заполнить, невзирая ни на какие обстоятельства. Чаще всего такие реквизиты выделяют звездочкой. Не заполнены обязательные реквизиты, заявка не действительна.
А для того, чтобы не ошибаться с наполнением таких атрибутов, механизм формирования заявки должен предоставить потребителю определенный Формат, регламентирующий правила ее заполнения, а также определяющий состав тех самых правильных, уточняющих вопросов.

Ну и конечно неотъемлемой частью электронной услуги должен выступать сам механизм преобразования корректной заявки в результат, обещанный потребителю. Этот механизм может быть, как полностью автоматизированным, так и использующий вмешательство человека. Все перечисленные элементы и ассоциации их взаимодействия для наглядности представлены на рисунке 2.

Что такое электронные сервисы. Смотреть фото Что такое электронные сервисы. Смотреть картинку Что такое электронные сервисы. Картинка про Что такое электронные сервисы. Фото Что такое электронные сервисы
Рисунок 2. Окружение электронной услугой

Недавно мне посчастливилось стать участником действа по предоставлению мне электронной услуги. Ну как электронной, скажем так полуавтоматической. То есть в МФЦ, девушка приятной наружности, как раз и заполняла мою заявку, связанную с оформлением документов. В заявке были обязательные реквизиты, для заполнения которых, у меня не было актуальных данных, да и на мой взгляд, они абсолютно были не неважны по сути дела. Уговорил я девушку, уговорил хорошую, пропустить эти реквизиты под мою расписку о том, что я осознаю всю возмутительность своего поступка и предупрежден о возможных последствиях. И что ж? Потеряв больше недели времени, получил ответ, что не хватает данных, для предоставления услуги. Кого я хотел обмануть?

Тут уместно упомянуть цитату из фильма «Гражданин Икс»:

«Сила бюрократии определяется ее способностью отказать в особом подходе кому бы то ни было».

3. Способы взаимодействия с электронной услугой

Итак мы выяснили, что одной из важнейших характеристик электронной услуги является место доступа к ней и формат представления для нее информации. Это пожалуй единственный мостик, перекинутый между ее реальной и виртуальной стороной.

Изъясняясь точнее, электронная услуга должна обязательно иметь интерфейс, то есть способ взаимодействия с собой. И еще необязательно — визуальное представление этого способа. Например, форму для заполнения данных пользователем c какого-нибудь сайта, на рисунке 3 – Портал услуг.

Полученный с портала запрос на оказание услуги попадает в виде заявки через интерфейс услуги в механизм ее обработки. В конечном счете, в этом самом механизме и генерируется результат, который возвращается обратно на портал в виде информации для потребителя.
Как упоминалось выше, у электронной услуги может и не быть визуального способа взаимодействия с пользователями, в том случае, если она употребляется исключительно другими электронными сервисами, как вспомогательная. На рисунке 3 — Услуга №2.

Что такое электронные сервисы. Смотреть фото Что такое электронные сервисы. Смотреть картинку Что такое электронные сервисы. Картинка про Что такое электронные сервисы. Фото Что такое электронные сервисы
Рисунок 3. Взаимодействие с электронной услугой

Например, при отправке на сервис «Яндекс карты» (доступного в интернете) почтового адреса, можно получить в ответ его географические координаты. Или скажем, нужно уточнить для чьей-то заявки индекс, не тревожа лишний раз при этом заявителя. В таком случае электронная услуга должна определить, что в заявке не заполнен индекс, сама запросить его у сервиса «Почтовые индексы», по заполненному в заявке почтовому адресу и вписать полученный результат в заявку, без лишней волокиты и расспросов. Это и есть пример использования того самого, упомянутого нами ранее, узла по исполнению пожеланий.

В следующей части Часть 2. Электронная услуга мы поговорим об электронных кабинетах и учреждениях.

Источник

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде

Что такое электронные услуги

Перевод услуг в электронный вид является перспективным направлением, призванным облегчить жизнь населению. Долгое время граждане в различных жизненных ситуациях – от регистрации автомобиля до получения паспорта – сталкивались с волокитой, коррупцией и некомпетентностью. Основная же цель электронных услуг – максимально избавить жителей от хождения по ведомственным кабинетам при обращении к государству.

Под электронными услугами понимается такая организация взаимодействия между органами власти и населением, при которой подача заявления и необходимых документов для получения услуги осуществляется в электронном виде через Интернет. По итогам принятия решения заявителю может предоставляться результат в форме электронного документа.

С 1 апреля 2010 года граждане РФ получили возможность воспользоваться государственными услугами, предоставляемыми в электронном виде. С 1 июня 2010 года такую возможность получили и иностранцы.

Преимущества получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме:

Способы получения услуг в электронной форме

Электронный способ обращения за муниципальными услугами предусматривает подачу заявления в электронном виде:

Для доступа к услугам достаточно однократной регистрации: данные пользователя сохраняются в системе.

Для того, чтобы получить государственную и муниципальную услуг в электронной форме, нужно зарегистрироваться на Портале государственных и муниципальных услуг.

Портал государственных и муниципальных услуг – это государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.

Источник

Определение «электронной услуги» для целей «налога на Google»

Уже второй год, как в налоговом законодательстве начал использоваться термин «услуги, оказываемые в электронной форме», значимый для целей определения места реализации иностранными компаниями электронных услуг для целей НДС (широко известный, как налог на Google). Местом реализации электронных услуг с 01.01.2017 признается место осуществления деятельности покупателя этих услуг.

То есть при оказании иностранными компаниями услуг в электронной форме российским пользователям (как физическим лицам, так и организациям), эта иностранная компания обязана встать на учет в российские налоговые органы, исчислить и уплатить НДС со стоимости оказываемых услуг[1].

В первую очередь, речь идет в этом случае идет об услугах по предоставлению контента (музыка, видео, электронные книги, игры и т. д.) и (или) права доступа к программам (базам данных, онлайн-играм, социальным сетям и др.). При этом п. 1 ст. 174.2 НК РФ содержит закрытый, на первый взгляд, перечень услуг в электронной форме:

Из легального определения «услуг в электронной форме» (п. 1 ст. 174.2 НК РФ)[2] мы можем выделить три основных признака:

В связи с перечисленными признаками возникает вопрос, относятся ли к электронным услуги, оказываемых онлайн, в случае, если Интернет используется лишь как способ передачи информации или данных, а исполнитель принимает существенное личное участие в оказании услуги.

Так, в ст. 174.2 НК РФ есть прямые исключения из состава электронных в том числе следующих видов услуг:

Российское определение электронной услуги соответствует практике ЕС. В Директиве № 2006/112/ЕС Совета Европейского Союза[3] закреплено следующее определение электронной услуги – это услуги, доставляемые через Интернет либо электронную сеть, природа которых позволяет совершать их поставку полностью автоматически или с минимальным вмешательством человека; при отсутствии информационных технологий такие услуги не могли бы существовать.

По сути положения Директивы предполагают наличие трех видов поставок в сфере электронной коммерции:

Два последних вида услуг предполагают использование Интернета или иных информационно-телекоммуникационных сетей в качестве средства связи между поставщиком и покупателем, не преобразовывая при этом природы оказываемых услуг.

В России из начального текста законопроекта был изъят такой важный признак электронной услуги, как минимальная степень человеческого участия или ее полное отсутствие. Сохранение в п. 1 ст. 174.2 НК РФ лишь одного признака электронной услуги «автоматизированность» было направлено на устранение возможности субъективной оценки степени человечесвого участия. Таким образом, буквальное толкование нормы позволяет сделать вывод, что даже минимального человеческого участия в оказании услуги достаточно для выведения последней из-под действия положений ст. 174.2 НК РФ.

Однако что делать в том случае, когда предоставление прав доступа является не отдельным и самостоятельным видом деятельности, а лишь частью более широкого спектра оказываемых услуг, предоставление которых осуществляется не автоматизировано? Например, в случаях проведения онлайн обучения, в рамках которого ученикам, помимо взаимодействия с преподавателем, могут предоставляться в том числе права доступа к видео-роликам или иным учебным материалам.

Решение, предложенное в Директиве для таких случаев, видится разумным. В каждом конкретном кейсе предлагается определять:

Более того, для обложения НДС лишь части реализованной услуги (например, передачи права доступа к видеозаписям в рамках онлайн обучения), необходимо точно определить налогооблагаемую базу, т.е. определить стоимость передачи такого права в общей стоимости оказываемых услуг. В подавляющем большинстве случаев такую часть стоимости определить невозможно, что в свою очередь является еще одним эшелоном защиты таких «пакетных» услуг.

[1] Пройти НДС-регистрацию можно удаленно через онлайн-сервис «НДС-офис интернет-компании«. Сервис доступен на русском и английском языках.

Иностранная компания может самостоятельно проверить, нужно ли ей вставать на налоговый учет. Для этого предусмотрен онлайн-тест.

[4] В Директиве отдельно отмечено, что в случаях, когда поставщик и потребитель какой-либо услуги общаются по электронной почте, это само по себе не должно означать, что предоставляемая услуга является услугой, предоставляемой в электронном виде.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *