что такое радикальное движение

радикализм

Полезное

Смотреть что такое «радикализм» в других словарях:

РАДИКАЛИЗМ — (от позднелат. radicalis коренной, лат. radix корень), социальнонолитич. идеи и действия, направленные на решит. изменение существующих институтов. Р. соотносит. термин, обозначающий разрыв с признанной традицией. Исторически он… … Философская энциклопедия

РАДИКАЛИЗМ — (ново лат.). Политическая система радикалов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РАДИКАЛИЗМ Правила и стремления политической партии радикалов. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление … Словарь иностранных слов русского языка

Радикализм — и радикальная партия. Радикализм (от лат. radix, корень)политический (иногда церковный, религиозный или даже философский) естьпринцип или направление. Этим термином обозначается стремление доводитьполитическое или иное мнение до его конечных… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

радикализм — а, м. radicalisme m. 1. Мировоззрение радикалов, политика, осуществляемая радикалами. БАС 1. Он прочел руководящую статью, в которой объяснялось, что в наше время совершенно напрасно поднимается вопль о том, что будто бы радикализм угрожает… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

РАДИКАЛИЗМ — РАДИКАЛИЗМ, радикализма, мн. нет, муж. 1. Политическое направление и движение радикалов (полит.). История радикализма в Англии. 2. перен. Образ мыслей и действий, свойственны радикалу (см. радикал1 во 2 знач.; книжн.). Научный радикализм.… … Толковый словарь Ушакова

РАДИКАЛИЗМ — РАДИКАЛИЗМ, а, муж. 1. Политическое течение, ориентирующееся на проведение демократических реформ в рамках существующего строя. 2. Решительный образ действий. | прил. радикалистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова

радикализм — сущ., кол во синонимов: 1 • ультрарадикализм (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

РАДИКАЛИЗМ — (от лат. radio; корень) англ. radicalism; нем. Radikalismus. 1. Стремление, склонность к решительным мерам, к крайним решениям. 2. Соц. полит. идеи и действия, направленные на решительное изменение существующих институтов, наиболее характерно… … Энциклопедия социологии

Радикализм — идейно политическое течение и политическая деятельность, требующие решительного и глубокого, коренного изменения основных политических институтов и ценностей общества. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И … Политология. Словарь.

Радикализм — ■ Чем более скрытен, тем более опасен … Лексикон прописных истин

Источник

Радикализм как социально-политическое и идеологическое течение

Радикализм (или политический радикализм) – это совокупность политических методов, идей, движений, идеологий, объединений, которые выступают за радикальное изменение общества, бескомпромиссное достижение своих политических целей, фундаментальных изменений государственных или общественных отношений (как правило, считая крайние средства главными, а решительные изменения – конечными).

Также под радикализмом понимают:

Слово «радикализм» происходит от латинского слова «radix» (корень) и описывает стремление найти корень социальных и политических проблем, решить их как можно более комплексно, полно и устойчиво. Этот термин и сегодня всё ещё сохраняет коннотацию «изменения в корне», которая является фундаментальной для революционных социальных изменений.

Сферы и формы радикализма

Радикализм проявляется в различных сферах:

Это направление, которое полностью не согласно с господствующими социально-политическими взглядами.

Радикализм бывает разных форм:

Радикализм как крайне левое течение

Радикализм чаще всего касается крайне левых политических течений. В отличие от радикалов, правых называют реакционерами. Исторически радикалами считались:

Основные черты радикализма

что такое радикальное движение. Смотреть фото что такое радикальное движение. Смотреть картинку что такое радикальное движение. Картинка про что такое радикальное движение. Фото что такое радикальное движение

Радикализм противоположен консерватизму, умеренности и традиционализму. Радикализм как социально-политический феномен является специфическим типом мышления и комплексом решительных бескомпромиссных действий, ориентированных на обновление общественных отношений путём революционной трансформации базовых принципов общества.

Теория и практика, заключается в отстаивании и применении решительных действий, направленных на осуществление коренных социальных преобразований. Политический радикализм как социально-культурный феномен заключается в ценностных организациях на оппозиционность к существующим структурам, на быстрый темп изменений, на примат силовых методов в достижении политических целей.

Радикализм возник в Англии в конце XVIII в. В эпоху промышленности XIX-XX вв. стал идеологией и практикой социал-демократических и социалистических партий.

Радикализм не отождествляется с нигилизмом, который отрицает конструктивный подход к социально-политическим преобразованиям и решению существующих проблем и вопросов. Важной чертой радикализма является стремление последовательно проводить политику глубоких позитивных изменений в общественной жизни или в определённых областях.

История

Значение слова «радикализм» на протяжении истории менялось. Понятие «радикализм» возникло в Великобритании в конце XVIII в. (во времена промышленной революции) под влиянием Великой французской революции. Главарь британских вигов Чарльз Фокс первым употребил слово «радикалы» для обозначения сторонников решительного разрыва с прошлым и «коренных» изменений в европейских государствах по примеру Франции.

Затем термин «радикализм» быстро распространился в Западной Европе. Там радикализмом называли различными политические, философские, религиозные, культурные, образовательные и экономические течениями, представители которых выступали за модернизацию общества на основе капиталистических отношений для преодоления пережитков феодализма в экономической, политической и духовной сфере общества.

В XIX-XX вв. радикализм был сконцентрирован в идеологии и политических программах левых партий социалистической, социал-демократической, коммунистической ориентации, в программах национально-освободительных движений Азии, Африки и Латинской Америки.

В то время радикализм идентифицировали с демократическим крылом либерализма. В отличие от умеренного крыла, радикализм выступал за следующие реформы:

В большинстве стран Европы возникли радикальные партии (лаицизм, национализм, социал-реформизм и др.). Позже, радикализм отождествлялся с анархизмом, социализмом, cуфражизмом, большевизмом и нацизмом.

Радикализм выступал за либеральную свободу и демократию XIX в. и долгое время служил политическим направлением для левых буржуазных течений (леволиберальный политический спектр).

Этот термин по-прежнему обозначает леволиберальные и радикальные демократические партии, особенно в романских странах (таких, как Франция и Италия).

Радикальные демократические течения

что такое радикальное движение. Смотреть фото что такое радикальное движение. Смотреть картинку что такое радикальное движение. Картинка про что такое радикальное движение. Фото что такое радикальное движение

Из-за связи между радикальными, буржуазно-либеральными и левыми политическими силами, основанными на социализме, в течение ХХ в. возник новый термин – «радикально-демократический». Это слово используется для выражения групп совершенно различных политических ориентаций, которые хотят подчеркнуть своё явно демократическое понимание политики.

Спектр этого термина варьируется:

Либеральный радикализм

В Европе XIX – начала XX вв. «радикалами» были сторонники политического либерализма, принадлежавшие к левому крылу либерального движения. Все либеральные подходы изначально были направлены на устойчивое изменение политической ситуации. В частности, требование конституции (конституционализм) и отказ от абсолютистского и автократического понимания власти.

Радикалы отличались от более умеренных либералов в основном своими особо далеко идущими политическими целями и остротой дискуссии. Во многих случаях дифференциация либерального спектра этого периода может определяться, в частности, тем, требуется ли конституционная монархия или преследуется ли радикальная цель республики (отмена монархии).

Заметная дифференциация внутри либерального лагеря впервые произошла во время правления «короля-гражданина» Луи-Филиппа во Франции, который первоначально был приписан к либеральному движению и пострадал от буржуазно-либеральной революции (июльская революция 1830 г.). Он пришёл к власти, свергнув реакционный режим Бурбонов.

Французская буржуазия, однако, всё больше разочаровывалась в июльской монархии, и радикалы особенно требовали, чтобы избирательное право при переписи населения было заменено всеобщим свободным избирательным правом мужчин, и хотели добиться полной и немедленной замены феодального бремени. Недовольство более радикальных либералов в конце концов привело к Февральской революции 1848 г. и революционным потрясениям, которые она спровоцировала по всей Европе. Это крыло либералов было «радикальным» как по своим целям (радикально-демократическое), так и по используемым средствам (свержение правительств).

В различных кантонах Швейцарии вскоре после июльской революции 1830 г. произошли решительные «радикальные» перевороты, так называемое либеральное «возрождение». В 1844-1845 гг. радикалы организовали так называемые свободные марши против консервативно управляемого кантона Люцерн, чтобы вызвать насильственное свержение режима.

После 1847 г. термины «радикальный», «свободолюбивый» или «либеральный» часто использовались в Швейцарии в том же значении. В Швейцарии свободная демократическая партия называла себя радикально-демократической партией.

В католических странах, таких как Испания или Чили, в которых Церковь функционировала как краеугольный камень консервативного общественного строя, радикальное крыло либерального движения (как правило, уже светское) отстаивало особенно сильный антиклерикализм и секуляризацию общества.

В Германии радикальные демократы и ранние социалистические революционеры были особенно хорошо представлены в Бадене в 1848 г. Позже левое крыло либералов, в отличие от национал-либералов, стало прямо именоваться радикальными либералами. Демократически-республиканские силы империи были объединены в Немецкую народную партию, а позже – в Германскую либеральную партию.

Недостатки и угрозы политического радикализма

что такое радикальное движение. Смотреть фото что такое радикальное движение. Смотреть картинку что такое радикальное движение. Картинка про что такое радикальное движение. Фото что такое радикальное движение

Сегодня понятие «радикализм» на языке большинства средств массовой информации находится в серой зоне между «демократией» и «экстремизмом». Радикализм больше не воспринимается как воплощение либеральной и демократической политической позицией. Напротив, выражение «политически радикальный» в нынешнем общем понимании является антидемократическим отношением, направленном на отмену существующей системы или верховенства закона в пользу авторитарной или даже тоталитарной системы.

В результате радикализм снова рассматривается как опасность, но на этот раз для правящего демократического строя. Политически он может располагаться как слева, так и справа, или он также может существовать в форме политико-религиозного фундаментализма.

«Радикализм» по-прежнему имеет более позитивный оттенок, чем «экстремизм», и обычно воспринимается как менее «угрожающий». Атрибут «радикальный» может обозначать особую последовательность и решительность в выборе, а также в достижении и реализации всеобъемлющих целей.

Во второй половине XX в. радикализм быстро приобрёл уничижительное название, что выражается в иронично провокационном приговоре, скандированном на демонстрациях: «Мы – небольшое радикальное меньшинство». Такие «радикалы» видели свою (позитивно понимаемую) радикальность в основном в своих целях, но не в своих методах (революция, насилие). Атрибут «экстремистский» радикалы трактовали как дискредитацию, отвергая это название для себя.

В XXI в. происходят радикальные религиозные, особенно радикальные исламские усилия, которые в конечном итоге направлены на свержение либерального порядка и установление теократии. Многие западные европейцы сегодня думают о слове «радикальный» иначе, чем несколько десятилетий назад, в первую очередь об исламистском или в целом религиозном экстремизме.

Философ Гельмут Плесснер определял радикализм как «убеждённость в том, что по-настоящему великие и хорошие вещи могут возникать только в результате сознательного возвращения к корням существования; вера в исцеляющую силу крайностей, метод противостояния всем традиционным ценностям и компромиссам. Социальный радикализм, таким образом, является оппозицией существующему, поскольку он всегда включает определённый баланс между конфликтующими силами человеческой природы и подчиняется законам реализации, принуждению возможного».

Плесснер видел социальные механизмы, такие как такт, дипломатия, престиж, церемония, соответствующими психической структуре человека и, следовательно, эффективными для поддержания гуманного общества. Социальный радикализм отвергается им как «этика бестактности».

Источник

Значение слова «радикализм»

что такое радикальное движение. Смотреть фото что такое радикальное движение. Смотреть картинку что такое радикальное движение. Картинка про что такое радикальное движение. Фото что такое радикальное движение

1. Отстаивание и применение коренных, решительных мер в разрешении вопросов теории и практики.

2. Буржуазное или мелкобуржуазное политическое течение, выступающее за проведение демократических реформ при сохранении основ буржуазного строя.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Феномен часто получает распространение в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и привычному укладу общества или определённых его слоёв и групп. «Этим термином обозначается стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не примиряясь ни с какими компромиссами».

РАДИКАЛИ’ЗМ, а, мн. нет, м. 1. Политическое направление и движение радикалов (полит.). История радикализма в Англии. 2. перен. Образ мыслей и действий, свойственны радикалу (см. радикал 1 во 2 знач.; книжн.). Научный р.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

радикали́зм

1. образ мыслей и действий, свойственный радикалу; политическая смелость, решительность ◆ Как отмечает Ключевский, русское вольтерианство развивало радикализм и нигилизм. Б.Н. Бессонов, «Русская идея», 1993 г.

2. общественно-политическая позиция партии или группы лиц, добивающейся коренных изменений культурно-политических отношений путём быстрых реформ, кардинальной смены политического курса и отвергающей возможность компромиссных решений

Делаем Карту слов лучше вместе

что такое радикальное движение. Смотреть фото что такое радикальное движение. Смотреть картинку что такое радикальное движение. Картинка про что такое радикальное движение. Фото что такое радикальное движениеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: олений — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Российский радикализм

Весь ХХ век, начиная с октября 1917г., прошёл в России под знаком радикальной идеологии. Радикализм-radix (корень) обозначает идейно-политическое направление, ставшее целью разрешить коренные, глубинные проблемы общества, в корне изменить общ. положение. Этот термин был впервые употреблён М.Катковым в 1840г. в журнале «Отечественные записки». В российской публицистике ХIХ-начале ХХв. радикализм был синонимом нигилизма, бунтарства (негативщина).

Радикализм включает широкий спектр идейно-полит. течений, задача которых заключается в фундаментальной перемене общества, в разрушении старой общ. Системы. Сюда входят революционеры всех оттенков и направлений (социалисты, социал-демократы, марксисты, троцкисты, анархисты, фашисты). В зависимости от полит. Окраски он делится на правый и левый. Действия радикально настроенных лиц нередко вызывали не столько возмущение, сколько сочувствие, преклонение перед их самоотверженностью, самоотдачей в борьбе за поставленные ими идейно-политические цели и идеалы.

В структуре радикального полит. сознания можно выделить следующие компоненты:
• Идея отрицания.
• Преобладание разрушительных (деструктивных) начал над созидающими.
• Резкая критика сущего (общественного строя)
• Желание и осуществление немедленных политических действий, политическое нетерпение.

Радикализм рождается в острые, переломные моменты истории, когда общество в силу ряда обстоятельств готово к принятию крайних идей. Идеи решить сложные, противоречивые, глубинные социально-экономические. И иные проблемы простыми методами и средствами.

Социальной основой российского радикализма выступали широкие слои общества. К особенностям российского радикализма следует отнести непредсказуемость политических действий. (террор, взятие заложников…). Он ещё носил на общем фоне высокой религиозности общества атеистический характер. Идея Господа мешала творить беззакония, от неё следовало освободиться. Радикальные идеи связывались в первую очередь с молодёжью, с молодыми интеллигентами. Радикальная идея формировалась как внутри, так и вне России, испытывала влияние Запада. Они сливались с отечественными, принимали нац. Окраску(большевизм, троцкизм, сталинизм).

Ленин: «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа». Декабристы оценивались как революционеры, однако постоянно подчёркивалась их дворянская классовая ограниченность, их неспособность добиться победы без поддержки народа. До 1860г. они объявлялись гос. преступниками (М.Корф). Глубинными причинами движения декабристов стали следующие: влияние идей французской революции 1789-1794гг., испанской рев. 1820г., а также настроения, связанные в войне 1812г. и идеи Радищева. С точки зрения политической, декабристы, являлись гос. преступниками, участниками военного заговора. С точки зрения нравственной в их движении впервые обозначилось стремление русской интеллигенции пострадать за русский народ. Высоко оценен и подвиг жен декабристов, последовавших за своими мужьями, сосланными в Сибирь.

Все декабристы ставили задачи ликвидации крепостничества и абсолютной монархии, сословных привилегий, провозглашение демократических свобод, наделение крестьян землей, неприкосновенность частной собственности.

П.И. Пестель является автором программного документа под названием «Русская правда». Основными принципами организации государства Пестель считал: верховенство народа над властью; ликвидацию любой формы монархии (истребление всей царской фамилии); отказ от федеративного государственного устройства. Российская республика, по Пестелю, объявлялась централизованным государством со столицей в Нижнем Новгороде, переименованной во Владимир. Высшим законодательным органом должно стать Народное вече. Высшим контрольным органом – Народный Собор (120чел). Отменялся имущественный ценз при избрании на гос. должности. Провозглашалась личная свобода, неприкосновенность личности, жилища, собственности, равенство перед законом, ликвидация сословий. Все граждане. Крепостное право отменялось, крестьяне наделялись землей. Земля делилась на общественную и частную. Пестель предлагал конфискацию церковных земель. В судебной сфере – отмена смертной казни.

Никита Муравьев – автор «Конституции». По его проекту Россия объявлялась федеративным государством. Столица- Нижний Новгород, переименованный в Славянск. Принцип разделения властей. Законодательная власть – двухпалатное народное вече, состоявшее из Верхней Думы и Палаты народных представителей. Высшая исполнительная власть принадлежала императору. Самому императору запрещалось покидать пределы России. Муравьев допускал провозглашение республики, если император откажется принять Конституцию. По его проекту в России учреждалась выборность и сменяемость судей всех уровней, вводился институт присяжных заседателей, адвокатов. «Конституция» определяла равенство граждан перед законом, свободу слова, печати, вероисповеданий, ликвидацию крепостного права, отмену «табеля о рангах». По сравнению с «Русской правдой» Пестеля «Конституция» Муравьева носила более умеренный характер. Вводился имущественный ценз для избирателей. Земля оставалась в собственности помещиков. Освобождение крестьян – при выплате компенсации помещикам.

Декабристы оказали огромное влияние на своих современников (Пушкин, Вяземский, Дельвиг и др.), на последующие поколения революционеров (Герцен, Огарев, петрашевцы). Сами они стали первыми революционерами, попытавшимися осуществить на практике свои теоретические воззрения.

Кружок М.В. Петрашевского возник в 1845г. в Петербурге и действовал до 22.04.1849г., когда его участники(34) были арестованы и заключены в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. 23 были преданы военному суду, 21 приговорён к расстрелу заменённому ссылкой на каторгу, в арестантские роты, войска, действующие на Кавказе.

Социальной базой петрашевцев была военная молодежь, разночинная интеллигенция, студенчество. Они занимались в основном теорий. Дискуссиями фр. утописта-социалиста Ш. Фурье. В 1848-1849гг. в деятельности кружка стали обозначаться полит. вопросы, включавшие обсуждение возможности революции в России, об освобождении крестьян, о судебной реформе, отмене цензуры… С осени 1848г. среди членов кружка стали распространяться идеи о создании тайного общества и организации восстания против самодержавия. Петрашевцы не рассматривали пролетариат как самостоятельную силу. В вопросе гос. устройства (Беклемишев, Данилевский) стояли на либеральных позициях, отстаивая конституционную монархию. Другие (Петрашевский, Спешнев, Баласогло) выступали против совр. Российской монархии, защищали демократическую республику. Сам Петрашевский глубоко критиковал абсолютизм, был сторонником федеративной республики по типу США. Вообще их идеи тесно переплетались с социализмом. По их мнению, он был провозглашён в древности Иисусом Христом в его учении «о любви к ближнему» и «прощении обид».

В1840-е гг. среди отечественной интеллигенции формировались революционно-демократические идеи.

Н.Г. Чернышевский (1828-1870гг.) Он родился в семье священника, в 1842-1846гг. учился в Саратовской духовной семинарии. В 1850 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Стал главным редактором журнала «Современник». На рубеже 1850-1860-х гг. Чернышевский создал подпольную рев. организацию «Земля и воля», готовил антиправительственные прокламации, призывавшие к свержению самодержавия. 7 июля 1862г. Чернышевский был арестован. До мая 1864г. он содержался в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. В феврале 1864г. был приговорён к 14 годам каторжных работ, бессрочному поселению в Сибири и лишению всех прав состояния.

Социально-политическая проблематика изложена Чернышевским в его романах «Что делать?», «Письма без адреса». Главным препятствием на пути к новому обществу он видел в крепостничестве и самодержавие. Считал возможным переход к социализму через сельскую общину. В романе «Что делать» нарисовано будущее соц. общество (сны Веры Павловны). Он представлял соц. хозяйство как крупное промышленное производство, состоящее из промышленных и с/х товариществ, обеспечивающих друг друга продуктами своего труда, основанного на планомерном начале. Его учения оказали влияние на Г.В. Плеханова и В.И. Ленина.

Н.А. Добролюбов (1836-1861гг.) родился в Нижнем Новгороде в семье священника. Учился в духовной семинарии, однако затем, избрал путь просвещения, поступив в 1853г. в Главный педагогический институт в Петербурге на историко-филологический факультет. После окончания института он был принят на работу в журнал «Современник». Его взгляды сходны с идеями Белинского, Герцена, Огарева, Чернышевского и др. рев. демократов. Он отстаивал рев. путь развития России, считая, что Россия может избежать тех трудностей развития, с которыми столкнулась Зап. Европа. Добролюбов пропагандировал идеи народной революции. Его статьи: «Темное царство», «Луч света в темном царстве», «Когда же придет настоящий день?».

Теоретические воззрения революционных демократов о средствах и способах достижения поставленной полит. цели составили идейное основание развернувшегося в России со второй половины 1860-х гг. массового террора, создание террористических организаций.

В конце 1850-х гг. Лавров сблизился с Чернышевским, участвовал в организации «Земля и воля». В начале 1870г. Лавров эмигрировал из России и поселился в Париже, вступил в I Интернационал. По Лаврову, общественное развитие не зависит от объективных законов, по которым развивается природа. Он делал вывод о господстве в социологии субъективного метода (метода самонаблюдения). По Лаврову, каждое действие человека в своей первооснове исходит из стремления к удовлетворению своих потребностей, из достижения удовольствия. В дальнейшем познание и творчество выводят человека за рамки его первоначальных потребностей, к которым добавляются долг, обязанности. Особую роль играет идеал достоинства личности, стремясь к которому личность вступает в контакты с другими людьми, и приходит к признанию их достоинства и права развитие. Решающую роль в этом играет чувство справедливости.

Н.К. Михайловский (1884-1904гг.) Один из видных теоретиков народничества 1880-1890-х гг. Он учился в Костромской гимназии, затем в Петербургском институте горных инженеров. За участие в студенческом движении был исключён из института. С 1868г. работал в журнале «Отечественные записки». Будучи приверженцем и продолжателем субъективного метода Лаврова, Михайловский подчёркивал активную роль личности в истории прогрессе, способность её противостоять стихийности свободного выбора деятельности, нравственных оценок и идеалов. Главную роль в истории, по его мнению, играли выдающиеся личности, народу отводилось пассивное место ожидания появления такой личности-«героя», способного вовлечь массы в борьбу силою своего личного примера. Концепция «героев и толпы». Михайловский стоял на точке зрения общинного социализма. Крестьянская община в России, по его представлению, находится выше по уровню развития, чем капиталистическое общество на Западе, поэтому община ближе к социализму.

М.А. Бакунин (1814-1876гг.) Он учился в Петербургском артиллерийском училище, служил в армии. В 1834г. вышел в отставку, поселился в Москве, где примкнул к кружку Станкевича. В 1840г. выехал в Германию, учился в Берлинском университете. Имел близкое знакомство с П.Прудоном и К.Марксом, дважды приговаривался к смертной казни саксонским и австрийским судом. В 1851г. был выдан российскому правительству и сослан в Сибирь. В 1861г. бежал из Сибири, вновь включился в полит. борьбу. В 1864г. он вступил в Международное товарищество рабочих(I Интернационал), оказывал влияние на деятельность его секций. За пропаганду анархистских идей в 1872г. на Гаагском конгрессе I Интернационала Бакунин был исключён из его рядов. В 1870 и в 1873-1874гг. он участвовал в Лионском восстании, в восстаниях в Италии и Испании.

Идейно-полит. взгляды его как теоретика анархизма сформировались в 1840-х гг. под влиянием западноевропейской мысли (Прудон). Анархизм Бакунина имел социальной основой мелкобуржуазные и люмпен-пролетарские слои, страдавшие от наступления капитализма.

Бакунин объявлял основным законом общества закон социальной солидарности и закон свободы. Составным элементом свободы является бунт, бунтарская природа человека. Бунт возможен против двух социальных институтов: церкви и государства. Он считал государство злом, носящим исторический характер, временным явлением в истории общества. Бакунин не выступал против государства вообще, а только против строго централизованного, авторитарно-самодержавного, чиновничьего, власть и политика которого освящена церковью. Государство представало в качестве искусственного продукта привилегированных слоёв общества. Государство растворится в обществе, в котором будут уничтожены неравенство, угнетение, создадутся условия для свободы личности. Бакунин полагал, что в славянских странах решающую роль в социалистическом переустройстве общества должны сыграть крестьяне. Требования к немедленному бунту, рев. действиям, разрушению самодержавия находили горячий отклик среди радикальной молодёжи. Идеи Бакунина получили дальнейшее воплощение в теоретических построениях П.А. Кропоткина.

П.Н. Ткачёв (1844-1885гг.) Бланкист. Из мелкопоместной дворянской семьи. В 1861г. он поступил на юридич. факультет Петербургского университета, участвовал в студенческом движении. В 1865-1866 гг. Ткачёв сблизился с народническим кружком Ишутина, Худякова. С 1862г. появились первые публикации Ткачёва в демократической прессе. За написание воззвания «К обществу» он был арестован, осуждён, и, отбыв в заключение 4 года, выслан в Великие Луки в начале 1873г. В декабре 1873г. он эмигрировал за границу, где сблизился с Лавровым, сотрудничал в его журнале «Вперёд». Вскоре он обвинил Лаврова в либерализме и стал пропагандировать свои идеи в журнале «Набат». В 1877г. Ткачёв и его сторонники создали тайное общество народного освобождения, близкое по программе и тактике народнической организации «Народная воля». С 1878г. Ткачёв жил в Париже, сотрудничал в бланкистской газете «Ни бога, ни хозяина».

Политические воззрения Ткачёва формировались под воздействием идей Чернышевского, Писарева, французского социалиста О. Бланки. В основу политической идеологии был положен общий народнический тезис о гибельности капитализма для народной российской жизни. Ткачёв полагал, что наше государство-фикция, не имеющее в народной жизни никаких корней. Русский народ, считал Ткачёв, доведённый до нищеты и отчаяния, ненавидит угнетателей, но самостоятельно не может выступить против них. Народ ожидает революционеров, которые смогут добиться его освобождения. Группа революционеров должна освободить народ. «Задача революционеров не готовить, а делать революцию».

Вывод об относительной лёгкости революционного переворота Ткачёв понимал, как и многие народники, что государство не имеет прочных корней в обществе, оно как бы «висит в воздухе». После захвата власти революционерами Ткачёв ставил задачу превратить консервативное государство в революционное. Необходимость создания «Народной думы», проведение преобразований, реформирование крестьянской общины. Ткачёв предполагал проведение постепенной экспроприации орудий производства, передачу их из частного владения в общее пользование, устранение неравенства между людьми. Он за немедленный политический переворот, захват власти рев. меньшинством. Гений и талант среди народничества.

В июне 1879г. в Воронеже состоялся съезд «Земли и Воли», принявший компромиссное решение о сочетании всех форм борьбы. Противником террора на съезде выступил Плеханов, который, оказавшись почти в одиночестве, покинул съезд. Однако компромисс был непродолжительным: в августе 1879г. в Петербурге на новом съезде произошел окончательный раскол «Земли и воли», разделившейся на «Чёрный передел» и «Народную волю». Чёрнопередельцы продолжили пропаганду в деревне, но терпели неудачи. Многие были арестованы.

В 1899г. в Минске была создана Рабочая партия полит. освобождения России (РППОР). В 1900г. возникла «Южная партия эсеров», издавшая «Манифест». Осенью 1901г. было положено начало объединению неонароднических групп России и зарубежных в единую организацию, преодолению разногласий между правыми и левыми эсерами. В январе 1902г. в газете «Революционная Россия» было объявлено об образовании партии. В мае 1904г. была опубликована программа об особом пути России к социализму. Особое внимание эсеры уделяли крестьянству. Помочь ему должна интеллигенция. Исходным основанием соц. Доктрины эсеров было положение о социализации земли. Социализация земли означала отмену частной собственности на землю без выкупа. Они исходили из традиционных представлений русского крестьянства о том, что земля ничья, что она должна принадлежать тем, кто на ней трудится.

С весны 1918г. руководство партии эсеров приняло решение о начале вооружённой борьбы против советской власти. С 1920г. часть эсеров эмигрировала Летом 1922г. в Москве состоялся судебный процесс над членами ЦК партии. С 1925г. деятельность партии в России прекратилась.

В.М. Чернов (1873-1952гг.). Выходец из дворянской семьи. Учился в саратовской гимназии. После окончания её в Дерпте (1892) поступил в Московский университет на юридический факультет, включился в рев. студенческое движение. В теоретическом плане Чернов с начала ХХв. Вёл работу по европеизации народнических идей и создании социалистической доктрины с учётом преобладания в стране крестьянского населения. Его идеи заложили основы неонароднической идеологии. Он объединил в один класс трудовое крестьянство и пролетариат, обозначая их понятием «рабочий класс». Чернов связывал изменения в положении крестьянства с переходом к крупному производству, основанному на социалистических началах; через социализацию земли кооперацию.

После прихода к власти большевиков занимал осторожную позицию, выступая против террора в отношении их. 5.01.1918г. избран председателем Учредительного собрания. В сентябре 1920г. Чернов выехал за границу. Режим Сталина он оценивал как «госкапитализм». С 1940г. обосновался в Нью-Йорке, издавая эсеровский журнал «За свободу».

А.Ф. Керенский (22 апреля 1881-1970гг.) Родился в Симбирске. Отец- директор гимназии, где учился Ленин. В 1899г. поступил на историко-философский факультет Петербургского университета, затем перевёлся на юридический, закончив в 1904г. Был принят в коллегию адвокатов. Широкую известность Керенский приобрёл благодаря своей адвокатской деятельности, выступая на процессах по делу партии «Дашнакцутюн» (1912г.), по делу депутатов-большевиков IV Гос. думы (1915г.). Он возглавил думскую комиссию по расследованию трагических событий расстрела рабочих Ленских приисков в 1912г., участвовал в мероприятиях по защите М. Бейлиса (1913г.).

В 1912г. Керенский был избран депутатом IV Госдумы по списку Трудовой группы, а с 1915г. стал председателем фракции трудовиков в Думе. С 1912 по февраль 1917 г. участвовал и руководил масонской организацией «Великий Восток народов России». Во время Февральской рев. Керенский был избран во временный комитет Госдумы, зам. Председателя Петроградского Совета. 2 марта он стал министром юстиции Временного правительства. В марте 1917г. вступил в партию эсеров. В сентябре 1917г. возглавил третье коалиционное Правительство и находился в Петрограде. Он, постоянно лавировал между полит. силами. Авторитет правительства падал, но Керенский этого не замечал. 25 октября, в разгар большевистского переворота он покинул Питер и прибыл в Псков в штаб Северного флота за подкреплением. Опираясь на поддержку генерала П.Краснова, Керенский 31 октября предпринял попытку наступления на столицу, закончившуюся неудачей. В 1922-32гг. находился в эмиграции в Берлине и Париже. В 1950-1960гг. работали жил в США.

Разногласия с большевиками появились весной 1918г., когда они приступили к соц. преобразованиям (продотряды, комбеды, гос. монополия на хлебную торговлю). После июльских событий 1918г. Спиридонова подверглась аресту, но за заслуги перед революцией была освобождена. С 1918г. стала на путь борьбы с большевиками. С 1921г. жила в Подмосковье под надзором ВЧК. Расстреляна в сентябре 1941г.

Максималисты (ССРМ) Левые эсеры, занимались террором. В 1918г. отношения ССРМ и РКП(б) обострились. Их лозунг «Власть Советам, а не партиям». Деятели: М.Соколов, В.Мазурин, В.Виноградов
Энесы (ТНСП) Правые эсеры. Против Октября, за Учеридительное собрание. Эмигрировали в Париж, Берлин и Прагу. Деятели: А.В.Пешехонов, В.Я Мякотин и др.
Анархизм

Анархизм как идейное-политическое течение возник в 1840-е гг. в Западной Европе. Отцом анархизма называют фр. мыслителя Прудона, написавшего сочинения «Система экономических противоречий, или, Философия нищеты», «Исповедь революционера». Россия имела давние традиции анархизма, начиная с Бакунина. В 1880-1890-е и последующие годы идеология анархизма получила развития в трудах П.А. Кропоткина, основоположника анархо-коммунизма. В 1990г. в Женеве возникла Группа русских анархистов за границей во главе с М.Дайновым В 1903г. там же начала свою деятельность группа анархистов-коммунистов «Хлеб и воля» (Гогелия). Появились группы в Белостоке и Нежине.

По социальному составу анархистские организации представляли собой объединения ремесленников, студентов, торговцев, крестьян; в их составе почти не было рабочих, дворян, чиновников, купцов. Около половины состава занимали евреи, 40%-русские, украинцы, кавказцы. Анархисты никогда не объединялись в партии, их политическая философия строилась на началах индивидуализма. Им были чужды принципы коллективизма, партийной дисциплины, партийной структуры.

В период революции 1905-1907гг. в России оформились три обособленных течения анархизма: анархо-коммунизм, анархо-индивидуализм, и анархо-синдикализм. Каждое имело свою платформу, печатный орган. Анархисты активно участвовали в «экспроприациях», вооруженных нападениях и грабежах. Кризис анархизма ещё более усилился в период революции 1905-1907гг. и особенно в годы первой мировой войны, когда в их среде произошёл раскол на оборонцев (Кропоткин) и интернационалистов (Гросман, Шапиро).

Февральская революция способствовала возрождению анархизма. Анархисты настаивали на дальнейшем углублении революции, на свержение Временного правительства. Обстановка осени 1917г. была на руку анархистам. Однако с весны 1918г. разрозненные вооружённые действия анархистов были пресечены большевиками. С начала 1920-х гг. анархистское движение сходит на нет. Часть вступила в РКП(б).
Крупнейшие деятели движения: П.А. Кропоткин (1842-1921гг.), Лев (Леон) Чёрный (1878-1921гг.), Нестор Иванович Махно (1888-1934гг.).

Из троих один Махно происходил из крестьянской семьи с Украины. Знаменитое Гуляй-Поле Екатеринославской губернии. Махно организовал борьбу против немецких войск, помогал Красной Армии в борьбе против Деникина и Петлюры. Выдвигал программу создания самостоятельной крестьянской республики. В августе 1921 г. он покинул территорию Украины. Жил в Германии, Франции.

Кропоткин родился в княжеской семье. Служил в Амурском казачьем полку. Обучался на физико-математическом Факультете Петербургского университета(1867-1871гг.). Служил в Статистическом комитете Министерства внутренних дел. Был в дальнейшем арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В 1876г. бежал из заключения в Великобританию. Выступал против марксизма. Встречался с Лениным в Кремле, признал Октябрьскую революцию.

Лев Чёрный из дворянской семьи. Был студентом медицинского факультета Московского университета. Является одним из организаторов боевых групп анархистов в годы первой русской революции. Подвергался неоднократно арестам, ссылкам в Сибирь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *