что такое рабфак в ссср
Рабочие факультеты
Рабочие факультеты (рабфаки) — общеобразовательные учебные заведения (или подразделения учебных заведений) в СССР, осуществлявшие в 1920-1940-е годы подготовку в вузы молодежи, не получившей среднего образования.
Октябрьская революция 1917 года привела к коренному преобразованию университетского образования в стране.
Правилами приема в вузы, установленными декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 2 августа 1918 года, трудящимся было предоставлено право поступать в высшую школу без документа об образовании. Новые правила привлекли в вузы большое число рабочих и крестьян. Но так как у большинства желающих поступить в вуз не было соответствующей подготовки, с 1919 года в ряде университетов страны была развернута сеть подготовительных курсов (рабочих факультетов), которая должна была обеспечить необходимый уровень знаний поступающих.
Законодательно система рабочих факультетов была оформлена декретом СНК РСФСР «О рабочих факультетах» от 17 сентября 1920 года.
На рабочие факультеты принимались рабочие и крестьяне в возрасте от 16 лет, занятые физическим трудом, по командировкам предприятий, профсоюзов, партийных и советских органов; обучение на рабочих факультетах приравнивалось к работе на производстве; слушатели обеспечивались государственными стипендиями. Лица нефизического труда принимались при наличии 3-х лет (позже 4-х и 6-ти лет) партийного или комсомольского стажа и свободных мест.
В 1921/1922 учебном году на дневных отделениях рабочих факультетов был установлен трехлетний срок обучения, на вечерних — четырехлетний.
На 1 апреля 1921 года в стране было 59 рабочих факультетов, на которых обучалось в целом около 25,5 тысяч учащихся. К 1932/1933 учебному году работало свыше одной тысячи рабфаков, на которых обучалось около 350 тысяч человек.
В 1925 году рабфак окончили 6,8 тысяч человек, более половины из них поступили в технические вузы. За 1926-1929 годы в высшую школу поступило около 25 тысяч рабфаковцев.
В целях развития высшего образования среди нерусских народов на рабочих факультетах создавались национальные отделения. Срок обучения на таких отделениях и факультетах увеличивался до 4-5 лет, организовывались подготовительные группы. Образовательный ценз, в зависимости от местных условий и культурного уровня населения, мог снижаться до элементарной грамотности, например, знания первых правил арифметики. В 1924 году в РСФСР имелись два национальных рабфака и 12 отделений, в 1928/1929 учебном году — шесть национальных рабфаков и 36 отделений, охвативших свыше 40 национальностей.
В 1920-е годы рабочие факультеты являлись, по сути, краткосрочной общеобразовательной школой, готовившей пополнение для любых вузов. На рубеже 1920-1930-х годов, в рамках реформы высшего образования, они были реорганизованы по принципу специализации и целевого назначения.
С 1933/1934 учебного года все большую роль в подготовке в вузы рабочих и крестьян начинают играть средние общеобразовательные учебные заведения и вечерние школы для рабочих-производственников. Программы рабочих факультетов стали составляться на основе программ десятилеток. Постепенно рабфаки превращались в общеобразовательные школы обычного типа, а их количество неуклонно сокращалось. В конце 1930-х — начале 1940-х годов рабфаки были упразднены (последний был закрыт в Москве в октябре 1941 года).
В 1960-е годы в СССР при некоторых вузах и промышленных предприятиях стали появляться школы для рабочих-производственников с целью подготовки в вузы рабочих, уже имевших среднее образование. Массовое появление «рабфаков» нового типа привело к организации при вузах специальных подготовительных отделений, ставших впоследствии структурной частью вузов (постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 20 августа 1969 года «Об организации подготовительных отделений
при высших учебных заведениях»).
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Николай Стариков
политик, писатель, общественный деятель
Пролетарский трамплин в вуз.
Чем рабфаки были полезны советской молодежи
Пролетарский трамплин в вуз. Чем рабфаки были полезны советской молодежи
100 лет назад, 11 сентября 1919 года, в советской России зародилась система вечерних курсов по подготовке в вузы молодых людей, своевременно не получивших среднего образования.
Иогансон Б.В. Картина «Рабфак идет». 1982 год. Музей русского искусства в Киеве. Репродукция. © / РИА Новости
Постановлением Наркомпроса РСФСР «Об организации рабочих факультетов при университетах» рабфак был определён как автономное учебно-вспомогательное учреждение — специальные курсы, готовящие в кратчайший срок рабочих и крестьян в высшую школу. К 1917 году значительная часть населения Российской империи, особенно в сельской местности, Сибири и Средней Азии, была неграмотной. Большевики эту проблему отлично сознавали и после прихода к власти взялись её решать. Как водится, по-революционному.2 августа 1918 года Ленин подписал декрет о новых правилах приёма в высшие учебные заведения, который предоставил трудящимся право поступать в вузы без экзаменов и отменил плату за обучение, а также позволил посещать занятия вовсе без предъявления документа об образовании. «На первое место, — провозглашалось в декрете, — безусловно должны быть приняты лица из среды пролетариата и беднейшего крестьянства, которым будут предоставлены в широком размере стипендии».
Факультет без лишенцев
Количество желающих без всяких экзаменов и аттестатов в сентябре 1918 года поступить в вузы, получив отсрочку от призыва в Красную Армию и стипендию, превысило все мыслимые пределы. Так, в Саратовском университете в 1917-1918 учебном году было 2250 студентов, а в 1918-1919 году их оказалось уже 10242. В Московский университет до 2 августа 1918 года на 2350 мест было подано 2632 заявления от выпускников средних школ. После 2 августа 1918 года – 5892 заявления, главным образом от тех, кто не имел законченного среднего образования. И многие из них верили, что постичь науки можно «пролетарским нутром». Ректор Московского университета Михаил Новиков в 1919-1920 годах вспоминал: «В первое время аудитории переполнились полуграмотными рабочими, которые вскоре, однако, поняли, что «грызть гранит науки» не такая простая вещь, как об этом думали их политические руководители».
В этой ситуации и возникла идея создания рабочих факультетов. На рабфаки принимались ученики, представившие или от фабкома, или от комячейки удостоверение, что они принадлежат к классу рабочих или крестьян и не эксплуатируют чужого труда. Абитуриенты, не занимающиеся физическим трудом, тоже могли поступить на рабфак. Но при условии, что у них есть определённый партийный или комсомольский стаж и при наличии свободных мест. Путёвки в вузы выбивались всеми правдами и неправдами. У детей дворян, купцов, священников и других нелояльных советской власти групп населения шансов поступить в вуз почти не было, даже несмотря на высокий уровень их знаний. Дети таких людей, лишённые в советской России избирательного права и названные лишенцами, не имели почти никаких шансов на продолжение образования. Были случаи, когда отпрыски лишенцев, отрекаясь от семьи, становились комсомольцами и поступали работать на завод. Но и это не всегда спасало. К тому же такие студенты стояли первыми в списках на исключение во время чисток.
Шолохова не принимать!
Первоначально на рабфаках учились один-два, затем три года. С середины 1920-х появился вечерний рабфак для работающей молодёжи, который стал быстро вытеснять дневной, так как многие хотели совмещать работу с учёбой. Выпускники рабфаков получили право без экзаменов и классовой проверки поступать в вузы. Более того, согласно особому постановлению Наркомпроса от 24 марта 1924 года, было решено «приём студентов во все высшие индустриально-технические учебные заведения РСФСР ограничить исключительно лицами, оканчивающими в 1924 году курс рабочих факультетов».
Когда большевики посчитали, что «пролетаризация» высших учебных заведений успешно выполнена, рабфаковцев среди принятых первокурсников стало заметно меньше. Самих же рабфаков было много. В 1932-1933 учебном году в стране действовало более тысячи рабочих факультетов, где обучались около 350 тысяч человек. «Красная молодёжь», усевшаяся за парты рабфака, в массе своей имела немалый революционный или фронтовой опыт, чувствовала себя гегемоном в родном государстве и на многое смотрела свысока. В том числе и на предметы, которые изучала. По воспоминаниям одного из преподавателей рабфака, некий студент в ответ на замечание по поводу большого количества орфографических ошибок в его работе сказал, что преподавателю не стоит беспокоиться, поскольку орфографию скоро отменят.
Постепенно всё большую роль в подготовке рабочих и крестьян в вузы начинали играть средние общеобразовательные учебные заведения и вечерние школы. Программы рабочих факультетов стали составлять на основе программ школ-десятилеток. Рабфаки преобразовывались в общеобразовательные школы обычного типа, а их количество неуклонно сокращалось. Они были упразднены в конце 1930-х – начале 1940-х годов, последний из них закрыли в Москве во время войны – 1 октября 1941 года.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Рабфак МГУ. От зарождения до ликвидации
Слово «рабфак» постепенно уходит из нашего словаря. В последнее десятилетие оно чаще ассоциируется с популярной сатирической музыкальной группой, но не со своим оригинальным значением. Первоначально же «рабочие факультеты» (рабфаки) — это специальные учебные подразделения с ускоренной программой, которые готовили представителей рабочей и крестьянской молодёжи для поступления в университеты и институты.
Рабфаки существовали официально с 1919-го по 1940‑е годы, их число достигло тысячи в начале 1930‑х, а обучалось на них около 350 тысяч человек. Практика подготовительных курсов для рабочих и крестьян была и во второй половине XX века, и слово «рабфак» было их неофициальным синонимом. По-прежнему разного рода курсы для целевых групп — например, для отслуживших в армии — вузовские преподаватели могут по старинке назвать «рабфаками». Однако сегодня это явление уже совсем незаметное.
Как же начиналась история рабфаков? Посмотрим на самый яркий их пример — Рабочий факультет имени Покровского в главном университете страны — Московском университете (МГУ), и проследим его историю от зарождения до ликвидации.
«Рабфаковцы». Художник И. Е. Васильченко. 1971 год
Детище революции
После прихода к власти большевики начали коренные преобразования во всех сферах жизни общества, в том числе в образовании. Но в образовательной среде катастрофически мало были представлены рабочие и крестьяне — те слои населения, которые были социальной опорой новой власти. Это касалось как преподавательского, так и студенческого состава российских вузов. Мало того — среди этого состава было немало тех, кто крайне негативно относился к революции и новым порядкам.
Итак, задача была ясна — быстрыми и радикальными мерами обеспечить преобладание лояльного правительству контингента в университетской среде. Один из рассматриваемых способов — «перевоспитание старых специалистов», переманивание их на свою сторону — претворялся в жизнь, однако не мог полностью реализовать поставленную задачу. Поэтому Наркомат народного просвещения во главе с Анатолием Луначарским с первых же месяцев своего существования стал разрабатывать проекты реформы высшей школы.
В июле 1918 года Наркомпрос созвал Всероссийское совещание представителей высших учебных заведений по реформе высшей школы. 2 августа благодаря его работе Совнарком РСФСР издал декрет «О правилах приёма в высшие учебные заведения». Согласно нему, любое лицо не младше 16 лет, вне зависимости от пола и гражданства, может стать слушателем любого высшего учебного заведения без предоставления документов о среднем образовании. Одновременно с этим декретом, в тот же день, было издано постановление «О преимущественном приёме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшего крестьянства». Нарушение постановления каралось сдачей под революционный трибунал.
Рабфак идёт. Художник Борис Иогансон. 1928 год
Таким образом, социальное происхождение стало единственным определяющим фактором при приёме в вуз, а уровень образования, пусть он даже и отсутствовал, значения не имел. Результат был предсказуем: в университеты хлынули потоки новых студентов, но к высокому уровню учебных требований они были не готовы. Ректор Московского университета Михаил Новиков вспоминал:
«Большинство вновь поступивших, не будучи допускаемо к семинарским и практическим занятиям, чувствовало себя в роли посторонних посетителей университета, притом недостаточно подготовленных… Вскоре началось фактическое отпадение этих чуждых университету элементов, и после непродолжительного наводнения студенческие кадры вновь вступили в свои нормальные берега».
Любопытно, что даже лояльная большевикам профессура стала задумываться о необходимости подготовки новых социальных слоёв к поступлению в вузы. Об этом рассуждал профессор Павел Штернберг, астроном и большевик, на заседании Государственной комиссии по просвещению 20 апреля 1918 года, предложив создать подготовительные курсы для рабочих. Инициативу поддерживали студенты-коммунисты: в Московском институте народного хозяйства (ныне Российский экономический университет имени Плеханова, «Плешка») 2 февраля 1919 года был создан первый в стране рабфак при активном участии местных студентов и рабочих Замоскворечья.
Институт народного хозяйства имени Карла Маркса, где был создан первый рабфак
Начало
Впрочем, «рабфак имени Артёма» (так назвали тот самых первый рабфак по имени участвующего в нём рабочего) был низовой самодеятельностью. Ещё до его появления Наркомпрос приказал открыть в Москве 13 курсов по подготовке рабочих и крестьян в высшие школы. Все они были автономными учреждениями, не связанными с конкретными вузами — все, кроме одного. Единственным вузовским рабфаком стали курсы при 1‑ом Московском Государственном университете, бывшем Императорском Московском университете и будущем МГУ. Подготовительные курсы при 1‑м МГУ были открыты 16 января 1919 года — раньше, чем «рабфак имени Артёма». Но, в связи с тем, что название «рабфак» для курсов 1‑го МГУ тогда ещё не использовалось, почётное звание первого так и осталось за учреждением при Московском институте народного хозяйства.
Длительность обучения на курсах при 1‑м МГУ, в зависимости от предварительной подготовки, составляла 1–2 года. На них записалось около 300 рабочих, которые в это же время были заняты в производстве — именно поэтому на Подготовительных курсах существовало только вечернее отделение.
В том же 1919 году московский опыт было решено распространить повсеместно. 11 сентября Наркомпрос издал постановление «Об организации рабочих факультетов при университетах». Термин «рабочий факультет» стал официальным, под ним подразумевались «подготовительные курсы, как автономные учебно-вспомогательные учреждения, имеющие целью подготовку в кратчайший срок рабочих и крестьян в высшую школу». Курсы 1‑го МГУ, согласно постановлению, признавались рабочим факультетом.
Автономность рабфаков подразумевала, что они должны были находиться в непосредственном ведении Отдела высшей школы Наркомпроса, именно этот отдел утверждал президиум рабфака и финансировал факультет. В постановлении также прописывались и такие права рабфака, как «представительство во всех коллективах и президиумах высшего учебного заведения», право пользования всем имуществом и помещениями вуза, в состав которого он входил, право самостоятельно приглашать преподавательский состав. Так сложилась парадоксальная ситуация, когда администрация вуза не имела практически никаких рычагов давления на факультет, притом, что рабфак считался частью вуза и влиял на организацию его учебно-научной и общественной жизни.
Фотография Первого Московского государственного университета в 1930 году
Первоначально рабочий факультет 1‑го МГУ состоял из двух отделений — физико-математического и естественного, и на нём было только вечернее отделение (дневное было открыто в начале 1920 года). Торжественное открытие факультета с оркестровым исполнением «Интернационала» состоялось 8 октября в здании историко-филологического корпуса. В числе прочих на нём выступил заместитель наркома просвещения, известный историк-марксист Михаил Покровский, имя которого было впоследствии, в декабре 1920 года, присвоено факультету. Он сказал:
«Видеть рабочего в высшей школе было главной целью моей работы в Народном комиссариате по просвещению. Теперь я вижу осуществление моей заветной мечты. Мы получим пролетария-студента, а затем профессора, и я надеюсь, что таких примеров я увижу десятки, сотни и тысячи».
Конфронтация
Надежда Крупская, в годы Гражданской войны член Государственной комиссии по просвещению, писала:
«Вспоминается, как привели раз в Наркомпрос парня, крестьянина-бедняка, который не знал даже, что существует на свете какой-то Наркомпрос, а, добравшись до Москвы, разыскал памятник Ломоносову и сел у его подножья, надеясь, что его кто-нибудь там увидит и отведёт куда надо. Пара студентов обратила на него внимание, узнала, в чём дело, и привела в Наркомпрос. Парня устроили на рабфак».
Конечно, на практике устройство на рабфак было гораздо более обыденной практикой, без романтики в духе Ломоносова. Рабочие и крестьяне попадали на рабфак путём откомандирования партийными, комсомольскими и профсоюзными организациями, а также региональными исполкомами партии — скажем, за 1920–1921 годы наиболее многочисленные группы рабочих были откомандированы на рабфак Московского университета от Союза металлистов, а также от союзов строительных рабочих, железнодорожного и водного транспорта и текстильщиков.
Занятие на Рабфаке имени Покровского в МГУ. 1920 год
Нельзя сказать, что отношение старой профессуры к новому социальному явлению было целиком и полностью враждебным. Анатолий Луначарский писал об этом следующее:
«Некоторые профессора с самого начала стали отмечать не без удивления значительные успехи рабфаковцев и их „в общем“ приемлемость, когда первые окончившие рабфаковцы оказались на вузовских скамьях. Но такие профессора далеко не составляли большинства. Нельзя клепать в этом отношении целиком на профессуру. Если кто из профессоров по самому своему классовому или кастовому духу возражал против рабфаковцев, то другие просто искренно недоумевали — как будут вести они свой курс при тех многочисленных пробелах, которые сказывались в подготовке рабфаковцев».
Были даже университетские преподаватели, которые внесли собственные нововведения в рабфак: группа химиков МГУ, включавшая Николая Зелинского, Ивана Каблукова и других известных специалистов, организовала на рабфаке химическое отделение.
Однако доверие усложнялось имущественным вопросом. Рабфак «привязали» к МГУ с правом пользоваться тем имуществом, каким он захочет, вне зависимости от позиции Правления университета. Причем многие большевики считали это право таким естественным, что их искренне удивляло встречное сопротивление. Известный советский деятель Андрей Вышинский, в начале 1920‑х годов преподаватель МГУ, вспоминал:
«Это было время, когда наблюдались многочисленные случаи, когда для рабфаковцев не „хватало“ вдруг аудиторий, столов, скамеек, электрических лампочек, мела для классной доски… Приходилось вести настоящую гражданскую войну за каждую — и это в самом буквальном смысле этого слова — пядь земли, за каждый метр территории того учебного заведения, при котором организовывался рабфак».
Поступление в университет расценивалось частью рабфаковцев как своего рода его завоевание, подчас грабительского характера, а внутренний регламент и устоявшиеся порядки не принимались во внимание. Декан физико-математического факультета Всеволод Стратонов отмечал:
«Молодёжь этого привилегированного классового учебного заведения безвозбранно распоряжалась в „новом“ здании университета, точно в завоёванной стране. Рабфаковцы силой захватывали понравившиеся им аудитории, не считаясь ни со своей фактической потребностью, ни с тем, что таким произволом нарушалось — а иногда и делалось вовсе невозможным — правильное преподавание на основном факультете. Под натиском этой самовольной молодёжи, профессорам приходилось кочевать из аудитории в аудиторию, иногда из здания в здание, меняя часы лекций и растеривая по этой причине слушателей».
Когда Стратонов пожаловался на «бесчинства» рабфаковцев на заседании Совнаркома и попросил принять меры, Покровский назвал эти случаи «озорством». Наркомпрос не только закрывал глаза на такое «озорство», но и поощрял рабфаковцев: в сентябре 1920 года их паёк был приравнен к красноармейскому трудовому пайку, с 1922 года рабфаковцы обеспечивались стипендией в виде денег, продуктов и обмундирования, около 900 рабфаковцев, нуждающихся в жилье, обеспечивались общежитием.
Росло и число учащихся на рабфаке. В 1919 году на подготовительные курсы было подано около 300 заявлений от рабочих, в 1920 году на рабфаке обучалось 1446 человек, а в 1921 году — 2185 человек. Другие рабфаки уступали МГУ: в это же время в Пречистенском рабфаке числилось 1344 студента, а в том самом «рабфаке имени Артёма» — 933. Впрочем, осознавая, что резкая смена поколений ударит по качеству образования, советская власть не настаивала на преобладании рабфаковцев в университете, и потому даже в 1921 году «мелкобуржуазные элементы» составляли большинство учащихся.
Эксперимент по внедрению рабфаков в 1921–1922 годах был признан удачным как на I Всероссийском съезде рабочих факультетов, так и на более высоком уровне — X Всероссийском съезде Советов, который постановил «всячески и всемерно развивать и укреплять» деятельность рабфаков. В стране тем временем завершалась Гражданская война, и можно было гораздо больше внимания уделять мирным задачам — в том числе образованию.
Рабфаковка. Художник Николай Смолин. 1930 год
Реорганизация
В феврале 1922 года на рабфаке МГУ начинается проверка социального состава студентов. Комиссия по чистке состояла из представителей местных партийной и комсомольской ячеек, а также представителей профсоюзных организаций. Исключению из рабфака подверглись лица, не имевшие годового производственного стажа, и лица «чуждого социального происхождения». Данная акция была логическим следствием подавления оппозиционных настроений среди преподавательского состава и связанной с ним ликвидацией университетской автономии — яркий представитель старой администрации, ректор Михаил Новиков, покинул университета в 1920 году, а впоследствии попал на «Философский пароход».
Сравнительная характеристика «Положения о рабочих факультетах», утвержденного СНК РСФСР 18 февраля 1924 года и аналогичного постановления 1919 года говорит о новых задачах, которые Наркомпрос ставил теперь перед рабфаками. В 1919 году власть задумывалась в первую очередь над тем, как «вырвать» образование из рук «буржуазных» элементов, обеспечить господство новых социальных слоёв — революционный натиск, в том числе в форме «озорства», мог только приветствоваться. Через пять лет гораздо больше внимания в Положении уделялось регламентации приёма студентов на рабфак и порядка обучения.
Продолжительность обучения по новым правилам должна была составлять 4 года, на всех рабфаках устанавливалось два уклона — технический и общественно-экономический, возраст поступающих должен быть не менее 18 лет, а стаж в производстве — не менее 3 лет. Но что самое важное — в Положении впервые законодательно прописывалась необходимость оценки знаний:
«Уровень познаний, необходимых для поступления на рабочий факультет и подробности приёма регулируются особой инструкцией, издаваемой управлением профессионального образования».
За 1920‑е годы образовательный уровень как студентов, так и абитуриентов рабфака явно улучшился. В 1923–1928 годы 35590 учащихся вузов СССР (27% от общего числа) были выпускниками рабфаков. Что касается рабфака МГУ, то успеваемость студентов Московского университета, вышедших с рабфака, в течение 1920‑х годов практически сравнялась с успеваемостью остальных студентов, а на медфаке и вовсе была выше других категорий.
Студенты рабфака МГУ. 1936 год
Такой результат был связан с усилением образовательных требований. С 1922 года преподавателями и администрацией рабфака начали разрабатываться единые учебные программы. Эпоха хаотичной проверки знаний «бригадными» методами прошла и уступало место экзаменам. Росли также требования к квалификациям преподавателей рабфака, и в 1926 году в Москве были созданы курсы по их переподготовке. К концу 1920‑х годов рабфак МГУ был разделён уже на 4 уклона: технический, естественный, общественный и педагогический.
Общественная жизнь рабфаковцев становилась разнообразнее. В июне 1923 года в Московском университете стала выпускаться газета рабочего факультета «Рабфаковец». Рабочие силы студентов рабфака использовались во время летних каникул для политико-просветительской работы в деревне: рабфаковцы организовывали в сельской местности работу комсомольских ячеек и сельских клубов, помогали подъёму сельского хозяйства. Также группы рабфаковцев нередко брали шефство над фабричными общественно-политическими кружками и типографиями.
Были и отдельные общественные кампании. В 1928 году рабочий факультет оказал значительную поддержку коллективу МГУ в работе по ликвидации неграмотности в Хамовническом районе Москвы. Рабфак выделил для этой работы 350 студентов, которые совместно со студентами других факультетов обучили до 2 тысячи неграмотных. После начала «великого перелома» в сельской политике рабфаковцы из МГУ принимали активное участие в хлебозаготовках 1929–1930 годов, вели пропагандистскую работу в деревне в рамках политики коллективизации.
Ликвидация
Все перечисленные выше элементы обыденной студенческой жизни 1920‑х годов уже не были похожи на хаотичную осаду пролетариатом стен старого университета. Теперь сами университеты — и МГУ не исключение — были пролетарскими. А после политики ликбеза и подъёма образовательного уровня в школах потребность в «костыле» для рабочей молодёжи уже не была столь сильной.
На лекции в МГУ. Фотограф Иван Шагин. 1934 год
19 сентября 1932 года ЦИК СССР издал постановление «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах», согласно которому вводились вступительные испытания для всех поступающих по ряду предметов (математике, химии, физике, родному языку и обществоведению). Кроме этого, постановление предусматривало укрепление университетов, и тем самым сводило на нет все попытки по разделению МГУ на ряд независимых институтов.
В 1935 году другим постановлением ЦИК и СНК СССР были отменены все установленные ранее ограничения по приёму в вузы, связанные с социальным происхождением. Таким образом, ликвидировалось и привычное для послереволюционных лет разделение на привилегированных пролетариев и «бывших» — по крайней мере, формально. Существование отдельных рабочих факультетов тем самым теряло смысл.
В сентябре 1937 года ЦК ВКП/б/ выпустило постановление «О рабфаках». Отмечая положительные итоги деятельности рабфаков, «ЦК признаёт необходимым, чтобы Совнарком и Наркомпрос РСФСР приняли необходимые меры к укреплению сети рабфаков и к дальнейшему улучшению постановки в них учебного дела». Но одновременно в этом же году приказом Наркомпроса Рабочий факультет МГУ был закрыт. Противоречие? Отнюдь нет. Ликвидация сети полноценных рабфаков растянулась на несколько лет, вплоть до конца 1940‑х годов, но главный вуз страны уже был готов самостоятельно отбирать «лучших из лучших», формируя интеллектуальную элиту советского государства.
Вузовцы. Художник Константин Юон. 1929 год
На картине можно увидеть т.н. Казаковский корпус МГУ — до строительства комплекса на Ленинских горах главное здание Московского университета
«Отмирание» рабочего факультета МГУ — одна из главных черт последних лет его истории. Это не кризис и не упадок, а именно потеря значимости его основных функций. Поэтому, скажем, можно наблюдать активное развитие на рабфаке общественной жизни, в которой рабфаковцы принимали участие наравне с остальным университетским коллективом. Разница между рабфаковцами и другими студентами стёрлась к тому времени окончательно.