Что такое призма обрушения
Призма обрушения
Содержание
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Призма обрушения» в других словарях:
Призма обрушения борта карьера (откоса уступа, отвала) — 45. Призма обрушения борта карьера (откоса уступа, отвала) часть массива горных пород (отвальных масс), заключенная между бортом карьера (откосом уступа или отвала) и поверхностью скольжения. Достигнув состояния предельного равновесия, призма… … Официальная терминология
Давление земли — Сухая свеженасыпанная земля, лишенная сцепления, удерживается в равновесии, как и вообще всякое сыпучее тело, под действием силы тяжести и трения; самый крутой откос, который можно придать земле в этом случае, называется естественным, или… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Угол естественного откоса — Угол естественного откоса угол, образованный свободной поверхностью рыхлой горной массы или иного сыпучего материала с горизонтальной плоскостью. Иногда может быть использован термин «угол внутреннего трения». Частицы мате … Википедия
Чернобыльская авария — Координаты: 51°23′22.39″ с. ш. 30°05′56.93″ в. д. / 51.389553° с. ш. 30.099147° в. д. … Википедия
ГОСТ Р 54523-2011: Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния — Терминология ГОСТ Р 54523 2011: Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния оригинал документа: 3.7.1 акватория порта: Водная поверхность порта в установленных границах, включающая в себя… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
РБМК — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Что такое бермы безопасности. Призма обрушения.
Площадки, ограничивающие не рабочие уступы, называются – бермами. Различают предохранительные бермы, бермы механической очистки и транспортные бермы. Предохранительные бермы равны 1/3 расстояния по высоте между смежными бермами. Бермы механической очистки обычно больше либо равны 8 метров (для заезда бульдозеров для очистки осыпанной породы).
Транспортные бермы – это площадки, оставляемые на нерабочем борту карьера для передвижения транспортных средств. Предохранительные бермы – это площадки, оставляемы на нерабочем борту карьера для повышения его устойчивости и задержания осыпающихся кусков породы. Обычно они слегка наклонены в сторону вышележащего откоса уступа. Бермы должны оставляться не более чем через 3 уступа. Призма обрушения – это неустойчивая часть уступа между откосом уступа и плоскостью естественного обрушения и ограниченная верхней площадкой. Ширина основания призмы обрушения (Б) называется бермой безопасности и определяется по формуле: .
Порядок развития открытых горных работ
Порядок развития открытых горных работ в пределах карьерного поля не может устанавливаться произвольно. Он зависит от типа разрабатываемого месторождения, рельефа поверхности, формы залежи, положения залежи относительно господствующего уровня поверхности, угла её падения, мощности, строения, распределения по качеству полезных ископаемых и типов вскрышных пород. Дальнейшим следствием является выбор вида открытых горных разработок: поверхностного, глубинного, нагорного, нагорно-глубинного или подгорного. Дальнейшим нашим действием является принципиальное предварительное решение о карьерном поле – его возможных глубине, размерах по дну и поверхности, углах откосов бортов, а так же общих запасов гонной массы и полезных ископаемых в частности. Устанавливаются так же возможные места расположение потребителей полезных ископаемых, отвалов, хвосто-хранилищ и их ориентировочные вместимости, что позволяет наметить возможные направления и пути перемещения карьерных грузов. На основании вышеуказанных рассуждений устанавливаются возможные размеры карьерного поля, его местоположении в увязке с рельефом поверхности, а так же примерные контуры горного отвода будущего предприятия. Только после этого с учётом планируемой мощности карьера приступают к решению задачи о порядке развития горных работ в пределах карьерного поля. Для ускоренного ввода карьера в эксплуатацию и сокращения уровня капитальных затрат горные работы начинают вести там где залежь полезного ископаемого находится ближе к поверхности. Главная цель открытых горных работ – добыча из недр полезных ископаемых с одновременной выемкой большого объёма покрывающей и вмещающей залежь вскрышных пород достигается при чёткой и высокоэкономичной организации ведущего и наиболее дорого процесса открытых горных работ – перемещение горной массы из забоев в пункты приёма на складах и отвалах (до 40%). Эффективность перемещения карьерных грузов достигается организацией устойчиво действующих потоков полезных ископаемых и вскрышных пород применительно к которым решаются вопросы вскрытия рабочих горизонтов карьерного поля, а так же и мощностей используемых транспортных средств. Технические решения при открытой разработке месторождений и экономические её результаты определяются соотношениями объёмов вскрышных и добычных работ в целом и по периодам деятельности карьера. Количественная оценка этих соотношений производится с применением коэффициента вскрыши.
Крутые траншеи и полутраншеи
По углу наклона капитальные траншеи делятся на крутые. Крутые траншеи глубинного вида обычно имеют внутреннее заложение. По расположению относительно борта карьера они подразделяются на поперечные и диагональные. Поперечные крутые траншеи применяются в тех случаях когда общий угол откоса борта карьера меньше. Диагональные крутые траншеи обычно применяются для размещения конвейерных и автомобильных подъёмников. Крутые траншеи характерны при оставлении на нерабочем борту транспортных берм (съездов).
Временные съезды
Основное отличие временных съездов от скользящих – следующее:
1. Временные съезды не перемещаются (не скользят) при попеременной отработке верхнего и нижнего под уступов в пределов съездов;
2. Строительство временных съездов как правило (в скальных и полу скальных породах) включает обуривание и взрывание породного блока в пределах съезда на высоту уступа и проходку съезда чаще всего с перемещением взорванной породы пол откос экскаватором или бульдозером;
3. Отработка старых съездов осуществляется путём выемки взорванной породы с погрузкой в автомобильный транспорт;
Трасса временных съездов простая или петлевая, коэффициент удлинения простой временной трассы зависит в основном от ширины рабочей площадки. Автомобильные съезды могу примыкать к горизонтам на руководящем уклоне, смягчённом уклоне (с пологой вставкой) и на площадке. Примыкание на руководящем уклоне характерно для съездов на верхних, уже отработанных горизонтах при сквозном движении автомобилей по этим съездам.
14.3.4. Определение ширины призмы обрушения откоса
Ширина по верху призмы обрушения откоса может быть определена с помощью рис. 14.11, составленного, как и предыдущие графики, на основании решений В. В. Соколовского [4] и таблиц института Фундаментпроект [3].
Ширина призмы обрушения используется при аппроксимации криволинейного контура предельного откоса ломаным контуром: ширину берм и площадок следует принимать не менее ширины призмы обрушения уступа.
Решение. При проектировании высоких откосов насыпи с разбивкой их на уступы расчет рекомендуется начинать с построения контура предельного откоса (который при наличии насыпи является наиболее экономичным), а затем аппроксимировать его уступчатым откосом.
По рис. 14.9 для φ’ = 12° находим h‘0 = 2,45. Тогда предельная высота вертикального откоса при c‘/γI = 30/20 = 1,5 м по формуле (14.2) будет: h0 = 2,45 · 1,5 = 3,7 м.
Вычисления сводим в табл. 14.2. Построенный по результатам вычислений контур предельного откоса показан на рис. 14.12.
Затем по рис. 14.10 при c‘/(γIH0) = 30/(20 · 10) = 0,15 определяем предельную крутизну верхнего уступа: θ0 = 61° при φ’ = 10°, θ0 = 70° при φ’ = 15° и по интерполяции находим θ0 = 61° + (70 – 61)2/5 = 64,6° при φ’ = 12°.
Такая крутизна откоса уступа больше допускаемой по табл. 14.1 (63°), поэтому принимаем заложение откоса верхнего уступа 1:0,5. Лежащие ниже уступы, учитывая большую высоту откоса, необходимо принимать более пологими, очерчивая предельный контур, как это показано на рис. 14.12.
Для назначения размера бермы для уступа высотой 10 м сначала по рис. 14.11 при H‘0 – h‘0 = 10/1,5 – 2,45 = 4,22 находим: B‘0 = 3,7 при φ’ = 10°, B‘0 = 2,5 при φ’ = 15°и по интерполяции вычисляем: B‘0 = 3,7 – (3,7 – 2,5)2/5 = 3,22 при φ’ = 12°. Затем по формуле (14.7) определяем минимальную ширину призмы обрушения:
B0 = (3,22 – 2,45 ctg 63°)1,5 = 2,95 м.
Учитывая большую высоту откоса, принимаем В0 = 4 м. Располагаем бермы через 10 м по высоте откоса по 2 м в обе стороны от контура предельного откоса и строим уступчатый плоский откос, соединяя конечную точку предыдущей бермы и начальную точку последующей. Заложение порученных уступов откоса: четвертого 1:3,375, принимаем 1:3,5; третьего 1:2,9, принимаем 1:3,0; второго 1:1,73, принимаем 1:1,75; заложение верхнего уступа принято по расчету 1:0,5. На рис. 14.12 показано очертание предельного контура и полученный уступчатый профиль откоса.
Сорочан Е.А. Основания, фундаменты и подземные сооружения
Охрана труда и БЖД
Охрана труда и безопасность жизнедеятельности
Безопасность основных строительно-монтажных работ
Основными видами земляных работ в жилищном и гражданском строительстве являются разработка котлованов, траншей, планировка участков и т. д.
Анализ травматизма в строительстве показывает, что на земляные работы приходится около 5,5% всех несчастных случаев, причем из всего количества несчастных случаев с тяжелым исходом по всем видам работ 10% связано с выполнением земляных работ.
Рис. 1. Схема откоса
Основная причина травматизма при земляных работах — обрушение грунта. Причинами обрушения грунта являются в основном разработка грунта без креплений с превышением критической высоты вертикальных стенок траншей, и котлованов, неправильная конструкция креплений стенок траншей и котлованов и др.
Разрабатываемые грунты делятся на три большие группы: связные (глинистые и подобные им); несвязные (песчаные, насыпные) и лёссовые.
К земляным работам можно приступать только при наличии проекта производства работ или технологические карты на разработку грунтов.
По правилам техники безопасности рытье котлованов и траншей малой глубины в грунтах естественной влажности и при отсутствии грунтовых вод может производиться без креплений. Предотвратить обрушение и обеспечить устойчивость грунтовых масс можно двумя способами: образованием безопасных откосов грунта или постановкой креплений. В большинстве случаев обрушение грунтов происходит из-за нарушения крутизны откосов разрабатываемых котлованов и траншей.
Основными элементами открытой разработки карьера, котлована или траншеи без крепления является ширина l и высота Н уступа, форма уступа, угол откоса α, крутизна. Обрушение уступа происходит чаще всего по линии АС, расположенной под углом θ к горизонту. Объем ABC называют призмой обрушения. Призма обрушения удерживается в равновесии силами трепия, приложенными в плоскости сдвига.
Для связных грунтов пользуются понятием «угол внутреннего трения» φ. Эти грунты кроме сил трения обладают и силой сцепления между частицами. Силы сцепления достаточно велики, поэтому связный грунт довольно устойчив. Однако при разработке (резании) грунты разрыхляются, структура их нарушается и они теряют связность. Также изменяются силы трения и сцепления, уменьшаясь с увеличением влажности. Поэтому устойчивость незакрепленных откосов также непостоянна и сохраняется временно до изменения физико-химических свойств грунта, связанного в основном с атмосферными осадками в летнее время и последующим увеличением влажности грунта. Так, угол естественного откоса φ для песка сухого 25. 30°, песка влажного 20°, глины сухой 45° и глины влажной 15°. Установление безопасной высоты уступа и угла откоса является важной задачей. От правильного выбора угла откоса зависит безопасность разработки котлована.
Исходя из теории устойчивости горных пород, критическая высота вертикальной стенки при α=90° определяется по формуле В. В. Соколовского:
где Н кр — критическая высота вертикальной стенки, м; С — сила сцепления грунта, т/м 2 ; ρ — плотность грунта,т/м 3 ; φ — угол внутреннего трения (С, ρ, φ определяют по таблицам).
При определении предельной глубины котлована или траншеи с вертикальной стенкой вводят коэффициент запаса, принимаемый равным 1,25:
Таблица 1. Допустимые параметры откосов, выполняемых без креплений
Грунты | Нпр, м | Глубина выемки, м | |||||
до 1,5 | до 3 | до 5 | |||||
α, град | H:l | α, град | H:l | α, град | H:l | ||
Насыпные неуплотненные Песчаные и гравийные Супесь Суглинок Глина | 1 1:0,5 | 45 1:1 | 39 1:1 |
Виды креплений могут быть различными. Их конструкции зависят от типа грунта, глубины выемки и расчетных нагрузок. В связных грунтах естественной влажности ставят щитовые крепления (с просветом в одну доску, а во влажных сыпучих грунтах — сплошное. Распорки таких креплений делают раздвижными.
Крепления рассчитывают на активное давление грунта. Активное давление в песчаных грунтах, где силы сцепления между частицами незначительны, Па,
где Н — глубина траншеи, м; ρ — плотность грунта, т/м 3 ; φ — угол естественного откоса (угол внутреннего трения для связных грунтов), град.
Для связных грунтов активное давление грунта
где С — сцепление грунта.
Рассчитывая крепления в связных грунтах, следует учитывать, что при расчете котлованов и траншей грунт на поверхности разрыхляется и теряет связность, поэтому вторую часть формулы в некоторых случаях можно не принимать в расчет.
Эпюра активного давления грунта представляет.собой треугольник, вершина которого расположена по границе бровки траншеи, а максимальное значение давления р mах — на уровне дна траншеи.
Рис. 2. Схема щитового крепления:
1 — распорки; 2 — стойки; 3 — щиты; 4 — эпюра давления
Рис. 3. Анкерное крепление траншей:
1 — анкер; 2 — оттяжка; 3 — призма обрушения; 4 — щиты; 5 — стойка
В креплениях распорного типа расчету подлежат доски крепления, стойки и распорки. Распорки рассчитывают на прочность и на устойчивость.
Расстояние между стойками щитового инвентарного крепления зависит от ширины используемых досок h:
В случаях, когда распорки в траншейных креплениях затрудняют выполнение в них строительно-монтажных работ, например, по прокладке трубопроводов или других коммуникаций, вместо распорок применяют оттяжки и анкеры.
Следует отметить, что устройство и разборка применяемых неинвентарных креплений, состоящих из отдельных досок, стоек и распорок, связаны с трудоемкой и опасной работой. Особенно опасны работы по разборке таких креплений. Кроме того, неинвентарные крепления требуют большого расхода материалов и имеют низкую оборачиваемость крепежного материала, что повышает их стоимость.
Внешняя дополнительная нагрузка при разработке выемок (отвал земли, установка на краю откоса строительных машин и др.) может вызвать обрушение грунтовых масс, если их расположение не будет учитываться.
Учет дополнительных нагрузок при определении активного давления грунта производится приведением дополнительной нагрузки к равномерно распределенной на призме обрушения с плотностью, равной плотности плотного грунта.
Рис. 4. Схема образования «козырька» a
Рис. 5. Установка экскаватора при разработке котлована или траншеи
Полученная таким образом высота дополнительной нагрузки добавляется к глубине траншеи. При разработке глубоких котлованов экскаватором, оборудованным прямой лопатой и установленным на дне выемки, образуется «козырек» а.
Таблица 2. Допустимые расстояния L
Грунт (ненасыпной) | L при глубине выемки, м | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Песок и гравий Супесь Суглинок Глина | 1,5 1,25 1 1 | 3 2,4 2 1,5 | 4 3,6 3,25 1,75 | 5 4,4 4 3 | 6 5,3 4,75 3,5 |
Это происходит за счет того, что при такой установке экскаватор образует откосы, равные 1/3 высоты стрелы. Опасность обрушения «козырька» приводит к необходимости устанавливать экскаваторы, оборудованные обратной лопатой, на верху разрабатываемой выемки. При расположении вблизи выемки с неукрепленными откосами строительных машин необходимо определять расстояние L от ближайшей к выемке опоры машин до бровки откоса (рис. 1). Это расстояние зависит от высоты выемки H, типа и состояния грунта и определяется по табл. 1 и по формуле
При возведении зданий и сооружений из готовых конструкций и деталей с применением большого количества строительных машин и механизмов строительная площадка превращается в монтажную.
Монтаж конструкций состоит из взаимно связанных подготовительных и основных процессов. К подготовительным процессам относятся строительство подкрановых путей, завоз конструкций, укрупненная сборка деталей, устройство подмостей для работы монтажников, к основным — строповка конструкций, подъем, установка конструкций на опоры, временное закрепление, выверка и окончательное крепление монтируемых элементов. Большинство несчастных случаев при монтаже строительных конструкций возникает вследствие ошибок при проектировании зданий и сооружений; при изготовлении конструкций на заводах, в проектах производства работ и др.
Главными вопросами безопасной организации работ кроме выбора наиболее рационального метода монтажа и соответствующей последовательности установки отдельных элементов являются: определение необходимых приспособлений для производства всех видов монтажные процессов и рабочих операций (типы кондукторов или иных фиксирующих приспособлений, такелажное оборудование и др.); способы установки, предупреждающие возможность возникновения опасных напряжений в процессе подъема конструктивных элементов; способы временного крепления монтируемых элементов, обеспечивающие пространственную жесткость смонтированной части здания и устойчивость каждого отдельного элемента конструкции; последовательность окончательного закрепления элементов и снятия временных приспособлений.
Важнейшим фактором для устранения травматизма при монтаже строительных конструкций является правильный расчет конструкций при транспортировании, складировании и монтаже.
Крупногабаритные конструкции при транспортировании следует устанавливать на две опоры и рассчитывать по схеме однопролетной балки. Принятая расчетная схема при транспортировании, как правило, не совпадает с расчетной схемой, принятой при расчете конструкции на основное воздействие. Деревянные подкладки, на которые опирается конструкция, следует проверять на смятие.
Рис. 6. Схема закрепления фермы при траспортировке:
1 — распорка; 2 — трос; 3 — скоба; 4 — ферма; 5 — талреп; 6 — тяга; 7 — петля
При перевозке колонн большой длины на роспусках опора на прицепе должна быть подвижной, допускающей свободный поворот, чтобы исключить поперечный изгибающий момент. Число укладываемых рядов по высоте принимают до 5.
Рис. 7. Подъем фермы траверсой:
1 — траверса; 2 — ферма
Стеновые панели и перегородки транспортируют в вертикальном или наклонном положении. В этом случае возможны опасные боковые толчки в плоскости наименьшей жесткости панели. Для их локализации применяют специальные амортизаторы, устанавливаемые в опорных частях. При транспортировании крупногабаритных сквозных ферм применяют специальные панелевозы, и проверку сечений производят по наиболее опасным сечениям элементов ферм. Определение усилий в раскосах и узлах ферм проводят методами строительной механики с учетом коэффициента динамичности и принятой системы опирания фермы при транспортировке. На панелевозах фермы закрепляют с помощью упоров и оттяжек (рис. 1).
Безопасность работ при монтаже конструкций обеспечивается прежде всего правильно запроектированными траверсами и стропами. При подъеме и установке ферм (рис. 5.2) в отдельных элементах усилия могут быть значительно большими, чем рассчитанные при эксплуатационных нагрузках. В них возможно также изменение знаков напряжений — растянутые элементы могут оказаться сжатыми и наоборот. Поэтому, как правило, при подъеме траверсу закрепляют за средние узлы фермы.
Расчет колонн на нагрузку, возникающую прр подъеме, дополнительно не производят. В рабочих чертежах колонн предусмотрены возможности безопасного их подъема из горизонтального в вертикальное положение (рис. 3).
Рис. 8. Подъем колонны:
1 — колонна; 2 — трос; 3 — рамочный захват; 4 — подкладки деревянные
При установке колонны в фундаментный стакан до замоноличивания ее основания колонна должна быть закреплена расчалками или клиньями (рис. 4). В обоих случаях проводят расчет колонны на действие ветровой нагрузки. При недостаточном закреплении может произойти опрокидывание или наклон колонн. В общем виде уравнение устойчивости имеет вид
где К — коэффициент запаса, равный 1,4; М 0 — опрокидывающий момент от действия ветра, Н·м; М у — удерживающий момент, создаваемый массой колонны, Н·м; М закр — то же, креплением, Н·м.
В тех случаях, когда по произведенному расчету устойчивость не обеспечивается, применяют инвентарные клиновые вкладки и стальные кондукторы.
Рис. 9. Временное закрепление колонн при монтаже:
1 — расчалка; 2 — хомут; 3 — колонна; 4 — клинья; 5 — фундамент
Рис. 10. Временное крепление конструкций:
a — крайней фермы; б — средних ферм; 1 — колонна; 2 — ферма; 3 — растяжка; 4 — распорка
Смонтированные отдельные элементы сооружения (колонны, фермы, балки) должны образовывать устойчивые системы до завершения полного комплекса монтажных работ. Для этого отдельные части смонтированных элементов соединяются в пространственно жесткие системы с помощью постоянных связей, прогонов или временных расчалок.
При подъеме конструкций применяют стропы, стальные и пеньковые канаты, траверсы и различные захваты.
Способ строповки и конструкция стропа зависит от габаритов и массы монтируемого элемента, расположения точек строповки на поднимаемом элементе, применяемого грузоподъемного оборудования, условий подъема и положения элемента на различных этапах монтажа. Стропы делятся на гибкие с одной, двумя, четырьмя и шестью ветвями и жесткие типа траверс или захватов.
Усилие в каждой ветви стропа
где h — высота стропа; b — расстояние между стропами по диагонали.
Рис. 11. Схема усилий в ветвях стропа
Рис. 12. Зависимость усилий в ветвях стропа от угла между стропами
Иногда для строповки вместо канатов применяют цепи. Выбор канатов или цепей ведут по наибольшему натяжению ветви каната S:
где Р — разрушающая нагрузка, которая принимается по разрывному усилию каната, приведенному в заводском паспорте или по диаметру звена цепи, Н; К — коэффициент запаса прочности (3. 8), зависящий от типа стропов и подъемных механизмов.
Для повышения срока службы стропов, предотвращения смятия и истирания друг о друга или об острые углы кромок конструкций, перекручивания, ударов применяют инвентарные металлические подкладки.
Жесткие стропы применяют при недостаточной высоте подъема монтажного крана или в том случае, когда поднимаемая конструкция не допускает применения гибких стропов. Как правило, жесткий строп применяют в виде траверсы. Наибольшее распространение траверсы получили при монтаже сборных железобетонных ферм и балок, особенно предварительно напряженных, а также большепролетных металлических конструкций. Траверсы применяют двух типов: работающие на изгиб и на сжатие.
В последнее время все шире применяется прогрессивный метод монтажа крупноблочных конструкций, который позволяет снизить их трудоемкость, повысить безопасность работ и сроки строительства. Размеры и масса отправляемых с заводов стальных конструкций ограничены грузоподъемностью транспортных средств и габаритами производственных помещений. Обычно длину отправляемых элементов принимают 12. 18 м. Иногда по требованию заказчиков стропильные фермы поставляются длиной до 24 м.
При производстве различных строительно-монтажных работ применяются леса и подмости из металлических трубчатых элементов, в работе которых бывают дефекты, нередко приводящие к обрушению. Леса и подмости являются временными, но многократно используемыми строительными конструкциями.
Иногда могут возникнуть тяжелые групповые несчастные случаи из-за обрушения лесов. Анализ ряда аварийных случаев показал, что их обрушение происходит по ряду причин, которые делятся на три группы.
Первая группа — это комплекс причин, вызванный неудовлетворительным проектированием лесов без учета действительных условий работы конструкции. Например, крепление лесов к вертикальной поверхности строительного объекта осуществляется с помощью анкерных пробок различных конструкций, расположенных в шахматном порядке через два яруса по высоте и через два пролета по длине здания. Однако осуществить таким образом крепление не всегда возможно ввиду различных особенностей сооружений, к которым эти леса должны крепиться. При изменении схемы крепления лесов к зданию меняются условия работы лесов на различные виды нагрузок, изменяется схема конструкции, что может вызвать аварию последней.
Вторая группа — причины, обнаруженные на стадии изготовления и монтажа лесов. Инвентарные леса должны быть изготовлены индустриальными методами. Однако на практике это не всегда возможно. Часто леса изготовляют непосредственно на строительной площадке без соответствующего проекта или с резкими отклонениями от проектных величин и размеров. Часто при монтаже лесов строители заменяют недостающие элементы другими без расчетного и теоретического обоснования такой замены. Перед монтажом конструкции лесов необходимо тщательно подготавливать основания для их дальнейшей установки, так как от состояния опоры зависит устойчивость всей конструкции. При установке лесов необходимо обеспечить нужный отвод поверхностных и грунтовых вод, невыполнение которого грозит нарушением основания под лесами.
Третья группа — причины обрушения лесов относятся к стадии их эксплуатации. Часто они являются следствием недостаточного технического руководства или отсутствием надзора при монтаже и при эксплуатации лесов.
По статистике значительное количество аварий лесов происходит из-за перегрузки. Нарушение или изменение схемы нагружения лесов, которые обычно рассчитаны на определенный вид нагрузки по заранее предусмотренной схеме ее расположения, может привести к их обрушению.
Леса состоят из стоек, расположенных в два ряда с шагом между стойками в двух взаимно перпендикулярных направлениях равным 2 м в осях, а также продольных и поперечных ригелей, устанавливаемых через каждые 2 м по высоте. Для обеспечения несмещаемости узлов в каждом ярусе устанавливают горизонтальные диагональные связи через 4. 5 панелей.
По способу соединения элементов лесов между собой наиболее распространенными в строительной практике являются два типа металлических трубчатых лесов.
Леса на безболтовых соединениях имеют неизменяемую схему каркаса как для каменной кладки, так и для отделочных работ. К стойкам привариваются патрубки, а к ригелям — крюки из круглой стали, загнутые под прямым углом. При таком способе крепления монтаж каждого горизонтального элемента лесов сводится к введению крюков в соответствующие патрубки стоек до упора.
Леса другого типа — на соединениях в виде шарнирных хомутов. При этом принимаются разные расстояния между стойками применительно к нагрузкам при каменной кладке и отделочных работах.
Пространственная жесткость всего каркаса лесов дополнительно обеспечивается постановкой диагональных связей в вертикальной плоскости по наружному ряду стоек в трех крайних панелях с обоих концов секций лесов.
Рис. 15. Монтаж колонны:
1 — подвесные подмости; 2 — навесная лестница
Амортизирующим элементом является простроченная специальным швом лента, которая гасит динамическую нагрузку при падении за счет разрыва строчки.
Предохранительные пояса марок ВМ (верхолаза-монтажника) и BP (верхнего рабочего) кроме ремня имеют наплечно-набедренные лямки и нагрудные ремни. При падении человека с высоты такой пояс равномерно распределяет нагрузку на весь корпус, что исключает возможность перелома позвоночника. Пояса и карабины поовеояют два раза в год, испытывая их на прочность статической нагрузкой в 2 кН.
Полезная информация: Долговечная и надежная базальтопластиковая арматура по ценам производителя, доставка.