что такое хаб в аэропорту
Хаб (авиация)
Хаб авиакомпании (англ. airline hub ) — это аэропорт, который используется авиакомпанией или альянсом авиакомпаний как пункт пересадки пассажиров. Хаб является элементом так называемой звездообразной (веерной) сети маршрутов, в которой пассажиры, путешествуя между аэропортами, не связанными прямыми авиарейсами, могут достигнуть пункта назначения, совершив пересадку с одного рейса на другой. Часто хаб авиакомпании располагается в ее базовом аэропорте, или в аэропорту того же города, что и головной офис.
Авиакомпании могут использовать как один, так и несколько хабов. Хабы используются и в пассажирских, и в грузовых перевозках.
В сети маршрутов авиакомпаний могут формироваться узловые пункты — аэропорты, не являющиеся пересадочными пунктами, но из которых авиакомпания совершает несколько рейсов в разных направлениях. Крупные узловые пункты неофициально называют «вторичными хабами».
Во многих случаях хабом авиакомпании является крупнейший аэропорт страны (например, Дубай для авиакомпании Emirates Airline).
Список крупнейших авиакомпаний России и их хабов
Список крупнейших мировых авиакомпаний и их хабов
Коммерческие авиаперевозки | |
---|---|
Авиалинии | Список авиакомпаний • Список пассажирских авиалиний |
Организации | IATA • ICAO • ISTAT • SITA |
Авиационные альянсы | Oneworld • Star Alliance • SkyTeam |
Бронирование мест и оформление билетов | Глобальная дистрибьюторская система • Система бронирования авиабилетов • Сирена (сеть) • Авиабилет • Лоу-кост-авиакомпания • Код-шеринг • Эйрпасс • Электронный билет (воздушный транспорт) • Бонусные программы авиакомпаний • Open-jaw • Ночной полёт (авиация) • Кругосветный билет • Туристическая поисковая система • Турагент• Варшавская конвенция 1929 года |
Аэропорт | Хаб (авиация) • Аэропорт • ВИП-зал • Местный аэропорт • Международный аэропорт • Региональный аэропорт |
Багаж | Багажная бирка • Норма провоза багажа • Ручная кладь• Багажная лента • Выдача багажа • Розыск багажа |
Регистрация | Стойка регистрации • Посадочный талон • Список на подсадку • Предполётный досмотр • Посадка • Выход на посадку • Пассажирский трап |
Посадка | Место в самолёте • Первый класс • Бизнес-класс • Эконом-класс • Туристический класс |
На борту | Бортовое питание • Программа развлечений на борту • Торговля на борту • Бортовой туалет • Пакет для тех, у кого воздушная болезнь |
Экипаж | Deadheading • Стюард • Пилот |
Паспортный контроль | Карточка прибытия • Карточка убытия |
Безопасность | Управление воздушным движением • Инструкция по безопасности на борту • Авиационная безопасность • Администрация аэропорта • Полиция аэропорта • Ведомства воздушного транспорта • Бортовой самописец • Демонстрация безопасности в полёте • Аварийный выход на крыло |
Полезное
Смотреть что такое «Хаб (авиация)» в других словарях:
Черный ящик (авиация) — Бортовой самописец. Надпись гласит «Бортовой самописец. Не открывать» Бортовой самописец самолёта ТУ 22М3 Бортовой самописец или «чёрный ящик» устройство, в основном используемое в авиации для регистрации основных параметров полёта, внутренних… … Википедия
Чёрный ящик (авиация) — Бортовой самописец. Надпись гласит «Бортовой самописец. Не открывать» Бортовой самописец самолёта ТУ 22М3 Бортовой самописец или «чёрный ящик» устройство, в основном используемое в авиации для регистрации основных параметров полёта, внутренних… … Википедия
Узловой аэропорт — Пример звездообразной (веерной) сети маршрутов. Узловой аэропорт[1] (иногда используется название Хаб (англ. … Википедия
Бюджетная авиакомпания — В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия
Лётчик — У этого термина существуют и другие значения, см. Пилот (значения). Лётчик человек, управляющий летательным аппаратом, а также означает профессию и хобби. Синонимы: аэронавт, пилот, авиатор. Содержание 1 Общая информация 2 … Википедия
Международная организация гражданской авиации — Запрос «ИКАО» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Международная организация гражданской авиации International Civil Aviation Organization … Википедия
Управление воздушным движением — Авиадиспетчеры за работой Управлен … Википедия
Электронный билет (воздушный транспорт) — Пример электронного билета Эта статья посвящена технологии электронного билета, которая применяется в гражданской авиации в мире и в России. Информацию о применении аналогичных технологий в других отраслях сферы услуг следует искать и размещать в … Википедия
Бортовой самописец — Аварийный регистратор полётных данных системы МСРП 12 96 Бортовой самописец, или бортовой регистратор устройство, в основном … Википедия
Список авиакомпаний — Содержание 1 Австралия и Океания 2 Азия 3 Африка … Википедия
Понятия об узловом аэропорте (хабе), транзитном и трансферном пассажирах
В последнее время в печати и на телеэкране неоднократно обсуждается вопрос о возможности и необходимости создания узлового аэропорта в Московском авиационном узле. Занимаясь этой проблемой на протяжении вот уже почти пяти лет, мы решили поделиться своим видением этой проблемы. Однако для начала напомним некоторые определения.
Вместе с этим это своеобразный пассажир. В отличие от местного, который прилетит в конечный пункт своего пути в любом случае, у трансферного почти всегда есть выбор. Поэтому в Москву он прилетит только в том случае, если пересадку в Москве можно будет сделать быстрее и удобнее, чем в аэропортах других городов.
В настоящее время пассажиры прямого транзита составляют крайне малую часть общего пассажиропотока и по данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП), по итогам за 2003 г. не превышают 1% от общего количества от авиапассажиров.
Для возможности оценки доли трансферных авиапассажиров в некоторых крупных зарубежных аэропортах и у нас приведем некоторые данные. Количество трансферных пассажиров в аэропортах Франкфурта, Амстердама, Копенгагена составляет более 40% от числе пассажиров регулярных рейсов, в Брюсселе и Хитроу более 30%, а у нас в Шереметьево около 3%.
Следует отметить, что трансферные пассажиры могут быть только на регулярных линиях, как международных так и внутренних. Пассажир заранее знает, каким рейсом и когда он должен лететь дальше из аэропорта пересадки.
В имеющихся прогнозах авиаперевозок считается, что количество трансферных пассажиров в МАУ будет расти и достигнет 7 млн. чел. к 2020 г., но для этого необходимо формирование узлового аэропорта (хаба) со стыковочными волнами и соответствующей инфраструктурой.
Требования к узловому аэропорту (хабу)
Оптимальное время стыковки достигается за счет сосредоточения входящих и исходящих международных и внутренних пассажиропотоков в едином аэровокзальном комплексе и наличия соответствующей системы обработки багажа. По мировой практике время, необходимое для транзитной пересадки в аэропорту, составляет 30-60 минут (Вена, Франкфурт, Амстердам), а при выполнении таможенных процедур до 2-3 часов (США).
Площадь аэродрома, количество и расположение взлетно-посадочных полос, расстояние от аэродрома до населенных пунктов и водоемов, наличие или отсутствие земельных резервов для развития аэродрома накладывают ограничения на пропускную способность и возможность развития всего аэропорта.
Как правило, узловые аэропорты имеют две и более ВПП, что позволяет более эффективно использовать возможности по увеличению пассажиропотока.
В таблице 1 приведены данные по некоторым крупным узловым аэропортам мира.
Таблица 1
Наименование аэропорта, страна | Итоги 2002 г. | Количество ИВПП | Площадь, га | ||
---|---|---|---|---|---|
Пассажиров, млн. | Грузов, тыс.т. | ВПО, тыс. | |||
Атланта, США | 76,8 | 734 | 890 | 4 (паралл.) | 1518 |
Чикаго, США | 65,1 | 1436 | 922 | 7 | 2832 |
Орландо, США | 26,7 | 218 | 288 | 4 (паралл.) | 5869 |
Нью-Йорк, США (им. Дж. Ф. Кеннеди) | 29,9 | 1914 | 287 | 4 | 1995 |
Хитроу, Англия | 63,4 | 1234 | 461 | 3 | 1200 |
Мюнхен, ФРГ | 23,3 | н/д | 319 | 2 (паралл.) | 1500 |
Шарль де Голль, Франция | 71,5 | 1750 | 709 | 4 | 3100 |
С вопросами нехватки пропускных способностей взлетно-посадочных полос уже столкнулись в ряде базовых узловых аэропортов. Возможности строительства новых ВПП жестко ограничены законами об окружающей среде и отсутствием соответствующих зарезервированных площадей. В этой ситуации расширение пропускной способности других аэропортовых объектов, например, пассажирских терминалов и других, становится бессмысленным. С такими проблемами столкнулись ведущие аэропорты, такие как Хитроу (Лондон), Орли, Шарль де Голль (Париж), Амстердам, Франкфурт, Нарита (Токио) и др.
Для успешной конкуренции пропускная способность узловых аэропортов должна иметь резервы развития и те, у кого их будет больше, наиболее успешно могут справиться с растущими потребностями рынка, захватывая все большую его часть.
Являясь одной из основных зон, влияющих на обеспечение безопасности полетов, аэродромный комплекс создается и функционирует в соответствии с крайне жесткими нормами.
В США в 2003 г. 31 аэропорт был классифицирован как крупный хаб в связи с тем, что на каждый из них приходилось более 1% посадок в самолет от общего количества пассажиров, садящихся в самолеты (в целом в США). Эти аэропорты пропустили через себя 493 911 466 пассажиров. В эту категорию попали такие аэропорты как Chicago O’Hare, Atlanta, Los Angeles, Dallas-Ft, Worth и др.
Обычно авиакомпании имеют в своем распоряжении систему хабов по трассам и маршрутам, которые обслуживаются этими компаниями. хабами United Airlines являются Washington Dulles, Chicago O’Hare, Denver и San Francisco. Continental использует в качестве хабов Newark, Cleveland и Houston.
Аэропортам, которые являются хабами для определенных авиакомпаний, необходимо определять численность пассажиров, делающих пересадку, так как посадка, высадка и пересадка пассажиров выдвигают различные требования по исполнению различных функциональных зон в пределах терминала и требуют соответствующего отведения площадей.
Требования по объектам летного поля аэродрома в аэропорту хабе определяются «по расчетному или критическому самолету». Это самолет, который выполняет или ожидается, что выполнит, по меньшей мере, 500 ВПО (взлетно-посадочных операций) за один год. Скорость при заходе на посадку и размах крыльев расчетных самолетов устанавливают стандарты бокового эшелонирования, которые необходимо иметь между рабочими зонами, такие как ВПП и параллельные РД, ширину ВПП и РД, размер полос безопасности и другие проектные стандарты.
В целом подведя краткие итоги можно представить себе аэропорт, который на последующие 2-3 десятка лет удовлетворит требованиям к узловому аэропорту и обеспечит нарастающий объем авиаперевозок.
Такой аэропорт имеет несколько (не менее двух) параллельных ИВПП, разнесенных в соответствии с требованиями ИКАО, обеспечивающих возможность одновременного, независимого выполнения ВПО с них. Должен быть резерв земли для увеличения при необходимости количества ВПП. Пассажирский терминал располагается посередине между ВПП и может расширяться по модульному принципу. К терминалу подходит автомагистраль, железнодорожная ветка или линия метро. Посадка на все виды транспорта производится в здании аэровокзала или на площади перед ним.
FrequentFlyers.ru
Ликбез
Чем отличается базовый аэропорт от хаба
26/07/2021
.Многие путают два близких, но все-таки разных понятия: базовый аэропорт авиакомпании и хаб авиакомпании. Это совершенно не одно и то же, и сейчас мы расскажем, в чем между ними разница.
Базовый аэропорт, он же аэропорт базирования или просто база у некоторых ассоциируется с авиабазой, то есть, чем-то большим и масштабным: и у военных это действительно так. Однако в гражданской авиации достаточно держать в аэропорту всего один самолет и какое-то количество экипажей. Если маршрутная сеть авиакомпании построена таким образом, что один самолет выполняет рейсы из конкретного аэропорта и потом туда возвращается, там же проходит короткие формы техобслуживания, и туда же возвращаются экипажи, то вот вам и база. Причем вовсе не обязательно, что забазирован будет конкретный борт. Нет, сами самолеты могут меняться в зависимости от маршрутной сети, но количество возвращающихся к концу дня самолетов постоянное и главное, что экипажи возвращаются домой.
В постсоветской России часто авиакомпании и базовые аэропорты назывались одинаково. Аэропорт Пулково, 2005 г. Фото: Дмитрий Авдеев
Если же борт просто ночует в аэропорту, прилетев поздно вечером и улетев рано утром, а экипажи живут в гостинице, то такой аэропорт базовым не считается даже при продолжительной стоянке. Нет экипажей — нет базы.
Бывает даже так, что самолет в аэропорт выполняет разворотные рейсы, а экипажи есть: тогда это называется базой иностранных экипажей (foreign crew base). Они используются для дальнемагистральных рейсов, например, такие базы существовали до пандемии у Cathay Pacific (Гонконг) в Канаде.
Небольших баз с 1-2 самолетами особенно много у европейских лоукостеров вроде Ryanair или Wizz Air. Там большое количество местных экипажей решает еще и задачу языкового барьера: неважно, поляк вы, летящий из Польши, испанец из Испании или венгерец из Венгрии (или обратно) — с вами будут говорить на родном языке.
Хабовый аэропорт, он же узловой, он же хаб — это понятие, связанное не с базированием самолетов и не с экипажами, а с маршрутной сетью. Хабовая модель предполагает маршрутную сеть с топологией типа «звезда»: из одного хабового аэропорта выполняются рейсы в множество других; из одного в другой можно попасть только с пересадкой в узловом аэропорту. Такая модель долгое время доминировала в России, когда авиасообщение между регионами было замкнуто на Москву; сейчас усилиями правительства (точнее, его субсидиями) развивается прямое сообщение: в 2017 году минуя Москву летали лишь 23% пассажиров, в 2018 году В.Путин поставил задачу довести количество маршрутов в обход Москвы до 50% к 2024 г.
В маленьких странах хабовый аэропорт, как правило, один: например, Амстердам в Нидерландах или Хельсинки в Финляндии. В больших странах типа США, Канады и России у каждой крупной авиакомпании по несколько хабовых аэропортов. Например, у Air Canada хабы в Ванкувере, Калгари, Торонто и Монреале, «Аэрофлот» в этом году запустил хаб в Красноярске в дополнение к московскому и петербургскому (оттуда выполняются рейсы дочерней «России» под коммерческим управлением нацпера) и т.п.
Хабовый аэропорт обычно является и базовым для той же авиакомпании. Можно даже сказать «всегда является», потому что мы не знаем ни одного исключения из этого правила, кроме так называемых scissors hub с полетами по 5-ой свободе воздушного пространства, о чем мы напишем отдельную статью. В остальном любой хаб — это база, но не любая база — хаб. У многих авиакомпаний есть только базы, но нет хабов, потому что их маршрутная сеть строится условно по принципу «каждый с каждым», то есть, point-to-point, когда пары городов соединяются друг с другом напрямую.
Что такое хаб в аэропорту
Хабы – это огромные «живые организмы», через которые проходит множество трансконтинентальных авиарейсов, гигантское число пассажиров и грузов ежегодно. В принципе, тема о том, как функционирует авиахаб, заслуживает отдельной большой статьи. Но нам, туристам и путешественникам, важно прежде всего одно – знать особенности разных аэропортов, в которых предстоит совершать пересадку, чтобы правильно рассчитать время, спланировать свою поездку и избежать в ходе нее всевозможных накладок. Как я уже писала в статье «Прямым рейсом или с пересадкой», стыковка в небольших аэропортах Европы не представляет никакой сложности. Хабы тоже не должны пугать, хотя поначалу это непросто – сориентироваться в огромном «Вавилоне» из нескольких терминалов и уровней, с миллионом указателей и бурлящим потоком пассажиров с разных континентов.
В характеристике каждого аэропорта я указываю оптимальное, по моему мнению, время пересадки. Это именно комфортное время, без бега и стресса, с учетом разных вероятных задержек в пути, а не минимально возможное время, за которое вы теоретически можете успеть ее совершить.
Аэропорт Мадрид-Барахас
Главный международный аэропорт столицы Испании, место базирования крупнейшей испанской авиакомпании Iberia. Через Барахас, помимо внутриевропейских рейсов, проходит множество рейсов из Европы и Азии в страны Латинской Америки. Расстояние от Барахаса до центра Мадрида – 12 километров.
В аэропорте Барахас 4 терминала и 4 взлетно-посадочные полосы. Самый большой по площади и современный терминал – T4, он был введен в эксплуатацию в 2006 году и в архитектурном плане представляет собой очень интересный дизайнерский проект.
Учитывая огромный размер Барахаса, а также то, что сразу в его схеме, уровнях, переходах и т.д можно и не разобраться, планируйте стыковку в этом аэропорте с большим запасом времени. Комфортное время стыковки – от 2,5 часов. Если с вами дети, пожилые люди или вы не спортивны и не можете быстро бегать в случае задержки первого рейса – берите 3 часа.
Photos: J-P Dalbera, morthabox
Аэропорт Схипхол Амстердам
Главный международный аэропорт Нидерландов, базовый аэропорт авиакомпании KLM и некоторых других перевозчиков, около 40% пассажиров следуют через Схипхол межконтинентальными рейсами. Расстояние от аэропорта до центра Амстердама – 17,5 километров.
Пожалуй, из всех хабов аэропорт Cхипхол, на мой взгляд, самый приятный. Здесь много отлично оформленных магазинов (без обычной для аэропортов некой обезличенности торговых точек), ресторанов и кафе, ярких и красивых голландских сувениров, которые поднимают настроение, а также множество других вариантов, чем заняться в ожидании рейса. Например, можно зайти в бесплатный музей, филиал Государственного музея Амстердама Rijksmuseum, где есть постоянная экспозиция картин из «золотого фонда» нидерландской живописи, а также проходят временные выставки. Еще голландцы традиционно уделяют много внимания пассажирам с детьми, и сфера услуг и развлечений для маленьких в аэропорте на высоте. Поэтому в любом случае лучше взять стыковку через Схипхол с запасом, чем стрессовать из-за непредвиденных обстоятельств.
Аэропорт Хитроу Лондон
Главные международные воздушные ворота Лондона, базовый аэропорт для British Airways и Virgin Atlantic Airlines, один из самых загруженных аэропортов мира и, по некоторым данным, самый загруженный в Европе. Расстояние до центра Лондона – 24 километра.
Хитроу – огромный аэропорт, состоящий из 5 пассажирских терминалов (самый современный из которых – 5-й) и одного грузового, при этом имеет всего 2 взлетно-посадочные полосы.
Действующие терминалы Хитроу на сегодняшний момент – это 1,2,3,4 и 5.
Это цифры, а теперь практическая информация. Хитроу имеет репутацию не самого приятного аэропорта из-за его размеров, загруженности и, как следствие, постоянных задержек рейсов, частых потерь багажа и огромных очередей на погран- и спецконтроле. Шанс минимизировать время ожидания в очереди на контроле в Хитроу есть, если вы летите бизнес-классом, и вас проведут в отдельную очередь (да-да, очереди из таких же граждан скапливаются и там). Также аэропорт славится и своими очередями на паспортном контроле на выходе (для транзитных пассажиров эта информация может быть полезна, если у вас длинная стыковка, есть британская виза и вы планируете выйти и посмотреть пару-тройку лондонских достопримечательностей).
С учетом особенностей аэропорта Хитроу комфортной можно считать стыковку от 2,5 часов, а чтобы совсем спокойно – 3 часа. Если у вас разные терминалы прилета и вылета, нужно внимательно изучить схему на сайте аэропорта, и наметить путь, как вы будете добираться.
Здесь можно найти и купить авиабилеты в Мадрид, Амстердам и Лондон по самой низкой цене (в форме поиска вверху статьи), а также сравнить цены на отели и выбрать лучшее предложение
Аэропорты-хабы
Аэропорт-хаб, или узловой аэропорт – это один из основных элементов современной системы организации авиаперевозок.
Всего в мире, по разным данным, насчитывается около сорока тысяч аэропортов, и совершенно очевидно, что все они не могут быть связаны прямыми рейсами. Каким образом можно добраться из пункта А в пункт Б, если между ними нет прямого сообщения? Именно эту проблему решает сеть крупных аэропортов-хабов.
Существующую схему воздушного сообщения принято называть «звездообразной» или «веерной». К узловым аэропортам-хабам сходятся авиалинии из локальных аэропортов и других хабов. При такой схеме путешественник может всегда найти маршрут до любой точки мира.
Узловые аэропорты используются авиакомпаниями или альянсами авиакомпаний в качестве аэродромов базирования. Отличительная черта хабов – большое число стыковочных рейсов и значительные пассажирские и грузовые потоки.
Обслуживание рейсов, обработка грузов и регулирование пассажиропотоков – серьезная организационная и техническая задача. Любые сбои могут привести к транспортному коллапсу, который распространится на связанные с хабом аэропорты. Именно поэтому к инфраструктуре (оборудованию, зданию аэровокзала, техническим помещениям, системам безопасности, подъездным дорогам, автостоянкам, складским комплексам и др.) узловых аэропортов предъявляются особые требования. Руководитель Управляющей Компании «Группа 100», специализирующейся на строительстве и реконструкции аэропортов Кузнецов Тимофей Игоревич отмечает: «Россия имеет весьма высокий потенциал для организации на территории страны узловых аэропортов-хабов, которые существенно упростят перелеты внутри страны и увеличат пассажиропоток, а значит и доходы аэропортов. С технической точки зрения проекты узловых аэропортов должны быть выполнены так, чтобы при увеличение пассажиропотока, можно было бы достроить терминальные площади с минимальными затратами и без ущерба для архитектурной концепции…»
На сегодняшний день самым большим аэропортом-хабом в мире считается дубайский Аль-Мактум. Проектный пассажиропоток – 200 миллионов человек в год. Правда, сейчас Аль-Мактум работает всего на 20% от максимальной мощности, а звание самого загруженного аэропорта остается у американского Хартсфилда-Джексона (Атланта, США). За год через него проходит около 100 миллионов человек. Для сравнения: Крупнейший в России аэропорт Домодедово обслуживает около 30 миллионов человек в год.
Развитие международных аэропортов-хабов в России – одна из приоритетных задач авиационной отрасли. Это обязательное условие успешной конкуренции на мировом авиационном рынке.