Что такое представление и какие виды представления вы знаете
Виды представлений
В основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, поэтому естественным основанием классификации представлений является модальность ощущений и восприятия:
Б. М. Теплов предложил классифицировать представления по содержанию:
Он же предложил другое основании классификации, по степени обобщённости:
— спонтанные представления (возникающие без участия воли),
— вызванные представления (с участием воли).
Зрительные представления
Недаром представление относят к познавательным психическим процессам. Оно играет огромную роль в образовательном процессе. Освоение любого материала связано со зрительными представлениями. На уроке математики школьник представляет бассейн с трубами, на уроке литературы представляет персонажей и место действия, на уроке физкультуры он представляет действие, которое предстоит совершить.
Слуховые представления
Двигательные представления
Экспериментально доказано, что любое двигательное представление всегда сопровождается сокращениями мышц. Даже при произнесении какого-то слова (про себя) приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани. Таким образом, всё тело человека является как бы моделью самой себя (или самой себе).
Двигательные представления порождают зачаточные движения, которые порождают слабые двигательные ощущения, которые в свою очередь всегда образуют неразрывное целое с теми или иными зрительными или слуховыми образами. Иными словами, эти слабые двигательные ощущения выступают материальной основой двигательных представлений.
Двигательные представления делятся на группы:
— представления о движении всего тела,
— представления о движении отдельных частей,
— речевые двигательные представления.
Представления о движении тела и отдельных частей обычно являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами. Например, двигательные ощущения, идущие от мышц руки, в сочетании со зрительными образами согнутой руки порождает представление о сгибании руки. Речевые двигательные представления являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов.
Представления о движении всего тела более сложны в сравнении с представлениями о движении отдельных частей. К тому же это единое представление состоит из отдельных (парциальных) представлений и тесным образом связано с представлением о текущей деятельности человека.
Пространственно-временные представления
Пространственно-временные представления очень важны в освоении ряда научных дисциплин, особенно физико-технических. Физик-теоретик, решая ту или иную задачу, оперирует именно пространственно-временными представлениями, в которых физические тела рассматриваются как элементарные шары или бруски.
Представление в психологии и его свойства – определение понятия по видам
Психолог. Занимаюсь научной деятельностью в области коррекционной психологи.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Задумывалась ли ты когда-нибудь о том, почему ты так легко можешь представить образ, запах или вкус, хотя воздействия на органы чувств не происходит?
Откуда берутся представления? И почему важно уделять их формированию и развитию достаточно внимания? Какие бывают представления? В этой статье ты найдешь ответы на все эти вопросы.
Понятие о представлениях в психологии
Представление – это чувственный образ предмета, явления или события, возникающий на основе прошлого опыта: данных ощущений и восприятий, путем его воспроизведения в памяти или в воображении. В связи с этим различают представления памяти и воображения.
Емкое определение для представлений дал ученый-психолог С.Л. Рубинштейн: «Представление — это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте».
Физиологической основой представлений являются следы, оставшиеся в коре больших полушарий мозга от возбуждений, которые были раньше.
Под воздействием раздражителя старые нервные связи в коре головного мозга оживляются, возникает образ. Вспомни ситуации, где ты почувствовала запах или увидела образ и представила конкретную картину. Например, ты увидела голубенькое платьице на маленькой девочке и вспомнила свой образ на утреннике в детском саду в старшей группе, так как платье девчушки очень похоже на твое.
Но представления бывают не только спонтанными, мы можем их специально вызвать. Ребенок просит помощи с домашним заданием, нужно нарисовать осень. И ты уже тянешься к желтым и красным краскам, так как у тебя есть представления о цветовой гамме осени.
Представления связаны напрямую с высшими психическими функциями. Во-первых мы обобщаем наши представления. Существует тысячи моделей чайников, они все разные, но при этом ты никогда не спутаешь чайник с вазой.
То есть у нас в голове есть всегда абстрактный образ чего-либо. Поэтому процесс абстрактно-логического мышления основан на наших представлениях.
Во-вторых, наши представления хранятся в памяти и мы их воспроизводим с помощью нее. Тебе дают новое задание на работе, раньше такого рода заданий ты не выполняла.
Но у тебя есть примерное представление, каким образом это сделать, так как ты видела, как выполняют похожие задания коллеги. И ты достаешь из закромов своей памяти представления, каким образом это сделать.
В третьих, представления связаны с речью. Как с внутренней, так и с внешней. Мы оперируем понятиями о представлениях и при этом наша речь задействована. Ты всегда можешь воспроизвести свои представления с помощью речи, да и сама речь, ее звуки, символы, построение являются нашими представлениями.
Виды представлений
Представления имеют особую классификацию. Ученые их интерпретируют с разных точек зрения. Да и с разных ракурсов. Разберем с тобой основные.
Классификация представлений по ведущему анализатору:
Психические представления: понятие, виды, функции
Заметь, в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании яблоко, ты одновременно представляешь его красный или зеленый цвет, гладкую поверхность, хруст, кисло-сладкий вкус и душистый запах.
Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от рода занятий развивается преимущественно какой-либо один вид представлений, например у художника — зрительный, у музыканта — слуховой, у спортсмена — двигательный, у парфюмера — обонятельный.
Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях.
Эти представления лежат в основе такого явления памяти, как узнавание. Ты увидела какое-то явление и сложила о нем представление.
Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий. Все деревья разные, но у тебя представление, как выглядит дерево, и ты не спутаешь его с другими растениями.
Примером может служить диаграммы или графики. Ну и пример, ты с легкостью подбираешь смайлик, чтобы отобразить свое настроение в сообщении.
Выделяют классификацию представлений по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения.
Заметь, что большая часть представлений человека – это образы, возникшие с помощью восприятия. Из данных образов на протяжении жизни постепенно формируется и корректируется картина мира для каждого конкретного человека.
Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.
Например, ты увидела аппетитное блюдо и вспомнила его вкус.
Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его учебной и профессиональной деятельности. Например, выполняя рисунок, ты вспоминаешь образ предмета, которого изображаешь.
Другими словами, их называют продуктивными и репродуктивными представлениями. Репродуктивное представление — простое механическое воспроизведение в памяти образов объектов реальной действительности, не воспринимаемых в данный момент времени.
Продуктивное представление — воспроизведение образов предметов, не воспринимаемых в данный момент времени, в контексте новых условий и с учетом всех основных свойств этих предметов. По своему содержанию продуктивное представление близко к воображению.
Начиная с раннего возраста важно развивать и формировать представления. Чем больше человек имеет представлений, тем эффективнее его продуктивная деятельность, в том числе и профессиональная.
Читай, смотри фильмы, изучай новое на курсах, путешествуй, занимайся разнообразными хобби — все это поможет тебе расширить свои представления и стать успешнее.
Виды представлений
Вы будете перенаправлены на Автор24
Классификация представлений
Представления в жизни каждого человека играют свою роль – у одних людей преобладают зрительные представления, у других – слуховые, у третьих – двигательные представления. По той роли, которую играют представления, люди, отличаются друг от друга. В зависимости от преобладающего типа представлений они разделены на 4 группы. Помимо названных выше трех групп, есть группа лиц с представлениями смешанного типа.
Если прошлый перцептивный опыт лежит в основе представлений, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Исходя из этого, выделяют такие виды представлений:
Это не единичный подход к классификации представлений, так, например, Б.М. Теплов считает, что классификацию представлений можно представить по таким признакам:
Зрительные представления
В ряде случаев зрительные представления могут быть очень конкретными и передающими все видимые качества того или иного предмета – его цвет, форму, объем. Во всех остальных случаях зрительных представлений преобладать будет какое-то одно качество, а другие могут отсутствовать. Как правило, зрительные представления не имеют объемности и воспроизводятся в виде двухмерной картины, которая может быть как красочной, так и бесцветной. Зависит характер зрительных представлений от содержания и практической деятельности, в ходе которой они возникают.
Например, в процессе рисования у художников возникают яркие, детальные и устойчивые зрительные образы. Для того чтобы перенести этот зрительный образ на бумагу, необходимо представление, поэтому они могут накладываться на ощущения и совмещаться с ними. Художник совмещает воображаемый образ с листом бумаги.
Представление относят к познавательным психическим процессам, поэтому в образовательном плане оно играет большую роль. Усвоение любого материала связано со зрительными представлениями, например, на уроках географии школьник представляет ту природную зону или акваторию моря, о которых идет речь, на уроках физкультуры, представляет то действие, которое надо осуществить и др.
Зрительные образы памяти у людей, потерявших зрение в раннем возрасте, будут немногочисленны. Они отражают только те предметы и явления, которые вызвали у них сильные эмоциональные переживания.
Слуховые представления
К слуховым представлениям относятся речевые представления и музыкальные. Речевые представления включают фонетические и темброво-интонационные. Представления какого-либо слова без привязки к интонации, к звуковой окраске являются фонетическими представлениями. Здесь речь идет о представлении «слова вообще».
Представления темброво-интонационные, связаны с тембром голоса, с особенностями интонации какого-то конкретного человека. Представления этого рода очень важны для целого ряда профессий – актеры, учителя и др.
Такие слуховые представления, как музыкальные – это представление последовательности звуков, их соотношение между собой по высоте и длительности, по ритму. Безусловно, что музыкальное представление очень хорошо будет развито у композиторов и музыкантов, которые способны представить звучание целого оркестра инструментов.
Двигательные представления
К двигательным представлениям относятся образы движений разной степени сложности. Они всегда связаны с реальными ощущениями, тонусом мышц. Любое двигательное представление, как показали эксперименты, сопровождается сокращением мышц. Если, например, представить, что сгибаешь в локте руку, то приборы регистрируют сокращение, происходящее в бицепсах. Более того, даже мысленно произнесенное слово, приводит к сокращению в мышцах языка, губ, гортани. Получается, таким образом, что все тело человека является моделью самого себя.
Материальной основой двигательных представлений выступают слабые двигательные ощущения.
Готовые работы на аналогичную тему
Два первых вида по-другому называют зрительно-двигательными, третий вид – слухо-двигательным. Более сложными являются представления о движении всего тела, в сравнении с отдельными частями тела.
Все основные типы представлений в какой-то мере связаны друг с другом, поэтому деление их на классы и типы очень условно.
Пространственно-временные представления
В отдельную группу были выделены пространственно-временные представления. Это объясняется тем, что в них ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, изменения формы и размещения во времени. При этом представлении объекты могут быть представлены схематично и бесцветно, поэтому понятие «зрительный образ» к ним неприменим. Назвать их можно «схематичные представления».
В основном эти представления являются зрительно-двигательными, в основе которых лежат зрительные и двигательные представления. Пространственно-временные представления характерны для шахматистов, которые просчитывают разные варианты развития партии. Характерны они также для тренеров футбольных команд, представляющих схемы атак и защиты при игре, водителей, оценивающих дорожную ситуацию.
При изучении физико-технических дисциплин пространственно-временные представления тоже очень важны. Физики-теоретики оперируют именно пространственно-временными представлениями. Различают плоские и трехмерные пространственные представления.
По степени обобщенности выделяют представления общие, отражающие свойства ряда сходных предметов и единичные, основанные на наблюдении одного предмета. По волевым усилиям они могут быть непроизвольные и произвольные. Классификация основных видов представлений показана на схеме.
Виды представлений
Виды представлений
Фрагментарность
С одной стороны, это может показаться недостатком представления. Мы, например, можем довольно четко представить себе табличку на двери магазина с указанными часами работы, можем представить ее цвет, стиль оформления, даже шрифт цифр, но сами цифры — часы работы — в этот образ не попали. А ведь может быть так, что для нас эта информация очень важна, и оформление таблички не будет иметь вообще никакого значения, а содержание — наоборот.
С другой стороны, это одна из функций представления: максимально упрощать образ предмета, оставляя лишь самые существенные его характеристики. Упрощение может достигать уровня абстракции, и тогда этот образ включается в уровень абстрактно-логического мышления.
Да, работа этого механизма иногда может давать сбои (как в примере с табличкой), но надо понимать, что структура представления сильно зависит от особенностей восприятия. Если нас сильно поразил дизайн таблички, и при этом мы не придали большого внимания содержанию оной, то потом в представлении может доминировать именно оформление таблички.
Зрительные представления
Зрительные представления обычно лишены объёмности и воспроизводятся в виде двухмерной картины. Эти картины в одном случае могут быть красочными, в другом — бесцветными.
Характер зрительных представлений зависит от содержания и той практической деятельности, в процессе которой они возникают. У художников в процессе рисования зрительные образы ярки, детальны и устойчивы. Даже если художник рисует с натуры, для перенесения зрительного образа на бумагу необходимо представление. Тут проявляется ещё одна интересная особенность зрительных представлений — они могут накладываться на ощущения, совмещаться с ними. Художник рисует с открытыми глазами, воображаемый образ он совмещает с белым листом бумаги, на котором рисует.
Недаром представление относят к познавательным психическим процессам. Оно играет огромную роль в образовательном процессе. Освоение любого материала связано со зрительными представлениями. На уроке математики школьник представляет бассейн с трубами, на уроке литературы представляет персонажей и место действия, на уроке физкультуры он представляет действие, которое предстоит совершить.
Свойства
Обобщенность
Предположим, мы прочитали пять лет назад какую-нибудь книгу, например «Анну Каренину». По прошествии времени мы уже не можем вспомнить, как выглядели все страницы книги, не помним подробного содержания описываемых сцен, может забыться даже очередность сцен. Остался однако образ всего произведения в целом. Сохранились образы наиболее запоминающихся сцен. Если книга была оформлена иллюстрациями, то можем вспомнить некоторые из них. Могут всплыть в памяти какие-то малозначительные детали (например, что в каком-то месте встретилась смешная опечатка).
Поэтому можно говорить о том, что представления дают нам такие образы, которые не были полностью, разом в нашем восприятии, а были составлены и обобщены из цепочки образов восприятия. Сложность этого процесса (обобщения) можно понять еще в том, что образ той же «Анны Карениной» более-менее целостен, но саму книгу мы могли читать продолжительное время (неделю, месяц, три месяца), перебивая это занятие другими делами.
Литература
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Существует различные способы классификации представлений, которые представлены на рис. 7.3.
Рис. 7.3. Варианты классификации представлений
В соответствии с разделением представлений по видам ведущего анализатора выделяют следующие виды представлений:
Тем не менее часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зеленый цвет, и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах.
Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений:
Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными).
Единичные представления — это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти, как узнавание.
Общие представления — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.
Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером могут служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.
Третья классификация представлений — по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения. Следует отметить, что большая часть представлений человека — это образы, возникающие на основе восприятия, то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.
Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так, у большинства людей имеются представления таких понятий, как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.
Представления могут формироваться и на основе воображения. Данный тип представлений составляет основу творчества — как художественного, так и научного.
Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например грезы.
Произвольные представления — это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.
Пространственно-временные представления
Пространственно-временные представления в основном являются зрительно-двигательными представлениями, то есть основываются на зрительных и на двигательных представлениях. Примеры использования пространственно-временных представлений — шахматисты, просчитывающие разные варианты развития партии; тренеры футбольных команд, представляющие схемы атаки и защиты при игре с командой соперника; водители, оценивающие дорожную ситуацию.
Пространственно-временные представления очень важны в освоении ряда научных дисциплин, особенно физико-технических. Физик-теоретик, решая ту или иную задачу, оперирует именно пространственно-временными представлениями, в которых физические тела рассматриваются как элементарные шары или бруски.