Что такое преданность родине
Патриотизм | Просто рассуждения
«Преданность и любовь к своему отечеству» или же «добровольное рабство»?
Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.
Данное определение было взято с просторов Википедии. Подобный набор слов сразу навевает чувства о чем-то возвышенном — «любовь», «нравственность», «жертва». Получается, именно с такими словами и должно ассоциироваться данное понятие, и мало кто с этим спорит.
А вот еще одно определение, которое, по большому счету, ничем не отличается от первого:
Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
И такая ситуация будет прослеживаться и в других определениях — можно сказать, замкнутый круг.
Но, что совершенно тому не свойственно, среди прочего количества красноречивых выражений можно встретить такое:
Патриотизм – последнее прибежище негодяя.
Слова были произнесены С. Джонсоном еще в 1775 году. Теперь становится уже не совсем понятно, почему чувство, которое иногда определяется как инстинктивное, получило такую негативную окраску. Более того, в XXI веке это слово иногда уже используется как насмешка, а может даже превращаться и в ругательство.
А теперь, забыв о том, что на протяжении не одного года нам вдалбливали в школе, посмотрим, что же на самом деле представляет собой патриотизм.
В первую очередь, идеология патриотизма пропагандируется в поддержку военных действий. Народ начинают убеждать, что кто-то сделал для его родной страны что-то очень плохое, и что этот народ не должен, а просто обязан идти и с ним воевать, его ненавидеть и презирать, будь то немец, француз — особой разницы в том нет.
Наше сознание, в подавляющем своем большинстве, начинает рисовать живописные картины человеческой храбрости в битвах, невероятных усилий и преодоления преград — и все ради отчизны. Спасибо большое, русский патриотический роман знатно поработал над этой тематикой, а теперь сюда можно уже отнести и киноиндустрию. Но будем честны, «война» не всегда, а точнее, почти никогда не равно «доблесть», «храбрость» и «мужество», в действительности же дело будет обстоять так:
Да ведь самое очевидное — мы же все люди православные. И как же русский православный человек может не пойти за свою родину воевать? Хорошо, можно бы было еще понять, если бы на веру нашу посягали, так ведь такие толки уже несколько сот лет назад прекратились. И нашему православному русскому человеку совершенно невдомек, как впрочем, и государству, которое на это попросту рукой махнуло, что это вещи совершенно противоположные. По правде говоря, истинный христианин ни в какой мере воевать и допускать войны не должен. Война невозможна без убийств, а христианство не только их запрещает, но и проповедует нести любовь людям во всем мире. Вот какой из того следует вывод:
Христианское государство, говорили мы, вступающее в войну, для того, чтобы быть последовательным, должно не только снять кресты с церквей, самые церкви обратить в помещения для других целей, духовенству дать другие должности и, главное, запретить евангелие, — но должно отречься и от всех тех требований нравственности, которые вытекают из христианского закона. С’est а рrendre ou a laisser (Это можно сделать только так), говорили мы. До тех же пор, пока не будет уничтожено христианство, привлекать людей к войне можно будет только хитростью и обманом, как это и делается теперь.
Удивительно, но строчки эти были написаны уже более чем 100 лет назад, а в стране ничего не изменилось. Читаешь — и словно про нашу действительность.
Единственное место, где патриотизм мог иметь смысл — это древний мир (как, впрочем, и демократия). Он был нужен для объединения одной народности и защиты нового государства от варваров. В каком-то смысле с той же позиции патриотизм используется и в современном мире, только представляя собой уже извращенное явление. Его можно назвать, вместе с суевериями, пережитком времени. А извращенное уже потому, что подразумевает совершенно другие цели.
Государству, чтобы держать людей в подчинении, политика страха не всегда выгодна, а во многом даже опасна. Лучший выход, безусловно, в том, чтобы внушить народу любовь к своей стране и ненависть к чужим (и здесь было бы подходящим совершенно другое слово).
От возвышенных мыслей к идеологической каторге. Вот как можно назвать путь развития «патриотизма» от древности до наших дней. И он будет жить, потому что любая власть основывается на этом, т.е. на готовности людей отдать жизнь за интересы своей страны (на самом же деле за интересы кучки правящих верхов).
Потому что кто-то там наверху что-то не поделил и тем самым обидел не только управленцев, но и всю нацию в целом. И впоследствии эта мысль уже внедряется в народ — один запел (и это будет, конечно же, не человек из народа), другие подхватили. И с уверенностью можно сказать, что после такой идеологической обработки каждый из строя будет думать, что мысли эти сугубо его личные рассуждения, и он абсолютно согласен с действиями своего правительства.
Существует общественное мнение, что патриотизм есть великое нравственное чувство и что хорошо и должно считать свой народ, свое государство самым лучшим в мире, и устанавливается естественно вытекающее из этого общественное мнение о том, что хорошо и должно признавать над собой власть правительств и подчиняться ей, что хорошо и должно служить в военной службе и подчиняться дисциплине, хорошо и должно в виде подати отдавать свои сбережения правительству, хорошо и должно подчиняться решениям судов, хорошо и должно бесконтрольно верить тому, что выдается правительственными лицами за божественную истину.
Именно на общественном мнении подобная мысль и держится, а раз есть мнение, то государство берет в свои руки задачу это мнение поддерживать, хотя оно само это же мнение народу и внушило. Но волнует ли это кого-нибудь?
И тут мы можем взять блестящий пример современности, который достиг просто жутких масштабов, а именно — кино, посвященное военным событиям. Вряд ли найдется страна, которая превзойдет Россию по выпуску, хотя бы за последние три года, фильмов подобной тематики. Вот она, та самая трагичная память кровавых лет, воплощенная в самом лучшем духе патриотизма. Именно так с первого взгляда можно обозвать это детище — особенно смотря на заплаканные лица зрителей после просмотра. Если же копнуть глубже, можно увидеть довольно топорную манипуляцию общественным чувством. И верно уж очень шаток стал этот дух любви к родине, если посмотреть на прогрессию подобных творений.
И живо сейчас это все лишь от того, что человек продолжает верить. Система держится лишь на общественном мнении, в этом нет сомнений. И когда, наконец, все осознают, что общественное мнение формирует сам народ, а вовсе не правительство, тогда может быть и придут изменения.
Только бы люди говорили то, что они думают, и не говорили того, чего они не думают, и тотчас же отпали бы все суеверия, вытекающие из патриотизма, и все злые чувства и насилия, основанные на нем. Отпала бы раздуваемая правительствами ненависть и вражда государств к государствам и народностей к народностям, отпали бы восхваления военных подвигов, т.е. убийства, отпали бы, главное, уважение к властям, отдачи им своих трудов и подчинение им, для которых помимо патриотизма нет никаких оснований.
Что такое верность Родине?
Автор: Guru · 24.10.2017
(354 слова) Родина — место, которое является для человека не простым клочком земли, а настоящим источником всепоглощающей любви, отваги и чести, где живы его воспоминания обо всем, что связывает его с этим миром. И его преданность отчизне – это мерило нравственности, показатель его способности любить и быть благодарным. Но что означает фраза «верность Родине»? Что скрывается за этой знакомой с детства формулировкой?
Аналогичный пример мы можем увидеть в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Главный герой — Григорий Мелехов — до глубины души потрясён переменами в России. Война, унёсшая жизни тысяч людей, разгорелась внутри государства, поделив на части все общество. Мелехов разрывался перед выбором красной или белой армии, но не для защиты собственных интересов, а Родины. Он не понимал, почему верность Отечеству так тесно граничит с изменой. Этим можно объяснить вечные метания между противоборствующими лагерями. У него в тот период сердце болело за судьбу родного края, и он не вдавался в политические расчеты и классовые обиды, как некоторые провокаторы и начальники, что устраивали расправу над собственным народом. То есть, верность своей стране у настоящего патриота стоит выше личных счетов, и он не использует смуту, чтобы расквитаться с односельчанами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что верность Родине означает самоотверженность и отвагу перед лицом опасности, угрожающей стране. Преданность отчизне всегда бескорыстна, всегда выше политики и личных амбиций. Только люди, в которых присутствует твердость духа и любовь к своему народу, могут быть верными своей стране до конца.
В чём проявляется верность Родине?
Сочинение № 2
Итак, приведённые литературные примеры доказывают: верность Родино основа-
на на ответственности за её судьбу, жертвенности, готовности отдать собственную
жизнь за свободу и независимость своего народа, неспособности предать интересы
Отчизны и перейти на сторону врага.
Тематическое направление № 2
«Равнодушие и отзывчивость»
Одиннадцатиклассникам может быть предложено подумать над следующими во-
просами и утверждениями:
Список произведений, рекомендуемых для раскрытия темы
«Равнодушие и отзывчивость»
1) Безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую
жизнь
Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»
А.П. Чехов «Тоска», «Палата № 6»
К.Г. Паустовский «Телеграмма»
2) Искренняя готовность оказать ближнему бескорыстную помощь
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Н.С. Лесков «Человек на часах»
A. И. Куприн «Чудесный доктор»
B. Г. Короленко «Дети подземелья»
М.А. Шолохов «Жеребёнок»
В. Г. Распутин «Уроки французского»
В. Закруткин «Матерь человеческая»
Б.Л. Васильев «Летят мои кони» (доктор Янсен)
3) Сострадание и равнодушие человека к животным
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
М.А. Шолохов «Жеребёнок»
Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
А.И. Куприн «Белый пудель»
Т. Троепольский «Белый Бим чёрное ухо»
Сочинение № 1
Равнодушие и отзывчивость
О том, как должен вести себя человек по отношению к окружающим нас людям,
написано две тысячи лет назад в притче о добром самарянине в Евангелии. В ней
рассказывается, как некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался
разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили и ушли, оставив его едва жи-
вым. Самарянин же некто, проезжая, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал
ему раны, возливая масло и вино. И, посадив его на своего осла, привёз его в го-
стиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал
содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нём; и если издержишь что
более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Иисус, рассказав эту притчу, сказал чело-
веку: «Иди, и ты поступай так же». Таким образом указав, как человек должен
строить отношения с другими людьми: быть отзывчивым, проявлять сострадание к
каждому, кто в данный момент жизни нуждается в его участии, в его помощи.
На лечение отца, заболевшего брюшным тифом, были потрачены все сбережения
семьи. Место работы Мерцаловым было потеряно. Начали болеть дети. В жару и
без сознания лежала его дочь. Он «обегал чуть ли не полгорода, клянча и унижаясь
повсюду», даже дважды просил милостыню и уже думал о самоубийстве. Однако
спас семью старик, который случайно присел рядом с Мерцаловым на скамейку
и, разговорившись с нечастным отцом семейства, узнал о его бедах. Незнакомец
оказался врачом, он проявил удивительную отзывчивость: вместе с Мерцаловым
поехал к нему домой, осмотрел больную девочку и не только оставил рецепт, но и
деньги. Кто был этим чудесным доктором семья узнала, лишь получив лекарство:
«на ярлыке, «прикрепленном к пузырьку с лекарством, чёткою рукою аптекаря
было написано: «По рецепту профессора Пирогова». И после этого случая как-то
всё наладилось чудесным образом в семье.
Сочинение № 2
Чем опасно равнодушие?
Равнодушие. Согласно определению, данному в толковом словаре под редакци-
ей С.И. Ожегова, это безразличное отношение к другим людям, их проблемам и
бедам. Равнодушный человек никогда не протянет руку помощи нуждающемуся,
спокойно пройдёт мимо его страданий. Безучастное отношение к другим людям ве-
дёт к деградации как личности, так и социума. В этом и состоит главная опасность
равнодушия, поэтому каждому из нас надо стараться победить в себе душевную чёр-
ствость.
Об опасности равнодушия говорили в своих произведениях многие русские пи-
сатели. Вспомним святочный рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на
ёлке». Его писатель часто читал на благотворительных вечерах, где собирались
деньги для помощи бедным. Это печальная история о маленьком мальчике, кото-
рый вместе с матерью приехал в Петербург из провинциального городка. Женщина
внезапно умирает, и ребёнок остаётся совершенно один накануне Рождества. По-
чувствовав холод и бесприютность, он выходит на улицу. Голодный, одетый в то-
ненький халатик, дрожащий от холода ребёнок бродит по городу, однако окружаю-
щие остаются безучастны к его судьбе.
Рождество считается самым светлым и добрым праздником. В России в Святки
принято было творить добрые дела: помогать больным и обездоленным, раздавать
им милостыню. Следовали этой традиции все: от государя до простых смертных.
Однако в рассказе Ф.М. Достоевского никто из столичных жителей не оказал помо-
щи страдающему от голода и холода ребёнку в день милосердия и доброты. Замерза-
ющий от холода, он ни у кого не вызывает сочувствия. «Мимо прошёл блюститель
порядка и отвернулся, чтобы не заметить мальчика». Этот человек слишком до-
рожит своим душевным спокойствием в праздничные дни, поэтому делает вид, что
не замечает несчастного ребёнка. Ф.М. Достоевский подчёркивает, что мальчику
холодно не столько от мороза, сколько от человеческой бессердечности, душевной
чёрствости: у ребёнка «болят пальчики и на ножках, а на руках стали сосем крас-
ные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что
у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше». Замерзающие пальчики
— это следствие не только мороза и стужи, но и холодного одиночества ребёнка, ко-
торого никто не любит и который никому не нужен.
Рождество не приносит счастья и радости мальчику. Он сталкивается с пораз-
ительным бездушием и равнодушием к нему со стороны взрослых. Когда мальчик
отворил дверь в богатый дом и хотел зайти туда, одна барышня сунула ему в руку
«копеечку». Поступок девушки вызван не столько состраданием, сколько желани-
ем поскорее отделаться от нищего, чтобы он поскорее ушёл и не омрачал праздник.
Копеечка была дана не от чистого сердца, поэтому тут же «выкатилась и зазвене-
ла». Руки мальчика так сильно замерзли, что он не мог сжать пальцами данную
ему денежку.
Итак, приведённый литературный пример позволяет сделать вывод о том, что
равнодушие преступно, необходимо помогать людям, которые находятся в беде.
Оставаясь безучастными к тем, кто нуждается в нашей помощи, мы лишь усилива-
ем их страдания.
Тематическое направление № 3
Одиннадцатиклассникам может быть предложено подумать над следующими во-
просами и утверждениями:
Список произведений, рекомендуемых для раскрытия темы
1)Истинные и ложные жизненные цели
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Л.Н. Толстой «Война и мир» (образ Андрея Болконского)
А.П. Чехов «Крыжовник», «Ионыч», «Анна на шее»
Б.Л. Васильев «Летят мои кони» (доктор Янсен)
Джек Лондон «Мартин Иден»
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
2) Этическая оценка средств достижения цели
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
A. С. Пушкин «Капитанская дочка» (образ Швабрина), «Моцарт и Сальери»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
B. Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
3) Упорство в достижении поставленной цели
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Н.А. Некрасов «Русские женщины»
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Васильев «А зори здесь тихие»
Джек Лондон «Мартин Иден»
«Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства
для её достижения» (А. Энштейна)
Никколо Макиавелли считал, что «цель оправдывает средства» и тем самым
превращал такие понятия, как мораль и нравственность, в пустой звук. И он не
одинок в своём суждении, у него были и, к сожалению, вероятно, будут последова-
тели.
И Швабрин, один из героев романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» был,
видимо, последователем Никколо Макиавелли, считая, что для достижения своих
целей все средства хороши. Заметив симпатию Петра Гринёва к Марии Мироновой,
он поспешил её оговорить: «. чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то
вместо нежных стишков подари ей пару серёг». Во время дуэли с Петром, восполь-
зовавшись тем, что Гринёв оглянулся на крик Савельича, ранил его в плечо. Когда
же в крепость вошли бунтовщики, перешёл на сторону Пугачёва и пытался, втёр-
шись в его доверие, решить судьбу Гринёва: «. к неописанному моему изумлению,
увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в ка-
зацком кафтане. Он подошел к Пугачёву и сказал ему на ухо несколько слов. «Ве-
шать его!» — сказал Пугачёв, не взглянув уже на меня». Принуждая Машу выйти
за себя замуж, держал её взаперти, обходился с ней жестоко, угрожая дальнейшей
расправой. А когда попал под следствие после подавления восстания, оговорил Пе-
тра Гринёва, рассказав о его общении с Пугачёвым, вследствие чего Пётр оказался
в тюрьме.
И А.С. Пушкин, и Ф.М. Достоевский, и многие другие наши замечательные рус-
ские писатели стремились донести до нас очень важную мысль: достигая своих це-
лей любыми средствами, человек разрушает себя как личность и губит свою жизнь!
Не всеми средствами можно добиваться поставленных целей, а только теми, кото-
рые соответствуют высоким моральным принципам.
Пусть цель и высока, не оправдать путей,
Когда в сердцах людей окалина осталась
От наших не всегда продуманных идей.
Пусть легче будет шаг. В желании подняться
Так важно за черту уметь не заступать.
Как Вы понимаете смысл высказывания Бальзака: «Чтобы дойти до цели, надо
прежде всего идти»?
В толковом словаре можно встретить следующее определение переносного значе-
ния слова «цель»: это то, к чему стремятся, что надо осуществить. Достичь постав-
ленной цели, реализовать свою мечту человеку помогают прежде всего упорство и
сила воли. Именно об этом говорит в своём высказывании французский писатель
Бальзак, подчёркивая, как важно каждому из нас на пути к своей цели проявить
решительность и, несмотря ни на какие трудности и препятствия, не отступать от
намеченного, довести начатое дело до конца.
«Энциклопедией человеческого упорства» литературоведы называют роман Дже-
ка Лондона «Мартин Иден». Главный герой этого произведения, проявив невидан-
ное упорство, смог победить собственное невежество, ликвидировать пробелы в об-
разовании и достичь невероятных высот в интеллектуальном и духовном развитии.
Молодые люди с интересом общаются друг с другом, однако Руфь не всегда пони-
мает жаргонных выражений Мартина, а он не знает смысла многих употребляемых
ею слов. Тогда девушка начинает учить полуграмотного моряка правильному про-
изношению английских слов, поясняет ему их значение. Самое главное, ей удаётся
пробудить в нём интерес к литературе.
Чтобы стать достойным своей новой знакомой, в которую он успел влюбиться,
Мартин Иден решает измениться. Отходит от людей своего круга и активно берётся
за самообразование: записывается в библиотеку, берёт книги для чтения на дом, на-
чинает следить за своей речью.
Мартин Иден составляет программу по самосовершенствованию: читает романы,
стихотворные сборники, научные труды. Юноша с воодушевлением погружается в
изучение литературы, языка, правил стихосложения и грамматики. С титаниче-
ской энергией, работая по девятнадцать часов в сутки, анализирует литературные
приёмы разных писателей, постигает значение непонятных слов.
Как отмечает Джек Лондон, благодаря прочитанным книгам Мартин Иден «обо-
гатил свой словарь и свой умственный багаж и лучше узнал самого себя».
Ценой упорного труда, колоссального напряжения физических и духовных сил
Мартин Иден ликвидирует пробелы в своём образовании и за короткий срок овла-
девает обширными знаниями из разных областей науки. Руфь Морз с удовлетворе-
нием отмечает в нём перемены к лучшему. Юноша начинает гораздо правильнее
выражать свои мысли, становится образованнее тех, кем он восхищался поначалу
и перед кем испытывал мучительный стыд за своё невежество. Так, проявленное
упорство помогло Мартину Идену достичь невероятных высот в интеллектуальном
и духовном развитии.
Проанализировав идейное содержание романа Джека Лондона «Мартин Иден» и
повести Н.В. Гоголя «Шинель», можно сделать следующий вывод: сила воли, ре-
шительность помогают каждому из нас не отступать от намеченного пути, выстоять
в самые трудные минуты жизни и довести начатое дело до конца. Ведь «чтобы дой-
ти до цели, надо прежде всего идти».
Тематическое направление № 4
«Смелость и трусость»
Одиннадцатиклассникам может быть предложено подумать над следующими во-
просами и утверждениями:
Список произведений, рекомендуемых для раскрытия темы
«Смелость и трусость»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
М.Ю. Лермонтов «Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и уда-
лом купце Калашникове»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
Салтыков-Щедрин «Глупый пескарь»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко)
М.А. Шолохов «Судьба человека»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
A. Т. Твардовский «Василий Теркин»
Е. Ильина «Четвёртая высота»
B. Быков «Сотников», «Журавлиный крик»
Б. Васильев «А зори здесь тихие»
Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
В.Г. Распутин «Живи и помни»
В.П. Аксёнов «Московская сага»
«Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог
остальных положительных качеств» ( У. Черчиль)
. Этот, хоть и сам с вершок,
Спорит с грозной птицей.
Храбрый мальчик, хорошо,
В жизни пригодится.
Трусоват был Ваня бедный:
Раз он позднею порой,
Весь в поту, от страха бледный,
Чрез кладбище шёл домой.
Смог ли Ваня с течением времени преодолеть свойственную ему робость или это
оказалось невозможным? Будем надеяться, что перерос этот свой недостаток.
Юрий Лелюков. В газете «Комсомольская правда» 26 февраля 1985 года был
опубликован очерк «Четыре секунды длиною в жизнь» о его подвиге. Удивительно
смелым человеком оказался учитель начальной военной подготовки второй средней
школы. Во время урока он хотел рассказать ученикам о принципах обращения с
гранатой. Граната, которую он держал в руке, объясняя учебный материал, оказа-
лась настоящей: «Раздался хлопок, и пошёл дымок». У него было несколько секунд
решить, как поступить. К решению, принятому за секунды, он шёл всю жизнь. На-
копленный годами высокий человеческий потенциал, его высокая духовность про-
явилась в решительном поступке: он пожертвовал собой ради других: «повернулся
к классу спиной, шагнул в угол, неловко нагнулся и крепко, намертво прижал гра-
нату к животу».
Были спасены 26 учеников.Он не думал о себе, о своей семье: Ларисе, шестилет-
ней Олесе и годоваловом Юре. Это произошло 29 ноября 1983 года в Иваничевской
средней школе №2. Там преподал свой последний урок мужества и человечности и
смелости военрук Юрий Лелюков.
Смелость, проявленная человеком и в военное, и в мирное время, всегда поража-
ет тех, кто оказался свидетелем яркого проявления благородства души человека,
его способностью преодолевать в себе «чувство страха, неуверенности, опасения
перед трудностями и неблагоприятными для него последствиями. Смелость тес-
но связана с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, прин-
ципиальность, самообладание, инициативность, и противоположна трусости,
малодушию, приспособленчеству» (философский словарь).
Чем трус отличается от смельчака?