Что такое практическое обучение

Организация и содержание практического обучения, характеристика целей обучения

Что такое практическое обучение. Смотреть фото Что такое практическое обучение. Смотреть картинку Что такое практическое обучение. Картинка про Что такое практическое обучение. Фото Что такое практическое обучение

Практические методы обучения — ведущие в современной педагогике. Они помогают усвоить связь между теоретическими знаниями и действительностью, учат применять усвоенный материал на практике.

Такие методы применяют в комплексе со словесными и наглядными. В этом случае студенты смогут понять новую информацию и научиться применять ее.

Если хотите узнать больше интересного об учебе или работе для студентов, подписывайтесь на наш телеграм-канал. Там мы делимся полезной информацией, сообщаем о скидках и никогда не спамим.

Цель практического обучения

Изучение каждой дисциплины в вузе имеет несколько целей. Условно цели делят на 2 большие группы:

Первые связаны с усвоением материала, предусмотренного программой. Вторые направлены на приобретение практических умений, т.е. студент учится применять полученные знания в реальной жизни.

Следовательно, основной целью практического обучения является получение первоначального опыта в области будущей профессии. Главное, что получают студенты на таких занятиях — профессиональные умения и навыки.

Они становятся базой для формирования будущего специалиста, обеспечивают связь теретических знаний и действительности.

Практические методы пропагандировали еще античные ученые. Например, Квинтилиан. Оратор считал, что задача школы — погружать ученика в профессиональную среду, и подчеркивал, что «практика без теории ценнее, чем теория без практики».

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Что такое практическое обучение. Смотреть фото Что такое практическое обучение. Смотреть картинку Что такое практическое обучение. Картинка про Что такое практическое обучение. Фото Что такое практическое обучениеНа практических занятиях часто используется специальное оборудование

Содержание практического обучения

Организация практических форм зависит от дисциплины. Выделяют следующие типы:

Структура практического обучения включает в себя использование всех этих форм. Упражнения — первая ступень, на которой студенты закрепляют усвоенный материал.

На лабораторных и практических теоретические знания применяют на практике :

Дидактические игры дают возможность применить знания в смоделированной ситуации, связанной с будущей профессиональной деятельностью.

Первую в истории образования деловую игру разработали и провели в 1932 г. в СССР. Ее автор — М. М. Бирштейн.

Такие игры погружают студентов в атмосферу будущей работы, учат принимать решения, основываясь на полученной информации.

Теория должна быть закалена практикой.

Это высказывание Дж. Неру хорошо раскрывает содержание практических форм обучения. Оно заключается в том, чтобы научиться применять полученные знания.

К сожалению, не все преподаватели используют в работе практическое обучение. Из-за этого студенты считают такой предмет скучным и неважным для будущей профессии. Работы по таким дисциплинам выполнять сложно, но студенческий сервис поможет справиться с учебными проблемами. Здесь работают профессионалы, которым по плечу любая задача.

Источник

Практические методы и приемы обучения в педагогике

Для того чтобы лучше узнать реальность, сформировать навыки и умения, углубить существующие знания в образовательном процессе, используются разнообразные практические методы.

Метод обучения в педагогике – это целенаправленная деятельность учителя и ученика, направленная на достижение конкретной цели обучения.

Что касается практических методов, то они включают в себя следующие приемы:

Использование практических методов и приемов обучения широко распространено наряду с более традиционными – словесными и наглядными. Из всего их многообразия можно выделить следующие методы, являющиеся основными:

Разберем все эти методы по порядку.

Метод упражнений

Упражнением называется циклическое планомерное действие с определенной целью – выработать конкретный навык или улучшить его качество.

Чтобы учащиеся успешно справлялись с упражнениями и развивали нужные навыки, упражнения должны быть организованы без ошибок.

Метод упражнений очень эффективен для всех учебных дисциплин и может применяться на любом этапе процесса обучения. Методика создания комплекса упражнений и их характер будут зависеть от того, какой предмет изучается, какой объем материала необходимо усвоить, а также от того, какими возрастными психологическими особенностями обладают дети.

Упражнения очень полезны для развития культуры речи, становления закономерного и последовательного мышления и когнитивных способностей у детей. Их можно разделить на три основных типа:

Метод лабораторных работ

К практическим методам относятся и лабораторные работы, подразумевающие проведение опытов учениками под контролем учителя. При этом используются специальные устройства, инструменты и т.п., то есть задействуется специальное техническое оборудование.

Лабораторная работа может носить как иллюстративный, так и исследовательский характер. Сам метод основан на самостоятельной работе ученика по получению знаний, однако контроль учителя на всех этапах очень важен. Активнее всего метод лабораторных работ применяется в рамках изучения биологии, физики, химии. Работа учащихся при этом может быть, как индивидуальной, так и групповой. Наиболее эффективен проблемный метод, когда перед экспериментом выдвигается гипотеза, которую ученики пытаются подтвердить или опровергнуть. Необходимые материалы и приборы при этом также подбираются учениками самостоятельно.

Метод практических работ

Практический метод в целом имеет много общего с лабораторными работами. Принципиальное отличие состоит в том, что в нем необходимо не получить новое знание, а применить уже имеющееся, то есть он направлен на выработку умения применять знания на практике.

С помощью практического метода можно значительно углубить имеющиеся умения и знания, довести качество выполнения задач до совершенства, научиться выявлять и исправлять ошибки и лучше контролировать свою работу, а также активизировать стремление к познанию.

Практический метод обучения – это процесс, в рамках которого можно выделить следующую последовательность действий:

Целесообразно проводить практическую работу сразу после того, как было закончено изучение крупного тематического раздела, поскольку она должна иметь характер обобщения. Она может быть проведена не только в классе, но и за его пределами, например, на пришкольном участке.

Практические методы – это очень эффективные приемы, с помощью которых можно приучить учеников выполнять задание добросовестно, вырабатывать у них экономность, трудолюбие, аккуратность, хозяйственность.

Дети учатся тщательно организовывать трудовой процесс, осознавая цели будущей работы, ставя задачи и выбирая их решение, создавая план и готовя материалы и инструменты, контролируя качество и подводя итоги.

Игровой метод

Отдельно следует отметить познавательные игры. С их помощью можно создать ситуации, моделирующие окружающую действительность. Ученикам ставится задание найти выход из этой ситуации, что очень полезно для развития познавательных способностей.

Участвуя в игре, дети учатся концентрировать внимание, самостоятельно мыслить, у них появляется желание узнавать новое. Если игра организована правильно, ученики увлекаются ей и перестают замечать, что учатся в этот момент, что полезно не только для пополнения запаса знаний, но и для развития фантазии. В игре с удовольствием принимают участие даже те, кто обычно неохотно включается в учебный процесс: они стремятся не подвести одноклассников и прикладывают значительные усилия.

Игра также положительно влияет на сферу чувств и эмоций, создавая у участников особый настрой и позитивное отношение к работе. Кроме того, она делает повторение пройденного увлекательным и разнообразным.

В настоящее время большую популярность приобретают игры-симуляции, направленные на проявление конкретных качеств. Используются и такие стороны игрового метода, как генерация, т.е. такая деятельность, когда школьники активизируют свои мысли для того, чтобы найти выход из выдуманной ситуации, и инсценировка, которая может проявляться в форме диалога на определенную тему, театрализованного представления и т.д. Многие педагоги считают игры нетрадиционными образовательными методами, но сегодня они уже стали полноценной частью процесса обучения и приносят заметные результаты.

Источник

ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Смотреть что такое «ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ» в других словарях:

Производственное обучение — практическое и теоретическое обучение по избранной профессии в процессе производственной деятельности. 1) Составная часть профессионально технического образования (См. Профессионально техническое образование) (в учебных планах… … Большая советская энциклопедия

Ижевская государственная сельскохозяйственная академия — Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия» (ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА) Международное название Federal State Budgetary Educational… … Википедия

Белшина — ОАО «Белшина» Тип Открытое акционерное общество … Википедия

Средняя общеобразовательная школа — учебно воспитательное учреждение, имеющее целью дать учащимся систематизированные знания основ наук, а также соответствующие умения и навыки, которые необходимы для получения в дальнейшем профессиональной подготовки и высшего образования … Большая советская энциклопедия

Латвийская Советская Социалистическая Республика — (Латвияс Падомью Социалистиска Република) Латвия (Latvija). I. Общие сведения Латвийская ССР образована 21 июля 1940. С 5 августа 1940 в составе СССР. Республика находится на С. З. Европейской части СССР, с З.… … Большая советская энциклопедия

Федеративная Республика Германии — ФРГ (Bundesrepublik Deutschland). I. Общие сведения ФРГ государство в Центральной Европе. Граничит с ГДР, Чехословакией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией, Нидерландами, Данией. Омывается Сев. морем… … Большая советская энциклопедия

Украинская Советская Социалистическая Республика — УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… … Большая советская энциклопедия

Народный художественный университет — Краткая справка о деятельности Народного художественного университета в период с 2006 г. по июль 2009 г. Общие организационные вопросы. 1.1. Народный художественный университет, далее «университет», является базовой площадкой для… … Википедия

Монгольская Народная Республика — (Бугд Найрамдах Монгол Ард Улс) МНР (БНМАУ). I. Общие сведения МНР государство в Центральной Азии. Граничит с СССР и КНР. Площадь 1565 тыс. км2. Население 1377,9 тыс. чел. (начало 1974). Столица г. Улан Батор. В … Большая советская энциклопедия

Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодёжи — (ВЛКСМ) массовая общественно политическая организация советской молодёжи. Комсомол активный помощник и резерв Коммунистической партии Советского Союза. ВЛКСМ помогает партии воспитывать молодёжь в духе коммунизма, вовлекать её в… … Большая советская энциклопедия

Источник

Что такое практическое обучение

Задания по практическому обучению

Памятка студенту

Видами практики студентов колледжа, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, являются:учебная практика и производственная практика

Практическое обучение студентов является составной частью образовательного процесса в колледже
Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности

Учебная практика

Учебная практика направлена на формирование у студентов практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта, по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности

Учебная практика включена в график учебного процесса студентов 2 курса.
По специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» студенты проходят штукатурную, каменную, столярную, облицовочную и малярную практики.
Отдельно в графике учебного процесса выделена геодезическая практика.
По специальности «Производство неметаллических строительных изделий и конструкций» в график учебного процесса включена столярная практика.
По специальности «Архитектура» студенты проходят практику по архитектурной графике, черчению и рисунку.
По специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» студенты проходят следующие виды практик: дендрология, декоративное древоводство и питомники, садово-парковое хозяйство, ботаника, цветоводство.
По специальности «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств и вентиляции» студенты проходят трубозаготовительную, слесарную и сварочную практику.
По специальности «Бухгалтерский учет» проводятся практические занятия в форме деловой игры на учебно-тренировочной базе колледжа.
Учебную практику студенты проходят в учебно-производственных мастерских и полигонах колледжа под руководством заведующего мастерскими и проводится мастерами производственного обучения, а также, при необходимости, преподавателями специальных дисциплин.
Для качественного проведения практического обучения колледж располагает следующими мастерскими: столярная, слесарная, сварочная, полигоном для обучения каменным, штукатурным и малярным работам
Все мастерские оснащены оборудованием и инструментом, необходимым для проведения практики.

Производственная практика включает в себя следующие этапы: практика по профилю специальности и преддипломная практика.

Практика по профилю специальности направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта

Преддипломная практика направлена на углубление студентом первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению дипломного проекта
Практику по профилю специальности и преддипломную практику проходят студенты всех специальностей на 3-4 курсах обучения.
По специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» студенты проходят практику на предприятиях стройиндустрии, в проектных и строительных организациях: ЗАО ЛенСпецСму, ЗАО УНР-86, ЗАО УНР-36, ЗАО УНР-837, ЗАО «СУ-12».
В период практики на объектах строительного комплекса студенты знакомятся с практической стороной организации и технологией строительного проектирования и производства строительных работ, с организацией и технологией заводского изготовления строительных конструкций, изделий, материалов. Студенты участвуют в монтаже элементов и конструкций, в изготовлении строительных изделий и материалов.

Практика по специальности «Производство неметаллических строительных изделий и конструкций» организуется на действующих предприятиях ЗАО «ПО Баррикада», ЗАО «Экспериментальный завод», ЗАО «Метробетон», в лабораториях, арматурных и формовочных цехах, на бетоносмесительных узлах, студенты знакомятся с основами автоматизации производства, механическим оборудованием, экономикой и планированием производства.
Практика по специальности «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий» организуется на предприятиях, выпускающих фарфоро-фаянсовые изделия: завод «Стройфарфор», ЗАО «Ломоносовский фарфоровый завод», ЗАО «Гипроцемент» и в цехах научно-исследовательских институтов «Огнеупоров» и «Прикладная химия».

Практика по специальности «Архитектура» позволяет наиболее интенсивно изучить работу чертежника и перейти к работе в качестве дублера техника-архитектора, а также приступить к сбору материала для дипломного проекта в институтах АО «ЛенНИИпроект», «СпецНИИжилпроект» и в персональных творческих мастерских.

Практика по профилю специальности «Бухгалтерский учет» осуществляется на государственных и коммерческих предприятиях, что позволяет на основе полученных данных производить анализ хозяйственной деятельности предприятий, делать вывод об их финансовом состоянии. Практика организована во многих строительных организациях, а также на промышленных предприятиях.

В период практики по специальности «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств и вентиляции» по профилю специальности студенты работают в организациях в качестве специалистов по монтажу и эксплуатации внутренних санитарно-технических устройств и вентиляции (слесарей-сантехников).
Практика по профилю специальности проводится в специализированных монтажных, эксплуатационных и проектных организациях, которые по своей технической оснащенности, объему и содержанию работ удовлетворяют требованиям программы практики по специальности «Монтаж и эксплуатация внутренних санитарно-технических устройств и вентиляции». К таким организациям относятся: ООО «Компания 7 + 11», Группа компаний ЗАО «ЛенСпецСМУ», Группа компаний «Дальпитерстрой», ЗАО «Термолайн инжиниринг».

Профессиональные навыки, полученные студентами, помогают выпускникам в дальнейшем трудоустройстве.

Архив раздела «Практическое обучение»:

Источник

§ 1. Педагогические основы практического обучения

Практическое обучение — это составной элемент подготовки учащихся техникумов по одной из профессий конкретной отрасли народного хозяйства, где рассматривается содержание профессиональных знаний, умений и навыков, методы и формы организации работы, направленные на формирование системы практических умений и навыков.

Практическое обучение способствует закреплению и углублению теоретических знаний, приобретенных учащимися в ходе изучения предметов общеобразовательного, общетехнического и специального циклов.

Практическое обучение — одно из средств соединения обучения с производительным трудом учащихся по приобретаемой профессии.

Различные профессии появлялись в результате общественного разделения труда. С развитием науки и техники содержание труда по различным профессиям постоянно изменяется. Изменяются и сами профессии.

В связи с этим претерпевает изменение и содержание практического обучения учащихся по соответствующим специальностям и профес-сиям.

В Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании подчеркивается, что «практика учащихся средних специальных учебных заведений является «составной частью учебно-воспитательного процесса, в результате которой учащиеся получают навыки

работы в качестве специалистов, а по техническим и сельскохозяйственным специальностям, кроме того,— квалификацию по одной из рабочих профессий» 1.

С этой целью учебными планами средних специальных учебных заведений предусмотрено использование около 40 процентов учебного времени на практическое обучение.

Практические работы учащихся могут быть самыми разными.

Лабораторные работы предусматриваются учебным планом в том случае, когда главной дидактической задачей является формирование у учащихся умений наблюдать, воспроизводить то, что известно уже из урока, или выполнять работы в исследовательском плане. Если же в такие работы, кроме опыта и ученического эксперимента, включены также работы по монтажу, выполнению различного рода измерений, разборочно-сборочные и подобные им, то их называют лабораторно- практическими работами. Лабораторно-практические работы получили наибольшее распространение в учебной работе техникума. Здесь учащиеся ознакамливаются с различными техническими устройствами, измерительной и вычислительной аппаратурой, инструментами, овладевают способами работы с ними. Таким образом, лабораторно-практические работы обеспечивают первый (начальный) этап формирования умений и навыков по приобретаемой специальности.

По некоторым специальностям отдельно выделяется время на курсовое проектирование, дидактической ценностью которого является формирование специальных умений у учащихся применять знания по нескольким учебным предметам в конкретных практических ситуациях, умений мысленно, а также на бумаге в действующей модели представлять конечный продукт труда.

Формирование профессиональных умений и навыков происходит в процессе различных видов практического обучения, а именно: учебно^, производственной технологической и производственной преддипломной практики.

1 О состоянии и мерах по дальнейшему совершенствованию народного образования в СССР, с. 69.

Практическое обучение следует рассматривать как важнейшее средство подготовки всесторонне развитых людей, в’результате которого происходит органическое соединение обучения с производительным трудом учащихся, их физическое и умственное развитие, формирование мировоззрения, нравственное и эстетическое воспитание.

От специалиста среднего звена требуются многосторонние профессиональные знания и умения.

В процессе практического обучения учащиеся принимают непосредственное участие в сфере материального производства и тем самым являются участниками развития производительных сил. Они ощущают * то, от чего зависит рост производительности труда.

Теоретическое и практическое обучение учащихся обеспечивает участие их одновременно в умственном и физическом труде.

Умственный труд в отрыве от физического, как известно, ведет к одностороннему развитию способностей и, таким образом, ограничивает возможности всестороннего развития учащихся.

К. Маркс писал: «Как в самой природе голова и руки принадлежат одному и тому же организму, так и в процессе труда соединяются умственный и физический труд»

Физический труд сопряжен с затратой мускульной энергии, умственный — с затратой энергии нервной системы. Поэтому умственный труд должен чередоваться с физическим, улучшающим кровообращение, укрепляющим мышечную систему, повышающим умственную работоспособность.

Физический труд лежит в основе овладения специальными умениями и навыками, в результате приобретения которых у учащихся появляется возможность принимать участие в создании материальных благ для пользы общества, что является моральным стимулом к труду. /

В результате физического труда обеспечивается более конкретное проявление взаимодействия человека’ с природой, познания и преобра- вования ее, порождается новая умственная деятельность. Человек будущего должен сочетать в себе высокий уровень интеллекта, моральную чистоту и физическое совершенство.

Поэтому в практическом обучении немаловажное значение приобретает формирование отношения учащегося к труду, понимания им сущ-ности различных производственных показателей работы, трудовой

1 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 23, с. 516.

дисциплины» инициативы. На основе такого понимания у учащихся будет появляться удовлетворенность работой по приобретаемой специаль-ности. Отсюда и должна развиваться тенденция превращения труда в первую жизненную потребность.

Отношение к труду, формирующееся в процессе практического обучения, может проявляться как жизненная необходимость и как внутренняя потребность человека.

Само содержание труда должно заключать в себе творческие возможности и условия для проявления инициативы. При этом и материальное стимулирование будет способствовать формированию у учащихся положительного отношения к труду как к первой жизненной потребности.

Содержание труда и правильно использованные формы и’методы практического обучения должны быть направлены также на физическое развитие учащихся, повышение общей работоспособности и выносливости организма.

Чередование физического и умственного труда благоприятно влияет на умственную работу учащихся.

Длительный умственный труд учащихся, не чередующийся с физическим, вызывает охранительное торможение как защитную реакцию от переутомления и истощения. Смена умственного труда физическим приводит в возбуждение другие, ранее не работавшие участки коры головного мозга, и обеспечивает отдых работавшим. Так создаются лучшие условия для умственного развития учащихся.

Если содержание практического обучения, формы и методы его вызывают сильные эмоциональные импульсы (интерес, творчество, активность), то создаются (по И. П. Павлову) благоприятные условия для выработки новых временных связей.

В процессе практического обучения происходит тренировка различных анализаторов, их развитие. В труде учащиеся «познают» материалы, предметы, инструменты, механизмы.

Таким образом, в практическом обучении может быть достигнуто всестороннее развитие учащихся при условии последовательного осуществления совместной деятельности рук, органов речи и мозга.

В труде совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. Достаточно учащемуся вы-полнить несколько раз те или иные практические движения, как он начинает анализировать свойства и качество материала, с которым ра-

1 Павлов И. П. Полное собрание сочинений в 6-ти томах, «т. 3, кн. I, 176. ‘Там же.

ботает, различные звуки работающих механизмов (исправных и неисправных), состояние предмета труда, положение рук, свою позу, распределение усилий и т. д.

Наконец, труд учащихся в Процессе практического обучения является критерием истинности знаний, проверки их качества и количества. Такой труд способствует более осмысленному изучению теоретической части учебных предметов, углублению и расширению знаний.

Трудовая деятельность учашихся в процессе практического обучения направлена также на формирование убеждений, то есть выполнение воспитательных функции.

В процессе общественно полезного труда с применением современной техники у учащихся укрепляются материалистические представления о мире, убеждения о путях повышения производительности труда, о темпах построения материально-технической базы коммунизма.

Создание материальных ценностей учащимися в процессе практического обучения способствует пониманию ими доли своего участия в общенародном деле строительства коммунизма.

При выполнении всех видов практики учащиеся, благодаря коллек-тивному производительному труду, включаются в новые общественные отношения.

Важным условием успеха практического обучения является посиль- ность труда для учащихся. Однако это должна быть не игра в труд» а настоящий общественно полезный труд, организованный с учетом возраста и других особенностей учащейся молодежи.

Результаты практического обучения должны оцениваться преподавателями, Оценки обычно выставляются по пятибалльной системе за каждый вид практики. При этом большое воспитательное значение имеет гласность и аргументация каждой оценки, так как это оказывает положительное влияние на последующую работу учащихся. С этой целью используются различного рода экраны успеваемости по отдельным видам работ и др.

В процессе практического обучения организуется проведение социалистического соревнования между учащимися и ученическими коллективами за достижение лучших результатов в труде, более высокие показатели всех видов работы в период практики.

Очень важно в процессе практического обучения учащихся научить их преодолевать трудности, переживать радость и удовлетворение от хорошо слаженной, дружной, коллективной работы, от четких движе-ний и положительных результатов труда.

Современный труд все больше освобождает человека от мышечных напряжений и усиливает его умственные действия, поэтому приобретают

большую актуальнссть исследования различных аспектов процесса труда — физиологического, психологического, морально-этического.

В данной главе мы рассмотрим ту сторону проблемы, которая касается методики обучения учащихся трудовой деятельности на основе научной организации учебного труда. В этом вопросе важно научиться анализировать причины недостатков в трудовой деятельности учащихся, находить пути их устранения, использовать правильное чередование труда и отдыха, лежащего в основе ритмичности трудового процесса.

Конечным результатом научной организации трудовой деятельности учащихся должны быть выработка умений правильно использовать знания и распределять усилия, а также высокий уровень навыков и в итоге повышение производительности труда. Умения видеть изменение произ-водительности труда в зависимости от изменения условий организации трудовой деятельности прежде всего от правильной постановки практического обучения формируются в процессе производственной преддипломной практики учащихся. Здесь они изучают и анализируют предметы труда, орудия и продукты труда, организацию выполнения отдельных приемов, трудовых операций. Если в процессе производственной технологической практики учащиеся овладевают методами выполнения отдельных производственных процессов, операций, приемов и т. п., то в процессе производственной преддипломной практики они основное внимание уделяют таким вопросам, как организация доставки мате-риалов на рабочие места, обеспеченность необходимым оборудованием и инструментом, своевременность ремонта оборудования, обеспеченность необходимой производственной документацией, правильность распределения работающих по рабочим местам и т. п.

В результате практического обучения учащиеся приобретают определенную производственную квалификацию, в основе которой лежат умения организовывать технологический процесс, точно рассчитывать расстановку людей, оборудования, инструментов, материалов, техники на каждом рабочем месте, а также умения правильно использовать индивидуальные особенности каждого работающего.

Для достижения поставленных целей необходимо не только знание содержания, форм и методов, используемых преподавателями и мастерами в процессе практического обучения, но и глубокое, всестороннее знание преподавателями психофизиологических условий, характеризующих трудовую деятельность учащихся.

Одной из главных задач практического обучения является формирование профессиональных способностей у учащихся, то есть качеств человека, которые являются основой успешного осуществления определенного вида деятельности. Различают специальные способности, формирующиеся в процессе практического обучения, К таким способностям относят наблюдательность, творческое воображение, быстроту и точность двигательных реакций и др.

Тесная связь умственного и физического труда учащихся в процессе практического обучения, их общение с производственными коллективами, передовиками и. новаторами способствует успешному развитию профессиональных способностей учащихся.

Психологической основой формирования профессиональных способ- постен являются сенсорные (чувствительные) навыки (вкусовые, звуковые, осязательные), возникающие в результате комбинации двигательных и кожных ощущений. Так, например, техник-электрик по звуку может определить, находится ли проводник под током, по запаху он может определить состояние изоляции проводников при нагреве и т, д.

В трудовой деятельности вырабатывается устойчивая избирательная направленность восприятий. Степень этой устойчивости находится в прямой зависимости от уровня квалификации, специалиста. Чем выше избирательная направленность восприятий, тем выше квалификация.

Формировать избирательную направленность восприятий — одна из важных задач практического обучения.

Избирательная направленность восприятий включает много различ-ных сторон, например, восприятие пространственных свойств предметов (формы поля, детали, установки, величины, расположения и направления в пространстве), восприятием времени, восприятие д в и ж е к и й, формируемых на основе наблюдательности, любознатель-ности и т. д.

В практическом обучении важной задачей является постоянное совершенствование» профессионального внимания (со-средоточенность (концентрация), активность, распределение, переключение, устойчивость).

Эти элементы внимания наблюдаются в процессе обучения учащихся по всем специальностям.

Формирование профессиональных умений зависит от того, насколько быстро могут воспроизводить учащиеся воспринятые трудовые пред- ч ставлення, понятия, узнавать в наблюдаемом известное, приобретенное Б результате личного практического опыта, самостоятельно и творчески выполнять необходимые трудовые операции.

В то же время трудовая деятельность учащихся тогда правильно организована, когда она положительно влияет на совершенствование мышления. Именно то, что в процессе труда учащийся может проверить правильность, истинность знаний, способствует развитию мышления.

Содержание практического обучения составляет совокупность производственных и трудовых процессов, характеризующих производственную деятельность специалиста среднего звена.

Чтобы стать хорошим организатором производства, способным ра-ботать самостоятельно и своим руководством обеспечить высокопроизводительный труд работников, будущий специалист должен овладеть производственными умениями и навыками по соответствующей рабочей профессии, экономическими знаниями в конкретной отрасли производства.

В процессе подготовки учащихся по конкретным специальностям необходимо формировать у них профессиональные качества, то есть такие свойства личности, которые составляют основу успеш- кого овладения профессиональными умениями и навыками (глазомер, тонкость осязания, слух, быстрота реакции, пространственное воображение И др-).

К профессиональным качествам относятся профессиональные умения, то есть способность человека сознательно выполнять трудовые процессы, операции, приемы, действия на основе имеющихся у Него знаний с соблюдением определенных требований.

Профессиональные умения могут находиться на разных уровнях со-вершенства. При высоком уровне им присущи не только самостоятельность, легкость выполнения трудовых действий, процессов, операций, приемов, но и такие свойства, как скорость, точность, гибкость, стойкость, прочность.

Под гибкостью понимают рациональное выполнение трудовых действий в различных производственных условиях.

Стойкость — это сохранение точности и темпа трудового действия независимо от побочных влияний.

Прочность — это способность сохранять умения на протяжений ка- кого-то времени, когда они практически не применяются.

Завершающим элементом профессиональных качеств является профессиональный навык — это подготовленность к автоматизированному выполнению действий, которые характеризуются высокой степенью освоения.

Формирование навыков представляет собой сложный процесс закрепления и совершенствования умения (см. главу VIII).

практическом обучении приобретение новых навыков основано на выработке определенной системы условных рефлексов. Учащийся получает от мастера словесное указание, инструкцию, запоминает ее и выполняет в процессе практической деятельности. Здесь восприятие зрением того, что делается, представляет собой рефлекс, который под-крепляется связанным словом мастера о том, «правильно» или «неправильно» выполняется действие.

Подкрепляющее действие слова основывается на авторитете мастера, показывающего правильные приемы труда.

Но подкрепления только словом в практическом обучении недостаточно. Здесь необходимо, чтобы учащийся сам осознал правильность и полезность достигнутого в труде результата.

В процессе подробного объяснения задач практического обучения у учащихся формируются представления о будущей профессии,-о необходимости повышения своей квалификации.

Рефлексы, связанные с прекращением действий, называют отрицательными условными рефлексами.

Систему положительных и отрицательных условных рефлексов И, П. Павлов назвал динамическим стереотипом. Таким образом, всякая профессия с точки зрения физиологии представляет собой хорошо сложившиеся, закрепленные и непрерывно совершенствующиеся динамические стереотипы.

Хорошо поставленное практическое обучение предполагает формирование у учащихся правильного динамического стереотипа, который непрерывно совершенствуется. Стереотип помогает учащемуся соблюдать во всем определенный порядок, не делать лишних движений, экономить Время.

Однако освоение новых машин, станков, новых трудовых процессов сиязано с изменением, переделкой сложившихся ранее стереотипов. Это требует большого нервного напряжения. Поэтому переделку дина-мического стереотипа следует производить осторожно, контролируя изменение физиологических функций учащегося.

Когда преподаватель (мастер, инструктор) объясняет, показывает, как выполнить то или иное действие, операцию, трудовой процесс, он не только сообщает знания, но и возбуждает определенные физиологиче-ские процессы, от успешного протекания которых зависит усвоение знаний и превращение их в умения и навыки.

Каждая серия нервных импульсов при выполнении конкретного движения получает условно-рефлекторное подкрепление в результате разнообразных раздражителей (зрительных, слуховых, осязательных и др.), сигнализирующих правильное (то есть достигающее поставленной цели) выполнение заданного движения.

Б этом случае качество выполнения движения зависит от того, насколько развита у учащегося мышечная чувствительность, которая проявляется в способности человека точно (даже с закрытыми глазами) определять положение тела, вес предметов, соразмерять свои усилия и Т, д.

Мышечная чувствительность передает импульсы в двигательный анализатор коры больших полушарий головного мозга и сигнализирует об отклонениях от заданного рисунка движения.

Признаком правильно выполненного движения является возможно малая затрата времени, меньший расход энергии мышц по сравнению с другими, меньшее возбуждение нервной системы, а следовательно, и меньшая утомляемость организма, умение концентрировать усилия.

Эти умения достигаются путем систематического упражнения и ха-рактеризуют высокую квалификацию работающего.

Важное значение в практическом обучении имеет рабочая поза учащегося, положение тела в пространстве во время работы — «стоя* к «сидя».

Поза «стоя» требует на 10 процентов большей затраты энергии, чем поза «сидя». Но поза «стоя» позволяет лучше перераспределять усилия в различных рабочих движениях, хотя и вызывает ббльшую утомляемость. Положительно сказывается на результаты труда чередование позы, умение работающего выбрать удобную позу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *