что такое пятая печать апокалипсиса

Что за печати? Когда они будут сняты?

Евангелисту Иоанну было четко показано, «чему надлежит быть вскоре». Он увидел в своих видениях моменты снятия печатей и четырех ВСАДНИКОВ АПОКАЛИПСИСА, которые символично представили картину истории развития Божьей церкви на протяжении всех веков её существования. Были зафиксированы интересные наблюдения: история, как бы, повторяется в больших и малых временных периодах по определенному закону. Так, если всадники Апокалипсиса с высокой точностью предсказали четыре периода истории развития Божьей церкви на протяжении 2000 лет, как оно в последствии полностью и подтвердилось, то точно те же самые признаки, исполнившиеся в такой же последовательности, мы видели воочию, наблюдая историю XX и XXI веков. Вот как это представлено в Откровении1 6:1-14.

«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, … и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он [как] победоносный, и чтобы победить». Стремительное развитие наук и технологий с конца XIX века резко начало менять образ и качество жизни населения земли: колесо, как способ передвижения, окончательно перестало доминировать. Паровая, а затем электрическая энергия сменились на энергию атома и вакуума. Сейчас наступает время нанотехнологий…

«И когда он снял вторую печать, … вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч».

Далее, мы видим 1-ю Мировую войну 1914-1918 гг., которая, сделала революцию 1917 г. в России, собственно, возможной, 2-ю Мировую войну 1939-1945 гг. и стоим на пороге третьей Мировой войны: с начала нынешнего века весь мир вступил в эпоху непрекращающихся войн.

«И когда Он снял третью печать, … и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай».

Постоянные голодоморы в Африке и других неблагополучных районах планеты, голодоморы в Поволжье и на Кубани, четыре голодомора на Украине и нынешний голод на её востоке – всё это уже свершилось и продолжает свершаться.

Елей (масло) в Библии символизирует достаток, благополучие. Вино символизирует, как оно есть – весь алкогольный ряд. В связи с этим, обратим пристальное внимание на последний комментируемый стих. Видим, что прилавки современных магазинов и рынки, действительно, повсеместно завалены продовольствием, а «вино» льется рекой.

«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число».

И когда Он снял шестую печать, … произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, …

И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих». Эти знамения уже произошли в прошлом (см. статью № 48 «Незамеченные признаки»). Мы стоим на пороге исполнения остатка пророчеств, обозначенных в последней строке. (см. «Духовные материалы», «ВОПРОС – ОТВЕТ»).

«И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. » (Откр. 8:1). Это последнее, что человечество будет наблюдать. Совершенно очевидно, что данное последнее пророчество будет исполняться на фоне исполнения предыдущих, продолжающихся во времени, пророчеств (см. статьи № 27 «Относительно 21.12.2012» и № 3 «Что же происходит на самом деле?»).

Битва сил Света с силами тьмы на планете Земля никогда не прекращалась в после райский период. Силы Света – это Божий народ, созданный Творцом для добрых дел. В основном, но в малом количестве это, сохранившие верность своему Творцу, потомки Иафета – яфетиты2 (индоевропейская группа народов) и очень-очень малая часть семитов3.

Силы тьмы представлены потомками семитов (Евреев, арабов) и хамитов. На протяжении всех веков периода «Последнего времени»4 неоднократно временами битва достигала своих экстремумов и тогда, в такие времена казалось, что жизнь на всей земле погибнет. Но в силу объективных причин всё то должно было произойти, что произошло до сего дня.
1 Последняя книга Библии называется Откровение (70-90 гг.). Само название говорит о том, что никаких тайн Библия не содержит: Она поясняет Сама Себя на протяжении всего повествования. А если где и есть непонятные места, то пояснения к ним уже имеются: их надо искать в таких случаях, в более ранних книгах. Обратите внимание на первый текст книги Откровения: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну…» (Откр.1:1).

4 Период времени, называемый в Библии «Последнее время», закончился в 1844 году. Начался он в 34 г., через полтора года после распятия Иисуса Христа, с побитием камнями первомученика Стефана – известного иудейского раввина, принявшего учение Спасителя. С 1844 года человечество вступило в эпоху «Нового времени». Но это название придумали люди. Библия конкретно называет это время периодом испытаний (переплавки) Божьего народа. Сейчас мы наблюдаем завершающий этап пророчеств Откровения. Он конкретно назван концом времени.

Источник

Что значат семь печатей и семь труб в книге Откровение?

что такое пятая печать апокалипсиса. Смотреть фото что такое пятая печать апокалипсиса. Смотреть картинку что такое пятая печать апокалипсиса. Картинка про что такое пятая печать апокалипсиса. Фото что такое пятая печать апокалипсиса

Семь печатей (Откровение 6:1-17; 8:1-5), семь труб (Откровение 8:6-21; 11:15-19) и семь чаш (Откровение 16:1-21) являются тремя последовательными сериями Божьих судов последнего времени. Суды будут все больше и больше ухудшаться и становиться все разрушительнее с приближением к окончанию земной истории. Семь печатей, семь труб и семь чаш связаны между собой. Семь печатей предшествуют семи трубам (Откровение 8:1-5), а семь труб предшествуют семи чашам (Откровение 11:15-19; 15:1-8).

Первые четыре печати из семи известны как четыре всадника апокалипсиса. Первая печать представляет антихриста (Откровение 6:1-2). Вторая несет великие войны (Откровение 6:3-4). Третья – голод (Откровение 6:5-6). Четвертая принесет эпидемии, еще больший голод и последующие войны (Откровение 6:7-8).

Пятая печать говорит нам о тех, кто будет замучен за свою веру во Христа в последнее время (Откровение 6:9-11). Бог услышит их мольбы о справедливости, и Он предоставит ее в должное время – в виде шестой печати, вместе с судами труб и чаш. Когда шестая печать будет сломана, произойдет разрушительное землетрясение, из-за которого земной ландшафт претерпит сильные изменения, наряду с необычными астрономическими явлениями (Откровение 6:12-14). Выжившие будут кричать «горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откровение 6:16-17).

Семь труб описаны в Откровении 8:6-21. Семь труб являются «содержанием» семи печатей (Откровение 8:1-5). Первая труба принесет град и огонь, который уничтожит большую часть растительности на земле (Откровение 8:7). При второй трубе на землю, по всей видимости, упадет метеорит, который попадет в океан и приведет к гибели большинства живых организмов в нем (Откровение 8:8-9). Третья труба похожая на предыдущую, но она затронет земные озера и реки, вместо морей и океанов (Откровение 8:10-11).

Четвертая из семи труб приведет к затемнению солнца и луны (Откровение 8:12). Пятая – к нашествию гигантской саранчи, нападающей и мучающей людей (Откровение 9:1-11). Шестая труба освободит демоническую армию, которая убьет треть человечества (Откровение 9:12-21). Седьмая труба вызовет семь ангелов с семью чашами Божьего гнева (Откровение 11:15-19; 15:1-8).

Суды семи чаш описаны в Откровении 16:1-21. Они будут вызваны семью трубами. Первая чаша принесет болезненные язвы людям (Откровение 16:2). Вторая чаша приведет к гибели всего живого в море (Откровение 16:3). Третья превратит реки в кровь (Откровение 16:4-7). Четвертая приведет к тому, что излучение солнца усилится так, что оно будет приносить сильную боль (Откровение 16:8-9). Пятая – к великой тьме и усилению язв первой чаши (Откровение 16:10-11). Шестая чаша приведет к тому, что река Евфрат высохнет, а армии антихриста в то время соберутся на Армагеддонскую битву (Откровение 16:12-14). Седьмая чаша приведет к разрушительному землетрясению и последующим гигантским градом (Откровение 16:15-21).

Откровение 16:5-7 говорит о Боге: «Праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того. Ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои».

Что значат семь печатей и семь труб в книге Откровение?

Источник

7 печатей апокалипсиса и к чему приведёт их снятие

Печати апокалипсиса — жутковатое, мистическое сочетание. Кажется, что сняли их — и мир рухнул. В каком-то смысле так и есть, ведь в книге Откровения снятие печатей предшествует концу света. Но обо всём по порядку.

7 печатей апокалипсиса фигурируют в Откровении Иоанна Богослова

Встречаем мы этот образ в книге Откровения Иоанна Богослова. Это один из десятков текстов-откровений (апокалипсисов). Существовали и иные рукописи, которые приписывались Петру, Моисею, тому же Иоанну Богослову. В окончательную редакцию Библии попало только Откровение Иоанна Богослова, которое мы называем каноническим.

Хотя этот текст выбивается из общей стилистики Священного Писания, надо понимать, что аналогов ему существовало немало. И поныне переводы апокрифических откровений можно почитать в свободном доступе.

Немного об обстоятельствах написания книги.

Автор. По преданию, Иоанн Богослов, один из апостолов. Юный возраст, удача и стойкость позволили ученику Христа не умереть к концу I века. На острове Патмос уже старый апостол взялся записывать самый странный и сложный Библейский текст. Его перу также приписывают и иные сочинения, но очень много признаков указывают, что все они созданы разными людьми.

Время создания. Исследователи называют самые разные сроки — от 60 годов до конца II века. Ориентировочно — последние годы I века, как самая вероятная из датировок.

Содержание текста. Откровение Иоанна Богослова — это перегруженный символами текст, о значении которого до сих пор спорят богословы. По наиболее популярной версии, он рассказывает о последних днях человечества, предваряющих их катастрофах и испытаниях, а также о светлом будущем праведников.

Есть и иные версии, согласно которым, Откровение Иоанна Богослова повествует о событиях, которые уже миновали (возможно, для сегодняшнего читателя, а может, и для автора в момент написания). Неоднозначность символов даёт безграничную почву для спекуляций на эту тему.

Печатей именно семь, потому что это важное для Библейской традиции число

Стоит ли говорить, что 7 печатей апокалипсиса — это не случайная цифра. В еврейской традиции мы встречали её регулярно: 7 дней творения, 7 лет труда Иакова за Рахиль, пост в 7 семь дней и прочее.

Но сама семёрка куда старше Библии. Она фигурирует во многих важнейших элементах культуры и окружающего нас мира:

Восточные традиции расскажут о семи чакрах и т.д., и т.п. Важно не это, а то, что люди издревле решили, что 7 — особое число в нашем мире, а потому и относились к нему с почтением.

Книга Откровения Иоанна Богослова выстроена из цепочек семёрок:

Нам последовательно описывают, чему же соответствует каждый элемент из этих семёрок. Другими словами, скажем, ангел вылил чашу — что-то произошло.

После каждого шестого элемента идёт небольшое композиционное отступление, а каждый седьмой запускает следующую семёрку. Вот так интересно устроена книга Откровения.

В Откровении Иисус Христос в образе агнца снимает эти печати с книги

Автор откровения описывает некого агнца, то есть ягнёнка. Это не случайный и очень древний символ. Дело в том, что наши предки с особым почтением относились к крупным травоядным. Где-то это был пещерный медведь, но его истребили. Преимущественно почитания удостаивались крупные рогатые животные, о чём свидетельствует наскальная живопись и прочие признаки вроде первобытных алтарей.

В какой-то момент возникло представление о том, что почитаемых животных нужно убивать, приносить в жертву. Предки не оставили подсказок о том, для чего это делалось. Но их потомки по-своему интерпретировали обычай — и по всему миру распространился ритуал жертвоприношения таких животных.

Ягнята и козлята — одни из самых распространённых жертвенных животных. Их часто убивали в качестве заместительной жертвы — то есть вместо себя, как самое близкое к Богу, священное животное. А, например, в древнем Ханаане идею о том, что животное близко к Богу, не признали. Там вместо себя приносили в жертву первенцев.

Так или иначе, но параллель Бога и рогатого животного сохранилась и по сей день. В христианстве мы можем найти её, скажем, в изображении креста между рогами. Иисус в облике ягнёнка — это отголосок древней символики. С одной стороны это подчёркивает божественную природу Мессии, а с другой иллюстрирует Его жертвенное положение, как Того, Кто пострадал за чужие грехи.

Книга, с которой снимают печати, — это свиток

Мы привыкли представлять книги такими, какими их видим. Но стоит вспомнить, что переплетённые книги, кодексы появились позднее, чем записали Откровение Иоанна Богослова. Автор, увидев переплетённую книгу, вряд ли бы вообще назвал её книгой. Очевидно, что он подразумевал именно свиток, на котором находятся печати.

Теперь, когда мы оговорили все эти моменты, не возникнет сложностей понять, о чём пишет автор:

«И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в неё. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей её. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырёх животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю»

Конечно, возникнут вопросы про четырёх животных и старцев. Но в рамках статьи про печати апокалипсиса просто не раскрыть все толкования книги Откровения. При чтении лучше обращаться к вспомогательным источником. Например, «Толкование на Апокалипсис» которое написал Андрей Кесарийский. Вот как он объясняет изображение животных и старцев:

«Четырьмя животными и старцами указывается на то, что из Ангелов и людей образовалось одно стадо и одна Церковь чрез Христа Бога, совокупившего разъединенное и разрушившего преграды средостения. — И, вот, как мы слышали, вместе с четырьмя животными, превосходящими прочих чинов Ангельских, Божия песнопения и поклонения оказываются достойными и старцы, означающие полноту спасаемых».

Источник

Глава 6

Здесь описывается вскрытие Агнцем печатей, которыми запечатлена была книга в деснице Всевышнего. Дальнейшее в Апокалипсисе (до 18-й главы) можно рассматривать как «три семерки»: семь печатей, семь труб и семь чаш. Теперь рассмотрим вскрытие семи печатей. Через это картина неба, показанная Иоанну (картина А), соединяется с картиной земли (картина В), которая еще совсем не показана, но постепенно будет наполняться все новыми и новыми образами. Открываются печати небесной книги и показывается, что через это происходит на земле.

Снятие первой печати, означающее апостольское учение

Откр.6:1 И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.

Первые четыре печати схожи. Каждый раз, как будет вскрываться печать, одно из четырех животных будет громовым голосом призывать Иоанна подойти и посмотреть. Поскольку далее ясно будут перечислены второе, третье и четвертое животные, то ясно, что здесь одно из четырех животных – первое, подобное льву. Этим означена царственная власть апостолов над демонами, т. к. вскрытие первой печати и показывает апостольскую проповедь. Иди и смотри – говорит святому Иоанну Лев. Иоанн подходит.

Откр.6:2 Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

Я взглянул. Никто не был достоин посмотреть в эту книгу ни на небе, ни на земле, ни под землею (5,3), но вот открывает ее Божественный Агнец, и посвящается в ее тайны бывший рыбак из Вифсаиды. И вот, конь белый, и на нем всадник. Первые четыре печати, к рассмотрению которых будут призывать четверо животных, показывают нам четырех всадников на конях разного цвета. Последние три печати будут своеобразны. Вот выходит конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. Этим означена апостольская проповедь Евангелия. Конь белый указывает на светлость и нравственное совершенство апостолов, вышедших на проповедь Евангелия. С Елеонской горы посылает их на это Божественный Учитель: «И будете мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян. 1:8 ). Подобно быстрому коню обходят апостолы за тридцать лет землю от Испании до Индии и от Эфиопии до Скифии. Всадник, имеющий лук, – этим и означена собственно евангельская проповедь апостолов, которая стрелой поражала сердца людей и покоряла их Единому Живому Богу и Спасителю Господу Иисусу Христу.

«Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, возлюбленная моя» ( Песн. 1:8 ), – говорит Христос о Своей Церкви. А пророк Аввакум говорит о Господе: «Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные. Ты обнажил лук Твой. увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих» ( Авв. 3:8–11 ). О событиях при Иисусе Навине вспоминает пророк Аввакум, но не указывает ли это на Иисуса Назорея, взошедшего в лице Своих апостолов на спасительную колесницу Четвероевангелия, пред которыми, когда они обнажили лук своей проповеди, вострепетали горы иудеев и ринулись воды язычества?! Бездна, в которую через Крест низвержен был лукавый, не подала ли голос свой, и не подняли ли высоко руки свои сдающиеся перед апостолами бесы, которых те изгоняли именем Иисуса?!

Солнце и луна, все светила эллинской философии, не остановились ли они на месте своем в Ареопаге пред светом летающих стрел апостольских проповедей, вспомним апостола Павла в Афинах?!

И дан был ему венец. Увенчанной правдою и духовным царством лик апостольский вышел он как победоносный на победоносную империю Римскую и покорил ее закланному Агнцу. Вскормленные волчицею покоряются вскормленным Агнцем. Есть предание, что основатели Рима Ромул и Рем были вскормлены волчицею. Апостолы и христиане же вскормлены плотью и кровью закланного Агнца. И чтобы победить. Этим указывается и победная, добровольная, мученическая кончина апостолов, и то, что вышли они, победоносные, на проповедь не для того, чтобы потерпеть поражение, а чтобы победить. Действительно, «бездна. высоко подняла руки свои» ( Авв. 3:10 ), дрогнула земля, рухнуло язычество. Погасли идольские капища, водрузился Крест. Полчища демонов низвергают свои знамена, крестоносное же «знамя Его надо мною» ( Песн. 2:4 ), – поет душа, пораженная стрелою апостольскою и победившая во Христе!

Снятие второй печати, означающее брань неверных против верующих

Откр.6:3 И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.

Здесь пойдет речь о войне, о той брани, которую поведут неверные против верующих, о священных жертвах мучеников, поэтому и призывает Господь Иоанна посмотреть на это второе животное – тельца, животное жертвенное.

Откр.6:4 И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

И вышел другой конь, рыжий, или красный. Красный цвет обозначает и ревность пострадавших за Христа, и есть знак кровопролития, которому надлежит быть. И сидящему на нем, на коне рыжем, дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. Еще Христос сказал ученикам: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» ( Мф. 10:34 ). Так учение Христа, как большой меч, взяло мир с земли, и началась невиданная страшная брань по всей земле. Происходит она и в каждом человеке. «Дьявол с Богом борется, – говорит Достоевский, – а поле брани – сердца людей». Учение Христа разделило людей на верных Ему и неверующих, отвергнувших благочестие. Потекла реками мученическая кровь христиан. И не от меча ли гонителей мученически умерли святые апостолы Иаков, Варфоломей и Павел? И не мученически ли окончили жизнь остальные апостолы и великое множество первых христиан? А сколь много их было в последующие времена! Кто считал число христианских мучеников?! А кто сочтет тех, которым надлежит быть убитым великим мечом гонения антихристова?! Тогда мирное житие для христиан будет отнято от всей земли!

Снятие третьей печати, означающее голод и отпадение нетвердо уверовавших во Христа

Откр.6:5 И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри.

Здесь говорит третье животное, видом как человек, оно призывает Иоанна, указывая ему на немощь человеческую по плоти, ибо предвещает голод, и по духу – ибо указывается на падение в вере нетвердо во Христа уверовавших.

Откр.6:6 Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.

Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс (то есть малая хлебная мера) пшеницы за динарий (монета, соответствующая дневной плате поденщику), и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. Так возвещается это бедствие. Конь вороной, то есть черный, означает скорбь, ибо будет она велика. Как черный конь, придет голод на вселенную. У всадника мера в руке, ибо не будет каждому хлеба по нужде его, а будет каждому отмерено, и отмерено весьма мало. Мы видим, что дороже всего становится хлеб ( мера пшеницы за динарий), то есть будет хлебный голод. Так, действительно, великий голод был в осажденном римлянами Иерусалиме (70 год). История повествует, что от голода даже матери съедали своих детей. Но еще больший голод принесет антихристов конь черный, когда каждому будет отмерено. Обещают сегодняшние лжепророки, что каждому будет по потребностям, но придет великая скорбь и не по потребностям будут мерить, а по скудной мере черного всадника.

Интересно, что говорит голос Иоанну: елея же и вина не повреждай. Набросившиеся на вино обезумеют совершенно. Обуздывающему свою плоть в постах и самому налагающему себе меру легче тогда будет пережить скудную меру голодных времен.

И еще одно значение имеет виденное здесь Иоанном. Показан плач об отпавших от веры. Это – година черная. Она, собственно, никогда и не покидала землю. «Вот, тьма покрывает землю, и мрак – народы» ( Ис. 60:2 ). Только временами эта тьма сгущается, а временами – рассеивается. Тяжкая и черная година охватит вселенную и при антихристе. Не принявшие его не смогут ни покупать, ни продавать, и будет голод великий. И вот в такие-то времена многие неутвержденные в вере отпадут. Но есть и стоящие твердо. Их и означает мера пшеницы за динарий, то есть тех, чья вера вполне оценена. Это та многоплодная пшеница, которая будет убрана в житницы Отца Небесного ( Мф. 13:30 ). Но есть и ячмень, и здесь уже три меры ячменя за динарий. То есть вера иных оказалась втрижды дешевле. Невысоко оценил ее всадник, имеющий меру в руке своей. Легка вера этих людей и отпадают они в искушениях. «Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким» ( Дан. 5:27 ). Они подобны такому ячменю, который «не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонения за слово, тотчас соблазняется» ( Мф. 13:21 ).

Но вот слышим мы милосердный голос от небесного престола (ибо посреди четырех животных не что иное, как престол): елея же и вина не повреждай. Уходит маловерный из Иерусалима из святой Церкви в Иерихон мирской суеты и довольствия и, попав к разбойникам греха и безбожия, падает в вере. Не о них ли притча о милосердном самарянине? ( Лк. 10:30–35 ).

Но не оставляет его Господь. Посылает милосердного самарянина, и тот исцеляет падшего елеем утешения и вином обличения. Так милосердны должны быть и мы к падшим в вере, не отвращаться от них, не повреждать елея и вина, но возливать их им на раны.

В храмах на праздничных службах священник благословляет хлебы пшеничные, пшеницу, вино и елей. Благословляет их нам в снедь и в духовное исцеление и укрепление. Благословенна пшеница – ибо это в вере устоявшие. Нет здесь ячменя – ибо это падшие, но есть вино и елей, исцеляющие падших.

Откр.6:7 И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.

Откр.6:8 И я взглянул. Жуткое открывается его взору: и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.

И ад следовал за ним. Скошены колосья, и тут же их собирают. Куда? Писание говорит об аде и рае, геенне и новом небе, новой земле и новом Иерусалиме, о сиюминутном и вечности. В жизни мы часто говорим «ад» и «рай», имея в виду потустороннюю вечную жизнь в мучениях или в блаженстве. Если же быть догматически точными, то надо различать состояние до Страшного суда и после. До Суда и кончины века есть ад и рай как места пребывания душ усопших людей. Слово «ад» по-гречески означает подземное царство или царство умерших. По-еврейски оно звучит «шеоль». До спасительной жертвы Христа на Кресте души всех умерших сходили в ад. Херувим с огненным обращающимся мечом охранял ворота рая и никто в них не мог войти. Но и праведного, и неправедного, «одна участь постигает их всех» ( Еккл. 2:14 ). О том была и великая печаль. «Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем» ( Еккл. 9:3 ). И не только в смерти уравнивались все, но и после нее попадали все в одно место.

Потому и псалмопевец Давид говорил о себе: «сойду ли в преисподнюю» ( Пс. 138:8 ). Об этом посмертном бытии в шеоле (аду) говорит Екклезиаст как «о днях темных, которых будет много» (11,8).

Так описано вскрытие первых печатей. Они схожи между собой тем, что каждый раз некое животное призывает святого Иоанна подойти и посмотреть. Вид животного соответствует тому, что является перед глазами апостола. Каждый раз выходят всадники на конях разных цветов (белый, рыжий, черный, бледный).

Снятие пятой печати, позволяющее увидеть души святых мучеников

Откр.6:9 И когда Он (Агнец-Христос) снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.

Пред нами мученики. Их души Иоанн видит под жертвенником. Так здесь называется место нынешнего пребывания душ убиенных мучеников. Место пребывания праведных до Христа называлось «лоно Авраамово» ( Лк. 16:22 ). Авраам –отец верующих ( Рим. 4:11 ), и чадами его были праведники ветхозаветные ( Ин. 8:33 ), в лоне его они и упокаивались. Оно было местом упокоения праведных в аду. Теперь пришел Христос. Его жертва изменила мир. Он умер на Кресте, и Крест становится всемирным жертвенником, на котором совершил Божественную литургию небесный Архиерей по чину Мелхиседека. Христос «пленил плен», вывел души праведных из ада и упокоил их у подножия Креста – этого великого жертвенника. Как тела христиан упокоеваются под деревянным крестом, так и души их в раю упокоеваются «под жертвенником», под Крестом Христовым. Здесь речь о мучениках, которые, подобно апостолу Павлу, «соделались жертвою» ( Фил. 2:17 ) и теперь находятся под жертвенником небесным.

Пред нами начинает раскрываться картина Б (см. Приложение 2), картина небесного жертвенника и храма, которая будет постепенно сливаться с картиной А, картиной престола. В сущности, это одна картина, постепенно открывающаяся святому тайнозрителю Иоанну. Можно даже представить, что Иоанн все это видит по образу ветхозаветной скинии. Тогда престол с Сидящим на нем представляется на месте Святого Святых – а этот жертвенник, который теперь показан апостолу Иоанну, – жертвенник всесожжения ( Лев. 4:7; 5:9 ), стоящий на дворе народа для принесения на нем жертв. Внизу этого жертвенника, как жертвы уже принесенные и сожженные, находились души умерших людей, убиенных за слово Божие, которое проповедовали и которого придерживались в жизни. И за свидетельство (мученик по-гречески «свидетель»), за то, что свидетельствовали до конца, за то, что подтвердили искренность своей веры смертью.

Легко свидетельствовать, когда нет гонений. Помоги, Господи, свидетельствовать и тогда, когда это надо запечатлевать мученичеством.

Откр.6:10 И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Снятый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?

Может возникнуть вопрос: а как же любовь к врагам? Да, пока они были на земле, они любили своих врагов, благотворили им и молились за них. Первый христианский мученик архидиакон Стефан, побиваемый камнями, громко молился о своих убийцах: «Господи! Не вмени им греха сего» ( Деян. 7:60 ). Но не вечно это благоприятное время, оно сменяется временем суда. Как говорит Виктор Гюго, человек свободен здесь, но ответствен там. Не злобная мстительность, а святая справедливость взывает о воздаянии. «Говорит кровь Авелева» ( Евр. 12:24 ), взывает к небу о правосудии, доколе «придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного» ( Мф. 23:35 ). В возгласе убиенных мучеников слышится и некоторое недоумение и мольба о праведном суде, о славе Божественного правосудия: доколе, Владыка Святый и Истинный, не воцарится святость и истина?! Таков закон справедливости: неправедность отрицается, неправедный осуждается.

Откр.6:11 И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.

Но не настало еще время, а убиенным даны были каждому из них одежды белые. Мученики облачаются в белые одежды чистоты и невинности, в светлость добродетелей, в славу того мира. Мы уже не раз видели, что эта белая одежда, эта риза нетления обретается в водах святого крещения. А если человек обратился ко Христу где-нибудь в тюрьме и не имел возможности принять крещение, и его за исповедание веры ведут на казнь? Какое он может иметь упование? Церковь всегда веровала, что таковым мученичество их вменяется в крещение, кровь их – в воду, омывающую грех. Сам Господь о Своей крестной смерти говорит: «Я буду. креститься крещением». А ученикам своим Он предвещает: «И крещением, которым Я крещусь (мученичеством – Г. Ф.), будете креститься» ( Мф. 20:22–23 ). И вот мы видим облаченных в белые одежды, крещеных мученичеством. Потому столь вожделенно мученичество для христиан, что столь высоко вознаграждается.

И сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время. Еще не настало время суда и возмездия, и святые души должны еще покоиться некоторое время. В сравнении с вечностью и в пророческом видении это время кажется весьма малым. Пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число. Первохристианские мученики, которых видит Иоанн, должны успокоиться, ибо не вошло еще полное число мучеников в небесные обители. Еще грядут бесконечные вереницы мучеников последующих гонений: от римских императоров, от мусульман, от безбожников. Еще грядут множество убиенных в великой скорби – антихристовой. Еще не до конца пропиталась земля кровью праведной. У Бога же в Его книге тайн от века предначертано то число убиенных, которое началось с Авеля, потом с христианского первомученика архидиакона Стефана и когда-то завершится оно последним мучеником времен антихриста, имени которого мы еще не знаем. Успокойтесь, убиенные за Христа, еще не все совершили свой подвиг. Когда же исполнится это число, тогда и начнется Страшный суд Божий.

Снятие шестой печати, означающее язвы, наводимые при кончине века

Откр.6:12 И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.

И когда Он снял шестую печать, я взглянул – тайна за тайной открываются перед Иоанном. Все дальнейшее, описанное под вскрытием шестой печати, можно разуметь буквально как изменения, которые произойдут в естественном порядке вещей. С другой стороны, это образное описание религиозно-нравственных перемен последнего времени. Оно подходит и к разорению, бывшему при Веспасиане и Тите, но в большей мере ко времени антихриста.

И вот, произошло великое землетрясение, что бы это значило? – скорее всего вообще сотрясение, изменяющее порядок вещей. Все последующее представлено как следствие этого сотрясения («трус велий» по-славянски). На землетрясение, как таковое, скорее всего указывает конец 14 стиха (горы и острова двинулись со своих мест). Результатом же сотрясения являются изменения во всем мире: в солнце, луне, звездах. Об этой перемене дел, о великом сотрясении, говорит пророк Аггей: «Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы» ( Агг. 2:6–7 ). Христос «ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного» ( Евр. 12:26–27 ).

Далее описываются события этого великого сотрясения последнего времени. И солнце стало мрачно как власяница. Как и у Исайи пророка сказано: «Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их» ( Ис. 50:3 ). И луна сделалась как кровь.

Так и пророк Иоиль говорит: «Солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой. И возгремит Господь. содрогнутся небо и земля» ( Иоил. 3:15–16 ). Говорил об этом и сам Христос: «Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» ( Мф. 24:29 ). Возможно, и буквально будут страшные космические катастрофы; а, с другой стороны, как объясняет блаженный Кирилл Иерусалимский, черный цвет солнца и темно-кровавый цвет луны указывают на душевный мрак тех, которых постигнет гнев Божий. Тогда погаснут все светила, и великие мира сего померкнут. И сейчас при солнечном затмении солнце омрачается, как во власяницу облачившись. А при лунном затмении луна становится красной. Так при апокалиптическом красном цвете луны в последнее время, когда все померкнет, рухнет и изменится, все, чему люди поклонялись, сделается мрачным и обнажит свой зловещий цвет крови.

Скрывается свет солнца и луны для одних, коим предстоит навсегда погрузиться в вечный мрак. Скрывается он и для других, ибо им уже предстоит жить в ином сиянии – непосредственном сиянии света Бога и Агнца.

Откр.6:13 И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.

Так сейчас наблюдаются иногда метеорные потоки. Тогда же, возможно, великие катастрофы будут в звездных мирах. В Ветхом Завете читаем, как рог рассвирепевшего козла «вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их» ( Дан. 8:10 ). «Видение это относится к концу времени» ( Дан. 8:17 ). Так израильтяне были такими же звездами и воинством небесным, ибо исполняли волю Небесного. Но низвергнуты были. Так же случилось и при разорении Веспасиана и Тита. Падение звезд небесных на землю – это также указание на прельщение верующих (падение небесных на землю), ибо сатана сделает все возможное, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» ( Мф. 24:24 ).

Церковь – смоковница, потрясаемая сильным ветром гонения, роняет незрелые смоквы свои, еще неразвившиеся в зное искушений и не услащенные благодатью. Отпадают неутвержденные и неискренние в вере. А с другой стороны, как незрелые смоквы, падут тогда все земные авторитеты, эти звезды кино и футбола, светила политики и кормчие государств. Они думают, что они звезды, светящие миру на небосклоне, но они всего лишь незрелые смоквы, которые сорвет сильный ветер.

Откр.6:14 И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих.

И небо скрылось, свившись как свиток. Подобное описывает Исайя: «Истлеет все небесное воинство (звезды – Г. Ф.); и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы» ( Ис. 34:4 ). Таинственное значение этого видения. С одной стороны, это продолжение описания космических катастроф. Великие изменения в мирах звездных, солнце и луне продолжаются катастрофами атмосферы. Не исчезнет она, но после помрачения солнца и луны скроется от глаз людей, будет во мраке сокрыта от них и бесполезна для них. С другой стороны, этим показывается, что не истлению и погибели подлежит небо в последний день, но как бы некоему свиванию и превращению в лучшее (20,11; 21,1). Прежнее небо бежало – свилось, как свиток, и явилось новое. Святой Ириней Лионский в пятом обличительном слове пишет: «Не погибнет и не истребляется ни сущность и ни существо создания (ибо истинен и крепок создавший его)». «Но проходит образ мира сего» ( 1Кор. 7:31 ), в котором совершено преступление.

Евреи вместо книг употребляли свитки, сворачивание которых означало не уничтожение их, но сокрытие написанного. Небо-свиток видит Иоанн. Значит, небеса не исчезнут, а подобно человеку перейдут в новое состояние. «В начале Ты, Господи, основал землю и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся» ( Евр. 1:10–12 ). Приближается пришествие Господне, и само небо, свившись как свиток, отвращается от земли, погрязшей и утонувшей в грехах.

Бесшумно и неожиданно скрылось небо, свившись как свиток, так неожиданно будет и пришествие Христово на Суд. Безмолвно взирало небо на все события истории человеческой, все записало, что видело под солнцем. Но вот кончилась история, и, как прочитанная книга, обратно свилось в свиток небо.

Под небом разумеются и ангелы, которые, видя бездну беззаконий, грехов и страданий последнего времени, не смогут более взирать и отвратят в печали лики свои.

И всякая гора и остров двинулись с мест своих. Великие землетрясения будут тогда, а может, и оживут вулканы. О том и Сам Господь предупреждал, что будут землетрясения по местам» ( Мф. 24:7 ). Чтобы пробудить нас от нашего духовного сна и заставить бодрствовать перед пришествием Христа, Бог заставляет сотрясаться саму землю. Но не от наших ли беззаконий содрогается земля?!

Под горами можно также разуметь царей и владык, а под островами – их народы, так же можно понимать и пастырей с их церквами. Все поколеблется и сдвинется с привычных своих мест.

Откр.6:15 И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор.

Грянули все эти бедствия – и цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные (здесь имеются в виду сильные по искусству, а не по физической силе – Г. Ф.), и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор. Все земные обитатели всех сословий будут в ужасе от происходящего. Из перечисления сословий мы видим также, что организация и структура общества так до конца мира принципиально и не изменится. Проходят века и тысячелетия, меняются формы человеческого общежития, но неизменной остается его несправедливая и грешная суть. Общество, зараженное проказой греха, не может исцелиться само по себе. Не помогут тут ни реформы, ни революции, ни наука. Христос сказал: «Царство Мое не от мира сего» ( Ин. 18:36 ). А где нет Христа, там нет истины и справедливости. Поэтому земные царства и общества обречены на извечную несправедливость, покуда не положит этому конец страшный день Суда. Потому Церковь не за справедливое общество и права человека борется, а призывает людей к покаянию. Зовет их в мире этом жить миром иным. Но тонет в мирском шуме этот зов, только во всё большую бездну беззаконий ввергается общество. Но наступит день, когда в крайнем отчаянии все сословия, скрывшись в пещеры и ущелья гор (тошно станет в городах до невозможного), начнут взывать.

Откр.6:16 И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца.

Сегодня люди всё это не хотят видеть, не хотят признавать. Огульно всё отрицают и живут, как во дни Ноевы. Гонятся за наслаждениями, не предчувствуя страшной катастрофы. Как жителям Содома, им все эти предостережения смешны ( Быт. 19:14 ), а уже сгущаются тучи, готовые излить огонь и серу. Тогда возопиют все. Но кончится время покаяния. И те, кто не желает ныне взывать к Богу, ангелам, святым, воззовут тогда к мертвым стихиям, горам и камням. И не о спасении воззовут к Всевышнему, но чтобы хоть мертвые камни, засыпав их, скрыли бы грозный лик Сидящего на престоле Бога-Отца и отвратили гнев Агнца-Христа. Сегодня – время покаяния. Сегодня Христос любвеобильно простирает ко всем Свои пронзенные руки. Тогда же кончится лето благоприятное ( Иер. 8:20 ), жатва прошла, а мы не спасены – остается только гнев Агнца.

Откр.6:17 Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?

Наступает Страшный суд. Изливается гнев Божий. Кто может устоять? Никто.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *