Что такое поворотные точки границ земельного участка
Что такое поворотные или характерные точки границ земельного участка
В процессе составления межевого плана инженер, определяя место, где будут проходить линии, ограничивающие надел и выделяющие его из общей площади, опирается на поворотные точки.
Под такими точками понимаются конкретные координаты, после проведения между которыми отрезков и образуется граница участка.
Осуществление межевых работ в любом случае невозможно без определения координат поворотных точек.
В связи с этим существует целая методика их расчета и вынесения непосредственно на место расположения участка.
Что это такое?
Каждый земельный участок имеет свою характерную конфигурацию, причем, не всегда она представляет собой четкий прямоугольник с четырьмя линиями и углом между ними в 90 градусов, как полагают многие, не знакомые близко с геодезией и картографией.
Даже самих образующих линий, которые определяют форму участка, может быть не 4, как принято полагать, а гораздо больше.
При окончании любой из образующих границу линий начинается другая и между ними имеется точка, которая характеризуется как поворотная (характерная) точка земельного участка.
Представив себе межевой план или посмотрев на его пример, любой без труда сможет определить нахождение таких поворотных точек между проведенными линиями.
Собственно, построение межей участка в первую очередь и опирается на такие установленные точки – сначала различными методами определяются такие поворотные точки, а уже впоследствии обозначают межу, просто проводя между характерными обозначениями прямые линии.
Назначение
Основным назначением поворотных точек является обозначение координат прохождения межевых линий, то есть конкретное указание того, где будут проходить границы.
На основании предоставляемой документации и проведенных измерений и вычислений инженер, выполняющий процедуру межевания, и выполняющий оформление межевого дела, определяет координаты поворотных точек и уже впоследствии, проводя между ними прямые линии, обозначает четкие границы участка.
То есть обратного процесса не может быть – нельзя сначала провести линии, а уже потом обозначить границы, поскольку линия может определяться координатой начала и конца – без таких точных данных по каждой из них просто невозможно будет провести границы участка.
Рассмотрим, как определить поворотные точки границ земельного участка. Координаты точек после проведения сложных расчетов, определения точных значений, вынесения на местность и согласования границ с заинтересованными лицами (собственниками и пользователями соседних участков) устанавливаются в натуре.
То есть фактически инженер ставит вехи, при проведении линий через которые образуется межа земельного участка.
Вынесением точек поворотных координат участка может заниматься кадастровый инженер, имеющий соответствующую квалификацию.
Даже в том случае, если собственник участка или его сосед не согласны с расположением межи и считают, что их интересы затронуты, самостоятельно передвигать такие обозначения на самом участке нельзя.
Для оспаривания координат потребуется обратиться или в организацию, проводившую межевание (в течение 30 дней) или в судебный орган, если данные по участку уже были внесены в общегосударственный реестр.
В случае самовольного перенесения точек в любом направлении лицо, совершившее такое действие, может быть привлечено к ответственности с оплатой положенной в таких случаях суммы штрафов.
Координаты границ
Рассматривая понятие координат границ надела, параллельно с таким определением используется практически идентичное ему «координаты границ». В соответствии с ФЗ, регулирующего государственную кадастровую деятельность, любой выделенный надел подлежит внесению данных о себе в единый гос. реестр.
Любая из форм документа, в которой такая информация предоставляется, может выглядеть несколько иным способом, но все они содержат данные по координатам границ.
То есть такие планы отражают те характерные признаки сведения, отличающие их от любого другого надела в любой точке земного шара и, собственно, позволяющие определить местонахождение его для непосредственного присвоения права собственности.
Фактически координаты границ установить нельзя (с математической точки зрения), поскольку расположение и направление границ участка определяется единичными точками, координаты которых и становятся так называемым указателем того, где будет проходить межа.
Таким образом, используя понятие «координаты границ», следует понимать, что вы автоматически подразумеваете координаты поворотных или характерных точек.
Кроме непосредственных координат поворотных точек участка согласно действующему законодательству используются при вынесении границ в натуру также дополнительные обозначения, которые устанавливаются на прямой линии, соединяющей характерные точки надела.
Такое требование существует по причине определенной протяженности прямых линий, когда вследствие сторонних факторов она может неоднократно изламываться.
Такие дополнительные обозначения ставятся в диапазоне от 1 до 200 метров, то есть как минимум через каждые 200 метров обязательно должна устанавливаться межевая отметка, но она не может в то же время располагаться чаще, чем через 1 метр.
Установка дополнительных обозначений также осуществляется кадастровым инженером после проведения процедуры согласования со всеми заинтересованными лицами и подписания ими соответствующего акта.
Координаты поворотных точек
Координаты точек – это цифровое обозначение расположения на местности точек участка, при проведении линии между которыми образуется замкнутая фигура, определяющая границы надела.
Впоследствии такая замкнутая область подлежит определению площади исходя из конфигурации самого участка и параметров, в соответствии с которыми она и рассчитывается.
Система деятельности государственного кадастра включает в себя все данные по границам земельных участков – они в обширном понятии определяются в качестве геодезической сети земель РФ.
Сами же координаты границ при прочтении рядовыми гражданами, не знакомыми с картографией или геодезией, мало будут полезны.
Их значения посредством специализированных кодов преобразовываются и любой кадастровый инженер, имеющий познания в такой области, без труда сможет определить и проверить реальное расположение участка на местности и установить границы между такими точками, то есть обозначить границу владения лица.
Поскольку оформление координат поворотных точек осуществляется в виде кодированных значений, да и само определение связано с применением специализированного оборудования, сложных математических формул, к расчету характерных точек относятся очень внимательно, постоянно совершенствуя способы их определения, вынесения, перерасчета.
Методы определения
Для определения координат инженеры, непосредственно выполняющие работу по созданию планов, в процессе работы используют несколько методов, среди которых можно выделить пять способов, непосредственно применяющихся на территории РФ.
После непосредственного определения такие точки перед переносом в топографические документы проходят процедуру описания в системе особых координат, которая предусматривается специально для кадастровых обозначений.
Геодезический
Подобный способ представляет собой совокупность таких методов:
Спутниковые геодезические измерения
Подобный метод сходен с принципом геодезического, но включает в себя также и данные по проведению съемок местности посредством спутников.
Таким образом достигается большая точность проведенных измерений.
Координаты поворотных или характерных точек, полученных при помощи спутника, редко оказываются определенными ошибочно.
Фотограмметрический
Такой метод основывается на использовании в процессе работы картометрического метода и параллельного применения аэроснимков, которые приводятся к соответствующему масштабу карты.
Ввиду отдельных моментов принадлежности таких снимков, несколько затрагивающих права собственности, подобная методика применяется достаточно редко.
Картометрический
В основу такого метода положено применение картографического материала, то есть топографических карт, планов городов и районов, которые могут создаваться силами отдельных муниципалитетов.
Рассчитав координаты точек, инженер отражает их на такой карте, впоследствии же, непосредственно читая саму карту, он уже определяет непосредственное расположение точек и выносит границы участка в натуру.
Аналитический
Такой метод, применяемый для определения координат, основывается на получении результатов расчетов линий и углов надела с использованием специальных формул тригонометрии, аналитической геометрии и т.д.
Подобный метод в настоящий момент является широко используемым и наиболее целесообразно его использовать при наличии программного обеспечения, обеспечивающего точность полученных значений.
Точность определения
В процессе расчета координат используется такое понятие, как точность определенных координат и их погрешность.
Рассматривая такое понятие, стоит отметить, что законодательно установлены допустимые отклонения от фактических значений, которые позволяют использовать полученные координаты в качестве действительных точек и устанавливать их в натуре.
Роль точности и погрешности
Точность полученных измерений оказывает существенное влияние на возможность определения действительных границ участков и указания его характерных точек.
Погрешностью, которая может иметь место, является разность (отличие) между действительными значениями и теми, что были получены инженеров в результате проведенных вычислений.
Погрешность может возникать из-за различных факторов, среди которых стоит отметить человеческий фактор, когда ошибку допускает сам инженер.
Также, на величину погрешности влияют некачественное или вышедшее из строя оборудование, плохие погодные условия при непосредственном проведении измерений, особенности рельефа поверхности участка, относительно какого определяются координаты.
Допустимые погрешности
Согласно положениям действующей редакции ЗК РФ определяется, что существует такое понятие, как допустимая погрешность измерений, то есть что точки, полученные в пределе допустимых значений, могут применяться для определения действительных межей земельного участка. В такой ситуации для каждого отдельного участка (его категории) может использоваться отдельная норма.
На данный момент максимально допустимая погрешность для земель в пределах РФ будет составлять:
В общем же существующие на данный момент методы проведения измерений допускают достигать величины погрешности в значении буквально до показателя в 0,05 метра.
Если они выходят за такие рамки, но находятся в пределах допустимых показателей, межевой план по таким точкам все же формируется.
Заключение
Итак, определение поворотных точек земельного участка является важным моментом при построении межей земельных наделов, поскольку они становятся основой для проведения границ, ограничивающих область собственности одного или нескольких лиц.
Определение осуществляет инженер, используя одну из существующих методик, при этом он должен вложиться в допустимые параметры – только в таком случае полученные значения допускается применять для построения межевого плана.
Что такое поворотные точки границ земельного участка
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства экономического развития РФ от 6 ноября 2018 г. № 32226-ВА/Д23и «Относительно подготовки межевых планов земельных участков и осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ, в том числе в случаях выявления несоответствия сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ смежных земельных участков их фактическому положению на местности»
Минэкономразвития России относительно подготовки межевых планов земельных участков и осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ, в том числе в случаях выявления несоответствия сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ смежных земельных участков их фактическому положению на местности сообщает.
В связи с многочисленными обращениями, поступающими в Минэкономразвития России по вопросам, связанным с уточнением и согласованием местоположения границ земельных участков, в том числе с целью исправления реестровых ошибок, в рамках полномочий, установленных Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, полагаем возможным отметить следующее.
Несоответствие указанным требованиям может выражаться в таких обстоятельствах, как:
отсутствие в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ, как правило, ранее учтенного земельного участка;
содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по решению государственного регистратора прав в случае, если:
границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН, за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 части 1 статьи 26 и частями 1 и 2 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ (пункт 20);
границы лесного участка, о государственном кадастровом учете которого в связи с уточнением границ представлено заявление, пересекают границы других земельных участков, лесных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН, за исключением случаев пересечения границ других лесных участков, предназначенных для использования лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, или случая, если другой лесной участок является преобразуемым объектом недвижимости (пункт 20.1).
Согласно части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.
При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Таким образом, применение положений части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ дает возможность устранить не только причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета объекта кадастровых работ, но и исправить реестровые ошибки в записях ЕГРН, что ведет к повышению качества и достоверности данных ЕГРН.
либо отдельных частей границы смежного земельного участка, общих с частями границ земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ, в том числе в связи с исправлением ошибки в местоположении таких частей границы;
либо границы (всей) смежного земельного участка (всех характерных точек его границы, включая общие с частями границ земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ), в том числе в связи с исправлением ошибки в местоположении общих частей границ, которое требует одновременного исправления ошибок в местоположении иных частей границ смежного земельного участка.
Таким образом, изменения могут касаться не только тех частей границ, которые являются общими с уточняемым земельным участком, но и иных частей границ смежного земельного участка, например, с целью сохранения его конфигурации и площади, указанных в правоустанавливающем документе или документе об образовании этого смежного земельного участка (за исключением случая, когда предполагаемые изменения не затрагивают общие с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ, части границ земельных участков).
Выполнение кадастровых работ по уточнению отдельных частей границы смежного земельного участка может повлечь необходимость определения его площади (например, если сведения ЕГРН о местоположении характерных точек его границы, не уточнявшихся в ходе данных кадастровых работ, соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков). В случае если сведения о местоположении характерных точек границы смежного земельного участка, не уточнявшихся в ходе данных кадастровых работ, отсутствуют в ЕГРН или не соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, необходимость определения площади смежного земельного участка отсутствует.
Положения части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ применяются как в случае выявления при выполнении кадастровых работ реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении общей с уточняемым земельным участком границы, установленной с достаточной точностью, так и в случае, если координаты характерных точек границы смежного земельного участка определены с точностью, не соответствующей установленным требованиям к точности. В последнем случае внесение таких изменений не будет обусловлено исправлением реестровой ошибки в местоположении границ смежного земельного участка.
Таким образом, состав сведений, включаемых в соответствующие разделы межевого плана земельного участка, определяется в зависимости от указанных выше обстоятельств.
предметом согласования местоположения границ с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка;
заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Таким образом, согласование местоположения границ земельного участка является обязательным, если в ходе кадастровых работ, в том числе на основании данных натурных обследований, установлено, что земельный участок является смежным, однако в ЕГРН отсутствует описание местоположения границ такого смежного земельного участка в виде координат характерных точек его границ.
Согласно части 1 статьи 40 Закона N 221-ФЗ результат согласования местоположения границ земельных участков оформляется в виде акта согласования.
В случае если у смежного земельного участка, местоположение границы которого установлено с точностью, не соответствующей установленным требованиям, уточняется местоположение только тех частей границ, которые являются общими с частями границ объекта кадастровых работ, акт согласования оформляется только в отношении объекта кадастровых работ.
В случае необходимости внесения изменений в местоположение не только общих с объектом кадастровых работ частей границ смежного земельного участка, но и в местоположение частей границ, не являющихся общими с объектом кадастровых работ, в отношении каждого смежного земельного участка оформляется отдельный акт согласования. Разделы «Акт согласования местоположения границ земельного участка» в отношении смежных земельных участков включаются в состав межевого плана с учетом положений пункта 82 Требований N 921.
разделы «Сведения об уточняемых земельных участках» включать в количестве, соответствующем количеству земельных участков, в сведения ЕГРН о местоположении границ (или частей границ, не являющихся общими с объектом кадастровых работ) которых в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона N 218 необходимо внести изменения (за исключением раздела о смежном лесном участке в случае, предусмотренном частью 1 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ);
обеспечить согласование местоположения границ (в том числе с учетом положений части 9 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»), оформление и включение в межевой план разделов «Акт согласования местоположения границ земельного участка» в количестве, соответствующем количеству земельных участков, в сведения ЕГРН о местоположении частей границ, не являющихся общими с объектом кадастровых работ, которых в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона N 218 необходимо внести изменения;
в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана привести обоснование положения уточненных границ объекта кадастровых работ, а также обоснование местоположения границ (частей границ, не являющихся общими с объектом кадастровых работ) смежных земельных участков, в сведения ЕГРН о местоположении которых в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона N 218 необходимо внести изменения (за исключением лесных участков в случае, предусмотренном частью 1 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ).
Если смежный земельный участок представляет собой многоконтурный земельный участок или единое землепользование (пункт 89 Требований N 921), в раздел «Сведения об уточняемых земельных участках» в отношении смежного земельного участка допустимо включать сведения об одном или нескольких контуре(ах) или одном (нескольких) обособленном(ых) участке(ах) в составе единого землепользования, в сведения о котором(ых) необходимо внести изменения при государственном кадастровом учете объекта кадастровых работ, с указанием номера контура или кадастрового номера обособленного участка, при условии наличия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ таких многоконтурного земельного участка или обособленных участков, входящих в состав единого землепользования.
Законодательством установлены различные случаи, в которых границы земельных участков считаются согласованными как при наличии в акте согласования личных подписей заинтересованных лиц (часть 2 статьи 40 Закона N 221-ФЗ и часть 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ), так и при отсутствии таких подписей (часть 3 статьи 40 Закона N 221-ФЗ).
Обращаем внимание на то, что в настоящее время положения части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ не распространяются на случаи выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка (земельных участков).
В случае уточнения или изменения местоположения границ земельного участка с целью устранения реестровой ошибки в содержащихся в ЕГРН соответствующих сведениях отклонение площади земельного участка, полученной в результате таких действий, определяется относительно площади земельного участка, содержавшейся в ЕГРН до уточнения границ земельного участка, при котором была допущена реестровая ошибка.
Также полагаем необходимым отметить, что, если значения координат характерных точек отдельных частей границ объекта кадастровых работ принимаются равными значениям координат характерных точек общих частей границ со смежным земельным участком, содержащимся в ЕГРН, основания применения части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ в части обязательности согласования таких частей границ отсутствуют, сведения о таких частях границ в акт согласования не включаются.
Как отмечено выше, в случае, предусмотренном частью 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ, представление дополнительного (отдельного) заявления о внесении изменений в сведения ЕГРН о смежном земельном участке не требуется. Орган регистрации прав одновременно с осуществлением кадастрового учета земельного участка вносит соответствующие изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и (при необходимости) площади смежных земельных участков.
Если в ходе кадастровых работ уточнено (требуется изменение) местоположение границ несмежного к объекту кадастровых работ земельного участка и сведения о таком земельном участке включены в состав межевого плана, в отношении несмежного земельного участка необходимо представление собственником такого земельного участка отдельного заявления о его государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений о нем.
Если при проведении правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, выявлено несоответствие сведений о правообладателе смежного земельного участка, указанных в акте согласования, актуальным сведениям о правообладателе данного земельного участка, содержащимся в ЕГРН (например, в период между согласованием местоположения границ земельного участка и представлением в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете осуществлена государственная регистрация перехода права на смежный земельный участок), данное несоответствие не является нарушением требований законодательства Российской Федерации к содержанию документа, представленного для государственного кадастрового учета (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ), а также не означает нарушение установленного федеральным законом порядка согласования местоположения границ земельных участков (пункт 25 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ) при соответствии данных о лице, с которым осуществлено согласование местоположения границ, сведениям о правообладателе смежного земельного участка, содержавшимся в ЕГРН или в документе, устанавливающем либо удостоверяющем ранее возникшее право на земельный участок, на дату согласования, и в силу положений пунктов 1 и 3 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации, частей 11 и 12 статьи 39 Закона N 221-ФЗ, статьи 26 Закона N 218-ФЗ не является препятствием для государственного кадастрового учета (основанием приостановления такого учета).
Обзор документа
— как провести кадастровый учет в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, если сведения ЕГРН о местоположении границ смежных земельных участков не соответствуют их фактическому положению на местности;
— в каких случаях уполномоченный орган может приостановить кадастровый учет;
— какие действия выполняются, если при кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других участков, и (или) изменением площади участка требуется внесение изменений в сведения о смежных участках;
— как составить межевой план по итогам кадастровых работ.