Что такое портрет слова в русском языке
Исследовательская работа » Портрет одного слова»
МУНИЦИПАЛЬНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЧУКОТКИ»
Направление Русский язык
ПОРТРЕТ ОДНОГО СЛОВА
Выполн ила: ученица 6 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования села Конергино »
Васильева Варвара Ивановна
Научный руководитель : учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования села Конергино »
Мамышева Бэлла Николаевна
Глава 1. Базовые понятия культурологии………………………………………….5
Глава 2. Слово « оберег» в языковой картине мира
2.2. « Оберег» в языковой картине мира…………………………………………….7-8
Глава 3. « Оберег» в языковом сознании человека…………………………………9
Многие лингвисты рассматривают язык как некую абстрактную единицу, считают, что язык обладает собственной автономной жизнью. В современной лингвистике язык стал пониматься как особая система и часть среды, в которой живет человек.
Термин лингвокультурология возник на стыке двух наук, лингвистики и культурологи. Это перспективное направление в лингвистике, изучающее материальную и духовную культуру.
Лингвокульторология обогащает языкознание, хотя и не создает ни нового объекта, ни нового метода. Базовым понятием лингвокульторологии является мир смыслов. (Цит. по Масловой В. [25,с.20]).
Основная цель моей работы состоит в том, чтобы выявить портрет слова «оберег» в языковом сознании человека, найти ассоциации к слову оберег, объединить в тематические области (ядро и периферию).
Объектом моего исследования является языковая картина мира.
Предметом выступает слово оберег в языковом сознании человека.
Поставленная в работе цель предполагает решение следующих задач исследования:
рассмотреть базовые понятия лингвокультуролии как «картина мира»;
найти ассоциации к слову «оберег»;
выделить тематические области.
Основные методы исследования: сравнительно-сопоставительный, метод анкетирования и опроса, поисковый, статистический и ассоциативный методы.
Новизна работы определяется теми целями и задачами, которые поставлены и последовательно решены в работе.
выбор самого объекта исследования;
комплексная систематизация материала;
выявление новых смыслов слова;
изучение семантического поля слова «оберег».
Практическая значимость заключена в том, что данные исследования можно применять на уроках русского языка и в литературе при анализе текстов.
Структура работы: исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Глава 1. Базовые понятия лингвокультурологии
Базовыми понятиями лингвокультурологии по мнению доктора филологических наук А.Т. Хорленко являются: культура как мир смыслов, этническая ментальность, концептуальная и языковая картина мира. Первое научное определение дал этнограф Э.Тейлор: «Культура это совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку как члену общества» (с. 36).
Цель лингвокультурологии – обобщение всей информации, накопленной этнолингвистикой (этнолингвистиками) и входящими в неё (в них) дисциплинами, выявление механизмов взаимодействия языка и культуры. Лингвокультурология – это философия языка и культуры. Объектом лингвокультурологии является язык и культура, что и отражено в корнях сложного термина. В этом плане лингвокультурология занимает место рядом с языкознанием и наукой (науками) о культуре, отличаясь от них собственным предметом. Предметом являются фундаментальные вопросы, связанные с преобразующей стороной связи языка и культуры: изменения языка и его единиц, обусловленные динамикой культуры, а также преобразования в структуре и изменения в функционировании культуры, предопределенные языковой реализацией культурных смыслов.
Разные определения лингокультуры позволяют выделить следующие инвариантные признаки:
это минимальная единица человеческого опыта в его идеальном представлении;
это основные единицы обработки, хранения и передачи знаний;
это основная ячейка культуры.
Следовательно, понятия лингвокультурология представляют мир в голове человека, образуя концептуальную систему, а знаки человеческого языка кодируют в слове содержания этой системы. Систематизировав имеющийся материал, считаем целесообразным, принять в работе следующее определение концепта: концепт – это семантическое образование, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокультуры. В то же время – это некий квант знания, отражающий содержание всей человеческой деятельности.
Глава 2. Слово « оберег» как основа языковой картины мира.
2.1. Языковая картина мира
«Каждый естественный язык отражает определенный способ концептуальной традиции (воспитания и организации) мира. Основные единицы языка складываются в единую систему взглядов, т. е картину мира. Это образ мира, исторический, сложившийся у конкретного народа, говорящего на конкретном языке.
Сейчас лингвисты широко используют понятие «картина мира» как «взятое во всей совокупности, все концептуальное содержание данного языка». Это свод представлений о мире, определенный способ концептуализации мира среди данного языка. [Караулов: 1976, с.246].
Понятие «картины мира», между тем, приобрело статус семиотического понятия и сегодня активно используется, особенно в семантических исследованиях.
А.В.Кравченко, поясняя суть понятия « языковая картина мира» отмечает: в системе языка, в его грамматическом строе и лексике отражено то, как человек видит окружающий его реальный мир и свое место в нем, при этом условия естественной среды обитания отдельной языковой общности играют немаловажную роль в формировании системы того или иного языка». (Цит. по [25, с.33]).
Таким образом, можно сделать вывод, что термин « языковая картина мира » – это специфические особенности национального языка, в котором зафиксирован уникальный общественно-исторический опыт определенной национальной общности людей. Языковая картина мира создает для носителей языка ни какую-то иную, неповторимую картину мира, а лишь специфическую «окраску» этого мира, обусловленную национальной значимостью предметов, явлении, процессов, избирательным отношением к ним, которые порождаются спецификой деятельности, образа жизни и национальной культуры данного народа.
2.2. «Оберег» в языковой картине мира.
В предыдущей главе мы рассмотрели понятие картина мира и языковая картина мира. Мы сделали вывод, что языковая картина мира универсальна, творцом ее создания является народ. В данной главе я хочу рассмотреть, каким образом портрет слова «оберег» отражается в языковой картине мира.
Оберег – это слово ведет свое происхождение от корня «бер». Бер – неуправляемый стихийный Дух, бурный, буйный, бешеный. Бером наши предки называли Медведя, пробудившегося от спячки раньше времени, покинувшего свою БЕРлогу, логово Бера. В таком состоянии медведь являл собой особую опасность, сокрушая все вокруг и превращая в безлад. Так что запрещалось даже упоминать имя Бера, дабы не накликать беду. Слово оберег понимается как защита от Бера.
« Оберег»- это связь с Богами, который придает любому предмету магические свойства, делает его живым, мыслящим другом. » [Словарь.:2003, с. 353].
«Оберег» включает понятие, но не исчерпывается только им, а охватывает все содержание слова, отражающее представления носителей данной культуры о явлении, стоящем за словом во всем многообразии его ассоциативных связей.
Одним из способов познания национальной специфики, по мнению ученых, является исследование художественной картины мира, в котором отражается «образ отношения человека к миру» [Жидков В.С.: 2003, с. 353]. Установим место данного слова в русской и чукотской языковой картине мира и языковом сознании, для этого обратимся к портрету слова оберег. Проведем сравнительный анализ на примере истории «оберегов».
Амулеты-охранители, существовавшие у чукчей — кочевых оленеводов и оседлых морских зверобоев, могли быть как личными, так и семейными. Личные охранители по внешнему виду и приписываемым им свойствам были сходны у тех и у других. Семейные охранители — тайныквут, представляющие собой такие же амулеты, но собранные в связки, были тесно связаны с хозяйственной жизнью семьи, и поэтому их значение различалось у оленеводов и морских охотников. У оленеводов охранители считались магическими защитниками оленьего стада. Морским охотникам эти амулеты обеспечивали охотничью удачу. Но и у тех и у других семейные охранители представляли собой святыню, от которой, как считалось, зависело благополучие семьи. Также они имели много общего по форме [Богораз 1939: 46, 58 и след., 66; Горбачева 1993: 161]. В качестве амулетов-охранителей у чукчей служили различные предметы, как найденные природные объекты, так и сделанные самими людьми. Это могли быть камни, имеющие необычную форму или найденные при особых обстоятельствах, черепа животных, кусочки меха, клювы и другие части животных, антропоморфные изображения, вырезанные из дерева, кожи, части погребальной одежды умершего, деревянные изображения животных и их голов и другие предметы [Богораз 1939: 47–48, 58, 60, 66–68, рис. 37, 49–52, 56–60]. Черепа белых медведей и головы воронов у чукчей также выполняли функции семейных охранителей (см., напр.: [Кузнецова 1957: 270–272]).
Пеликен — эскимосский и чукотский талисман, представляющий вырезанную из моржового клыка фигурку широко улыбающегося существа с большими ушами, круглым животиком и длинными ручками, обхватившими массивный живот. С Аляски фигурка попала на Чукотку и стала называться «пеликен». Это слово с чукотского переводится как «раздутоживотый». И существует легенда о человек, которого преследовали несчастья, копая яму для хранения мяса, нашёл в земле фигурку пеликена, и с тех пор ему во всём стала сопутствовать удача.
Глава 3. « Оберег» в языковом сознании человека.
В данной главе я провела опрос среди жителей села Конергино. 30 человек в возрасте от 7 до 50 лет. Идея моего опроса заключалась в том, чтобы найти ассоциации к слову «оберег» и выделить тематические области. Предлагалось в течение 5 секунд ответить, с чем у вас ассоциируется слово оберег. После ответа данные записывались и просчитывалось количество повторяемости. Описывая портрет слова «Оберег», мы вслед за Р.М. Фрумкиной выделяем словарное значение и ассоциации к слову, (ядро и периферию)
Как показал эксперимент, язык фиксирует коллективные стереотипные и индивидуальные представления о слове «оберег». Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что (по убыванию частоты), оберег у носителей русского языка оценивается и воспринимается довольно разнообразно: родовой(30), семейный(28), сильный (25чел.), магический (23), колдовской (22), древний (21), железный (18), священный (17), плетеный (17),вышитый (8).
Оберег у носителей чукотского языка тоже воспринимается разнообразно: шаманский (29), древний (8), тайныквут (7), охотничий (6), защитный (5), загадочный (4).Само слово амулет породило большое число разнообразных ассоциативных определений. Многие личностно наполнены, пронизаны личным смыслом, раскрывают личные представления. Самые частые ответы: тайныквут. Анализ множества ответов свидетельствует о позитивном отношении людей к понятию «оберег».
Определения можно разделить на несколько тематических областей:
оберег рода (в порядке убывания частоты): сильный, магический, личный (Приложение рис. №1,1.1),
оберег семьи: здоровье, богатство, благополучие. (Приложение рис.№1,2)
оберег шаманский: для удачи на охоте, на рыбалке, в личной жизни (Приложение рис № 3,4,5)
Исследование, проведенное нами, позволило познакомиться с основными понятиями лингвокультурологии «картина мира», «языковая картина мира».
Вся исследовательская работа была основана на тех целях и задачах, которые были поставлены в введении, в основе которых лежало выявление портрета слова «оберег»в языковом сознании человека, нахождение ассоциации к слову оберег, выделение тематических областей (ядро и периферию).
Во второй главе мы обратились к понятию «языковая картина мира». Рассмотрели, что наилучший способ рассмотрения концепта «оберег» в языковой картине мира отражается в истории и культуре, в словарях русского и чукотского народов.
Так же нужно сказать, что для каждого человека существует своя «картина мира», которую он выражает через язык.
В третьей главе мы попытались рассмотреть, какие же ассоциации несет в себе слово «оберег» для человека, для этого был проведен опрос людей в возрасте от 7 до 50 лет.
Нами было выявлено, что портрет слова «оберег» несет в себе индивидуальное и общее, оберег понимается не только как защита семьи и рода, но и как защита во время охоты и рыбалки, как защита оленьих стад. Портрет слова «оберег» пронизан чувством, заботы о семье, о роде.
Таким образом, можно сказать, что слово «оберег» является ключевым в культуре русского и чукотского народов и занимает важное положение в языковой картине мира человека.
Проектная работа «Лексикографический портрет слова»
Средняя общеобразовательная школа №1
с.Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан
«Лексикографический портрет слова»
МБОУ СОШ №1с.Стерлибашево
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1с.Стерлибашево
Гайсарова Лилиана Хайдаровна
Секция: «Русский язык и литература»
1.1 : Лексикографический портрет слова «жемчуг»………………………………………………………………….5
1.2 : Лексикографический портрет слова «надежда»…………………………………………………………………6
1.3 : Лексикографический портрет слова «прямо»……………………………………………………………………..7
1.4 : Лексикографический портрет слова «язык»……………………………………………………………………. 8
1.5 : Лексикографический портрет слова «правда»………………………………………………………………………9
Однажды, на уроке по русскому языку, учитель дала задание изучить слова. Нужно было узнать лексическое значение слова, подобрать синонимы, узнать происхождение его, ассоциации к этому слову. Мы поняли, что нам нужно информацию искать в разных словарях и их должно быть не менее 5. Я задумался, вот бы сейчас один словарь и в нем была бы вся информация, которая нужна мне. Так я определился с темой моего будущего проекта.
Тема нашего проекта: «Лексикографический портрет слова»
Цель нашей работы: используя словари, создать лексикографические портреты слов.
Для достижения цели мы должны решить следующие задачи:
1) познакомиться со словарными статьями из разных по целевой установке и объекту описания словарей;
2) обозначить их ключевые отличия;
3) изучить, какие бывают словари;
4) формировать общеучебные умение и навыки словарной работы на основе научных знаний, работы со справочной литературой.
Проектным продуктом будут лексикографические портреты, которые будут использованы для создания интегрального словаря. Этот словарь предназначен для самостоятельной работы школьников 8-9 классов, а также найдет применение в педагогической деятельности учителя. Словарь может быть использован родителями в разнообразных совместных занятиях с детьми.
Цель: используя словари, создать лексикографические портреты слов.
Подготовительный: отбор и анализ учебно-познавательного материала, повторение и систематизация знаний.
Способы структурирования учебных пособий: моделирование таблицы структур.
Отбор основных и дополнительных текстов: сбор материалов из внешних источников.
Отработка терминологии: приемы работы с лингвистическими терминами и понятиями.
Этапы работы над проектом:
Лексикографический портрет- это описание слова, при котором исследуется семантика слова, его сочетаемость, фразеологические, стилистические, прагматические, коммуникативные и другие свойства каждого лексического значения данного слова.
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПОРТРЕТ ОДНОГО СЛОВА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ
« ПОРТРЕТ ОДНОГО СЛОВА »
Авторы:__учащиеся 5 класса_,
Руководитель: Верниковская Е.А.,
учитель русского языка и литературы
Старый Тартас, 2014
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ
« ПОРТРЕТ ОДНОГО СЛОВА: ХЛЕБ »
Цель проекта: создать портрет слова «хлеб».
1. Изучить лексическое значение слова «хлеб», его этимологию с помощью различных словарей.
2. Исследовать «жизнь» слова «хлеб» в языке, в малых жанрах фольклора, в литературе и в искусстве.
3. Создать «Портрет слова «хлеб».
4. Прививать интерес к русскому языку как учебному предмету.
Актуальность выбранной темы:
— привлечь внимание сверстников к хлебу как одному из величайших богатств на Земле, источнику жизни и здоровья, и призвать бережно относиться к нему.
— привлечь интерес к слову «хлеб», привлечь интерес учащихся к русскому языку как учебному предмету через работу со словом.
Изучив слово «хлеб» с точки зрения его лексического значения, его этимологии, проследив «жизнь» этого слова в языке, в фольклоре, в литературе, искусстве, мы создадим «Портрет слова «хлеб».
Объект исследования: слово «хлеб».
— анализ словарных статей,
— изучение научно-популярной, фольклорной и художественной литературы,
Часть 1. Толкование слова (лексическое значение)
1. Хлеб – 1. Пищевой продукт, выпекаемый из муки. Печёный хлеб. Ржаной или черный хлеб. Пшеничный или белый хлеб. 2. Такой продукт в виде крупного выпеченного изделия. Круглый, высокий хлеб. 3. Плоды, семена злаков, размалываемые в муку. Сеять хлеб. Сдача хлеба государству. 4. Такие злаки. Урожай хлебов. Уборка хлеба комбайнами. 5. То же, что пропитание. Зарабатывать себе на хлеб. 6. Средства к существованию, заработок. Эта работа – верный хлеб. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»)
2. Хлеб – 1. Пищевой продукт разной формы, выпекаемый из муки. Ржаной хлеб, килограмм хлеба. 2. Зерно, из которого делают муку. Заготовка хлеба идет успешно. 3. Злак. Урожай хлебов в этом году невиданный. 4. Средства к существованию, заработок. Добывать хлеб трудом. (Лапатухин М.С. «Школьный толковый словарь русского языка»)
3. Хлеб – 1. Пищевой продукт, выпекаемый из муки, растворенной в воде. Ржаной или черный хлеб. 2. Такой продукт в виде изделия какой-нибудь определенной формы. Круглый хлеб. Вынимать хлеб из печи. 3. Зерно, из которого приготовляется этот продукт. Хлеба уродились. 4. Пропитание, пища, содержание, иждивение. Призрел меня, я у него на хлебах. 5. Средства к существованию, заработок. Я от греха тебя избавлю и честный хлеб тебе доставлю. («Толковый словарь русского языка» под ред. Д.Н.Ушакова)
4. Хлеб – Колосовые растения с мучнистыми зернами, коими человек питается и коих посев и жатва основа сельского хозяйства. Хлеб на ниве. (Даль В.И. «Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка»)
5. Хлеб – 1. Продукт, выпекаемый из муки. 2. Изделие из муки определенной формы (буханка, батон, каравай и т.п.). 3. Зерно, которое перемалывается в муку для выпечки таких изделий. 4. Растения на корню, из зерен которых изготавливаются мука и крупы, злаки. 5. Пропитание, пища, содержание, иждивение. 6. Средства к существованию, заработок. 7. Основной пищевой продукт какой-либо страны, местности. (Ефремова Т.Ф. «Толковый словарь русского языка»).
Часть 2. История слова.
Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Правда,
хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний.
Первый хлеб представлял собой подобие запечёной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой.
В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.
На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.
Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники.
В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам.
Часть 3. Слово во фразеологизмах.
— Даром хлеб есть. – Бездельничать.
— Делить хлеб-соль. – О тесной дружбе.
— Она хлеба не просит. – Вещь, которая пригодится.
— Посадить на хлеб и воду. – Наказывать ограничением пищи, голодом; лишать пищи в наказание за что-либо.
— Свой кусок хлеба. – Честно заработанные деньги.
— Хлеб да соль! (Хлеб-соль). – Угощения, забота, попечение.
— Хлебом не корми. – О сильном стремлении получить желаемое; о сильном увлеченности чем-либо.
— Хлеба и зрелищ. – Удовлетворение самых простейших, примитивных потребностей человека.
— Хлебное место. – Место, где человеку хорошо, удобно.
Часть 4. Слово в литературе.
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
Положит в землю Человек зерно,
Прольётся Дождь- зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.
Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите.
Берегите Хлеб родной.
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы –люди!
Научитесь хлеб беречь».
На пустых полях стерня
Жухнет и сереет.
Солнце только среди дня
Светит, но не греет.
По утрам седой туман
Бродит по болотам,
То ли что-то прячет там,
Толи ищет что-то.
После сумрачных ночей
Выцветает небо.
А в деревне из печей
Тянет свежим хлебом.
Пахнет домом хлеб ржаной,
Маминым буфетом,
Ветерком земли родной,
Солнышком и летом.
Нож поточен о брусочек.
-Папа, дай кусочек!
( Перевод И. Токмаковой)
Вновь взращено и обмолочено,
Вновь в закрома течёт оно.
Ладонь натруженную дочерна
Врачует, падая, зерно.
Мы им во сне коротком бредили.
И вот он, труд наш, на виду.
Забыто всё, что недоедено
И что не доспано в страду.
Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.
Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось.
Набежала туча издали, промочила лес насквозь.
Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели-
Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!
Автор: Я. Дягутите.
Автор: С. Погореловский
Автор: С. Погореловский
Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.
А утром, в день победы, ветераны.
Все при параде, в школу, ту, пришли.
Мальчишке показалось очень странным,
Что ветераны хлеб, с собой, несли.
Узнал мальчишка, в старом ветеране.
Седого старика, на той скамье.
Он замер, тишина стояла в зале.
И хлеб душистый на большом столе.
И та, старушка, что ушла с батоном.
Сидела рядом, грудь вся в орденах.
В глазах мальчишки голубых, бездонных.
Вдруг, со слезами появился страх.
Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.
Мальчишке, нежно, в руки подала.
И быль, рассказанная, той старушкой.
Его в блокадный Ленинград перенесла.
.
Вот перед ним возник холодный город.
Во вражеском кольце, кругом бои.
Свирепствует зима и лютый голод.
И тот батон, что поднят был с земли.
Прижав батон, он мчится по дороге.
Он знает, мать его, больная, ждет.
Торопится он к ней, замерзли ноги.
Но счастлив он, он хлеб домой несет.
А дома, бережно, батон он режет.
Куски считая, чтоб хватило им.
Пусть он сухой и пусть не очень свежий.
Он был единственным и очень дорогим.
Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.
И матери, ее кусок, несет.
В глазах ее он видит боль и муку.
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»
Но, вспомнив, как он бил батон ногою.
Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук
Мать закричала « Что, сынок, с тобою.
Дай хлеба, я умру от этих мук»
Он зарыдал и вновь перед глазами.
Старушка, что батон с земли берет.
Она стоит и нежными руками.
Мальчишке, хлеб душистый, подает.
Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.
Бежит домой, там, мать больная, ждет.
Боль матери всем сердцем понимает.
И оправданий он себе не ждет.
Он входит в дом, сидят в нем ветераны.
Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.
Все сном прошло, остались только раны
От боли той, в глазах стоял испуг.
Он понял цену, тем слезам и хлебу.
Который, дерзко, превратил он в мяч.
На землю, вновь его вернули с неба.
Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»
Я видела, как тихо, по дороге.
Идет мальчишка, голову склонив.
И дед седой все курит на пороге.
Всю боль души, молчаньем сохранив.
Автор: Нина Самкова
Один раз за всю войну он наелся хлеба вдоволь. И хлеб был не из веников – настоящий. Его принесли с собой наши автоматчики. Они вошли в хату ночью.
От ночных гостей в хате стало тесно, как на вокзале, и маленький Коля почувствовал себя не дома. Он забился в угол и опасливо наблюдал за пришельцами. И тут его заметил скуластый солдат, прихрамывавший на левую ногу. Он поманил к себе Колю:
— Эй, хозяин, пойди – ка сюда. Хлебушка хочешь?
Мальчику захотелось крикнуть: «Хочу! Хочу!» Но к горлу подкатил ком. Он не мог произнести ни слова и молча глотал слюну.
— Ты, наверно, плотно поужинал?
Коля растерянно заморгал, а скуластый солдат развязал мешок и сунул ему в руку большой кусок хлеба. У голодного мальчика закружилась голова. Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу. Он дышал хлебом, ласкался к нему, согревал его руками и щекой. Он откусывал то мякиш, то с весёлым азартом грыз корку, и покойная сытость сладко разливалась по телу. Коля подобрел от хлеба, как взрослые добреют порой от вина. Ему казалось, что всё вокруг хлебное: и лежит он на хлебе, и под головой у него мягкий хлеб, и покрыт он тёплым хлебом. Он уснул. И всю ночь ему снился хлеб…
(Ю.Я. Яковлев «Цветок хлеба»)
Земля кормит человека, но кормит недаром. Много должны потрудится люди, чтобы поле вместо травы, годной только для скота, дало рож для черного хлеба, пшеницу для булки, гречку и просо для каши.
… Тоже, нарочно для Зиночки, принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что когда не возьму хлеба в лес – голодно, а возьму – забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:
– Откуда же это в лесу взялся хлеб?
– Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
– А хлеб – лисичкин. Отведай.
Осторожно попробовала и начала есть:
– Хороший лисичкин хлеб!
И съела весь мой черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берет, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:
– Лисичкин хлеб куда лучше нашего!
М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
Часть 5. Слово в кинематографе.
Часть 6. Слово в живописи.
— Андрияка «Домашние пироги».
— Арсени Виктор «Хлеб наш насущный».
— Дацук К. «Русский хлеб»
— Сальвадор Дали «Антропоморфный хлеб».
— Сальвадор Дали «Корзинка с хлебом».
— Серебрякова «Натюрморт с яблоками и круглым хлебом».
— Смоляк Андрей «Хлеб».
И. Машков «Снедь московская. Хлебы»
Е. М. Кугач «Хлеб». 1992г.
Часть 7. Слово в фольклоре.
Пословицы и поговорки о хлебе.
В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.
Загадки о хлебе.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)
Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)
Бьют меня палками, жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. (Хлеб)
Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)
Вот он –
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл. В нем –
Здоровье, наша сила,
В нем –
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог.)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)
Часть 8. Слово в музыке.
— «Баллада о спасенном хлебе» (музыка М.Фрадкин, слова В.Штормов)
— «Вкус хлеба» (музыка Е.Птичкин, слова Е.Фирсов)
— «Где хлеба шумят» (музыка Н.Кутузов, слова Е.Карасёв)
— «Песня хлебороба» (музыка И.Слёта, слова Б.Трофимчук)
— «Слава труду хлеборобскому» (музыка И.Слёта, слова И.Бердник)
— «Ты в хлебах, земля» (музыка В.Макаров, слова Я.Шведов)
— «Хлеб – всему голова» (музыка Н.Кудрин, слова В.Гундарев)
— «Хлеб России» (музыка Ю.Чичков, слова В.Татаринов)
— «Хлебом мы живем» (музыка В.Левашов, слова Н.Палькин)
— «Хлеборобы» (музыка А.Ляшев, слова Н.Зиновьев)
— «Шумят хлеба» (музыка А.Пахмутова, слова С.Гребенников)
Песня о хлебе.
Л.Г.Зыкина
Слов о хлебе сказано не мало.
Песен про него не перечесть
запою и я, чтоб не смолкала
наша благодарственная речь.
ПРИПЕВ:
Чем угодно можно поступиться
Золотом червонным пренебречь
Только хлеба каждую крупицу
Сердце повелело нам беречь
Он у нас в домах посланец добрый
Нив зеленых, солнца и труда
Пусть на свете дело хлебороба
Остается главным навсегда.
Не могу без горечи и боли
Видеть небрежение к нему
будто боль иссушенного поля
подступила к сердцу моему.
Снова выйду в степь зарею росной
Все цветет здесь радуя мой взор
и ведут с землей родной колосья
мудрый вековечный разговор.
«Баллада о хлебе»
Воздух свежий и синий.
Тихим голосом сыну,
Первый раз на поля.
По отцовскому следу,
Боль огня и свинца.
В годы бед и потерь,
На земле незнакомой,
Был он ранен в бою
Передал он другому,
В треугольном письме.
Воздух свежий и синий.
На страде посевной
Сын погибшего сына
Часть 9. Слово в Библии.
Наиболее древние следы возделывания хлеба найдены в Восточном Средиземноморье и они относятся ко времени докерамического неолита. Это означает, что пшеницу люди стали сеять раньше, чем изобрели керамику и железо. Не случайно в Библии это самый упоминаемый продукт. В книге Бытия хлеб упоминается 56 раз, в Псалтири 23 раза, в Евангелиях 88 раз.
В Библии закваска служит символом греха и испорченности. Поэтому Иисус пил на тайной вечере сок, и хлеб пекли без дрожжей.
Сам Иисус метафорически называет Себя Хлебом Божьим или “хлебом жизни, Который сходит с небес” (Ин 6:33,35,41,50 и след.,58).
Хлеб становится основой для совершения таинства Евхаристии в Новом Завете. Таким образом, хлеб является не только постоянным продуктом на столе, он присутствует во многих ключевых моментах священной истории. Поэтому можно говорить о сакраментальном, священном значении хлеба, которое в Новом Завете, в Церкви приобрело даже гораздо большее значение, чем ранее.
Любопытно, что, судя по множеству упоминаний о хлебе в Библии, он стоит на первом месте среди других растений.
Слуги мелющие при жерновах в Египте находились в самой низкой социальной нише. Часто этим занимались женщины.
Хлеб с давних времен был основным продуктом питания израильтян (Быт 3:19; 14:18; 21:14 и др.).
Согласно “Библейской энциклопедии Брокгауза” (Lexikon Zur Bibel c 1994) “Дрожжи, горьковатое на вкус вещество, состоящее из микроскопических грибков, вызывающих брожение.
У древних евреев дрожжи считались нечистым продуктом. Использовались при изготовлении вина
Часть 10. Приметы и обычаи со словом хлеб.
К хлебу на Руси всегда было отношение особое — уважительное, бережливое. Неудивительно, что оно нашло свое отражение в многочисленных приметах. Так, нельзя было начинать есть новую буханку после захода солнца: это грозило нищетой.
Человек переворачивает буханку хлеба «лицом» вниз — накличет на себя серьезные неприятности.
Неровно нарезанный хлеб говорит о том, что столь же неровная и наполненная трудностями жизнь ожидает и человека.
Оставить недоеденной после ужина свою порцию хлеба — оставить свое счастье. Тот, кто его доедал, забирал удачу, счастье.
Нельзя есть хлеб за спиной другого человека: таким образом можно съесть его силу.
Хлеб следует есть очень аккуратно и бережно, не дозволяя упасть ни крошечке. Это делалось, чтобы не допустить неурожая и голода.
Если кто-то, не закончив есть один ломтик, начинает следующий, эта примета рассказывает о том, что близкий человек страдает от голода и нужды.
Если оставлять на столе недоеденные куски хлеба, он весь может заплесневеть.
Тех, кто выбрасывает хлеб, ожидает очень суровое наказание — недуги, голод, нужда.
Принято считать, что человек, который съел заплесневелый хлеб, навсегда защищен от утопления. Надо есть любой хлеб, и тогда жизнь будет складываться благополучно.
Если при выпечке хлеба часть отслоилась от остального каравая, кому-то из членов семьи предстоит поездка.
Если хлеб никак не хочет пропекаться, остается сыроватым — дурной знак, предвещающий разорение или разлуку.
Если обойти горящее здание с караваем хлеба, пожар прекратится.
Часть 11. Слово в притчах и легендах
Некий православный воевода, отважный в сражениях и разумный в собраниях, служил еретическому царю и был в числе его ближайших советников. Однажды в присутствии многих обратился царь к воеводе и сказал ему: «О верности твоей свидетельствуют воинские подвиги и заботливость в делах государственных, но, по совету священников моих, хочу я, чтобы принял ты и веру мою в знак преданности своей». И ответил воевода: «Сделаю я по слову твоему, государь, если священники твои принесут хлеб, одновременно и превосходный и негодный». И, видя недоумение царя, продолжал он. «Подобно хлебу царскому была душа моя размолота жерновами веры православной, просеяна через сито испытаний, прошла через воду крещения и опалена была святым огнем, и стал я достоин служить государю. Но если хлеб царский будет иссушен и вновь перемолот, и смочен водой, и поставлен в печь, и станет лучше прежнего, тогда пусть сделают тоже и со мной». И слышавшие слова воеводы согласились с ним
Притча о мельнике и добром крестьянине (Константин Филатов)
Пришел нищий к мельнику и стал просить милостыню, но не дал ему мельник ничего, хотя и был богат хлебом. И был там добрый крестьянин, приехавший на мельницу, чтобы смолоть мешок ржи. Сжалился он к убогому, и отсыпал ему из мешка своего половину ради Христа. И благословил его нищий, и ушел неведомо куда. И смеялся мельник над крестьянином, говоря: «Что же останется тебе, когда расплатишься со мной за помол?!» И взял он рожь крестьянина, засыпал и стал молоть. И намололось с половины мешка зерна двенадцать мешков муки. И славил Господа крестьянин за чудо, и слезно каялся пораженный мельник.
На следующий день Арам потребовал. чтобы из армянской армии, стоящей у границ Ассирии, принесли его самый красивый панцирь.
Часть 12. Национальные виды хлеба
Во многих республиках выпекают национальные сорта хлебобулочных изделий, отличающиеся технологией изготовления, внешним видом и вкусом.
Армянский хлеб (матнакаш) выпекают из пшеничной муки высшего, 1-го и 2-го сортов и обойной. Хлеб формуют в виде лепешки продолговато-овальной формы. Средняя часть хлеба более тонкая с продольными углублениями. Мякиш имеет крупные неравномерные поры.
Армянский лаваш представляет собой тонкую, удлиненно-овальной формы лепешку, длиной 80—90 см, толщиной до 2,5 мм. Поверхность ее пузырчатая, мякиш почти полностью отсутствует. Выпекают лаваш из пшеничной муки 1-го и 2-го сортов, реализуют весовым.
Грузинский хлеб выпекают из пшеничной обойной муки и муки 1-го и 2-го сортов в виде лепешек различной формы. На поверхности хлеба имеются пузырчатые вздутия и проколы. Ставят его опарным способом. Пористость хлеба неравномерная, вкус пресноватый. Различают следующие виды хлеба: мадаури (грузинский лаваш), грузинский круглый (в виде лепешки с утолщенными краями), шоти (лепешка в виде полумесяца), кухтиани (прямоугольная лепешка неравномерной толщины) и др.
Сангяк готовят из муки 1-го, 2-го сортов. Выпекают его на гравии, в результате чего на нижней стороне хлеба имеются, впадины, а на верхней соответственно выпуклости.
Сангяк имеет форму лепешки длиной до 2 ж и толщиной 2—10 мм.
Чурек узбекский выпекают из муки пшеничной 2-го сорта. Перед выпечкой чурек смазывают крахмальным клейстером, поэтому поверхность его глянцевитая. Форма— продолговатая, толщина — 3—4 см, вкус пресноватый.
Чурек азербайджанский выпекают из пшеничной обойной муки, высшего, 1-го и 2-го сортов. Представляет он собой круглую лепешку с углублением в середине.
Лепешки оби-нон и гиджа распространены в Средней Азии- Они имеют круглую форму с углублением в середине, изготавливаются из муки 1-го сорта. Вес изделия— 200—400 г.
Часть 13. Афоризмы и высказывания известных людей о хлебе.
«Если у тебя есть хлеб, заработанный своими руками, то можно попросить Бога, чтобы Он намазал его маслом.» Бауржан Тойшибеков.
«Если есть у тебя для жилья закуток
В наше подлое время — и хлеба кусок,
Если ты никому не слуга, не хозяин —
Счастлив ты и воистину духом высок.»
Омар Хайям.
«Коль нет зубов — хлеб разжуешь всегда,
Коль хлеба нет — вот горшая беда!»
Саади.
«Закон, воплощая в себе величественную идею равноправия, запрещает спать под мостом, располагаться на ночлег на улице и красть хлеб одинаково всем людям — богатым так же, как и бедным.» Франс.
«Все новости, за исключением цены на хлеб, бессмысленны и неуместны.» Чарльз Лэм.
«Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе.» Иоанн Златоуст.
«Хлеб, который ты хранишь в своих закромах, принадлежит голодному; плащ, лежащий в твоем сундуке, принадлежит нагому; золото, что зарыл ты в земле, принадлежит бедняку.» Василий Великий.
«Трезвость кладет дрова в печку, мясо — в кастрюлю, хлеб — на стол, кредит — государству, деньги — в голову, довольство — в семью.» Бенджамин Франклин.
«Ученье — свет, а неученье — тьма. Дело мастера боится, и коль крестьянин не умеет сохою владеть — хлеб не родится.» Суворов А.В.
«Не следует ежедневно есть хлеб у того, кто богаче тебя. Когда ты бываешь у него за столом, он специально для тебя ничего не тратит, но если он придет к тебе, ты потратишь сразу все, что накопил за месяц, а потом тебя будут мучить угрызения совести.» Менандр.
«Стал ли ты чистым воздухом, хлебом и лекарством для друга своего? Иной не в силах освободиться от собственных цепей, однако друга своего спасает.» Фридрих Ницше.
«Когда, делая добро, не думаешь ни о себе, ни о других, горсть зерен дарит милостью за тысячу пудов хлеба. Когда, помогая другим, бахвалишься своей щедростью и требуешь от людей благодарности, то сотня золотых не принесет тебе пользы даже и на половину медяка.» Хун Цзычен.
«Не корми словами вместо хлеба.» Аристофан.
Часть 14. Интересные факты о хлебе.
Почти все едят хлеб каждый день — в качестве сандвича, с медом или вареньем на тосте или даже в составе вкусного десерта. Но сколько мы на самом деле знаем о продукте, который едят тысячи лет практически во всех странах мира?
Мы съедаем более 9 000 000 буханок хлеба каждый день. Этого достаточно, чтобы сделать 90 миллионов бутербродов.
Самый большой в мире хлеб был испечен в пекарне в Акапулько, Мексико Буханка длиной 9200 метров была испечена в январе 1996 года.
Около 50% всего хлеба идет на бутерброды — в Англии самый популярный бутерброд с сыром, а в Америке — с ветчиной.
«Сэндвичи» названы в честь Графа Сэндвича — известного картежника. Именно он придумал класть мясо между двумя кусками хлеба, чтобы не испачкать руки за игрой.
Хлеб изобрели по ошибке более 7500 лет назад Первую буханку сделал древний египтянин, который случайно оставил смесь муки и воды в теплой печи на ночь. Когда он вернулся, он обнаружил мягкое тесто, намного более аппетитное, чем твердые лепешки, которые он пытался готовить.
Древнее суеверие говорит, что перевернутый коркой вниз хлеб приведет к неудаче. Также нельзя оставлять один кусок несъеденным. Кроме того говорят, что хлеб, испеченный на Рождество, никогда не заплесневеет.
В хлебе есть все необходимые для питания человека вещества: белки, крахмалы, жиры.
Лавры приготовления самой быстрой булочки принадлежат пекарям из Wheat Montana Farms and Bakery, рекорд которых был занесен в книгу рекордов Гиннеса в 1995 году. Они пожали пшеницу в поле, смололи ее в муку, а потом замесили, сформировали буханку и испекли ее за 8 минут 13 секунд.
По закону Мэрфи хлеб всегда будет падать маслом вниз.
Скандинавская легенда гласит, что если молодой человек и девушка откусят от одной буханки, они обречены влюбиться друг в друга.