Что такое плейбек в кино
Что такое плейбек в кино
Увидеть свою жизнь на сцене http://www.wday.ru/psychologies/self-knowledge/opyt/_..
04 Сентября 2012 00:00
Жанна Сергеева
PSYCHOLOGIES №77
Playback – это театральная импровизация на тему наших чувств, снов, жизненных историй.
На представлении плейбек-театра каждый может посмотреть маленькую пьесу
о себе и увидеть свое отражение в других людях.
Плейбек-театров в России все больше, и их актером может стать каждый желающий.
А увидеть плейбек можно в маленьких клубах, на психологических семинарах и творческих фестивалях, иногда – просто на улице.
Говорить и слышать. «У кого еще есть история?» – спрашивает ведущая.
Перформанс «Театра зрительских историй» в разгаре:
в начале участники рассказывали,
с какими чувствами сюда пришли, а актеры разыгрывали их на сцене.
Были чувства определенные: радость, грусть или «ощущение, будто я устала до конца жизни». Были смешанные: зрительнице позвонил любимый человек,
а затем – разъяренный учитель сына.
За каждой историей следовало ее воплощение,
иногда бессловесное, – и рассказчик в изумлении раскрывал глаза.
Удивительные вещи происходят, когда мы видим свою историю со стороны:
даже незначительная деталь помогает понять, какая совершена ошибка
и где на самом деле таится наша боль.
Честный рассказ, уважительное слушание и творческое отражение – такой видит суть плейбек-театра его создатель, американский психолог Джонатан Фокс (Jonathan Fox).
Открыться друг другу.
Моя очередь рассказывать:
летним вечером я помогла жуку, который перевернулся на спину посреди дороги.
Он пополз – и тут из-за поворота выехала машина.
Останься жук на месте, был бы жив.
Я выбираю актеров на роли: Жука, его Спасительницы, Водителя и Мироздания,
которое само решает, кому жить, а кому умирать.
«На меня все всегда наезжают!» – начинает Жук,
и в его обиженной интонации я улавливаю свои чувства:
хотелось совершить благородный поступок,
быть хорошей в собственных глазах, но моя эгоистичная идея провалилась.
«Мы открываем друг для друга свой чувственный опыт,
– говорит актриса плейбек-театра Мария Дугина.
– Зритель, быть может, впервые публично говорит об очень личном,
рискуя быть неверно понятым.
Актер к нему крайне внимателен.
Выходя на сцену, я чувствую свое волнение, страх исказить суть переживания.
Моя задача – не заглушать своих чувств и одновременно слышать зрителя».
Увидеть себя со стороны.
«Это действо не заменяет терапию, но помогает зрителю,
– говорит психолог и актриса плейбек-театра Елена Валько.
– Он видит разные точки зрения на ситуацию,
точнее понимает свою роль в ней.
К тому же рассказ о чувствах, эмоциональное проживание
травматичных моментов целебны сами по себе».
По сути плейбек – это зеркало.
Но зеркало, которое нас понимает.
Что такое playback и как он делается.
Вступление.
С развитием цифровых технологий в музыкальной индустрии появилась возможность отказаться от классических методов записи, таких как магнитная лента или виниловые пластинки (и то и другое сохранилось по сей день, но это уже другая история). Со временем это позволило уменьшить размер звукозаписывающей аппаратуры сначала до размеров комнаты, затем – персонального компьютера, а потом и вовсе до размеров ноутбука.
Параллельно в мире развивались технологии цифрового моделирования звучания различных инструментов, появлялись все более и более точные и «живые» по звуку плагины. Делались цифровые копии работы студийного оборудования, например, компрессоров, лимитеров и многого другого – их обновление и совершенствование не останавливается и сейчас.
Нетрудно догадаться, что любому современному композитору, звукорежиссеру, музыканту необходимо следить за выходом новинок и хорошо в них разбираться. «Для чего?» – спросит кто-то из вас. «Ну, вы же не наденете свадебный костюм, сшитый в 1983 году, чтобы пойти в ЗАГС сегодня?» – ответим мы. Конечно, есть и такие люди, но выглядеть они будут, как минимум, странно.
И так, что такое «плейбэк»?
В любой современной композиции, и даже той, которую вы слушаете прямо сейчас, используется большое количество инструментов, различных звуков и разновидностей вокала (как основного, так и бэк-вокала). Часто записанные в студии партии инструментов трудно или вовсе невозможно исполнить на концерте вживую, причем по разным причинам. Ну, например, для этого нужно задействовать несколько десятков музыкантов, а это просто невыгодно.
Для того чтобы композиция на концерте звучала так же красиво, как и на студийной записи, используется плэйбек.
Плейбэк в дословном переводе с английского языка – это «игра позади». То есть заранее записанные партии инструментов (чаще всего клавишных) и вокала в студии, в определённом темпе. Эти записи включаются во время исполнения песни на концерте, а музыканты, которые стоят на сцене, играют на своих инструментах поверх этих партий.
Большинство современных исполнителей, вне зависимости от жанра музыки, используют данную технологию на своих выступлениях: Rihanna, Madonna, Black Eyed Peas, Ozzy Osbourne, Monatik, Елена Темникова и многие другие, если не сказать, что все.
На сегодняшний день для профессионалов при выступлениях на больших сценах и фестивалях плейбэк является обязательным атрибутом.
Как же это делается?
Для начала эти самые партии сочиняются и разучиваются музыкантами и вокалистами. Затем по очереди приезжают в студию и записываются под метроном (штука, которая отмеряет короткие доли равномерными ударами) в строго зафиксированном темпе. Затем звукорежиссер делает необходимую обработку и выстраивает сбалансированную громкость звучания инструментов (на языке профи – делает сведение). Далее сведённая композиция отдается мастеринг-инженеру, который доводит композицию до определённой громкости, делает звучание более правильным и приятным для слуха. Для этого часто используются авторские, сделанные по спецзаказу приборы с особыми характеристиками (в основном ламповые), которые вносят в звучание композиции свои неповторимые оттенки. Стоят они несколько десятков, а в некоторых случаях и несколько сотен тысяч рублей. По этой причине выбор специалиста по мастерингу – это очень важный этап для получения великолепного результата.
Затем готовую композицию, в которой отсутствуют партии инструментов, работающих вживую, отдают группе, которая начинает репетировать песню, а затем и исполнять её для вас на концертах.
Занимают эти процедуры довольно много времени и требуют большого количества технических ресурсов.
Плейбек-театр: вернуть зрителю его историю
Это не театр в классическом смысле. Не психотерапия, хотя и может дать похожий эффект. Здесь у каждого зрителя есть возможность стать соавтором и героем спектакля, в буквальном смысле увидеть себя со стороны и вместе со всеми пережить настоящий катарсис.
В этом театре каждый спектакль рождается на наших глазах и больше не повторяется. Любой из сидящих в зале может рассказать вслух о каком-то событии, и оно тут же оживет на сцене. Это может быть мимолетное впечатление или то, что врезалось в память и давно не дает покоя. Ведущий расспросит говорящего, чтобы прояснить суть. А актеры – обычно их четверо – не повторят сюжет буквально, а сыграют то, что они в нем услышали.
Рассказчик, который видит на сцене свою жизнь, чувствует, что другие люди реагируют на его историю
Каждая постановка пробуждает сильные эмоции у актеров и зрителей. «Рассказчик, который видит на сцене свою жизнь, чувствует, что он присутствует в мире и что другие люди реагируют на его историю – показывают на сцене, сопереживают в зале», – объясняет психолог Жанна Сергеева. Тот, кто рассказывает о себе, готов открыться незнакомым людям, потому что ощущает себя в безопасности – это базовый принцип плейбека. Но почему это зрелище увлекает зрителей?
«Наблюдая, как чужая история с помощью актеров раскрывается, подобно цветку, наполняется дополнительными смыслами, обретает глубину, зритель невольно думает о событиях своей жизни, о собственных чувствах, – продолжает Жанна Сергеева. – И рассказчик, и зрители видят: то, что кажется незначительным, на самом деле заслуживает внимания, каждый момент жизни можно глубоко прочувствовать».
Интерактивный театр придумал около 40 лет назад американец Джонатан Фокс (Jonathan Fox), соединив театр импровизации и психодраму. Плейбек сразу же стал популярен во всем мире; в России его расцвет начался в нулевые, и с тех пор интерес только растет. Почему? Что дает плейбек-театр? Этот вопрос мы адресовали актерам, нарочно не уточняя, дает – кому? И получили три разных ответа: про себя, про зрителя и про рассказчика.
«На сцене я в безопасности и могу быть настоящей»
Наталья Павлюкова, 35 лет, бизнес-тренер, актриса плейбек-театра «Соль»
Джонатан Фокс. Об отличиях Плейбек театра от психодрамы
Для начала немного истории. В начале 70-х годов я считал себя приверженцем театра импровизации. Я был директором театральной компании, называемой «Вся эта грация», бывшего Корпуса Мира в Непале, и студентом школы устной эпической поэмы, и в это время кто-то пригласил меня на семинар по психодраме в выходные дни. То, что я там увидел, было близко к моему самому глубокому пониманию театра: как внутреннему, личностному, совместному, насыщенному действию. Психодрама построена на парадоксальном равновесии уважения к индивидуальности и ценности группы. По контрасту с типичными иерархическими структурами, психодрама, с её концепцией спонтанности, позволяет каждому участнику быть в центре творческой активности в любой момент. Психодрама также приветствует глубокие эмоции. Я хотел видеть и в театре такую сбалансированность, гибкость и катарсис.
Однако существует некое недоразумение в отношении психодрамы и плейбек-театра. Вообще говоря, многие неправильно воспринимают плейбек выходцем из психодрамы или её ответвлением. Морено ещё до развития психодрамы руководил театральной группой в Вене с названием Stegreiftehater (Театр Спонтанности). Я чувствую большую связь с этой традицией, чем с тем, во что это развилось позднее (переехав в США в 1925 году, Морено также участвовал в театральной деятельности.) Я поддерживаю своё членство в психодраматической ассоциации и, по странному стечению обстоятельств, меня попросили отредактировать книгу основных трудов Морено, которая увидела свет в 1987 году.
Довольно рано на меня оказали влияние тексты Фрейре и Боаля. Но после этого я долгое время не участвовал в мастерских театра угнетённых (ТУ) и не встречался с Боалем.
Оба подхода, психодрама и театр угнетённых, составили один неписаный подход, который был близок моему сердцу. По мере того, как он развивался, благодаря вкладу многих сотрудников, он становился более определённым, и всё же плейбек-театр стал самостоятельным подходом, существенно отличным от Боаля и Морено:
Ноша свидетельства истины может потрясти нас до самых основ. Три мощных силы — личностная, социальная и политическая — побуждают нас скрывать реальные истории. К тому же я верю, что нам нужно встретиться с истиной прошлого, для того чтобы представить себе позитивное будущее. В этом отношении психодрама, театр угнетённых и плейбек-театр полностью совпадают.
Драма-терапия в большей степени сравнима с плейбек-театром по некоторым причинам:
Плейбек-театр часто бывает представлен на тренингах психодрамы и драма-терапии, и некоторые участники, осознавая сопряжённость этих подходов, развивают формат действий, включая в него плейбек-театр и ТУ. Примером может служить театральная ассоциация Тубиядж в Бурунди, которая часто начинает выступления с форум-театра и заканчивает их плейбек-театром.
В парках пройдут плейбек-спектакли. Что это?
В конце августа и середине сентября в четырех парках Москвы пройдут постановки плейбек-театра. Участником действия сможет стать любой зритель, который решится рассказать личную правдивую историю. Поговорили с представителем организаторов акции Татьяной Мартьяновой о необычном театральном формате.
Что такое плейбек-театр
Playback-театр – относительно новый формат. На Западе он появился примерно 40 лет назад, а в Россию пришел не так давно. Особенность постановок в импровизации: что-то происходит здесь и сейчас. Актеры слышат историю зрителя – то, что с ним действительно случилось, затем творчески ее перерабатывают и показывают на сцене. Все происходит быстро.
Как проходят спектакли
Истории заранее никто не знает, их собирают во время представления. Выглядит это так: со сцены ведущий (человек из театра) предлагает желающим рассказать свою историю. Она может быть любой: короткой, длинной, смешной, драматичной, давней или произошедшей только что. Например, «я шел к вам на спектакль и увидел то-то и то-то». Актеры тут же разыгрывают эту ситуацию, а музыкант наигрывает мелодию или лейтмотивы, которые подходят именно под этот сюжет.
Конечно, самое важное, чтобы участники действия нашли в себе смелость и желание говорить. Как правило, такие люди находятся легко.