Что такое экскурсия грудной клетки

Антропометрия

Что такое антропометрия?

Как правильно проводится измерение длины тела человека?

Для измерения длины тела используют ростомер, представляющий собой вертикальную планку с нанесенной на ней сантиметровой шкалой, укрепленную на площадке. По вертикальной планке движется вверх-вниз планшет с горизонтально расположенным козырьком. Пациента ставят на площадку спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался стойки пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Голова находится в таком положений, чтобы наружный слуховой проход и глаз были на одном уровне. Планшет опускают на голову. Цифры на шкале у нижнего края планшета указывают длину тела больного.

Как проводится взвешивание?

Взвешивание производят на медицинских весах, правильно установленных и отрегулированных. Для регулировки грузы на верхней и нижней планках коромысла (граммы и килограммы) ставят в нулевое положение, открывают защелку коромысла и с помощью двигающихся на винте балансировочных грузиков балансируют коромысло. Пациент должен становиться на площадку весов при закрытой защелке коромысла.

Как измеряется окружность грудной клетки?

Как измеряется окружность живота?

Как проводится спирометрия?

Для спирометрии используют прибор (спирометр), состоящий из двух 6-7-литровых цилиндров, вставленных один в другой. Наружный цилиндр наполнен водой, а уравновешенный грузом внутренний опрокинут вверх дном. Воздушное пространство внутреннего цилиндра над водой соединено трубкой с наружным воздухом. На эту трубку надевают резиновый шланг со сменяемым стеклянным или пластмассовым наконечником.

Больной совершает глубокий вдох и, зажав нос, выдувает воздух через наконечник трубки в полость внутреннего цилиндра который при этом поднимается. Специальная шкала показывает объем выдохнутого воздуха.

Как осуществляется динамометрия?

Динамометрию проводят с помощью специальных пружинных, ртутных, гидравлических и электрических приборов со шкалой, показывающей силу мышц.

Источник

Что такое экскурсия грудной клетки

1.1 жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ

рТЙ ЧЪЗМСДЕ ОБ ФПЗП ЙМЙ ЙОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, НЩ ЪБДБЕН УЕВЕ ЧПРТПУ: «рПЮЕНХ МАДЙ ПФМЙЮБАФУС ДТХЗ ПФ ДТХЗБ? у ЮЕН ЬФП УЧСЪБОП?» й ДЕМП ОЕ ФПМШЛП Ч ФПН, ЮФП НЩ ТБЪОЩЕ РП ИБТБЛФЕТХ, РП ЧПУРТЙСФЙА НЙТБ, ОП ЙОФЕТЕУОП Й ФП, РПЮЕНХ НЩ ФБЛ ПФМЙЮБЕНУС ДТХЗ ПФ ДТХЗБ ЧОЕЫОЕ.

жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ПТЗБОЙЪНБ РПДЮЙОСЕФУС ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙН ЪБЛПОБН Й ПФТБЦБЕФ ПВЭЙЕ ЪБЛПОПНЕТОПУФЙ ТПУФБ Й ТБЪЧЙФЙС. рПДЮЙОССУШ ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙН ЪБЛПОПНЕТОПУФСН, ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ЪБЧЙУЙФ ПФ ВПМШЫПЗП ЛПМЙЮЕУФЧБ ЖБЛФПТПЧ Й ПФТБЦБЕФ ОЕ ФПМШЛП ОБУМЕДУФЧЕООХА РТЕДТБУРПМПЦЕООПУФШ, ОП Й ЧМЙСОЙЕ ОБ ПТЗБОЙЪН ЧУЕИ УТЕДПЧЩИ ЖБЛФПТПЧ.

жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ПУФБЕФУС ПДОЙН ЙЪ ЧБЦОЕКЫЙИ РПЛБЪБФЕМЕК ЪДПТПЧШС Й ЧПЪТБУФОЩИ ОПТН УПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙС, РПЬФПНХ РТБЛФЙЮЕУЛПЕ ХНЕОЙЕ РТБЧЙМШОП ПГЕОЙФШ ЕЗП, ВХДЕФ УРПУПВУФЧПЧБФШ ЧПУРЙФБОЙА ЪДПТП-ЧПЗП РПЛПМЕОЙС.

пУПВЕООПУФЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС РТПЗТБННЙТХАФУС ОБ ЗЕОЕФЙЮЕУЛПН ХТПЧОЕ, РПЬФПНХ ДЕФЙ РПИПЦЙ ОБ ТПДЙФЕМЕК. оБУМЕДУФЧЕООБС РТПЗТБННБ РЕТЕДБЕФУС ЙЪ РПЛПМЕОЙС Ч РПЛПМЕОЙЕ, Й Х ПДОЙИ МАДЕК ОЕ ЙЪНЕОСЕФУС, Б Х ДТХЗЙИ УПЧЕТЫЕОУФЧХЕФУС. оЕПВИПДЙНП РПНОЙФШ, ЮФП ОБ ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ПЛБЪЩЧБАФ ЧМЙСОЙЕ НОПЦЕУФЧП ЧОЕЫОЙИ Й ЧОХФТЕООЙИ ЖБЛФПТПЧ, ЬФП НБФЕТЙБМШОП-ВЩФПЧЩЕ ХУМПЧЙС, ОБГЙПОБМШОЩЕ Й ТЕЗЙПОБМШОЩЕ ПУПВЕООПУФЙ ХЛМБДБ Й УФЙМС ЦЙЪОЙ, ЬЛПМПЗЙЮЕУЛБС ПВУФБОПЧЛБ, УПУФПСОЙЕ РЙФБОЙС, ОБМЙЮЙЕ ЙМЙ ПФУХФУФЧЙЕ ВПМЕЪОЕК.

ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС ЧП НОПЗЙИ УФТБОБИ НЙТБ ЫЙТПЛП ЧЧПДЙФУС ЛХМШФ ЪДПТПЧШС. пО ЧУСЮЕУЛЙ НПТБМШОП Й НБФЕТЙБМШОП РППЭТСЕФУС ЗПУХДБТУФЧЕООЩНЙ УФТХЛФХТБНЙ, ПФЧЕФУФЧЕООЩНЙ ЪБ УПИТБОЕОЙЕ Й ЧПУУФБОПЧМЕОЙЕ ЪДПТПЧШС, Б ЬФП Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ УРПУПВУФЧХЕФ ЖПТНЙТПЧБОЙА РПФТЕВОПУФЙ Ч ЪДПТПЧПН ФЕМЕ. дБООБС ЙДЕС ОЕ ОПЧБ, ЕЭЕ Ч ДТЕЧОЕН НЙТЕ ЙНЕМ НЕУФП ЛХМШФ ЪДПТПЧПЗП ФЕМБ. рТЙНЕТПН ФПНХ УМХЦЙФ дТЕЧОСС зТЕГЙС Й ЕЕ ИХДПЦЕУФЧЕООПЕ ОБУМЕДЙЕ, ЛПФПТПЕ ДПЫМП ДП ОБЫЙИ ДОЕК.

рПЪОБЛПНЙЧЫЙУШ У ОЙЦЕЙЪМПЦЕООЩН НБФЕТЙБМПН НПЦОП ВХДЕФ УХДЙФШ П УППФЧЕФУФЧЙЙ ЙУУМЕДХЕНЩИ РБТБНЕФТПЧ ЧПЪТБУФОЩН Й ТЕЗЙПОБМШОЩН ОПТНБФЙЧБН, ЗБТНПОЙЮОПУФЙ ТБЪЧЙФЙС, ПГЕОЙФШ ЧЛМБД ОБУМЕДУФЧЕООПУФЙ Ч ПУПВЕООПУФЙ ФЕМПУМПЦЕОЙС.

жБЛФПТЩ, ЧМЙСАЭЙЕ ОБ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РПЛБЪБФЕМЙ

оЕРТЕТЩЧОП РТПФЕЛБАЭЙЕ РТПГЕУУЩ ПВНЕОБ ЧЕЭЕУФЧ Й ЬОЕТЗЙЙ Ч ПТЗБОЙЪНЕ ЮЕМПЧЕЛБ, ПРТЕДЕМСАФ ПУПВЕООПУФЙ ЕЗП ТБЪЧЙФЙС. фЕНРЩ ЙЪНЕОЕОЙК НБУУЩ, ТПУФБ, ПЛТХЦОПУФЕК ФЕМБ Ч ТБЪМЙЮОЩЕ РЕТЙПДЩ ЦЙЪОЙ ОЕ ПДЙОБЛПЧЩ. пВ ЬФПН НПЦЕФ УХДЙФШ ЛБЦДЩК ЙЪ чБУ, ЕУМЙ ЧУРПНОЙФ УЧПЕ ТБЪЧЙФЙЕ Ч ДПЫЛПМШОПН Й ЫЛПМШОПН ЧПЪТБУФЕ. пФМЙЮЙФЕМШОЩЕ ПУПВЕООПУФЙ ЙНЕАФУС Х АОПЫЕК Й ДЕЧХЫЕЛ, МАДЕК Ч ЪТЕМПН ЧПЪТБУФЕ Й РПЦЙМПН.

тПУФ, НБУУБ, РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ Ч ХЧЕМЙЮЕОЙЙ ТБЪМЙЮОЩИ ЮБУФЕК ФЕМБ, ЕЗП РТПРПТГЙЙ ЪБРТПЗТБННЙТПЧБОЩ ОБУМЕДУФЧЕООЩНЙ НЕИБОЙЪНБНЙ Й РТЙ ПРФЙНБМШОЩИ ХУМПЧЙСИ ЦЙЪОЕДЕСФЕМШОПУФЙ ЙДХФ Ч ПРТЕДЕМЕООПК РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФЙ. пДОБЛП, ОЕЛПФПТЩЕ ЖБЛФПТЩ НПЗХФ ОЕ ФПМШЛП ОБТХЫЙФШ РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ ТБЪЧЙФЙС, ОП Й ЧЩЪЧБФШ ОЕПВТБФЙНЩЕ ЙЪНЕОЕОЙС.л ОЙН ПФОПУСФ:

чОЕЫОЙЕчОХФТЕООЙЕ
ОЕВМБЗПРТЙСФОПЕ ЧОХФТЙХФТПВОПЕ ТБЪЧЙФЙЕ;
УПГЙБМШОЩЕ ХУМПЧЙС;
ОЕТБГЙПОБМШОПЕ РЙФБОЙЕ;
НБМПРПДЧЙЦОЩК ПВТБЪ ЦЙЪОЙ;
ЧТЕДОЩЕ РТЙЧЩЮЛЙ;
ТЕЦЙН ФТХДБ Й ПФДЩИБ;
ЬЛПМПЗЙЮЕУЙК ЖБЛФПТ;
ОБУМЕДУФЧЕООПУФШ;
ОБМЙЮЙЕ ЪБВПМЕЧБОЙК;

пУОПЧЩ УПЧТЕНЕООЩИ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ (antropos-ЮЕМПЧЕЛ, metria-ЙЪНЕТЕОЙЕ) НЕФПДПЧ ЙУУМЕДПЧБОЙС ЪБМПЦЕОЩ Ч РТПЫМПН ЧЕЛЕ, ЛПЗДБ ВЩМЙ ;ЙУБОЩ ЪБЛПОПНЕТОПУФЙ ЙЪНЕОЮЙЧПУФЙ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ РПЛБЪБФЕМЕК.

йУУМЕДХС БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РПЛБЪБФЕМЙ (ТПУФ ЙМЙ ДМЙОХ ФЕМБ, ЧЕУ ЙМЙ НБУУХ ФЕМБ, ПЛТХЦОПУФЙ ТБЪМЙЮОЩИ ЮБУФЕК ФЕМБ), НПЦОП ОБЗМСДОП Й РТПУФП ПГЕОЙФШ ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ.

пВЭЕЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ЖЙЪЙЮЕУЛПН ТБЪЧЙФЙЙ РПМХЮБАФ РТЙ РТПЧЕДЕОЙЙ ФТЕИ ПУОПЧОЩИ ЙЪНЕТЕОЙК:
— ПРТЕДЕМСС ДМЙОХ ФЕМБ;
— НБУУХ ФЕМБ;
— ПВИЧБФ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ.

хУМПЧЙС РТПЧЕДЕОЙС БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ЙУУМЕДПЧБОЙК

бОФТПРПНЕФТЙА РТПЧПДСФ У РПНПЭША ФЭБФЕМШОП РТПЧЕТЕООЩИ Й ПФТЕЗХМЙТПЧБООЩИ ЙЪНЕТЙФЕМШОЩИ РТЙВПТПЧ: ЧЕУПЧ, ТПУФПНЕТБ, УБОФЙНЕФТПЧПК МЕОФЩ, ДЙОБНПНЕФТБ Й Ф.Д. чУЕ ЙЪНЕТЕОЙС ЦЕМБФЕМШОП РТПЙЪЧПДЙФШ Ч РЕТЧПК РПМПЧЙОЕ ДОС, ОБФПЭБЛ, МЙВП ЮЕТЕЪ 2-3 ЮБУБ РПУМЕ БДЩ, ПВУМЕДХЕНЩК ДПМЦЕО ВЩФШ ПДЕФ Ч МЕЗЛХА ФТЙЛПФБЦОХА ПДЕЦДХ. еУМЙ ЦЕ ЙЪНЕТЕОЙС РТПЧПДСФУС ЧП ЧФПТПК РПМПЧЙОЕ, ЦЕМБФЕМШОП ЪБОСФШ ЗПТЙЪПОФБМШОПЕ РПМПЦЕОЙЕ ОБ 10-15 НЙОХФ.

чЩСЧМЕООЩЕ ПФЛМПОЕОЙС НПЗХФ СЧМСФШУС ЖБЛФПТБНЙ ТЙУЛБ ЙМЙ РТЙЪОБЛБНЙ ОЕЛПФПТЩИ ЪБВПМЕЧБОЙК. рПЬФПНХ ХНЕОЙЕ РТБЧЙМШОП ПГЕОЙФШ РПМХЮЕООЩЕ ТЕЪХМШФБФЩ ЙЪНЕТЕОЙК, НПЦЕФ УРПУПВУФЧПЧБФШ ЧПУРЙФБОЙА ХУФБОПЧЛЙ ОБ ЪДПТПЧЩК ПВТБЪ ЦЙЪОЙ.

оЙЦЕ РТЕДУФБЧМЕОЩ НЕФПДЙЛЙ ЙЪНЕТЕОЙС ОБЙВПМЕЕ ЮБУФП ЙУУМЕДХЕНЩИ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ЧЕМЙЮЙО.

нЕФПДЩ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ЙЪНЕТЕОЙК

йЪНЕТЕОЙЕ ТПУФБ (ДМЙОЩ ФЕМБ)

йЪНЕТЕОЙС РТПЧПДСФ РТЙ РПНПЭЙ ФЭБФЕМШОП РТПЧЕТЕООЩИ ЙЪНЕТЙФЕМШОЩИ РТЙВПТПЧ: ЧЕУПЧ, ТПУФПНЕТБ, УБОФЙНЕФТПЧПК МЕОФЩ, ДЙОБНПНЕФТБ (ЛЙУФЕЧПЗП Й УФБОПЧПЗП).

чУЕ ЙЪНЕТЕОЙС ЦЕМБФЕМШОП РТПЧПДЙФШ Ч РЕТЧХА РПМПЧЙОХ ДОС, ОБФП-ЭБЛ Й РПУМЕ ЖЙЪЙПМПЗЙЮЕУЛЙИ ПФРТБЧМЕОЙК. йЪНЕТСЕНЩК ДПМЦЕО ВЩФШ ПДЕФ МЙЫШ Ч МЕЗЛХА ФТЙЛПФБЦОХА ПДЕЦДХ.

пЮЕОШ ЧБЦОП РТПЧПДЙФШ ЙЪНЕТЕОЙЕ ТПУФБ Ч РЕТЧХА РПМПЧЙОХ ДОС, ФБЛ ЛБЛ Л ЧЕЮЕТХ ТПУФ ЮЕМПЧЕЛБ УФБОПЧЙФУС НЕОШЫЕ ОБ 1-2 УН. рТЙЮЙОПК ЬФПНХ СЧМСЕФУС ЕУФЕУФЧЕООБС ХУФБМПУФШ Ч ФЕЮЕОЙЕ ДОС, УОЙЦЕОЙЕ НЩЫЕЮОПЗП ФПОХУБ, ХРМПЭЕОЙЕ НЕЦРПЪЧПОПЮОЩИ ИТСЭЕЧЩИ ДЙУЛПЧ Й УЧПДБ УФПРЩ Ч ТЕЪХМШФБФЕ РТСНПИПЦДЕОЙС. тПУФ НПЦЕФ ЪОБЮЙФЕМШОП ЧБТШЙТПЧБФШУС Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ОБУМЕДУФЧЕООПУФЙ, ЧОХФТЙХФТПВОПЗП ТБЪЧЙФЙС Й ПФ ОБМЙЮЙС ЪБВПМЕЧБОЙК.

оБ ТПУФ ПЛБЪЩЧБАФ ЧМЙСОЙЕ ЗЕОЕФЙЮЕУЛЙЕ ЖБЛФПТЩ, РПМПЧЩЕ ТБЪМЙЮЙС, ЧПЪТБУФ, УПУФПСОЙЕ ЪДПТПЧШС Й Ф.Д. дМЙОБ ФЕМБ НПЦЕФ УППФЧЕФУФЧПЧБФШ ЧПЪТБУФХ, ОП НПЦЕФ Й ЪОБЮЙФЕМШОП ПФМЙЮБФШУС ПФ ЧПЪТБУФОПК ОПТНЩ, РТЙ ЬФПН НБМЩК ТПУФ ОБЪЩЧБАФ ОБОЙЪНПН, Б ЧЩУПЛЙК ЗЙЗБОФЙЪНПН. у ЧПЪТБУФОЩНЙ ОПТНБФЙЧБНЙ ТПУФБ НПЦОП ПЪОБЛПНЙФШУС Ч ФБВМЙГБИ РТЙЧЕДЕООЩНЙ ОЙЦЕ.

тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ДМЙОЩ ФЕМБ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (АОПЫЙ).

чПЪТБУФхТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС
оЙЪЛЙКоЙЦЕ УТЕДОЕЗПуТЕДОЙКчЩЫЕ УТЕДОЕЗПчЩУПЛЙК
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ)
3102550759097
16 МЕФ
17 МЕФ
154,0
159,3
158,0
163,0
162,2
168,1
169,8
174,7
177,4
181,2
182,0
185,1
185,0
187,9

тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ДМЙОЩ ФЕМБ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (ДЕЧХЫЛЙ).

чПЪТБУФхТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС
оЙЪЛЙКоЙЦЕ УТЕДОЕЗПуТЕДОЙКчЩЫЕ УТЕДОЕЗПчЩУПЛЙК
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ)
3102550759097
16 МЕФ
17 МЕФ
151,7
154,2
155,0
157,3
158,3
161,2
163,7
165,6
169,0
170,0
172,0
173,1
174,1
175,5

йЪНЕТЕОЙЕ НБУУЩ ФЕМБ (ЧЕУБ)

у ЧПЪТБУФОЩНЙ ОПТНБФЙЧБНЙ ЧЕУБ НПЦОП ПЪОБЛПНЙФШУС Ч ФБВМЙГБИ, РТЙЧЕДЕООЩНЙ ОЙЦЕ.

тБУРТЕДЕМЕОЙЕ НБУУЩ ФЕМБ (ЛЗ) РП ЧПЪТБУФХ (АОПЫЙ).

чПЪТБУФхТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС
оЙЪЛЙКоЙЦЕ УТЕДОЕЗПуТЕДОЙКчЩЫЕ УТЕДОЕЗПчЩУПЛЙК
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ)
3102550759097
16 МЕФ
17 МЕФ
41,2
46,4
45,4
50,5
51,8
56,8
58,8
63,7
65,9
70.6
73,0
78,0
82,5
86.2

тБУРТЕДЕМЕОЙЕ НБУУЩ ФЕМБ (ЛЗ) РП ЧПЪТБУФХ (ДЕЧХЫЛЙ).

чПЪТБУФхТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС
оЙЪЛЙКоЙЦЕ УТЕДОЕЗПуТЕДОЙКчЩЫЕ УТЕДОЕЗПчЩУПЛЙК
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ)
3102550759097
16 МЕФ
17 МЕФ
42,4
45,2
46,8
48,4
51,0
52,4
56,0
57,2
61,0
62,0
66,2
68,0
76,1
79,0

йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ

йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ РТПЙЪЧПДСФ ЮЕТЕЪ ОБЙВПМЕЕ ЧЩУФХРБАЭЙЕ ФПЮЛЙ ЪБФЩМПЮОПЗП ВХЗТБ Й ОБДВТПЧОЩЕ ДХЗЙ. уППФЧЕФУФЧХАЭЙЕ ЧПЪТБУФХ ТБЪНЕТЩ ЗПМПЧЩ НПЦОП ОБКФЙ Ч ФБВМЙГБИ.

тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (АОПЫЙ).

чПЪТБУФхТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС
оЙЪЛЙКоЙЦЕ УТЕДОЕЗПуТЕДОЙКчЩЫЕ УТЕДОЕЗПчЩУПЛЙК
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ)
3102550759097
16 МЕФ
17 МЕФ
52,4
52,5
53,4
53,5
54,4
54,6
56,2
56,3
57,9
58,0
59,0
59,1
60,1
60,2

тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (ДЕЧХЫЛЙ).

чПЪТБУФхТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС
оЙЪЛЙКоЙЦЕ УТЕДОЕЗПуТЕДОЙКчЩЫЕ УТЕДОЕЗПчЩУПЛЙК
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ)
3102550759097
16 МЕФ
17 МЕФ
50,9
51,0
51,7
51,8
52,3
52,4
53,8
53,9
55,3
55,4
56,0
56,1
56,9
57,0

йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ

йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ РТПЧПДСФ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН: Ч РПМПЦЕОЙЙ УФПС, ТХЛЙ ПРХЭЕОЩ, РТЙ НБЛУЙНБМШОПН ЧДПИЕ, РПМОПН ЧЩДПИЕ Й УРПЛПКОПН ДЩИБОЙЙ. уБОФЙНЕФТПЧХА МЕОФХ ОБЛМБДЩЧБАФ ЗПТЙЪПОФБМШОП, УЪБДЙ РПД ХЗМБНЙ МПРБФПЛ, УРЕТЕДЙ РП ПЛПМПУПУЛПЧЩН ЛТХЦЛБН, Б Х ДЕЧХЫЕЛ РПД НПМПЮОЩНЙ ЦЕМЕЪБНЙ.

чПЪТБУФОЩЕ ОПТНБФЙЧЩ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ХЛБЪБОЩ Ч ФБВМЙГБИ.

тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (АОПЫЙ).

чПЪТБУФхТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС
оЙЪЛЙКоЙЦЕ УТЕДОЕЗПуТЕДОЙКчЩЫЕ УТЕДОЕЗПчЩУПЛЙК
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ)
3102550759097
16 МЕФ
17 МЕФ
73,3
77,0
76,1
80,1
80,0
82,9
84,9
87,6
89,9
92,2
93,6
95,5
97,0
98,4

тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (ДЕЧХЫЛЙ).

чПЪТБУФхТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС
оЙЪЛЙКоЙЦЕ УТЕДОЕЗПуТЕДОЙКчЩЫЕ УТЕДОЕЗПчЩУПЛЙК
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ)
3102550759097
16 МЕФ
17 МЕФ
73,0
75,4
75,9
78,0
78,8
80,7
83,0
84,7
87,1
88,0
90,6
91,1
93,9
94,6

тБЪОЙГБ ЧЕМЙЮЙЙ ПЛТХЦОПУФЕК ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ОБ ЧЩУПФЕ ЧДПИБ Й ЧЩДПИБ ПФТБЦБЕФ РПДЧЙЦОПУФШ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ, ЛПФПТХА РТБЧЙМШОЕЕ ОБЪЩЧБФШ ЬЛУЛХТУЙЕК ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ЧП ЧТЕНС ДЩИБОЙС. жПТНХМБ ТБУЮЕФБ ЬФПЗП РПЛБЪБФЕМС РТЙЧЕДЕОБ ОЙЦЕ.

ьЛУЛХТУЙС ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ=

пЛТХЦОПУФШ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ОБ ЧДПИЕ пЛТХЦОПУФШ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ОБ ЧЩДПИЕ

йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЪБРСУФШС

рТЕДУФБЧМЕОЙЕ П УЙМПЧЩИ ЧПЪНПЦОПУФСИ ЙУРЩФХЕНПЗП НПЦОП РПМХЮЙФШ У РПНПЭША ДЙОБНПНЕФТЙЙ. йУРПМШЪХЕФУС ДМС ЬФПЗП РТЙВПТ ДЙОБНПНЕФТ, ЙЪНЕТСАЭЙК УЙМХ УЦБФЙС НЩЫГ ТХЛЙ.

йУРЩФХЕНЩК НБЛУЙНБМШОП УЦЙНБЕФ ДЙОБНПНЕФТ РТБЧПК, ЪБФЕН МЕЧПК ТХЛПК. тХЛБ ДПМЦОБ ВЩФШ ЧЩФСОХФБ Ч УФПТПОХ, Й РПДОСФБ ДП ХТПЧОС РМЕЮ. йЪНЕТЕОЙЕ РТПЧПДСФ 2-3 ТБЪБ Й ЪБРЙУЩЧБАФ ОБЙВПМШЫХА ГЙЖТХ. фПЮОПУФШ ЙЪНЕТЕОЙС +\- 2 ЛЙМПЗТБННБ. уП УТЕДОЙНЙ ЧПЪТБУФОЩНЙ ЧЕМЙЮЙОБНЙ УЙМПЧЩИ ЧПЪНПЦОПУФЕК АОПЫЕК Й ДЕЧХЫЕЛ НПЦОП РПЪОБЛПНЙФШУС Ч ФБВМЙГЕ.

уТЕДОЙЕ ЧПЪТБУФОЩЕ ОПТНБФЙЧЩ ДЙОБНПНЕФТЙЙ (ЛЗ).

чПЪТБУФ (ЗПДЩ)аОПЫЙдЕЧХЫЛЙ
15
16
17
35,34+/-0,69
41,09+/-0,71
44,00+/-0,71
22,93+/-0,38
24,24+/-0,41
26,24+/-0,33

рПУМЕ РТПЧЕДЕОЙС ДЙОБНПНЕФТЙЙ ТБУУЮЙФЩЧБАФ УЙМПЧПК ЙОДЕЛУ РП ЖПТНХМЕ:

уЙМПЧПК ЙОДЕЛУ = нЩЫЕЮОБС УЙМБ ЧЕДХЭЕК ЛЙУФЙ (ЛЗ) / чЕУ ФЕМБ (ЛЗ)

пГЕОЛБ УФБОПЧПК УЙМЩ (ЛЗ).

пГЕОЛБ УФБОПЧПК УЙМЩцЕОЭЙОЩнХЦЮЙОЩ
оЙЪЛБСнЕОЕЕ 90нЕОЕЕ 130
оЙЦЕ УТЕДОЕК90-119130-159
уТЕДОСС120-149160-189
чЩЫЕ УТЕДОЕК150-180190-220
чЩУПЛБСвПМЕЕ 180вПМЕЕ 220

нЕФПДЩ ПГЕОЛЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС

пГЕОЛБ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС Ч МАВПН ЧПЪТБУФЕ РТПЙЪЧПДЙФУС РХФЕН УТБЧОЕОЙС БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ДБООЩИ УП УТЕДОЙНЙ ТЕЗЙПОБМШОЩНЙ ЧЕМЙЮЙОБНЙ ДМС УППФЧЕФУФЧХАЭЕЗП ЧПЪТБУФБ Й РПМБ.

гЕОФЙМШОЩК НЕФПД

мХЮЫЙК УРПУПВ ПГЕОЛЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС У РПНПЭША ГЕОФЙМШОЩИ ФБВМЙГ, ПО РТПУФ Ч ТБВПФЕ, ФБЛ ЛБЛ ЙУЛМАЮБАФУС ТБУЮЕФЩ. гЕОФЙМШОЩЕ ФБВМЙГЩ ЫЙТПЛП РТЙНЕОСЕФУС ЪБ ТХВЕЦПН У ЛПОГБ 70-И ЗПДПЧ XX ЧЕЛБ. чЩЫЕ ВЩМЙ РТЙЧЕДЕОЩ ФБВМЙГЩ ДМС ФБЛЙИ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ РПЛБЪБФЕМЕК ЛБЛ ТПУФ, ЧЕУ, ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ, ЗТХДЙ.

гЕОФЙМШОЩЕ ФБВМЙГЩ РПЪЧПМСАФ УТБЧОЙФШ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩЕ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ ЧЕМЙЮЙОЩ УП УФБОДБТФОЩНЙ ФБВМЙЮОЩНЙ, РПМХЮБЕНЩНЙ РТЙ НБУУПЧЩИ ПВУМЕДПЧБОЙСИ. уПУФБЧМСАФ ЬФЙ ФБВМЙГЩ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН: БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ ДБООЩЕ 100 ЮЕМПЧЕЛ (100%) ПДОПЗП ЧПЪТБУФБ ЧЩУФТБЙЧБАФ Ч РПТСДЛЕ ЧПЪТБУФБОЙС. ъБФЕН РПЛБЪБФЕМЙ 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 ПВУМЕДХЕНЩИ ЧОПУСФ Ч ФБВМЙГЩ, Ч ЛПФПТЩИ УПИТБОСАФ ЧЩЫЕХЛБЪБООХА ОХНЕТБГЙА (ЙМЙ РТПГЕОФ, ЙМЙ РЕТГЕОФЙМШ, ЙМЙ РТПУФП ГЕОФЙМШ).

пРТЕДЕМЕОЙЕ ЗБТНПОЙЮОПУФЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС

жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ УЮЙФБЕФУС ЗБТНПОЙЮОЩН, ЕУМЙ ЧУЕ ЙУУМЕДХЕНЩЕ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РПЛБЪБФЕМЙ УППФЧЕФУФЧХАФ ПДОПНХ Л ФПНХ ЦЕ ГЕОФЙМШОПН ТСДХ, МЙВП ДПРХУЛБЕФУС ПФЛМПОЕОЙЕ ЙИ НЕЦДХ УПВПК Ч РТЕДЕМБИ УПУЕДОЕЗП ГЕОФЙМС. вПМШЫБС ТБЪОЙГБ УЧЙДЕФЕМШУФЧХЕФ П ОЕЗБТНПОЙЮОПН ТБЪЧЙФЙЙ.

рТЙНЕТ: АОПЫБ 17 МЕФ ЙНЕЕФ ТПУФ 181,2 УН, ЧЕУ 70,6 ЛЗ, ПЛТХЦОПУФШ ЗТХДЙ 92,2 УН, ПЛТХЦОПУФШ ЗПМПЧЩ 58 УН. чУЕ «БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РБТБНЕФТЩ ОБИПДСФУС Ч ГЕОФЙМШОЩИ ФБВМЙГБИ Ч РТЕДЕМБИ 75 ГЕОФЙМС, ЮФП УППФЧЕФУФЧХЕФ УТЕДОЕНХ ЗБТНПОЙЮОПНХ ХТПЧОА ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС.

йМЙ ДТХЗПК РТЙНЕТ: АОПЫБ 17 МЕФ ЙНЕЕФ ТПУФ 187,9 УН (97 ГЕОФЙМШ), НБУУХ 46,4 ЛЗ (3 ГЕОФЙМШ), ПЛТХЦОПУФШ ЗПМПЧЩ 58 УН (75 ГЕОФЙМШ), ПЛТХЦОПУФШ ЗТХДЙ 80,1 УН (10 ГЕОФЙМШ). йЪ РПУМЕДОЕЗП РТЙНЕТБ ЧЙДОП, ЮФП ТПУФ НПМПДПЗП ЮЕМПЧЕЛБ ЧЩУПЛЙК, НБУУБ ОЙЪЛБС, ПЛТХЦОПУФШ ЗПМПЧЩ УППФЧЕФУФЧХЕФ УТЕДОЕНХ ЧПЪТБУФОПНХ ХТПЧОА ТБЪЧЙФЙС, Б ПЛТХЦОПУФШ ЗТХДЙ ОЙЦЕ УТЕДОЕЗП. жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ОЕЗБТНПОЙЮОПЕ.

зБТНПОЙЮОПУФШ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС НПЦОП ПГЕОЙФШ, ЙУРПМШЪХС ДЧХИНЕТОЩК ЛЧБДТБФ ЗБТНПОЙЮОПУФЙ Ч ЛПФПТПН ЙНЕАФУС ЫЛБМЩ ДМЙОЩ Й НБУУЩ ФЕМБ, ОЕПВИПДЙНП МЙЫШ ОБКФЙ НЕУФП РТЕУЕЮЕОЙС ГЕОФЙМШОЩИ ТСДПЧ НБУУЩ Й ДМЙОЩ ФЕМБ.

пВМБДБФЕМА МАВПЗП ЧБТЙБОФБ ЧОЕ ГЕОФТБМШОПЗП ЛЧБДТБФБ ЗБТНПОЙЮОПУФЙ, ОБДМЕЦЙФ ПВУМЕДПЧБФШУС Х ЧТБЮБ У ГЕМША ЧЩСУОЕОЙС РТЙЮЙОЩ ЬФПЗП СЧМЕОЙС.

лЧБДТБФ ЗБТНПОЙЮОПУФЙ (чУРПНПЗБФЕМШОБС ФБВМЙГБ ДМС ПГЕОЛЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС).

&nbspрТПГЕОФОЩЕ (гЕОФЙМШОЩЕ) ТСДЩ
3%10%25%50%75%90%97%
нБУУБ ФЕМБ РП ЧПЪТБУФХ97%&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspзБТНПОЙЮОПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ПРЕТЕЦБАЭЕЕ ЧПЪТБУФ
90%&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
75%&nbsp&nbspзБТНПОЙЮОПЕ ТБЪЧЙФЙЕ УППФЧЕФУФЧХАЭЕЕ ЧПЪТБУФХ&nbsp&nbsp
50%&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
25%&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
10%зБТНПОЙЮОПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ОЙЦЕ ЧПЪТБУФОЩИ ОПТН&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
3%&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp
дМЙОБ ФЕМБ РП ЧПЪТБУФХ

нЕФПД рПМС вТПЛБ

лТПНЕ ГЕОФЙМШОПЗП УРПУПВБ ПГЕОЛЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС, ТБЪТБВПФБООПЗП МЙЫШ ДМС ДЕФЕК Й НПМПДЕЦЙ ДП 17 МЕФ, УХЭЕУФЧХАФ Й ДТХЗЙЕ. уБНЩН РТЙВМЙЪЙФЕМШОЩН Й УФБТЩН СЧМСЕФУС ТБУЮЕФ ЙДЕБМШОПЗП ЧЕУБ РП ЖПТНХМЕ, РТЕДМПЦЕООПК 100 МЕФ ОБЪБД ЖТБОГХЪУЛЙН БОФТПРПМПЗПН рПМЕН вТПЛПН:

ьФХ ЖПТНХМБ Ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС РТЕПВТБЪПЧБОБ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН:

жПТНХМБ вТПЛБ ОЕ ХЮЙФЩЧБЕФ ФПЗП, ЮФП Х ЦЕОЭЙО ЪОБЮЙФЕМШОП ВПМШЫЙК УМПК РПДЛПЦОПЗП ЦЙТБ, ЮЕН Х НХЦЮЙО; ЮФП ЧПЪТБУФ ЮЕМПЧЕЛБ ЧОПУЙФ УЧПЙ ЛПТТЕЛФЙЧЩ Ч ТБУЮЕФЩ Й Ф.Д.

рП НОЕОЙА НОПЗЙИ ДЙЕФПМПЗПЧ, ТБУЮЕФЩ ЧЕУБ РП ЖПТНХМЕ вТПЛБ НПЗХФ РТЙЧЕУФЙ Л ФПНХ, ЮФП ОЕЛПФПТЩЕ МАДЙ ЧЩУПЛПЗП ТПУФБ ВХДХФ УЮЙФБФШ УЧПК ЧЕУ ОПТНБМШОЩН, ИПФС ОБ УБНПН ДЕМЕ ПОЙ УФТБДБАФ ЙЪВЩФПЮОЩН, Й ОБПВПТПФ, ОЕЛПФПТЩЕ ОЙЪЛПТПУМЩЕ, ЮЕК ЧЕУ Ч ОПТНЕ, УЮЙФБФШ ЕЗП ЙЪВЩФПЮОЩН.

йОДЕЛУ лЕФМЕ

вПМЕЕ БВУФТБЛФОЩН, ОП ФЕН ОЕ НЕОЕЕ ОБДЕЦОЩН РПЛБЪБФЕМЕН ЗБТНПОЙЮОПУФЙ ТБЪЧЙФЙС, ЙУРПМШЪХЕНЩН ЧП НОПЗЙИ УФТБОБИ НЙТБ РТЙ ЧЛМАЮЕОЙЙ ДПЗПЧПТБ УФТБИПЧБОЙС, СЧМСЕФУС ФБЛ ОБЪЩЧБЕНЩК (ЙОДЕЛУ НБУУЩ), ЙМЙ ЙОДЕЛУ лЕФМЕ. ч ТБУЮЕФ ЕЗП ЧЧПДСФУС ЧУЕ ФЕ ЦЕ ЧЕМЙЮЙОЩ Й ЖПТНХМБ ЧЩЗМСДЙФ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН:

йОДЕЛУ лЕФМЕ= чЕУ (ЛЗ)
тПУФ 2 (Н)

чЕУ ФЕМБ Й ФЙР ФЕМПУМПЦЕОЙС

оЕУПНОЕООП, ЮФП НЕЦДХ ЧЕУПН ФЕМБ Й ФЙРПН ФЕМПУМПЦЕОЙС ЙНЕЕФУС УЧСЪШ, РТЙ ЬФПН ПДОБ Й ФБ ЦЕ ЧЕМЙЮЙОБ НБУУЩ ФЕМБ Х ИТХРЛПЗП Й РМПФОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, РТЙ ПДЙОБЛПЧПН ТПУФЕ, ИБТБЛФЕТЙЪХЕФ ЙИ ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ РП ТБЪОПНХ. йДЕБМШОЩК ЧЕУ ЧЪТПУМПЗП ЮЕМПЧЕЛБ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ФЙРБ ФЕМПУМПЦЕОЙС НПЦОП ХЪОБФШ ЙЪ ФБВМЙГ Й ОПНПЗТБНН, РТЕДМБЗБЕНЩИ Ч ДЙДБЛФЙЮЕУЛПН НБФЕТЙБМЕ ОБ РТБЛФЙЮЕУЛПН ЪБОСФЙЙ. чПУРПМШЪПЧБЧЫЙУШ ЛПФПТЩНЙ, ПГЕОЙЧБАФ РТПГЕОФ ПФЛМПОЕОЙС ЧЕУБ ФЕМБ ПФ ЙДЕБМШОПК ЧЕМЙЮЙОЩ. ьФП ДЕМБАФ ОЙЦЕ РТЕДУФБЧМЕООЩН УРПУПВПН ТБУЮЕФБ ПФЛМПОЕОЙК ПФ ЙДЕБМШОПЗП ЧЕУБ.

пФЛМПОЕОЙЕ ПФ НБУУЩ ФЕМБ

чПУРПМШЪПЧБЧЫЙУШ, ПДОЙН ЙЪ РТЕДМПЦЕООЩИ УРПУПВПЧ (ГЕОФЙМШОЩН, НЕФПДПН рПМС вТПЛБ, ОПНПЗТБННБНЙ) ХЪОБАФ, ЛБЛЙН ДПМЦЕО ВЩФШ ЙДЕБМШОЩК ЧЕУ ФЕМБ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ЧПЪТБУФБ, РПМБ, ТПУФБ, ЙМЙ ДТХЗЙИ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ РПЛБЪБФЕМЕК. оП ОЕ ЧУЕЗДБ ТЕБМШОЩК ЧЕУ УППФЧЕФУФЧХЕФ ЙДЕБМШОПНХ. дМС ФПЗП, ЮФПВЩ ЧЩСУОЙФШ ЙНЕЕФУС МЙ ОЕДПУФБФПЛ ЙМЙ ЙЪВЩФПЛ ЧЕУБ ФЕМБ ДПУФБФПЮОП РТПЧЕУФЙ УМЕДХАЭЙК ТБУЮЕФ РП ЖПТНХМЕ:

еУМЙ РПМХЮЕООПЕ ЮЙУМП РПМПЦЙФЕМШОПЕ, ФП ЬФП ХЛБЪЩЧБЕФ ОБ ДЕЖЙГЙФ НБУУЩ ФЕМБ. б ЕУМЙ РТЙ ЧЩЮЙУМЕОЙЙ РПМХЮБЕФУС ПФТЙГБФЕМШОЩК ТЕЪХМШФБФ, ФП ЬФП ЗПЧПТЙФ ПВ ЙЪВЩФПЮОПК НБУУЕ ФЕМБ.

Источник

Основы антропологии с элементами генетики человека

Учебно-методический комплекс

Основные размеры, принятые для характеристики отдельных частей и пропорций тела, определяются как проекционные расстояния между двумя антропометрическими точками или между антропометрической точкой и плоскостью пола:

длина тела (рост) – высота над полом верхушечной точки;

длина корпуса – длина тела минус длина нижней конечности;

длина нижней конечности – высота над полом вертельной точки;

длина верхней конечности – расстояние между плечевой точкой и пальцевой;

длина стопы – расстояние между пяточной и конечной точками;

ширина плеч (акромиальный диаметр) – расстояние между правой и левой плечевыми точками.

2.1.2. Лабораторная работа № 1. «Соматометрия. Определение основных размеров и веса тела»

(Данное обследование рекомендуется проводить в двух помещениях или отдельно для юношей и девушек, так как определение обхватных размеров и взвешивание необходимо проводить при минимуме одежды.)

Работа проводится в парах.

Определение роста стоя

1. Предложить обследуемому встать на площадку ростомера. При этом планка («бегунок») ростомера должна быть поднята вверх.
2. Установить его в положение «франкфуртской», или «немецкой, горизонтали». При этом линия, соединяющая самую нижнюю точку нижнего края глазницы и самую верхнюю точку верхнего края наружного слухового прохода, должна быть перпендикулярна шкале ростомера. Три точки (затылок, лопатки и ягодицы) должны находиться на одной линии и касаться измерительной шкалы.
3. Плавно опустить планку ростомера до соприкосновения с верхушечной точкой головы (девушкам необходимо распустить волосы, если прическа мешает измерению).
4. Зафиксировать результат измерения.

Определение роста сидя

1. Рост определяется аналогично определению роста стоя, только обследуемый садится на откидную крышку ростомера.
2. Рост определяется по шкале ростомера для данного вида измерения.

Определение окружности грудной клетки

1. Обследуемый занимает вертикальное положение.
2. Грудная клетка находится в промежуточном положение между вдохом и выходом при спокойном дыхании.
3. Измерение проводят сантиметровой лентой, которая проходит на уровне нижней границы лопаток (сразу же под ними) и через соски (у юношей) или над молочными железами (у девушек).
4. Данные заносятся в таблицу.

Определение экскурсии грудной клетки

Под экскурсией грудной клетки подразумевают амплитуду движения грудной клетки в пределах максимальных вдоха и выдоха. Будучи введена как дополнительный признак физического развития еще в прошлом веке, экскурсия грудной клетки рассматривалась и продолжает рассматриваться рядом исследователей и в настоящее время в качестве показателя степени интенсивности обмена воздуха в легких.

1. Обследуемый занимает вертикальное положение.
2. Обследуемый делает самый глубокий вдох, после чего фиксируется показание окружности грудной клетки.
3. Обследуемый делает самый глубокий выдох, после чего фиксируется показание окружности грудной клетки.
4. Экскурсия определяется как разница между показаниями окружности грудной клетки на вдохе и выдохе.
5. Показания фиксируются в таблице.

Антропометрические данные (фамилия, имя, отчество)

Абсолютные значения

Рост стоя (см)
Рост сидя (см)
Окружность грудной клетки (мм)
Экскурсия грудной клетки (мм)

2.1.3. Длина тела и ее морфологическая изменчивость

Длина тела (рост)

Длина тела – важнейший морфологический признак, определяющий в большей степени многие другие размеры. Длина тела обнаруживает бо’льшую индивидуальную изменчивость, бо’льшие возрастные, половые и территориальные групповые различия.

Средняя длина тела для всего человечества примерно равна 165 см для мужчин и 154 см для женщин. Разница в длине тела у мужчин и женщин составляет в среднем 8–11 см (среднее квадратичное отклонение примерно 6 см).

В антропологии получили распространение различные рубрикации (градации, распределение) этого признака. Приведем одну из них.

Рубрикации длины тела (по Мартину)*

Карликовая
Очень маленькая
Малая

до 129,9
130–149,9
150–159,9

до 120,9
121–139,9
140–148,9

Ниже средней
Средняя
Выше средней

160–163,9
164–166,9
167–169,9

149–152,9
153–155,9
156–158,9

Большая
Очень большая
Гигантская

170–179,9
180–199,9
выше 200

159–167,9
168–186,9
выше 187

Географические различия

Географические различия средней длины тела по земному шару достигают 40 см (у мужчин).

Наименьшая величина – 141 см, у негриллей бассейна р. Конго (африканские пигмеи). Наибольшая величина – 182 см – в Африке же у негров, к юго-востоку от озера Чад.

Наиболее низкорослыми группами на земном шаре являются: пигмеи Центральной Африки, пигмеи Юго-Восточной Азии, бушмены Южной Африки.

Наиболее высокорослые: отдельные группы негров к северу от границы тропических лесов, шотландцы, полинезийцы Маркизских островов.

Малые величины (ниже 160 см) характерны для Крайнего Севера Европы, Азии и Америки (лопари, манси, ханты, эскимосы); низкорослы и некоторые группы Восточной и Юго-Восточной Азии (японцы, народы Индии, полуострова Индокитай, Индонезии), Центральной и Южной Америки.

Большие величины (более 170 см), кроме указанных, наблюдаются на Севере Европы (норвежцы, шведы), на Балканском полуострове, на Кавказе, в Северо-Западной Индии, в Северной Америке.

Таким образом, видно, что длина тела не обнаруживает отчетливой связи с географическим положением и климатом. По отношению к народам России это было выяснено еще Д.Н. Анучиным, который показал, что центры высокорослости и малорослости в России находят свое объяснение в первую очередь в истории заселения этих районов, в распространении различных этнических групп.

Имеются данные, что внешние факторы влияют на величину длины тела (бытовые, гигиенические условия, питание); так, известно, что недостаток питания, плохие гигиенические условия ведут к задержанию роста.

Индивидуальные вариации длины тела значительно больше групповых

Длина тела меньше 125 см и больше 200 см у взрослых мужчин определяется как нанизм (карликовость) и гигантизм. Среди максимальных величин, отмеченных в литературе (XIX в.), можно указать следующие: мужчина 20 лет из Верхней Австрии (описан Вирховом) – 2 м 78 см и девушка из Бренкендорфа в Германии (описана Ранке) – 2 м 55 см.

Среди минимальных величин: карлик Борвилавский – 78 см и карлица, 20 лет, описанная Топинаром, – 56 см. Имеются указания и на более низкие цифры.

Как нанизм, так и гигантизм надо считать патологическими явлениями, связанными с нарушениями деятельности желез внутренней секреции. В зависимости от характера этих нарушений выделяют различные типы карликов и великанов (пропорционально и непропорционально сложенные карлики; акромегалические великаны и др.)

Возрастные изменения

Длина тела у новорожденных в среднем равна: 51 см – у мальчиков и 50 см – у девочек. О закономерностях возрастных изменений можно судить по данным о московских детях и подростках (см. таблицу).

Средние величины годичных прибавок роста у детей и подростков Москвы (по В.В. Бунаку)

К концу 1 года
К концу 2 года
От 2 до 4 лет
С 4 до 7 лет
С 7 до 10 лет
С 10 до 13 лет
С 13 до 17 лет

22
10
7,5
5,7
4,3
4,5
5,1

22
10
7,5
5,7
4,5
5,2
3,0

Как видно из таблицы, до 7-летнего возраста мальчики и девочки растут более или менее одинаково. От 7 до 10 лет девочки растут несколько быстрее и к 10 годам догоняют мальчиков (к концу 10-го года средняя длина тела у мальчиков и девочек достигает 128,0 см). К 12 годам девочки перегоняют мальчиков. Большая длина тела у девочек сохраняется до 15 лет, после чего мальчики снова становятся выше девочек. Большая величина у девочек в возрасте 12 лет объясняется тем, что у них раньше начинается пубертатный период, или период полового созревания (у девочек он начинается около 12 лет и заканчивается к концу 16 лет; у мальчиков – соответственно в 14 и 17 лет).

В период полового созревания у мальчиков и девочек средняя годовая прибавка – 5 см.

После 16 лет и примерно до 19 лет, когда девушки достигают конечной величины длины тела, обычно средняя годовая прибавка снижается до 0,5 см в год. Юноши после 17 лет растут по 1,5 см в год до 21–22 лет и по 0,5 см в год – от 22 до 26 лет. Период роста от 17 до 22 лет (с годовой прибавкой по 1,5 см) обозначается как первый постпубертатный период, а следующий за ним (с годовой прибавкой в 0,5 см) – второй постпубертатный период.

У женщин первый постпубертатный период выпадает. Этим, в частности, и объясняются половые различия в конечной длине тела, которой женщины достигают, как правило, в 18 лет, а мужчины – к 25 годам.

Период стабильной длины тела падает примерно на возраст 45 лет, после чего длина тела уменьшается в среднем на 0,5 см за пятилетие до 55 лет и на 0,7 см в последующие пятилетия.

Причину уменьшения длины тела следует искать в уплощении межпозвоночных хрящей в связи с утерей ими упругости и эластичности.

Ход возрастных изменений длины тела обнаруживает большое сходство в различных расовых группах; ростовые различия у низкорослых и высокорослых групп обнаруживаются во всех возрастах. Различия в длине тела в наибольшей степени, однако, определяются разными скоростями роста.

2.1.4. Масса тела и ее морфологическая изменчивость. Индексы массы.

Период стабильной массы у мужчин охватывает примерно возраст 25–40 лет. От 40 до 55 лет отмечается небольшое увеличение массы (1–0,5 кг за пятилетие). После 60 лет масса тела, как правило, уменьшается за счет атрофических изменений, в тканях.

Индексы массы

Существовало не совсем правильное представление о том, что каждому значению длины тела человека соответствует только одно значение нормальной массы. Для определения этой единственно нормальной массы разными авторами были предложены различные приемы.

Широкое распространение в XIX в. имел индекс Брока: масса в килограммах равна длине тела в сантиметрах минус 100. Этот индекс может указывать лишь на наличие или отсутствие резких отклонений от нормы и не пригоден для характеристики связи массы с длиной тела (особенно при росте близком к 100 см, например, у детей первых лет жизни). Непригодны также индексы, выражающие массу тела в процентах длины.

Наиболее употребительными являются индексы, которые позволяют сравниваемые величины приводить к одному наименованию.

Индекс массы Ливи выражается формулой:

Что такое экскурсия грудной клетки. Смотреть фото Что такое экскурсия грудной клетки. Смотреть картинку Что такое экскурсия грудной клетки. Картинка про Что такое экскурсия грудной клетки. Фото Что такое экскурсия грудной клетки

где Р – масса тела в г; L – длина тела в см.

Индекс Рорера – формулой:

Что такое экскурсия грудной клетки. Смотреть фото Что такое экскурсия грудной клетки. Смотреть картинку Что такое экскурсия грудной клетки. Картинка про Что такое экскурсия грудной клетки. Фото Что такое экскурсия грудной клетки

Однако и эти индексы, как показали многие работы, также мало применимы. Более пригоден и теоретически обоснован индекс, исчисленный по формуле Ярхо-Каупе:

Что такое экскурсия грудной клетки. Смотреть фото Что такое экскурсия грудной клетки. Смотреть картинку Что такое экскурсия грудной клетки. Картинка про Что такое экскурсия грудной клетки. Фото Что такое экскурсия грудной клетки

Индексы массы, как бы они не исчислялись, не учитывают того, что соотношение массы и длины тела меняется в зависимости от величины длины тела и что, следовательно, для высоко-, средне- и низкорослых групп «нормальные» значения будут различными. Поэтому наиболее точным в этом отношении является метод составления шкал регрессии.

Возрастные изменения массы тела

Масса тела новорожденных мальчиков равна в среднем 3400 г, девочек – на 100–200 г меньше.

Абсолютные величины годичных прибавок зависят от конечной величины и потому различны в разных территориальных группах, но если прибавку выражать в процентах от конечной величины массы тела, то значения оказываются очень сходными: в возрасте около 4 лет мальчики в разных группах достигают 25% массы конечной величины в данной группе, около 11 лет – 50%, около 15 лет – 75%.

В классовом обществе или при наличии существенных различий между городом и деревней отмечаются значительные профессиональные и социальные групповые различия по массе тела, что связано в значительной степени с условиями питания, гигиеническими и трудовыми режимами.

Пропорции тела. Половые и возрастные различия в пропорциях тела

При одинаковой длине тела величины отдельных его частей у разных индивидуумов могут быть различными. Эти различия выражаются как в абсолютных размерах, так и в соотносительных величинах. Под пропорциями тела подразумеваются соотношения размеров отдельных частей (туловища, конечностей, их сегментов и др.).

Обычно размеры отдельных частей тела рассматриваются в соотношении с длиной тела или выражаются в процентах длины туловища или длины корпуса. Для характеристики пропорций тела наибольшее значение имеют относительные величины длины ног и ширины плеч.

* Цит. по: Родзинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. – М.: Высшая школа, 1978

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *