Что такое планетарий в школе для детей
Что такое планетарий? Что там можно увидеть?
Как известно, одной из двух вещей, наполнявшей душу знаменитого немецкого философа Иммануила Канта священным трепетом, было звёздное небо, каждую ночь распахивающееся над головой.
Но в современном мегаполисе мы, как правило, лишены возможности видеть звёзды во всём их великолепии – мешают многочисленные огни уличного освещения и рекламы, да и шапка смога существенно уменьшает блеск небесных светил. Если же хочется понаблюдать за звёздами и планетами, увидеть и запомнить расположение известных созвездий, узнать много интересных фактов о наших ближайших и дальних соседях по Галактике – следует отправляться в планетарий.
Что такое планетарий?
Во многих крупных городах России ещё со времён СССР существуют планетарии, которые легко узнать по куполообразной крыше – непременному атрибуту таких учреждений.
Планетарий – это специальное здание или демонстрационный зал со сложным оптическим оборудованием, в котором на потолке создаётся достоверная картина звездного неба, воссоздаётся картина солнечных и лунных затмений, метеоритного дождя, пролёта кометы и других астрономических явлений. В крупных планетариях воссоздаются панорамы лунной, марсианской и венерианской поверхностей, полученные при помощи автоматических исследовательских станций, а также различные климатические пояса Земли.
История планетариев
Честь изобретения планетария принадлежит немецкому инженеру О. Миллеру, который разработал проекционный аппарат и установил его в Немецком музее в 1925 году. В нашей стране первый планетарий был открыт в 1929 году в Москве. Сегодня Московский планетарий является не только одним из старейших, но и одним из наиболее крупных в мире. При нём оборудованы небольшая обсерватория и музей с разнообразными физическими приборами, в том числе маятником Фуко.
Первые аппараты не имели таких возможностей, как современные планетарии, и показывали картину звёздного неба, которую можно видеть только на определённой широте – как правило, на той, где и был установлен аппарат. Впрочем, уже через несколько лет после демонстрации первого планетария была создана установка, позволяющая демонстрировать картину звёздного неба, видимую с любой точки нашей планеты, в том числе и из Южного полушария.
Современные установки, управляемые цифровыми устройствами, могут воссоздавать практически любые варианты, с привязкой к географическим и временным координатам наблюдения. Всего в мире существует несколько тысяч планетариев. Практически все планетарии России объединены в Ассоциацию, на сайте которой можно узнать адрес любого из этих учреждений.
Как устроен планетарий?
Важнейшими составляющими для любого планетария являются:
Купол планетария может быть:
Классический планетарий представляет собой сложный оптико-механический прибор, состоящий из оптических линз, источников света и пластин с крошечными, размером в доли миллиметра, отверстиями. Перемещая линзы и пластины определённым образом, можно варьировать местоположение разных звёзд, создавая картины неба, соответствующие разным временам года и разным географическим координатам.
Цифровые проекторы существенно расширили возможности планетариев. Они могут использоваться как в комплексе с оптико-механическими системами, так и самостоятельно. Сегодня такие установки имеются в большинстве планетариев России.
Что можно увидеть в планетарии?
Основным зрелищем, ради которого планетарии были задуманы, до сих пор остаётся картина звёздного неба, сопровождаемая лекцией по астрономии. В планетарии можно научиться распознавать основные созвездия, отыскивать на небе планеты и самые крупные звёзды, отличать спутники от звёзд и планет. Некоторые современные планетарии демонстрируют не только небо нашей Земли, но и картину, которую можно увидеть, стоя на поверхности Марса и других планет. Поход в планетарий – увлекательная и очень полезная экскурсия не только для школьников, но и для большинства взрослых.
Кроме того, современный планетарий может предложить немало других интересных зрелищ. Это:
Существуют передвижные планетарии, созданные для демонстрации звёзд и астрономических объектов в школах, однако они не обладают таким богатством возможностей, как стационарные установки.
Польза посещения планетария для ребенка
Уважаемые родители, вспомните, когда вы последний раз смотрели на звезды, любовались ночным небом. Большинство устало отмахнутся, мол, некогда, других дел предостаточно. А ведь почти каждый в детстве мечтал стать великим космонавтом, посетить другие планеты, исследовать солнечную систему и дальний космос. Что же случилось с нами? Исчезла романтика, угас юношеский задор.
А наши дети, они тоже не смотрят в небо. Уроки, компьютер, космос только виртуальный, игры да стрелялки. Мы даже не пытаемся увлечь их, не стремимся показать им красоту космического пространства. Как? Очень просто, потратьте часть выходного дня, и сходите с детьми в планетарий. Такое времяпровождение, да еще вместе с родителями, запомнится им надолго. Конечно, планетарий есть не в каждом городе. Но в последние годы по стране колесят выездные, посещение которых не оставит вас равнодушными.
Планетарии получили свое название от аппарата, проецирующего космические картины и небесные явления. Над головой создается полная иллюзия звездного неба и можно увлекательно и познавательно изучать созвездия, планеты солнечной системы, кометы… Ведущий просмотра подробно расскажет о возможностях современной астрономии, о давно сделанных и последних открытиях в этой области.
В знаниях все взаимосвязано. Увлекшись астрономией, ребенок более ответственно отнесется к математике и физике, станет больше читать, меньше останется времени для малополезных компьютерных игр. Кстати, в Интернете есть множество сайтов, посвященных астрономическим наблюдениям, где можно как в телескоп рассмотреть любой уголок изученной вселенной, поближе познакомиться с нашей солнечной системой, найти информацию о звездах и черных дырах и т.д.
Главное, заинтересуйте детей и может быть через десяток лет они передадут вам привет из космоса, пролетая над Землей…
Как устроен мобильный планетарий для детей
Для начала уточним, о каком оборудовании идет речь. Мобильный планетарий – это передвижная установка, предназначенная для проведения интерактивных сеансов. Устройство ориентировано на детей младшего и среднего возраста, имеет небольшие габариты и стильный современный дизайн.
В состав планетария входят следующие компоненты:
Кожух устройства выполнен из прочного полимера. Он не пропускает свет, обеспечивает качественную шумоизоляцию. Материал устойчив к механическому и температурному воздействию, украшен принтами.
Принцип работы мобильного планетария
Запуск и эксплуатация надувного мобильного планетария происходит в несколько этапов:
Внутри 3D планетария проигрываются тематические видеоролики, посвященные строению солнечной системы, созвездиям, небесным телам. Изображение проецируется на внутреннюю поверхность купола, создавая эффект полного погружения. Наличие звукового сопровождения усиливает эффект присутствия. Ребята узнают об особенностях галактики, получают информацию об устройстве родной планеты.
С помощью надувного планетария и проекционной системы транслируются самые разные фильмы, в том числе о подводном мире и стратосфере.
Разновидности оборудования
Купить детский планетарий можно в различном исполнении:
Проекторы Fepas комплектуются модулями Sony LCDx3, выводящими изображение в разрешении Full HD. Мощность светового потока – 4300 лм. Видео обладает высокой контрастностью, создает незабываемые образы.
Продолжительность одного сеанса не превышает 40 минут. Это позволяет комфортно вписать использование планетария в школе в рамках учебного процесса, не меняя график уроков.
Возможна установка планетария в детском саду. Для маленьких посетителей предусмотрены яркие развлекательные и познавательные видеоролики.
Приобретение устройств
Купить планетарий для школы можно в нашей компании. Мы предлагаем функциональное оборудование от ведущих производителей отрасли. В дополнение к мультимедийным установкам мы предлагаем разборные кресла, поролоновые и кресла-мешки для установки в куполе.
Цена передвижного мобильного планетария зависит от конфигурации и в нашей компании варьируется от 214000 руб. за надувной купол с зеркальной проекционной системой до 695000 руб. за каркасно-вакуумный купол с проекционной системой Fepas.
Планетарий под куполом имеет множество преимуществ:
Планетарий сокращает расходы на образовательные поездки, расширяет возможности подачи материала для педагогов, а также может просто разнообразить досуг детей и подростков.
Получить дополнительные сведения о планетариях можно у наших консультантов. Специалисты расскажут о характеристиках оборудования, порекомендуют оптимальное решение под ваши задачи и бюджет, уточнят наличие конкретных моделей, согласуют вопросы доставки и оплаты. Мы работаем с частными лицами, коммерческими и государственными учреждениями.
Внеклассное занятие » Планетарий»
Тема внеклассного занятия : «Планетарий . »
Образовательная: Систематизировать и расширить представления детей о Московском планетарии, планетах и звездах.
Расширить словарный запас учащихся, расширить кругозор, развить познавательную активность и коммуникативные способности.
Воспитательная ш ривить чувство гордости и уважения к российской космонавтике;формировать патриотические чувства,способствующие гражданскому воспитанию личности;
Развивающая: развить познавательную и творческую активность, поддержать и развить интерес учащихся к космосу,
Здравствуйте, ребята! Присаживаетесь!
Сегодня мы с вами отправимся на увлекательную экскурсию. А на какую вы сейчас узнаете из стихотворения, которое я вам прочитаю.
Вот звёздное небо! Что видно на нём?
— Звёзды там светят далёким огнём!
— Только ли звёзды на небе сияют?
— Нет! Среди звёзд там планеты блуждают!
— Как так блуждают? Дороги не знают?
— Нет! Это, кажется, будто блуждают!
И под влияньем его притяжения
Вечно творят круговые движения!
Ребята, а вы знаете, что такое планетарий?
( Планетарий-это учреждение, в котором
демонстрируется небесная сфера со
звёздами, планетами и спутниками, кометами и
Ребята, а вы знаете, что такое планеты, спутники,
( Планета- это массивное небесное тело,
вращающееся по орбите вокруг звезды.
Спутник- небесной объект, вращающийся по
определённой орбите вокруг
Комета- небольшое небесное тело, имеющее
туманный вид. При приблилсении к Солнцу комета
образует кому и иногда хвост из газа и пыли.)
Полюбоваться картиной звездного неба
в пасмурный день можно, лишь поднявшись
В 1990 году в планетарии, на его астрономической площадке, была открыта обсерватория, где находится крупнейший телескоп в Москве.
бслайд Видеофр агмент: «Полет белки и стрелки» 5 минут
И так мы с вами отправляемся на экскурсию в планетарий. А вам нужно будет внимательно меня слушать и не шуметь. Помните, что в планетарии шуметь нельзя!
И так ребята наша экскурсия начинается и первая наша остановка музей Урании.
Музей Урании назван в честь музы астрономии. Первый уровень музея посвящен истории Планетария и истории развития инструментов и методов познания Вселенной. В витринах с приборами представлены телескопы, угломерные инструменты, солнечные часы, теодолиты. В музеи Урании есть морской уголок, там представлены различные виды инструментов, которые необходимы были мореплаватели для длительных морских путешествий. Без таких знаний и инструментов не было бы Великих географических открытий, которые сделали наш мир гораздо шире и интереснее. На втором уровне музея Урании мы с вами вовлекаются в мир небесных светил.
В небе ночном и темном Тает во мгле луна. Путь освещая звездам Мчится в пространстве она.
Девять больших планет На миллионы лет Нас разделяет вокруг Солнца системы круг.
Первым от солнца «стоит»,
Медленно в небе кружит С глубоким морем зноя И без атмосферного слоя Планета Меркурий, Сын Солнца и Бури..
Венера, небесная красавица,
Сияет светом голубым..
Но мне она совсем не нравится
Составом воздуха плохим..
И парниковым злым эффектом,
Как выразился некто..
За ним «стоит» Уран Во весь широкий план..
Миры Солнечной системы представлены и на
Дополняет экспозицию объектов Солнечной
системы обширная метеоритная коллекция 22 слайд
небес. В разное время они упали на поверхность
нашей планеты, принося нам бесценную
информацию о других мирах. Это и есть самые 23 слайд
настоящие инопланетяне, пришельцы из Космоса,
с других планет. Они выглядят необычно, имеют
причудливую форму, оплавленные, обожженные
экспонаты коллекции будто парят в пространстве
витрин. Кажется, вот-вот осколки метеоритов
взрыхлят поверхность Земли, но какая-то
неведомая сила удерживает их в состоянии
невесомости. Наиболее крупные и массивные
метеориты сложены в живописную горку. Самый
тяжелый из них весит 125 кг. Эти образцы
находятся в открытом доступе.
Легенда гласит: если дотронуться рукой до
метеорита и загадать желание, то оно обязательно
зеленый хрустальньш лист, семицветные радуги в
каплях росы, переливчатые полярные сияния,
кольца Ньютона и приключения луча света в
разных средах (отражение, преломление,
рассеяние). Все это нам дарит свет ближайшей
А сейчас мы с вами поиграем в игру: « две
планеты». Проверим как вы внимательно меня 24 слайд
И следующая наша остановка «интерактивный 25 слайд
музей Лунарии». 5минут
калейдоскоп интересных, незабываемых
экспериментов и открытий, это настоящий пир для
возможность приятно и с пользой провести
несколько часов свободного времени.
В экспозиции представлено более восьмидесяти
экспонатов, которые в игровой форме наглядно
представлены различные явления природы.
Экспозиция раздела «Астрономия и физика»
вводит нас в удивительный мир науки, где каждый
каждый посетитель может почувствовать себя
ученым-экспериментатором. Здесь можно
создавать искусственные облака и торнадо, 27 слайд
сочинять электронную музыку, прокатиться на 5 минут
космическом велосипеде и узнать свой вес на
Ребята, вы наверно устали, сейчас мы с вами проведем физминутку. Солнце спит и небо спит,
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало
Всем лучи свои послало.
Вдруг повеял ветерок,
Небо тучей заволок
И деревья раскачал,
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крышам,
Солнце клонится все ниже,
Вот и спряталось за тучи, 27 слайд
Ни один, не виден лучик. 5 минут
Следующая остановка- парк неба и обсерватории.
экспонаты работают вместе с небесными 28 слайд
светилами, где законы неба отражаются и
раскрываются в приборах, большею частью очень
Уникальная коллекция: солнечные часы; ни с чем
не сравнимый вид вращающихся серебристых
куполов башен-обсерваторий, дуги небесных сфер,
индийская крылатая лестница в небо, каменное
Приборы Парка позволяют отслеживать
астрономическое положение Солнца, Луны, планет 29 слайд
и звезд над горизонтом Москвы, а также
представляют нам увлекательную историю
развития астрономии и наук о Земле.
Так же на территории Парка неба размещаются
Помещение большой башни приспособлено и
оборудовано для рассказа об устройстве и работе
телескопа. 30 слайд
Малая обсерватория установлена оборудованием 3 минут
для удаленного доступа и последующей обработки 31 слайд
результатов наблюдений. 4-5
созвездие северного полушария неба.
Семь звёзд Большой Медведицы составляют
фигуру, напоминающую ковш с ручкой. По двум
крайним звёздам этой фигуры (а и (3) можно
найти Полярную звезду. Наилучшие условия
видимости — в марте—апреле. Видно на всей
территории России круглый год (за исключением
осенних месяцев на юге России, когда Большая
Медведица спускается низко к горизонту).
Ребята, а вы знаете, что по полярной звезде можно
определить где север.
Малая Медведица — созвездие Северного
В Малой Медведице в настоящее время находится Северный полюс мира, на расстоянии около 1° от Полярной звезды. Вероятно, созвездие было выделено финикийцами как полезное для мореплавания.
Андромеда — созвездие северного
полушария неба. Можно увидеть невооружённым
глазом и известно уже с X века.
Дельфин — небольшое созвездие северного
полушария неба. Наилучшие условия для
наблюдений — в июне — августе. Видно на всей
Дракон — созвездие Северного полушария неба.
Голова дракона (или Ромб) — неправильный
четырёхугольник, состоящий из звёзд.
Орёл (лат. Aquila ), экваториальное созвездие. Западная его часть лежит в восточной ветви Млечного Пути.
А вы знаете что такое млечный путь?
Галактика Млечный Путь, называемая также просто Галактика (с заглавной буквы), — гигантская звёздная система, в которой находится Солнечная система, все видимые невооружённым глазом отдельные звёзды, а также огромное количество звёзд, сливающихся вместе и наблюдаемых в виде млечного пути.
Так же на небе можно увидеть зодиакальные созвездия. По ним метеорологи создают гороскопы. Я вам подготовила гороскоп на 2012 год для каждого знака зодиака. В конце урока вы можете подойти и взять карточки под вашим знаком.
А кто такие метеорологи?
А сейчас мы с вами будем разгадывать ребус.
Раздаю ученикам карточки с гороскопом. Наша экскурсия подошла к концу. Спасибо за внимание.
Конспект НОД «Путешествие в планетарий. Солнечная система»
Конспект НОД «Путешествие в планетарий. Солнечная система»
Оборудование: проектор для показа слайдов, медали планет, различная крупа для составления солнечной системы, желтые круги, карточки с пропущенными буквами в названиях планет.
Цель: знакомить детей с устройством Солнечной системы.
Задачи: познакомить детей с Солнцем и его значением, влиянием на климат; способствовать развитию познавательной активности детей.
Развивать образное мышление, творческое воображение, связную речь.
Ход занятия
1.Воспитатель: Ребята, а сегодня мы с вами совершим экскурсию в необычное место. Для того чтобы узнать куда, вы должны отгадать загадку (2 слайд «Загадка»)
(Загадывается загадка о космосе. Отгадка «космос» появляется на экране. 3 слайд «Космос»)
Вопрос: Почему у здания планетария крыша в виду полушара? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, что нас окружает в космическом пространстве? (звезды, планеты, солнце, спутники, метеориты, кометы) (7 слайд)
3.Воспитатель: Как вы думаете, какими планеты кажутся с Земли? (маленькими, большими, не видим….)
— Чтобы ответить на этот вопрос проведем опыт.
— Возьмите все круги.
— Поставьте его перед глазами. Что видим? (ничего)
— Начинайте медленно его отдалять от глаз.
— Что происходит с кругом? (Он кажется меньше, из далека)
Вывод: Круг кажется меньше, если его отдалять от глаз, а если приближать к глазам, то кажется, что он увеличивается.
— Звездное небо настолько огромное, что мы не сможем изучить его только за один поход в планетарий. Сегодня мы поговорим только о солнечной системе. А что это такое, мы сейчас с вами попытаемся понять.
— Планета, на которой мы живем, называется «Земля» и она дружит с солнцем. Что дает солнце нашей планете? (тепло и свет) (11 Слайд «Земля»)
• Красное солнышко на белом свете черную землю греет.
• Что мне золото, светило бы солнышко!
(спросить, как дети поняли смысл поговорки)
Стихотворение читает ребенок:
Солнышко
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Слайд 15 «Планеты»
— Какая планета самая большая? (Юпитер)
— Какая планета самая горячая? (Венера)
— Какая звезда даёт нам тепло? (Солнце)
— Какая планета «катится», как шар по блюдцу? (Уран)
Воспитатель: Обратите внимание, что размеры планет различны, но все они значительно меньше солнца
8. ФИЗМИНУТКА (звучит музыка, дети стоят на ковриках).
Над Землёю ночью поздней, Только руку протяни, (потянулись руки вверх)
Ты ухватишься за звёзды: (Руки вверх, в стороны вниз)
Рядом кажутся они (руки в кулачки сжимать)
Можно взять перо Павлина, (Руки перед глазами)
Тронуть стрелки на Часах, (Руки перед глазами)
Покататься на Дельфине, (ноги вместе, руки вверх, покачаться)
Покачаться на Весах. (наклон вниз, руки машут тик-так)
Над Землёю ночью поздней, (наклон вниз, руки машут тик-так)
Если бросить в небо взгляд, (присесть руки вперед)
Ты увидишь, словно гроздья, (Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться)
Там созвездия висят (Руки вниз, поднять голову вверх потянулись вверх, руки вверх. Руками берем созвездия)
9.Воспитатель: Для того, чтобы представить размеры Солнечной системы, мы составить Солнечную систему:
— Возьмите лист бумаги с изображением Солнечной системы, чашку с предметами, которые заменят нам планеты.
— Остальные тела Солнечной системы изобразить невозможно, так как они ничтожно малы. (Слайды 16-18 «Планеты»)
— Назовите планеты гиганты? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
— Назовите планеты земного типа? (Венера, Земля, Марс)
— Назовите самую маленькую планету? (Меркурий)
— Теперь мы с вами можем представить планеты Солнечной системы.
— Нужно вписать пропущенные буквы в названия планет.
12. (Слайды) По порядку все планеты
Дети: Назовёт любой из нас:
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
13. Воспитатель.Итог: ребята, вот и подошло к концу наше первое путешествие в космос, сегодня мы многое узнали, многое увидели. Скажите, что же нового мы узнали (что такое планетарий, солнечная система, орбита, планеты). А сколько еще интересного и неизведанного нас ждет впереди.
Конспект итогового занятия «Путешествие в планетарий» для детей старшего дошкольного возраста Конспект итогового занятия на тему «Путешествие в планетарий» для детей старшего дошкольного возраста, в рамках педагогического проекта.
Конспект изобразительной деятельности во второй младшей группе. Аппликация «Солнечная поляна» Интеграции: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и познавательное развитие. Цель: познакомить детей с обрывной техникой.
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста, тема «Пищеварительная система» Цель • Познакомить детей с работой пищеварительного тракта, его основными отделами и выполняемыми функциями, используя простейшие эксперименты.
Конспект занятия по ФИЗО «Солнечная система» Программное содержание Образовательные задачи: упражнять детей в различных видах ходьбы и бега, учить координировать и соотносить движения.
Конспект занятия «Солнечная полянка» Цель: совершенствовать ориентировку в сенсорных свойствах предметов и выполнять сенсорно-ориентировочные действия. Задачи: 1. Закрепить.
Мастер-класс по изготовлению пособия «Солнечная система» для использования на занятиях по ознакомлению с окружающим миром Цель: создать макет Солнечной системы, для использования на занятиях по ознакомлению с окружающим миром Материал: проволока, плоскогубцы,.
Открытое занятие в старшей группе «Солнечная система» Цель этого занятия- познакомить детей с основными планетами, дать элементарные понятия о планетах, дать первоначальные представления.
Конспект занятия «Знакомство с музыкальным репертуаром. Песня «Солнечная капель» Цель: познакомить с песней «Солнечная капель» муз. С. Соснина сл. И. Вахрушевой Задачи: Образовательные: обучение ансамблевому пению, обучать.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Солнечная система» Цель: систематизировать знания о строении Солнечной системы. Развивающие задачи: 1. Развивать воображение, фантазию, логическое мышление.