что такое суеверный человек
Значение слова «суеверный»
1. Склонный к суеверию (о человеке). Вера Николаевна машинально пересчитала гостей. Оказалось — тринадцать. Она была суеверна и подумала про себя: — Вот это нехорошо! Куприн, Гранатовый браслет. [Муратов] так осадил коня, что тот поскользнулся. Муратов, суеверный человек, плюнул три раза через левое плечо. Н. Никитин, Это было в Коканде.
2. Основанный на суеверии, исполненный суеверия. Суеверные приметы. Суеверные представления. □ Я поневоле вспомнил слова Валека о «сером камне», высасывавшем из Маруси ее веселье, и чувство суеверного страха закралось в мое сердце. Короленко, В дурном обществе.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
суеве́рный
1. склонный к суеверию, то есть верящий в сверхъестественные силы или сверхъестественную связь между явлениями
2. проникнутый суеверием, основанный на нём
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вдуматься — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
«Суеверие – это пустота, глупость и самообман»
Беседа с профессором А.И. Осиповым
Черная кошка, пустое ведро, 13-число, особенно если оно выпадает на пятницу… Примет, сулящих неудачу или какое-нибудь несчастье, много. Хорошо, что большинство из нас знает лишь о малом их числе, а то бы… Впрочем, а что бы? Разве совместимо суеверие с христианством? Увы! Более того, и в церковной среде немало суеверий, связанных с какими-то действиями в храме или даже обрядами. Что уж говорить о совершенно суеверном по своей сути отношении к иконам, святым источникам, даже паломничеству. О том, где корень живучести суеверий, почему люди так часто попадают под их власть, как изжить в себе страх перед приметами, сглазом и прочим, мы беседуем с Алексеем Ильичом Осиповым.
– Алексей Ильич, сегодня мы бы хотели поговорить о суевериях. Это явление, которое буквально захлестывает нашу жизнь: люди обращают внимание на какие-то мелочи, которые их начинают очень беспокоить. А как бы вы определили суть суеверия?
– Слово «суеверие» встречается во многих языках. В частности в греческом есть такое понятие – «мэтэотис», которое как раз и переводится на славянский и русский языки как суеверие. В греческом оно означает пустоту, призрачность, глупость. Есть и в еврейском языке слово со схожим значением: «дым, пар, который легко рассеивается, ничего не значит, не имеет сути», а также «глупость и обман». Мне кажется, эти языки: греческий и еврейский – поскольку это языки Священного Писания и именно о суете говорится в Священном Писании – очень хорошо передают нам суть этого явления – суеверия. По своему содержанию это некая пустота и глупость. А если говорить о языке еврейском, то даже обман. В данном случае – самообман. Вот что такое суеверие.
Суетное – это никчемное, ничтожество, пустота, то, чего на самом деле нет. А человек придает этому значение как будто бы чему-то существующему в действительности, и в результате он впадает в обман, в самообман и наносит себе, естественно, вред, заблуждается. Вот что такое суеверие: вера суетным, ничтожным, не имеющим никакого значения и сути вещам.
– Почему суеверие называется грехом? Это тоже страсть?
– Тут дело вот в чем. Что такое грех? Грех (о, сейчас дам определение!) – это то, что вредит человеку. Вот, например, сейчас возьму и отрублю себе палец – будет грех. Или иголку всажу – это будет грех. Грех – это все то, что вредит человеку. А, представьте себе, суеверие: вот я начинаю верить, что черная кошка перебежала дорогу и теперь неизвестно, что со мной будет, или с пустым ведром кто-то попался мне навстречу… Человек расстраивается, не знает, что делать, от этого нарушается вся его нормальная жизнь – потому это и грех. А есть ведь суеверия разного порядка. Какой-то вологодский лжестарец говорил: «Если вы, крестясь, не дотянете свою руку до левого плеча, надо сверху, сверху! – то он останется сидеть там и будет вам нашептывать на левое ухо». Или, представьте, в церкви вы передаете что-то через левое плечо – так многие шарахаются даже – до чего доходит!
Есть вещи, может быть, и смешные, а есть такие, которые приводят людей к самым печальным выводам. Например, в одном монастыре мне монахиня сказала: «В этом году нам не удалось на Крещение искупаться – а ведь когда искупаешься, все грехи за год прощаются, очищается человек от грехов». Вы подумайте! И кстати, эта глупость, Господи! – разливается по нашей России-матушке, и многие начинают: «Обязательно надо искупаться – смыть грехи». Как легко: искупался – всё в порядке. Ни покаяния не нужно, ни труда – ничего! Искупался, да еще если мужичок после купания стаканчик выпьет – ну просто красота! В общем, Православие – лучшая религия в мире.
– А как бороться с суеверием, с этой пустотой? Как в нее не попасть?
Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Вера в Бога нужна!
– Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Для человека, который верит, что без воли Божией ничего не происходит, что в мире нет никаких случайностей и что воля Божия – это не просто то, что Бог захотел и сделал, а это есть то, что вполне соответствует человеческому духовному состоянию, и что Бог только как Врач посылает нам наилучшие обстоятельства для того, чтобы мы опомнились, – так вот, для того, кто верит именно в Бога, все эти суеверия, конечно, есть не что иное, как чушь, пустота и больше ничего. Вера в Бога нужна. А когда человек забывает о Боге, он начинает верить всякой ерунде. Язычество, кстати, на этом всё и построено – язычество и есть в конечном счете суеверие.
– Какова природа возникновения суеверия? Необразованность? Какие еще есть причины этого явления?
– Причины могут быть и другие. Иногда же, бывает, что-то действительно совпадает. Перебежала черная кошка дорогу – человек шел, споткнулся и разбил себе коленку: вот! И, может, само совпадение вызвано тем, что человек поверил в эту черную кошку, потому и разбил себе нос или коленку, но само по себе совпадение этих вещей укрепляет в нем веру в приметы. Это один из факторов, которые присутствуют в нашей жизни.
Ну, а, может быть, самое главное заключается в том, что вера в Бога налагает на мою жизнь ответственность – перед своей совестью, перед верой в вечную жизнь, перед верой в то, что за гробом всё, что я делал здесь, мне будет показано и принесет мне действительные страдания, если я делал что-то злое.
Вера в Бога – это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же всё легко
В общем, вера в Бога – это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же – ничего не надо. Только избегать: избегать, чтобы кто-то мне не перешел дорогу… Бывают же случаи – до смешного: идешь – вдруг бежит со всей мочи… И при этом – что? Ну, хорошо, я не перешел тебе дорогу – а ты-то перешла мне. Значит, по такой логике, ты хочешь мне зла? Как же это понять? – Об этом даже мысли нет. Самый основной христианский принцип жизни – это принцип любви, и этот принцип в данном случае отбрасывается полностью: лишь бы мне было хорошо.
Крестик валяется в храме на полу – никто не поднимает. Моя сестра подняла его и положила на окно рядом. Крестик исчез моментально. Потом только она узнала, в чем дело. Оказывается, бросают крестик с тем, чтобы кто-то поднял и взял таким образом на себя болезнь или неприятность – представляете: суеверие становится уже зловерием. Кстати, это один из ответов, почему суеверие – грех. Оно становится зловерием.
В любом случае суеверие не налагает на меня никакой моральной ответственности ни перед чем. Никакие заповеди мне не нужны, ни о каких грехах можно не думать, и поэтому суеверие, конечно, гораздо легче, и интуитивно человек следует этому, нежели вере в Бога, где всё сопряжено с трудом. В этом основная причина.
– То есть заполнение своего сознания какими-то неоправданными страхами – это и есть суеверие, и нужно просто с этим решительно бороться?
– Магическое отношение к православным святыням – это тоже очень распространенное явление. От болезни – такой-то источник, найти квартиру – надо туда и т.п. Почему сейчас такое явление укоренилось?
– Ой, какой хороший вопрос. Действительно, сейчас, когда мы говорим о возрождении Православия, вдруг народ поражается таким суеверием. Однажды на лекции, где-то на приходе, я грозно спросил: «Кому надо молиться от пьянства?» Все ответили: «“Неупиваемой Чаше!”» Я сказал: «Правильно. Не вздумайте молиться перед Владимирской, или Казанской, или Иверской иконой Божией Матери! Не поможет!» Все сразу: «Хи!» До чего мы дошли! Причина все та же: это же легко, это гораздо легче. Легче поставить свечку, заказать молебен, акафист. Недаром же один из поэтов написал замечательные строки: «Да, бой с самим собой есть самый трудный бой. Победа из побед – победа над собой». Действительно, я готов проделать сотни километров к «Неупиваемой Чаше» в этот монастырь, но чтоб воздержаться от лишней рюмки – это уж слишком, конечно.
Бой с самим собой – самое трудное дело, и Православие именно к этому призывает: к борьбе со своим ветхим человеком. А наш хитрый ум делает так, как бежит водичка: натыкается на камень – обходит его и течет дальше. Так и здесь: мы натыкаемся на заповеди Божии – и обходим их. И подменяем заповеди Самого Бога вот этими формальными вещами, тем, что в иудаизме называется «субботой». Главное – исполни субботу. Эти правила исполнил – всё, ты хорош. Вот, оказывается, какие вещи.
Посмотрите, как писал святитель Феофан о паломничестве. Мне как-то прислали ролик об одном крестном ходе, где священник перед его началом объявил: «Все те, кто дойдут до конца, получают полное отпущение всех грехов, которые совершили». Священник! Что он делает! Правда, там идти дня три, и он трудный, но вот такие вещи говорили. Оказывается, вот как очищаются от грехов: не покаяние, не исповедь, не внимание к своей жизни, не борьба со своим ветхим человеком, а вот – ножками протопай. Вот что пишет святитель Феофан Затворник насчет паломничества: «А в дороге-то и не заметишь, как окостенеешь. Сколько предметов налезет в голову – и пойдет одна форма, без силы и жизни. Не лучше ли вам отказаться от странствования?» – пишет он одной особе. В другом письме: «А в дороге – чего не наберетесь, чего не навидитесь и не наслушаетесь!»
Да, действительно, в храме человек стоит, и то мысли по всему свету бродят. А здесь, когда человек идет, попробуй сосредоточься. Ну, поют – самое лучшее. Видите, как святитель относился даже к паломничеству – кажется, хорошее дело, святое дело – а ну-ка, загляни. Правда, он при этом пишет, чтобы быть объективным, что человеку, который еще почти ничего не знает о вере, который не может вести никакой христианской жизни у себя дома, паломничество может подчас помочь хоть немножко, когда он придет к святыне, помолиться, исповедоваться, причаститься. «Для таких людей, – говорит он, – ну, что же, это может быть и полезно. А для человека, укрепленного в вере, это может явиться только причиной рассеянности».
Разве Масленица церковный праздник? Это же язычество! Да вы покажите, как люди готовятся к посту!
А вот наша Масленица, посмотрите, во что она превращается! «После Божественной Литургии – масленичные гуляния», – читаю я. И это объявляется на церковных страницах! Вспоминаешь историю Русской Церкви, как боролись наши подвижники – одного епископа даже убили за то, что он грозно обличал то распутство, которое начиналось на Масленице. И посмотрите: сейчас Масленица входит в нашу жизнь. Скоро мы вообще не разберемся, где Церковь, а где мир. Не поймешь даже. И все это под флагом какого-то миссионерства. Простите, какое же это миссионерство? Это, напротив, – подрыв авторитета. Если вы знаете, что есть люди, которые действительно готовятся к посту, – покажите их: вот, посмотрите, как они себя ведут, – они уже начинают готовиться к посту. А то происходит ровно наоборот, то есть это уже язычество. И что говорить об этом? Масленица – языческое празднество, совершенно очевидное.
– Как бороться со страхами (страхом перед черной кошкой, перед сглазом и проч.), которые испытывают люди, ходящие иногда в храм? Они осознают эту проблему, но никак не могут с нею справиться…
Если есть вера, что со мной Господь Бог, – только веру нужно в себе подогревать, – тогда и страха не будет
– Христос ответил: «Когда услышите…» – и перечисляет те страшные вещи, которые грядут человечеству в конце истории. Он говорит: «Когда услышите, то поднимите головы ваши!» Это Он говорит о каком времени? Когда люди будут, говоря по-славянски, «издыхать» от страха грядущих бедствий. Уже сейчас очень многие страшатся. Христос предупредил: когда вы услышите (вы – то есть христиане), то поднимите голову, ибо приближается час нашей встречи. Встречи со Христом! Опять приходится повторить те же самые слова: чем меньше у нас веры во Христа, тем больше у нас всяких не только суеверий, но и страхов. Это совершенно естественное и закономерное явление. Кто меня может обидеть, когда со мною стоят великаны-защитники, скажите? Да никто! Никого я не боюсь. Тут со мной Господь Бог, а не кто-нибудь. Если есть эта вера – только веру нужно в себе подогревать, – тогда, естественно, у человека этот страх будет отходить в сторону, отступать от него. Чрезвычайно важно это напоминать себе. Как писал игумен Никон (Воробьев): «Правильные мысли нужно не запрятывать в какой-то склад памяти, а постоянно напоминать их себе, возгревать их в себе, потому что они согревают душу и помогают человеку в его жизни».
Вот, оказывается, какой путь: «Восклоните головы ваши!» Для современных людей, мне кажется, эти слова приобретают все большую значимость.
– Большое спасибо, Алексей Ильич, от портала «Православие.ру» и всех наших читателей и зрителей.
– Спаси, Господи, всех вас. И всех нас тоже.
Словари
1. Склонный к суеверию [суеверие 1.].
2. Проникнутый суеверием, основанный на нем.
СУЕВЕ́РНЫЙ, суеверная, суеверное; суеверен, суеверна, суеверно. Проникнутый суеверием, склонный к суеверию. Суеверный человек.
|| Основанный на суеверии, являющийся суеверием. Суеверные приметы. Суеверный обряд. Суеверные представления.
1) О человеке: склонный к суеверию.
В ней [хижине] воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по ночам сей шум, говорят: «Там стонет мертвец; там стонет бедная Лиза!» (Карамзин).
2) Основанный на суеверии, исполненный суеверия.
Он [лжесвидетель нотариальный] медлителен в движениях, важен, простодушен, неряшлив в одежде, фабрит усы, неравнодушен к женскому полу и питает к своему нотариусу благоговейное почтение, почти суеверный ужас (Куприн).
о чувстве: мисти́ческий
суеве́рно, суеве́рность, суеве́рие, суеве́рствовать устар., суеве́рить
Собственно русское слово, возникшее путем сложения суи, в древнерусском языке означавшее ‘пустой’, ‘тщетный’ (← о.-слав. * sujь), и верить.
1. Склонный к суеверию (о человеке). С-ая девушка. Вы слишком суеверны.
2. Основанный на суеверии, исполненный суеверия. С-ые приметы. С-ые представления древних. С. страх, ужас.
1. Склонный к суеверию (о человеке).
[Муратов] так осадил коня, что тот поскользнулся. Муратов, суеверный человек, плюнул три раза через левое плечо. Н. Никитин, Это было в Коканде.
2. Основанный на суеверии, исполненный суеверия.
Суеверные приметы. Суеверные представления.
Я поневоле вспомнил слова Валека о «сером камне», высасывавшем из Маруси ее веселье, и чувство суеверного страха закралось в мое сердце. Короленко, В дурном обществе.
суеве́рный, суеве́рная, суеве́рное, суеве́рные, суеве́рного, суеве́рной, суеве́рных, суеве́рному, суеве́рным, суеве́рную, суеве́рною, суеве́рными, суеве́рном, суеве́рен, суеве́рна, суеве́рно, суеве́рны, суеве́рнее, посуеве́рнее, суеве́рней, посуеве́рней
Кто такой суеверный человек и что об этом говорят психологи
Что значит суеверие? Это своего рода предрассудок, основанный на принятии сил, необъяснимых законами природы. Это вера в то, что какое-то событие может повлечь за собой череду следующих событий, при отсутствии какой-либо взаимосвязи между таковыми.
Суеверный человек – личность, верящая в существование потусторонних сил, которые, по ее мнению, могут менять нашу судьбу. Подбросить копейку при решении спорных вопросов, присесть перед длинной дорогой, оставить что-то личное в месте, куда хочется вернуться, разбитое зеркало, трижды постучать по дереву, и многие другие подобного рода суеверия, все мы их в какой-то степени придерживаемся.
Мнение психологов
Психотерапевты объясняют, что методом суеверности люди привыкли выстраивать для себя причинно-следственные связи, которые, по сути, необходимы нашему мозгу для самоуспокоения, и упорядочения мыслей. Разуму легче поверить в существование магического и потустороннего между несколькими независящими друг от друга событиями, чем подумать о возможном случайном стечении обстоятельств. Это никак не объясняется. Именно таким образом, благодаря воображению, можно сказать осознанно, наш мозг, упорядочивая, облегчает нам восприятие реальности.
Примеры суеверия
Достаточно странные суеверия
Откуда берутся суеверия, и как люди начинают в них верить?
Психологическим термином это называется оперантное обусловливание, которое подробно описано британским психотерапевтом Скиннером. Ученый провел научное исследование с голубями, которым по определенному графику в клетки поставлялась пища. Птицы стали суеверными, и думали, что если их действия станут упорядоченными, то пища будет доступна быстрее.
Произошло это потому, что действия птиц, в большей степени были случайно сгенерированными, однако пища все же поступала, следовательно, действия усиливались, и вознаграждением снова становилась еда. Так голуби и привыкли к причинно-следственной связи.
Так же и людей, надев новую рубашку, выдался удачный день, и такое повторилось несколько раз. Вывод – рубашка, приносящая удачу всегда, теперь вы будете ее надевать на все важные мероприятия, считая, что без нее ждет провал. У человека даже не закрадывается и капли сомнения в том, что виной всему не рубашка, а он сам. Именно таким чередом суеверия и заполонили наши жизни, стали неотъемлемой их частью. А вы суеверный человек?
Почему современный человек не может избавиться от власти суеверий
Вы знаете, к чему чешется левая ладошка? А что делать, если вы просыпали соль? Зачем студенту, идущему на экзамен, стоит положить в ботинок пятак? Если вы можете не раздумывая дать верные ответы на все эти вопросы, можно считать, что вы неплохо знакомы с различными приметами и суевериями, существующими в нашем обществе. Мы не станем обсуждать как часто они сбываются и какое отношение к действительности они имеют, в этой статье разговор пойдет о нашем отношении к ним.
Итак, давайте, для начала, выделим три группы людей: не суеверные, неопределившиеся и суеверные. Людям, входящим в каждую из этих групп, свойственны некоторые личностные качества.
Загадочная человеческая природа
Особенность людей такова, что им хочется во что-то верить. Они ищут знаки, которые могут предсказывать хорошее или плохое. Каждая нация имеет свои поверья, предупреждающие об опасностях и невзгодах.
Эта тема не теряет актуальности и сегодня. Даже взрослые и вполне серьезные люди находят себе талисманы, которые наделяют владельца особой силой. Они искренне уверены, что именно эти вещицы помогают им добиваться успехов и достигать поставленных целей.
Человеческое любопытство безгранично. Люди хотят знать, что их ждет впереди, какие преграды им придется преодолеть. Мифы помогают уйти от реальности и переложить собственную ответственность на некие силы. Народное суеверие оправдывало многие неудачи, хотя намного полезнее для человека было бы собрать силу воли в кулак и начать действовать.
Многие приметы объясняются уже давно известными законами физики, химии и других точных наук. Но людей тянет к мистификации, потому что верить в рок гораздо проще и легче, нет необходимости что-то предпринимать, достаточно сослаться на «знаки судьбы».
Здравое отношение к суевериям большого вреда не принесет, а вот чрезмерное увлечение народными поверьями может обернуться постоянным стрессом. Самовнушение – великая вещь, поэтому стоит все плохие приметы обернуть в хорошие. Постепенно страхи начнут пропадать, когда ничего ужасного случаться не будет.
Суеверность Суеверный
Суеверность – склонность верить приметам и суевериям.
Композитор Брамс был довольно суеверным и терпеть не мог, чтобы его хвалили. Поэтому в свободное время он с превеликим удовольствием читал в газетах разгромные критические статьи о своем творчестве, причем, чем сильнее его ругали, тем больше он радовался. Но однажды в какой-то бульварной газетенке появилась рецензия, весьма сильно расстроившая композитора. В ней было сказано следующее: «Трудно понять, как этот весьма бесталанный музыкант, сочинивший несметное количество совершенно слабых вещей, смог вдруг создать такую прекрасную «Песню о вечной любви». — Черт знает что! — сердито воскликнул Брамс. — Как он смеет! Далась ему моя «Песня о вечной любви»? А ведь как хорошо начал.
Суеверия издревле характерны людям. В Древней Греции считалось плохой приметой, если кто-нибудь чихнет с левой стороны. По преданию, однажды суеверный человек сказал философу Диогену: “Я одним ударом размозжу тебе голову”. Философ возразил: “А я, чихнув с левой стороны, заставлю тебя трепетать”.
У картежников есть примета: если дать взаймы перед игрой — неминуемо проиграешь. С этой приметой связан один печальный случай в жизни у Н.А.Некрасова. В «Современнике» сотрудничал один молодой человек Пиотровский, который постоянно брал вперёд деньги у Некрасова. К несчастью, случилось однажды так, что утром Пиотровский выпросил у Некрасова денег, а вечером тот проиграл крупную сумму. Не прошло недели, как Пиотровский прислал Некрасову с письмом какую-то женщину, снова прося денег и угрожая, что если Некрасов откажет в трёхстах рублях, то ему придётся пустить себе пулю в лоб. Жена Некрасова Авдотья Панаева вспоминает: «Может быть, и в самом деле он в безвыходном положении, – заметила я, — Пошлите ему денег». – «Не дам. Он не более недели тому назад взял у меня 200 рублей, тоже говоря, что у него петля на шее. Да и я по его милости проигрался». Я посмеялась, что Некрасов превратился в старую купчиху, которая верит во всякие приметы. «Знаю, что все это глупо, но я положил себе за правило не давать денег в тот день, когда предстоит мне большая игра, потому что всегда остаюсь в проигрыше! Да и вчера сосчитал, сколько роздано вперед денег по журналу, оказалось около 25 тысяч». – «Ну, еще 300 рублей — капля в море!» — заметила я. Некрасов упрямился, но потом сдался и обещал завтра же послать Пиотровскому 300 рублей. На другой день Некрасов встал почти к самому обеду; когда подавали пирожное, вошел Чернышевский. Он был так бледен, что я шепнула Добролюбову — не случилось ли какого несчастья в семье у Чернышевского. Добролюбов спросил его, что с ним. Чернышевский взволнованным голосом ответил: «Сейчас только от несчастного Пиотровского, он застрелился!» Все были поражены таким ужасным известием, а Некрасов, страшно изменясь в лице, вскочил с своего места и ушел в кабинет. Я одна поняла, — почему такое удручающее впечатление произвело на него это известие, другие же приписали его волнение нервности. Надо же, чтобы обстоятельства сложились таким роковым образом, что Некрасову предстояла вечером большая игра, а на другой день он встал поздно и не успел послать Пиотровскому денег. Некрасов дал Чернышевскому денег, прося распорядиться похоронами несчастного молодого человека и уплатой всех его долгов. Три дня Некрасов не выходил из кабинета и был сильно потрясен; он говорил мне: « Ну, могло ли мне прийти в голову, что из-за трехсот рублей человек может застрелиться? Это ужасно! Я охотно дал бы десять тысяч, чтоб избежать такого мучительного состояния, в котором теперь нахожусь…»
Наши предки прекрасно понимали: выживает наблюдательный. Если удастся уловить причинно-следственные связи между событиями, думали они, значит, убережешься от беды или, наоборот, поймаешь волну удачи. Когда разум заполнен толкованиями большинства явлений, мир становится уютным и понятным. Между любыми двумя независимыми фактами легче найти магическую связь, чем списать происшедшее на случайность. Результатом народных наблюдений стали приметы. Например, однажды Сталин встретил бабку с пустыми вёдрами. «Плохая примета», — подумала бабка.
Человек чувствует дискомфорт, если не может контролировать что-то в своей жизни. Всяческие необъяснимые жизненные сюрпризы порождают тревожность, а неопределенность и неспособность адекватно реагировать вызывает страх. На помощь приходят приметы. Посредством примет создается алгоритм защиты от возможной беды, устанавливается гармония с окружающим миром. Приметы, подобно предупредительным знакам, предупреждают об опасности и последствиях нашего поведения: «Если выпил хорошо, значит утром плохо! Если утром хорошо, значит, выпил плохо!», «Ходить на работу к деньгам», «Если Вы смахиваете крошки со стола на пол рукой — к ссоре с женой», «Если съели соленой селедки с солеными огурцами и запили молоком с рассолом, это к оседлой жизни на унитазе», «Как гласит народная примета: если за время боя курантов успеть написать на бумажке желание, потом эту бумажку сжечь, а пепел бросить в бокал с шампанским и выпить его, то уже на следующее утро Вам гарантирована… изжога».
Иногда рождение примет происходит в причудливой форме. Макс Фрай в «Большой телеге» описывает процесс изобретения примет: «Я не то чтобы верю в приметы, зато регулярно их изобретаю, при случае пересказываю друзьям, привирая для убедительности – дескать, эту телегу от симпатичного старичка в поезде услышал, а эту мамина троюродная сестра из Индии привезла, — и выкидываю из головы. А выдумки мои понемногу расползаются по знакомым друзей, приятелей этих неведомых знакомых и двоюродным бабушкам их сослуживцев. Порой они возвращаются ко мне этаким ласковым бумерангом, и я всякий раз удивляюсь – надо же, ещё одна прижилась. Добрые приметы — вот что останется после меня вместо домов, деревьев и сыновей, и это приятно щекочет ту пятку моей души, в которой обитает тщеславие. Если доверять ощущениям, левую».
Приметы являются продуктом многократных наблюдений и сопоставлений. Когда вероятность реализации приметы высока и это подтвердила практика, примета обретает популярность, становится достоянием массового сознания. Дело в том, что и современные люди не утратили наблюдательности. Как только обнаруживается какая-либо закономерность в последовательности событий, люди тут же фиксируют ее и оформляют в примету. Сергей Довлатов делится своими наблюдениями: «Однажды мне переходила дорогу черная кошка, мы с ней засмотрелись друг на друга, и она чуть не провалилась в люк. Возможно, у кошек есть такая примета, если черный мужчина переходит дорогу — это к несчастью».
Несмотря на людскую наблюдательность, приметы далеко не всегда сбываются. Давайте разберемся в причинах промахов примет. Как мы реагируем, если нарушаем примету «Нельзя возвращаться после того, как вышел из дома»? Человек может скептически относиться к приметам, но это ничего не значит. Разум, привыкший мыслить шаблонно и стереотипно, доводит до подсознания сигнал тревоги. Если ситуация вынуждает вернуться, то противодействие этой примете — посмотреться в зеркало и показать самому себе язык. Однако, это не совсем успокаивает. В мыслях появилась установка на отрицательное ожидание. Допустим, что он послушался приметы и решил не возвращаться. Это уже ничего не меняет. Сомнения выбивают его из равновесия, между душой и разумом возникают разногласия, перерастающие в раздрай. Отрицательное ожидание реализует негативный сценарий, который он уже нарисовал в своей голове. Получается, что одна примета реализовалась, а вторая нет.
Почему рассыпанная соль является предвестником ссоры? «Ой, соль рассыпалась — это к ссоре». — «А может, обойдётся?» — «Нет, дорогой. Я уже настроилась». С какой стати мы должны ожидать ссоры из-за недорогого продукта, которого у нас в избытке? Некогда соль была на вес золота и требовала к себе очень аккуратного отношения. Если столь ценный продукт бездарно просыпался, в семье это могло вызвать ругань. Способов избежать конфликта было несколько. Первый — прочертить в рассыпанной соли крест. Второй — собрать соль в щепотку и, смеясь, бросить через левое плечо (или сплюнуть три раза через то же плечо). Левая сторона выбрана потому, что, согласно народным представлениям, именно там обосновался искуситель. А смех необходим и чтобы не обнаружить перед бесом своей досады, и чтобы не навлечь еще большей потери. Кроме того, смех, пусть и искусственный, все равно улучшает настроение, что снижает риск «запрограммированной» ссоры. Если мы верим во все приметы, нас не смутит факт, что эта примета явно устарела. Мы себя программируем на ссору, поскольку просыпалась соль. Если не верим, но немного сомневаемся, воздействие приметы снизится, но, все же, останется. Если не верим и полностью их игнорируем, они не будут не то, что участниками, но даже статистами в вашей жизни. Все объясняется просто: сбывается то, чего вы ожидаете. Согласно закону ожиданий: все, чего вы ожидаете, материализуется. Человек разумом меняет свою жизнь. Ваши ожидания – мощный энергетический выброс в пространство Вселенной, стимулирующий деятельность людей и развитие ситуаций по вами написанному сценарию. Человек, относящийся к приметам как заблуждениям и предрассудкам, не связывает с ними никаких ожиданий. Поэтому в его реальности приметы не живут и не размножаются.
Приметы предоставляют удобную возможность неудачникам переложить вину с себя на окружающий мир. От черной кошки не убудет, если на нее взвалить весь свой жизненный хлам неудач. Ну, пнут ее в очередной раз в подворотне. Зато я – белый и пушистый. Переложив ответственность с себя на злые обстоятельства, оформленные приметами, можно не испытывать чувство вины за свои нерадивые действия. С течением времени поиск примет, служащих оправданиями повинных действий, становится привычкой. Оказывается, во всем виноваты приметы. Рассыпанная соль на черную кошку служит поводом игнорировать намеченные планы и погрузиться в лень. Встретился Дед Мороз с пустым мешком, значит, дело идет к кризису.
Надо отметить, что позитивные приметы могут сослужить нам добрую службу. «Счастливый» билетик или встреченная на пути свадьба вселяют в нас оптимизм, прибавляют уверенности в собственных силах и возможностях, настраивают на позитивный лад. Благодаря этому задуманное, как правило, получается.
Петр Ковалев 2013 год Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/
Приметы с точки зрения церкви
Суеверие – это уверенность в том, что некоторые явления и события имеют сверхъестественную силу и предсказывают будущее. Но такая вера не является истинной, она только заменяет подлинную.
Можно ли есть с ножа?
Чем опасны перекрестки?
Если спросить у людей, какие им известны суеверия, многие сразу же вспомнят о перекрестках. Пересечения дорог считаются мистическим местом, где соприкасаются параллельные миры. Поэтому перекрестки «участвуют» в многочисленных магических ритуалах, которые не всегда несут в себе положительную энергетику.
Поднимая вещь на таком участке, можно принять на себя чужую неудачу и проблемы. Чтобы этого не случилось, ни в коем случае не стоит дотрагиваться до любого изделия, которое лежит на перекрестке, каким бы ценным оно ни было.
Во что мы верим?
Проходят столетия, века сменяют друг друга, цивилизация развивается, человек делает бесчисленные научные открытия, полновластвует эра высоких технологий – и тут же… когда мы возвращаемся домой, потому что забыли что-то, здороваемся со своим отражением в зеркале!
Все блага цивилизации оказывают влияние на условия нашей жизни, а не на наше мировоззрение. А оно у нас до сих пор в чем-то языческое, оккультное.
Проведенные весной 2006 г. исследования социологов из Аналитического центра Юрия Левады показывают, что более половины россиян (54%) верят в приметы, а 42% – вещим снам. В то, что на Земле время от времени появляются инопланетяне, верят 22%. Предсказаниям астрологов склонны доверять 29% российских граждан.
Когда выносить мусор?
Одной из самых популярных примет считается та, которая гласит, что нельзя выносить мусор после заката. Наши предки были уверены, что если человек так поздно выносит сор, значит, ему есть что скрывать.
Второе объяснение связано с верой в духов, которые могут быть как добрыми, так и злыми. Чтоб первые могли беспрепятственно входить в дом, нужно заранее вынести из него весь сор и навести порядок. Если не сделать это при свете дня, то на ночлег придут только злые духи.
Подводим итоги
7-10 баллов. Такие глупости, как гороскопы, эзотерика, гадания, не для вас. Во всем вы находите смысл: ночной кошмар — результат плотного ужина, а совпадение — следствие законов природы.
Совет. Конечно, суеверность провоцирует излишнюю доверчивость, но иногда можно позволить себе увидеть в вещах нечто большее, поверить в ангела-хранителя или магию притяжения двух людей. Вера в чудеса добавляет жизни красок!
11-15 баллов. Вы привыкли все взвешивать и доверять фактам. Однако при этом верите в знаки судьба, например, желая разбогатеть, показываете купюру на растущую Луну. Совет. Иногда можно «поиграть» в приметы, но не стоит жить, полагаясь на волю случая. Да, удачные совпадения случаются, но человек сам строит свою жизнь, судьба лишь подкидывает шансы.
16-21 балл. Вы ходячая энциклопедия примет. Во всем видите тайный смысл: сон — это пророчество, гороскоп — предсказание, а дождь — и вовсе злой рок. Совет. Не стоит быть заложницей примет. Вряд ли у черной кошки есть намерение вам навредить, она лишь бежит по своим кошачьим делам. Ожидая неприятностей вы их можете притянуть к себе, а потом списываете на бедное, ни в чем не повинное животное!
Тайна чисел
Суеверие чисел занимает особое место среди магических тайн. Цифры сопровождают людей повсюду, начиная с самого рождения. Такие суеверия самые «живучие». У каждого человека есть любимое число, которое, как он считает, приносит ему удачу. Нумерология уходит корнями в древность, когда люди еще не умели пользоваться подобными математическими символами. Но и сегодня они сознательно или неосознанно подчиняются числовой магии.
Суеверие – это дело добровольное, поэтому каждый человек может самостоятельно решать, во что ему верить.