что такое социальный диагноз определение

Научная электронная библиотека

что такое социальный диагноз определение. Смотреть фото что такое социальный диагноз определение. Смотреть картинку что такое социальный диагноз определение. Картинка про что такое социальный диагноз определение. Фото что такое социальный диагноз определение

Зотова Л. Э., Краева М. Ю.,

1.1. Методологические основы социально-психологической диагностики

Данное учебное пособие написано для студентов, изучающих дисциплину «Социальная диагностика окружающей среды». Почему же авторы расширяют понятие «социальная» до понятия «социально-психологическая» диагностика? Для начала определим значение термина «социальная». Чем «социальная» отличается от «социологической» и «социально-психологической»?

Социологическое объяснение явлений опирается только на социологические понятия (а не на психологические, культурологические и т.д.). Понятие же «социальное исследование» гораздо шире, чем «социологическое» и не принадлежит только социологии, это междисциплинарное исследование. В.И. Добреньков и А.И. Кравченко считают, что социологическое исследование – это тип внутридисциплинарных исследований и опирается оно строго на предмет и тематику социологии как науки. Социальные же исследования родились на стыке двух наук и включают в себя понятия, которыми оперирует и одна, и другая науки. Так, на стыке социологии и психологии сформировались социально-психологические исследования, на стыке социологии и экологии – социально-экологические, на стыке социологии и антропологии – социально-антропологические [9].

В рамках этой логики мы не будем разводить два типа исследований: социальных и социально-психологических. Поскольку подобный тип исследований отнесен нами к междисциплинарным, то при описании исследовательских методов мы будем опираться как на социологические, так и на психологические научные понятия.

Термин «диагностика» («диагноз» в переводе с греческого – распознавание, определение) заимствован из медицины. Однако, медицинские диагнозы не всегда учитывают социокультурные аспекты и влияние окружения пациента, а также возникающие в связи с этим проблемы. К тому же диагноз, ассоциируясь с чем-то статичным и завершенным, редко учитывает, что человеку свойственно не столько устойчивое состояние, сколько процесс постоянного изменения и развития. Диагностика – это общий способ получения информации об изучаемом объекте или процессе.

Сущность социально-психологического диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни людей в социуме. Социально-психологический диагноз предполагает сбор информации о людях, нуждающихся в социально-психологической поддержке в условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социально-психологической помощи.

В чисто социологическом понимании социальная диагностика является методологическим инструментом, который дает необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе.

Если говорить о социально-психологическом понимании социальной диагностики, необходимо учитывать, что суть социальной диагностики сводится не просто к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, но и учитываются психологические аспекты личности или социальной группы, обусловленные спецификой их включенности в социальный мир и отражения его в психическом «Я» индивида или группы.

Обобщенные результаты исследования составляют социально-психологический диагноз, т.е. научное заключение о состоянии «социального и психологического здоровья» рассматриваемого объекта или социального явления, основанное на его всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, а также на изучении среды, в которую он включен. Постановка социально-психологического диагноза предполагает не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов исследования, но и их идентификацию (отождествление с другими объектами или обнаружение у них особой индивидуальности в поступках и действиях), их структурирование и ранжирование. Это творческий и весьма трудоемкий процесс, чуждый по своей сути шаблонным приемам и способам проведения. Однако в психологической практике сложилась определенная общая схема социально-психологической диагностики.

Социально-психологическая диагностика не должна быть оторвана от других форм работы педагогов и психологов с человеком, социальными объектами или явлениями. Диагностика имеет смысл только в единстве с принятием решений и их реализацией в социально-психологической практике, диагностика неразрывно связана с профилактикой и коррекцией.

Этапы социально-психологической диагностики

В. Суслова рассматривает этапы социальной диагностики с точки зрения традиционного общепсихологического подхода:

— предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;

— проведение общей диагностики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;

— проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;

— построение выводов, на основе которых делается заключение [50].

Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы составляют социальный диагноз. Определение диагноза не является заключительным этапом социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении.

Принципы социально-психологической диагностики

Социально-психологическая диагностика основывается на ряде принципов:

— объективность заключается в непредвзятом рассмотрении социального объекта, исключающем любые искажения действительности в чьих-то интересах, ибо только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость;

— причинность обусловлена универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире, что позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования;

— диагностика конкретных данных всегда увязывается со всем комплексом проблем, потому что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявлениях;

— научная обоснованность и подтверждаемость особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы [50].

Основной фокус внимания социально-психологической диагностики – это особенности развития трудной жизненной ситуации человека, нарушение процесса социализации. Структура анализа трудной жизненной ситуации включает в себя:

— действующих лиц, участвующих в происходящих событиях;

— деятельность участников, которая привела к трудной жизненной ситуации;

— переживания и интерпретацию клиентом случившихся событий.

Факторы, влияющие на качество диагностики

В.Г. Ильницкий делает акцент на помехах, которые могут оказывать негативное влияние на деятельность социального диагноста. Как он отмечает, людям свойственны такие особенности мышления, как стереотипность, некритичность, традиционализм, ритуальность, фрагментарность и т.д. На результаты диагностики оказывают влияние и такие особенности социального восприятия, как переоценка людьми собственного мнения и действия, предрасположение в пользу своего «Я», ложная уникальность, самонадеянность, эффект самооценки, эффект индивидуального мировосприятия, недооценка мнения другого человека и т.д. [13].

Причины диагностических ошибок могут быть как объективные, так и субъективные. Объективные трудности обусловлены тем, что многие события в жизни индивидов происходят без какого-либо вмешательства социального диагноста, иногда они затрагивают большое число людей, например: стихийные бедствия, экономический рост и т.д. Но для социально-психологической диагностики важно, что во внешней среде произошло изменение одного из факторов, который может оказать важное воздействие на жизнь большого числа людей. Это создает возможность для исследования этих воздействии, однако в этом случае не всегда можно получить полные данные. Таким образом, можно сделать ряд важных выводов: социально-психологические изменения могут происходить как постепенно, так и неожиданно, поэтому понятие времени занимает важное место в социальной диагностике. Многие процессы, происходящие в социальной среде, требуют времени, чтобы стало очевидным их действительное воздействие. Либо это воздействие происходит насколько быстротечно, что исследователь не успевает фиксировать все параметры их воздействия на человека. Именно этим объясняется, что трудно подобрать адекватные методы для исследования явлений в масштабах общества.

Субъективными причинами диагностических ошибок могут являться недостаточная квалификация исследователя, плохо собранные сведения о социальном объекте, недооценка или переоценка возможностей специальных методов исследования и т.д.

Учет вышеперечисленных факторов поможет исследователю повысить надежность результатов диагностики.

В заключение необходимо отметить, что сам процесс диагностики, как и содержание диагностики не являются статичными. В современном мире появляются новые социальные условия, которые не может не учитывать диагност. Среди таких проблем стоит отметить тенденцию к индивидуализации, что предполагает учет специфики отдельных личностей, групп, организаций. В фокусе внимания социально-психологической диагностики находятся также вопросы влияния на человека бурного роста информационных технологий, расширение возможностей мобильности населения.

Вопросы для самоконтроля знаний студентов

1. Раскройте понятие «социально-психологическая диагностика».

2. Какие этапы включает в себя социально-психологическая диагностика?

3. Перечислите принципы социально-психологической диагностики.

4. Какие элементы трудной жизненной ситуации человека должен учитывать при социально-психологическом анализе педагог-психолог?

5. Какие трудности социально-психологического исследования должен учитывать диагност?

1. Ильницкий В.Г. Диагностика в системе социального управления организацией: Дис…. канд. социол. наук: 22.00.08; Междунар. акад. образования – Тверь, 2007. – 228 с.

2. Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики: Психологическое консультирование детей и подростков. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 319 с.

3. Ян тер Лак. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – М.: Издательство института практической психологии. – Воронеж: НПО
«МОДЭК», 1996. – 384 с.

Источник

Карта технологии

Сложность и многозначность проблем, возникающих перед работниками социальных служб, предполагает серьезный и вдумчивый подход к поиску путей их решения. Множество связей и отношений, существующих в обществе, прямая и опосредованная взаимосвязь происходящих изменений, обусловленных сугубо определенными причинами, требует в каждом конкретном случае глубокого понимания их природы, характера и сущности, выявление которых и составляет суть социальной диагностики.

Социальная диагностика – это методологический инструмент, который дает управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе. Она играет важную роль в формировании и развитии технологий как социальной работы, так и всех сфер социальной жизни

Установление достоверности информации о социальном объекте и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи, постановка социального диагноза, то есть определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи

Специалисты организаций социального обслуживания населения и образования (психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе)

Социальная диагностика – это анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования, суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты.

Социальная диагностика – интегративная технология, она включает в себя совокупность методов и приемов и предполагает способность специалиста по социальной работе распознавать личностные ресурсы получателей социальных услуг, резервные возможности социального окружения, обеспечивающие самостоятельное достижение успехов в отношениях с людьми, самореализации в различных сферах (профессиональной, межличностном общении и т.д.) как при благоприятных условиях, так и при возникновении сложных ситуаций

Механизм реализации (формы и методы)

При организации социальной диагностики выделяются три этапа ее проведения.

На первом этапе происходит процесс сравнения поставленной задачи:

На втором этапе делается анализ полученных измерений, итогом которого становится классификация по интересующим признакам, цель которой – определение причинно-следственных связей.

Третий этап составляет интерпретация (синтез) полученной разнородной информации.

Общая схема методики осуществления диагностики.

Этапы социальной диагностики:

Полученный социальный диагноз, содержащий теоретические выводы и практические рекомендации, скорректированные с учетом реальных ресурсов и возможностей, служит основанием для разработки социальными организациями конкретных решений и практических действий, направленных на предупреждение или торможение выявленных негативных тенденций исследуемого социального явления, создания условий для решения проблем в интересах социальных групп и отдельной личности.

В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления могут использоваться различные методы исследования. В практике управленческого консультирования наиболее востребованными и апробированными в настоящее время сложились три группы методов, которые можно рекомендовать к использованию и в практической деятельности специалистов организаций социального обслуживания. Это сбор информации, ее обработка и анализ, определение приоритетов проблемы.

К первой группе методов можно отнести интервью, анкетирование, наблюдение, анализ документов, экспертные оценки и др.

Интервью является самым универсальным методом сбора и поиска информации. Существует два типа интервью: свободное и формализированное. Они отличаются степенью активности исследователя и интервьюированного. Эффективность интервью зависит от степени его подготовленности. Это относится и к человеку, у которого берут интервью, его предупреждают о запланированном разговоре. И к исследователю, который должен предусмотреть для себя схему, определяющую, какую информацию, в каком объеме и от кого он может и должен получить.

Анкетирование предназначено для выявления конкретных фактов при помощи большого круга лиц. Углубленный сбор информации при помощи анкет представляет собой тестирование. Применение тестов требует специальных знаний, и, как правило, работают с ними психологи и социальные психологи, специализирующиеся в этой области. Перед составлением анкеты следует уточнить, какая именно нужна информация, как она будет использоваться, как можно классифицировать и обобщать ответы.

Вторая группа методов – метод обработки и анализа информации. Включает анализ проблем, факторов, вызывающих проблему, взаимного влияния факторов, сравнение различной информации.

Сравнение является неотъемлемой частью диагностики на всех ее этапах. Для сравнения используются нормативные эталоны, стандарты, выбранные как желаемые показатели. Проблема возникает в случае отклонения от существующего стандарта. В ходе проведения диагностики важно выделить такие сравнения, которые помогут определить потенциальные результаты (стандарты будущего), на которых будет базироваться принятие стратегических путей решения социальных проблем.

В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработана третья группа методов. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них сообразно возможностям и условиям. Метод дерева целей исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнут уровень настолько конкретных целей с точки зрения интересующих нас задач, что дальнейшее деление не буде иметь смысла.

Среди методов диагностирования личности следует выделить следующие.

Наблюдение – метод, который используется при изучении важнейших проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем.

Беседа – метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации.

Вопросник (опросник личностный) – совокупность методов приемов для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности.

Метод экспертной оценки. Это опрос экспертами путем анкетирования и интервьюирования.

Социометрия – метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислению разнообразных персональных и групповых индексов.

Мониторинг – организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их измерения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу

Результативность (критерии и показатели)

Эффективность решений любой социальной задачи или проблемы во многом будет зависеть от того, насколько точно была проведена диагностика, насколько объективно было оценено состояние социального объекта и насколько верно были выбраны ориентиры, нормативы диагностируемой сферы жизнедеятельности, служащие основой социального исследования и измерения.

Объектом социальной диагностики является не только получатель социальных услуг, но и потенциал его ближайшего социального окружения. Диагностика резервных возможностей, например, семьи может осуществляться на основании следующих критериев.

Критерий социального признания или отчужденности определяет способность каждого родственника устанавливать эмоциональные связи в условиях семьи. Социальное признание достигается в том случае, если каждый чувствует себя защищенным. При достижении определенных успехов одним из родственников его действия обязательно одобряют, выражают радость и уважение.

Социальное признание возникает, если человек начинает осознавать, что он находится рядом с людьми, которые принимают его как личность. Доброжелательные отношения формируются и являются более устойчивыми в результате совместной деятельности всех членов семьи. Отчужденность возникает в том случае, если в семье отсутствуют забота, доброжелательное отношение, а успехи и неудачи игнорируются, не вызывают ответной реакции.

Критерий уверенности или неуверенности в себе. Уверенность характеризуется представлением о себе как сильном человеке, который способен изменить свою жизненную ситуацию, умеет отвечать за себя и своих близких. Неуверенность характеризуется представлениями о себе как слабом человеке, неспособном решать самостоятельно свои проблемы. Такой человек не уверен и в резервных возможностях своей семьи.

Критерий позитивного и негативного отношения к людям. Успешность преодоления трудной жизненной ситуации определяется позитивным восприятием других людей как равных себе, умением обратиться к ним с просьбой о помощи. Негативное отношение к людям выражается в представлении о них как о враждебных субъектах, к которым лучше не обращаться.

Критерий активности и пассивности семьи в преодолении трудной жизненной ситуации. Высокая степень активности характеризуется стремлением максимально использовать свои ресурсы для улучшения условий жизни, межличностных отношений. При низкой степени активности происходит отчуждение семьи от людей, формируется агрессивное поведение, направленное на преодоление препятствий любой ценой, минуя социальные нормы. Она проявляется или в стремлении найти того, кто разрешит ситуацию, или в пассивном оборонительном поведении (уходе от ответственности, нежелании использовать свои ресурсы)

Результат социальной диагностики – основа для разработки методов реабилитации получателя социальных услуг, которая характеризует степень его активности в преодолении жизненных затруднений

Источник

Понятие «социальная диагностика», ее сущность, основные принципы и значение. Социальный диагноз

Социальная диагностика

Вопросы для проверки знаний

2. На какие две большие группы делятся методы?

3. Назовите основные классификации методов социальной работы.

4. В чем суть метода:

 индивидуальной социальной работы;

 социальной работы в группе;

 социальной работы в микросоциальной среде?

5. Охарактеризуйте социально-педагогический метод в социальной работе.

6. Охарактеризуйте социально-экономический метод в социальной работе.

7. В чем состоит специфика социальной работы с различными группами населения?

1. Понятие «социальная диагностика», ее сущность, основные принципы и значение. Социальный диагноз.

Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2000. – С. 85 – 100.

Технология социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева. – С. 36 – 48.

Причины важности социальной диагностики:

1) Современное общество, его различные соц. слои, группы и даже отдельные личности характеризуются динамичностью своего внутреннего состояния, непрерывными изменениями. Тенденции и содержание этих процессов в значительной мере предопределяют перспективы развития общества, его соц. структур. Спонтанность (самопроизвольность, вызванная внутренними причинами), хаотичность их обманчивы. Они отражают множество различных связей и явлений, отношений, существующих в обществе. Выявление первопричин происходящих изменений – одна из важнейших функций социальной работы, осуществление которой позволяет целенаправленно воздействовать на их ход в интересах личности и всего общества.

2) Профессионализм социальной работы. Пора интуитивных предположений и импровизаций прошла. Нужно, чтобы специалисты социальной работы владели методами и навыками диагностирования соц. ситуаций, чтобы опираясь на его результаты, могли вырабатывать и осуществлять целенаправленные меры соц. защиты и терапии.

Цикл преобразовательной практики: диагноз – прогноз – программа – внедрение.

Диагностика как соц.практика получила распространение в конце 19 – нач. 20 вв., термин – в конце 20 – нач. 30 гг. 20 века. Множество определений:

Социальная диагностика (греч. diagnostikos – способный распознавать): 1. определение и сущностная характеристика соц. процессов, необходимые для их последующего анализа; 2. выявление, распознавание социальных болезней и максимально точное их определение с изучением, анализом и характеристикой породивших их причин; 3. совокупность методов по установлению и оценке социальных отклонений и болезней. (Словарь-справочник по с.р. – Метод – совокупность технологий)

(«Теория и методика с.р.»)

Социальная диагностика – общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе. В ее основе лежат проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих соц.развитие человека, соц. групп, общества.

Цель диагностики состояния социального объекта – установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

Задачи:

— выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиентов;

— определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;

— описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название технологииСоциальная диагностика
Характеристика технологии