Что такое петь вторым голосом

Что такое петь вторым голосом

Что такое петь вторым голосом. Смотреть фото Что такое петь вторым голосом. Смотреть картинку Что такое петь вторым голосом. Картинка про Что такое петь вторым голосом. Фото Что такое петь вторым голосом

Что такое петь вторым голосом. Смотреть фото Что такое петь вторым голосом. Смотреть картинку Что такое петь вторым голосом. Картинка про Что такое петь вторым голосом. Фото Что такое петь вторым голосом

Творческое объединение «Триумф» запись закреплена

Как петь бэк вокал? Как петь вторым голосом?

В процессе создания поп или рок песни зачастую возникает вопрос: «Как сделать бэк вокал?». Ведь крайне редко вокальная линия ограничивается только основным вокалом, один голос звучит хорошо и энергично только в том случае, если певец на самом деле подготовленный и опытный. Но даже сильные и узнаваемые голоса нуждаются в поддержке. Вспомним того же Лепса или Кипелова. У них всегда в припевах и местами в куплетах поются очень красивые гармонии.

И если с Григорием Лепсом все ясно — на его записях и выступлениях поют профессиональные бэк-вокалистки, то Валерий Кипелов пошел по другому пути. В ранних записях «Арии» вторая вокальная партия пелась либо им же самим, либо на концертах ему подпевал басист группы. А в группе «Кипелов» мы слышим уже совсем другую реализацию этого приема. Даже живьем используются процессоры-гармонайзеры или прописанные партии, запускаемые в нужный момент с луп-машины. Если прислушаться, то в некоторых местах можно услышать более пяти гармоний от основной партии: терция вверх, кварта вниз, секста вниз, октавы от разных ступеней или педальные ноты, которые как правило являются басом аккорда и остаются статичными на протяжение одного или двух тактов, в то время, как остальные интервалы строятся от главного вокала.

На крупных студиях, когда требуется бэк вокал, принято нанимать сессионных вокалистов. А чтобы сделать себе хорошую подпевку на домашней записи, нужно обладать хотя бы минимальными знаниями о гармонии, интервалах и уметь их строить. Как петь бэк вокал, каждый решает сам. Я предлагаю небольшой список приемов, поэкспериментировав с которыми, вам удастся сделать вокальную линию выразительной и интересной.

— Напеть терцию вверх. Нужно учитывать что при движении по гамме, когда то придется петь малую, а когда то большую терцию. Попрактикуйтесь в этом: сыграйте на гитаре гамму ля-минор и пропойте ее. А потом начните играть гамму от тоники (Ля) и пропевайте ее, начиная с терции от тоники (До). Данный прием характерен, для народного пения и, как ни странно, для стиля хэви металл. Как вариант, можно спеть терцию вниз, если это уместно. Данный прием обычно называется как «петь вторым голосом».

— Октава вверх или вниз. Тут все просто. Любой человек с элементарным музыкальным слухом напоет октаву без ошибок. Если основной вокал слишком резкий и яркий, дать ему основу и смягчить поможет октава вниз. И наоборот, вокалисту с низким голосом, нужно сделать какие то моменты ярче, и повторить фраз на октаву вверх.

— Секста вниз. По сути дела, этот интервал нужно петь так же как и терцию, соблюдая гамму, чтобы не было диссонанса. Этот интервал находится на 6 полутонов ниже основного тона.

— Так называемая педальная нота. Представим что вы поете припев на аккордовую последовательность F G Am D. Каждый аккорд играет в течение одного такта. И педальные ноты будут пропеваться вне зависимости от того, какой будет мелодия. грубо говоря вы споете четыре ноты: фа, соль, ля и ре. Параллельно можно спеть гармонию уже от этих нот: ля, си, до, фа-диез.

— Одна нота на протяжении всей фразы. Вспомним композицию Maroon 5 — This Love. Одна из вокальных партий в припеве является именно такой. Если мне не изменяет память, то там берется кварта вверх от тоники первого аккорда и весь припев поется на одной ноте. Помимо этой дорожки и главного вокала, там есть еще несколько бэков, которые в результате создают очень нескучную картину.

— Применение всех предыдущих приемов, комбинируя их по вкусу, и добавляя какие-то свои фишки.

Чтобы научиться делать по настоящему классные вещи голосом, нужно, во-первых, постоянно в этом практиковаться. Записывать и слушать себя. А самое главное — это слушать очень много разноплановой музыки, выбирая для себя понравившиеся моменты. В обсуждаемой теме особенно сильны такие группы, как Red Hot Chily Peppers, Avenged Sevenfold, Dream Theater.

Всем хорошей музыки и удачных экспериментов!

Источник

Как написать второй голос (контрапункт)

Что такое петь вторым голосом. Смотреть фото Что такое петь вторым голосом. Смотреть картинку Что такое петь вторым голосом. Картинка про Что такое петь вторым голосом. Фото Что такое петь вторым голосом

Как написать второй голос (контрапункт)

Отвечая просьбам подписчиков, здесь вы можете узнать о том, как я обычно пишу второй голос. Это будет полезным всем, кто пишет музыку и делает аранжировки.

Давайте сначала выясним, что такое «контрапункт».

Контрапу́нкт — одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов (Википедия).

А ещё это название музыкальной дисциплины о дописывании 2-3-4-х голосов к уже существующему. Строгий стиль, индексы вертикалисы и т.п., кто знаком с этим всем — сейчас мрачно вздохнул 😁. Но не стоит переживать, речь пойдёт не о сложных непонятных «почтиматематических» полифонических методах периода Баха, а о вполне реально работающих простых подходах к написанию 2-го голоса.

Итак, второй голос в глобальном смысле может работать по двум принципам:

Давайте рассмотрим ситуацию под первым номером. Здесь может быть два случая, первый — это движение второго голоса в какой-то постоянный или почти постоянный интервал (зависимый), второй — это движение второго голоса с постоянной сменой интервального состава (независимый).

Для демонстрации возьмём несколько тактов джазового стандарта All the things you are.

Что такое петь вторым голосом. Смотреть фото Что такое петь вторым голосом. Смотреть картинку Что такое петь вторым голосом. Картинка про Что такое петь вторым голосом. Фото Что такое петь вторым голосом

Первым очевидным выбором для второго голоса будет: достраивание терции вниз в соответствии с гармонией. Например, достраиваем ноту Фа к ноте Ля бемоль.

Что такое петь вторым голосом. Смотреть фото Что такое петь вторым голосом. Смотреть картинку Что такое петь вторым голосом. Картинка про Что такое петь вторым голосом. Фото Что такое петь вторым голосом

Здесь могут быть подводные камни. Обратите внимание, достраивание терции вниз подразумевает вообще наличие такого аккордового звука внизу. Так, если вы пытаетесь достроить терцию к тоническому звуку, то вы получите сексту к аккорду, а если сексты в аккорде нет, то вы делаете регармонизацию, потому что добавляете её. Стоит спросить себя, а нужна ли здесь регармонизация?

Что такое петь вторым голосом. Смотреть фото Что такое петь вторым голосом. Смотреть картинку Что такое петь вторым голосом. Картинка про Что такое петь вторым голосом. Фото Что такое петь вторым голосом

Простое решение — достраиваем не терцию, а кварту вниз. Чуть более изысканное решение (если в аккорде есть малая септима) — вниз достраиваем секунду.

Что такое петь вторым голосом. Смотреть фото Что такое петь вторым голосом. Смотреть картинку Что такое петь вторым голосом. Картинка про Что такое петь вторым голосом. Фото Что такое петь вторым голосом

Ещё один подводный камень — выбор подходящего лада для гармонизации не аккордовых звуков. Это выходит за рамки этой статьи, но принцип не сложный, можно почитать в предыдущих статьях.

В итоге получаем мелодию, полностью гармонизованную терциями:

Что такое петь вторым голосом. Смотреть фото Что такое петь вторым голосом. Смотреть картинку Что такое петь вторым голосом. Картинка про Что такое петь вторым голосом. Фото Что такое петь вторым голосом

Стоит взять на заметку несколько правил:

Таким образом, мы решаем несколько задач. Во-первых, второй голос получает большую самостоятельность, хотя все ещё выполняет «поддерживающую» функцию. Во-вторых, голоса звучат как единое целое и просто обогащают мелодическую линию.

Что такое петь вторым голосом. Смотреть фото Что такое петь вторым голосом. Смотреть картинку Что такое петь вторым голосом. Картинка про Что такое петь вторым голосом. Фото Что такое петь вторым голосом

Ну и последний вариант, второй голос движется в другом ритме. Это прям контрапункт по Баху.

Самый важный принцип здесь, основа основ, священный грааль полифонии — это комплементарный ритм. Отличный вопрос от одного из моих преподавателей: «Рома, как писать концерт для скрипки?».

Т.е. комплементарный ритм — это когда, один голос движется, в то время как другой висит на одной ноте или вовсе молчит. Вот и все.

Что такое петь вторым голосом. Смотреть фото Что такое петь вторым голосом. Смотреть картинку Что такое петь вторым голосом. Картинка про Что такое петь вторым голосом. Фото Что такое петь вторым голосом

Здесь конечно может быть множество разновидностей всего этого дела и творческих проблем, но основные идеи я постарался изложить доступно и понятно. Правда я не сказал, что самым важным и популярным выбором аранжировщиков и композиторов, которым они пользуются 90% времени, будет написать второй голос в унисон или октаву… фу, ну это же примитив😀

В качестве бонуса, фрагмент моей аранжировки, где есть двухголосие для Тромбона и Гитары на ту самую All the things you are:

Целиком можно послушать здесь.

Если вам всё еще не очень понятно как делать такие аранжировки или вы хотите наконец подружится с теорией музыки — начните заниматься бесплатно на моем курсе по теории музыки и сольфеджио!

Что такое петь вторым голосом. Смотреть фото Что такое петь вторым голосом. Смотреть картинку Что такое петь вторым голосом. Картинка про Что такое петь вторым голосом. Фото Что такое петь вторым голосом

Курс теории музыки и сольфеджио

Всем трудолюбия и продуктивных занятий, не забывайте поделится с друзьями, не каждый день можно прочитать про полифонию простыми словами.

Источник

Начало двухголосного пения в школьном хоре

Повышение уровня хоровой культуры в школе невозможно без широкого внедрения многоголосия. Первый этап работы в этом направлении – овладение двухголосием. Это касается не только школьных хоров, но и классного пения. В программе по музыке Министерства просвещения РФ овладение элементарными навыками двухголосного пения относиться к третьему году обучения. Большие трудности для учителей музыки представляет именно начальный этап работы над двухголосием.

Общеизвестно, что далеко не всякое двухголосное пение в равной мере легко для детей. Вопрос, с какого вида голосоведения, параллельного или противоположного, следует начинать оучение, раньше единодушно решался в пользу параллельного голосоведения.

В настоящее время этот вопрос является спорным. Одни педагоги считают, что более простыми для усвоения являются песни с параллельным движением голосов в терцию, другие считают это пение трудным для детей на первом этапе. Они рекомендуют использовать песни с самостоятельным или противоположным движением голосов, считая, что эти песни легче и быстрее усваиваются детьми.

Известные педагоги-музыканты ХIX, начала ХХ столетия придерживались взгляда на легкость освоения детьми параллельного голосоведения в терцию.

Это профессор Д.М. Яичков, составивший пособие по обучению пенею в детских учебных заведениях: “Школьный хор”, педагог музыки А.Н. Карасев со своим трудом “Руководство к постановке и преподаванию хорового пения в школах”, известный педагог-методист Н.М. Ковин, составивший методическое пособие “Пение в школе”. Все они считают, что на первом этапе в работе над двухголосием должно быть параллельное голосоведение в терцию, т.к. он проще и легче для школьных хоров и классов.

Таким образом, у детей накапливались слуховые и певческие навыки исполнения хоровых песен с параллельным голосоведением в терцию.

В советское время взгляды педагогов- методистов на вопрос о начале двухголосного пения по существу не изменились, так, один из видных педагогов И.П. Пономарьков писал: “Спорным является вопрос, какие песни следует считать наиболее простыми: с параллельным движением или с противоположным движением… Имея в виду, что при параллельном движении голосов мелодии сходны по своим переходам, одинаковы по регистрам, дающим одинаковый тембр, и что трудность заключается только в пении начального интервала, мы делаем вывод, что такие песни наиболее легки.

В песнях с противоположным движением голосов учащиеся должны преодолеть ряд трудностей: усвоить две различные по характеру и интервалике мелодии, преодолеть различие регистров, из которых каждый дает свой тембр, все это заставляет считать песни этой категории более трудными и изучение их надо поставить во вторую очередь.

Современным педагогам представляется, что основная трудность при параллельном движении голосов заключается именно в умении правильно пропеть партию второго голоса, удержать ее до конца, не сбиваясь на первый голос, т.к. дети очень часто переходят со второго голоса на первый.

Трудности пения с самостоятельным движением голосов, которые так пугают некоторых педагогов, могут быть преодолены при условии последовательного подбора песенного материала, начиная с самого легкого, эпизодического двухголосия с относительно узким расположением голосов и постепенного усложнения песен.

Практика показала, что детям нетрудно выучить несложные мелодические фразы, удержать их в памяти и спеть твердо и уверенно. И все же двухголосное пение лучше начинать с песен, в которых имеется самостоятельное движение голосов. Многолетний опыт работы в школе подтверждает целесообразность именно такого методического принципа.

Это поистине народное по своему характеру голосоведение отличается богатством мелодического содержания каждого голоса, оно легче и быстрее усваивается детьми.

а) Мажорный звукоряд от До – До в восходящем и нисходящем движении с названием нот. Освоение звукоряда должно идти постепенно, по тетрахордам. Сначала изучается верхний тетрахорд, затем нижний. После этого следует соединение тетрахордов

б) Мажорное трезвучие. Пропевание мажорного звукоряда и трезвучия является ладотональной настройкой к песне. В основном это тональности Фа и соль-мажор. Для настройки следует пропевать не полный звукоряд, а лишь пентахорд “Пять звуков”. Все попевки начинаются и кончаются на тонике. Это сделано для того, чтобы воспитывать у детей ощущение тоники как главного, опорного звука данной тональности.

в) Диатонические интервалы в пределах квинты. Теоретическое изучение интервалов исключается, дети узнают их на основе слуховых восприятий и наглядно – по нотам (запись на доске). Существует различный порядок слухового и вокально-зрительного освоения интервалов. Целесообразнее начинать с изучения секунд. За секундами должны следовать большие терции, чистые квинты и кварты. Практическое знакомство с интервалами должно проводиться на знакомых детям песенных примерах.

После подготовительной работы, добившись более или менее стройного унисона, дав детям некоторый запас слуховых ощущений, навыков слушания и пения созвучий, можно преступить к двухголосному пению в его самом элементарном виде. На первой стадии работы нужно с большой осторожностью подойти к выбору песенного материала. Репертуар является решающим фактором в деле успешного освоения двухголосия. Необходимо так же не забывать его воспитательного значения.

С музыкальной стороны песни должны отвечать следующим требованиям:

2) по мелодии – яркие, выразительные, напевные;

3) по ритму – весьма простые (чередование не более двух – трех длительностей);

4) голосоведение – ясное, естественное, самостоятельное.

5) диапазон голосовых партий не должен превышать октавы.

Наиболее полезными являются народные песни, обладающие высокими художественными достоинствами, совершенством и сжатостью музыкальной формы, глубокой выразительностью и напевностью мелодии, естественностью голосоведения и особенно диатоническим складом.

Необходимо убедить детей, что оба голоса равноценны и интересны, можно только умелым подбором песен. На первом этапе работы нужно подбирать такие песни, где второй голос представлял бы вполне самостоятельную, законченную и в музыкальном отношении интересную мелодию. Для начала могут быть взяты и такие песни, где второй голос является ведущим.

Гармонизация этих песен сделана в строго народном стиле, запев – в унисон, припев – на два голоса; она весьма проста и доступна для детей. Благодаря введению подголосков песни звучат ярче. Важно выбрать правильный метод разучивания двухголосных песен, особенно на первом этапе.

Нельзя приступать к разучиванию двухголосной песни с исполнения и изучения второго голоса, а потом приступать к разучиванию партий первого голоса, этот метод неправилен. Наша задача – всемерно воспитывать в детях сознательное отношение к двухголосному пению, прививать навык, слушать и слышать друг друга, различать и воспринимать две мелодические линии как части художественного целого.

Как же нужно разучивать двухголосную песню?

Учитель должен сам предварительно сделать музыкальный анализ песни, определить характер, средства музыкальной выразительности (лад, ритм, размер, структуру мелодии), проанализировать содержание литературного текста, его связь с музыкой, отметить наиболее трудные для произношения слова, скрыть возможные интонационно трудные места, установить общий темп песни, методы дыхания и динамические оттенки.

Все это необходимо для правильного понимания и исполнения песни.

Часто разучивание песни проходит в следующем порядке: 1) краткое вступительное слово; 2) исполнение песни учителем; 3) беседа с детьми о песне; 4) чтение литературного текста; 5) разучивание песни.

При разучивании песни необходимо широко использовать нотную запись: на доске, в сборнике песен, в листовках, на плакате. Имея перед собой ноты, дети более осознанно подойдут к разучиванию песни, они могут следить по нотам за движением мелодической линии, за развитием мелодии, за движением отдельных голосов и их взаимосвязью. Чрезвычайно целесообразно сольфеджирование отдельных фраз или особо трудных мест, а также всей песней в целом. Сначала исполняется партия первого голоса, затем второго. Затем учитель переходит к соединению партий. При пении на два голоса особое внимание обратить на слитность звучания партий на строй. Основная трудность заключается в чистом интонировании а капелла (пение без сопровождения).

Нужно помнить, что при двухголосном пение особенно важны два условия: первое – чистота строя, второе – самостоятельность, т.е. умение правильно спеть свою партию при одновременном звучании другой.

Источник

Что такое петь вторым голосом

Тип материала: Методические разработки

Формы и методы работы над двухголосием на начальном этапе

Краткое описание работы: Цель: Поиск верной методики воспитания и развития навыков двухголосного пения в младшем возрасте. В работе говорится о том, что искусство хорового пения предполагает пение хора на несколько голосов. Это придает необыкновенную выразительность исполнению. Исполнение многоголосных сочинений требует определенного уровня развития слуха и мышления певцов, кропотливой работы по приобретению необходимых навыков. Работа над многоголосием должна вестись в определенной системе, включающей этап развития гармонического слуха.

Искусство хорового пения предполагает пение хора на несколько голосов. Это придает необыкновенную выразительность исполнению. Сущность двухголосного пения основывается на совмещении двух явлений в музыкальном искусстве: художественного и технического. Двухголосная фактура представляет собой разнообразное сочетание двух мелодических линий, в которых голоса движутся либо самостоятельно, либо параллельно, что создает различные условия для пения детей в младшем возрасте. Многоголосие включает в себя художественный, психологический, акустический и музыкально-исполнительский компоненты.

Так же, как и пение a`capella, исполнение многоголосных сочинений требует определенного уровня развития слуха и мышления певцов, кропотливой работы по приобретению необходимых навыков. Главное в многоголосном пении – это умение поющих самостоятельно вести свою партию и вдумчиво вплетать её в общее хоровое звучание.

Условия перехода к двухголосному пению.

Как же научить детей многоголосию? Конечно, в младшем возрасте это лишь начальный этап работы, но он крайне важен. Если мы не привьем вкус и начальные навыки многоголосия в младшем возрасте, то впоследствии дети не запоют сами собой на 2-3 голоса. Многоголосием можно заниматься с самых первых репетиций.

Я хочу поделиться своими наработками, приемами работы над многоголосием. Различные формы работы, упражнения я использую дозировано на каждом занятии в зависимости от подготовленности детей, и репертуарных требований.

Многоголосием следует заниматься уже с самого начала работы хорового коллектива, сочетая многоголосное пение с унисоном. Можно придумать очень простые задания, лишь бы они были интересны, пробудили у детей интерес и любовь к музыке. Этим мы достигаем того, что они перестают страшиться и охотно занимаются многоголосным пением.

Обучение двухголосному пению детей младшего школьного возраста происходит поэтапно. Подготовка начинается с самых первых музыкальных занятий, когда руководитель шаг за шагом вводит ребят в мир музыки, открывает красоту исполняемых сочинений, объединяет хор в единый звучащий ансамбль, а вместе с этим постоянно развивает слух, вокальное мастерство, музыкальную память, восприимчивость и отзывчивость поющих, также постепенно накапливаются теоретические знания детей, способность анализировать и разбираться в музыке.

Непосредственное формирование навыка пения на два голоса начинается с подготовительных упражнений.

Упражнение 1. К подобной работе можно приступить после того, как дети научились петь на одном звуке какую-либо прибаутку и ознакомились с понятием музыкальной высотности. Внимательно вслушиваясь в звуки при повторном проигрывании, дети начинают выделять из него отдельные звуки. При сопоставлении этих звуков они различают их по высоте. Далее эти слуховые представления закрепляются в пении всех ступеней трезвучия поочередно.

(Исполнение прибаутки «Андрей-воробей», или любой другой попевки на одном звуке. Исполнять её на разных устойчивых ступенях)

Упражнение 2 (распевание хора) :

Однако специфика народного многоголосия отличается от классической академической музыки.

Русское народное хоровое пение в основном многоголосно. Высшей формой народного песенного искусства является полифонический распев «на голоса», где ясно выявляется творческое, импровизационное начало. Немаловажное значение в формировании разных типов народного многоголосия имеют локальные певческие традиции.

Богатый опыт народных мастеров в многоголосном пении позволяет сделать важнейшие практические выводы, относящиеся к поискам верной методики воспитания этих навыков. Использование фольклора в начальном периоде музыкального воспитания открывает в будущем широкие перспективы в освоении классического наследия и современного творчества.

Особенности метроритмической и ладовой организации народной песенной культуры определяют различные типы фактур и основные стилевые черты музыкального фольклора различных регионов.

Все эти типы многоголосия представляют собой лишь разновидность единого подголосочно-полифонического склада народной музыки. В детском музыкальном фольклоре основными типами песенного многоголосия являются:

Наиболее простым видом будет «педальное» двухголосие, в котором второй голос появляется эпизодически и связан с включением лишь одного выдержанного звука, исполняемого небольшой группой хора. Хормейстеру совсем не обязательно разыскивать песни с «педалью» в специальных сборниках. Вполне допустимо в некоторых случаях и самому сочинять подголоски. Особенно удобны в этом плане народные песни с часто повторяющимися основными или квинтовыми тонами. Например, «Скок, скок поскок, молодой дроздок», «Кошкин дом», «Долгоногий журавель», «У кота-воркота», «Едет, едет паровоз».

Упражнение 3. (Исполнение песен «Скок,скок», «Едет паровоз»)

Теперь перейдем к песне с бурдоном в нижнем голосе. Замечательными песнями с бурдоном являются так называемые «гуканки». В них партию нижнего голоса исполняет хор, а основную мелодию – солист. Интересны для развития навыка двухголосного пения и такие песни, в которых одна из партий хора построена на постоянно повторяющейся попевке, основанной на двух-трех звуках (варьированный бурдон), как, например, «Как под горкой под горой», «Во поле береза», Ц.Кюи «Загорелась зорька».

Упражнение 4. (Исполнение песенки «Как под горкой под горой»)

При разучивании таких песен необходимо, чтобы дети, сольфеджируя, сознательно интонировали образующиеся по горизонтали интервалы. Полезно также давать предпочтение в динамическом звучании нижним голосам, а также исполнять их партию со словами, а верхнюю – с закрытым ртом или на какой-либо слог.

Что же касается песен с подголосочно-полифоническим развитием, то методика разучивания подсказывается их строением. Отчетливо выраженная самостоятельность голосов определяет необходимость освоения всем хором обеих мелодических линий.

Перечисленные типы многоголосия могут встречаться в детском песенном фольклоре, как в основном виде, так и в сочетании различных типов фактур.

Приступая к освоению навыка многоголосного пения нужно иметь крепкие исполнительские навыки, в том числе импровизации. Методом организованного обучения искусству импровизации является метод вариативного освоения народной песни.

Поиск возможных песенных вариантов напева при единообразии ритма становится первыми шагами в этом направлении. На первых порах варианты напевов заучиваются, при этом дети запоминают различные интонационные контуры и находят и выбирают наиболее удобный для голоса вариант. Обращается внимание детей на то, что все напевы должны заканчиваться «главным звуком» (I ступень лада). Это обязательное условие при пении и самостоятельном поиске своих вариантов детьми, а также дальнейшим их объединении. Слуховой опыт современных детей не компенсирует недостаток знаний образцов подлинного песенного фольклора. Поэтому, когда ребенок сталкивается, впервые с незнакомым интонационным строем народных песен, он теряется и поначалу не способен к самостоятельному творчеству. Детям нужен слуховой запас интонаций и попевок, которые составляют основу народного музыкально-певческого языка. Важной стороной освоения народного многоголосия является воспитание ладового чувства. Лад – система взаимоотношений устойчивых и неустойчивых звуков.

Устойчивыми звуками мажора и минора являются звуки трезвучий – I, III, V ступеней. Все другие звуки лада воспринимаются как неустойчивые и тяготеющие к ним. Эта «модель» лада порождает слуховые привычки, которые приходится преодолевать при освоении ладов народной музыки. Исходя из исторического становления ладовой системы русской народной песенной традиции от древнейших ангелитонных (бесполутоновых) ладов, простейших двухордовых и трихордовых попевок до семиступенных мажора и минора, можно положить этот принцип освоения интонационно – попевочного комплекса в основу вокально-хоровых многоголосных упражнений.

Подготовительным этапом к развитию навыков многоголосного пения, восприятию и исполнению двухголосия могут служить ритмические упражнения, которые исполняются с помощью шумовых инструментов – трещоток, бубнов, ложек, коробочек и др,. а также хлопков и притопов в сочетании с декламированием текста знакомых детям песен, скороговорок.

Полезно исполнять, так называемые, «ритмические каноны» на материале несложных народных песен (например: «Скок, скок, поскок»). Мелодия разбивается на отрывки по два такта и исполняется поочередно партиями. Порядок вступления голосов должен меняться. Для этого необходимо подготовить внимание детей к моменту вступления партии.

В начале обучения удачным способом формирования музыкально-слуховых представления является пение «цепочкой» знакомой песни, где каждый ученик или группа хора поет только один звук. Затем все вместе поют один звук вслух, другой – про себя и т.п. («эхо», «переклички», «дразнилки»).

Позже осваивается пение двухголосных попевок, где один голос поет мелодию, поднимающуюся вверх, а второй – мелодию, которая «топчется» на месте. Затем верхний поет мелодию на одном звуке (V ступень), а нижний спускается поступенно к устою (I ступень).

Приступая к разучиванию простейших двухголосных мелодий, нужно стремиться к тому, чтобы дети учились слушать оба голоса, исполняя один из них. Для этого предназначен ряд упражнений диалоговой структуры, музыкальные игры – диалоги, игры – соревнования на лучшее исполнение песни, фразы. Такой вид работы формирует у детей ощущение свободы, позволяет проявить творческую индивидуальность.

Следующим этапом развитья гармонического слуха является использование упражнений на сопоставление звуков различной высоты группами хора и последующее пропевание их в гармоническом сочетании, а также исполнение попевок, отдельных оборотов народных песен с одним выдержанным звуком. Такие упражнения помогают в освоении попевок гетерофонного и бурдоного склада.

Приподборе упражнений для распевания педагог может использовать как оригинальные фольклорные образцы с элементами двухголосия, так и включать в репертуар одноголосные песни, при этом досочиняя второй голос.

Методика разучивания таких упражнений поэтапна: пропевание основного напева хором,а педагог подпевает подголосок, затем двухголосие исполняется всем хором, поделенным на две группы.

В младшем возрасте деление голосов на партии, постоянно закрепленные за определенными детьми, нецелесообразно, т.к. при передвижении их из одной партии в другую навык пения подголоска развивается у всех хористов.

В обучении навыкам многоголосного пения неоценимую помощь могут оказать каноны. Канону хотелось бы уделить особое внимание. О каноне можно говорить много и интересно, но тогда необходимо посвятить этому отдельную тему разговора.

Пение канонов с одной стороны довольно легкая задача, т.к. кажется, что достаточно хорошо выучить всем хором одну единственную мелодию и можно распевать её на несколько голосов. Неслучайно некоторые считают, что обучение многоголосию лучше начинать именно с канонов. Но качественно и по-настоящему грамотно исполнить канон на самом деле оказывается очень непростым заданием. Неразвитый слух певцов не позволяет им слушать другие партии и вплетать свою мелодию в мелодии других голосов. Остерегайтесь главной ошибки – формально соединять партии в исполнении канона, когда дети поют по принципу «ничего не вижу, ничего не слышу», иначе это будет пустая трата времени.

Начинать работу над канонами лучше всего тогда, когда у маленьких певцов уже достаточно развит мелодический слух, когда они уже начали петь a`capella, когда достаточно развит гармонический слух. Но для того, чтобы заинтересовать детей, внести элемент игры в занятие, приучить детей к самостоятельности ведения своей партии, я начинаю включать каноны в самом начале обучения. Но каноны необычные. Хочу порекомендовать пособия челябинского композитора, педагога Е.М.Попляновой – «Игровые каноны на уроках музыки» и «Уроки господина Канона». Она предлагает использовать разнообразные виды канонов: речевой канон, «прыжковый» канон, мимический канон, канон жестов, тембровый канон, мелодико-ритмический канон, и привычный, мелодический канон.

Прежде чем разучивать какой-либо канон, необходимо объяснить что это. Есть очень доступное для детей объяснение, которое придумала одна маленькая девочка.

«Канон – это когда на столе много вкусных вещей и все по очереди едят их. Сначала я пробую апельсин. Потом я приступаю к мороженому, а мама пробует апельсин. Я пью чай с пирожным, мама приступает к мороженому, а папа пробует апельсин. Затем я съедаю шоколад, мама пьет чай с пирожным, а папа приступает к мороженому. Когда мама ест шоколад, папа пьет чай с пирожным. И, наконец, папа доедает шоколад». Такой вот вкусный канон.

Упражнение 5. Мимический канон. В таком каноне темой становится последовательность определенных движений мышц лица. К мимике можно добавить звуки-возгласы, покачивания головой, минимум жестов.

Упражнение 6. Речевой канон. Темой канона становится поэтический текст, исполняемый в определенно организованном ритме. Дети очень любят стихи, особенно шуточные «с изюминкой». Очень полезное занятие для развития чувства ритма.

Упражнение 7. Мелодический канон. Сначала выучивается мелодия и текст, и исполняется как одноголосная песенка. У нас уже накоплен довольно большой репертуар канонов.

Исполнение канонов: «Василек», «Дождик», «Дедушка Егор», «Прыгалка-считалка».

Каноны являются связующим звеном между одноголосным и многоголосным пением. Исполнение каноном на два голоса доступно и интересно детям, оно дает быстрые результаты в приобретении навыка распределения внимания между голосами, который лежит в основе многоголосного пения.

Варианты звучания канона могут быть диалоги учитель – дети, солит – хор, различные группы хора. Наиболее трудный момент в канонах – вступление нового голоса, точное интонирование первого звука.

Еще один метод: разучивание упражнений или песни нужно начинать с освоения второго голоса.

Затем вторую партию поют и первые голоса. Далее обе партии поют вместе. При двухголосном пении на какое – то время преимущество отдается второму голосу: первый голос поется тише, а второй громче или верхний голос поет свою мелодию с закрытым ртом, а нижний – со словами. Такое «впевание» используется нва протяжении многих уроков, пока дети не почувствуют интонационную свободу.

Итак, работа над многоголосием должна вестись в определенной системе, включающей этап развития гармонического слуха. Здесь важнейшим элементом является пение унисона. Важную роль в развитии навыка многоголосного пения играет осознанное восприятие детьми двух или нескольких самостоятельно движужихся голосов, а также пение без сопровождения. Пение без сопровождения является одним из ведущих средств развития гармонического и ладового чувства у учащихся, а также вокального слуха.

Воспитание навыка а capella начинается с самых первых уроков. Вначале ребята без помощи педагога и поддержки инструмента учатся выстраивать первый звук отдельных интонаций музыкальных игр, упражнений для распевания или разучиваемых песен. Затем исполняют вместе несложные песни, прибаутки, заклички с ясной ладовой основой и ритмическим развитием в удобной тесситуре и динамике. По мереосвоения навыка пения без сопровождения исполняются одноголосные песни, каноны, песни с самостоятельным развитием голосов.

© 2020 «Мелодинка. Олимпиады и публикации». Всероссийские олимпиады и публикации для учащихся и педагогов музыкальных школ, средне-специальных учебных заведений искусства и культуры, музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки. Все права защищены. Копирование и распространение материалов возможны только с письменного разрешения администрации сайта.

Организатор проекта «Мелодинка. Олимпиады и публикации»:
Всероссийское СМИ «Талантоха». Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-56409, выдано 11.12.2013 г. Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 г

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *