что делают люди на корпоративе
6 главных правил, как вести себя на корпоративе и после него
Поведение на мероприятии
Существуют определенные правила поведения на корпоративе, о которых стоит знать перед приходом на вечер.
Общие правила
Их стоит придерживаться вне зависимости от тематики мероприятия и количества гостей.
Наряд для вечеринки стоит выбирать, исходя из тематики вечера, места и времени проведения. Для корпоратива в ресторане женщинам подойдет вечернее платье, а для мужчин — брюки и рубашка, галстук надевать необязательно.
ВАЖНО! Не рекомендуется выбирать одежду ярких оттенков и откровенную.
Для туристической базы подойдет спортивная, но качественная одежда. В ней должно быть удобно. При этом требуется соответствовать статусу. Надевать старые свитера и лыжные брюки, также не рекомендуется.
Опаздывать на корпоратив даже на пять минут считается дурным тоном. Согласно правилам делового этикета — на все встречи нужно приходить вовремя, лучше заранее.
Рекомендуется прийти за 5-10 минут, чтобы привести себя в порядок после нахождении на улице. Это особенно актуально зимой или в дождливую погоду.
Неформальная беседа не подразумевает, что в разговоре стоит касаться личных тем. Обсуждение супругов, отношений, воспитания детей следует избегать, чтобы не провоцировать собеседников на конфликт.
СОВЕТ! Лучше выбрать нейтральные темы для разговоров — театры, книги, кино, музыка.
У каждого сотрудника есть свои предпочтения в определенной сфере. Высказываться резко негативно о чужих вкусах не этично. Таким образом, можно спровоцировать конфликт и задеть чувства собеседника.
Если в приглашении не указана возможность прийти с парой, стоит приходить одному без сопровождения. Поскольку корпоратив — мероприятие только для сотрудников компании.
Если собеседник не идет на контакт или он устал, не стоит навязываться и утомлять его разговорами и доказывать свое мнение по разным вопросам.
С начальством
Учтивость и деликатность необходимы также в отношениях с начальством. Следование некоторым правилам поможет сотруднику не навредить собственной карьере.
Если начальник обсуждает какой-то проект, кино, тренинг или книгу, то благоприятное мнение скажется благотворно.
КСТАТИ! Не стоит обсуждать острые темы — религия, политика, деньги.
Такое поведение может сослужить плохую службу и даже стать поводом для увольнения. Есть другие эффективные способы, как просить начальника о повышении зарплаты.
Подобные отношения только усугубят положение сотрудника и станут поводом для сплетен или увольнения.
СОВЕТ! Стоит сделать комплимент по организации мероприятия.
В этом нет ничего постыдного, наоборот, внимательность к декору, подбору блюд и стараниям начальства поспособствуют хорошему расположению к вам руководства.
С коллегами
Как вести себя на корпоративе с коллегами, чтобы наладить отношения и обрести союзников в работе? Выясним ниже. В любом случае не стоит слишком доверять сослуживцам, чтобы не возникло конфликтов.
Основные правила:
КСТАТИ! Лояльность и нейтральность — лучшая позиция на корпоративе.
В новом коллективе
Новый коллектив — всегда незнакомая среда для работника. Пришедший порой чувствует себя неуютно и дискомфортно. Ведь еще не понятно, что обычно делают сотрудники на корпоративе в данной организации.
В этом случае можно придерживаться следующих правил:
СОВЕТ! Проявление активной позиции может помочь с карьерой и налаживанием отношений в коллективе.
Чтобы понравиться мужчине коллеге
Корпоратив также полезен для знакомств. Женщине не стоит спорить с понравившимся мужчиной, но активная позиция и аргументированное мнение может произвести благоприятное впечатление на коллегу.
ВАЖНО! Заводить отношения с начальником не рекомендуется, поскольку, это негативно скажется на профессиональной карьере.
Если женщина знает об увлечениях мужчины, то неформальная встреча — отличный повод побеседовать и обсудить любимые хобби, фильмы, книги. Мужчина поймет, что женщина разделяет его интересы и заинтересуется.
Лучше вести себя достойно и деликатно. Не стоит приставать к мужчине, оказывать давление и вести за руку танцевать против его воли. Такое поведение только оттолкнет мужчину.
Как не опьянеть?
При употреблении алкоголя стоит помнить о собственных слабостях. Избегая крепких напитков (например, водки) и большого количества спиртного, можно предотвратить неприятные последствия.
СОВЕТ! На мероприятиях всегда есть закуски, в том числе горячие блюда или салаты. Не стоит пренебрегать едой.
Разбавление порции алкоголя с простой водой помогает не опьянеть сильно. Следует вовсе отказаться от алкоголя, сославшись на плохое самочувствие или плохое восприятие некоторых напитков.
Украдкой, можно заменить алкоголь на безалкогольные напитки — яблочный сок, минералка. Во время веселья вряд ли сотрудники заметят, кто из какой бутылки пил.
Поведение после мероприятия
После корпоратива многие сотрудники прячут глаза и не знают, как оправдаться за свое поведение. Но самое лучшее поведение — это вести себя спокойно и продолжать работать на благо компании.
Если опозорился и стало стыдно
Есть несколько моментов, на которые также следует обратить внимание:
СОВЕТ! Если же человека донесли буквально на руках, стоит поблагодарить водителя и предложить химчистку автомобильного салона, если вдруг сотрудник его испачкал.
Теперь вы знаете, как вести себя после корпоратива — главное, это сохранять уверенность в себе, спокойствие и оставаться деликатным в общении.
Общие советы психолога
Что делать, если корпоратив прошел неудачно, слишком много алкоголя или поведение сотрудника вышло за рамки делового. На эти вопросы психологи дают несколько советов.
ВАЖНО! Лучшее, что можно сделать — продолжить работу, как ни в чем не бывало.
Полезное видео
Предлагаем посмотреть занимательное видео на тему поведения на корпоративе:
Посещение неформальных встреч поможет в карьере и налаживании отношений с коллегами только в том случае, если сотрудник ведет себя внимательно и пристойно. Указывание на ошибки, высмеивание и переходы на личности могут только усугубить положение и вывести коллег на конфликты.
Стоит всегда помнить, что предстоит еще работать в коллективе после корпоратива. Правильное поведение на встрече огородит сотрудника от неприятных последствий и сплетен среди коллег.
Как вести себя на корпоративе: советы психологов
Как вести себя на корпоративе: Pixabay
Как вести себя на корпоративе, чтобы не нанести урон репутации и сохранить хорошие отношения с коллегами? Один праздничный вечер может испортить имидж и даже стать причиной увольнения с работы. С кем пойти, что надеть и как себя вести на вечеринке, рассказали ведущие специалисты в сфере этикета и психологии корпоративных отношений.
Что такое корпоратив и нужно ли его посещать
Корпоратив — это праздничное коллективное мероприятие для сотрудников, которое устраивает компания или организация. Такие встречи чаще всего преследуют определенную цель.
Какие бывают корпоративы и для чего они нужны
Цель и направление корпоративного праздника определяет руководство. Корпоративы бывают:
Корпоративы позволяют общаться в неформальной обстановке, узнать коллег в нерабочей атмосфере.
Вот другие задачи корпоративных вечеринок:
Знаменитый менеджер, писатель, обладатель премий «Коммерческий директор года», «Менеджер года», «Бизнес-автор года», «Бизнес-спикер года» и «Бизнес-тренер года» Максим Батырев рассказывает, что корпоратив нужно организовывать для празднования достигнутых результатов или других важных дат, которые касаются компании.
Нужно ли ходить на корпоративы
Организация мероприятия требует временных и материальных затрат. Поэтому отказ от посещения праздника расценивается руководством как проявление неуважения.
Писатель Лера Галиуллина в книге «Очень полезная книга про. тело» пишет, что на вечеринку нужно приходить обязательно, даже если в коллективе сложились напряженные отношения.
Когда можно пропустить корпоратив? Обратите внимание, в каком ключе готовится мероприятие. Если это празднование достижений компании, юбилей организации, на который приглашают всех сотрудников и руководство, то пропускать корпоратив нельзя.
От посещения можно отказаться, если вечеринка:
Предупредите организаторов заранее. Обоснуйте отказ, назовите весомую причину. При этом «Я не пью», «Не люблю гулянки», «Там будет неинтересно» не подходят.
Как подготовиться к корпоративу
Заблаговременно продумайте наряд, посетите салон красоты. Перед праздником создайте себе хорошее настроение.
Если корпоратив устроен как спортивное мероприятие и проводится на лоне природы, уместным будет спортивный костюм и обувь. Когда мероприятие проходит в тематическом формате, выбирайте наряд в соответствии с темой.
Если собираетесь посетить торжественный корпоратив, то выбирайте нарядный, но не чрезмерно сексуальный наряд. Исключите откровенную и облегающую одежду, глубокое декольте, мини, высокий разрез.
Психолог, психотерапевт, писатель, телеведущая Наталья Толстая не советует надевать чрезмерно дорогие наряды и аксессуары. Подобная демонстрация престижа вызовет у коллег зависть и станет причиной ухудшения отношений.
В паре или соло?
Идти на корпоратив с партнером или одному? Примите во внимание направление торжества:
Правила поведения на корпоративе
Чтобы после праздника и у вас, и у коллег остались приятные воспоминания, придерживайтесь определенных правил этикета.
Приходите вовремя
Опаздывать на корпоративное мероприятие — дурной тон, особенно если предполагается определенное размещение в зале.
Приходите на корпоратив минимум за 10 минут до указанного времени. Если на улице неблагоприятные погодные условия, сделайте на них временную скидку и выйдете из дома раньше.
Поведение на корпоративе
Как вести себя на корпоративной вечеринке, чтобы создать хорошее впечатление? Вот советы, которые помогут ощущать себя на празднике комфортно:
Кандидат философских наук, доцент, писатель Галина Бороздина в книге «Психология и этика делового общения» предупреждает, что на корпоративных мероприятиях не принято чокаться. Если ритуал практикуется в компании, мужчина должен держать рюмку ниже бокала дамы.
Общение с руководством
Руководитель один, а сотрудников много. Каждый желает подойти, чтобы поздравить или подчеркнуть достижения компании.
Правила поведения на корпоративе: Pixabay
Придерживайтесь в общении таких правил:
Категорически нельзя решать рабочие моменты и вести длинные разговоры с руководителем.
Общение с коллегами
Говорите коллегам комплименты, хвалите сотрудников за достижения, внешний вид: людям нравится слушать приятное о себе и рассказывать о своих победах.
Темы для разговоров могут быть разными: воспитание детей, место проведения отдыха, путешествия, здоровье, семья. Уважительно относитесь к системе ценностей собеседника.
Психолог, писатель Рами Блект в книге «Алхимия общения. Искусство слышать и быть услышанным. Избранные притчи» пишет, что нельзя затрагивать темы, которые противоречат взглядам и убеждениям собеседника.
Вот чего не нужно делать в общении с коллегами:
Искренне улыбайтесь, сохраняйте хорошее настроение. Спикер, писатель Ванесса ван Эдвардс в книге «Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми» объясняет, что дурное настроение очень быстро передается окружающим.
Спиртное и еда на корпоративном мероприятии
Умение пить и грамотно вести себя за столом сформирует у окружающих хорошее впечатление о человеке. Не отказывайтесь от угощения, но и не набрасывайтесь на еду.
Как вести себя на корпоративной вечеринке: Pixabay
Чтобы выглядеть хорошо:
Отказываться от спиртного тоже не нужно. В категорию тех, кто не пьет на корпоративе, попадают такие люди: водитель начальства, беременные женщины и те, кому нельзя пить по состоянию здоровья или из-за убеждений.
Вот правила употребления спиртного на вечеринке:
Писатель Татьяна Белоусова в книге «Этикет. Полный свод правил светского и делового общения. Как вести себя в привычных и нестандартных ситуациях» пишет, что не стоит начинать вечер с шампанского или игристого вина. Они считаются тяжелыми напитками и сыграют злую шутку с человеком, заставив его быстро охмелеть.
Корпоратив — это отличная возможность наладить отношения с коллегами и хорошо провести время. Прислушайтесь к советам психологов, и вечеринка, возможно, станет новой ступенью к профессиональному процветанию.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Как не облажаться на корпоративе Драка с коллегами, раздевание новичков и тосты «Крым наш» — The Village выяснил, какие неприятные истории могут случиться на корпоративе и как в них не попасть
По статистике портала SuperJob, 16 % компаний увольняют кого-то из своих сотрудников после корпоратива. Часто тому виной — неподходящее поведение на мероприятии. The Village спросил у экспертов, как избежать такого развития событий.
Вера Лихачёва
Корпоративы — рабочий отдых под присмотром руководства. Как директор по продажам и персоналу с более чем десятилетним стажем, точно знаю, что на мероприятии начальство делает выводы: умеют ли сотрудники веселиться, отдыхать, какой у них уровень открытости и креативности, кто из них командный игрок, а кто — одиночка. Многие сотрудники об этом не думают, а зря!
Имеет значение, как выглядит сотрудник, как он себя ведёт, какие тосты произносит. Если компания большая, то корпоратив — хороший повод, чтобы наладить отношения с руководителями и директором. Участие в конкурсах — возможность не только проявить себя, но и шанс быть замеченным всей компанией. Часто на корпоративах, особенно в творческих компаниях, бывают провокации. Например, в моей компании была традиция — новички танцевали стриптиз. Кто снимал максимальное количество одежды, тот получал двойную зарплату. Сотрудники всегда тщательно готовились к таким конкурсам: девушки надевали максимальное количество вещей и украшений, мужчины просто под музыку красиво расстегивали рубашку. Всё было под контролем. Пока однажды на Новый год одна пара не сняла с себя почти всё. Коллектив был в шоке, но продолжал наблюдать. А в январе вышла корпоративная газета по итогам корпоратива: и участникам представления было очень неловко. Вскоре главная героиня шоу уволилась из нашей компании. Поэтому будьте бдительны: корпоратив — это не просто дружеская вечеринка, даже если ваш коллектив мегадружный.
Егор Доброгорский
генеральный директор агентства Communicator Creative Events
Выбирая, в чём пойти на корпоративную вечеринку, в первую очередь стоит уточнить, есть ли дресс-код или тематика мероприятия. Если компания устраивает карнавал, вы, возможно, будете не очень комфортно себя чувствовать в деловом костюме или джинсах. Но и прежде чем прийти в костюме зайчика Playboy, подумайте о том, хотите ли навсегда запомниться коллегам именно в таком образе. Если компания консервативная, то и на корпоративном мероприятии будут уместны костюм или платье в достаточно сдержанной цветовой гамме. Выделяться креативностью в этой ситуации — не самая лучшая идея.
Многие сотрудники на корпоративе стараются отсидеться за столом. Такое поведение тоже не сыграет вам на руку, а выставит вас как необщительного и скучного клерка. Корпоративная новогодняя вечеринка — это, прежде всего, неформальное мероприятие, где сотрудники после трудной сдачи годовых отчётов могут отдохнуть и расслабиться. Но иногда даже самые серьёзные люди, занимающие высокие должности, ведут себя необъяснимо, уходя в отрыв на корпоративном мероприятии и поднимая тосты с криками «Крым наш!». Рекомендую воздержаться от такого поведения и держать себя в руках. Часто карьера сотрудника оканчивается на первом же неформальном мероприятии компании.
Даже если вы не подвержены алкогольной зависимости, злоупотребление горячительными напитками во время корпоративного застолья может сыграть злую шутку. Однако ещё большее недоумение может вызвать ваш отказ разделить с коллегами пару тостов. Не секрет, что и карьерные вопросы зачастую решаются после хорошего совместного возлияния. Так что умение выпить, а не напиться является одним из факторов успеха.
Алексей Кекулов
эксперт по нетворкингу
На корпоратив идти необязательно. Выкиньте, наконец, из головы стереотип, что лишь душа компании может расти по карьерной лестнице. Если вы всё же пошли на праздник, то узнайте заранее, существуют ли в вашей социосреде какие-то написаные нормы и правила: как проходили ранее такие праздники, какие самые сумасшедшие события на нём происходили и чем это заканчивалось для проказников. И если в одних компаниях над напившейся в зюзю «серой мышкой», которая разбушевалась, ударила директора и танцевала на столах, просто посмеются и воспримут за интереснейшее шоу, то в других компаниях может оказаться непозволительным даже безвинный медленный танец с коллегой, особенно если супруга коллеги узнала об этом. Чем больше вы узнаете историй с прошлых мероприятий, тем меньше сюрпризов будет для вас и тем точнее вы определите выигрышную модель поведения.
При этом подумайте о средстве связи как таковой, достаточном количестве налички, водительском удостоверении, а главное, о том, в чём будет удобно сохранить любые новые сведения о коллегах: от номеров и социальных сетей до информации об их пристрастиях и болевых точках. Чаще всего это смартфон, но вполне может сойти диктофон или карандаш с блокнотом. С ними вы сможете сохранить ценные данные, особенно на тот случай, если ваша память наутро отключилась.
На празднике вы можете делать всё, что делают другие, особенно если вы отказывались, но по настоянию всё же согласились. При этом старайтесь вовремя отследить реакцию коллег, от которых может зависеть ваша карьера или просто комфорт самой работы. Если в их глазах читается хоть немного злости, обиды, пренебрежения, раздражения или возмущения на ваши действия — самое время сменить стратегию. Напоминайте себе, что алкоголь вызывает когнитивные нарушения мозговой активности, иначе говоря, «вам море по колено» и «вы неадекват». Надежнее будет попросить коллегу или друга подстраховать вас своим внимательным контролем.
Светлана Шарошкина
руководитель центра поиска кандидатов Kelly Services
Корпоративное мероприятие стандартно развивается по схеме: сбор гостей, который занимает до часа, основная часть часа на два, официальное окончание минут на 20 и афтепати хоть до утра. На препати лучше приходить вовремя. Не всегда «эффектное опоздание» (явка ко времени торжественной части) оправдывает себя. Чаще всего начало корпоративного мероприятия связано со временем сбора гостей, неспешным фуршетом и лёгкими беседами с коллегами. Для тех, кто приходит на мероприятие в одиночестве, это отличное время определиться с наиболее подходящей по настроению группой коллег, вместе с которыми они хотели бы провести вечер.
На мой взгляд, препати требует присутствия сейлзов, маркетологов, эйчаров и отдела обучения. Когда, как не сейчас, у вас появится возможность познакомиться и пообщаться в неспешной обстановке с многочисленными коллегами из различных офисов? Также препати в идеале чуть ли не единственное уместное время для решения незначительных рабочих вопросов. Потом наступает время праздника, чествования особо отличившихся за год и всеобщее веселье. Здесь сотрудникам, которые выбрались на этот праздник даже из самого глубокого аврала, имеет смысл на время забыть о сложностях и вспомнить, в какой замечательной компании они работают.
Традиционно вечер открывают руководители компании. Это время для короткой (кому как повезёт) речи с подведением итогов года. Основная часть предполагает, что праздником управляют, поэтому можно расслабиться и подчиниться сценарию — общаться, есть, пить, участвовать в конкурсах (последнее, кстати, дело добровольное). Дождаться официального окончания праздника нужно хотя бы из уважения к коллегам-организаторам. После него можно спокойно покинуть мероприятие.
На афтепати в целом уместно всё, что вы таковым посчитаете. Всё зависит от того, какие отношения у вас уже сложились с коллегами либо вы хотели бы, чтобы сложились. Общая рекомендация на этот период — делать то, за что наутро не будет стыдно. Корпоратив — мероприятие позитивное, поэтому здесь не место скептичному обсуждению решений менеджмента, коллег да и вообще тяжёлым мыслям о работе. В любом случае, помните: за вами наблюдает начальство. Что касается щекотливых моментов, выход есть всегда. Перебрали с коктейлями и чувствуете, что готовы раскрасить впечатления коллег зажигательным танцем топлес на барной стойке и столе босса, — срочно идите домой. Это универсальный выход из всех щекотливых ситуаций, и желательно, чтобы это случилось после официального завершения мероприятия. Пусть неожиданные «открытия» на корпоративе будут позитивными для вас, ваших коллег и руководителей.
Анна Варшавская
управляющий партнёр агентства
IQ Pro
В нашей практике только один раз был случай, когда из-за излишней активности гостей возникла серьёзная проблема. Это был большой праздник на 3 тысячи человек компании масс-маркета, на который собрались представители из разных регионов. В течение года они соперничали друг с другом. Ещё до начала вечера гости разбились на группы по территориальному признаку и решили выяснить отношения. Несмотря на усиленную охрану на мероприятии, массовую драку не удалось предотвратить и праздник был сорван, так и не начавшись.
Для работы на корпоративах компании часто привлекают собственную службу безопасности, которая помогает предотвратить какие-либо проблемы — успокоить излишне расслабившегося сотрудника, вызвать такси или позвонить родственникам того, кто не рассчитал свои силы с напитками. Обычно улаживание конфликтов происходит незаметно для большинства гостей.
Не забывайте о субординации и не позволяйте себе некорректные высказывания о коллегах или руководстве. Если вы будете вести себя как воспитанный человек из хорошей семьи, точно не ошибётесь!
Этикет на корпоративной вечеринке: как веселиться без последствий для карьеры
Правило первое и самое важное: помните, что вам с этими людьми еще работать.
Эпоха помпезных праздничных балов неумолимо уходит в прошлое, а великосветские приемы позволяют себе лишь единичные компании. Во всех же остальных случаях мелкие фирмы и крупные корпорации предпочитают веселиться в более или менее едином формате — на корпоративах, которые неизменно предполагают два будто бы взаимоисключающих условия: праздновать бурно и активно и в то же время всегда «сохранять лицо».
Времена меняются, многие старые правила этикета уходят в небытие, а вместе с тем зачастую стираются границы того, как же можно и как нельзя вести себя на подобных мероприятиях. Впрочем, универсальное решение, которого придерживаются многие эксперты по деловому этикету, все же есть: неважно, насколько неформальный праздник задумало ваше руководство, — вы все равно находитесь на работе. А это значит, что расслабляться тоже придется в меру.
Конечно же, корпоратив — это не вечерний прием у британской королевы, а потому он не подразумевает строжайших правил этикета в ущерб чьему-либо комфорту. И все же за десятилетия повсеместной деловой практики мир выработал несколько важных условий для проведения подобных мероприятий. Рассказываем о самых важных.
Приходить или нет?
Одно из самых больших заблуждений некоторых не слишком общительных сотрудников — святая вера в то, что на корпоративную вечеринку можно приходить «по желанию». Чтобы продемонстрировать, насколько такой подход неуважителен и груб по отношению к руководству, достаточно представить, как вы пропускаете любую другую вечеринку, несмотря на то, что хозяева уже рассчитали на вас меню, алкоголь, места и так далее. Не слишком вежливо, не так ли?
Ощущение «маленькой шестеренки в большой корпоративной машине», безусловно, может преследовать вас на любом корпоративе, однако здесь ключевую роль играет именно ваше отношение к компании — уважительное и лояльное. «Как бы вам ни хотелось пропустить праздник, вы обязаны прийти, — рассказывает порталу CIO эксперт по этикету Шерон Швайцер. — Обязательно к исполнению. Если не придете, то этот ваш шаг будет транслировать негативное сообщение руководству. Будьте уверены, оно все заметит».
Если же вы не можете посетить вечеринку по вполне объективным обстоятельствам, то не поставить никого в известность — не менее грубое нарушение. Отправьте ответ с благодарностями и объяснением или хотя бы просто свяжитесь с менеджером, — главное, сделать это заранее, а не в самый последний момент. В противном случае это может вызвать подозрения, будто вы, словно маленький школьник, придумываете причину не пойти.
Пунктуальность и тайминг
Другое не менее распространенное заблуждение относительно офисных праздников гласит, что в такой большой компании или корпорации никто и не заметит, если вы придете позже или уйдете раньше (ведь главное «засветиться», не так ли?). И пусть у вас есть самая веская причина для опоздания — допустим, вы, в отличие от коллег, слишком серьезно относитесь к работе и желаете сделать в короткий день как можно больше. Вот только рассчитывать на то, что руководство оценит ваше трудолюбие, стоит с вероятностью «50 на 50». Чего же оно совершенно точно не оценит, так это вашего халатного отношения к празднику, на который было затрачено немало сил и солидные бюджеты. В конце концов, неужели нельзя было оптимизироваться и закончить работу раньше?
Как правило, предусмотрительные организаторы закладывают небольшое количество времени под так называемый «сбор гостей» — обычно это около получаса. Прибыть на место необходимо именно в этот период, еще лучше — в течение первых 15-20 минут.
Прийти вовремя очень важно, еще и потому, что именно в начале вечеринки руководство обычно берет приветственное слово и поздравляет подчиненных. Пропустить эту часть мероприятия — значит, продемонстрировать начальству, что вы здесь только ради еды, алкоголя и развлечений.
Точно так же важно и вовремя уйти — не раньше и не позже. Следить за таймингом поможет смена блюд: допустим, если персонал ресторана или клуба уже подает десерт, то можно догадаться, что вечеринка скоро подойдет к концу. Если же официанты уже убирают посуду и начинают мыть полы, не сомневайтесь: вы очень сильно задержались. Вдвойне неприятно, если вы, расправляясь с очередным бокалом, пропустили момент, как вечеринку покидает руководство и организаторы: этикет обязывает прощаться с ними и благодарить их за вечер отдельно.
Дресс-код
Разумеется, многое зависит от самого дресс-кода компании, и именно на него стоит ориентироваться, выбирая наряд для корпоратива. Многие эксперты по этикету сходятся во мнении, что образ для вечеринки с коллегами должен быть немного наряднее вашего обычного делового костюма и уж точно исключать чрезмерную сексуальность (вроде глубоких декольте, коротких юбок и так далее). «Всю короткую, облегающую и откровенную одежду оставьте дома и сохраните для вечеринки, на которой не будет ваших коллег, — советует Шерон Швайцер. — Создавать профессиональный образ и так тяжело. Так что не стоит портить все за одну ночь».
Трудности начинаются, когда организаторы указывают особый дресс-код для вечеринки (узнать его можно, прочитав приглашение или связавшись с HR), и он очень далек от привычного вам делового шика. И если с требованиями вроде black tie или cocktail attire еще можно разобраться, то более креативные предложения, вроде «Старого Голливуда» или «90-х», могут заставить понервничать любого.
Соблюдать или не соблюдать? Ответ очевиден: конечно же, соблюдать, иначе могут обвинить в неуважении. А вот в какой мере придерживаться заданного дресс-кода, решать уже вам. Вы вполне можете как продумать свой наряд до мелочей, так и остановиться на общей цветовой гамме или аксессуарах.
Брать ли с собой супруга?
Этот вопрос также можно уточнить у руководства, но, как правило, если в приглашении не указано обратного, то сотрудник приходит на праздник один. Вообще, подобные вечеринки во многом нужно рассматривать не просто как обязательный сюрприз от компании, но и как типичное корпоративное мероприятие, призванное укрепить связи между коллегами, повысить лояльность к организации и так далее. Если же сотрудник приводит с собой супруга, возлюбленного или просто друга — есть шанс, что весь оставшийся вечер он или она проведет исключительно в его компании.
Общение
Одни его всячески избегают, другие с нетерпеньем ждут, но, так или иначе, общаться вам придется в любом случае. Пренебрегать короткими беседами не стоит — в конце концов, это один из самых эффективных способов обзавестись полезными связями, поближе познакомиться с начальством, выбить для себя новый проект и так далее.
Важный момент: корпоративная вечеринка — тот редкий шанс, когда вы можете лично увидеть CEO компании или кого-то из топового руководства и поговорить с ними.
Один из самых беспроигрышных вариантов — подойти к начальству и организаторам и поблагодарить их за великолепную вечеринку, отметив декор, меню или программу. «Как правило, офисные вечеринки организовывают целые команды людей, не говоря уже о боссах, которые за все это платят, — рассказывает американскому Forbes Джастин Лавель, эксперт по персональному брендингу. — Поэтому потратьте пару минут, чтобы поблагодарить их. Казалось бы, это мелочь, но сама по себе организация подобных мероприятий для таких людей идет в ущерб их рабочему времени. Поэтому они будут рады, если кто-то оценит их усилия. Просто вопрос вежливости».
Эксперты по этикету отмечают еще одно расхожее правило: разговоров о работе стоит избегать, ведь после и так утомительного рабочего дня такие темы ничуть не благоволят веселью. Категорически не рекомендуется также жаловаться на что-либо — будь то безобидные пробки или ваше недовольство офисами компании. Табу на негатив также распространяется и на обсуждение резонансных новостей о политике, экономике, религии и, конечно же, на любые сплетни.
Самые выигрышные темы: путешествия, культура, традиции, досуг. Соблюдая дистанцию, поговорить допустимо и о семейном — например, если коллега хвалит успехи своего ребенка в школе, можно попробовать расспросить его об этом подробнее.
«Пусть ваша беседа будет позитивной и длится всего 5-10 минут, — советует Шерон Швайцер. — На вечеринке вы празднуете успешное окончание года, так что веселое настроение — это обязательно».
Алкоголь и тосты
Пить или не пить на корпоративной вечеринке решаете только вы, но тут важно одно: если уж решили пить — то не переборщите, а если нет — то воздержитесь от фраз «алкоголь — это зло», «я принципиально не пью» и им подобных, дабы не смущать остальных. Некоторые эксперты советуют на подобных праздниках все же взять один бокал шампанского для тостов, а на протяжении вечера, если не хочется выпивать, выбирать безалкогольные напитки.
Вообще, тема алкоголя требует максимальной тактичности как от тех, кто пьет, так и от тех, кто воздерживается. Фраза «а чего это ты не пьешь?» смущает не меньше, чем «я вообще-то не пью». И уж точно не стоит настойчиво предлагать коллеге выпивку, если он или она отказывается.
Отдельное поле для демонстрации хороших манер — тосты. Скорее всего, ваше начальство во время банкета захочет выделить нескольких сотрудников и выпить за их достижения отдельно. «Если чествуют вашего коллегу, поднимите бокал в конце тоста и только после того, кто этот тост произносит, — дает наставления Шерон Швайцер. — После этого сделайте паузу: возможно, ваш коллега захочет произнести ответный тост». Если же поздравления посвящают вам, то тут тоже действуют свои правила. Например, пить за себя в этом случае не стоит (как, впрочем, и хлопать в свою честь), а после нужно обязательно сказать пару ответных приятных слов в благодарность.
Ваша компания устраивала вечеринку не только для того, чтобы вас накормить, поэтому не стоит, едва войдя в банкетный зал, набрасываться на еду, ни с кем не поздоровавшись. Самое лучшее решение, которое сотрудник может принять в день корпоратива, — поесть что-то высокоэнергетическое заранее, чтобы на самой вечеринке можно было спокойно поесть в хорошей компании, а не судорожно утолять голод, нагулянный в течение рабочего дня. По этим же причинам неприличным считается, если гости забирают еду и алкоголь «с собой».
Помимо этого, Шерон Швайцер советует также не забывать о базовых правилах этикета на приемах: не разговаривать, пока не прожевали пищу, не есть с мармита, пользоваться салфетками и всегда (!) следить за чистотой рук — на случай предвиденных и непредвиденных рукопожатий.
Фото и соцсети
Запечатлеть себя на корпоративной вечеринке не просто не возбраняется, но даже приветствуется. Никто не запрещает вам делать фотографии на свой фотоаппарат или смартфон, даже если компания уже наняла для этих целей профессионала. Правда, определенных правил все же придется придерживаться.
Далеко не каждый ваш коллега любит фотографироваться, а потому разрешения стоит спрашивать каждый раз (!), когда вы желаете поймать кого-то в объектив. То же касается и селфи: не стоит просто так подходить к человеку и сразу же делать кадр, ведь ваш напарник вполне может даже не успеть сориентироваться.
Отдельный момент касается соцсетей, особенно популярных в последнее время прямых трансляций и сториз. Снимать на видео и фотографировать коллег без их разрешения на танцполе, за столом, за барной стойкой и так далее — верх неуважения. В конце концов, нелестную публикацию с собой в главной роли они могут заметить лишь на утро — когда ее уже увидит добрая половина вашего коллектива. Чего доброго, возможно, для вас это было всего лишь развлечением, а человек может лишиться работы (примеры есть: «Как испортить карьеру одним постом в соцсети: 17 реальных историй»). То же касается и фотографий с вечеринки в «ленте»: согласовывайте публикацию со всеми, кто присутствует на снимке, и с пониманием относитесь к возможному отказу.
На следующий день
Вам очень повезет, если руководство задумает организовать корпоративную вечеринку в пятницу: будет время выспаться и прийти в себя за выходные. Но если вы гуляли всем офисом в один из будних дней, то утро после праздника может максимально не располагать к работе. Как правило, в этом случае у многих возникает соблазн позвонить шефу и взять больничный. Впрочем, действительно ли стоит это делать — еще большой вопрос, ведь с огромной долей вероятности ваш начальник все равно поймет истинную причину вашего «больничного». И не обрадуется этому, ведь так вы наносите ущерб рабочему процессу.
Более того, если корпоратив прошел по всем правилам и без чрезвычайных ситуаций, то на следующий день сотрудники должны испытывать не стыд и не смущение, а чувство сплоченности и товарищества. Непосредственно после вечеринки эти эмоции будут на пике, а потому быть в этот момент вместе с коллективом, а не в постели, — такой же жест учтивости и благодарности, как и прочие правила этикета.
И еще пять важных правил, которые стоит соблюдать на корпоративах и после них:
Небольшой лайфхак от Школы этикета в Нью-Йорке: войдя в помещение, не пытайтесь сразу юркнуть вглубь. Для начала отойдите немного вправо и задержитесь на месте. Это позволит вам отыскать глазами ключевых персон, с которыми стоит поговорить, а также даст остальным гостям возможность заметить вас.
Прогуливаясь по залу, держите бокал в левой руке. Тогда ваша правая рука будет свободна для рукопожатий, а также не будет неприятно холодной и мокрой.
Корпоратив — это, в том числе, танцы и конкурсы. Отказаться от них, конечно же, всегда можно, но не всегда вежливо. Вспомните, что поступаться принципами и перебарывать стеснение иногда приходится даже политикам и аристократам.