Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко

Перспектива в академическом рисунке. Почему без нее не обойтись?

Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть картинку Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Картинка про Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко

Знаете ли вы, как устроено наше зрительное восприятие? Почему при взгляде на абсолютно параллельные предметы, например, на рельсы, нам кажется, что они сходятся? Почему объекты, расположенные дальше, кажутся нам меньше по размеру? Если у вас есть ответы на эти вопросы, уверена, в рисовании вам будет легче чем тем, кто не понимает, к чему вся эта викторина. Наш мир — 3D, но плоскость листа 2D, так как же нам изображать так, чтобы передача увиденного не искажалась? Чтобы объем не исчезал, а размер оставался разумным… Звучит сложно, верно? Для упрощения подобных задач существуют законы перспективы. Любое увиденное изображение строится по определенным законам, при этом не имеет значения, что именно вы изображаете. Если не учитывать законы построения, объект, находящийся дальше, может стать большего размера, чем есть на самом деле. Если перспектива отсутствует, изображение выйдет нелогичным, несуразным и плоским. Перспектива в рисунке нужна для придания объема вашим предметам, помимо этого такую же роль выполняют светотень и пятна. Но перед тем, как строить и рисовать, стоит изучить теорию. Есть некоторые правила, когда вы их изучите и усвоите, ваш рисунок станет ближе к реалистичности. Для начала посмотрим, какие термины используются в перспективе. Самые важные из них:

Линия горизонта

Линия горизонта — это горизонтальная линия, проходящая на уровне глаз. Она меняется в зависимости от нашего местоположения. Например, на одном и том же натюрморте будут разные линии горизонта, если мы смотрим на него снизу и сверху.

Точка схода

Точка схода — это точка, на которой сходятся, удаляющиеся от наблюдателя, параллельные линии.

Перспектива

Перспектива сама по себе является иллюзией. Искаженным вариантом мира, который мы видим. Перспективе подвергается абсолютно каждый увиденный предмет.

Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть картинку Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Картинка про Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко

Есть несколько принципов для создания более грамотной линейной перспективы:

Самый простой вид изображения – линейная перспектива с одной точкой схода. Судя по названию, предмет будет находиться с фронтальной стороны. Некоторые грани будут параллельны, а другие – перпендикулярны линии горизонта. Линии, которые находятся параллельно лучу зрения, будут сходиться в одной точке. А те, что находятся под прямым углом к лучу зрения — не будут искажены.

Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть картинку Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Картинка про Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко(Синяя линия — линия горизонта; красная точка — точка схода)

Угловая перспектива

Это самый распространенный вид линейной перспективы, который характеризуется наличием двух точек схода, и более реалистичным изображением предмета, внешний вид которого наиболее соответствует тому, что человек видит в реальной жизни. Самый простой способ объяснить, снова показать на примере куба.

Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть картинку Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Картинка про Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве краткоМы смотрим на него со стороны грани. Тем самым, ребра сходятся в две разные точки схода. Некоторые линии на рисунке (в данном случае, боковые грани куба) останутся перпендикулярными линии горизонта. Такая перспектива встречается достаточно часто, т.к. в реальной жизни многие предметы мы видим именно с этого ракурса.

Трехточечная перспектива

Строить пространство можно даже используя три точки схода. Чаще всего этим видом пользуются архитекторы, изображают небоскребы, высокие здания и тому подобное. Точка схода, которая находится выше линии горизонта, называется зенит, а та, что ниже – надир. Данный вид перспективы интересен тем, что ни одна из линий не является параллельной картинной плоскости.

Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть картинку Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Картинка про Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко

После изучения теории, можно закрепить материал практикой. Что нужно для того чтобы начать? Сделаем вид, что мы с вами хотим изобразить кирпич фронтально.

Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть картинку Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Картинка про Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко

Как видите, рисовать в одноточечной перспективе несложно. Конечно, этот пример — очень простое упражнение на рисование фронтальной перспективы. Разберем также угловую перспективу (с двумя точками схода). Возьмем для изображения куб. Его лучше всего рисовать именно в угловой перспективе. Сядьте перед фигурой так, чтобы вам было видно три грани кубика. А реального размера ребро должно быть всего одно. (все остальные искажены в высоту или длину).

Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть картинку Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Картинка про Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко

Выясняем, где у нас линия горизонта, а где точки схода. Это самое важное. Наш куб не плоский,а объемный, поэтому мы намечаем пару линий, обозначающих его ширину. Помните, на уроках геометрии мы изучали то, что все стороны куба равны, в теории это действительно так. Но вот перспективе безразличны эти правила, так как все в ней это иллюзия восприятия. То есть не делайте все стороны одинаковыми по длине и высоте. Равными по размеру будут лишь те стороны, что параллельны друг другу и перпендикулярны земле, а главное те, которые не искажаются. (такое встречается лишь во фронтальной перспективе) Хотя бы на пару миллиметров одинаковые по логике ребра будут разниться. При угловой перспективе самым длинным ребром будет то, что ближе к нашему взгляду. То есть N1, его мы обязательно изображаем перпендикулярно полу, не нужно заваливать эти ребра.

Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть картинку Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Картинка про Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве краткоПосле установки главного ребра, из двух концов ведем линии к точкам схода. Влево и вправо. Тем самым образуя N2,N3,N4,N5. Отмеряем карандашом высоту ребра N1, далее прикладываем ту же высоту по новообразовавшимся линиям N2,N3,N4,N5, вспомните, что я писала выше. Не нужно делать их точь в точь одинаковыми, поэтому срезаем немного высоты, сославшись на сокращение размера в связи с отдаленностью линии. После отмеривания нужной длины (на глаз), ставим точки/ ориентиры, тем самым обрезая N2,N3,N4,N5. Из этих точек выходят вверх новые ребра нашего куба N6,N7. На пересечении N4 и N6, N5 и N7 образовались точки. Из этих точек мы ведем линии в точки схода. На пересечении данных линий N8 bN9 образовалась новая точка N12. Из нее ведем ребро вниз. Это есть глубина куба. Точно так же на пересечении N6 и N2, N7 и N3 образовались точки, из которых ведем линии к точкам схода. Они пересекаются, тем самым создавая ограниченные N10 и N11, а на их пересечении заканчивается самая дальняя грань куба.

На практике изображение предметов, следуя законам перспективы требует много внимания и знаний законов. Но все это сложно лишь тогда, когда только начинаешь учиться. После долгих часов работы и полном осознании того, что же все-таки такое эта ваша “перспектива” искажения на плоскости перестают казаться чем-то страшным, и становятся автоматически понятными. Поэтому мой вам совет, разглядывая работы великих мастеров, проекты архитекторов, чертежи зданий и тому подобное, старайтесь хотя бы пару минут посвятить тому, чтобы разобраться, где в работе линия горизонта, где точка схода, и сколько их вообще. А также при изображении предметов помните, чем грамотнее выполнено искажение, тем реалистичнее будет ваша работа. Хочу для сравнения показать вам примеры с перспективой и без. Подумайте, какие изображения более плоские?

Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть картинку Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Картинка про Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко

Ну, совсем элементарно.

Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть картинку Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Картинка про Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко
В первом варианте есть минимальная перспектива, но все же с плоскостями художник поработал очень плохо.

Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть картинку Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Картинка про Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко

Отойдем от примитивности, посмотрите на куда более профессиональные работы.

Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть картинку Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Картинка про Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве краткоРабота Левитана

Здесь перспектива является чуть ли не первостепенной. Обратите внимание на, казалось бы, одинаковые деревья. Цвет и форма почти идентичные, но ощущения “забора” не возникает. А все почему? Потому что применены все законы:

Идем далее. Клод Моне.

Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть картинку Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Картинка про Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве краткоОбратите внимание. Здесь одна точка схода. Изображение совсем отличается от предыдущего, но тем не менее законы те же. Свет попадает на передний план, а задний остается в тени, но даже это не помешало художнику справиться с пространством и создать объем.

Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть картинку Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Картинка про Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве краткоДве испанские дамы играют в шахматы. Из книги Альфонсо X Мудрого, 1283 г.

Что скажете насчет перспективы в этой работе? Верно. Ее нет. Это из-за того, что в средневековье данное понятие не было изучено, а художники его почти не применяли. Разве что на ощущениях. Шахматная доска вроде бы изображена, но совсем без рельефа, фигуры на доске непонятно как нарисованы в профиль и повернуты. Колонны развернуты под каким-то странным углом. Сами люди расположены неразумно. Грубо говоря, в одной картине есть несколько разных «точек зрения», глазу неприятно видеть эту работу со стороны восприятия, даже несмотря на то, что цветовое решение вполне себе неплохое. Вот это базовый набор знаний, касательно линейной перспективы и ее видов. Изучайте, рисуйте, пробуйте, совершенствуйтесь. Хотели бы познакомить вас с курсом «Основы рисунка». Вы научитесь рисовать как художник — вдохновенно и осознанно. Освоите разные техники и материалы: от графита и угля до масляных красок. Сможете создавать впечатляющие рисунки, следуя академическим правилам — или нарушая их.

Источник

ПЕРСПЕКТИВА

Разделяют несколько видов перспективы.

Виды перспективы:

* обратная ;

* сферическая ;

* параллельная ;

* эллиптическая ;

* панорамная ;

В обучении рисованию в реалистической или академической манере применяется линейная и воздушная перспектива, то есть правильное сокращение объектов в пространстве и точно переданные направления линий, а также распределение цвето-тональных отношений в иллюзорной глубине картины.

История развития перспективы как науки.

* Древний мир.
Первобытный человек мыслил предметную плоскость как лишённую объёма поверхность, поэтому древние изображения лишены перспективы в понимании глубины пространства. Художника в этот период интересовали сами объекты, а отношения между ними в пространстве изображались посредством приближения и удаления объектов друг от друга и частичного наложения друг на друга на картинной плоскости.
Первобытные художники и художники Древнего Востока использовали ярусную композицию и изображали персонажей и объекты фронтально и в профиль. Таким образом, это были не приёмы перспективы в чистом виде, а некие символические схемы для рисования. Для художника, в данном случае, важно не видимое в реале, а понимаемое им расположение объектов на плоскости листа.

* Древняя Греция.
Впервые некоторые положения перспективы как науки появляются в труде Евклида “Оптика”, поэтому можно смело утверждать, что отдельные положения и правила перспективы были знакомы древним грекам. Изображения-обманки во фресках Помпеи демонстрируют визуальные пространственные эффекты при помощи сокращения линий, уходящих вглубь изображения и осознанного наложения частей фигур друг на друга. Первые опыты освоения перспективы связаны с исследованием и открытиями в геометрии и развитием искусства театральных декораций. Построение перспективного пространства древнегреческими художниками подразумевало как одну, так и несколько точек схода, размещённых на одной вертикальной направляющей (так называемая “рыбья кость”).

* Средние Века.
В соответствии с условно-символическим пониманием реальности, перспектива мыслится как самостоятельное изображение пространства для каждого отдельного предмета или объекта. Изображаемые объекты представлены как бы видимыми с разных сторон одновременно. В искусстве Византии существовала обратная перспектива, по принципу которой объекты изображены видимыми с нескольких точек зрения и сокращающимися по мере приближения к первому плану.

* Искусство Востока (Япония, Китай).
Художники применяют так называемую параллельную перспективу, когда все параллели рисуются именно параллельными и не стремятся в точку схода, а все объекты изображены как будто с высоты птичьего полёта. Плоская декоративность сочетается с панорамностью изображения, обилием пустого пространства, а плановость определяется наложением объектов друг на друга.

Развитие науки стимулирует художников осваивать законы зрительского восприятия и новые способы реалистического изображения окружающего мира. Начинается тщательное изучение и научное обоснование сокращения форм и размеров объектов в пространстве, изменения их светлоты, цвета, контуров и размеров. Именно в эпоху Возрождения закладывается фундамент современной линейной перспективы. Первые попытки передачи видимых пространственных изменений относятся к периоду Проторенессанса (Джотто, Кавалли), но последовательная научная система обрела свой законченный вид в трудах Альберти, Брунеллески, Пьетро делла Франческа). Поэтому классическую линейную перспективу также называют Альбертиевской (costruzione legittima). Особое внимание изучению воздушной перспективы в теории и на практике уделил Леонардо да Винчи, продемонстрировавший в своей живописи способы передачи глубины пространства посредством изменения цвета и светлоты, а также смягчения краёв изображаемых объектов (сфумато).
Художники Северного Возрождения (Дюрер, братья ван Эйк) пытаются уйти от иллюзорного копирования реальности и концентрируют свои исследования на особенностях цветовой и тональной перспективы, как составляющих воздушной перспективы.

Источник

Перспектива и её виды в изобразительном искусстве

Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicereсмотреть сквозь, проникать взором) — техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний, формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.

Другими словами, перспектива ‑ это:

1. Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.

2. Способ изображения объёмных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве.

В зависимости от назначения создаваемого изображения и авторского видения объекта выделяют несколько основных видов перспективы.

Прямая линейная перспектива

Она рассчитана на неподвижную точку зрения и предполагает единую точку схождения на линии горизонта (предметы пропорционально уменьшаются по мере удаления их от переднего плана).

Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть картинку Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Картинка про Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко

Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости.

С учётом того, что линейная перспектива — это изображение, построенное на плоскости, плоскость может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально в зависимости от назначения перспективных изображений.

Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании картин (станковая живопись) и настенных панно (на стене внутри помещения или снаружи дома).

И.И. Шишкин. Кама близ Елабуги

Построение перспективных изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной живописи — росписи на наклонных фризах внутри помещения дворцовых сооружений и соборов. На наклонной картине в станковой живописи строят перспективные изображения высоких зданий с близкого расстояния или архитектурных объектов городского пейзажа с высоты птичьего полета.

Построение перспективных изображений на горизонтальной плоскости применяют при росписи потолков (плафонов). Известны, например, мозаичные изображения на овальных плафонах станции метро «Маяковская» художника А.А. Дейнеки. Изображения, построенные в перспективе на горизонтальной плоскости потолка, называют плафонной перспективой.

В наше время доминирует использование прямой линейной перспективы в большей степени из-за большей «реалистичности» такого изображения, в частности из-за использования данного вида проекции в 3D-играх.

В фотографии для получения линейной перспективы на снимке используют объективы с фокусным расстоянием приблизительно равным диагонали кадра. Для усиления эффекта линейной перспективы используют широкоугольные объективы, которые делают передний план более выпуклым, а для смягчения — длиннофокусные, которые уравнивают разницу размеров дальних и близких предметов.

Обратная линейная перспектива

Это вид перспективы, применявшийся, к примеру, в византийской и древнерусской живописи, когда предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя. Созданное изображение при этом имеет несколько горизонтов, точек зрения и другие особенности.

Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть картинку Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Картинка про Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко

При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от глаз, словно центр схождения линий находится не на горизонте, а внутри самого наблюдателя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишённой материальной конкретности форме.

Обратная перспектива имеет строгое описание, математически она равноценна прямой перспективе. Обратная перспектива возникла в позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра, икона, фреска, мозаика) как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. Интерес к обратной перспективе возрос в XX веке в связи с возрождением интереса к символизму и к средневековому художественному наследию.

Это изображение, строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровой) поверхности. Слово «панорама» в буквальном переводе означает «всё вижу», то есть это перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя.

При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра (или в центре шара), а линию горизонта — на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя. Поэтому при рассматривании панорам зритель должен находиться в центре круглого помещения, где, как правило, располагают смотровую площадку. Перспективные изображения на панораме объединяют с передним предметным планом, то есть с находящимися перед ней реальными предметами.

Общеизвестными являются панорамы «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Сталинградская битва».

Часть панорамы с реальными предметами, лежащими между цилиндрической поверхностью и зрителем, называют диорамой. В диорамах часто применяют подсветку для создания эффекта освещения.

Правила панорамной перспективы используют при рисовании картин и фресок на цилиндрических сводах и потолках, в нишах, на внешней поверхности цилиндрических ваз и сосудов, а также при создании цилиндрических и шаровых фотопанорам.

Аксонометрия (от др.-греч. ἄξων «ось» + μετρέω «измеряю») — один из видов перспективы, основанный на методе проецирования (получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги.

Аксонометрия, как и обратная перспектива, долгое время считалась несовершенной и, следовательно, аксонометрические изображения воспринимались как ремесленный, простительный в далекие эпохи способ изображения, не имеющий серьёзного научного обоснования. Однако при передаче видимого облика находящихся близко небольших предметов наиболее естественное изображение получается именно при обращении к аксонометрии.

Аксонометрия делится на три вида:

1. Изометрия (измерение по всем трём координатным осям одинаковое);

2. Диметрия (измерение по двум координатным осям одинаковое, а по третьей — другое);

3. Триметрия (измерение по всем трём осям различное).

Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть картинку Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Картинка про Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко

В каждом из этих видов проецирование может быть прямоугольным и косоугольным. Аксонометрия широко применяется в изданиях технической литературы и в научно-популярных книгах благодаря своей наглядности.

Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки, которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали.

При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схождения в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность. Каждая линия, не проходящая через центр, будучи продлённой, является полуэллипсом.

Воздушная (тональная) перспектива

Воздушная перспектива характеризуется исчезновением чёткости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом, глубина кажется более светлой, чем передний план.

Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой. Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречаются ещё у Леонардо да Винчи.

«Вещи на расстоянии, — писал он, — кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии. Не ограничивай вещи, отдалённые от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы».

Великий художник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нём видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…».

Воздушная перспектива зависит от влажности и запылённости воздуха и особенно во время тумана, на рассвете над водоёмом, горами, в пустыне или степи во время ветреной и пыльной погоды.

Академик Б.В. Раушенбах изучал, как человек воспринимает глубину наблюдаемого объекта в связи с бинокулярностью зрения, подвижностью точки наблюдения и постоянством формы предмета в подсознании. Он пришёл к выводу, что ближний план воспринимается в обратной перспективе, неглубокий дальний — в аксонометрической перспективе, дальний план — в прямой линейной перспективе.

Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Смотреть картинку Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Картинка про Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Фото Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко
Д. Каналетто. Вид на Большой Канал (Венеция)

Эта общая перспектива, соединившая обратную, аксонометрическую и прямую линейную перспективы, называется перцептивной.

Источник

«Перспектива и ее виды в изобразительном искусстве»

Перспе ктива и её виды в изобразительном искусстве.

Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь, проникать взором) — техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний, формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.

Другими словами, перспектива это:

1. Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.

2. Способ изображения объёмных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве.

В зависимости от назначения создаваемого изображения и авторского видения объекта выделяют несколько основных видов перспективы.

Прямая линейная перспектива

Она рассчитана на неподвижную точку зрения и предполагает единую точку схождения на линии горизонта (предметы пропорционально уменьшаются по мере удаления их от переднего плана).

Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости.

С учётом того, что линейная перспектива — это изображение, построенное на плоскости, плоскость может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально в зависимости от назначения перспективных изображений.

Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании картин (станковая живопись) и настенных панно (на стене внутри помещения или снаружи дома).

Построение перспективных изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной живописи — росписи на наклонных фризах внутри помещения дворцовых сооружений и соборов. На наклонной картине в станковой живописи строят перспективные изображения высоких зданий с близкого расстояния или архитектурных объектов городского пейзажа с высоты птичьего полета.

Построение перспективных изображений на горизонтальной плоскости применяют при росписи потолков (плафонов). Известны, например, мозаичные изображения на овальных плафонах станции метро «Маяковская» художника А.А. Дейнеки. Изображения, построенные в перспективе на горизонтальной плоскости потолка, называют плафонной перспективой.

В наше время доминирует использование прямой линейной перспективы в большей степени из-за большей «реалистичности» такого изображения, в частности из-за использования данного вида проекции в 3D-играх.

В фотографии для получения линейной перспективы на снимке используют объективы с фокусным расстоянием приблизительно равным диагонали кадра. Для усиления эффекта линейной перспективы используют широкоугольные объективы, которые делают передний план более выпуклым, а для смягчения — длиннофокусные, которые уравнивают разницу размеров дальних и близких предметов.

Обратная линейная перспектива

Это вид перспективы, применявшийся, к примеру, в византийской и древнерусской живописи, когда предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя. Созданное изображение при этом имеет несколько горизонтов, точек зрения и другие особенности.

При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от глаз, словно центр схождения линий находится не на горизонте, а внутри самого наблюдателя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишённой материальной конкретности форме.

Обратная перспектива имеет строгое описание, математически она равноценна прямой перспективе. Обратная перспектива возникла в позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра, икона, фреска, мозаика) как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. Интерес к обратной перспективе возрос в XX веке в связи с возрождением интереса к символизму и к средневековому художественному наследию.

Это изображение, строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровой) поверхности. Слово «панорама» в буквальном переводе означает «всё вижу», то есть это перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя.

При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра (или в центре шара), а линию горизонта — на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя. Поэтому при рассматривании панорам зритель должен находиться в центре круглого помещения, где, как правило, располагают смотровую площадку. Перспективные изображения на панораме объединяют с передним предметным планом, то есть с находящимися перед ней реальными предметами.

Общеизвестными являются панорамы «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Сталинградская битва».

Часть панорамы с реальными предметами, лежащими между цилиндрической поверхностью и зрителем, называют диорамой. В диорамах часто применяют подсветку для создания эффекта освещения.

Правила панорамной перспективы используют при рисовании картин и фресок на цилиндрических сводах и потолках, в нишах, на внешней поверхности цилиндрических ваз и сосудов, а также при создании цилиндрических и шаровых фотопанорам.

Аксонометрия (от др.-греч. ἄξων «ось» + μετρέω «измеряю») — один из видов перспективы, основанный на методе проецирования (получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги.

Аксонометрия, как и обратная перспектива, долгое время считалась несовершенной и, следовательно, аксонометрические изображения воспринимались как ремесленный, простительный в далекие эпохи способ изображения, не имеющий серьёзного научного обоснования. Однако при передаче видимого облика находящихся близко небольших предметов наиболее естественное изображение получается именно при обращении к аксонометрии.

Аксонометрия делится на три вида:

1. Изометрия (измерение по всем трём координатным осям одинаковое);

2. Диметрия (измерение по двум координатным осям одинаковое, а по третьей — другое);

3. Триметрия (измерение по всем трём осям различное).

В каждом из этих видов проецирование может быть прямоугольным и косоугольным. Аксонометрия широко применяется в изданиях технической литературы и в научно-популярных книгах благодаря своей наглядности.

Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки, которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали.

При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схождения в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность. Каждая линия, не проходящая через центр, будучи продлённой, является полуэллипсом.

Воздушная (тональная) перспектива

Воздушная перспектива характеризуется исчезновением чёткости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом, глубина кажется более светлой, чем передний план.

Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой. Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречаются ещё у Леонардо да Винчи.

«Вещи на расстоянии, — писал он, — кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии. Не ограничивай вещи, отдалённые от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы».

Великий художник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нём видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…».

Воздушная перспектива зависит от влажности и запылённости воздуха и особенно во время тумана, на рассвете над водоёмом, горами, в пустыне или степи во время ветреной и пыльной погоды.

Академик Б.В. Раушенбах изучал, как человек воспринимает глубину наблюдаемого объекта в связи с бинокулярностью зрения, подвижностью точки наблюдения и постоянством формы предмета в подсознании. Он пришёл к выводу, что ближний план воспринимается в обратной перспективе, неглубокий дальний — в аксонометрической перспективе, дальний план — в прямой линейной перспективе.

Эта общая перспектива, соединившая обратную, аксонометрическую и прямую линейную перспективы, называется перцептивной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *