Что такое педагогическая техника
Педагогическая техника
Смотреть что такое «Педагогическая техника» в других словарях:
Педагогическая техника — приемы и способы использования педагогом своих природных психофизиологических данных в целях совершенствования и обогащения педагогического процесса и повышения результативности воспитания и обучения учащихся. В состав педагогической техники… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА — используемый в рамках данной модели комплекс методов и средств обучения, направленный на гарантированное достижение учебной цели (В.В.Гузеев) … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Техника — совокупная характеристика навыков и приёмов, применяемая в какой либо деятельности, например, педагогическая техника специалиста; совокупность приёмов, применяемых в определённом деле, в педагогике при реализации кого либо метода, например,… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Педагогическая логистика — (англ. educational logistics) поддисциплина логистики, которая занимается менеджментом (управлением) педагогических потоков, исходя из принципов логистики (особенно «Точно в срок») и принципа простоты реальных систем Э. М. Голдратта (Eliyahu… … Википедия
Педагогическая риторика — одна из частных современных риторических дисциплин (см. риторика), теория эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения, а также практика ее оптимизации. Педагогика одна из сфер так называемой «повышенной речевой… … Педагогическое речеведение
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ — набор технологических процедур, обеспечивающих систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно воспитательного процесса. Педагогическая технология это не только использование технических средств в… … Профессиональное образование. Словарь
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ –1) — содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько); 2) описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков); 3) системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Техника педагогическая — совокупность педагогических средств и приёмов,которыми владеет педагог и которые позволяют ему эффективно решать педагогические задачи. (1) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ТЕХНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — комплекс общепедагогических и психол. умений учителя, обеспечивающих владение им собственным психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью и организацию пед. целесообразного общения … Педагогический словарь
ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания. Подобно психологии труда, инженерной, военной или клинической психологии, эту область иногда относят к прикладным отраслям психологии, целью которых… … Энциклопедия Кольера
Педагогическая техника как форма организации поведения педагога
Лена Свидрик
Педагогическая техника как форма организации поведения педагога
Думая о том, как стать хорошим педагогом, мы понимаем, что приходится работать над самим собой. Работа над собой – это труд, который занимает много времени. В этом труде педагог приобретает необходимые ему знания и умения.
Педагогу важно научиться владеть техникой речи, четко выражать свои мысли и чувства. В этом помогает ему умение управлять своим голосом, дикцией, дыханием, мимикой, пантомимикой. Так, можно сказать о том, что педагог настоящий артист в своей профессии.
Антон Семенович Макаренко (педагог) писал: «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым… вести себя так, чтобы каждое движение его – воспитывало».
Исходя из всего сказанного, мы можем сказать о том, что ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА – это приобретенные педагогом знания и умения, которые позволяют ему видеть, слышать, чувствовать своих воспитанников, и передавать им знания.
Юрий Петрович Азаров (писатель, доктор пед. наук) говорил, что:
1. Развитая педагогическая техника помогает педагогу выразить себя в своей педагогической деятельности, раскрыть все лучшие качества его личности.
Педагог, владеющий педагогической техникой, уже не отвлекается на поиски нужного слова или объяснение сказанного неудачно, он не мучается от потери голоса – все его силы уходят именно на творческий подход в деятельности.
Владея педагогической техникой, педагог может быстро и точно найти нужное слово, интонацию, взгляд, жест, а так же сохранить спокойствие в стрессовых ситуациях. В решение таких проблемных ситуаций, педагог удовлетворяет личные потребности в своей профессиональной деятельности.
2. Педагогическая техника оказывает развивающее воздействие на качества личности.
Важная особенность педагогических техник состоит в том, что они формируются на индивидуальных особенностях педагога, как психологических, так и физических. Так, мы можем говорить о том, что педагогическая техника зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья.
Но если, педагог будет:
— Работать над своей речью, у него будет развиваться мышление;
— Работать над овладением методами саморегуляции, у него будет развиваться эмоциональная уравновешенность;
— Постоянно использовать самонаблюдение, у него будет развиваться умение корректировать свои действия.
Хорошо, когда все умения педагога в области педагогической техники проявляются одновременно. Это помогает достичь наилучшего результата.
3. В процессе овладения педагогической техникой, педагог раскрывает все свои нравственные и эстетические позиции. Эти позиции показывают уровень культуры педагога (высокий, средний, низкий).
Культура педагога – это в первую очередь, культура личности. Такой человек способен брать на себя ответственность, регулировать конфликты, принимать совместные решения, принимать и уважать чужую культуру.
Культура личности формируется в процессе воспитания и обучения, под влиянием социальной среды и личной потребности в постоянном развитии.
Из всего сказанного, мы можем сказать о том, что педагогическая техника – это важный инструмент педагога, который он применяет ежедневно в своей деятельности.
«Мастерская» как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка в контексте ФГОС дошкольного образования В связи с введением ФГОС ДО меняются подходы организации деятельности в детском саду. Ведущим видом деятельности становится совместная деятельность.
Групповая форма организации учебной деятельности школьников на уроках географии Закон Российской Федерации «Об образовании» определяет: образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека,.
Игра как форма организации детей для проведения диагностических мероприятий по программе «Пермячок.ру» Хочу познакомить вас с игрой, которая разработана по прицепу игры твистер, предназначена для проведения в игровой увлекательной форме диагностических.
Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников В последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе.
Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольников Гусельникова Т. А., воспитатель; Мурашова М. Ю., воспитатель; Одинаева Б. В., воспитатель; МАДОУ «Детский сад №56» г. Балаково Саратовская.
Игра основная форма организации педагогического процесса. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». (М. Горький). Приказом Министерства образования и науки.
Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.
Сценарий родительского собрания «Компьютерные технологии как современная форма сотрудничества педагога с родителями» Сценарий родительского собрания в средней группе по теме «Компьютерные технологии, как современная форма сотрудничества педагога с семьей».
Электронное портфолио как творческая форма развития ИКТ-компетентности педагога МБДОУ «Центр развития ребенка – Октябрьский детский сад» Завьяловского района УР Старший воспитатель Черепанова Н. Л. Март 2016 год «Электронное.
Педагогическая техника
Педагогическая техника включает две группы умений:
Понятие «педагогическая техника» состоит из двух групп компонентов:
Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением:
— владение своим организмом (мимика и пантомимика),
— управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия),
— социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение),
— техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).
Вторая группа компонентов связана с умением воздействовать на личность и коллектив и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения:
— дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения;
— технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организация коллективных творческих дел.
Поскольку технология урока и воспитательного процесса будет рассматриваться в последующих темах, остановимся лишь на вопросах педагогической техники, связанных с организацией поведения педагога.
Исследования, проведенные рядом педагогов, выявили, что молодые педагоги очень часто допускают одни и те же ошибки.
Больше всего ошибок происходит от неумения побеседовать с учеником, его родителями, сдержать, или наоборот, проявить гнев, подавить неуверенность.
В сочинениях о первых уроках практиканты пишут, как неспокойны они за свою речь, как проявляют чрезмерную строгость, боялись доброжелательного тона, говорили скороговоркой, как бегали у доски и излишне жестикулировали, или стояли, окаменев и не знали, куда деть руки.
Педагогическая техника и пути овладения ею в деятельности учителя
Сайт: | Дистанционное образование Казанского федерального университета |
Курс: | Педагогическое мастерство |
Книга: | Педагогическая техника и пути овладения ею в деятельности учителя |
Оглавление
1. Педагогическая техника как форма организации поведения учителя
Размышляя об учителях, мастерах своего дела, мы задумываемся о том, в чем секрет их педагогического успеха, и понимаем, что он складывается в процессе работы над самим собой. Это долгий, кропотливый труд, отточенность приемов воздействия, искусная постановка и решение разнообразных практических задач. Это специальные умения, необходимые педагогу как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Каждый знает, как важно для педагога овладеть техникой речи, голосом. Говорить грамотно, красиво и понятно, выразительно интонировать свою речь, четко выражать в слове мысли и чувства, передавать точный жест и выразительный взгляд — это верный путь к успеху.
2. Понятие педагогической техники
3. Типичные ошибки молодого преподавателя
4. Педагогическое искусство
Под педагогическим искусством принято понимать совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твердой волей. Все это обеспечивает высокую эффективность и качество обучения, воспитания школьников.
Педагогическое искусство как целостное явление складывается из нескольких компонентов. Первый среди них система целей—ориентиров и стимулов. Цели делают осмысленной всю педагогическую деятельность и связывают все остальные ее компоненты в единое целое. Систему целей гуманистического воспитания определяет единый общечеловеческий и нравственно-эстетический идеал — всестороннее развитие личности, всех ее сущностных сил. Учителю необходимо четко представлять себе основные направления мировоззренческого, гражданского, умственного, правового, экологического, трудового, политехнического воспитания в их практическом взаимодействии. Организуя тот или иной вид учебно-воспитательной работы с детьми, учитель-мастер во всей полноте использует его воспитательные возможности.
Второй важнейший компонент педагогического искусства — глубокие знания о ребенке, накопленные педагогической социологией, психологией и физиологией. Для успешного педагогического труда необходимы данные, выводы, рекомендации смежных наук, разрабатываемые в двух направлениях.
Третий компонент — этико-эстетические принципы организации взаимоотношений с детьми. Они могут быть реализованы в практике педагогических отношений только личностью учителя-педагога через посредство его этико-эстетических качеств. Поэтому общечеловеческие нормальные свойства личности педагога необходимо дополнить, расширить, возвысить до уровня требований педагогической, воспитательной этики.
Педагогическое искусство, эффективность обучения и воспитания требуют, чтобы в отношениях между педагогами и детьми господствовала деловитость и организованность, дисциплинированность и инициативность. Успех в делах рождает психологическую совместимость, уверенность в силах, закрепляет положительные человеческие и деловые качества. Дети инстинктивно тянутся к педагогам деловым, подлинным профессионалам, умеющим увлекать полезными начинаниями, организовывать их, добиваться успеха. В процессе выполнения конкретных дел учащиеся очень быстро начинают понимать, что дисциплинированность и организованность —лучшее средство для достижения успеха в работе, что исполнительность как качество личности заключается не только в том, чтобы выполнить «указание», а в том, чтобы, проявив инициативу, сделать дело как можно лучше.
Принципом педагогического искусства является установление в коллективе высокой этичности и эстетичности стиля и тона отношений, охватывающих всю совокупность взаимодействия педагогов и детей. Стиль и тон являются, выражаясь языком искусства, нравственно-эстетической окраской и звучанием самих отношений.
Четвертый компонент педагогического искусства предполагает знание педагогом социологических характеристик ребенка и взаимоотношений детей в группе. Для педагогического искусства социологическая реальность всего лишь отправная точка для организованного педагогического действия. Социологические методики помогают воспитателю-мастеру даже в неорганизованном коллективе установить, кто из ребят является лидером, конформистом, нонконформистом, кто кому симпатизирует, а кто является отверженным. Но было бы большой ошибкой, опираясь на эти данные, формировать актив, строить всю организацию отношений с детьми.
Пятый компонент педагогического искусства — сведения из области искусствознания, сценического искусства, искусства звучащего слова. Искусство поведения, движения, жестов, мимики, интонаций, опирающееся на рекомендации сценического искусства, состоит в том, чтобы четко и искренне, с учетом психологии восприятия жизни детьми, выразить себя, оказать наиболее эффективное воздействие, повести школьников за собой. Педагог с помощью технических приемов, способов, мастерства общения раскрывает и ярко выражает правду жизненных, реальных отношений. Искусствознание, раскрывающее самую суть литературных, музыкальных, изобразительных, специфических экранных произведений, показывающее подлинную сущность и психологию человека, стимулы и мотивы его поведения, является для педагога одним из важнейших учебников человековедения. Для воспитателя освоение художественных образов-характеров является профессиональной необходимостью. Произведения искусства раскрывают характеры детей не в абстрактно-теоретических формулах, а в конкретно-исторических, живых образах, непосредственно вводящих взрослого человека в мир детства. Чем глубже учитель любой специальности погружается в мир искусства и искусствознания, тем ближе он к педагогическому искусству, к познанию детства и овладению педагогическим мастерством.
Немало дает педагогу и сценическое искусство. Оно ярко и убедительно показывает истинные отношения и психологические состояния человека. Та же задача и у педагога: выразить истину науки, нравственности, высшей справедливости, любви, красоты и свое нравственно-эстетическое отношение к жизни. Для этого, как и в условиях сценического искусства, педагогу необходимо научиться владеть собой, своими психическими состояниями, уметь проникнуть эмоционально и рационально в суть быстро возникающих и меняющихся ситуаций, овладевать ими, выражать свое отношение, принимать решения и последовательно проводить их в жизнь.
Слово — самое важное и мощное средство воздействия. Педагогу, если он хочет обладать авторитетом, необходимо в совершенстве владеть выразительной речью. Дети должны «слышать», что сказал педагог: требует он или просит, Смеется или шутит, наказывает или предупреждает, советует или запрещает, восторгается или ободряет, радуется или огорчается, гневается или журит, возмущается или удивляется, страдает или стыдится, призывает или размышляет. Множество чувств и оттенков, которые способен выразить педагог, накрепко западают в открытую и чувствительную детскую душу. Владея этим тончайшим инструментом — искусством звучащего слова, педагогу легче овладевать детским сознанием.
5. Умение управлять собой
Управление внутренним эмоциональным состоянием. Для учителя овладение способами и приемами психической саморегуляции является важнейшим условием становления и развития его профессионального мастерства. В повседневном труде педагог постоянно сталкивается с необходимостью регулирования своего внутреннего эмоционального состояния, так как труд учителя характеризуется большим нервно-психическим напряжением, иногда в нем присутствуют стрессовые ситуации, нарушающие здоровье, снижающие работоспособность, творческое отношение к работе. Кроме того, важнейшим средством обучения и воспитания является педагогически выразительный внешний вид учителя, а он – всегда производное от внутреннего эмоционального самочувствия. Поэтому формирование психической культуры педагога – дело необходимое и возможное. Наиболее значимыми для овладения умениями и навыками внутренней эмоциональной саморегуляции являются особенности типа высшей нервной деятельности человека и преобладающего темперамента. Именно они образуют природную основу для индивидуальной неповторимости личности. В человеке многое запрограммировано природой: органические процессы, действия инстинктов, динамика психофизических процессов. Они регулируются автоматически, без вмешательства сознания. Однако человек в состоянии влиять на свои психические особенности, может корригировать их действие в нужном направлении. Относительная свобода, независимость человека от природы, способность к саморегуляции как раз и есть одна из важнейших характеристик человеческой личности. Для человека важно научиться приспосабливать свои природные склонности: преобладающие особенности высшей нервной деятельности и темперамента к потребностям педагогической профессии. Вместе с тем он должен знать и уметь объективно оценивать не только типы своих ВНД (высшей нервной деятельности) и темперамента, но и особенности познавательных, эмоциональных и волевых процессов. Для этого необходимо владеть методиками самопознания, овладеть способами распознавания вышеназванных особенностей центральной нервной системы, ее функций. Ряд таких методик предложен в книге С.Б. Елканова «Профессиональное самовоспитание учителя». Среди них основными практическими методами являются наблюдение и самонаблюдение. Не менее важны различные психологические тесты. Эти методики направлены на самоопределение силы нервных процессов, их уравновешенности, подвижности, а также на выявление данных об особенностях темперамента. Подробный анализ собранных результатов позволяет определить сильные и слабые стороны полученных от природы индивидуальных особенностей ЦНС (центральной нервной системы) и определить задачи, которые необходимо решить для более оптимального их приспособления к требованиям педагогической деятельности. Учитель может обладать и сильной, и слабой нервной системой, любым типом темперамента, однако при этом соответствие его природных данных требованиям педагогической профессии будет различным, более или менее подходящим. Следовательно, индивидуальны должны быть и усилия педагога по приспособлению своих особенностей к требованиям профессии, по воспитанию педагогической культуры темперамента, по овладению мастерством саморегуляции своего внутреннего эмоционального состояния. Важнейшим профессиональным требованием к учителю в психологическом плане является умение сохранять эмоциональную устойчивость, иногда несмотря на неблагоприятные для этого условия. Эмоциональная устойчивость – это свойство психики, благодаря которому человек способен успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных условиях (по М.И. Дьяченко). Ее можно рассматривать не только как средство педагогической техники, но и как важный показатель высокого уровня квалификации учителя, так как эмоциональная устойчивость формируется на основе его глубоких профессиональных знаний, сформированных педагогических умений и навыков, развитых способностей к профессиональной деятельности. Исследования деятельности и личности учителя подтверждают, что эмоциональная устойчивость всегда присуща педагогам, имеющим хорошую профессиональную подготовку, поэтому уверенным в себе и самодостаточным. Ведь эмоциональная устойчивость вообще достигается и поддерживается при следующих условиях: – вера в собственные силы, осознанность действий; – большая степень информированности об обстоятельствах деятельности, о самой ее сущности и средствах достижения результата в ней (для достижения эмоциональной устойчивости учителю важно знать не только предмет и методику его преподавания, но и возрастные и индивидуальные особенности своих учеников, специфику классного коллектива; обстоятельства, в которых он должен работать, четко представлять себе конечный результат своей деятельности и т.д.); – владение умениями и навыками эмоционального самоуправления, приемами аутогенной тренировки (к ним относятся самооценка своего психофизического, эмоционального состояния, самовнушение, самоприказ, переключение и отвлечение своего внимания от источника стрессогенной ситуации; физические упражнения, направленные на снятие психологического напряжения: установление спокойного ритма дыхания, мгновенные релаксация и тонизирование тех или иных мышц тела, например, незаметное сжатие и разжатие ладоней рук, изменение ритма речи и движений и т.д.). Для овладения вышеназванными умениями и навыками необходимо психологическое образование и самообразование, работа со специальной литературой, а также практическое применение знаний в жизни, аутогенная тренировка. Психолог Ф.П. Мильруд утверждает, что недостаточная профессионально-психологическая подготовка к поведению в эмоциогенных ситуациях особенно ощущается среди начинающих учителей. Формами их педагогического воздействия на учащихся с целью устранения эмоциогенной ситуации в ряде случаев становится скандальный окрик, угроза, оскорбление ученика, изгнание из класса, что не снижает, а обостряет стрессовую ситуацию.
6. Управление эмоциональным состоянием
Учителю необходимо формировать умения и навыки собственной эмоциональной регуляции, которые помогают избрать верные педагогические действия в конфликтных ситуациях, не допустить своего эмоционального срыва, разрушающего авторитет педагога, снижающего его веру в свои профессиональные возможности и способности. Иногда неумение регулировать свое внутреннее эмоциональное состояние становится причиной разрушения физического здоровья.
Сформированные умения эмоциональной саморегуляции являются для педагога показателем уровня его профессиональной квалификации, важным средством педагогической деятельности, инструментом создания условий для сохранения своего психофизического здоровья.
К важнейшим способам эмоциональной саморегуляции относятся (по В. Леви)
– знание и аналитическое исследование основных причин нарушения эмоционального равновесия, что позволяет учителю быть психологически готовым к эмоциогенным ситуациям и сохранять в них психическое равновесие (типичные причины нарушения эмоциональной устойчивости – психофизические перегрузки педагога; не сложившиеся отношения с отдельными учениками или с классным коллективом в целом, с коллегами и администрацией школы; монотонность в работе, возникающая особенно в тех ситуациях, когда учитель работает в 3–4 классах одной параллели; бытовые и семейные неурядицы в жизни и т.д.);
– воспитание доброжелательности к людям, оптимистического мировоззрения, культивирование положительных эмоций;
– разрядка в деятельности;
– специальные психофизические упражнения (расслабление определенных мимических мышц на основе словесных самоприказов: «я вижу свое лицо», «мое лицо спокойно», «мышцы лба расслаблены», «мышцы щек расслаблены», «мышцы глаз расслаблены», «мое лицо как маска»; управление тонусом скелетной мускулатуры; приемы самоконтроля темпа своих психических реакций путем мысленного произнесения вопросов и самоприказов типа: «Как темп?», «Спокойно!» и т.д.; упражнения в плавных и медленных движениях независимо от эмоциональных состояний; совершенствование дыхания; психическая разрядка; способы отключения, переключения и отвлечения от источников эмоциогенного напряжения, самоубеждение и самовнушение и т.д.);
– аутогенная тренировка; она особенно полезна в сочетании с систематическими занятиями физической культурой, закаливанием организма и совершенствованием режима дня. Таким образом, воспитание психической культуры – дело не сиюминутное, требует ежедневной тренировки и глубокого осознания необходимости ее формирования для педагога.
7. Пантомимика. Мимика
Публичный характер общения начинающего педагога с аудиторией, как правило, вызывает у него ≪мышечные зажимы≫, чувства неуверенности, страха, скованности. Описательные жесты изображают, иллюстрируют ход мыслей. Они менее нужны, но встречаются часто. Гораздо важнее психологические жесты, выражающие чувства.
Следует учесть, что жесты, как и другие движения корпуса, чаше всего предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней. Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не скрещивать руки, повернуться лицом к слушателям.
Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогая сосредоточить внимание в аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.
Мимика — это искусство выражать свои мысли, чувства, настроения,
состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на обучающихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению.
Слушатели «читают» лицо педагога, угадывая его отношение, настроение, поэтому оно должно не только выражать, но и скрывать чувства. Наиболее выразительны на лице человека глаза — зеркало души.
Для развития ориентировки в осознании собственного поведения и поведения учащихся полезно знакомство с эталонами, представленными в работах психологов. Взгляд педагога должен быть обращен к слушателям, создавая визуальный контакт. Глубину эмоциональных переживаний можно изменять, влияя на их внешнее проявление, так как элементарный контроль за соматическими и вегетативными проявлениями эмоций ведет к их самокоррекции.
Молодому специалисту, который готовится к предстоящему занятию и ощущает состояние неуверенности и страха, желательно провести сеанс релаксации, добиваясь физического и психического расслабления. Аутогенная тренировка — своеобразная психофизическая гимнастика — должна стать обязательной для педагога наряду с дыхательной и артикуляционной зарядками. Не следует разочаровываться от неудач на первом же занятии. Здесь нужна систематичная работа, тренинг психофизического аппарата, который постепенно станет послушным орудием в педагогической деятельности.
Пантомимика — это движение тела, рук, ног, она помогает выделить главное, рисует образ. Педагогу необходимо выработать манеру правильно стоять перед обучающимися на занятии. Все движения и позы должны привлекать слушателей своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: покачивания взад-вперед, переминания с ноги на ногу, опоры на спинку стула, верчения в руках посторонних предметов, почесывания головы, потирания носа или уха.
Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и открытых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая жестикуляция. Различают жесты описательные и психологические.
Процесс восприятия и понимания речи педагога студентами тесно связан со сложным процессом учебного слушания, поэтому ясно, что процесс правильного восприятия слушателями учебного материала зависит от совершенства речи педагога. Молодежь чутка к речевым данным педагога. Некоторые считают, что голос и его тембр — только природный дар человека. Но современная экспериментальная физиология утверждает, что качество голоса можно коренным образом улучшить. Разработана система упражнений по технике речи, которая, опираясь главным образом на опыт театральной педагогики и представляя собой комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, позволяет педагогу донести до ученика все богатство содержания своего слова.
8. Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение педагогической техники.
2. Какие ошибки могут встречаться в деятельности молодого преподавателя?
3. Дайте определение педагогического искусства.
4. Перечислите основные компоненты педагогического искусства.
5. Влияет ли внешний вид к управлению внутреннего состояния учителя?
6. Что является важнейшим профессиональным требованием к учителю в психологическом плане?