Что такое пастораль в литературе

Значение слова «пастораль»

Что такое пастораль в литературе. Смотреть фото Что такое пастораль в литературе. Смотреть картинку Что такое пастораль в литературе. Картинка про Что такое пастораль в литературе. Фото Что такое пастораль в литературе

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Пасторальная музыка, к которой могут относиться как большие, так и малые произведения, посвящённая изображению природы или сельской жизни. Для музыкальной пасторали характерны размеры 6/8, 12/8, плавное спокойное движение мелодии, зачастую удваиваемое в терцию. Примеры пасторалей имеются в творчестве Антонио Вивальди, Доменико Скарлатти, Франсуа Куперена, Иоганна Себастьяна Баха и других композиторов. Известна также «Пасторальная симфония» Бетховена.

Опера, пантомима, балет, показывающие идеализированные картины сельской жизни. Пасторальные оперы писали Кристоф Виллибальд Глюк, Вольфганг Амадей Моцарт, Жан Батист Люлли, Жан Филипп Рамо.

Буколическая (от греч. βουκóλος, «пастух») поэзия античности, посвящённая изображению жизни пастухов. Синонимы — эклога и идиллия.

Вид европейской литературы, копирующий буколическое мировоззрение.

ПАСТОРА’ЛЬ, и, ж. [от латин. pastoralis — пастушеский]. 1. Произведение (преимущ. драматическое), идиллически изображающее простую пастушескую жизнь (истор. лит.). 2. Музыкальное произведение идиллического характера с преобладанием сельских мелодий (муз.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

пастора́ль

1. искусств. жанр в литературе и искусстве, поэтизирующий, идиллически представляющий мирную и простую сельскую, пастушескую жизнь

2. искусств. произведение такого жанра

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое пастораль в литературе. Смотреть фото Что такое пастораль в литературе. Смотреть картинку Что такое пастораль в литературе. Картинка про Что такое пастораль в литературе. Фото Что такое пастораль в литературеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова скучища (существительное):

Источник

Пастораль

Что такое пастораль в литературе. Смотреть фото Что такое пастораль в литературе. Смотреть картинку Что такое пастораль в литературе. Картинка про Что такое пастораль в литературе. Фото Что такое пастораль в литературе

Что такое пастораль в литературе. Смотреть фото Что такое пастораль в литературе. Смотреть картинку Что такое пастораль в литературе. Картинка про Что такое пастораль в литературе. Фото Что такое пастораль в литературе

Пастора́ль (фр. pastorale — пастушеский, сельский) — жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь. Пасторалью может называться:

Содержание

Пастораль в античной литературе

«Многие полагают, что буколическая, то есть пастушеская, поэзия (bucolicum carmen) впервые сложилась у сиракузских пастухов, а некоторые думают, что в Лакедемоне. Ведь когда персидский царь Ксеркс вступил в Грецию, то спартанские девушки в страхе перед врагом не осмелились ни выйти из города, ни отправить послов, но, согласно обычаю, они устроили сельский хор в честь Дианы: дабы не нарушить обряда, толпа пастухов прославляла царя импровизированным пением. „Буколическим“ же оно названо от слова „бык“, несмотря на то что в нем речи преимущественно овчаров и козопасов перемежаются песнями». [1]

Согласно Элиану, родоначальником буколической поэзии был Стесихор, [2] однако ни строчки из этого жанра у Стесихора не сохранилось.

Древнейшим представителем жанра пасторали считаются идиллии греческого поэта Феокрита, жившего в III в. до н. э. Феокриту подражали греческие поэты александрийской эпохи Бион и Мосх, римский поэт Вергилий, эклоги которого проникнуты не только пасторальной, но и политической тенденцией: главной их целью было прославление Августа.

Частью пасторальной топики надолго стали имена персонажей: Мирсон, Ликид, Галатея, Дафнис, Меналк, Комат, Аминт и др. Многие из них вошли впоследствии в римскую литературу (эклоги Вергилия), а также в пасторали новой европейской литературы.

К I веку н. э., относится новелла греческого софиста и философа Диона Хризостома. Хотя в этой новелле действующими лицами являются не пастухи, а охотники, тем не менее пасторальная тенденция выступает весьма ярко. Автор показывает, что деревенские бедняки не только счастливее, но и щедрее, добрее к ближнему, чем утопающие в роскоши городские богачи. Под влиянием новеллы Диона был написан знаменитый пастушеский любовный роман «Дафнис и Хлоя», приписываемый греческому писателю IV века н. э. Лонгу.

Древнейший памятник пасторальной поэзии на Западе Европы — «Амето» Боккаччо (1340); это нечто среднее между романом и драмой. Элемент античный — нимфы, дриады, поэтические состязания пастухов и т. п. — сливается здесь с элементом христианско-аллегорическим, возникшим под влиянием Данте и превратившим здоровую юношескую любовь Амето в идеальное поклонение и спиритуалистический восторг.

Пастораль в европейской литературе

«Аркадия»

Хотя в Амето описывается быт пастухов и охотников, но простая жизнь не противополагается жизни искусственной, городской. Наоборот, пасторальная тенденция сквозит в каждой строчке «Аркадии» Саннадзаро (1541). Автор откровенно высказывает её в предисловии, уверяя читателей, что лесные птицы, щебечущие в тени зелёных листьев, более пленяют наш слух, чем их городские сёстры, сидящие в раззолоченных клетках, что простые напевы пастухов бесконечно выше торжественных песен, которые раздаются в королевских дворцах и т. д. Саннадзаро ведёт рассказ от своего имени и повествует, как, гонимый несчастной любовью, он удалился в Аркадию и нашёл, на вершине горы Партения, прелестную долину, куда ежедневно сходились окрестные пастухи, упражнялись в стрельбе из лука, в метании копья, пели, танцевали, а по праздникам устраивали между собой поэтические состязания. Описание этих развлечений и составляет содержание и главный интерес романа. Разговоры пастухов слишком утонченны и совершенно не соответствуют их простому быту: они кажутся не настоящими пастухами, а переодетыми в платье пастухов дилетантами пастушеской жизни.

Несмотря на это, «Аркадия» имела громадный успех, выдержала в Италии в течение XVI века около 60 изданий и была переведена на многие европейские языки. Её очень хорошо знал Шекспир, заимствовавший оттуда имя Офелии.

В Италии влияние Аркадии особенно заметно в двух драматических пасторалях: «L’Aminta», Торквато Тассо (1583 г.) и «Pastor Fido», Гварини (1590 г.); в Испании «Аркадия» послужила образцом самому популярному пасторальному роману — «Диане» Хорхе де Монтемайора. Под влиянием «Аркадии» и «Дианы» с одной стороны и рыцарских романов Артурова цикла с другой написал свою «Аркадию» (1590) Филип Сидни. Его поэма стала любимой книгой мечтательных душ, искавших в ней забвения от земных страданий. Карл I, перед казнью, почти не выпускал из рук книги Сидни и любил читать своим приближённым поэтическую молитву заключенной в темницу Памелы, несчастья которой напоминали ему его собственные.

«Аркадия» Сидни была родоначальницей пасторального романа в Англии и вдохновила собой пасторальные романы Грина и Лоджа, послужившие источником для Шекспира; оттуда заимствовал Шекспир эпизод о Глостере и его сыновьях в «Короле Лире». Характеристике завистливого человека в «Аркадии» подражал Ричард Стиль в своём известном эпизоде о «Зависти»; несчастья Памелы и самое её имя были перенесены Ричардсоном в его знаменитый роман «Памела».

«Астрея»

В 1610 г. вышел в свет вдохновленный «Дианой» Монтемайора лучший из французских пасторальных романов — «Астрея», Оноре д’Юрфе.

Успех этого романа был велик: в пастухах и пастушках «Астреи» узнавало себя тогдашнее французское образованное общество. В 1616 г. вышла вторая часть романа, а в 1619 г. третья. Имя главного героя «Астреи», Селадона, сделалось в обществе нарицательным именем нежного и послушного любовника. Поклонники «Астреи» отправлялись в Форез — место действия романа — с тем, чтобы прочесть его среди обстановки, вдохновлявшей автора.

Слава «Астреи» не ограничивалась одной Францией: в 1624 г. д’Юрфе получил из Германии послание, подписанное 12 немецкими принцами и принцессами, которые приняли имена героев и героинь «Астреи», устроили на манер собраний, описанных в романе, Академию истинных любовников и просили автора принять в этой академии имя Селадона, так как никто из них не чувствовал себя достойным носить его.

Угасание

В XVII веке пасторальный роман во Франции сменяется романом героическим и реально-бытовым. Пасторальные темы затрагиваются в этот период лишь драматическими произведениями. В XVIII веке упадок жанра продолжается; единственными значимыми произведениями являются идиллии «Цюрихского Феокрита» Гесснера и некоторые стихотворения Андре Шенье. В XIX веке пасторальный жанр выходит из моды и практически прекращает своё существование, поскольку поэзия, помимо художественности, стала ставить себе широкие общественные задачи.

Источник

ПАСТОРАЛЬ

В Рос­сии пастораль раз­ви­ва­лась в фор­ме эк­ло­ги и пред­став­ле­на в твор­че­ст­ве А. П. Су­ма­ро­ко­ва (сборник «Ек­ло­ги», 1774 год), а так­же М.М. Хе­ра­ско­ва, А.А. Ржев­ско­го, И.Ф. Бо­гда­но­ви­ча, В.В. Кап­ни­ста.

В ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ке пас­то­раль­ность про­яви­лась в цик­ле кон­цер­тов «Вре­ме­на го­да» А. Ви­валь­ди, и другие. Пье­сы с названием «Пастораль» для кла­ве­си­на, ор­га­на, скрип­ки соз­да­ва­ли Д. Скар­лат­ти, Ф. Ку­пе­рен, Дж. Фре­ско­баль­ди, И.С. Бах. Основные чер­ты ин­ст­ру­мен­таль­ной пасторали: плав­ное дви­же­ние ме­ло­дии, за­час­тую па­рал­лель­ны­ми тер­ция­ми, ритм си­ци­лиа­ны, бур­дон в со­про­во­ж­де­нии. В сим­фо­нической му­зы­ке пасторали встре­ча­ет­ся как отдельная часть цик­лических про­из­ве­де­ния (например, «Сце­на в по­лях» из «Фан­та­сти­че­ской сим­фо­нии» Г. Бер­лио­за), а так­же как це­лый сим­фо­нический цикл (6-я («Пас­то­раль­ная») сим­фо­ния Л. ван Бет­хо­ве­на).

В даль­ней­шем пас­то­раль­ные мо­ти­вы объ­е­ди­ня­ют­ся с те­мой зо­ло­то­го ве­ка, эле­гическими мо­ти­ва­ми ут­ра­чен­но­го рая, мо­ло­до­сти, люб­ви, жиз­ни, сбли­жаю­щи­ми пастораль с ва­ни­тас (кар­ти­ны «Et in Arcadia ego» Гвер­чи­но (1622 год, Национальная га­ле­рея ста­ро­го искусства, Рим) и Н. Пус­се­на (1637-1638, Лувр)). Влия­ние пас­то­раль­но­го пей­за­жа чув­ст­ву­ет­ся в ви­дах Кам­па­нии К. Лор­ре­на, сце­нах народных празд­неств у фламанских ху­дож­ни­ков (Д. Те­нир­са Млад­ше­го и П.П. Ру­бен­са). В голландской жи­во­пи­си оно ощу­ти­мо в итальянских пей­за­жах Н. Бер­хе­ма, в кар­ти­нах Я.А. Бак­ке­ра и К. Кас­те­лейн­са.

В жи­во­пи­си французского ро­ко­ко пастораль транс­фор­ми­ро­ва­лась в жанр «га­лант­ных празд­неств» («f ̂etes galantes»), пред­став­ляю­щий изы­скан­ное об­ще­ст­во на при­ро­де: кар­ти­ны А. Ват­то, Ж.Б. Па­те­ра, Н. Лан­кре, Ф. Бу­ше, Ж.О. Фра­го­на­ра и другие; ил­лю­ст­ра­ции к пас­то­раль­ной литературе А. и Ш. А. Куа­пе­лей; так­же фар­фо­ро­вые ста­ту­эт­ки пас­туш­ков Май­сен­ской (И.И. Кенд­лер) и Севр­ской (Э. М. Фаль­ко­не) ма­ну­фак­тур. Пас­то­раль­ные мо­ти­вы в той или иной фор­ме (ино­гда в иро­ническом пе­ре­ос­мыс­ле­нии) при­сут­ст­ву­ют во мно­гих сти­лях и на­прав­ле­ни­ях искусства XIX-XX веков, от сен­ти­мен­та­лиз­ма и ро­ман­тиз­ма до на­ших дней.

Пас­то­раль­ная (бу­ко­ли­че­ская) те­ма рас­кры­ва­ет­ся и в са­до­во-пар­ко­вой ар­хи­тек­ту­ре конца XVIII века («Де­рев­ня» Ма­рии-Ан­туа­нет­ты в Вер­саль­ском пар­ке (1783-1786 годы, архитектор Р. Мик, художник Ю. Ро­бер), Берё­зо­вый до­мик в Гат­чи­не (1780-е годы), «Мо­лоч­ня» императрицы Ма­рии Фё­до­ров­ны в Пав­лов­ском пар­ке (1782 год, по про­ек­ту Ч. Ка­ме­ро­на)).

Источник

Значение слова пастораль

Словарь Ушакова

1. Произведение (преим. драматическое), идиллически изображающее простую пастушескую жизнь (ист. лит.).

2. Музыкальное произведение идиллического характера с преобладанием сельских мелодий (муз.).

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

(франц. pastorale от лат. pastoralis — пастушеский) — литературный жанр, рисующий идеализированную жизнь беззаботных пастухов и пастушек среди вечно прекрасной природы.

Рб: роды и жанры литературы

Пример: Лонг. «Дафнис и Хлоя» (III в. до н.э.)

* «Распространенная сюжетная схема пасторали такова: любовь галантного пастуха к жестокосердной пастушке или нимфе, перипетии любви, безмерные страдания чувствительного серд-ца и непременно счастливый конец» (И.В. Шталь). *

Словарь музыкальных терминов

(от лат. pastoralis — пастушеский)

1. Опера, пантомима или балет, идеализированно показывающие сцены сельской жизни.

2. Вокальная или инструментальная пьеса, рисующая картины приро­ды или сцены сельской жизни.

4. Вставная сцена в опере или другом спектакле, написана в стиле пастораль (1) — напр., пастораль из оперы «Пиковая дама» П. Чайковского.

Шекспировская энциклопедия

литературный и драматический жанр, берущий начало в произведениях античных поэтов (Теокрит, Вергилий). Воспевает жизнь простых деревенских жителей, в особенности пастухов и пастушек. Определяющей чертой пасторали является противопоставление придворной (городской) распущенности и деревенской простоты и праведности, идеализация сельской жизни, подчиненной только природным циклам, и ностальгия по Золотому веку.

Шекспир нередко использует приемы пасторали, но всегда в сложной и полемической манере. Наиболее явственно черты этого жанра прослеживаются в его пьесах *»Как вам это понравится» и *»Зимняя сказка».

* «Но именно так поступает научная фантастика в социологическом плане, когда малюет пасторальные и идиллические утопии». Фантастика и футурология *

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG pastorale)

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

ПАСТОРАЛЬ, и, ж. В европейском искусстве 1418 вв.: литературное или музыкальное произведение, идиллически изображающее жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.

| прил. пасторальный, ая, ое.

Источник

Пастораль

Пастораль это понятие, относящееся к произведениям европейской литературы 14-18 веков, развивающим идеи и образы античной буколики, а также непосредственного жанрового предшественника — пастурели 12-14 веков. Изначально заложенная в буколике возможность выражения смысла, превышающего ее непосредственное тематическое содержание (уже для Феокрита, ученого александрийца, значимо противопоставление природы и культуры), после эклог Вергилия становится характерной приметой Пастораля. Исполнена намеков и аллегорий Пастораль эпохи Возрождения: «Этот род сочинения, — писал Петрарка, давая объяснение содержания первой эклоги своих «Буколик» (1346-57), — невозможно понять без разъяснений самого сочинителя» (Петрарка Ф. Эстетические фрагменты). Аллегоризм ренессансной Пастораль сменяется пастушестким маскарадом в литературе 17 века (см. Маринизм, Гонгоризм, Прециозная литература), с ее подчеркнуто противостоящими «грубой» реальности аристократически-утонченными пастухами и пастушками в камзолах и кружевах. Распространившийся в Европе 18 веке стиль рококо, игривый, балансирующий на грани наивности и фривольности, с фарфоровыми пастушками в великосветских салонах, пейзажными парками с пастушескими хижинами и фермами (как устроенный в 1780-90-е Марией Фёдоровной в Павловске), культивирующий проникнутые анакреонтическим эстетизированным гедонизмом и изяществом малые поэтические формы — с нимфами, музами, грациями, Вакхом и Купидоном, — апофеоз Пастораля, но и последняя страница ее истории: Пастораль превращается в абсолютно условную форму литературной игры.

Основные жанровые формы Пастораля

Основными жанровыми формами Пастораля являются пасторальные эклога, элегия, драма, роман. Одним из первых к наследию древней буколической поэзии обращается Данте (1265-1321), затем — Ф.Петрарка (1304-74) и Дж.Боккаччо (1313-75), следовавшие в своих латинских эклогах Вергилию, но значительно углубившие иносказательность жанра. Столетие спустя в Италии создает свои эклоги Джованни Баттиста Спаньоли Мантуанский (1447-1516). Известность получают испанские эклоги X. дель Энсины (1469-1529) и Гарсиласо де ла Веги (1503-36); в Португалии эклоги пишет Луис де Камоэнс (1524-80); французская эклога 16 века представлена в творчестве К.Маро и поэтов «Плеяды» П.де Ронсара и Р.Белло; в Италии барочный образец жанра дает Дж.Марино (1569-1625). Наиболее ранние опыты пасторальной эклоги в Англии принадлежат А.Барклаю (1476-1552), однако самым удачным произведением стал включивший в себя 12 эклог «Пастушеский календарь» (1579) Э.Спенсера. Среди множества подражаний ему выделяются «Пастушеский венок» (1593) М.Дрейтона и «Британские пасторали» (1613-16) У.Брауна; «Пасторали» (1706) А.Филипса и «Пасторали» (1709) А.Поупа; приемы Спенсера пародийно переосмысляет Дж.Гей («Пастушеская неделя», 1714), автор и непасторальных «Городских эклог» (1720). Сочетанием восточной экзотики с буколическим топосом отмечены «Персидские эклоги» (1742) У.Коллинза.

Особое место в истории пасторальной эклоги занимает христианская ее разновидность, имеющая свои истоки как в 4-й эклоге Вергилия, где, вопреки пасторальной традиции, Золотой век помещен не в прошлое, а в будущее и связан с рождением дивного ребенка, так и в пасторальных мотивах евангельских повествований о рождении Христа и притче о добром пастыре, покинувшем стадо из 99 овец ради поисков заблудшей сотой. Пасторально-эмблематичен и жертвенный образ агнца Божия, кровью своей искупающего грехи человечества. Самой распространенной формой христианской Пасторали становится рождественская эклога. Намек на пасторальную интерпретацию Рождества содержится в написанной на латинском языке 11-й эклоге Боккаччо, однако первой полноценной разработкой темы и образцом для подражаний явилась латинская эклога Ф.Патрици «Рождение Христа» (1460). Создаются и целые циклы эклог, в основе которых — разные эпизоды из жизни Спасителя. Таков цикл из 12 эклог — «Священные эклоги» (1485) А.Джерардини. Появляются эклоги и на ветхозаветные темы. Автор 114 латинских эклог на сюжеты Ветхого и Нового заветов — нидерландский поэт Роберт Обризиус. В Англии рождественские эклоги пишут Дж.Милтон и А.Поуп. В Германии религиозные «Эклога о кровавом поте Христа», «Эклога, в которой пастухи рано утром славят Господа», «Пастушеская песнь о Христе и воскресение Христа» принадлежат перу Ф.Шпее (1591-1635); во Франции «Священные эклоги» (1659) создает Р.Рапен. От 1-й идиллии Феокрита, с ее песней о смерти мифического пастушеского божества Дафниса, подкрепленной «Плачем об Адонисе» Биона (2 век до н.э.) и «Плачем о Бионе», приписывавшимся Мосху (2 век до н.э.), но принадлежавшим скорее одному из учеников Биона, а также 5-й эклоги Вергилия идет традиция пасторальной элегииплача об умершем. Дань жанру отдали в Италии — Б.Кастильоне (1478-1529); во Франции — К.Маро (1496-1544); в Англии 16-19 веков — Спенсер, Милтон, Поуп, Филипс, Гей, П.Б.Шелли. В 20 веке эту традицию продолжил М.Арнолд («Тирсис», 1867).

Начало жанровой традиции пасторальной драмы связывают со «Сказанием об Орфее» (1480) А.Полициано, «Эгле» (1545) Дж.Чинтио, но, особенно, с «Жертвоприношением» (1554) А.де Беккари; за ними последовали «Аминта» (1573) Т.Тассо и трагикомедия Дж.Гварини «Верный пастух» (1580-83). Во Франции пасторальную драму, основанную на сюжете романа О.д’Юрфе «Астрея» (1607-18), пишет О.Ракан («Пастушеские сцены», 1625). Авторами английской драматургической П. стали Дж.Пиль («Суд Париса», 1581), Дж.Лили («Галатея», 1584), Дж.Флетчер («Верная пастушка», 1609), А.Рамзей («Благородный пастух», 1725). Существенное место пасторальные мотивы занимают в английской придворной пьесе-маске и в драматургии У.Шекспира («Два веронца», «Бесплодные усилия любви», обе 1594; «Как вам это понравится», 1599).

Пасторальный роман, восходящий, прежде всего, к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» (2-3 века) и предвосхищенный прозометрической, т.е. сочетающей стихи и прозу, Пастораль «Амето» (1341—42) Боккаччо (автора и пасторальной поэмы «Фьезоланские нимфы», 1344-46), расцветает в творчестве Я.Саннадзаро, «Аркадия» (1504) которого вызывает ряд подражаний: «Диана» (1559) Х.де Монтемайора в Португалии, «Галатея» (1585) М.де Сервантеса и «Аркадия» (1598) Лопе де Веги — в Испании. В большой степени под влиянием «Дианы» пишет во Франции свою «Астрею» д’Юрфе. Пародию на пасторальный роман создает Ш.Сорель («Сумасбродный пастух», 1627-28). Самый значительный английский пасторальный роман — «Аркадия» («Старая Аркадия», 1580; «Новая Аркадия», 1590) Ф.Сидни; ему подражали Р.Грин («Менафон», 1589) и Т.Лодж («Розалинда», 1590).

Немецкая Пастораль получает распространение первоначально в виде зингшпилей и оперы («Дафна», 1627, М.Опица; музыка Г.Шютца). Перу Опица принадлежит и прозометрическая «Пастораль о нимфе Герцинии» (1630). Немецкий пасторальный роман представлен анонимными «Аменой и Амандом» (1632), «Леориандром и Перелиной» (1642); «Адриатической Роземундой» (1645) Ф.Цезена. О популярности пасторальной тематики свидетельствует организованное в 1644 в Нюрнберге поэтическое общество «Пегницкий пастушеский и цветочный орден» во главе с Г.Ф.Гарсдёрфером и И.Клаем. В 18 веке Пастораль пишут поэты-анакреотики И.В.Л.Глейм, И.П.Уц, И.Н.Гётц, К. и Я.Шмидты.

Теоретическое осмысление Пасторали

Теоретическое осмысление Пасторали начинается с 16 века (Дж.Вида, «Поэтика», 1527; Ю.Ц.Скалигер, «Поэтика», 1561; предисловие и комментарии к изданному в 1579 «Пастушескому календарю» Спенсера, принадлежащие критику, скрывшемуся под инициалами Е.К.). Однако предметом довольно оживленных литературных споров Пастораль становится со второй половины 17 века, когда намечается ее явный кризис как формы, полностью исчерпавшей свои возможности, условной и нежизнеспособной. Реакцией на барочную Пастораль, особенно итальянскую и французскую, явилось выступление Рапена, в предисловии к своим «Священным эклогам» призывавшего вернуться к подражанию античным образцам (прежде всего, Вергилию) и изображению пастухов Золотого века. Против неоклассициста Рапена, в рамках развернувшегося во Франции Спора о древних и новых, направляет свое «Рассуждение об эклоге» (1688) рационалист Б.Фонтенель. Пастораль для Фонтенеля — приятная фантазия, удовлетворяющая человеческому стремлению к счастью, спокойной любви и праздности. Поэтому пастухи в Пасторали должны быть не столь примитивны, как в доисторические времена, но и не столь грубы, как современные: они должны быть отмечены печатью культуры. Полемика была продолжена в Англии, где сторонников находит как точка зрения Фонтенеля (Поуп, Гей), так и Рапена (Дж.Аддисон, Т.Тикелл). В Германии по поводу Пасторали высказывается в 1730 И.Х.Готшед, занявший компромиссную позицию: разделяя тезис Фонтенеля о принципиальной фиктивности пастухов, он в то же время солидаризуется с английскими неоклассицистами в требовании большей простоты изображения. К концепции Фонтенеля возвращается в 1746 И. А.Шлегель («О естественном в пасторалях»), но он уже вынужден признать, помимо собственно Пасторали, еще и «сельскую поэзию». С выходом в свет в 1756 «Идиллий» швейцарского поэта С.Геснера, принесших ему европейскую популярность, новой судьбой жанра, связанного с пасторальной топикой, и его более распространенным обозначением становится идиллия.

Пастораль в России

В России пасторальная эклога получает отражение в творчестве А.П.Сумарокова («Еклоги», 1774), а также в песенной книжной поэзии. Образец ее—стихотворение П.М.Карабанова «Сердца приобретаются искренностью» (1786), названное им впоследствии «Искренность пастушки», которое было использовано в пасторальной интермедии оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» (1890). Среди обращавшихся к Пасторали русских поэтов — М.М.Херасков (1733-1807), А.А.Ржевский (1737-1804), И.Ф.Богданович (1743-44 1803), В.В.Капнист (1758-1823).

Слово пастораль произошло от латинского pastoralis, что в переводе означает — пастушеский.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *