Что такое парламентский запрос
Статья 8. Парламентский запрос, депутатский запрос
Статья 8. Парламентский запрос, депутатский запрос
1. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе в порядке, определенном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации, направить парламентский запрос, а члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы депутатский запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, руководителям иных федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.
2. Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной форме на заседании палаты Федерального Собрания Российской Федерации или по согласованию с палатой в письменной форме не позднее чем через пятнадцать дней со дня получения парламентского запроса или в иной срок, установленный палатой Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Палата Федерального Собрания Российской Федерации в случае, если ответ на парламентский запрос признан неудовлетворительным, вправе принять решение о повторном направлении парламентского запроса.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона
Парламентский запрос
Парламентский запрос — обращение парламента или одной из его палат к государственному органу или должностному лицу за предоставлением информации по вопросам парламентской компетенции. Частный случай реализации интерпелляции — права законодательного органа задавать вопросы правительству. Один из инструментов парламентского контроля. Лицо или орган, к которому обращён запрос, обязано дать на него ответ в установленные законом сроки. Проект парламентского запроса выносится на рассмотрение палаты и принимается или отклоняется ею согласно принятым процедурам. Ответ на запрос оглашается на заседании палаты.
От парламентского запроса следует отличать депутатский запрос, представляющий собой реализацию того же права одним из депутатов в индивидуальном порядке. Такой запрос составляется и направляется депутатом ответственным органам или лицам самостоятельно. Он не требует утверждения или обсуждения всей палатой, а ответ на него не оглашается на заседании.
В зарубежных государствах статус парламентского запроса и связанные с ним процедуры могут существенно отличаться. Так, в финском парламенте запрос связан с процедурой вотума доверия правительству или конкретному министу-адресату. Получив в пятнадцатидневный срок ответ, депутаты обсуждают проблему и голосуют по вопросу о доверии соответствующему должностному лицу.
В британском парламенте для запросов правительству и отдельным его членам регулярно отводится специальное время — время запросов (англ. Question time ). Вопросы направляются правительству с предварительным уведомлением за 48 часов, а глава кабинета или ответственный министр отвечают на них устно на заседании палаты. Подобная процедура в парламентской практике стран постсоветского пространства получила название «правительственный час» и значительно отличается от принятого в этих государствах понимания парламентского запроса, представляющего собой письменный документ.
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Парламентский запрос» в других словарях:
ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАПРОС — (парламентский вопрос), форма контроля парламента (см. ПАРЛАМЕНТ) над деятельностью правительства в парламентарных государствах. Парламентские вопросы могут быть заданы депутатами письменно и устно. Регламент парламента устанавливает правила… … Энциклопедический словарь
Парламентский запрос — (англ, фр interpellation) в РФ принятое в установленном порядке обращение палаты Федерального Собрания РФ к Председателю или членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю ЦБР, Председателю ЦИК РФ, председателям др.… … Энциклопедия права
ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАПРОС — (parliamentary question) Вопрос, адресованный представителями законодательной власти министрам правительства. В английском парламенте устные вопросы с предварительным уведомлением за 48 часов задаются в специально отведенное для этого время – т.н … Политология. Словарь.
ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАПРОС — право палаты парламента обратиться к определенному законом кругу органов и их должностным лицам с целью получения информации по вопросам компетенции палаты. Согласно Регламенту Государственной Думы палата вправе направить П.з. Председателю… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
Парламентский запрос — (англ, фр interpellation) в РФ принятое в установленном порядке обращение палаты Федерального Собрания РФ к Председателю или членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю ЦБР, Председателю ЦИК РФ, председателям др.… … Большой юридический словарь
Парламентский запрос в Генеральную прокуратуру РФ — 11) парламентский запрос запрос, принятый соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации с соблюдением требований, предусмотренных ст. 18 Федерального закона О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной… … Официальная терминология
делавший парламентский запрос — прил., кол во синонимов: 2 • вносивший интерпелляцию (2) • интерпеллировавший (3) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов
Парламентский контроль — контроль парламента как органа законодательной власти за деятельностью исполнительной власти, прежде всего, правительства. Контрольные функции парламента, по мнению ряда исследователей, могут проявляться уже непосредственно в его законотворческой … Википедия
Запрос парламентский — см. Парламентский запрос … Энциклопедия права
Запрос парламентский — см. Парламентский запрос … Большой юридический словарь
Порядок подготовки и принятия парламентского запроса Совета Федерации (статьи 81–83)
Статья 81. Предложение о парламентском запросе Совета Федерации
1. Совет Федерации вправе направить парламентский запрос Совета Федерации Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, Председателю Счетной палаты Российской Федерации, руководителям федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц, с соблюдением требований о недопустимости вмешательства в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10 февраля 2016 года № 52-СФ).
2. Предложение о парламентском запросе Совета Федерации может вноситься на рассмотрение палаты Председателем Совета Федерации, первым заместителем Председателя Совета Федерации, заместителем Председателя Совета Федерации, комитетом Совета Федерации по вопросам его ведения, двумя сенаторами Российской Федерации, представляющими один субъект Российской Федерации, или группой сенаторов Российской Федерации численностью не менее пяти человек (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года № 152-СФ; от 29 апреля 2009 года № 149-СФ; от 27 декабря 2011 года № 568-СФ; от 15 июля 2020 года № 310-СФ).
Статья 82. Порядок подготовки и принятия постановления Совета Федерации о парламентском запросе
1. Проект постановления Совета Федерации о парламентском запросе Совета Федерации направляется инициаторами запроса Председателю Совета Федерации для включения вопроса в повестку дня очередного заседания Совета Федерации.
2. К проекту постановления палаты прилагаются проект парламентского запроса Совета Федерации, подготовленный в соответствии с требованиями, установленными настоящим Регламентом, а также иные документы и материалы. В проекте парламентского запроса Совета Федерации могут содержаться предложения о предпочтительной форме ответа на запрос: устной или письменной.
3. Совет Федерации принимает постановление о парламентском запросе Совета Федерации большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).
Статья 83. Ответ на парламентский запрос Совета Федерации
1. Устный ответ на парламентский запрос Совета Федерации должностное лицо дает на ближайшем заседании Совета Федерации или в установленный палатой срок.
2. Письменный ответ на парламентский запрос Совета Федерации должностное лицо направляет в Совет Федерации не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса Совета Федерации, если иной срок не установлен Советом Федерации.
3. Письменный ответ на парламентский запрос Совета Федерации оглашается председательствующим на заседании Совета Федерации. Копии письменного ответа направляются всем сенаторам Российской Федерации в течение пяти дней после его получения (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).
(Часть 3 1 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 декабря 2010 года № 556-СФ.)
4. Совет Федерации может принять решение о повторном направлении парламентского запроса, в случае если ответ на парламентский запрос признан неудовлетворительным.
(Часть 4 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 октября 2006 года № 308-СФ.)
ЗАПРОС ПАРЛАМЕНТСКИЙ
Парламентский запрос следует отличать от вопроса парламентария, который преследует цель получить информацию по какому-либо делу, интересующему данного парламентария или его избирателей, и ответ на который может быть предельно кратким: «да» или «нет».
Парламентский запрос, будучи поддержан палатой парламента, включается в её повестку дня с установлением срока для ответа. За ответом может последовать обсуждение предмета парламентского запроса в палате, которое в государствах с парламентарной или смешанной формой правления может завершиться голосованием доверия правительству, его главе или члену. В некоторых странах парламентские запросы именуются интерпелляциями. Они могут быть письменными и устными. В Германии парламентский запрос именуется большим запросом в отличие от малого запроса, имеющего целью получение от Федерального правительства какой-либо справки фактического характера; большой запрос включается в повестку дня бундестага по требованию какой-либо фракции или не менее 5% от общего числа депутатов, если Федеральное правительство отказывается дать ответ вообще или в ближайшие 3 недели.
В Федеральном собрании России различаются парламентский запрос, который может быть направлен только палатой, и депутатский запрос, инициатором которого может быть любой член Совета Федерации или депутат Государственной думы.
В соответствии с Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (1994) парламентский запрос может направляться в адрес Председателя Правительства Российской Федерации, члена Правительства, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и председателей других избирательных комиссий (председателей комиссий референдума), Председателя Счётной палаты Российской Федерации, руководителей иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования по вопросам, входящим в их компетенцию. Парламентский запрос принимается большинством голосов от общего числа членов соответствующей палаты. Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты) или в письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения запроса или в иной, установленный палатой срок. Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен парламентский запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности. Письменный ответ на парламентский запрос оглашается председательствующим на заседании соответствующей палаты. Копии письменного ответа направляются всем членам палаты, от имени которой был направлен парламентский запрос.
Запрос депутатский направляется парламентариями самостоятельно тем же должностным лицам по вопросам их компетенции и не требует оглашения на заседании соответствующей палаты. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок. Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов.
Вмешательство парламентариев в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность не допускается.
Что такое парламентский запрос
Статья 13. Парламентский запрос
1. Совет Федерации, Государственная Дума вправе направить парламентский запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, Председателю Счетной палаты Российской Федерации, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Парламентский запрос принимается большинством голосов от общего числа сенаторов или депутатов соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации срок. Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен парламентский запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности. Письменный ответ на парламентский запрос оглашается председательствующим на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Копии письменного ответа направляются всем членам палаты Федерального Собрания, от имени которой был направлен парламентский запрос.