Что такое парламентский запрос

Статья 8. Парламентский запрос, депутатский запрос

Статья 8. Парламентский запрос, депутатский запрос

1. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе в порядке, определенном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации, направить парламентский запрос, а члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы депутатский запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, руководителям иных федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.

2. Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной форме на заседании палаты Федерального Собрания Российской Федерации или по согласованию с палатой в письменной форме не позднее чем через пятнадцать дней со дня получения парламентского запроса или в иной срок, установленный палатой Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Палата Федерального Собрания Российской Федерации в случае, если ответ на парламентский запрос признан неудовлетворительным, вправе принять решение о повторном направлении парламентского запроса.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

Источник

Парламентский запрос

Парламентский запрос — обращение парламента или одной из его палат к государственному органу или должностному лицу за предоставлением информации по вопросам парламентской компетенции. Частный случай реализации интерпелляции — права законодательного органа задавать вопросы правительству. Один из инструментов парламентского контроля. Лицо или орган, к которому обращён запрос, обязано дать на него ответ в установленные законом сроки. Проект парламентского запроса выносится на рассмотрение палаты и принимается или отклоняется ею согласно принятым процедурам. Ответ на запрос оглашается на заседании палаты.

От парламентского запроса следует отличать депутатский запрос, представляющий собой реализацию того же права одним из депутатов в индивидуальном порядке. Такой запрос составляется и направляется депутатом ответственным органам или лицам самостоятельно. Он не требует утверждения или обсуждения всей палатой, а ответ на него не оглашается на заседании.

В зарубежных государствах статус парламентского запроса и связанные с ним процедуры могут существенно отличаться. Так, в финском парламенте запрос связан с процедурой вотума доверия правительству или конкретному министу-адресату. Получив в пятнадцатидневный срок ответ, депутаты обсуждают проблему и голосуют по вопросу о доверии соответствующему должностному лицу.

В британском парламенте для запросов правительству и отдельным его членам регулярно отводится специальное время — время запросов (англ. Question time ). Вопросы направляются правительству с предварительным уведомлением за 48 часов, а глава кабинета или ответственный министр отвечают на них устно на заседании палаты. Подобная процедура в парламентской практике стран постсоветского пространства получила название «правительственный час» и значительно отличается от принятого в этих государствах понимания парламентского запроса, представляющего собой письменный документ.

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Парламентский запрос» в других словарях:

ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАПРОС — (парламентский вопрос), форма контроля парламента (см. ПАРЛАМЕНТ) над деятельностью правительства в парламентарных государствах. Парламентские вопросы могут быть заданы депутатами письменно и устно. Регламент парламента устанавливает правила… … Энциклопедический словарь

Парламентский запрос — (англ, фр interpellation) в РФ принятое в установленном порядке обращение палаты Федерального Собрания РФ к Председателю или членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю ЦБР, Председателю ЦИК РФ, председателям др.… … Энциклопедия права

ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАПРОС — (parliamentary question) Вопрос, адресованный представителями законодательной власти министрам правительства. В английском парламенте устные вопросы с предварительным уведомлением за 48 часов задаются в специально отведенное для этого время – т.н … Политология. Словарь.

ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАПРОС — право палаты парламента обратиться к определенному законом кругу органов и их должностным лицам с целью получения информации по вопросам компетенции палаты. Согласно Регламенту Государственной Думы палата вправе направить П.з. Председателю… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Парламентский запрос — (англ, фр interpellation) в РФ принятое в установленном порядке обращение палаты Федерального Собрания РФ к Председателю или членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю ЦБР, Председателю ЦИК РФ, председателям др.… … Большой юридический словарь

Парламентский запрос в Генеральную прокуратуру РФ — 11) парламентский запрос запрос, принятый соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации с соблюдением требований, предусмотренных ст. 18 Федерального закона О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной… … Официальная терминология

делавший парламентский запрос — прил., кол во синонимов: 2 • вносивший интерпелляцию (2) • интерпеллировавший (3) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

Парламентский контроль — контроль парламента как органа законодательной власти за деятельностью исполнительной власти, прежде всего, правительства. Контрольные функции парламента, по мнению ряда исследователей, могут проявляться уже непосредственно в его законотворческой … Википедия

Запрос парламентский — см. Парламентский запрос … Энциклопедия права

Запрос парламентский — см. Парламентский запрос … Большой юридический словарь

Источник

Порядок подготовки и принятия парламентского запроса Совета Федерации (статьи 81–83)

Статья 81. Предложение о парламентском запросе Совета Федерации

1. Совет Федерации вправе направить парламентский запрос Совета Федерации Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, Председателю Счетной палаты Российской Федерации, руководителям федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц, с соблюдением требований о недопустимости вмешательства в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10 февраля 2016 года № 52-СФ).

2. Предложение о парламентском запросе Совета Федерации может вноситься на рассмотрение палаты Председателем Совета Федерации, первым заместителем Председателя Совета Федерации, заместителем Председателя Совета Федерации, комитетом Совета Федерации по вопросам его ведения, двумя сенаторами Российской Федерации, представляющими один субъект Российской Федерации, или группой сенаторов Российской Федерации численностью не менее пяти человек (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года № 152-СФ; от 29 апреля 2009 года № 149-СФ; от 27 декабря 2011 года № 568-СФ; от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

Статья 82. Порядок подготовки и принятия постановления Совета Федерации о парламентском запросе

1. Проект постановления Совета Федерации о парламентском запросе Совета Федерации направляется инициаторами запроса Председателю Совета Федерации для включения вопроса в повестку дня очередного заседания Совета Федерации.

2. К проекту постановления палаты прилагаются проект парламентского запроса Совета Федерации, подготовленный в соответствии с требованиями, установленными настоящим Регламентом, а также иные документы и материалы. В проекте парламентского запроса Совета Федерации могут содержаться предложения о предпочтительной форме ответа на запрос: устной или письменной.

3. Совет Федерации принимает постановление о парламентском запросе Совета Федерации большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

Статья 83. Ответ на парламентский запрос Совета Федерации

1. Устный ответ на парламентский запрос Совета Федерации должностное лицо дает на ближайшем заседании Совета Федерации или в установленный палатой срок.

2. Письменный ответ на парламентский запрос Совета Федерации должностное лицо направляет в Совет Федерации не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса Совета Федерации, если иной срок не установлен Советом Федерации.

3. Письменный ответ на парламентский запрос Совета Федерации оглашается председательствующим на заседании Совета Федерации. Копии письменного ответа направляются всем сенаторам Российской Федерации в течение пяти дней после его получения (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 2020 года № 310-СФ).

(Часть 3 1 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 декабря 2010 года № 556-СФ.)

4. Совет Федерации может принять решение о повторном направлении парламентского запроса, в случае если ответ на парламентский запрос признан неудовлетворительным.

(Часть 4 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 октября 2006 года № 308-СФ.)

Источник

ЗАПРОС ПАРЛАМЕНТСКИЙ

Парламентский запрос сле­ду­ет от­ли­чать от во­про­са пар­ла­мен­та­рия, ко­то­рый пре­сле­ду­ет цель по­лу­чить ин­фор­ма­цию по какому-либо де­лу, ин­те­ре­сую­ще­му дан­но­го пар­ла­мен­та­рия или его из­би­ра­те­лей, и от­вет на ко­то­рый мо­жет быть пре­дель­но крат­ким: «да» или «нет».

Парламентский запрос, бу­ду­чи под­дер­жан па­ла­той пар­ла­мен­та, вклю­ча­ет­ся в её по­ве­ст­ку дня с ус­та­нов­ле­ни­ем сро­ка для от­ве­та. За от­ве­том мо­жет по­сле­до­вать об­су­ж­де­ние пред­ме­та парламентского запроса в па­ла­те, ко­то­рое в го­су­дар­ст­вах с пар­ла­мен­тар­ной или сме­шан­ной фор­мой прав­ле­ния мо­жет за­вер­шить­ся го­ло­со­ва­ни­ем до­ве­рия пра­ви­тель­ст­ву, его гла­ве или чле­ну. В не­ко­то­рых стра­нах парламентские запросы име­ну­ют­ся ин­тер­пел­ля­ция­ми. Они мо­гут быть письменными и уст­ны­ми. В Гер­ма­нии парламентский запрос име­ну­ет­ся боль­шим за­про­сом в от­ли­чие от ма­ло­го за­про­са, имею­ще­го це­лью по­лу­че­ние от Фе­де­раль­но­го пра­ви­тель­ст­ва какой-либо справ­ки фак­тического ха­рак­те­ра; боль­шой за­прос вклю­ча­ет­ся в по­ве­ст­ку дня бун­дес­та­га по тре­бо­ва­нию какой-либо фрак­ции или не ме­нее 5% от об­ще­го чис­ла де­пу­та­тов, ес­ли Фе­де­раль­ное пра­ви­тель­ст­во от­ка­зы­ва­ет­ся дать от­вет во­об­ще или в бли­жай­шие 3 недели.

В Фе­де­раль­ном со­б­ра­нии Рос­сии раз­ли­ча­ют­ся парламентский запрос, ко­то­рый мо­жет быть на­прав­лен толь­ко па­ла­той, и де­пу­тат­ский за­прос, ини­циа­то­ром ко­то­ро­го мо­жет быть лю­бой член Со­ве­та Фе­де­ра­ции или де­пу­тат Государственной ду­мы.

В со­от­вет­ст­вии с Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О ста­ту­се чле­на Со­ве­та Фе­де­ра­ции и ста­ту­се де­пу­та­та Го­су­дар­ст­вен­ной Ду­мы Фе­де­раль­но­го Со­б­ра­ния Российской Федерации» (1994) парламентский запрос мо­жет на­прав­лять­ся в ад­рес Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ст­ва Российской Федерации, чле­на Пра­ви­тель­ст­ва, Ге­не­раль­но­го про­ку­ро­ра Российской Федерации, Пред­се­да­те­ля Цен­траль­но­го бан­ка Российской Федерации, Пред­се­да­те­ля Цен­траль­ной из­би­ра­тель­ной ко­мис­сии Российской Федерации и пред­се­да­те­лей других из­би­ра­тель­ных ко­мис­сий (пред­се­да­те­лей ко­мис­сий ре­фе­рен­ду­ма), Пред­се­да­те­ля Счёт­ной па­ла­ты Российской Федерации, ру­ко­во­ди­те­лей иных фе­де­раль­ных ор­га­нов государственной вла­сти, ор­га­нов государственной вла­сти субъ­ек­тов Российской Федерации и ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, а так­же Пен­си­он­но­го фон­да Российской Федерации, Фон­да со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния Российской Федерации, Фе­де­раль­но­го фон­да обя­зательного медицинского стра­хо­ва­ния по во­про­сам, вхо­дя­щим в их ком­пе­тен­цию. Парламентский запрос при­ни­ма­ет­ся боль­шин­ст­вом го­ло­сов от об­ще­го чис­ла чле­нов со­от­вет­ствую­щей па­ла­ты. Долж­но­ст­ное ли­цо, ко­то­ро­му на­прав­лен парламентский запрос, долж­но дать от­вет на не­го в уст­ной (на за­се­да­нии со­от­вет­ст­вую­щей па­ла­ты) или в письменной фор­ме не позд­нее чем че­рез 15 дней со дня по­лу­че­ния за­про­са или в иной, ус­та­нов­лен­ный па­ла­той срок. От­вет дол­жен быть под­пи­сан тем долж­но­ст­ным ли­цом, ко­то­ро­му на­прав­лен парламентский запрос, ли­бо ли­цом, вре­мен­но ис­пол­няю­щим его обя­зан­но­сти. Письменный от­вет на парламентский запрос ог­ла­ша­ет­ся пред­се­да­тель­ст­вую­щим на за­се­да­нии со­от­вет­ст­вую­щей па­ла­ты. Ко­пии письменного от­ве­та на­прав­ля­ют­ся всем чле­нам па­ла­ты, от име­ни ко­то­рой был на­прав­лен пар­ла­мент­ский за­прос.

За­прос де­пу­тат­ский на­прав­ля­ет­ся пар­ла­мен­та­рия­ми са­мо­стоя­тель­но тем же долж­но­ст­ным ли­цам по во­про­сам их ком­пе­тен­ции и не тре­бу­ет ог­ла­ше­ния на за­се­да­нии со­от­вет­ст­вую­щей па­ла­ты. Долж­но­ст­ное ли­цо, ко­то­ро­му на­прав­лен за­прос, долж­но дать от­вет на не­го в письменной фор­ме не позд­нее чем че­рез 30 дней со дня его по­лу­че­ния или в иной, со­гла­со­ван­ный с ини­циа­то­ром за­про­са срок. Ини­циа­тор за­про­са име­ет пра­во при­ни­мать не­по­сред­ст­вен­ное уча­стие в рас­смот­ре­нии по­став­лен­ных им в за­про­се во­про­сов, в том числе на за­кры­тых за­се­да­ни­ях со­от­вет­ст­вую­щих ор­га­нов.

Вме­ша­тель­ст­во пар­ла­мен­та­ри­ев в опе­ра­тив­но-ро­зы­ск­ную, уго­лов­но-про­цес­су­аль­ную дея­тель­ность ор­га­нов доз­на­ния, сле­до­ва­те­лей и су­деб­ную дея­тель­ность не до­пус­ка­ет­ся.

Источник

Что такое парламентский запрос

Статья 13. Парламентский запрос

1. Совет Федерации, Государственная Дума вправе направить парламентский запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, Председателю Счетной палаты Российской Федерации, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Парламентский запрос принимается большинством голосов от общего числа сенаторов или депутатов соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации срок. Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен парламентский запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности. Письменный ответ на парламентский запрос оглашается председательствующим на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Копии письменного ответа направляются всем членам палаты Федерального Собрания, от имени которой был направлен парламентский запрос.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *