к какой сфере деятельности относится ателье
Бизнес-план для ателье
Казалось бы, кому могут потребоваться услуги ателье, если рынок переполнен магазинами одежды. Покупатель может сразу выбрать ту вещь, которая ему нравится, без дополнительного обращения к портным. На практике ситуация носит противоположный характер. Услуги мастеров нитки и иголки становятся все более популярными, принося владельцам точки неплохую прибыль. Бизнес-план ателье предусматривает детальный разбор каждого из этапов, чтобы предприниматель начал получать прибыль уже с первого месяца работы.
Ателье как бизнес: цели проекта, актуальность
Практически каждый знает, что такое ателье, а более 50% жителей хотя бы раз обращались за какой-либо услугой. Однако мало кто догадывается, что в каждой мастерской, помимо случайных посетителей, имеется перечень постоянных клиентов, регулярно обращающихся к портному. В этом и состоит актуальность бизнеса в целом – спрос на услуги есть, и он растет с каждым днем.
Цель проекта – открытие ателье в городе с численностью населения 500 000 человек.
Задачи – предоставление широкого спектра услуг, начиная от элементарного ремонта одежды и заканчивая пошивом вещей на заказ.
Способы реализации – использование собственных или заемных средств для осуществления идеи.
Срок окупаемость бизнеса – 6–8 месяцев.
Чем больше населенный пункт, тем выше вероятность успешности проекта, но в этом случае всегда нужно помнить о конкуренции. К примеру, в маленьком городке (до 50 000 жителей) может вовсе не быть полноценного ателье, но люди при этом обращаются к знакомым или к мастерам, работающим на дому. На основе этого организация официального ателье с широким перечнем услуг будет достаточно актуальным и прибыльным делом.
Любой крупный город уже имеет несколько ателье (нередко их количество превышает 40–50 единиц на полмиллиона жителей), но нельзя сказать чтобы рынок был переполнен. Пошив и ремонт одежды – это та сфера услуг, которая предусматривает близкое расположение к дому и доступность в ценовом сегменте. Именно поэтому всегда можно найти место для открытия нового бизнеса без конкурентов поблизости.
Перечень услуг ателье по пошиву и ремонту одежды
Среднестатистическое ателье предоставляет следующие виды услуг:
Справка: особой популярностью пользуются услуги по корректировке праздничной одежды (свадебные костюмы, платья), что стоит намного дороже, чем повседневная работа.
Пошив индивидуальной одежды на заказ – востребованная и дорогая услуга, пользующаяся широким спросом. В этом случае потребуется отдельный специалист.
Анализ рынка: оценка конкуренции и рисков
Конкуренция в сфере услуг по ремонту одежды невысокая, но она присутствует. Для начала следует определить количество ателье в конкретном районе, где планируется организация бизнеса. Более точную информацию можно получить на основе онлайн-карт в интернете. Достаточно указать необходимый запрос, и система выдаст все заведения с адресом нахождения, режимом работы и контактными данными.
Далее имеет смысл лично осмотреться в предполагаемом районе для определения потенциальных конкурентов.
Справка. Конкурент конкуренту рознь. И это следует понимать с самого начала. Одни ателье располагаются во дворах многоквартирных домов, имеют площадь 3–4 кв. м и предлагают минимальный набор услуг. Другие находятся в открытом месте и обслуживают основную часть населения. Именно таких конкурентов и стоит учитывать.
Для получения более полной информации можно посетить несколько точек и выяснить:
Сведения помогут в организации собственного дела, а также прояснят ситуацию насчет конкурентоспособности заведения.
Риски, связанные с открытием ателье:
Бизнес-план ателье – важная составляющая. Стратегия открытия собственного бизнеса предусматривает соблюдение каждого этапа.
Организация бизнеса: пошаговое руководство
Регистрация деятельности
Услуги по ремонту одежды не требуют регистрации юридического лица. Бизнесмену достаточно открыть ИП, что намного проще и удобнее. Стоимость лицензии – 800 рублей (госпошлина). Период оформления документов – 5 дней.
Основной код ОКВЭД – 93.5 (предоставление услуг населению). Также можно выбрать несколько дополнительных, например 18.24 (пошив прочей одежды и аксессуаров).
Система налогообложения – УСН 6%.
Далее необходимо обратиться в Роспотребнадзор и МЧС для получения разрешительной документации на ведение бизнеса. Для этого необходимо предоставить:
Поиск помещения
Основные требования к помещению под ателье:
Месторасположение – один из основных факторов, влияющих на количество клиентов и прибыль. В качестве ателье можно использовать цокольное помещение многоквартирного дома или первый этаж, сдаваемый под нежилой фонд. Месторасположение будет удачным, если:
Покупка оборудования
Для открытия ателье предпринимателю нужно купить:
В будущем потребуется прямоточная машина, подшивочная техника, скорняжная машина для работы с меховыми изделиями.
Персонал
На старте открытия ателье достаточно двух сотрудников по швейному мастерству. В будущем потребуется закройщик и швея на индивидуальные заказы.
Требования к персоналу:
Искать работников можно по объявлениям в интернете, газетах или среди выпускников швейных курсов.
Реклама ателье: как привлечь больше клиентов и удержать их?
Маркетинговый план ателье предусматривает разнообразные способы привлечения клиентов:
Финансовый план компании
Инвестиции и текущие расходы
На старте организации бизнеса предусматриваются следующие расходы (в рублях):
Итог: 635 000 рублей.
Ежемесячные траты (в рублях):
Итог: 135 000 рублей.
Доходы и расчет прибыли, окупаемость и рентабельность проекта
Доходы ателье зависят от количества клиентов в день и месяц. К примеру, среднее количество человек, посещающих ателье в день, составляет 15. Примерный чек варьируется в пределе от 500 до 1 000–1 500 рублей. Дневная выручка составит 10–15 тысяч рублей. Месячная – 300–450 тысяч.
Стоит учитывать сезонность бизнеса – перед праздниками и сменой времен года люди чаще обращаются в ателье, чем в обычное время. Особенно это касается 1 сентября, перехода с летней одежды на осеннюю и т. д. В это время поток клиентов значительно увеличивается.
Расчет чистой прибыли производится по простой формуле – из общего дохода вычитаются обязательные траты.
300 000-135 000=165 000 рублей.
Не стоит забывать о налоговых вычетах – минус 6%, благодаря чему чистый доход составляет 155 100 рублей.
Рентабельность – отношение чистого дохода к грязному, умноженное на 100%.
R=155 100/300 000*100=51%
На основе проведенных расчетов ателье окупится через 5–6 месяцев. На практике этот период может увеличиться до года, ведь на раскрутку бизнеса требуется время. Первые 1–2 месяца клиентов будет не так много, как хотелось бы. Но в любом случае бизнес будет работать в плюс, а значит, окупать сам себя и приносить стабильный доход.
Бизнес-план при организации ателье играет основную роль, потому что без предварительной оценки действий невозможно сказать, окажется дело прибыльным или убыточным. Финансовые расчеты вложений и потенциальной прибыли всегда являются индивидуальными показателями, на которые влияют и населенный пункт, и месторасположение, и способы рекламы бизнеса.
Готовый бизнес-план для ателье одежды
165 000 ₽
30 000 ₽
9 месяцев
Главная задача бизнес-плана — сориентировать предпринимателя по инвестициям, оборудованию и срокам окупаемости. В статье мы даем готовый бизнес-план для ателье по ремонту одежды, но его наполнение нужно корректировать самим в зависимости от региона, района города и системы налогообложения.
165 000 рублей — инвестиции для открытия ателье одежды
Инвестиции в ателье, или инвестиционные затраты — это те вложения, которые делаются один раз и долго позволяют получать прибыль. К ним относятся расходы на оборудование, мебель и ремонт помещения.
Оборудование. Для открытия ателье одежды нужно закупить швейные машинки, оверлок, манекен, принадлежности для глажки и расходники.
Оборудование
Что учесть
Ориентировочная цена
Манекен должен раздвигаться от 42-го до 54-го размера
Оверлок с роликовым швом
Стоит взять такую модель, в которой будет сочетаться оверлок и роликовый шов, а не покупать их по отдельности
Швейная машина Джаноме, Janome
Машинка модели Джаноме редко ломается, и в ней есть все функции для портного
Раскройный стол, 150 на 200 см
Стол всегда делают на заказ. В нем нужно предусмотреть отделения для расходников и тканей
Промышленная машина для средних и тяжелых тканей, прямострочная
Обычные машинки не справляются с тяжелыми тканями, поэтому нужна промышленная. Подойдет машинка фирмы Джуки, Juki
Утюг-парогенератор с деликатной системой глажки
Качественный утюг позволит хорошо проглаживать швы, чтобы изделие не поехало
Лучше выбирать японские, чтобы резать ткани быстро и легко
На доске лучше не экономить, потому что в ателье много времени уходит на глажку изделий
Станок для установки кнопок и люверсов
Понадобится для ремонта джинсов, курток, брюк
Для старта нужно взять по четыре больших бобины белого, черного, бежевого, серого и синего цветов. Каждая бобина стоит около 120 рублей
Молнии: курточные, джинсовые, потайные
Самые ходовые цвета: белый, черный, серый
Хорошо идут серебро и темная латунь, а золото лучше не покупать
Дублерин, клеевые, синтепон
Всегда должны быть в наличии, часто используются для ремонта одежды
Стенд для хранения набора ниток
Можно сделать самим из досок ДСП
Итого
113 000 ₽
Аренда и ремонт помещения. Ателье лучше открывать в спальных районах. Подойдет помещение в жилом доме или рядом с домами, в шаговой доступности от клиента. За ремонтом одежды клиентам удобнее ходить в соседний дом, а не ездить в центр или другой район города.
Для ателье на старте подойдет небольшое помещение, 15—20 м2. Цена аренды будет зависеть от города и района.
Для расчета закладываем на аренду 15 000 рублей. Ремонт, если он нужен, тоже относится к инвестиционным затратам. На старте хватит простого ремонта на 10 000 рублей, например покраски стен или замены линолеума.
Мебель и зеркала. Для посетителей нужно будет купить стул, стол для приема заказов и зеркало. На эти расходы закладываем 12 000 рублей.
Итого 165 000 рублей — это инвестиции на открытие ателье по ремонту одежды с учетом аренды помещения.
30 000 рублей — ежемесячные расходы ателье
У ателье каждый месяц будет три вида постоянных расходов:
Разберем подробнее, какие ежемесячные расходы есть у ателье по ремонту одежды.
Тип расходов
Что относится
Примерная сумма
Закупка расходников, оплата коммуналки, интернета и ремонт оборудования
Оплата бухгалтерских услуг, взносы за ИП и аренда помещения
Управленческие расходы зависят от того, что выберет ателье: работать как ИП или самозанятый. У ИП есть расходы на взносы, кассу, оплату услуг бухгалтера, у самозанятого — только налоги.
Читать в Деле
Не стоит много вкладывать в продвижение
Коммерческие расходы — это затраты на рекламу. Они не должны быть высокими, потому что главным инструментом привлечения клиентов для ателье будет сарафанное радио. Но чтобы привлечь первых клиентов, стоит:
Запускать таргетированную рекламу нет смысла: в ателье приходят, когда нужно подшить джинсы или отремонтировать пальто, а не когда увидели рекламу. Сайт на первом этапе тоже не нужен: группа из Вконтакте также будет индексироваться поисковиками и появится в выдаче.
Можно заняться кросс-маркетингом — это когда услуги ателье рекламирует другая компания. Например, договориться с магазином одежды по соседству, чтобы положить у них листовки с предложением подшива брюк. Или придумать совместную акцию с магазином ткани, лавками товаров для творчества: тем, кто делает заказ на определенную сумму, дают скидку на услуги ателье.
Много денег в продвижение вкладывать не стоит: люди всё равно увидят ателье и придут. А дальше всё зависит от качества услуг и доброжелательности. Клиентам стоит улыбаться, а не фыркать со словами «могли бы и сами подшить».
9 месяцев — окупаемость ателье по ремонту одежды
Сложно спрогнозировать доходы ателье, но можно предположить:
Допустим, ателье работает по будням с 9 до 19, два часа уходят на перерыв и прием заказов. Остается семь часов рабочего времени. Если ателье будет тратить по часу только на самые простые и недорогие заказы по 350 рублей, например замену молнии, в месяц будет зарабатывать 49 000 рублей.
Тогда инвестиционные затраты окупятся через девять месяцев.
Это вариант расчета по минимуму, при котором ателье берет только простые заказы и не занимается продвижением. Скорее всего, в час ателье будет зарабатывать больше за счет более дорогих заказов.
Если увеличить заработок в час до 400 рублей, вложения в ателье окупятся быстрее — за семь месяцев:
Ателье — это несезонный бизнес, заказы идут весь год. Но ателье смещаются в сторону ремонта одежды: подшить джинсы, залатать дыру в пальто, ушить платье — индивидуального пошива всё меньше. Те, кто открывают ателье по пошиву одежды, уходят в ремонт, потому что ремонт — это всегда быстрые деньги, а на пошив почти нет спроса и нужны большие вложения в рекламу.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Бизнес-план ателье
Россияне активно пользуются услугами швейных ателье. В мастерских можно заказать себе уникальное изделие точно по своим меркам; кроме того, у мастеров можно отреставрировать свою старую одежду. Даже в условиях высокой конкуренции спрос на пошив и ремонт швейный изделий не покрыт полностью, потому открытие своей мастерской имеет перспективы. В приведенном ниже бизнес плане ателье подробнее указаны основные этапы открытия дела, важные для учета моменты, а также примерные расчеты окупаемости бизнеса.
Резюме проекта
Услуги швейных мастерских пользуются популярностью среди россиян. Конкуренция на этом рынке высока, и тем не менее фирмы и отдельные мастера загружены работой. Спрос на такие ателье растет с каждым годом.
Среди услуг, пользующихся наибольшим спросом, можно выделить:
Ключ к успеху – высокое качество выполняемых услуг, только так можно закрепиться и получить свою долю рынка. Нужно помнить, что к выбору мастерских люди подходят серьезно, и в этой сфере большую роль играет «сарафанное радио».
Согласно настоящему бизнес-плану, чтобы открыть ателье по ремонту и пошиву одежды предполагаются инвестиции в размере чуть более 1 млн руб. В статье описаны основные этапы открытия дела, а также важные моменты, которые следует учитывать при организации и продвижении деятельности.
Виды ателье
Выделяют несколько разновидностей ателье, открытие которых потребует различных размеров инвестиций.
1. Ателье по ремонту одежды потребует минимальных вложений. Спрос на эти услуги постоянный, хотя предложение на рынке также большое. Найти мастера, который восстановит, обновит изношенную одежду, не сложно. Это направление можно развить и в домашних условиях.
2. Ателье по пошиву одежды делятся на две категории: узкопрофильные и широкопрофильные ателье.
В первом случае фирма изготавливает какой-то определенный вид одежды (к примеру, спецодежду и т.д.). Это хоть и потребует больших вложений, более квалифицированных работников, но получить от бизнеса будет реально намного больше денег. Но есть и минус – узкопрофильная компания сама себя ограничивает определенным кругом клиентов.
Во втором случае в дело вкладываются большие средства для покупки дорогого оборудования и трудоустройства крупного штата работников. Такое ателье предлагает услуги разным категориям частных и корпоративных клиентов.
Процесс работы и обслуживания клиента
Опишем примерную схему работы ателье.
Как открыть ателье по пошиву одежды и что для этого нужно?
Основной статьей расходов при организации дела станет, конечно, покупка оборудования. На рынке имеется широкое предложение различной швейной техники; чтобы выбрать подходящий по цене и качеству вариант, рекомендуется запросить совета специалиста.
Таблица 1. Размер первоначальных расходов для открытия цветочного магазина.
Ателье как бизнес: реалии сегодняшней жизни
На сегодняшний день на рынке существует множество разнообразных предложений покупки готовой одежды. Большое множество людей предпочитает индивидуальное изготовление одежды.
Это неудивительно, ведь пошитая по меркам заказчика одежда, всегда смотрится оригинальнее, чем готовая. Такая одежда индивидуальна, эксклюзивна.
Из экономической теории известно, что спрос порождает предложение. Поэтому многие задаются вопросом: «Как открыть ателье?».
Ателье как вид предпринимательской деятельности.
На первоначальном этапе открытия ателье ожидания получения баснословной прибыли могут не оправдать вложенные средства. Прибыли будет минимум. Сначала надо закупить или арендовать в мастерскую оборудование, необходимое для индивидуального пошива одежды. Его стоимость не маленькая. Независимо от того какое оборудование будет использоваться, собственное или арендованное, инвестиции в данный вид бизнеса составят приличную сумму. Поскольку мастерская по пошиву одежды не самый доходный вид бизнеса, то окупаемость вложений следует ожидать спустя год.
Определите, какое будет заведение: широкого или узкого профиля. Узкопрофильная мастерская, специализирующаяся на выпуске одежды, только в одном направлении, требует меньше финансовых затрат. В ателье широкого профиля необходимо множество различного специфического оборудования. При совмещении нескольких видов услуг и полном обеспечении ателье профессионалами, рентабельность мастерской резко повышается.
Организации своего кондитерского бизнеса — дело довольно затратное. Как минимум, вам придется организовать сразу два предприятия. Читайте: бизнес план мини кондитерской на нашем портале ★★★★★
Этапы создания ателье.
Прежде чем мастерская по пошиву одежды распахнет двери своим потенциальным клиентам, пройдет определенный период времени. На протяжении этого периода работа по созданию и открытию ателье преодолеет несколько этапов:
Если все проблемные производственные моменты, возникающие на этапе создания бизнес-плана, успешно разрешены, то можно приступать к этапу оформления документов.
При оформлении существует определенный порядок действий.
Помещение для мастерской необходимо подобрать еще на этапе проектирования бизнес-плана. Первоначально желательно его арендовать. Если бизнес начнет приносить прибыль, это помещение можно будет выкупить. Место для ателье подбираем в районах скопления людей. Например, в гипермаркете, или рядом с ним.
Как это работает: сколько приносит ателье по пошиву и ремонту одежды
Вологжанка Ирина Лапина с детства любила шить, поэтому после школы пошла учиться на швею в местное профучилище. До 2011 года она работала в одном из городских ателье, пока муж не предложил начать свое дело. На стартовые 100 тыс. руб. удалось купить профессиональную швейную машинку, закройный стол, оверлок, манекен, оборудование для примерочной и снять небольшое помещение в 10 кв. м (по ставке 1,2 тыс. руб. за 1 кв. м в месяц).
База невест
Уже во время учебы Лапина подрабатывала дома, главным образом пошивом свадебных платьев, поэтому небольшая клиентская база у нее была сформирована. Новых клиентов она стала привлекать через группу «ВКонтакте» и с помощью объявлений на жилых домах (сайта у ателье «Ирис» нет до сих пор). «Гуляли с маленьким ребенком в коляске по вечерам и расклеивали их у подъездов», — вспоминает предпринимательница.
С самого старта «Ирис» предлагал два вида услуг — пошив готового платья (костюма) и ремонт одежды. «Поскольку мы находились в спальном районе, то ремонт одежды был очень актуален, — вспоминает Лапина. — Мы укорачивали брюки, выполняли ремонт меховых изделий, чинили молнии и многое другое». Заказов было много, и Лапина пригласила на работу свою однокурсницу.
За первый год работы в «Ирисе» было сшито 50 платьев по цене 2–2,5 тыс. руб. за изделие. «У меня был очень низкий ценник для города, — признает Лапина. — За заказ свадебного платья я делала подарок — выпускала двух голубей: клиентам было приятно». Чтобы продвигать свои услуги, Ирина Лапина участвовала в городских выставках, свадебных фестивалях, рекламировалась в местных журналах. Денег на оборотный капитал не потребовалось: клиентки, желающие сшить платье, шли либо с готовой тканью, либо выбирали ее вместе со швеей.
Ателье в цифрах
350 руб. — средняя стоимость услуги по ремонту одежды
45% стоимости платья (без учета материалов) составляет труд швеи
2–3 недели занимает пошив свадебного платья
3–15 тыс. руб. стоит пошив одежды в «Ирис»
230 тыс. руб. — ежемесячная выручка ателье
Источник: ателье «Ирис»
В 2012 году Лапина расширила бизнес, сняв новое помещение в 20 кв. м в центре города и наняв еще одного сотрудника. Благодаря переезду к Лапиной пришли новые клиенты — корпоративные заказчики — рестораны и танцевальные коллективы. «Мы начали шить танцевальные костюмы, поварскую форму, скатерти, ремонтировать сумки для доставки суши и роллов», — рассказывает предпринимательница. Новые клиенты стали приносить ателье дополнительно около 30 тыс. руб. выручки в месяц, а по итогам года «Ирис» заработал первый миллион. В 2013 году выручка достигла 1,7 млн руб., в 2014-м увеличилась до 2,6 млн руб., примерно такой же она осталась и в 2015-м.
В швейном бизнесе есть своя сезонность, рассказывает Лапина. С середины весны начинается свадебный период, активно шьются свадебные платья невестам, наряды подружкам невесты, костюмы для женихов. Потом ближе к сентябрю идут заказы на пошив школьной формы. «Многие вологодские школы требуют, чтобы у одного класса была форма из одной ткани, — объясняет Лапина. — Родители закупают ткань на весь класс, а потом каждый выбирает место, где сшить форму». Начиная с октября женщины обращаются за вечерними платьями к новогодним праздникам, так что весь декабрь у «Ириса» расписан. Больше половины клиентов «Ириса» являются постоянными, поскольку обращаются за различными услугами регулярно, говорит Лапина, многих она знает в лицо и по имени.
Швейная экономика
Кризис сказался на предпочтениях клиентов: до 2016 года ателье жило в основном на корпоративных заказах, а сейчас люди пошли с ремонтом одежды. «Поток клиентов на ремонт такой, что не справляемся, все расписано на пять дней вперед», — рассказывает Лапина. В 2015-м ремонт приносил «Ирис» примерно 150 тыс. руб. ежемесячно. Пошив одежды по индивидуальному заказу дает еще около 50 тыс. руб. выручки в месяц, корпоративные заказчики — около 30 тыс. руб.
Средний чек по ремонту одежды — 350 руб. Замена молний, подшив брюк стоят 200 руб., но есть и более дорогие виды ремонта: укоротить шубу обойдется в 2 тыс. руб., а полностью перекроить меховое изделие — в 5 тыс. руб. Стоимость (вместе с материалом) пошива вечернего платья составляет 3–4 тыс. руб., свадебного — 8–9 тыс. руб., мужского костюма — до 15 тыс. руб. На работу над дорогими платьями может уйти до трех недель и потребуется две-три примерки. Танцевальные костюмы шьются за день и стоят в среднем около 1 тыс. руб.
Все работы по снятию мерок, приготовлению выкроек Ирина Лапина делает сама, а сами платья шьют четыре сотрудника ателье. «Я не нанимаю для этого дополнительного сотрудника, потому что не доверяю чужим людям и не могу делегировать полномочия, — объясняет предпринимательница. — Я не думаю, что незаменимых нет, но я не перекладываю свои обязанности, поэтому сейчас мне тяжело, отдохнуть хочется, а некогда».
Себестоимость производства — приблизительно половина выручки ателье. За аренду 40 кв. м (в 2015-м ателье еще раз переехало, увеличив площадь) Лапина платит 20 тыс. руб. в месяц. На оплату труда четырех сотрудников уходит около 86 тыс. руб. в месяц (средняя зарплата в ателье — 15 тыс. руб.). Текучки персонала нет, говорит Лапина: «У нас дружный коллектив, любим праздники отмечать вместе. Девочки все молодые, приехали из области, у нас очень теплые отношения».
На продвижение своих услуг «Ирис» расходует в среднем 17,5 тыс. руб. в месяц. «Мы даем рекламу в глянцевых журналах, участвуем в fashion-показах, — рассказывает Лапина. — Услуги по ремонту, как и прежде, продвигаем с помощью листовок». Правда, теперь их разносит не сама предпринимательница, а ее племянник. «С листовками эффект заметен сразу: с утра вышли, и в течение двух-трех дней народ пошел с заказами на ремонт, — делится она опытом. — Активно работает группа «ВКонтакте», где мы проводим акции и конкурсы». На закупку швейной фурнитуры, оплату коммунальных услуг тратится 5–6 тыс. руб. в месяц. «Ирис» работает по упрощенной системе налогообложения (УСН) — «доходы минус расходы», выплачивая в месяц около 15 тыс. руб.
Школа и магазин
В 2015 году Ирина Лапина расширила сферу деятельности: в сентябре она открыла школу швейного мастерства, набрав первых учеников через группу «ВКонтакте». Инвестиции на запуск не потребовались, так как она работает на базе действующего производства. «В 18 часов мои сотрудницы уходят с работы, и до 21 часа почти каждый день я веду курсы для группы из четырех человек», — рассказывает Лапина.
Стоимость семидневных курсов (по три часа в день) составляет 2,5 тыс. руб. За полгода у Лапиной обучились около 100 человек. По выходным она проводит однодневные мастер-классы стоимостью по 500 руб. с человека. В марте курсы принесли Лапиной примерно 40 тыс. руб. дохода.
Также Лапина открыла магазин тканей, вложив 80 тыс. руб. в закупку первой партии товара и в оборудование стен специальными стеллажами. Ткани предпринимательница покупает на свой вкус, и пока, по ее словам, выбор складывается удачно. Основной ассортимент — это трикотажные и хлопковые ткани для платьев, синтетика для танцевальных костюмов, кружева в сезон для свадебных платьев из Турции и Южной Кореи. «Магазин при ателье — это очень выгодно, потому что туда идет постоянный поток клиентов», — говорит Лапина. Она постепенно расширяет ассортимент в магазине, вкладывая в это всю текущую выручку от продажи тканей (около 60 тыс. руб. в месяц). «Я очень люблю ткани, готова часами ходить, все щупать и рассматривать, поэтому хочется отдельное большое помещение для магазина», — делится планами Лапина. Для школы она также намерена снять отдельное помещение, поскольку многие ученики хотят приходить на курсы днем, а не поздним вечером.
По словам предпринимательницы, в Вологде очень много различных ателье, даже рядом с «Ирис» находится сразу три подобных фирмы. «Мы в основном берем низкой ценой, поскольку я считаю, что лучше делать ставку на оборот, чем на повышение цен, — говорит Лапина. — В Вологде есть фирмы, которые свадебные платья шьют и за 20–30 тыс. руб.». Тем не менее она внимательно следит за активностью конкурентов, отмечая, кто из ее клиентов ушел к соперникам. «У нас в Вологде народ простой, если скажут, будто кто-то круто сшил платье, то люди пойдут к нему только потому, что так сказали, — рассказывает Лапина. — Попробуют сшить, а потом возвращаются».