Что такое парковые ансамбли

Усадебно-парковый комплекс

Усадебно-парковый комплекс — исторический природно-архитектурный ансамбль, включающий в себя усадьбу и парковый ландшафт. Как правило, является непосредственно памятником истории и культуры, либо макетом. Рассматриваться как обязательная и неотъемлемая часть культуры народа. Позволяет ощутить предметную среду бытовой стороны жизни представляемого комплексом исторического периода.

За исключением царских резиденций и крупных усадебных комплексов аристократов, современное состояние большинства усадеб печально.

Усадебно-парковые комплексы

См. также

Полезное

Смотреть что такое «Усадебно-парковый комплекс» в других словарях:

Усадебно-парковый комплекс, Лошица — Усадебно парковый комплекс «Лошица» памятник усадебно паркового искусства XVIII XIX веков. Находится в микрорайоне Лошица города Минска, Белоруссия. Известные люди, связанные с комплексом Драматург Винцент Дунин Марцинкевич Станислав Август… … Википедия

Лошица (усадебно-парковый комплекс) — У этого термина существуют и другие значения, см. Лошица. Лошицкий парк … Википедия

Парк — У этого термина существуют и другие значения, см. Парк (значения). Панорама Центрального Парка в Нью Йорке Парк предназначенная для отдыха открытая озел … Википедия

Дрогичин — Для термина «Дрохичин» см. другие значения. Город Дрогичин белор. Драгічын Герб … Википедия

Монрепо — Музей заповедник Парк Монрепо Парк Монрепо осенью … Википедия

Староборисов — Деревня Староборисов белор. Старабарысаў Страна Белоруссия … Википедия

Дымово (Шкловский район) — Деревня Дымово белор. Дымава Страна БелоруссияБелоруссия … Википедия

Старо-Борисов — Агрогородок Старо Борисов белор. Стара Барысаў Страна Белоруссия … Википедия

Покровская церковь (Невский лесопарк) — Православная церковь Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы … Википедия

Клинцовский район — У этого термина существуют и другие значения, см. Клинцовский район (значения). Клинцовский район Герб … Википедия

Источник

От усадьбы к дворцово-парковому ансамблю

Краткий путеводитель по усадебной архитектуре

Что такое парковые ансамбли. Смотреть фото Что такое парковые ансамбли. Смотреть картинку Что такое парковые ансамбли. Картинка про Что такое парковые ансамбли. Фото Что такое парковые ансамбли

Первые усадьбы появились в далеком прошлом, когда цари начали вместо жалованья наделять служилых людей землями с крестьянами для «кормления» — вотчинами (их можно было передать по наследству или продать) и поместьями (предоставлялись на время службы). Именно они стали основой для усадеб — господских домов со службами и парками. Однако долгое время усадьба мало отличалась от крестьянского двора — только высотой дома и наличием небольшого плодового садика. Расцвет усадебной культуры пришелся на петровское время, когда появились дворцово-парковые ансамбли, а усадьбы начали приобретать европейские черты.

Имение, усадьба, дача, дворцово-парковый ансамбль… Разберемся в терминах.

Термин «усадьба» начали активно использовать в XVII веке. В.И. Даль трактует его как «господский дом на селе, со всеми ухожами, садом и огородом», то есть это комплекс жилых, хозяйственных и парковых построек. В обиходе усадьбу могли назвать селом (сельцом) или, если на территории не было церкви, — деревней. Например, сельцом называли Люблино.

Владелец усадьбы был одновременно и владельцем имения — землевладения с историческими границами. На территории имения могло не быть усадьбы, а могло быть сразу несколько. Так, например, в имении князей Голицыных Влахернское некоторое время было две усадьбы: Кузьминки и Полуденовка. Также имение включало постройки, не входящие в усадебный ансамбль, — церкви, мосты, хозяйственные и казенные здания. Обычно хозяйственную часть, направленную на обслуживание нужд имения, называли экономией. Это конные и скотные дворы, амбары, оранжереи и теплицы. Свои хозяйственные службы были и в усадьбе, но намного меньше, и ограничивались флигелями, кухней, ледником, домом прислуги и некоторыми другими постройками. Все эти строения могли составлять единое архитектурное целое с экономией (как, например, в Черемушках). Но часто экономия состояла из ряда самостоятельных хозяйственных комплексов различного назначения (например, Садоводство, Слободка, Мельница, Конный и Скотный дворы в Кузьминках).

Большие имения с усадьбами стоили очень дорого и требовали больших затрат на содержание, поэтому такие владения, как Знаменское-Садки, Люблино, Кузьминки, Узкое, Ясенево, обычно переходили из рук в руки или по наследству, или путем браков и других родственных связей. И несколько поколений владельцев постепенно обустраивали свое родовое гнездо.

В петровское время появился новый тип усадьбы — дворцово-парковый ансамбль. Это уже произведение садово-паркового искусства и архитектуры. Эти масштабные ансамбли включали многочисленные постройки, дворец (вместо главного дома), обширный сад или парк с естественными или искусственными водоемами, фонтанами и шутихами. Зачастую дворцово-парковые ансамбли появлялись в монархических или аристократических загородных резиденциях.

Также при Петре I появились первые дачи. Тогда этим словом называли участок земли, принадлежащий государству или полученный дворянином за службу. Такие казенные дачи существовали до 1917 года. Одновременно с этим в XVIII веке дачами стали называть здания в усадьбах, которые сдавали внаем на лето. Помещений специально для дачников не строили, а использовали любые здания, которые можно было приспособить для временного жилья: господский дом, флигели, оранжереи, павильоны, службы. Первой дачей в этом понимании стало Свиблово, нанятое голштинским герцогом Карлом-Фридрихом в 1722 году. Тогда же дачами стали называть и небольшие загородные ненаселенные имения с усадьбами, которые служили своим владельцам только для летнего отдыха (например, Черемушки). Хозяйство в них было минимальным и сводилось лишь к поддержанию усадьбы для различного рода «затей».

В середине XIX века одновременно со строительством железных дорог и «поселков для отдыха» началось бурное развитие дач. Уже в 1888 году вокруг Москвы насчитывалось около 6 000 дач. А на рубеже XIX-XX веков дачная жизнь стала массовым явлением, характерным только для России, также, как и дворянская усадьба.

Коротко о главном

Все постройки усадьбы составляли единый ансамбль, то есть были объединены художественно или исторически. А функционально усадьбу делили на жилую, хозяйственную и прогулочные зоны. Центром усадебного комплекса был главный дом, к которому вела длинная аллея. Иногда ее украшали торжественными въездными арками, а господский дом завершали бельведером или куполом, как в Люблино.

Продумывая планировку усадьбы, владельцы обычно исходили из утилитарных потребностей, но не упускали из виду и модные течения. Поэтому господские дома представляли собой затейливо украшенные здания, в приусадебных садах выращивали не только овощи, фрукты и лечебные растения, но и цветы и заморские деревья. А пруды использовали не только для катания на лодках, но и для разведения рыбы. Иногда в них даже сооружали специальные садки, что нашло отражение в названии усадьбы Знаменское-Садки.

Можно выделить три типовых планировки усадеб.

В самой простой ставили небольшой дом с фасадом на улицу, парадный двор (курдонер) перед домом и регулярный сад за ним.

Что такое парковые ансамбли. Смотреть фото Что такое парковые ансамбли. Смотреть картинку Что такое парковые ансамбли. Картинка про Что такое парковые ансамбли. Фото Что такое парковые ансамбли

Центром типичной усадьбы XVIII века был главный дом, который вместе с хозяйственными пристройками (флигелями) составлял в плане букву «П». Внутри находился парадный двор. Парковым фасадом дом выходил в сад с регулярной планировкой, который мог перейти в лес. Часто дом ставили на холме над речкой либо возле пруда. Рядом стремились расположить церковь, а парк украшали павильонами, гротами, беседками, мостами, памятниками, скульптурой. Хозяйственные постройки при этом помещали в дальней части парка. Таковы московские усадьбы графов Шереметевых Кусково и Останкино.

Что такое парковые ансамбли. Смотреть фото Что такое парковые ансамбли. Смотреть картинку Что такое парковые ансамбли. Картинка про Что такое парковые ансамбли. Фото Что такое парковые ансамбли

Наиболее сложную структуру имели дворцово-парковые ансамбли. Архитектурным центром комплекса становился дворец. Его окружали корпуса и маленькие дворцы. Вид садовых павильонов приобретали даже церковь и хозяйственные службы. Дворец делил сад на регулярный и пейзажный парки, украшенные многочисленными садовыми постройками — гротами, бельведерами, беседками, руинами, стелами, памятниками и скульптурами. Особую роль в дворцово-парковых ансамблях играла вода: фонтаны были неотъемлемой частью монарших усадеб.

Немалое значение имело внутреннее убранство главного дома. Многие напоминали музеи своими живописными и скульптурными коллекциями, мебелью, предметами интерьера, а некоторые превращались в безвкусное собрание раритетов. Парадным лицом главного дома была гостиная. Она получала наиболее богатое и торжественное оформление. В доме обязательно устраивали столовую с большими столами и буфетами-горками с коллекциями фарфора. Интеллектуальным центром усадьбы становился кабинет хозяина, обстановка которого, как правило, была непарадной, а иногда даже подчеркнуто аскетичной. Наряду с мужским кабинетом, в усадьбах была и женская комната, где хозяйка дома занималась делами, рукоделием и чтением.

Что такое парковые ансамбли. Смотреть фото Что такое парковые ансамбли. Смотреть картинку Что такое парковые ансамбли. Картинка про Что такое парковые ансамбли. Фото Что такое парковые ансамбли

Но усадьба — это не только барский дом, это целая инфраструктура для уютной и комфортной жизни. Помимо жилой и хозяйственной частей, здесь могли быть также и площадки для спортивных игр. В некоторых усадьбах было здание театра, а иногда владельцы организовывали и небольшие «мануфактурные затеи», как, например, ткацкая мануфактура в Подмосковном Ольгове и суконные заводы в Остафьеве.

Непременным атрибутом большой усадьбы была церковь, оформлению которой придавали особое значение. Часто древние церкви перестраивали согласно вкусам времени, обновляли и меняли их внешнее и внутреннее убранство. А иногда на территории усадьбы строили домик для местного священника.

Все в сад!

Особой гордостью владельца усадьбы был парк. Некоторые предпочитали регулярные французские парки, другие — пейзажные английские, а были усадьбы, где регулярные парки сочетались с пейзажными. Богатые люди много денег и сил вкладывали в садово-парковое искусство — искусство создания садов, парков, скверов, бульваров и других озеленяемых участков. В его основе — использование для организации пространства живого растительного материала, непрерывно меняющего облик, и размещение растений в сочетании с архитектурными сооружениями, водоемами, дорогами, площадками, скульптурой. А для того, чтобы посетители могли полюбоваться парком создавали специальные видовые точки — холмы и бастионы (уходящие вверх дорожки, оканчивающиеся смотровой площадкой).

Есть несколько типов садов и парков.

Что такое парковые ансамбли. Смотреть фото Что такое парковые ансамбли. Смотреть картинку Что такое парковые ансамбли. Картинка про Что такое парковые ансамбли. Фото Что такое парковые ансамбли

Части террасного или «итальянского» парка располагаются на разных уровнях. В таком парке можно увидеть много лестниц, пандусов (наклонных площадок, соединяющих две разновысоких горизонтальных поверхности), террас (площадок, уступами спускающихся по склону) и каскадов (водопадов или серий водопадов).

Регулярные или «французские» парки — парки с геометрически правильной планировкой и симметричной композицией (даже деревьям придавали геометрически правильную форму). Такие сады и парки обычно разбивали на плоской местности или пологом склоне. Центром ансамбля был дворец, а перед ним располагались партеры (открытые участки правильной формы с газонами, цветниками, бордюрами из кустарника, украшенные скульптурой или фонтанами) и водяные зеркала (водоемы и каналы с неподвижной гладью воды). Партеры могли быть симметричными (по горизонтали и вертикали), узорными (основанными на орнаментах богато расшитой одежды), водяными (из заполненных водой резервуаров), в английском стиле (с «выкошенном» в большой лужайке рисунком), со скошенными газонами (чей рисунок заполнялся песком и гравием). Позади здания парк оформляли боскетами (декоративными группами деревьев или кустов).

В основе многих парков «французского» типа лежала трех или пятилучевая система аллей (прямых дорожек, обсаженных по обеим сторонам) с топиарами (подстриженными в узорчатой форме деревьями или кустами (например, в виде животного или спирали). Аллеи радиально расходились от дворца и открывали обширные видовые перспективы. В конце аллеи располагался яркий визуальный акцент — здание или скульптура. Такую систему еще называли «гусиная лапка».

В целом, «французские» парки имитировали здания с анфиладой комнат, через которую проходил зритель, следуя заданным маршрутом, с коридорами и вестибюлями. Устроители садов даже использовали терминологию архитекторов: площадки называли залами, комнатами и зелеными театрами (если давали представления на открытом воздухе), «стены» выполняли из подстриженного кустарника, на земле были покрывала или ковры из травы, украшенные растениями, а деревья образовывали портьеры вдоль аллей. При этом цветы и растения высаживали так, чтобы создать причудливый узор либо сплошным ковром, либо узелком или лабиринтом, либо бордюром-лентой, либо клумбой-островом.

Пейзажные или «английские» парки напоминают естественный ландшафт с партерами-лужайками. Для таких парков характерно отсутствие геометричности, извилистые дорожки, водоемы и площадки неправильной формы, свободная группировка деревьев, кустарников и цветов, подчеркивание природной красоты и маскировка недостатков ландшафта. Посетитель английского парка редко мог предсказать, что ждет его за очередным поворотом аллеи. При этом пейзаж разнообразили живописные мостики и садовые павильоны. Но самое главное: в «английском» парке складывалось впечатление, будто растения здесь уже росли, а человек нашел среди них свободное место, чтобы построить дом.

Существуют еще и миниатюрные сады — символические композиции из воды, растений и камней (например, японский сад камней). Такие сады располагают посетителей к созерцанию и размышлению. Камни, вода, гравий и растения создают миниатюрные ландшафты, в которых пространство искажается и вводит зрителя в заблуждение.

Отдельно стоит выделить аптекарские огороды, где выращивали лекарственные травы, и ботанические сады с оранжереями и теплицами, созданные для выращивания редких и экзотических растений. Такие сады становились частью других парков.

В русских усадьбах можно было увидеть сады любого типа, но при этом была у них особая черта. Для русских парков было характерно сочетать декоративные сады с утилитарными: в садах устраивали рыбные пруды, а для посадок выбирали плодовые деревья (яблони, груши, вишни).

Вода, вода… кругом вода!

Невозможно представить себе крупную усадьбы без водоемов. Это могли быть естественные озера, а могли быть и искусственные каналы и пруды. Понять, какой перед вами водоем, достаточно просто — рукотворные водоемы обычно имеют ровные края и геометрически правильную форму. Кстати, иногда естественный водоем «выравнивали» — то есть меняли его форму. Но у естественного водоема всегда можно найти источник — ручей или речку.

Что такое парковые ансамбли. Смотреть фото Что такое парковые ансамбли. Смотреть картинку Что такое парковые ансамбли. Картинка про Что такое парковые ансамбли. Фото Что такое парковые ансамбли

Особое значение в организации парков имеют фонтаны — сооружения, служащие основанием или обрамлением для бьющих вверх или стекающих вниз струй воды. При этом трубы обычно скрыты. Самые простые — фонтаны в виде чаши, расположенной над источником. В более сложных фонтанах вода стекает из чаши в бассейн, откуда вновь поступает в фонтан. С помощью нескольких чаш уже можно создать ярусный фонтан. А в самых сложных композициях многоярусная структура сопровождается спрятанными в нишах маленькими фонтанчиками.

Сначала фонтаны строили только как источник питьевой воды. Затем сочетание движущейся воды с архитектурой, скульптурой и зелеными насаждениями стало одним из средств садово-паркового искусства. И если много веков назад фонтаны были украшением только городских площадей, то в XVII-XVIII веках они стали непременным атрибутом крупных усадеб и дворцово-парковых ансамблей. Кстати, для последних характерно еще и устройство каскадов — расположение на разных уровнях водоемов, ступеней и уступов, по которым стекает вода.

А в наиболее богатых усадьбах можно увидеть еще и водные шутихи — спрятанные в статуях и других элементах сада источники, которые внезапно выпускали струю и обливали прохожих. Этому способствовали достижения гидрологии (технологии снабжения садов водой для полива зеленых насаждений и для фонтанов) и гидроплазии (технологии придания фонтанным струям различных форм в зависимости от давления воды и формы наконечника). Именно это позволило получить фонтаны со струями, бьющими в форме тюльпана, канделябра, шара или веера.

Садовые причуды и павильоны

Характерной чертой русского парка было наличие местечек для грусти и уединения — тенистых аллей, заброшенных цветников, уютных уголков на берегу водоема.

Что такое парковые ансамбли. Смотреть фото Что такое парковые ансамбли. Смотреть картинку Что такое парковые ансамбли. Картинка про Что такое парковые ансамбли. Фото Что такое парковые ансамбли

Для этих же целей строили эрмитажи — павильоны (изолированные постройки) для уединения и секретных переговоров. Классический эрмитаж был двухэтажным, причем лестницы на второй этаж не было. Слуги поднимали туда гостей сидящими в специальных креслах с помощью сложной системы тросов. Таким же образом поднимали и заранее сервированный стол. Такой эрмитаж сохранился в Кусково.

В русских усадьбах также можно увидеть множество утилитарных, но нехозяйственных построек.

Пергола (лоджия, крытая галерея, будуар) — увитая зеленью беседка или коридор из трельяжей (легких решеток) на арках и столбах для того, чтобы укрыться от зноя. При этом расположены они так, чтобы из них можно было любоваться перспективой.

Оранжерея предназначалась для выращивания растений. Часть растений находилась в здании круглый год, другие летом в кадках выносили в парк и расставляли по аллеям, а зимой убирали в павильон. Большинство растений были чисто декоративными, но иногда в оранжереях выращивали экзотические фрукты. В оранжереях могли быть развешаны клетки с певчими и экзотическими птицами. Снаружи оранжереи обычно украшали колоннами, лепниной и другими архитектурными деталями. Сохранилось довольно много оранжерей, например, в Кусково. Узнать оранжерею просто по обильному остеклению, так как растениям нужно много света. А когда прошла мода на выращивание экзотических растений, оранжереи превратились в выставки скульптур и других предметов искусства.

Ледники — расположенные под землей строения из камня или кирпича, обложенные льдом. Они служили для сохранения продуктов. Увидеть ледник можно, например, в усадьбе Петровское-Разумовское.

Для встречи и развлечения гостей в парках строили чайные домики и павильоны, в стилизованном виде воспроизводивший внешний вид и интерьер построек разных народов мира. В Кусково сохранилось три таких павильона — Голландский, Итальянский и Швейцарский домики.

На возвышенных местах ставили бельведеры — легкие постройки, позволяющие обозревать окрестности. Это могла быть ротонда (круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом) или беседка (но основное ее предназначение — защита от дождя и зноя).

Для отдыха во время неспешных прогулок в парке ставили садовую мебель — всевозможные скамейки. А у входа в парк обычно стояла сторожка — домик привратника.

Отдельно стоит выделить садовые причуды — постройки без прикладного назначения, которые служили для развлечения и свидетельствовали об обеспеченности владельца усадьбы.

Что такое парковые ансамбли. Смотреть фото Что такое парковые ансамбли. Смотреть картинку Что такое парковые ансамбли. Картинка про Что такое парковые ансамбли. Фото Что такое парковые ансамбли

Въездные арки и башни уже давно не несли защитной функции, а скорее формировали определенное настроение и обозначали парадный вход.

Руина — развалины какого-либо сооружения, которые нередко возводили искусственно. Важная черта — несимметричная форма.

Грот — парковое сооружение, имитирующее естественную пещеру и обильно украшенное узорами из камней, ракушек и зеркал. Предшественниками гротов были нимфеи — влажные тенистые укрытия, где преподносили дары нимфам. Сейчас гроты — архитектурная причуда.

Музеи под открытым небом

В парках крупных усадеб были многочисленные «ловушки» для глаз. Это могли быть колоннады — расположенные в один ряд через равные промежутки колонны. Но чаще в садах ставили обелиски — каменные, установленные на постамент, столбы конической формы. Обычно обелиски ставили в честь какого-то памятного события (например, обелиск Петру I в усадьбе Кузьминки). В этом качестве обелиски соперничали с другим видом столпообразных памятников: монументами-колоннами. Также в качестве памятного знака в парках ставили стелы — каменные, мраморные, гранитные плиты или столбы с высеченными на них текстами или изображениями.

В архитектурном плане памятники организуют пространство и нередко выполняют роль визуального центра, но настоящим украшением парка становятся статуи и скульптуры. Они могут быть выполнены из мрамора, камня, бронзы, свинца или дерева, копировать известные произведения искусства, изображать героев прошлого или быть самостоятельной творческой работой. В любом случае именно скульптура превращает усадьбу и ее парк в музей под открытым небом.

Конечно, усадебный дом неотделим от окружающей его природы, от окрестных лесов с охотой, рыбалкой, грибами и ягодами. Охоте вообще уделяли особое место в усадебном хозяйстве, и хорошая конюшня и псарня значили ничуть не меньше, чем архитектурное богатство усадьбы и ее внутренняя отделка. А еще у каждого владельца усадьбы была своя маленькая гордость — первоклассные псы, каскадные пруды с карасями, винный погреб или, например, лучший кузнец в уезде.

Но после крестьянской реформы 1861 года, когда сельское хозяйство перестало быть простым взиманием оброка, а потребовало грамотного коммерческого руководства, многие владельцы усадеб не смогли справиться с новыми условиями экономического быта. Это стало причиной утраты или реконструкции таких усадебных комплексов, как Алтуфьево, Воронцово, Михалково. Старые усадьбы попадали в руки выходцев из самых разнообразных общественных слоев (крестьян, духовенства, почетных граждан, заводчиков, фабрикантов), и все в них менялось. Особенно остро кризис усадебного хозяйства проявился в период Первой Мировой войны — сказывалось не только резкое сокращение количества рабочих рук, но и превращение многих усадеб в госпитали (например, роль лазарета играли Черемушки и Кузьминки).

А после революции усадьбы прекратили свое существование. В большинстве из них расположились различные учреждения — больницы, дома отдыха, школы, санатории, научно-исследовательские институты. В результате сохранилась лишь малая часть российского усадебного наследия. И еще в меньшей из них открыты парки и музеи, доступные для посещения.

Источник

Дворцово-парковый ансамбль

Дворцо́во-па́рковый анса́мбль — произведение садово-паркового искусства и архитектуры; масштабный, со значительной переработкой естественного ландшафта архитектурный ансамбль монархической или аристократической загородной резиденции, подчинённый единому замыслу; исторически сложившийся комплекс дворцовых зданий и сооружений, садов и парков, включающий в себя искусственные или естественные водоёмы. Дворцово-парковые ансамбли немногочисленны и являются комплексными природными, культурно-историческими и архитектурными памятниками. [1] [2] [3] [4]

Многие дворцово-парковые ансамбли формировались на протяжении десятилетий или даже столетий несколькими поколениями архитекторов, поэтому в них нередко отражены различные культурные эпохи, архитектурные стили и школы.

Непревзойдённым дворцово-парковым ансамблем, получившим всемирную известность, является Версаль. Новый подход к организации пространства, проявившийся в главной резиденции французского короля Людовика XIV, вызвал подражания при устройстве загородных дворцов многих европейских монархов и стал поворотным пунктом в истории садово-паркового искусства. [5]

Содержание

От Ренессанса к барокко

Что такое парковые ансамбли. Смотреть фото Что такое парковые ансамбли. Смотреть картинку Что такое парковые ансамбли. Картинка про Что такое парковые ансамбли. Фото Что такое парковые ансамбли

Что такое парковые ансамбли. Смотреть фото Что такое парковые ансамбли. Смотреть картинку Что такое парковые ансамбли. Картинка про Что такое парковые ансамбли. Фото Что такое парковые ансамбли

Итальянская вилла в эпоху Возрождения

Истоки дворцово-парковых ансамблей и возникновение мастерства обустройства садов как самостоятельной отрасли искусства восходят к эпохе итальянского Возрождения. Итальянская знать того периода проживала преимущественно в городах, в отличие от аристократии соседних государств, которая сторонилась городов и предпочитала уединённые замки в вотчинах. Относительная политическая стабилизация в итальянских княжествах и городах-государствах и экономический подъём итальянских городов привели к консолидации в руках итальянской аристократии больших богатств. Распространение идеализированных представлений об эпохе античности, интереса к античному образу жизни, античному искусству среди аристократов способствовали в том числе и тому, что многие знатные фамилии стали обзаводиться виллами на городских окраинах, которые обустраивались по примеру древнеримских вилл. Однако многие итальянские виллы Ренессанса имели существенное отличие от античных прототипов: при них появились обширные сады, композиционно связанные с дворцом и устроенные архитектурно, созданные для проведения празднеств и приятного времяпрепровождения, и бо́льшая часть которых не выполняла утилитарных хозяйственных задач. [5]

Самым ранним примером виллы нового типа является Вилла Медичи в Поджо-а-Кайано, созданной для Лоренцо Великолепного, главы Флорентийской республики, архитектором Джулиано да Сангалло (строилась в 1485—1492 годах; сады подверглись перепланировке в конце XVI века). [5]

Одной из наиболее значительных ренессансных архитектурных работ, хотя и неоконченных, было строительство виллы Мадама (it:Villa Madama). Джулио Медичи, будущий папа римский Климент VII, выбрал для виллы живописный склон холма с видом на Рим, часть Кампании и Сабинские горы. Первоначальный проект подготовил Рафаэль Санти, вписав в сложный ландшафт гармоничную композицию из террасного сада, казино (то есть уединённого домика) и дворца из двух крыльев (дворцовые сооружения подражают античным римским термам). Строительство началось в 1510 году под руководством ученика Рафаэля Джулио Романо, но было прервано в 1521 году. Виллу частично разрушили в ходе смут против семейства Медичи, и лишь тогда, когда Джулио Медичи стал папой, строительство возобновилось под руководством Антонио Сангалло, но велось с трудом. После кончины Климента VII в 1534 году строительство снова прекратилось, из двух частей дворца полностью построенной оказалась только одна. Окончательно работы были завершены по инициативе Маргариты Пармской (название виллы произошло от её имени) в 1550-е годы, но проект Рафаэля остался нереализованным. Вилла Мадама признаётся первым проектом ренессансной виллы с архитектурно распланированным садом. [5] [6]

Во Флоренции, ставшей одним из главных идейных центров Ренессанса, наиболее интересны сады Боболи, обустроенные при палаццо Питти. Строительство дворца для семейства Питти началось в 1460-е годы на окраине Флоренции и длилось продолжительное время. Дворец неоднократно перестраивался; самой значительной перестройке подвергся после того, как стал собственностью семьи Медичи (1549 год). Над обустройством садов Боболи в середине XVI века работали Бартоломео Амманати (он же руководил переделкой дворца) и Джорджо Вазари. Особенностями садов стала архитектурная разбивка, неразрывно связавшая дворец и сад, боковые симметричные террасы, возвышающиеся над центральным партером, наличие фонтанов, изобилие парковой скульптуры первоклассной работы. Внутренний двор палаццо (Двор Амманати) отделяет от садов живописный грот, увенчанный фонтаном. С верхних террас сада была раскрыта торжественная перспектива на палаццо и город за ним. [5]

Ещё одним шедевром периода Ренессанса признаётся Вилла Фарнезе (замок Капрарола), построенная на отрогах Чиминских гор недалеко от Рима. Строительство начато для Пьера Луижди Фарнезе (it:Pier Luigi Farnese), сына папы римского Павла III, в 1535 году, но закончено было внуком Павла III кардиналом Алессандро. В 1560-е—1570-е годы над виллой работал Джакомо да Виньола, признанный мастер позднего Возрождения, создавший основы композиции ансамбля. Доминирующим сооружением стал гигантский пятиугольный в плане дворец, расположенный на склоне горы. От него к террасным садам ведут лестницы, сложные по рисунку. В 1587 году к садам был присоединён верхний участок; его обустройством занимались архитекторы Дж. Райнальди (it:Girolamo Rainaldi) и Ф. Пеперелли. В верхней части сада появился лёгкий павильон с лоджией (Казино Капраролы), фонтаны и каскады, боскеты, партер с низкой подстрижкой. Небольшой верхний сад у казино был окружён отдельно стоящими кариатидами с вазами для цветов. Живописность садам придавали точность в расчёте пропорций, гармоничное согласование элементов и выигрышное использование естественного рельефа местности. [5]

Виньоле приписывают участие в создании виллы Ланте в Баньайе (начата в 1477, закончена в 1588 году; расположена неподалёку от виллы Фарнезе). Здесь явно присутствуют признаки, характерные для работ зодчего: единство архитектурной обработки большого участка, проявившееся не только в ясной планировке, но и в убранстве лестниц, террас, гротов, посадок; композиция, учитывающая игру дальних и ближних планов террасного сада, включающая гармоничную соотнесённость деталей, находящихся на различных уровнях. [5]

Одна из наиболее знаменитых итальянских вилл эпохи Ренессанса — вилла д’Эсте, расположившаяся на склоне крутого холма близ Тиволи. В 1550 году недостроенная вилла, начатая за 10 лет до того, стала владением кардинала Ипполито II д’Эсте (it:Ippolito II d’Este). Её перестройку поручили архитектору Пирро Лигорио (it:Pirro Ligorio), а гидротехническое устройство — О. Оливьери. Вилла прославилась изобилием каскадов и фонтанов, устроенных необычайно живописно. Для их питания (фонтаны действуют без механического нагнетания воды) была разработана уникальная система подземных водопроводных сетей. Вилла также отличается эффектно обустроенными террасами со сложными лестницами и гротами; в планировке сада удачно использованы естественные уклоны местности. [5]

Характерными чертами ренессансных вилл являются расположение на склонах холмов (отсюда террасная планировка), относительно небольшие размеры садов, соотнесённые с размерами дворца; простота и ясность плана. Сад связан в одно целое и воспринимается как единая декорация; в роли главного украшения сада выступает дворец, тогда как сад задумывается как внутренний двор, вынесенный за пределы дворцовых крыльев. Главная аллея, как правило, планируется параллельно фасаду дворца, а сам сад нередко вытянут поперечно. Симметрия в планировке садов соблюдается в большинстве случаев только в центральной части; боковые части сада и окончание аллей несимметричны. Дворцы наследуют черты городских ренессансных палаццо, тяготеют к кубической форме и в ряде случаев воспринимаются слишком строгими и лаконичными по декору. В оформлении садов большую роль играют скульптура (очень часто используются подлинные античные образцы), фонтаны и каскады, боскеты, гроты. Для фонтанов характерно расположение на главной оси сада; они не располагаются на открытых площадках; нередко встречается расположение внутри боскетов или в центре четырёх симметрично сходящихся боскетов; крупные и сложно устроенные фонтаны как правило расположены на краях сада, тогда как по оси симметрии дворца располагаются небольшие каскады. Большую роль в оформлении сада играют балюстрады и каменные парапеты, которые несколько затрудняют визуальное восприятие дальних планов сада, но в то же время, подчёркивая замкнутость контуров, создают обстановку уюта. Широко используется стрижка посадок, но при этом она сдержанна и подражает естественным формам. Посадки изначально были сами по себе достаточно редкими, не образовывали рощ и густой тени; форма цветников и боскетов проста. [5]

Загородные дворцы эпохи Возрождения в других странах

Воплощение архитектурных идей итальянского Ренессанса в других странах Западной Европы случилось с опозданием примерно на 100 лет. [6] В Испании, Франции, Англии и Германии в конце XV—XVI веках по-прежнему сохранялись сильные традиции замкового строительства. Более того, во Франции, например, в XVI веке наблюдался пик обустройства замков — большинство из знаменитых замков Луары построены или существенно перестроены именно в эпоху Возрождения. Итальянский тип загородного аристократического жилища — вилла — в это время не получил распространения. [5]

Тем не менее влияние итальянской ренессансной архитектуры было несомненным и не могло не отразиться на строительстве загородных резиденций монархов и аристократии. Одним из ранних примеров устройства резиденции под итальянским влиянием во Франции служит дворец Фонтенбло (перестраивался Франциском I в 1540-е годы). Сады Фонтенбло обустраивались итальянскими мастерами во главе с Франческо Приматиччо. При королевской резиденции сформировался круг художников и мастеров, известных как школа Фонтенбло, которая оказала решающее влияние на ренессансное искусство Франции. [5]

Наиболее ярким примером итальянского влияния во Франции служит Люксембургский дворец и Люксембургский сад. Дворец строился для королевы-регентши Франции Марии Медичи в 1615—1631 годах. Её детство прошло в палаццо Питти и садах Боболи; по пожеланию заказчицы они были выбраны в качестве прототипа дворцово-паркового ансамбля. Саломону де Бросу, занимавшемуся строительством дворца и разбивкой сада, при попытке перенести итальянские приёмы садового и дворцового зодчества пришлось отступить от итальянского образца. Почти плоская местность и национальные архитеткурные традиции обусловили иные пропорции дворца и сада. [5]

В Англии итальянские архитекторы и садовые мастера работали со времён Генриха VIII (Сады Нонсеча в Суррее). Резиденция Генриха VIII Хэмптон-корт также испытала на себе итальянское влияние, хотя здесь ещё оставались сильными традиции готической архитектуры. Следы итальянского Ренессанса обнаруживаются в некоторых аристократических резиденциях (например, в Чатсворт-хаус и Вильтон-хаус), однако они подвергались позднее существенной переделке. [5]

Королевская резиденция Квинс-хаус, построенный Иниго Джонсом в 1616—1618 годах для королевы Анны, супруги Якова I, является первой английской виллой, построенной по канонам итальянского Возрождения. Архитектор, возможно, вдохновлялся виллой Медичи в Поджо-а-Кайано. Квинс-хаус стал одним из знаменательных примеров нарождающегося палладианства, ставшего в XVII—XVIII веках ведущим направлением в английской архитектуре. [6]

От барокко к классицизму. Регулярный парк

Виллы Италии эпохи барокко

Художественные идеи итальянского Возрождения получили наибольшее распространение в странах Западной Европы в то время, когда в самой Италии ведущим направлением в искусстве стало барокко. В архитектуре загородных вилл Италии конца XVI—XVII веков полностью исчезают следы средневековой архитектуры. Если ренессансные виллы ещё иногда в деталях напоминали средневековые замки и крепости, то в барочных виллах развиваются черты дворца. Прежде всего это отражается на внутренней планировке: выделяется главный зал сооружения, который всегда располагается в центре главного этажа; к нему привязывается планировка и отделка всех второстепенных помещений. Сад становится обязательным элементом, архитектурно равным дворцу; взаимосвязь сада и дворца обеспечивает галерея.

Ранним примером барочной виллы служит Вилла Альдобрандини в Фраскати. Одной из наиболее характерных барочных вилл возле Рима являлась Вилла Боргезе. Её сады обустраивались Дж. Райнальди и украшены фонтанами Дж. Фонтаны. Вилла не сохранила свой первоначальный вид: в конце XVIII века дворец был перестроен в неоклассическом стиле, а сады приобрели облик пейзажных парков. Квиринальский дворец (архитектор Доменико Фонтана) также можно отнести к наиболее характерным итальянским барочным дворцово-парковым ансамблям. Монотонные по разбивке геометрические сады обустраивал в 1600 году Карло Мадерна; при обустройстве садов местность была полностью выровнена, а сады представляли собой равномерное чередование квадратных боскетов с фонтанами. Одна из наиболее интересных вилл того времени — вилла Дориа-Памфили, построенная в 1644 году А. Альгарди для папы Иннокентия X. Центральная планировка сада представляла собой широкий партер с довольно сложными по узору цветниками. Перед дворцом традиционно была обустроена широкая и неглубокая терраса; открытые пространства и размещение казино виллы на возвышении подчёркивало его стройность.

Что такое парковые ансамбли. Смотреть фото Что такое парковые ансамбли. Смотреть картинку Что такое парковые ансамбли. Картинка про Что такое парковые ансамбли. Фото Что такое парковые ансамбли

Загородные дворцы во Франции в XVII веке

В развитии дворцово-парковых ансамблей две французские загородные резиденции — Шантийи и Во-ле-Виконт — сыграли историческую роль. В старинном замке Шантийи в 1661 году принц Конде устроил грандиозный праздник в честь Людовика XIV. На короля торжества произвели столь сильное впечатление, что он был готов приобрести Шантийи, но Конде это предложение отклонил. В августе того же 1661 года влиятельный министр финансов Франции и богатейший человек страны Николя Фуке также устроил пышные празднества в честь короля в своём поместье Во-ле-Виконт. Отношение короля к министру было негативным, и праздник устраивался для того, чтобы вернуть расположение Людовика, но эффект был обратным. Поражённый неслыханной роскошью дворца и изяществом парка с разнообразными садовыми затеями, Людовик лишь укрепился в желании как можно скорее избавиться от министра (менее чем через месяц Фуке был арестован).

Неудача с покупкой Шантийи и роскошь Во-ле-Виконта сподвигли Людовика к строительству Версаля: короля не устраивал ни двор в Сен-Жермене, ни жизнь в Париже; он был настроен создать новую загородную резиденцию, достойную короля Франции. Из конфискованного имения Фуке в Версаль переместились многие парковые скульптуры, картины и предметы мебели. Но самое важное — Людовик XIV пригласил для обустройства Версаля тех же людей, что работали в Во-ле-Виконте: архитектора Луи Лево, садового архитектора Андре Ленотра и художника по интерьерам Шарля Лебрёна.

Во-ле-Виконт, совместное творение Лево, Лебрена и Ленотра, строился в 1658—1661 годах и стал ярким примером нарождавшегося национального французского стиля, получившего название «классицистического барокко». Планировка дворца восходит к итальянским барочным виллам. На одной оси расположены вестибюль и овальный зал, выступающий в сад. Планировка жилых помещений — анфиладная; ей не следуют только помещения в крыльях дворца. Здание расположено на искусственном острове в саду, который одновременно подчёркивает дворцовую часть ансамбля и образует связку с парком. Сад Во-ле-Виконта по своей планировке напоминает Люксембургский сад, но главная перспектива получила развитие за пределами сада — были обустроены аллеи, её продолжавшие. Другим новшеством было устройство широкого партера, невысокими террасами спускавшегося к пруду и симметрично поднимавшегося за ним, и связность центрального партера с партерами, расположенными по бокам от дворца.

Что такое парковые ансамбли. Смотреть фото Что такое парковые ансамбли. Смотреть картинку Что такое парковые ансамбли. Картинка про Что такое парковые ансамбли. Фото Что такое парковые ансамбли

Что такое парковые ансамбли. Смотреть фото Что такое парковые ансамбли. Смотреть картинку Что такое парковые ансамбли. Картинка про Что такое парковые ансамбли. Фото Что такое парковые ансамбли

Версаль стал вершиной в создании дворцово-парковых ансамблей и уникальным явлением в истории архитектуры. Людовик XIV ставил задачу создать не просто королевскую резиденцию, а место, в котором бы не ощущалось наличие иной силы, кроме короля; место, за пределами которого как бы ничего и не существовало. Версальский парк раскинулся до линии горизонта; он и сейчас является одним из самых больших парков в мире. В процессе его строительства был проделан огромный объём работ: например, всё мелколесье на месте парка вырубили для посадки деревьев благородных пород (для рощ, обрамляющих главные перспективы, использовались грабы, выписанные из Англии). Андре Ленотр мастерски использовал рельеф местности — почти плоский, с незначительным перепадом высот — для создания торжественной картины, а также впервые применил широкие радиальные аллеи, которые связали большие пространства в единое целое. Центральная перспектива воспринимается бесконечной за счёт постепенного понижения глубоких и невысоких террас, которые завершаются бассейнами с фонтанами. На удалении от дворца устроен газонный партер, не имеющий себе равных в садовом искусстве, — «Зелёный ковёр» («Tapis Vert»), широкий и протяжённый; ещё дальше — в самой низкой точке парка — вырыт Большой канал протяжённостью около 2 км. Зеркало канала является кульминационной точкой перспективы от дворца.

В символике Версаля ведущую роль играют мотивы бога Аполлона, с которым отождествляется «Король-Солнце». Орнаментальный «лик Гелиоса» украшает интерьеры дворца; один из главных фонтанов — «колесница Аполлона», другой — «Латона», мать Аполлона, в третьем — дракон, поражённый стрелой Аполлона.

Несколько монотонный, сдержанный декор Версальского дворца с мотивами итальянского Ренессанса подчёркивает протяжённость здания и его монументальность. При перестройке прежнего здания Жюль Ардуэн-Мансар обустроил зеркальную галерею, выходящую в сад. Впоследствии подобные галереи стали почти обязательным интерьером в дворцовых постройках. Версаль задал программу-максимум для строительства барочных аристократических резиденций во Франции: трёхчастное деление дворца, средняя часть которого выступает в сад; наличие парадного двора (курдонёра); во дворце обустраиваются дворцовая церковь и театр; использование ионического ордера; анфиладная планировка залов; архитектура и интерьеры дворца находят своё продолжение в парке.

Художественной сущностью Версаля является архитектура сада, выраженная через постоянную смену перспектив, радующих взор, торжественных картин и просторных видов, растворяющихся вдали, игру ближних и дальних планов.

Пышные версальские праздники, бесконечной чередой проводившиеся Людовиком XIV, произвели сильное впечатление на Европу. Версальский двор считался наиболее блистательным; ему стали подражать при дворах многих европейских монархов. Монархические резиденции с конца XVII века строились под несомненным влиянием Версаля, однако копировать его практически не пытались: это была невозможная задача не только в силу колоссальности затрат, но и потому, что в других странах Европы ощущался недостаток архитекторов, способных реализовать подобный замысел. Версаль остался единственным в своём роде архитектурным ансамблем, непревзойдённым памятником царствованию «Короля-Солнце» и наиболее ярким архитектурным выражением идеи абсолютизма.

Людовик XIV любил строить; король для своих фавориток в окрестностях Парижа возвёл Кланьи и Марли (обе резиденции не сохранились, разрушены в ходе Великой французской революции). Марли был выдающимся ансамблем; в нём были повторены некоторые архитектурные идеи Версаля: раскрытие протяжённой главной перспективы, устройство больших центральных бассейнов как главного украшение сада и радиальных аллей как связующего элемента сада.

До того, как окончательно увлечься идеей Версаля, Людовик XIV в 1660-е годы занимался переустройством дворца и садов Тюильри. Дворец Тюильри (архитектор Ф. Делорм) был разрушен во времена Парижской коммуны, но сады в целом сохранили планировку середины XVII века с широким партерным садом и эффектными перспективами.

Все перечисленные дворцово-парковые ансамбли связаны с именем Андре Ленотра, величайшего садового архитектора XVII века; творчество Ленотра и его школы составляют целую эпоху в садово-парковом искусстве. Он довёл до совершенства принципы устройства регулярных парков и стал первым, кому удалось разрешить проблему разбивки обширных парков на равнинной местности.

С 1662 года по приглашению принца Конде Ленотр работал над перепланировкой Шантийи, растянувшейся на 20 лет; рощи вокруг замка были превращены в регулярный парк. Шантийи является примером того, как при помощи незначительных изменений естественного ландшафта и того, что было обустроено предыдущими поколениями садовых мастеров, можно было добиться впечатляющих визуальных эффектов.

Особняком среди французских резиденций эпохи классицистического барокко стоит Сен-Клу. Андре Ленотру и Жюлю Ардуэн-Мансару, занимавшегося перестройкой дворца для герцога Орлеанского, пришлось считаться с планировкой, существовавшей с XVI века. Сен-Клу являлся редким примером асимметричной планировки барочного дворцово-паркового ансамбля; в нём проглядывают зачатки будущих пейзажных парков. Дворец Сен-Клу не сохранился, разрушен в 1870 году.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *