Что такое парковые ансамбли
Усадебно-парковый комплекс
Усадебно-парковый комплекс — исторический природно-архитектурный ансамбль, включающий в себя усадьбу и парковый ландшафт. Как правило, является непосредственно памятником истории и культуры, либо макетом. Рассматриваться как обязательная и неотъемлемая часть культуры народа. Позволяет ощутить предметную среду бытовой стороны жизни представляемого комплексом исторического периода.
За исключением царских резиденций и крупных усадебных комплексов аристократов, современное состояние большинства усадеб печально.
Усадебно-парковые комплексы
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Усадебно-парковый комплекс» в других словарях:
Усадебно-парковый комплекс, Лошица — Усадебно парковый комплекс «Лошица» памятник усадебно паркового искусства XVIII XIX веков. Находится в микрорайоне Лошица города Минска, Белоруссия. Известные люди, связанные с комплексом Драматург Винцент Дунин Марцинкевич Станислав Август… … Википедия
Лошица (усадебно-парковый комплекс) — У этого термина существуют и другие значения, см. Лошица. Лошицкий парк … Википедия
Парк — У этого термина существуют и другие значения, см. Парк (значения). Панорама Центрального Парка в Нью Йорке Парк предназначенная для отдыха открытая озел … Википедия
Дрогичин — Для термина «Дрохичин» см. другие значения. Город Дрогичин белор. Драгічын Герб … Википедия
Монрепо — Музей заповедник Парк Монрепо Парк Монрепо осенью … Википедия
Староборисов — Деревня Староборисов белор. Старабарысаў Страна Белоруссия … Википедия
Дымово (Шкловский район) — Деревня Дымово белор. Дымава Страна БелоруссияБелоруссия … Википедия
Старо-Борисов — Агрогородок Старо Борисов белор. Стара Барысаў Страна Белоруссия … Википедия
Покровская церковь (Невский лесопарк) — Православная церковь Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы … Википедия
Клинцовский район — У этого термина существуют и другие значения, см. Клинцовский район (значения). Клинцовский район Герб … Википедия
От усадьбы к дворцово-парковому ансамблю
Краткий путеводитель по усадебной архитектуре
Первые усадьбы появились в далеком прошлом, когда цари начали вместо жалованья наделять служилых людей землями с крестьянами для «кормления» — вотчинами (их можно было передать по наследству или продать) и поместьями (предоставлялись на время службы). Именно они стали основой для усадеб — господских домов со службами и парками. Однако долгое время усадьба мало отличалась от крестьянского двора — только высотой дома и наличием небольшого плодового садика. Расцвет усадебной культуры пришелся на петровское время, когда появились дворцово-парковые ансамбли, а усадьбы начали приобретать европейские черты.
Имение, усадьба, дача, дворцово-парковый ансамбль… Разберемся в терминах.
Термин «усадьба» начали активно использовать в XVII веке. В.И. Даль трактует его как «господский дом на селе, со всеми ухожами, садом и огородом», то есть это комплекс жилых, хозяйственных и парковых построек. В обиходе усадьбу могли назвать селом (сельцом) или, если на территории не было церкви, — деревней. Например, сельцом называли Люблино.
Владелец усадьбы был одновременно и владельцем имения — землевладения с историческими границами. На территории имения могло не быть усадьбы, а могло быть сразу несколько. Так, например, в имении князей Голицыных Влахернское некоторое время было две усадьбы: Кузьминки и Полуденовка. Также имение включало постройки, не входящие в усадебный ансамбль, — церкви, мосты, хозяйственные и казенные здания. Обычно хозяйственную часть, направленную на обслуживание нужд имения, называли экономией. Это конные и скотные дворы, амбары, оранжереи и теплицы. Свои хозяйственные службы были и в усадьбе, но намного меньше, и ограничивались флигелями, кухней, ледником, домом прислуги и некоторыми другими постройками. Все эти строения могли составлять единое архитектурное целое с экономией (как, например, в Черемушках). Но часто экономия состояла из ряда самостоятельных хозяйственных комплексов различного назначения (например, Садоводство, Слободка, Мельница, Конный и Скотный дворы в Кузьминках).
Большие имения с усадьбами стоили очень дорого и требовали больших затрат на содержание, поэтому такие владения, как Знаменское-Садки, Люблино, Кузьминки, Узкое, Ясенево, обычно переходили из рук в руки или по наследству, или путем браков и других родственных связей. И несколько поколений владельцев постепенно обустраивали свое родовое гнездо.
В петровское время появился новый тип усадьбы — дворцово-парковый ансамбль. Это уже произведение садово-паркового искусства и архитектуры. Эти масштабные ансамбли включали многочисленные постройки, дворец (вместо главного дома), обширный сад или парк с естественными или искусственными водоемами, фонтанами и шутихами. Зачастую дворцово-парковые ансамбли появлялись в монархических или аристократических загородных резиденциях.
Также при Петре I появились первые дачи. Тогда этим словом называли участок земли, принадлежащий государству или полученный дворянином за службу. Такие казенные дачи существовали до 1917 года. Одновременно с этим в XVIII веке дачами стали называть здания в усадьбах, которые сдавали внаем на лето. Помещений специально для дачников не строили, а использовали любые здания, которые можно было приспособить для временного жилья: господский дом, флигели, оранжереи, павильоны, службы. Первой дачей в этом понимании стало Свиблово, нанятое голштинским герцогом Карлом-Фридрихом в 1722 году. Тогда же дачами стали называть и небольшие загородные ненаселенные имения с усадьбами, которые служили своим владельцам только для летнего отдыха (например, Черемушки). Хозяйство в них было минимальным и сводилось лишь к поддержанию усадьбы для различного рода «затей».
В середине XIX века одновременно со строительством железных дорог и «поселков для отдыха» началось бурное развитие дач. Уже в 1888 году вокруг Москвы насчитывалось около 6 000 дач. А на рубеже XIX-XX веков дачная жизнь стала массовым явлением, характерным только для России, также, как и дворянская усадьба.
Коротко о главном
Все постройки усадьбы составляли единый ансамбль, то есть были объединены художественно или исторически. А функционально усадьбу делили на жилую, хозяйственную и прогулочные зоны. Центром усадебного комплекса был главный дом, к которому вела длинная аллея. Иногда ее украшали торжественными въездными арками, а господский дом завершали бельведером или куполом, как в Люблино.
Продумывая планировку усадьбы, владельцы обычно исходили из утилитарных потребностей, но не упускали из виду и модные течения. Поэтому господские дома представляли собой затейливо украшенные здания, в приусадебных садах выращивали не только овощи, фрукты и лечебные растения, но и цветы и заморские деревья. А пруды использовали не только для катания на лодках, но и для разведения рыбы. Иногда в них даже сооружали специальные садки, что нашло отражение в названии усадьбы Знаменское-Садки.
Можно выделить три типовых планировки усадеб.
В самой простой ставили небольшой дом с фасадом на улицу, парадный двор (курдонер) перед домом и регулярный сад за ним.
Центром типичной усадьбы XVIII века был главный дом, который вместе с хозяйственными пристройками (флигелями) составлял в плане букву «П». Внутри находился парадный двор. Парковым фасадом дом выходил в сад с регулярной планировкой, который мог перейти в лес. Часто дом ставили на холме над речкой либо возле пруда. Рядом стремились расположить церковь, а парк украшали павильонами, гротами, беседками, мостами, памятниками, скульптурой. Хозяйственные постройки при этом помещали в дальней части парка. Таковы московские усадьбы графов Шереметевых Кусково и Останкино.
Наиболее сложную структуру имели дворцово-парковые ансамбли. Архитектурным центром комплекса становился дворец. Его окружали корпуса и маленькие дворцы. Вид садовых павильонов приобретали даже церковь и хозяйственные службы. Дворец делил сад на регулярный и пейзажный парки, украшенные многочисленными садовыми постройками — гротами, бельведерами, беседками, руинами, стелами, памятниками и скульптурами. Особую роль в дворцово-парковых ансамблях играла вода: фонтаны были неотъемлемой частью монарших усадеб.
Немалое значение имело внутреннее убранство главного дома. Многие напоминали музеи своими живописными и скульптурными коллекциями, мебелью, предметами интерьера, а некоторые превращались в безвкусное собрание раритетов. Парадным лицом главного дома была гостиная. Она получала наиболее богатое и торжественное оформление. В доме обязательно устраивали столовую с большими столами и буфетами-горками с коллекциями фарфора. Интеллектуальным центром усадьбы становился кабинет хозяина, обстановка которого, как правило, была непарадной, а иногда даже подчеркнуто аскетичной. Наряду с мужским кабинетом, в усадьбах была и женская комната, где хозяйка дома занималась делами, рукоделием и чтением.
Но усадьба — это не только барский дом, это целая инфраструктура для уютной и комфортной жизни. Помимо жилой и хозяйственной частей, здесь могли быть также и площадки для спортивных игр. В некоторых усадьбах было здание театра, а иногда владельцы организовывали и небольшие «мануфактурные затеи», как, например, ткацкая мануфактура в Подмосковном Ольгове и суконные заводы в Остафьеве.
Непременным атрибутом большой усадьбы была церковь, оформлению которой придавали особое значение. Часто древние церкви перестраивали согласно вкусам времени, обновляли и меняли их внешнее и внутреннее убранство. А иногда на территории усадьбы строили домик для местного священника.
Все в сад!
Особой гордостью владельца усадьбы был парк. Некоторые предпочитали регулярные французские парки, другие — пейзажные английские, а были усадьбы, где регулярные парки сочетались с пейзажными. Богатые люди много денег и сил вкладывали в садово-парковое искусство — искусство создания садов, парков, скверов, бульваров и других озеленяемых участков. В его основе — использование для организации пространства живого растительного материала, непрерывно меняющего облик, и размещение растений в сочетании с архитектурными сооружениями, водоемами, дорогами, площадками, скульптурой. А для того, чтобы посетители могли полюбоваться парком создавали специальные видовые точки — холмы и бастионы (уходящие вверх дорожки, оканчивающиеся смотровой площадкой).
Есть несколько типов садов и парков.
Части террасного или «итальянского» парка располагаются на разных уровнях. В таком парке можно увидеть много лестниц, пандусов (наклонных площадок, соединяющих две разновысоких горизонтальных поверхности), террас (площадок, уступами спускающихся по склону) и каскадов (водопадов или серий водопадов).
Регулярные или «французские» парки — парки с геометрически правильной планировкой и симметричной композицией (даже деревьям придавали геометрически правильную форму). Такие сады и парки обычно разбивали на плоской местности или пологом склоне. Центром ансамбля был дворец, а перед ним располагались партеры (открытые участки правильной формы с газонами, цветниками, бордюрами из кустарника, украшенные скульптурой или фонтанами) и водяные зеркала (водоемы и каналы с неподвижной гладью воды). Партеры могли быть симметричными (по горизонтали и вертикали), узорными (основанными на орнаментах богато расшитой одежды), водяными (из заполненных водой резервуаров), в английском стиле (с «выкошенном» в большой лужайке рисунком), со скошенными газонами (чей рисунок заполнялся песком и гравием). Позади здания парк оформляли боскетами (декоративными группами деревьев или кустов).
В основе многих парков «французского» типа лежала трех или пятилучевая система аллей (прямых дорожек, обсаженных по обеим сторонам) с топиарами (подстриженными в узорчатой форме деревьями или кустами (например, в виде животного или спирали). Аллеи радиально расходились от дворца и открывали обширные видовые перспективы. В конце аллеи располагался яркий визуальный акцент — здание или скульптура. Такую систему еще называли «гусиная лапка».
В целом, «французские» парки имитировали здания с анфиладой комнат, через которую проходил зритель, следуя заданным маршрутом, с коридорами и вестибюлями. Устроители садов даже использовали терминологию архитекторов: площадки называли залами, комнатами и зелеными театрами (если давали представления на открытом воздухе), «стены» выполняли из подстриженного кустарника, на земле были покрывала или ковры из травы, украшенные растениями, а деревья образовывали портьеры вдоль аллей. При этом цветы и растения высаживали так, чтобы создать причудливый узор либо сплошным ковром, либо узелком или лабиринтом, либо бордюром-лентой, либо клумбой-островом.
Пейзажные или «английские» парки напоминают естественный ландшафт с партерами-лужайками. Для таких парков характерно отсутствие геометричности, извилистые дорожки, водоемы и площадки неправильной формы, свободная группировка деревьев, кустарников и цветов, подчеркивание природной красоты и маскировка недостатков ландшафта. Посетитель английского парка редко мог предсказать, что ждет его за очередным поворотом аллеи. При этом пейзаж разнообразили живописные мостики и садовые павильоны. Но самое главное: в «английском» парке складывалось впечатление, будто растения здесь уже росли, а человек нашел среди них свободное место, чтобы построить дом.
Существуют еще и миниатюрные сады — символические композиции из воды, растений и камней (например, японский сад камней). Такие сады располагают посетителей к созерцанию и размышлению. Камни, вода, гравий и растения создают миниатюрные ландшафты, в которых пространство искажается и вводит зрителя в заблуждение.
Отдельно стоит выделить аптекарские огороды, где выращивали лекарственные травы, и ботанические сады с оранжереями и теплицами, созданные для выращивания редких и экзотических растений. Такие сады становились частью других парков.
В русских усадьбах можно было увидеть сады любого типа, но при этом была у них особая черта. Для русских парков было характерно сочетать декоративные сады с утилитарными: в садах устраивали рыбные пруды, а для посадок выбирали плодовые деревья (яблони, груши, вишни).
Вода, вода… кругом вода!
Невозможно представить себе крупную усадьбы без водоемов. Это могли быть естественные озера, а могли быть и искусственные каналы и пруды. Понять, какой перед вами водоем, достаточно просто — рукотворные водоемы обычно имеют ровные края и геометрически правильную форму. Кстати, иногда естественный водоем «выравнивали» — то есть меняли его форму. Но у естественного водоема всегда можно найти источник — ручей или речку.
Особое значение в организации парков имеют фонтаны — сооружения, служащие основанием или обрамлением для бьющих вверх или стекающих вниз струй воды. При этом трубы обычно скрыты. Самые простые — фонтаны в виде чаши, расположенной над источником. В более сложных фонтанах вода стекает из чаши в бассейн, откуда вновь поступает в фонтан. С помощью нескольких чаш уже можно создать ярусный фонтан. А в самых сложных композициях многоярусная структура сопровождается спрятанными в нишах маленькими фонтанчиками.
Сначала фонтаны строили только как источник питьевой воды. Затем сочетание движущейся воды с архитектурой, скульптурой и зелеными насаждениями стало одним из средств садово-паркового искусства. И если много веков назад фонтаны были украшением только городских площадей, то в XVII-XVIII веках они стали непременным атрибутом крупных усадеб и дворцово-парковых ансамблей. Кстати, для последних характерно еще и устройство каскадов — расположение на разных уровнях водоемов, ступеней и уступов, по которым стекает вода.
А в наиболее богатых усадьбах можно увидеть еще и водные шутихи — спрятанные в статуях и других элементах сада источники, которые внезапно выпускали струю и обливали прохожих. Этому способствовали достижения гидрологии (технологии снабжения садов водой для полива зеленых насаждений и для фонтанов) и гидроплазии (технологии придания фонтанным струям различных форм в зависимости от давления воды и формы наконечника). Именно это позволило получить фонтаны со струями, бьющими в форме тюльпана, канделябра, шара или веера.
Садовые причуды и павильоны
Характерной чертой русского парка было наличие местечек для грусти и уединения — тенистых аллей, заброшенных цветников, уютных уголков на берегу водоема.
Для этих же целей строили эрмитажи — павильоны (изолированные постройки) для уединения и секретных переговоров. Классический эрмитаж был двухэтажным, причем лестницы на второй этаж не было. Слуги поднимали туда гостей сидящими в специальных креслах с помощью сложной системы тросов. Таким же образом поднимали и заранее сервированный стол. Такой эрмитаж сохранился в Кусково.
В русских усадьбах также можно увидеть множество утилитарных, но нехозяйственных построек.
Пергола (лоджия, крытая галерея, будуар) — увитая зеленью беседка или коридор из трельяжей (легких решеток) на арках и столбах для того, чтобы укрыться от зноя. При этом расположены они так, чтобы из них можно было любоваться перспективой.
Оранжерея предназначалась для выращивания растений. Часть растений находилась в здании круглый год, другие летом в кадках выносили в парк и расставляли по аллеям, а зимой убирали в павильон. Большинство растений были чисто декоративными, но иногда в оранжереях выращивали экзотические фрукты. В оранжереях могли быть развешаны клетки с певчими и экзотическими птицами. Снаружи оранжереи обычно украшали колоннами, лепниной и другими архитектурными деталями. Сохранилось довольно много оранжерей, например, в Кусково. Узнать оранжерею просто по обильному остеклению, так как растениям нужно много света. А когда прошла мода на выращивание экзотических растений, оранжереи превратились в выставки скульптур и других предметов искусства.
Ледники — расположенные под землей строения из камня или кирпича, обложенные льдом. Они служили для сохранения продуктов. Увидеть ледник можно, например, в усадьбе Петровское-Разумовское.
Для встречи и развлечения гостей в парках строили чайные домики и павильоны, в стилизованном виде воспроизводивший внешний вид и интерьер построек разных народов мира. В Кусково сохранилось три таких павильона — Голландский, Итальянский и Швейцарский домики.
На возвышенных местах ставили бельведеры — легкие постройки, позволяющие обозревать окрестности. Это могла быть ротонда (круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом) или беседка (но основное ее предназначение — защита от дождя и зноя).
Для отдыха во время неспешных прогулок в парке ставили садовую мебель — всевозможные скамейки. А у входа в парк обычно стояла сторожка — домик привратника.
Отдельно стоит выделить садовые причуды — постройки без прикладного назначения, которые служили для развлечения и свидетельствовали об обеспеченности владельца усадьбы.
Въездные арки и башни уже давно не несли защитной функции, а скорее формировали определенное настроение и обозначали парадный вход.
Руина — развалины какого-либо сооружения, которые нередко возводили искусственно. Важная черта — несимметричная форма.
Грот — парковое сооружение, имитирующее естественную пещеру и обильно украшенное узорами из камней, ракушек и зеркал. Предшественниками гротов были нимфеи — влажные тенистые укрытия, где преподносили дары нимфам. Сейчас гроты — архитектурная причуда.
Музеи под открытым небом
В парках крупных усадеб были многочисленные «ловушки» для глаз. Это могли быть колоннады — расположенные в один ряд через равные промежутки колонны. Но чаще в садах ставили обелиски — каменные, установленные на постамент, столбы конической формы. Обычно обелиски ставили в честь какого-то памятного события (например, обелиск Петру I в усадьбе Кузьминки). В этом качестве обелиски соперничали с другим видом столпообразных памятников: монументами-колоннами. Также в качестве памятного знака в парках ставили стелы — каменные, мраморные, гранитные плиты или столбы с высеченными на них текстами или изображениями.
В архитектурном плане памятники организуют пространство и нередко выполняют роль визуального центра, но настоящим украшением парка становятся статуи и скульптуры. Они могут быть выполнены из мрамора, камня, бронзы, свинца или дерева, копировать известные произведения искусства, изображать героев прошлого или быть самостоятельной творческой работой. В любом случае именно скульптура превращает усадьбу и ее парк в музей под открытым небом.
Конечно, усадебный дом неотделим от окружающей его природы, от окрестных лесов с охотой, рыбалкой, грибами и ягодами. Охоте вообще уделяли особое место в усадебном хозяйстве, и хорошая конюшня и псарня значили ничуть не меньше, чем архитектурное богатство усадьбы и ее внутренняя отделка. А еще у каждого владельца усадьбы была своя маленькая гордость — первоклассные псы, каскадные пруды с карасями, винный погреб или, например, лучший кузнец в уезде.
Но после крестьянской реформы 1861 года, когда сельское хозяйство перестало быть простым взиманием оброка, а потребовало грамотного коммерческого руководства, многие владельцы усадеб не смогли справиться с новыми условиями экономического быта. Это стало причиной утраты или реконструкции таких усадебных комплексов, как Алтуфьево, Воронцово, Михалково. Старые усадьбы попадали в руки выходцев из самых разнообразных общественных слоев (крестьян, духовенства, почетных граждан, заводчиков, фабрикантов), и все в них менялось. Особенно остро кризис усадебного хозяйства проявился в период Первой Мировой войны — сказывалось не только резкое сокращение количества рабочих рук, но и превращение многих усадеб в госпитали (например, роль лазарета играли Черемушки и Кузьминки).
А после революции усадьбы прекратили свое существование. В большинстве из них расположились различные учреждения — больницы, дома отдыха, школы, санатории, научно-исследовательские институты. В результате сохранилась лишь малая часть российского усадебного наследия. И еще в меньшей из них открыты парки и музеи, доступные для посещения.
Дворцово-парковый ансамбль
Дворцо́во-па́рковый анса́мбль — произведение садово-паркового искусства и архитектуры; масштабный, со значительной переработкой естественного ландшафта архитектурный ансамбль монархической или аристократической загородной резиденции, подчинённый единому замыслу; исторически сложившийся комплекс дворцовых зданий и сооружений, садов и парков, включающий в себя искусственные или естественные водоёмы. Дворцово-парковые ансамбли немногочисленны и являются комплексными природными, культурно-историческими и архитектурными памятниками. [1] [2] [3] [4]
Многие дворцово-парковые ансамбли формировались на протяжении десятилетий или даже столетий несколькими поколениями архитекторов, поэтому в них нередко отражены различные культурные эпохи, архитектурные стили и школы.
Непревзойдённым дворцово-парковым ансамблем, получившим всемирную известность, является Версаль. Новый подход к организации пространства, проявившийся в главной резиденции французского короля Людовика XIV, вызвал подражания при устройстве загородных дворцов многих европейских монархов и стал поворотным пунктом в истории садово-паркового искусства. [5]
Содержание
От Ренессанса к барокко
Итальянская вилла в эпоху Возрождения
Истоки дворцово-парковых ансамблей и возникновение мастерства обустройства садов как самостоятельной отрасли искусства восходят к эпохе итальянского Возрождения. Итальянская знать того периода проживала преимущественно в городах, в отличие от аристократии соседних государств, которая сторонилась городов и предпочитала уединённые замки в вотчинах. Относительная политическая стабилизация в итальянских княжествах и городах-государствах и экономический подъём итальянских городов привели к консолидации в руках итальянской аристократии больших богатств. Распространение идеализированных представлений об эпохе античности, интереса к античному образу жизни, античному искусству среди аристократов способствовали в том числе и тому, что многие знатные фамилии стали обзаводиться виллами на городских окраинах, которые обустраивались по примеру древнеримских вилл. Однако многие итальянские виллы Ренессанса имели существенное отличие от античных прототипов: при них появились обширные сады, композиционно связанные с дворцом и устроенные архитектурно, созданные для проведения празднеств и приятного времяпрепровождения, и бо́льшая часть которых не выполняла утилитарных хозяйственных задач. [5]
Самым ранним примером виллы нового типа является Вилла Медичи в Поджо-а-Кайано, созданной для Лоренцо Великолепного, главы Флорентийской республики, архитектором Джулиано да Сангалло (строилась в 1485—1492 годах; сады подверглись перепланировке в конце XVI века). [5]
Одной из наиболее значительных ренессансных архитектурных работ, хотя и неоконченных, было строительство виллы Мадама (it:Villa Madama). Джулио Медичи, будущий папа римский Климент VII, выбрал для виллы живописный склон холма с видом на Рим, часть Кампании и Сабинские горы. Первоначальный проект подготовил Рафаэль Санти, вписав в сложный ландшафт гармоничную композицию из террасного сада, казино (то есть уединённого домика) и дворца из двух крыльев (дворцовые сооружения подражают античным римским термам). Строительство началось в 1510 году под руководством ученика Рафаэля Джулио Романо, но было прервано в 1521 году. Виллу частично разрушили в ходе смут против семейства Медичи, и лишь тогда, когда Джулио Медичи стал папой, строительство возобновилось под руководством Антонио Сангалло, но велось с трудом. После кончины Климента VII в 1534 году строительство снова прекратилось, из двух частей дворца полностью построенной оказалась только одна. Окончательно работы были завершены по инициативе Маргариты Пармской (название виллы произошло от её имени) в 1550-е годы, но проект Рафаэля остался нереализованным. Вилла Мадама признаётся первым проектом ренессансной виллы с архитектурно распланированным садом. [5] [6]
Во Флоренции, ставшей одним из главных идейных центров Ренессанса, наиболее интересны сады Боболи, обустроенные при палаццо Питти. Строительство дворца для семейства Питти началось в 1460-е годы на окраине Флоренции и длилось продолжительное время. Дворец неоднократно перестраивался; самой значительной перестройке подвергся после того, как стал собственностью семьи Медичи (1549 год). Над обустройством садов Боболи в середине XVI века работали Бартоломео Амманати (он же руководил переделкой дворца) и Джорджо Вазари. Особенностями садов стала архитектурная разбивка, неразрывно связавшая дворец и сад, боковые симметричные террасы, возвышающиеся над центральным партером, наличие фонтанов, изобилие парковой скульптуры первоклассной работы. Внутренний двор палаццо (Двор Амманати) отделяет от садов живописный грот, увенчанный фонтаном. С верхних террас сада была раскрыта торжественная перспектива на палаццо и город за ним. [5]
Ещё одним шедевром периода Ренессанса признаётся Вилла Фарнезе (замок Капрарола), построенная на отрогах Чиминских гор недалеко от Рима. Строительство начато для Пьера Луижди Фарнезе (it:Pier Luigi Farnese), сына папы римского Павла III, в 1535 году, но закончено было внуком Павла III кардиналом Алессандро. В 1560-е—1570-е годы над виллой работал Джакомо да Виньола, признанный мастер позднего Возрождения, создавший основы композиции ансамбля. Доминирующим сооружением стал гигантский пятиугольный в плане дворец, расположенный на склоне горы. От него к террасным садам ведут лестницы, сложные по рисунку. В 1587 году к садам был присоединён верхний участок; его обустройством занимались архитекторы Дж. Райнальди (it:Girolamo Rainaldi) и Ф. Пеперелли. В верхней части сада появился лёгкий павильон с лоджией (Казино Капраролы), фонтаны и каскады, боскеты, партер с низкой подстрижкой. Небольшой верхний сад у казино был окружён отдельно стоящими кариатидами с вазами для цветов. Живописность садам придавали точность в расчёте пропорций, гармоничное согласование элементов и выигрышное использование естественного рельефа местности. [5]
Виньоле приписывают участие в создании виллы Ланте в Баньайе (начата в 1477, закончена в 1588 году; расположена неподалёку от виллы Фарнезе). Здесь явно присутствуют признаки, характерные для работ зодчего: единство архитектурной обработки большого участка, проявившееся не только в ясной планировке, но и в убранстве лестниц, террас, гротов, посадок; композиция, учитывающая игру дальних и ближних планов террасного сада, включающая гармоничную соотнесённость деталей, находящихся на различных уровнях. [5]
Одна из наиболее знаменитых итальянских вилл эпохи Ренессанса — вилла д’Эсте, расположившаяся на склоне крутого холма близ Тиволи. В 1550 году недостроенная вилла, начатая за 10 лет до того, стала владением кардинала Ипполито II д’Эсте (it:Ippolito II d’Este). Её перестройку поручили архитектору Пирро Лигорио (it:Pirro Ligorio), а гидротехническое устройство — О. Оливьери. Вилла прославилась изобилием каскадов и фонтанов, устроенных необычайно живописно. Для их питания (фонтаны действуют без механического нагнетания воды) была разработана уникальная система подземных водопроводных сетей. Вилла также отличается эффектно обустроенными террасами со сложными лестницами и гротами; в планировке сада удачно использованы естественные уклоны местности. [5]
Характерными чертами ренессансных вилл являются расположение на склонах холмов (отсюда террасная планировка), относительно небольшие размеры садов, соотнесённые с размерами дворца; простота и ясность плана. Сад связан в одно целое и воспринимается как единая декорация; в роли главного украшения сада выступает дворец, тогда как сад задумывается как внутренний двор, вынесенный за пределы дворцовых крыльев. Главная аллея, как правило, планируется параллельно фасаду дворца, а сам сад нередко вытянут поперечно. Симметрия в планировке садов соблюдается в большинстве случаев только в центральной части; боковые части сада и окончание аллей несимметричны. Дворцы наследуют черты городских ренессансных палаццо, тяготеют к кубической форме и в ряде случаев воспринимаются слишком строгими и лаконичными по декору. В оформлении садов большую роль играют скульптура (очень часто используются подлинные античные образцы), фонтаны и каскады, боскеты, гроты. Для фонтанов характерно расположение на главной оси сада; они не располагаются на открытых площадках; нередко встречается расположение внутри боскетов или в центре четырёх симметрично сходящихся боскетов; крупные и сложно устроенные фонтаны как правило расположены на краях сада, тогда как по оси симметрии дворца располагаются небольшие каскады. Большую роль в оформлении сада играют балюстрады и каменные парапеты, которые несколько затрудняют визуальное восприятие дальних планов сада, но в то же время, подчёркивая замкнутость контуров, создают обстановку уюта. Широко используется стрижка посадок, но при этом она сдержанна и подражает естественным формам. Посадки изначально были сами по себе достаточно редкими, не образовывали рощ и густой тени; форма цветников и боскетов проста. [5]
Загородные дворцы эпохи Возрождения в других странах
Воплощение архитектурных идей итальянского Ренессанса в других странах Западной Европы случилось с опозданием примерно на 100 лет. [6] В Испании, Франции, Англии и Германии в конце XV—XVI веках по-прежнему сохранялись сильные традиции замкового строительства. Более того, во Франции, например, в XVI веке наблюдался пик обустройства замков — большинство из знаменитых замков Луары построены или существенно перестроены именно в эпоху Возрождения. Итальянский тип загородного аристократического жилища — вилла — в это время не получил распространения. [5]
Тем не менее влияние итальянской ренессансной архитектуры было несомненным и не могло не отразиться на строительстве загородных резиденций монархов и аристократии. Одним из ранних примеров устройства резиденции под итальянским влиянием во Франции служит дворец Фонтенбло (перестраивался Франциском I в 1540-е годы). Сады Фонтенбло обустраивались итальянскими мастерами во главе с Франческо Приматиччо. При королевской резиденции сформировался круг художников и мастеров, известных как школа Фонтенбло, которая оказала решающее влияние на ренессансное искусство Франции. [5]
Наиболее ярким примером итальянского влияния во Франции служит Люксембургский дворец и Люксембургский сад. Дворец строился для королевы-регентши Франции Марии Медичи в 1615—1631 годах. Её детство прошло в палаццо Питти и садах Боболи; по пожеланию заказчицы они были выбраны в качестве прототипа дворцово-паркового ансамбля. Саломону де Бросу, занимавшемуся строительством дворца и разбивкой сада, при попытке перенести итальянские приёмы садового и дворцового зодчества пришлось отступить от итальянского образца. Почти плоская местность и национальные архитеткурные традиции обусловили иные пропорции дворца и сада. [5]
В Англии итальянские архитекторы и садовые мастера работали со времён Генриха VIII (Сады Нонсеча в Суррее). Резиденция Генриха VIII Хэмптон-корт также испытала на себе итальянское влияние, хотя здесь ещё оставались сильными традиции готической архитектуры. Следы итальянского Ренессанса обнаруживаются в некоторых аристократических резиденциях (например, в Чатсворт-хаус и Вильтон-хаус), однако они подвергались позднее существенной переделке. [5]
Королевская резиденция Квинс-хаус, построенный Иниго Джонсом в 1616—1618 годах для королевы Анны, супруги Якова I, является первой английской виллой, построенной по канонам итальянского Возрождения. Архитектор, возможно, вдохновлялся виллой Медичи в Поджо-а-Кайано. Квинс-хаус стал одним из знаменательных примеров нарождающегося палладианства, ставшего в XVII—XVIII веках ведущим направлением в английской архитектуре. [6]
От барокко к классицизму. Регулярный парк
Виллы Италии эпохи барокко
Художественные идеи итальянского Возрождения получили наибольшее распространение в странах Западной Европы в то время, когда в самой Италии ведущим направлением в искусстве стало барокко. В архитектуре загородных вилл Италии конца XVI—XVII веков полностью исчезают следы средневековой архитектуры. Если ренессансные виллы ещё иногда в деталях напоминали средневековые замки и крепости, то в барочных виллах развиваются черты дворца. Прежде всего это отражается на внутренней планировке: выделяется главный зал сооружения, который всегда располагается в центре главного этажа; к нему привязывается планировка и отделка всех второстепенных помещений. Сад становится обязательным элементом, архитектурно равным дворцу; взаимосвязь сада и дворца обеспечивает галерея.
Ранним примером барочной виллы служит Вилла Альдобрандини в Фраскати. Одной из наиболее характерных барочных вилл возле Рима являлась Вилла Боргезе. Её сады обустраивались Дж. Райнальди и украшены фонтанами Дж. Фонтаны. Вилла не сохранила свой первоначальный вид: в конце XVIII века дворец был перестроен в неоклассическом стиле, а сады приобрели облик пейзажных парков. Квиринальский дворец (архитектор Доменико Фонтана) также можно отнести к наиболее характерным итальянским барочным дворцово-парковым ансамблям. Монотонные по разбивке геометрические сады обустраивал в 1600 году Карло Мадерна; при обустройстве садов местность была полностью выровнена, а сады представляли собой равномерное чередование квадратных боскетов с фонтанами. Одна из наиболее интересных вилл того времени — вилла Дориа-Памфили, построенная в 1644 году А. Альгарди для папы Иннокентия X. Центральная планировка сада представляла собой широкий партер с довольно сложными по узору цветниками. Перед дворцом традиционно была обустроена широкая и неглубокая терраса; открытые пространства и размещение казино виллы на возвышении подчёркивало его стройность.
Загородные дворцы во Франции в XVII веке
В развитии дворцово-парковых ансамблей две французские загородные резиденции — Шантийи и Во-ле-Виконт — сыграли историческую роль. В старинном замке Шантийи в 1661 году принц Конде устроил грандиозный праздник в честь Людовика XIV. На короля торжества произвели столь сильное впечатление, что он был готов приобрести Шантийи, но Конде это предложение отклонил. В августе того же 1661 года влиятельный министр финансов Франции и богатейший человек страны Николя Фуке также устроил пышные празднества в честь короля в своём поместье Во-ле-Виконт. Отношение короля к министру было негативным, и праздник устраивался для того, чтобы вернуть расположение Людовика, но эффект был обратным. Поражённый неслыханной роскошью дворца и изяществом парка с разнообразными садовыми затеями, Людовик лишь укрепился в желании как можно скорее избавиться от министра (менее чем через месяц Фуке был арестован).
Неудача с покупкой Шантийи и роскошь Во-ле-Виконта сподвигли Людовика к строительству Версаля: короля не устраивал ни двор в Сен-Жермене, ни жизнь в Париже; он был настроен создать новую загородную резиденцию, достойную короля Франции. Из конфискованного имения Фуке в Версаль переместились многие парковые скульптуры, картины и предметы мебели. Но самое важное — Людовик XIV пригласил для обустройства Версаля тех же людей, что работали в Во-ле-Виконте: архитектора Луи Лево, садового архитектора Андре Ленотра и художника по интерьерам Шарля Лебрёна.
Во-ле-Виконт, совместное творение Лево, Лебрена и Ленотра, строился в 1658—1661 годах и стал ярким примером нарождавшегося национального французского стиля, получившего название «классицистического барокко». Планировка дворца восходит к итальянским барочным виллам. На одной оси расположены вестибюль и овальный зал, выступающий в сад. Планировка жилых помещений — анфиладная; ей не следуют только помещения в крыльях дворца. Здание расположено на искусственном острове в саду, который одновременно подчёркивает дворцовую часть ансамбля и образует связку с парком. Сад Во-ле-Виконта по своей планировке напоминает Люксембургский сад, но главная перспектива получила развитие за пределами сада — были обустроены аллеи, её продолжавшие. Другим новшеством было устройство широкого партера, невысокими террасами спускавшегося к пруду и симметрично поднимавшегося за ним, и связность центрального партера с партерами, расположенными по бокам от дворца.
Версаль стал вершиной в создании дворцово-парковых ансамблей и уникальным явлением в истории архитектуры. Людовик XIV ставил задачу создать не просто королевскую резиденцию, а место, в котором бы не ощущалось наличие иной силы, кроме короля; место, за пределами которого как бы ничего и не существовало. Версальский парк раскинулся до линии горизонта; он и сейчас является одним из самых больших парков в мире. В процессе его строительства был проделан огромный объём работ: например, всё мелколесье на месте парка вырубили для посадки деревьев благородных пород (для рощ, обрамляющих главные перспективы, использовались грабы, выписанные из Англии). Андре Ленотр мастерски использовал рельеф местности — почти плоский, с незначительным перепадом высот — для создания торжественной картины, а также впервые применил широкие радиальные аллеи, которые связали большие пространства в единое целое. Центральная перспектива воспринимается бесконечной за счёт постепенного понижения глубоких и невысоких террас, которые завершаются бассейнами с фонтанами. На удалении от дворца устроен газонный партер, не имеющий себе равных в садовом искусстве, — «Зелёный ковёр» («Tapis Vert»), широкий и протяжённый; ещё дальше — в самой низкой точке парка — вырыт Большой канал протяжённостью около 2 км. Зеркало канала является кульминационной точкой перспективы от дворца.
В символике Версаля ведущую роль играют мотивы бога Аполлона, с которым отождествляется «Король-Солнце». Орнаментальный «лик Гелиоса» украшает интерьеры дворца; один из главных фонтанов — «колесница Аполлона», другой — «Латона», мать Аполлона, в третьем — дракон, поражённый стрелой Аполлона.
Несколько монотонный, сдержанный декор Версальского дворца с мотивами итальянского Ренессанса подчёркивает протяжённость здания и его монументальность. При перестройке прежнего здания Жюль Ардуэн-Мансар обустроил зеркальную галерею, выходящую в сад. Впоследствии подобные галереи стали почти обязательным интерьером в дворцовых постройках. Версаль задал программу-максимум для строительства барочных аристократических резиденций во Франции: трёхчастное деление дворца, средняя часть которого выступает в сад; наличие парадного двора (курдонёра); во дворце обустраиваются дворцовая церковь и театр; использование ионического ордера; анфиладная планировка залов; архитектура и интерьеры дворца находят своё продолжение в парке.
Художественной сущностью Версаля является архитектура сада, выраженная через постоянную смену перспектив, радующих взор, торжественных картин и просторных видов, растворяющихся вдали, игру ближних и дальних планов.
Пышные версальские праздники, бесконечной чередой проводившиеся Людовиком XIV, произвели сильное впечатление на Европу. Версальский двор считался наиболее блистательным; ему стали подражать при дворах многих европейских монархов. Монархические резиденции с конца XVII века строились под несомненным влиянием Версаля, однако копировать его практически не пытались: это была невозможная задача не только в силу колоссальности затрат, но и потому, что в других странах Европы ощущался недостаток архитекторов, способных реализовать подобный замысел. Версаль остался единственным в своём роде архитектурным ансамблем, непревзойдённым памятником царствованию «Короля-Солнце» и наиболее ярким архитектурным выражением идеи абсолютизма.
Людовик XIV любил строить; король для своих фавориток в окрестностях Парижа возвёл Кланьи и Марли (обе резиденции не сохранились, разрушены в ходе Великой французской революции). Марли был выдающимся ансамблем; в нём были повторены некоторые архитектурные идеи Версаля: раскрытие протяжённой главной перспективы, устройство больших центральных бассейнов как главного украшение сада и радиальных аллей как связующего элемента сада.
До того, как окончательно увлечься идеей Версаля, Людовик XIV в 1660-е годы занимался переустройством дворца и садов Тюильри. Дворец Тюильри (архитектор Ф. Делорм) был разрушен во времена Парижской коммуны, но сады в целом сохранили планировку середины XVII века с широким партерным садом и эффектными перспективами.
Все перечисленные дворцово-парковые ансамбли связаны с именем Андре Ленотра, величайшего садового архитектора XVII века; творчество Ленотра и его школы составляют целую эпоху в садово-парковом искусстве. Он довёл до совершенства принципы устройства регулярных парков и стал первым, кому удалось разрешить проблему разбивки обширных парков на равнинной местности.
С 1662 года по приглашению принца Конде Ленотр работал над перепланировкой Шантийи, растянувшейся на 20 лет; рощи вокруг замка были превращены в регулярный парк. Шантийи является примером того, как при помощи незначительных изменений естественного ландшафта и того, что было обустроено предыдущими поколениями садовых мастеров, можно было добиться впечатляющих визуальных эффектов.
Особняком среди французских резиденций эпохи классицистического барокко стоит Сен-Клу. Андре Ленотру и Жюлю Ардуэн-Мансару, занимавшегося перестройкой дворца для герцога Орлеанского, пришлось считаться с планировкой, существовавшей с XVI века. Сен-Клу являлся редким примером асимметричной планировки барочного дворцово-паркового ансамбля; в нём проглядывают зачатки будущих пейзажных парков. Дворец Сен-Клу не сохранился, разрушен в 1870 году.