Что такое панева в одежде
Понёва. Из истории старинной русской одежды.
В старину у славянских народов понева являлась неотъемлемым атрибутом женской одежды и своеобразным символом нелегкой доли мужней жены. Первую поневу дарила мать, и нередко это был особый обряд, своеобразная инициация, символизирующая вступление девушки во взрослую жизнь. В некоторых областях ритуал надевания этой юбки выполняли подружки девушки, а иногда и брат. Но позднее, где-то века с XV, понева начала считаться исключительно крестьянской одеждой, а словом «поневница» в кругах дворянства и особенно купечества стали презрительно называть женщин низкого происхождения и селянок.
Как выглядела понева?
Это был простой прямоугольный кусок ткани. Он оборачивался вокруг бедер и завязывался шнурком – гашником (или гасником) спереди или сбоку. Концы юбки можно было подворачивать, например, во время работы в поле или для того, чтобы похвалиться богатой вышивкой на рубахе. Такой способ ношения поневы назывался «кульком».
Русская понева проста и функциональна. С одной стороны, для ее изготовления не требуется специальных умений и талантов. С другой – это очень удобная одежда. Шилась юбка из плотной ткани, чаще всего шерстяной. Хоть иногда шерстяную нитку использовали только для утков, а для основы брали конопляную или льняную. В такой одежде было тепло, что немаловажно в холодном климате. Но незамысловатая простота кроя искупалась богатым декором, который служил не только украшением, но имел и сложное символическое значение.
В прошлом жизнь людей была наполнена разнообразной символикой. Важные для человека сакральные знаки наносились на утварь, вырезались на причелинах домов, вышивались на рушниках. По украшениям, оберегам и амулетам можно было понять социальный статус человека, его принадлежность к роду, семейное положение и даже возраст. Не менее символичен и традиционный костюм.
Понева богато украшалась тесьмой. Она пришивалась по подолу и боковинам иногда в несколько рядов. На ней вышивался растительный орнамент и солярные знаки в виде крестов, коловоротов и птиц. Иногда тесьма делалась из браного полотна, то есть тканого с узорами. Она была предметом гордости, ведь все делалось своими руками. Пожилые женщины спарывали со своих понев разноцветную тесьму, оставляя одну узкую полоску.
Юбка понева имела четыре разновидности в зависимости от характера кроя.
Трехполая, состоящая из трех несшитых полотнищ, которые скреплялись пояском-гашником. Как считают историки костюма, такой юбка была первоначально, когда устройство ткацкого станка не позволяло соткать широкое полотно.
Распашная, в народе такие называли «разнополками». В этом случае три куска ткани сшивались в одно прямоугольное полотно. Носились эти поневы разрезом на боку или спереди.
Расцветка и ее значение.
Цвет полосок, образующий клетки, мог быть разный, но обязательно присутствовали белые, черные и красные полосы – три основных, почитаемых славянами цвета.
Понева своими руками.
В прошлом каждая женщина знала, как сшить поневу, выкройка ей для этого не требовалась. Действительно, какая может быть выкройка у обычного прямоугольного, пусть и составного, полотнища? Единственная, да и то небольшая хитрость – вставить поясок-гашник в верхнюю часть юбки. Получалась своеобразная вздержка. Такие пояски можно сделать кручеными из шерстяных или льняных ниток в виде шнура или из тонкой тесьмы, украшенной кистями.
Поневой называется предмет русского народного гардероба (юбка). Ее носили в основном замужние женщины. Народный костюм понева изготавливался из кусков различной материи, но чаще всего из шерсти с расцветкой в клетку. Носить его можно было также просватанным девушкам и при достижении зрелости.
Так что означает это слово? Оно с древнего славянского переводится как «кусок ткани» или «полотенце». Понева была очень популярна на юге Руси и в Беларуси. Ученые считают, что первые такие наряды возникли в девятнадцатом веке в деревнях. До этого момента женщины носили рубаху с удобным сарафаном.
Юбка-понева носилась с кичкой. Девочки до 15-16 лет носили рубахи до надевания поневы. Эти рубахи опоясывали поясами, изготовленными из шерсти. Обряд по надеванию юбки-поневы проводился при взрослении девочек. В нем обязательно участвовала мать. При этом обряде девушка практически «вскакивала» в эту юбку. С этого момента к ней можно было уже свободно посылать сватов.
В основном женщина, которая надела поневу, ее не снимала уже в течение своей жизни. Но с возрастом покрой менялся, а именно число ярг (кусочков ткани). В те времена у рядовой крестьянки было около 10-15 понев. Все они имели собственное предназначение (Рождество, Пасха, поездки, похороны и прочие поводы).
Ткань
Ткань изготавливалась на специальном станке, имевшем ширину около 35 см. Следовательно, в основном состояла понева из трех полотнищ. Надевать ее нужно было поверх рубахи, после чего следовало обернуть вокруг бедер гашником – шнуром из шерсти. Таким образом юбка укреплялась. Интересно, что то, как носили юбку, существенно отличалось в разных регионах. Иногда на нее надевали передник или фартук. Понева в зависимости от кроя могла быть «глухой» или «открытой». Первые – не распахивались, в то время как вторые делали это легко.
Как уже говорилось, русская понева имела несколько видов. Одним из них считалась юбка с прошвой – добавочный кусок, но уже остальных по ширине. Его нашивали с передней или боковой стороны. Прошва могла быть изначальной деталью, при этом она отличалась в любом случае по узору или ткани. Хотя понева с таким элементом гораздо позднее появилась. Между прочим, по прошве также можно было определить какие-то детали. Она являлась неким опознавательным знаком. Так, белая прошва с тонкой вышивкой говорила о том, что женщина горюет из-за чьей-то смерти.
Несшитая понева изготавливалась из 4 частей. При этом 3 были клетчатой расцветки, а из одноцветной шерсти изготавливалась прошва. Детали с помощью шнура-вздержки соединяли. Место, в котором была прошва, оформляли тканью с орнаментом или вышивкой.
Важна была также расцветка поневы. В основном она зависела от региона. Хотя теперь принадлежность сложно четко установить.
Что в себе таила юбка-понева?
Как уже выяснилось выше, понева – это юбка. По цветам и орнаментам ее можно было выяснить, сколько лет ее хозяйке, сколько у нее есть детей, какой имеет достаток и прочее. Эти юбки носили женщины до ХХ века. Длина поневы достигала середины голеней, реже доходила до щиколоток. Также это зависело от места проживания.
При этом если юбка во время работы мешала, ее можно было подворачивать или прятать за пояс. Это делали на работе и на различных праздниках. Таким образом женщина хвасталась искусно расшитым подолом. Изначально, как только данная одежда появилась, между собой составные части не сшивали. Они держались только при помощи пояса.
Виды понев
Юбки были двух видов: праздничные и повседневные. Последние изготавливались из грубой шерсти. Модели были достаточно короткими и имели немного украшений и узоров. Первые же являлись целым искусством! Для них брали качественную, дорогую шерсть. Для различных праздников она была длинной, обшитой тесьмой или кружевами, шнурами, усыпанной блестками.
При этом все эти элементы располагались не хаотично. Они размещались по вертикали и горизонтали строгими полосками (в местах стыков ткани). У молоденьких женщин юбки были самые яркие и расшитые. Ну и, соответственно, если возникает вопрос «что надевали поверх поневы?», то ответ на него один – ничего! Юбка сама являлась украшением для женщин.
Понева не была обычной одеждой. Целым обрядом сопровождалось одно ее надевание! А какие узоры, цвета, украшения, особенности ткани! В свое время понева была «опознавательным» знаком: по ней определяли, стала ли девочка взрослой, она сосватана или замужем уже. В то время женщины отличались огромной скромностью, чтобы говорить открыто о своем желании найти мужа.
Чем еще интересна понева?
Поклонники фильмов об истории Европы и исторических романов знают о «килте» – национальном наряде шотландских мужчин, кроме того, о том, что раньше определяли по характеру и цвету клеток килты, к какому клану принадлежал человек.
Но при этом мало кто знает, что и в нашей стране в начале двадцатого века по клеткам поневы можно было выявить уезд, губернию, а также деревню, откуда родом женщина.
Археологические находки подтверждают и данные этнографов. Данная традиция идет из глубины веков. Например, женщины племени вятичей, которое когда-то занимало Орловскую, Калужскую, Тамбовскую и Рязанскую области, предпочитали клетчатые синие поневы. А вот западнее клетки ее были уже красными.
На границе Тульской и Рязанской губерний понева – это юбка красного цвета. По ней пропущены чёрные и белые нити.
На севере Рязанской губернии понева – это юбка тёмно-синих или чёрных оттенков с клетками из белых и цветных нитей.
А около Касимова были актуальны красные юбки в клетку синего цвета.
Число же украшений, цвет вышивки и узор на наряде всегда говорили о достатке, детях хозяйки, а также о ее возрасте. То есть просто посмотрел на наряд, и сразу стало понятно, какой человек перед тобой стоит. Это отличительная черта русской одежды.
Развитие
Есть мнение, что древнейшие виды этих юбок представляли собой 3 несшитых полотнища. Как уже говорилось выше, ширина станка была 35 см, поэтому и полотнищ было несколько. Потом полотнища начали сшивать, оставляя только один разрез – на боку или спереди. В этом виде тёплые, удобные и нарядные поневы дожили в некоторых деревнях и до прошлого столетия.
Описание
Понева – это юбка, такая же по длине, как и простая рубаха – до щиколоток или икр. Это зависело от традиций определенной местности. В каких-то местах ее спускали ниже талии, или, напротив, старались поднять повыше. Для удобства во время работы углы юбки прятали. Называлось это – носить ее «кульком». Также поневы подворачивали на праздниках для демонстрации вышитого подола рубахи, о чем уже говорилось в статье выше.
Основные различия
Юбки различаются по расцветке и крою. По покрою выделяют распашные поневы, сбоку или спереди открытые и глухие, с прошвой.
Оба типа характерны областям юга России. Например, среди распашных понев в Смоленской губернии выделяется растополка. У нее одно полотнище находится спереди, а 2 сзади, поэтому открытыми оказываются сразу два бока. Также была разнополка, которая состояла из трех полотнищ различной длины. Из них короткое находилось справа, а 1/3 первого и третьего носили, отворачивая и потом перекидывая через пояс.
Интересно, что в Пензенской, Рязанской, Орловской, Калужской, Воронежской, Курской, Тамбовской губерниях юбка была спереди открыта; её носили, подтыкая за пояс углы. Вариантом была понева-плахта с небольшим разрезом спереди, которая была в Трубчевском и Севском уездах Орловской губернии. Она состояла из двух полотнищ, сшитых наполовину. В Орловской и Рязанской губерниях также носили гофрированную юбку.
Распашные поневы
Распашные поневы в народе называли «растополками» или «разнополками». Были и «глухие», сшитые полностью наподобие юбки. К трем традиционным полотнищам в этом случае добавлялось 4-е – «прошва». Делали его из другой материи, при этом оно было короче, и его надставляли снизу «подподольником» из части ткани, из которой делали остальные. Получалось внешне что-то вроде передничка.
Прошву украшали вышивкой, характер которой зависел от лет женщины – конечно, самые нарядные носили молодицы и незамужние девушки, пожилые же ограничивались полоской яркой тесьмы, расположенной по крайней части подола. При этом белая с черной вышивкой прошва была признаком траурного, «горемычного» наряда.
Понёва – традиционный элемент женской одежды на Руси
Понёва – юбка из шерсти, состоящая из 3 и более тканевых кусков. Характеризуется богатой расцветкой, украшенным подолом. Юбка закреплялась на талии посредством шерстяного шнурка (гашника) и оборачивалась вокруг бедер. Понёва носилась женщинами, достигшими замужнего возраста. Нередко она выступала в качестве элемента свадебного наряда.
«ПОНЁВА. Домотканая шерстяная юбка старая национальная одежда белорусских и южнорусских крестьянок». (Толковый словарь Ожегова).
Что означает слово «понёва»?
Правильное название этого элемента – «понёва». В некоторых источниках встречаются и другие версии произношения: «панева», «понява» и т.д. В различных губерниях буква «ё» могла произноситься по-разному, отсюда и такое разнообразие названий.
Изначально исследователи считали, что слово «понёва» имеет следующие значения:
Согласно одной из версий считалось, что такое название имел не сам элемент одежды для женщины, а материал, то есть шерстяная ткань, украшенная клетчатым рисунком.
Большинство историков и этнографов сходятся во мнении, что это слово все же обозначает набедренную одежду.
Отличие поневы от другой одежды
Понева – одежда, которая похожа на юбку, но имеет свои уникальные отличительные черты. Она изготавливалась из лоскутов ткани, которая изготавливалась на ткацком станке. Его ширина превышала 35 сантиметров, поэтому не удивительно, что для одной юбки требовалось сразу нескольких полотен.
Главным элементом народного костюма выступала рубаха. Ее носили, и молодые девушки, и женщины в возрасте. Поверх рубахи надевались другие элементы. На юге Руси таким предметом одежды и была понёва. Существовал даже обряд – когда женщина выходила замуж, то надевала шерстяную юбку. В дополнение к ней шла особая нагрудная, а также плечевая одежда, головной убор. Этот комплект назывался понёвный.
«. наряд составляют: белая рубашка, клетчатая тёмно-синяя шерстяная понёва, с синею прошвою напереди, с обшивкою из красного кумача и позумента вокруг подола и с 2 продольными полосками сзади…» (Н.И. Второв)
Лоскуты ткани могли сшиваться не полностью. Некоторые юбки имели разрез сбоку или спереди. Длина юбки поневы соответствовала рубахе и могла достигать щиколоток, икр. Зависело это от традиций в конкретном регионе. Юбку поднимали до груди или опускали ниже линии талии. В процессе работы подол подворачивали и засовывали за пояс. Этот прием использовали и на праздничных мероприятиях. Таким образом, женщина могла продемонстрировать, как красиво была вышита ее рубаха.
Делали юбку поневу обычно дома, хотя можно было заказать ее у других мастериц, купить на рынке. Выкройка для юбки не требовалась, так как для изготовления нужны были только обычные прямоугольные полотна. Единственная хитрость заключалась во вставке гашника.
Ткань для поневы ткали из крапивы, конопли и шерсти. Допускалось использовать холщовую подкладку. Пояски делали из льняных, либо крученых шерстяных ниток. Обычно они имели вид шнура, но некоторые мастерицы изготавливали гашники с тонкой тесьмой, украшая их кистями.
Юбка понева в разных губерниях
Юбка понева в 20 столетии позволяла определить принадлежность к конкретной деревни, уезду или губернии. Знающему человеку хватало одного взгляда, чтобы узнать, приехала женщина из Москвы или Тульской губернии.
В каждом регионе был свой подход к оформлению юбок:
Указанные данные подтверждаются многочисленными археологическими находками и этнографическими экспедициями.
Шерстяная юбка понева отражала достаток семьи, позволяла определить возраст и количество детей. На это указывал цвет вышивки, количество и сложность узоров, наличие дополнительных украшений.
Варианты кроя женской поневы
Отличалась женская понева не только по расцветке, но и крою. Выделяют следующие варианты юбок:
Оба варианта встречались в южной части России. Распашные поневы подразделялись на растополку и разнополку. Первый вариант шерстяной женской поневы имел три полотна – одно находилось спереди, а остальные – сзади. Растополка предполагает сразу два открытых бока.
Разнополка также представлена 3 полотнами, но уже разной длины. Самое короткое находилось справа. Трети остальных отворачивали, после чего закидывали за пояс. Такой способ ношения назывался подтыком.
В Курской, Пензенской, Тамбовской и некоторых других губерниях понёва носилась с открытым полотнищем спереди, при этом углы затыкали за пояс.
Полностью глухие поневы были больше всего похожи на традиционные юбки. Они включали четвертое тканевое полотнище. Оно называлось прошвой. Делали его из отличающихся видов ткани. Прошва имела меньшую длину и была похожа на передничек. Прошва украшалась разными видами вышивки. Узоры и цвет зависели от возраста женщины. Самые нарядные были у еще незамужних девушек, молодых жен. Если в семье был траур, то надевалась юбка с белой прошвой и аналогичного цвета вышивкой. В зависимости от региона, значение цвета могло отличаться.
Понева с прошвой появилась вначале 20 века. Ее одевали крестьянки, которые направлялись в город. Носить подотканную юбку в городе было зазорно.
Варианты украшения понёвы
Женская понева подразделялась на праздничную и будничную. Будничная была максимально простой, практически не украшалась. Исключение составляла тесьма, которой пришивали по подолу. Праздничные юбки были ярче и разнообразней. Количество и тип украшений говорил о богатстве семьи, а также таланте мастерицы. На юбку пришивали разноцветные пуговицы, нашивки, делали вышивки. Украшали русскую понёву и бубенчиками, блестками. Самые «богатые» юбки были у замужних женщин. Понева могла быть абсолютно разной, но обязательно включала полосы красного, черного и белого цветов. Это основные цвета, особо почитаемые среди славян.
В некоторых регионах Рязанской губернии делали гофрированные юбки поневы. Для этого готовую вещь складывали по клеточкам и прочно перевязывали веревкой. Затем ее укладывали под хлеб, который только достали из печи. В итоге получались естественные складки, которые не расходились со временем.
Русская понева – смена моды
Изначально поневу носили женщины из разных сословий, но в 20 столетии пришла новая мода. Из городской одежды эта юбка стала атрибутом крестьянского быта. Если дворовая девушка попадала в немилость, то она должна была носить поневу.
Несмотря на новые тенденции в моде, русская понева заняла свое место в истории, как один из самых красивых компонентов традиционного народного костюма. Это была очень практичная и удобная вещь. Сегодня элементы народных костюмов снова набирают популярность. Понева – это одна из тех вещей, которую можно легко сделать на современный лад и использовать в повседневной жизни.
Как на Руси девушек в поньку загоняли, и Что можно было узнать о женщине по её одежде
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Что такое понёвы и как по ним отличить девушку от замужней бабы
Понёва, длинная крестьянская юбка из нескольких кусков ткани, хоть и была традиционным элементом женского костюма, но носить ее следовало по правилам. В исследованиях этнографов можно найти упоминания о цветах этой одежды. Например, красный — для повседневного ношения, черный или «чернушка» — во время грустных событий жизни, а именно после смерти близкого родственника (это называлось «большая печаль»). Синий цвет символизировал грусть при «меньшей печали», то есть когда закончился годичный траур по усопшему. Строгого закрепления цветов не было, к тому же в различных областях они могли означать разные ситуации.
В разных губерниях были свои предпочтения. Под Смоленском носили понёвы-растополки, то есть те, у которых бока были открыты. Рязанские жительницы предпочитали гофрированные модели, а под Тамбовом и Орлом в ходу были так называемые кульки, понёвы, подтыкаемые за пояс.
По виду понёвы можно было судить о возрасте ее обладательницы. К примеру, замужние женщины нередко обшивали подол снизу шерстяными нитками, а для девушек, которые еще не были замужем подходили атласные ленты. Но самым точным признаком был рисунок, наносимый на ткань. Если женщина недавно родила и при этом она проживала в Воронежской губернии, то на ее понёве обязательно находился рисунок в виде «орлиного глаза».
Женщины шили одежду своими руками и носили ее очень аккуратно. Часто понёвы передавались по наследству дочери или внучке. Молодые девушки заготавливали этот вид одежды как приданое. По количеству понёв судили о достатке семьи.
Как девочек «в поньку загоняли»
Были и ограничения, правда касались они совсем маленьких девочек — они не носили понёву. Надевали на будущих невест холщовые рубашечки, а поясок был красного цвета. Так продолжалось до тех пор, пока девочка не достигала половой зрелости. И вот тогда на нее надевали понёву, но не просто так, а в процессе особенного ритуала.
Проходил он очень интересно. Когда наступал день именин, родители приглашали в гости всю родню. Девочку же ставили на широкую лавку, по которой она должна была прохаживаться. Мать же двигалась параллельно с дочерью, держа в руках распахнутую понёву и одновременно призывая свое чадо «вскочить» в одежду. По традиции девочка должна была долго и упорно игнорировать эти просьбы, но после быстро «запрыгнуть» в понёву. Все, наступал долгожданный момент, когда ее можно было звать замуж. Так как этот предмет одежды являлся символом физической зрелости, готовности к вынашиванию и рождению ребенка. Назывался этот ритуал «загнать в поньку». Подменить мать могли братья девочки, если они были старшее ее, но чаще всего все же придерживались первого варианта. Исследователи считают, что этот обряд был не только символическим, но преследовал также и практические цели: когда у женщины бывали критические дни, то длинная и плотная юбка скрывала возможные казусы от посторонних глаз.
Венчальные понёвы – и в них извольте с разбегу заскакивать
На Руси девушки редко засиживались в девках и достигнув совершеннолетия быстро выходили замуж. Есть немало этнографических исследований, где понёва описывается как одежда невесты. Например, Борис Куфтин отмечает, что в некоторых областях девушкам не разрешали носить такой наряд до свадьбы. Иначе говоря, существовали венчальные понёвы, которые шили специально для этого торжественного события и хранились в сундуке до поры, до времени. Интересно, что надевали ее примерно так же, как и во время обряда «загона в поньку». Только в этом случае держала в руках одежду и всячески уговаривала молодую впрыгнуть в нее не родная мама невесты, а ее крестная. Дальше все было как обычно — невестушка ходила взад-вперед по лавке, делая вид, что не собирается исполнять просьбы крестной, и лишь потянув хорошенько время запрыгивала в поньку.
Бывало, что девушка охотно прыгала в понёву, ведь после этого ее торжественно вели под венец. Это случалось, когда брак заключался по любви. К сожалению, такие случаи не были слишком распространенной практикой на Руси. В отдельных селениях были свои правила: венчалась девушка в своей обычной одежде, а вот новую понёву торжественно надевала только после того, как брак был заключен.
Не только маленьким девочках приходилось ходить без понёвы, в рубашке. Это ограничение распространялось еще на некоторую прослойку женского населения. Ходить всю жизнь в рубахе, надевая сверху девичью юбку, носящую название «подол» или специальный фартук (его называли запон) должны были вековухи. Так называли женщин, которые не вышли замуж. Грустное правило, ведь таким образом можно было сразу понять, каков статус девушки. Возраст уже немалый, а одета в рубаху — понятно, что перед вами так называемая старая дева.
Монахиням тоже категорически запрещалось надевать понёву. Это было следствием добровольного отказа от мирской одежды и принятия обета безбрачия. Когда монашка облачалась в черную одежду, это приравнивалось к символическому наложению венца. Девушка навсегда отказывалась от земных плотских радостей, от супружества. Она не выходила замуж, не рожала детей. Монахинь называли христовыми невестами, это были другие, не мирские женщины. Понёва же символизировала замужество и рождение малышей, потому о ней скромным и набожным служительницам церкви даже думать было нельзя.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: