Что такое отсутствие эмпатии
Отсутствие эмпатии
Наверняка все вы слышали крылатую фразу: ”Счастье-это когда тебя понимают.” Но, к сожалению, не всегда понимание и сочувствие являются спутниками отношений между людьми. И тогда, такая взаимосвязь становится хуже одиночества. Это напоминает игру в одни ворота. Один партнер говорит о своих переживаниях, а другой не способен его услышать и понять.
Эмпатия-это способность поставить себя на место другого человека, посочувствовать ему. Надо заметить, что уровень эмпатии в силу различных обстоятельств у всех людей разный.
Существует несколько разновидностей эмпатии. Она может быть интеллектуальной(рациональное понимание мыслей другого человека), эмоциональной(улавливание чужих эмоций), интуитивной(способность предугадывать чувства и настроение другого человека).
Для специалистов таких профессий, как психолог, психотерапевт, врач, преподаватель, менеджер, актер, способность сочувствовать и войти в положение-крайне важное качество.
Полное отсутствие эмпатии может свидетельствовать о серьезных расстройствах различного генеза(аутистическое, нарциссическое, психопатическое).
Например, у психопатов по причине нарушения нормальной деятельности определенных отделов мозга, отвечающих за эмпатию, просто не возникает ни сочувствия, ни переживания, способных останавливать агрессию.
Люди с нарциссическим расстройством личности настолько восхищены собственной исключительностью, что им просто не до сопереживания. Они используют других людей в корыстных целях.
Люди, страдающие аутизмом, другими людьми не интересуются совсем по причине нарушения строения зеркальных нейронов, которые в норме должны возбуждаться в момент видения или слышания другого человека.
Уровни эмпатии
Мне тебя не жаль…
Почему одни люди могут понять чужие чувства, а другие нет? Чаще всего, люди, неспособные сочувствовать, росли в семьях, в которых не было возможности свободно выражать свои и распознавать чужие эмоции. Научно доказано, что способность сострадать свойственна даже маленьким детям в 9-10 месячном возрасте. Если мама плачет, ребенок может сочувственно смотреть, пытаться обнять, поцеловать и т.д.
Признаки пониженной эмпатии:
Способы развития эмпатии
Таким образом, эмпатия-важное качество, которое является связующим звеном отношений между людьми. Низкий уровень эмпатии и эмоциональная холодность в отношениях довольно часто становятся одной из причин развода.
Если вам близка эта проблема, настало время изменить свою жизнь к лучшему.
К вашим услугам психотерапевт, психолог-консультант — Филиппов Андрей. Возможна консультация и в кабинете, и в онлайн режиме Пн-Пт 10:00–20:00. Стоимость квалифицированной помощи приемлемая. Возможна оплата наличными и банковской картой.
Отсутствие сочувствия: 12 признаков, которые выдают его
Сочувствие является основным навыком, который позволяет нам успешно общаться с другими членами нашего вида и общества, обеспечивая здоровое сосуществование и уважая права, свободы и потребности каждого из его компонентов.
Что такое эмпатия?
Мы называем эмпатию способностью поставить себя на место другого человека, понять чувства и мысли, которые могут возникнуть у других, и как ситуации влияют на них или даже на наши собственные действия. Речь идет о объективном и холодном взгляде на вещи, а о том, чтобы воспринимать их как переживание других: необходимо учитывать последствия для человека, его субъективности, контекста и обстоятельств, а также их особенностей и ценностей. личность.
Сочувствие основной элемент глубоких межличностных отношений а также межличностного и эмоционального интеллекта, что позволяет нам адекватный и адаптивный контакт с другими, а также управление нашими собственными эмоциями и признание остальных людей в нашей среде. Его отсутствие может иметь последствия для жизни человека, которому его не хватает, а также для окружающей среды, порождая нестабильность, одиночество и даже проблемы адаптации к обществу или мониторинга социальных норм.
Может быть много причин, которые могут вызвать недостаток эмпатии: от лишения аффекта на протяжении всего детства до переживания физического, психологического и / или сексуального насилия, также проходящего через различные неврологические, нейроразвивающие или психологические проблемы. Важно помнить, что у каждого человека свои возможности и эмпатия может быть более или менее развита у каждого из нас, но полное отсутствие этой способности затруднительно и обычно возникает при различных расстройствах.
Признаки, которые показывают отсутствие эмпатии
1. Погружение в себя
Характерной чертой людей с недостатком эмпатии, особенно тех, кто обладает аутистическими характеристиками, является ощущение того, что они сосредоточены на своем внутреннем мире и что они не имеют полной осведомленности о людях вокруг них.
2. Проблемы понимания
Неспособность поставить себя на место других означает, что многим людям с проблемами эмпатии может быть трудно понять действия и слова других, а также реакцию на свои собственные действия. Это может порождать страдания у самого субъекта или быть чем-то безразличным, в зависимости от того, есть ли желание в отношениях (например, у людей с синдромом Аспергера) или оно безразлично.
3. Теория искаженного ума
4. Эгоцентризм
5. Нарциссизм
6. Отсутствие такта и контекстной неадекватности
В контакте с другими, для кого-то, у кого нет эмпатии, будет характерно общение, которое не учитывает или для которого безразлично, как другие могут реагировать. Таким образом, они могут оставить в стороне прагматические аспекты языка и отправлять сообщения большой твердости без какого-либо такта по отношению к своим эмитентам. Этот признак может быть неочевидным в случае попыток манипуляции, если человек обладает большим интеллектом и способен познавать, как они влияют на вещи для других.
7. Нетерпение
8. Стереотипы и предубеждения следуют
Тот факт, что у людей нет способности к эмпатии, делает привычным использование стереотипов и предрассудков, действия на когнитивном уровне и использование ярлыков, чтобы направлять свое поведение и мышление. Они также не могут видеть, как они влияют на поведение других.
9. Поверхностные, разрушительные или избегаемые отношения
Нечто общее для большинства людей с недостатком эмпатии заключается в том, что, не имея возможности идентифицировать и оценивать эмоции и мысли другого человека как нечто ценное или интересное и не имея возможности поставить себя на их место, они, как правило, поддерживают поверхностные отношения и поверхность. Возможно, что этот тип отношений просто сердечный или что существует соблазнительное поведение для удовлетворения их потребностей, или что их напрямую избегают, потому что они непостижимы.
10. Утилитарное поведение
Человек с большим отсутствием сочувствия будет склонен использовать других людей в качестве ресурса для достижения своих целей. Тот факт, что он не может поставить себя на место другого, заставляет их обесценивать и облагораживать другого, используя его прямо или косвенно для достижения личных целей независимо от их чувств.
11. Агрессия и насилие
Хотя не у всех людей, у которых нет эмпатии, развиваются насильственные отношения (например, у людей с аутизмом возникают проблемы с эмпатией, и они обычно не являются насильственными), правда в том, что отсутствие эмпатии облегчает это прибегать к агрессивным или даже насильственным стилям решения проблем в отсутствие осознания того, что это означает для другого или страданий, которые они могут причинить.
12. Отсутствие раскаяния
Выполнение того, что вредит другим, часто приводит к некоторому раскаянию в большинстве людей. Однако у тех, кому не хватает сочувствия, угрызения совести не существует или намного меньше, чем обычно, хотя они могут извиниться, если им известно, что другие пострадали или если это соответствует их целям.
Метод Фрейда / Freud’s Method. Сериал. 11 Серия. StarMedia. Детектив (November 2021).
Отсутствие эмпатии
Многие черты психопатов: эгоцентричность, отсутствие сожаления, поверхностность эмоций, коварство — часто дополняются полным отсутствием эмпатии (неспособность представить состояние и чувства другого человека). Они не могут войти в чье-то положение. Чувства других людей психопатов не волнуют.
В какой-то степени они напоминают бездушных андроидов, персонажей научной фантастики, которым не дано испытать то, что чувствует живой человек. Один насильник (набравший высокие баллы по Контрольному перечню признаков психопатии) заметил, что ему трудно сочувствовать своим жертвам. «Они напуганы? Тогда, знаете ли, я их не понимаю. Мне тоже бывало страшно, но для меня это не было чем-то неприятным».
Психопаты относятся к окружающим как к средству удовлетворения своих желаний и потребностей. Слабые и ранимые, над которыми психопаты чаще издеваются, чем жалеют, — их любимые жертвы. «Во вселенной психопатов нет такого понятия, как просто слабый, — пишет психолог Роберт Рибер. — По их мнению, кто слаб, тот и глуп; т. е. сам напрашивается на то, чтобы его использовали».9
«О да, ему ужасно не повезло, — огрызнулся молодой заключенный, рассказывая о смерти парня, которого он зарезал во время стычки двух банд. — Даже не пытайтесь внушить мне эту чепуху. Маленький мерзавец получил то, чего заслуживал, поэтому мне его не жаль. Как видите, — он махнул в сторону следователей, — у меня теперь свои проблемы».
Чтобы выжить (как физически, так и душевно), некоторым нормальным индивидам приходится вырабатывать определенную нечувствительность по отношению к отдельным категориям людей. (Так, например, если врач будет слишком эмпатичен по отношению к своим пациентам, его вскоре переполнят эмоции и эффективность его работы снизится.) Их нечувствительность проявляется только по отношению к отдельной целевой группе. По тому же принципу солдат, мафиози и террористов тренируют — весьма эффективно, как снова и снова подтверждает жизнь, — чтобы они считали врага бездушным предметом, а не живым человеком.
Но психопаты демонстрируют общее отсутствие эмпатии. Они безразличны к правам и страданиям как близких, так и посторонних. Если они и поддерживают отношения с супругом/супругой или детьми, то только потому, что считают их своей собственностью вроде магнитофона или автомобиля. Вообще, состояние салона автомобиля беспокоит некоторых психопатов больше, чем состояние души их «любимых». Одна женщина разрешила своему любовнику поприставать к своей пятилетней дочери, потому что «он истощил меня. В тот вечер я уже была не в силах заниматься сексом». Позже она не могла понять, почему власти лишили ее родительских прав. «Она принадлежит мне. Ее жизнь — это мое дело». Все же она не слишком протестовала — лишенная на время слушания дела автомобиля, она куда настойчивее требовала компенсации за проезд в общественном транспорте.
Из-за неспособности сочувствовать некоторые психопаты совершают поступки, которые нормальным людям кажутся не только ужасными, но и непостижимыми. Они, например, могут пытать или калечить жертву с тем же чувством, с которым мы разделываем индейку на День благодарения.
Однако очень редкие психопаты совершают подобные преступления. Их бессердечие обычно проявляется в менее драматичной (но не менее разрушительной) форме. Сюда относится паразитизм, кормящийся чужой собственностью, сбережениями и чувством собственного достоинства; агрессивные действия, направленные на достижение желаемого; пренебрежение физическим и эмоциональным благополучием родственников; участие в бесконечных случайных, безликих и банальных сексуальных отношениях и т. д.
Сейчас Конни пятнадцать лет, и она парит между детством и взрослой жизнью, окунаясь то в одно, то в другое состояние. Она еще девственница, но жизнь ее уже подстроена под ее расцветающую сексуальность. В один жаркий день, когда семья оставляет ее дома одну, в дом приходит незнакомец, который говорит, что уже давно следит за ней.
«Я твой любовник, дорогая, — [говорит он ей]. — Ты еще не знаешь, что это такое, но скоро узнаешь… Я знаю о тебе все… Я расскажу тебе об этом. В первый раз я всегда добрый. В первый раз. Я буду держать тебя так крепко, что у тебя не возникнет и мысли о том, чтобы уйти или на что-то надеяться, потому что ты будешь знать, что не сможешь этого сделать. Я войду в тебя и узнаю все твои секреты, и ты сдашься и полюбишь меня…» — «Я звоню в полицию…» [С] его языка сорвалось короткое проклятие, якобы адресованное не ей. Но даже оно звучало натянуто. Затем он снова попытался улыбнуться. Она следила за тем, как его губы искривились в гримасе, напоминавшей улыбку. Все его лицо, с ужасом подумала она, напоминало маску, опускающуюся до самой шеи. «Слушай, дорогая. Мы сейчас выходим и уезжаем. Это будет отличная поездка. Если нет, мы ждем, пока твои родители придут домой, и тогда ты увидишь, что я с ними сделаю… моя маленькая голубоглазая девочка», — нараспев сказал он, хотя это не имело никакого отношения к ее карим глазам…
Джойс Кэрол Оутс, Where Are You Going? Where Have You Been? («Куда ты идешь? Где ты была?»)
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Экспресс-диагностика эмпатии
Экспресс-диагностика эмпатии Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: определение уровня эмпатии.Описание: Опросник содержит б диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных
Низкий уровень эмпатии
Низкий уровень эмпатии У некоторых людей отсутствует или очень ограничена способность понять, как окружающие будут реагировать на их
Установление эмпатии
Установление эмпатии Термин “эмпатия” в последнее время истерся и практически потерял свою содержательность. И все же не существует другого слова, которое означало бы “чувствовать вместе с”, а не “чувствовать вместо”, что и составляет внутреннее различие между
Глава 7 КОРНИ ЭМПАТИИ
Глава 7 КОРНИ ЭМПАТИИ Вернемся к Гэри, блестящему, но страдающему алекситимией хирургу, который причинял сильные страдания своей невесте Эллен тем, что не обращал внимания не только на собственные чувства, но и на ее тоже. Подобно большинству алекситимиков, он не обладал
Неврология эмпатии
Неврология эмпатии Как это часто случается в неврологии, первую информацию, наводящую на мысль о том, что источник эмпатии следует искать в головном мозге, предоставили отчеты о странных и эксцентричных пациентах. В отчете за 1975 год, например, анализировались отдельные
«Шепоты и крики»: сила эмпатии
«Шепоты и крики»: сила эмпатии Эмпатия — самый эффективный инструмент, который помогает нам устанавливать связи с другими людьми. Это скрепляющий раствор человеческой взаимосвязности. Эмпатия позволяет нам почувствовать на глубинном уровне, что ощущает другой
Глава 7. Учите эмпатии
Глава 7. Учите эмпатии Осторожная эмпатия — это существенная черта не только для терапевта, но и для пациентов, и мы обязаны помочь пациентам развить эмпатию по отношению к другим людям. Помните, что наши пациенты обычно приходят к нам из-за неуспешности в создании и
Тест: Способность к эмпатии
Тест: Способность к эмпатии Оцените каждое из утверждений следующим образом: ответ «не знаю» – 0, «нет, никогда» – 1, «иногда» – 2, «часто» – 3, «почти всегда» – 4, «да, всегда» – 5. Убедитесь, что вы дали ответ во всех пунктах.1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем
Формирование эмпатии
Формирование эмпатии Около половины молодых врачей, принявших участие в одном исследовании, признались, что их эмпатия к пациентам снизилась в процессе профессиональной подготовки (и всего лишь треть заявила, что она укрепилась)[144]. Многие в ходе карьеры так и не
Обучение эмпатии
Обучение эмпатии Когда я училась в магистратуре, почти все курсы включали элементы, направленные на повышение эмпатии. Так обучается большинство студентов, специализирующихся на психологии, социальной работе, семейном консультировании и семейной терапии.Все чаще в
Преграды для эмпатии
Преграды для эмпатии Жалость против эмпатии В разговоре мы часто путаем эмпатию с жалостью. Однако в интервью женщины предельно внятно объясняли различие между ними. Когда они говорили о своей способности преодолевать стыд, они четко указывали на эмпатию: нужно
Жалость против эмпатии
Жалость против эмпатии В разговоре мы часто путаем эмпатию с жалостью. Однако в интервью женщины предельно внятно объясняли различие между ними. Когда они говорили о своей способности преодолевать стыд, они четко указывали на эмпатию: нужно поделиться чувствами с тем,
Подцепить «болезнь» эмпатии
Подцепить «болезнь» эмпатии Все больше и больше исследований говорят в пользу того, что нашему мозгу довольно трудно разграничить наблюдение за действием и участие в этом действии. Эмпатия – тоже своего рода «инфекция» – частично базируется на нашей способности
Недостаток эмпатии: 12 признаков, которые выдают это
Содержание:
Благодаря ей мы можем общаться на глубоком уровне, ценить и чувствовать, что их ценят другие. Но правда в том, что не все одинаково чутки, и есть даже люди, которым полностью не хватает этой способности. Отсутствие этого может привести к непонятному для большинства поведению и серьезной инвалидности, а у некоторых людей даже к проявлению агрессивности или насилия. Как мы можем распознать человека, которому этого не хватает? В этой статье мы поговорим о разные признаки, которые выдают кого-то с недостатком сочувствия.
Что такое сочувствие?
Мы называем сочувствием способность ставить себя на место другого, понимать чувства и мысли, которые могут быть у других, и то, как ситуации или даже наши собственные действия влияют на них. Речь идет о том, чтобы смотреть на вещи не объективно и холодно, а о том, чтобы видеть их так, как их переживает другой: последствия для человека, его субъективность, его контекст и обстоятельства, а также его идиосинкразии и личность.
Сочувствие основа глубоких межличностных отношений, а также межличностный и эмоциональный интеллект, позволяя нам как адекватный, так и адаптивный контакт с другими, а также управлять нашими собственными эмоциями и узнавать эмоции остальных людей в нашем окружении. Его отсутствие может иметь последствия в жизни человека, которому его не хватает, а также в его окружении, порождая нестабильность, одиночество и даже проблемы адаптации к обществу или следования социальным нормам.
Отсутствие сочувствия может быть вызвано многими причинами: от лишения привязанности в детстве до опыта физического, психического и / или сексуального насилия, а также различных неврологических, психологических или психологических состояний и проблем. Важно обратить внимание на у каждого человека есть свои способности и сочувствие может быть более или менее развито у каждого из нас, но полное отсутствие этой способности сложно и обычно возникает при различных расстройствах.
Признаки отсутствия сочувствия
Вот несколько признаков, которые отражают наличие затруднения или недостатка сочувствия, независимо от причины его появления. Необходимо учитывать, что отсутствие эмпатии может проявляться на когнитивном уровне (то есть незнание, что другой может чувствовать), на эмоциональном уровне (хотя известно, что другой может чувствовать, это не оказывает эмоционального воздействия. ) или в обоих смыслах. Также помимо всего этого необходимо учитывать, что отсутствие эмпатии может быть связано с разными характеристиками. на основе других аспектов личности и познания, не все последующие пункты применимы ко всем субъектам с недостатком сочувствия.
1. Погружение в себя
2. Понимание проблем
Неспособность поставить себя на место других мешает многим людям с проблемами эмпатии понимать действия и слова других, а также реакцию на свои собственные действия. Это может вызвать страдания у самого субъекта. или быть несколько безразличным, в зависимости от того, есть ли желание отношений (как, например, у людей с синдромом Аспергера) или оно безразлично.
3. Искаженная теория разума
4. Эгоцентризм.
5. Нарциссизм
Хотя это и не обязательно, у тех, кому не хватает сочувствия, свойственно развить определенную степень нарциссизма, считая себя выше или более ценным, чем остальные, и ставить свои потребности выше прав других людей. Этот аспект тесно связан с предыдущим пунктом.
6. Отсутствие такта и контекстная неадекватность
В контакте с другими людьми, не обладающими эмпатией, будет характерно общение, которое не принимает во внимание или на которое безразлично, как другие могут реагировать. Таким образом, они могут отбросить прагматические аспекты языка и посылать сообщения большой резкости без какого-либо такта по отношению к своим эмитентам. Этот знак может не проявляться в случае попыток манипуляции, если человек обладает большим интеллектом и способен на когнитивном уровне знать, как вещи влияют на других.
7. Нетерпение
Другой общей характеристикой неэмпатичных людей является нетерпение к другим: они не могут понять или оценить потребности других, и их раздражает необходимость повторяться или проводить время, делая что-то с другими, интегрируя их.
8. Они следуют стереотипам и предрассудкам.
Отсутствие способности к эмпатии делает обычным для этих людей использование стереотипов и предрассудков, чтобы направлять себя, действуя на когнитивном уровне и используя ярлыки, чтобы направлять свое поведение и мышление. Они не видят, как влияют на поведение других.
9. Поверхностные, деструктивные отношения или отношения, которых избегали.
Что-то общее для большинства людей с недостатком сочувствия заключается в том, что, будучи не в состоянии идентифицировать и оценивать эмоции и мысли другого как нечто ценное или интересное и не имея возможности поставить себя на свое место, они обычно остаются поверхностными. отношения и поверхностные. Возможно, что такие отношения просто сердечные. или что существует соблазнительное поведение для самоудовлетворения их потребностей, или что их напрямую избегают, потому что они непонятны.
10. Утилитарное поведение
Человек с большим отсутствием сочувствия будет склонен использовать других людей как ресурс для достижения своих целей. Тот факт, что он не может поставить себя на место другого, обесценивает и овеществляет другого, используя это прямо или косвенно для достижения личных целей, независимо от их чувств.
11. Агрессия и насилие
Хотя не все люди, не обладающие эмпатией, развивают агрессивное отношение (например, люди с аутизмом имеют проблемы с эмпатией и обычно не проявляют агрессии), правда в том, что отсутствие сочувствия облегчает прибегая к агрессивным или даже жестоким стилям решения проблем поскольку нет понимания того, что это означает для другого или страдания, которое они могут причинить.
12. Отсутствие раскаяния.
Делая что-то, что причиняет боль другим, у большинства людей вызывает некоторое сожаление. Однако у тех, кому не хватает сочувствия, сожаления не существуют или они намного меньше, чем обычно, хотя они могут извиниться, если они знают, что другие пострадали, или если это подходит им для их целей.
Нарушения эмпатии и проблемы ее регуляции
О нарциссизме, регуляции эмпатии и профессиональном выгорании. У детей, которых в семьях постоянно оценивают и сравнивают с идеалом родителей, чаще диагностируют нарциссическое личностное расстройство. Психолог Татьяна Карягина рассказала, почему нужно обсуждать с детьми их чувства и переживания.
Проблемы и нарушения эмпатии являются диагностическим признаком нарциссического личностного расстройства, психопатического (или, как чаще говорят, антисоциального) и при нарушениях, связанных с аутизмом. Конечно, не только при этих заболеваниях, расстройствах, но и при других наблюдаются какие-то особенности, изменения эмпатии. Но именно для этих трех нарушения эмпатии считаются настолько важными, что включены в список диагностических признаков.
Начнем с нарциссизма. Существует гипотеза, почему именно у Карла Роджерса и психоаналитика Хайнца Кохута эмпатия является центральным элементом их психотерапевтических систем. И Хайнц Кохут, и Карл Роджерс в 1950-е годы работали в одном и том же Чикагском университете, при этом друг друга не знали, поскольку психоаналитики не воспринимали неклинически ориентированных психологов. Это очень странно, но это факт, что приблизительно в одно и то же время они работали в одном и том же месте, друг друга не знали, но пришли приблизительно к одинаковым выводам совсем с разных позиций. Именно в их системах эмпатия является ключевым психотерапевтическим процессом и важнейшим условием нормального личностного развития.
Сейчас действительно говорят об эпидемии нарциссических расстройств. Наша жизнь все больше вынуждает нас ориентироваться на внешние требования, а не на внутренние — проще казаться, чем быть. Имидж, внешнее впечатление гораздо важнее, чем сущностные вещи. Мы постоянно оцениваем себя: рейтинги, конкуренция, сравнение — это пронизывает жизнь с детства. Дети, которые вырастут в нарциссических личностей, живут в семьях, где их постоянно оценивают: критикуют или хвалят (то и другое часто чрезмерно) и не откликаются на их переживания эмпатически. Я очень упрощаю картину, чтобы подчеркнуть роль эмпатии, но она действительно здесь видна.
Что происходит, когда взрослые эмпатически откликаются на переживание ребенка? Он получает подтверждение своему переживанию, получает подтверждение нормальности того, что с ним происходит, его переживание принимается. Если я переживаю, значит, я существую. Ребенок получает подтверждение и своего существования. Если ребенок этого не получает, если его постоянно оценивают с точки зрения внешних требований, идеалов и желаний родителей, то не формируются очень важные структуры его переживания. Вообще переживания как таковые не формируются.
Роджерс говорил об условном принятии, о том, что ребенка принимают, только если он соответствует каким-то требованиям. И все это приводит к тому, что при нарциссическом расстройстве главным симптомом является… Если эти пациенты нашли в себе силы пожаловаться, признать свое несовершенство, они жалуются на огромную, всепоглощающую пустоту, на отсутствие себя. И чем занимаются терапевты в психотерапии? Это одна из парадигм лечения нарциссических расстройств. Они своей эмпатией восполняют пробелы, восполняют то, что не было получено пациентом в детстве. Они восстанавливают эти эмпатические провалы, дефициты.
При психопатии обычно объясняют так. У лиц с психопатией не возникает сочувствия, сопереживания жертве, и это не тормозит их жестокость, их агрессию, противоправные действия. Если бы было сочувствие и переживание, то это, может быть, их восстановило бы. На уровне мозга найдены тоже значительные изменения в функционировании отделов, связанных с эмоциями и эмпатией.
Одно из последних исследований показало, что при психопатии нарушена в основном непроизвольная эмпатия. Показывалось видео в такой эмпатогенной ситуации, когда причиняется какой-то вред, и сначала была инструкция просто очень внимательно наблюдать за происходящим, чтобы потом подробно это описать. В такой ситуации было явное различие между людьми с психопатией и условно здоровыми людьми. У людей с психопатией не было возбуждения эмпатических отделов мозга. А если была инструкция на сопереживание: «Сопереживайте персонажу, сопереживайте тому, что происходит на экране», то эта разница исчезала. Возбуждались эмпатические отделы мозга, плюс к этому у людей с психопатией возбуждались отделы мозга, ответственные за воображение. То есть это был способ компенсации дефицита этой непроизвольной эмпатической реакции.
Если это врожденное нарушение, то не формируется с детства склонность к эмпатии, поэтому задача как можно раньше диагностировать эти нарушения и включить детей в специальные программы.
Картина с аутизмом не так понятна. Там практически каждый день новые исследования вносят новые черточки в картину. Но сейчас довольно убедительной кажется гипотеза не дефицита, а переизбытка. То есть у людей с аутизмом возникает гипервозбуждение эмпатических отделов, очень сильная хаотичная реакция. И они заражены эмоцией другого, они не могут с этим справиться. Это очень сложно, это невыносимое состояние.
В одном из наших исследований взрослые люди, которым в детстве был поставлен диагноз «синдром Аспергера» (это высокоинтеллектуальные люди, хорошо социализированные), рассказывают: «Я все понимаю, я знаю, что происходит, я знаю, как надо поступать, но я ничего не могу поделать». С близкими людьми они находят способы, как справляться с этим, а вот в ситуации скопления большого количества людей, с незнакомыми людьми им очень трудно и практически невыносимо. Они не могут справиться с эмоциональным заражением и личным дистрессом.
Вообще проблема регуляции эмпатии в последнее время занимает центральное место в исследованиях. И в этой связи я хотела бы немного подробнее сказать о личном дистрессе. Личный дистресс — это феномен дисрегуляции эмпатии. Под личным дистрессом понимают плохо дифференцированный клубок эмпатически обусловленных чувств, негативных собственных чувств человека, которые возникают, когда он наблюдает, присутствует в ситуации, когда другому человеку плохо. Это и сопереживательные чувства, и эмоциональное заражение, и реактивные чувства — его собственная злость, тревога, раздражение по поводу того, что происходит, по поводу того, что использует другой. Если человек не справляется с этим, то ему уже не до другого, он озабочен собой.
Исследования показали, что люди с высоким уровнем личного дистресса если и помогают, то делают это не ради другого, а чтобы скорее с глаз долой. Но чаще всего они все-таки помогать не будут, особенно если они с легкостью могут выйти из ситуации без последствий, и никто их не осудит, никто не узнает. То есть это, с одной стороны, феномен дисрегуляции эмпатии, но он приводит к моральным, нравственным последствиям.
Наши исследования показали, что этот феномен, уровень личного дистресса, очень связан с тем, как человек относится к собственным чувствам. То, что в психологии называют алекситимией — насколько человек понимает чувства, может их назвать, дифференцировать, насколько он их ценит, насколько он склонен на них полагаться. То, что называют, что у него внешне ориентированное мышление, ему не очень интересен внутренний мир. В сочетании с высоким личным дистрессом это действительно важный комплекс дисрегуляции.
Мы исследуем проблему личного дистресса в связи с таким аспектом, как профессиональное выгорание помогающих профессионалов. Дело в том, что помогающая профессиональная деятельность содержит очень большое количество ситуаций, которые потенциально способны усилить личный дистресс. Это и ситуации, когда очень велик риск, велика ответственность. Это ситуации на грани жизни и смерти, например, в деятельности врача, медсестры, спасателя. Это ситуации, в которых вполне естественная человеческая реакция отвращения или брезгливость — социальные работники с этим сталкиваются. Кроме того, в помогающей деятельности человеческая боль и страдание практически поставлены на поток. И от этого возникает усталость, накапливаются разного рода чувства. Поэтому к помогающим профессионалам надо относиться бережно.
Наши исследования показали, что именно уровень личного дистресса связан с уровнем выгорания: высокий уровень личного дистресса — высокий уровень выгорания. Бытует мнение — оно кочует из научных работ в популярную литературу — о том, что высокая эмпатия приводит к высокому выгоранию. Наверное, это связано с тем, что в этих исследованиях используются методы, не дифференцирующие эмпатию на личный дистресс и на позитивно-ориентированные феномены, на децентрацию, на сочувствие, вчувствование, сопереживание, эмпатическую заботу и так далее. Мы использовали тест, который дифференцирует эти феномены, и он показал, что только личный дистресс способствует выгоранию. А позитивные эмпатические феномены скорее являются предиктором сохранения профессиональной самооценки. Это один из параметров профессионального выгорания — снижение или сохранение профессиональной самооценки.
Таким образом эта проблема становится очень важной, она требует внимательного к ней отношения и разработки специальных методов развития эмпатии у помогающих профессионалов, поддержки, супервизии и так далее.
Автор: Татьяна Карягина кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии Психологического института Российской академии образования, член Ассоциации понимающей психотерапии
Психология | Psychology
8K постов 43.7K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
— непроверенную и/или антинаучную информацию;
— информацию без доказательств.
Очень интересно, раньше такое не попадалось, спасибо
Интересно в целом согласен.
Здесь все непризнанные ыксперты в области психологии, зря стараетесь.
Детские травмы
«Как слова человека, даже чужого, сказанные в детстве, могут влиять на дальнейшую жизнь?»
Я очень часто вспоминаю свои детские ситуации. Ищу зависимости, строю догадки и нахожу ответы на вопросы.
Вчера в гостях у меня был брат и во время разговора я вспомнила одну из ситуаций, которая повлияла.
С тех пор, я начала переживать из-за своих больших ног. Выбирала обувь поменьше, говорила, что как раз. Ногам было тесно, но я не думала об этом.
К старшим классам у меня началась незначительная деформация кончиков пальцев, мозоли, усталость. Жила я не с родителями, поэтому они ничего не знали. Покупать себе вещи сама я начала рано. Впереди меня ждало многочасовое разнашивание тесной обуви дома в шерстяных носках, возвраты, кучи продаж. А после лет 24 начала появляться та самая косточка около пальцев. Стопы прям болели, так как было еще плоскостопие.
Надеюсь вы меня простите за такие подробности, но без них история не будет законченной.
После той боли в стопах, подходящую обувь было найти еще сложнее. То стелька слишком твердая, то задник, то носок узкий. Стала большой придирой к обуви.
Именно в те моменты я поняла в чем дело и смогла принять свой размер и наконец начала покупать обувь правильно. Это было счастье. А мой размер всего-то 38)
Понимаю, что всё вы знаете про детские комплексы. Но я была тогда в шоке, как я мучилась с этой обувью большую часть жизни из-за одной фразы какой-то тётеньки.
Хочу, чтобы вы осторожничали с вашими детьми. Но конечно не все такие впечатлительные. Но у меня подобных историй не одна, да и не только у меня. Также влияет есть ли такое правило в семье, что старшие всегда правы.Ну или вдруг после прочтения, вы вспомните у себя какие-то подобные истории и найдете последствия.
Как мы становимся теми, кем мы есть
В этой серии постов буду рассказывать о том, как воспитание (и не только) влияет на то, какими мы в итоге становимся и, каким в итоге будет качество на нашей жизни. Начать хочу с наиболее полной на мой взгляд теории, которая объясняет почему некоторые люди становятся враждебными к другим, безинициативными или же постоянно сомневающимися в своих действиях.
Эпигенетическая теория Эрика Эриксона
Соответсвенно «эпигенетической» теория названа, потому что Эриксон рассматривает развитие личности человека, как восхождение вверх, где каждая ступенька имеет свои особенности и план (по-простому, Эриксон выделяет восемь этапов развития).
Переход с одного этапа на другой называется кризисом.
В процессе решения конфликтов на каждом этапе формируются (или не формируются) определенные качества. Если же на одном этапе качество не сформировалось, то последующие этапы также не будут пройдены полноценно.
В этот период сферой социальных связей становится мама (или же человек, который ее заменяет).
В этом возрасте возникает конфликт доверия или недоверия к миру: когда ребенок плачет, он нуждается в том, чтобы удовлетворили его базовые потребности, если же мама приходит всегда и показывает, что она рядом, то развитие происходит нормально; если же мама не приходит на плач и/или не удовлетворяет потребности ребенка, то он понимает, что мир враждебен и доверять никому нельзя. В последствии, ребенок при нужде может переставать плакать, потому что формируется убеждение, что на плач никто не прийдет.
В будущем люди, которые не прошли этот этап как нужно, будут недоверчивы к другим; они будут заранее враждебно настроены на других людей; будут постоянно ждать угрозы со стороны окружающих.
При этом, люди, которых слишком сильно опекали в этот период и все разрешали, будут наивными и очень доверчивыми; про таких людей говорят «смотрят на мир через розовые очки».
Родителям стоит быть достаточно внимательными и удовлетворять базовые потребности детей, но при этом не забывать и о воспитательных моментах.
При успешном прохождении кризиса формируется такое качество, как надежда.
В этот период сферой социальных связей становятся родители.
В этом возрасте возникает конфликт между автономией или стыдом, сомнениями. В этот период у ребенка развивается самостоятельность. Он хочет исследовать окружающий мир, учится лазить, открывать, толкать, держать, отпускать. Дети все хотят делать сами (открывать бутылочки, разворачивать конфеты и тд). И очень важно давать ребенку эту самостоятельность.
Дети, которым давали возможность делать что-то самим, вырастут самостоятельными и автономными.
Дети, которым всегда говорили: «Дай, сама открою, ты тут полчаса возиться с этой бутылкой будешь», вырастают стыдливыми людьми, которые постоянно сомневаются, насчет своих действий.
При успешном прохождении кризиса формируется такое качество, как воля.
В этот период сферой социальных связей являются родители, братья, сестры.
Конфликт между инициативностью и виной/пассивностью. На этом этапе дети начинают задавать очень много вопросов, а также они начинают придумывать сами себе занятия (их времяпрепровождение теперь не просто ответ на действия родителей, а отдельное, придуманное занятие).
Тут важно дать понять ребенку, что его вопросы значимы, и дать ему возможность играть без вашего участия (если он этого не просит).
Если же родители давали ребенку ощущение этой значимости, то в будущем он будет инициативным и не будет бояться проявлять себя.
Если родители постоянно хотели быть с ребенком и не давали ему возможно поиграть или сделать что-то самому // либо же они не отвечали на его вопросы и говорили, что вопросы глупые, то ребенок в будущем будет чувствовать вину даже за то, что его не касается и будет безинициативным.
При успешном прохождении кризиса формируется такое качество, как цель.
В этот период сферой социальных связей является школа, соседи.
Если родители его хвалят, поощряют, то у ребенка вырабатывается умение и желание к техническому творчеству. При адекватном воспитании формируется компетентность и уверенность.
И наоборот, если же родители не одобряют деятельность, то они способствуют формированию неполноценности ребенка. Такие люди, в будущем будут начинать много дел, не доводить их до конца.
При этом очень важным есть выбор учителя, так как значимость с родителей сдвигается на него. Даже если родители дома поощряют ребенка и хвалят, но при этом в школе учитель не относится к ребенку так, возможно даже принижает его значимость, то даже отношение родителей тут не поможет.
Очень важно, чтобы ребенок чем-то занимался помимо школы. Это может повысить его значимость среди ровесников.
При успешном прохождении кризиса формируется такое качество, как уверенность.
В этот период сферой социальных связей становятся ровесники.
Конфликт между идентификацией личности и непризнанием. В этом возрасте подросток начинает идентифицировать себя, его задача собрать представления о себе, как о школьнике, сыне, друге и тд. И все эти роли ему нужно осмыслить, связать с прошлым и спроецировать в будущее.
Если он успешно справился с этой задачей, то он начинает понимать, кто он есть, где находится и куда идет.
При успешном прохождении кризиса формируется такое качество, как верность.
В этот период сферой социальных связей становятся друзья или любимые люди.
Конфликт между близостью и одиночеством. Под близостью Эриксон подразумевает не только физическую близость, но и способность заботиться о другом, делиться с ним без страха своими тайнами и сокровенными вещами. Здесь успешность зависит от прохождения предыдущих стадий.
При успешном прохождении кризиса формируется умение любить.
Сфера социальных интересов: профессия, родной дом, семья.
Конфликт между продуктивностью и застоем. Происходит первый анализ своей жизни, чего вы достигли (или не достигли) в разных сферах.
Также появляется интерес к жизни других людей, желание позаботиться о следующих поколениях (проявляется независимо от того, есть ли у вас свои дети).
Если же человек причастности к другим людям не проявляет и живет только удовлетворяя свои собственные потребности, то у него происходит период застоя.
При успешном прохождении кризиса формируется забота.
Сфера социальных интересов: человечество, близкие люди.
Конфликт между целостостью и безнадежностью.
Ощущение целостности возникает у людей, которые оглядываясь на жизнь чувствуют удовлетворенность.
Люди же, которые не могут такого сказать о своей жизни чувствуют безнадежность, так изменить уже ничего не могут.
При успешном прохождении кризиса формируется мудрость.
P.S. по Эриксону главное в жизни человека жить с согласии с собой и при этом еще и развиваться.
Конфликт с нарциссом
Одна из вещей, на которой спотыкаются даже очень опытные и продвинутые в психологии люди и на которую тратится огромное количество лишних нервов и времени — это попытки разрешить конфликт с нарциссом в свою пользу.
Я сам тысячу раз наступал на эти грабли в конфликтах с родственниками, учителями и коллегами, а после прихода в психотерапию — еще и нарциссичными терапевтами и тренерами, пока у меня не сложилась ясная и целостная картинка. (Для ясности оговоримся, что слово «нарцисс» в этом тексте употребляется в значении «человек, удовлетворяющий клиническим критериям нарциссического расстройства личности». Мы не включаем сюда так называемых «высокофункциональных» или «осознанных» нарциссов, которые читают Кернберга, работают со своим нарциссизмом в терапии и не дотягивают до психиатрических критериев).
Итак, чаще всего безуспешные попытки разрешить долгоиграющий конфликт с нарциссом начинаются примерно с такой надежды:
— «может быть, хотя бы в этот раз он/она меня услышит. »
— «может быть, хотя бы сейчас мне удастся достучаться. »
— «ну это-то точно поставит его/ее в тупик, не может же человек и дальше отрицать очевидное. ».
Все эти надежды базируются на непонимании того, как устроен клинический нарциссизм, и поэтому практически всегда приводят к тяжелым разочарованиям и нарциссической травматизации пытающегося, а в особо злокачественных случаях и его близких.
В чем же здесь ошибка? Дело в том, что в нарциссической психике из-за нарушения раннего развития заблокирована способность воспринимать других людей как живых и отдельных от себя. В восприятии нарцисса другой человек — это что-то вроде персонажа в его личной компьютерной игре, главное свойство которого — то, что он приносит нарциссу то приятные, то неприятные чувства. И когда эти чувства неприятные, нарцисс стремится поскорее заблокировать это влияние. Способов здесь много: манипуляции, прямое давление, полная изоляция от персонажа, либо, если ничего не срабатывает, хотя бы обесценивание персонажа в собственной голове, вплоть до выдумывания целой альтернативной реальности, где этот человек очень плохой, непорядочный, неадекватный, психопат и т. п.
Такой механизм блокировки обратной связи можно наблюдать на всех уровнях общества: на уровне самообмана внутри конкретной личности, на уровне семейного насилия, в токсичных психологических тренингах, в тоталитарных сектах, в автократических политических системах. Запреты на критику и альтернативные мнения, закрытые и фильтруемые комментарии в соцсетях, запрет на мирные собрания — все это инструменты обслуживания чьих-то нарциссических «пузырей» и изоляции их от опасной правды.
Соответственно, что необходимо понимать, если вы оказались в конфликте с нарциссом:
— Вы общаетесь с человеком, для которого вас вообще не существует. На вашем месте у него тусклая, плохо прорисованная говорящая голограмма с вашим лицом. И если эта голограмма не из тех, которые имеют над ним прямую власть, то прислушиваться к ее мнению всерьез никто не будет (если, конечно, это не какая-нибудь приятная похвала).
— Восприятие любых ваших слов блокируется ровно в тот момент, когда оно начинает вызывать неприятные чувства. Здесь сразу же включаются нарциссические защиты, которые намного надежнее и жестче, чем любой железный занавес, блокируют обратную связь.
— Вам никогда не удастся достучаться до нарцисса (по крайней мере, пока он/она не пройдет многолетнее лечение НРЛ, что практически невероятно). Неприятная обратная связь, если бы нарцисс впустил ее в себя, привела бы к разрушению в психике защитного пузыря и выходу на поверхность такого количества стыда, что это сразу же погрузило его/ее как минимум в тяжелую депрессию, а как максимум мгновенно вызвало бы нервный срыв или даже психоз. Пытаться донести до нарцисса то, что он не хочет слышать — это как убеждать человека, чудом зацепившегося над пропастью, добровольно разжать руку, на которой держится вся его жизнь. Это не только бесперспективно, но и в какой-то мере даже жестоко по отношению к самому нарциссу, т. к. не учитывает его объективные ограничения.
— Любые неприятные чувства, которые вы вызываете у нарцисса, он/она попытается мгновенно, механически, без какого-либо осмысления вернуть вам же — словно вы кидаете гранату за стену, а она выбрасывается назад и взрывается у вас же в руках. Не стоит рассчитывать на пощаду от человека, который не способен справиться с такими переживаниями и борется за банальное психологическое самосохранение.
Что делать, если вы уже оказались в конфликте с нарциссом, чтобы получить максимальный результат при минимальном ущербе?
— Как можно раньше смириться с тем, что вы не будете ни услышаны, ни поняты этим человеком и как можно раньше прекратить попытки что-либо объяснить и достучаться, чтобы минимизировать вред для себя.
— Четко определить, что вам нужно от этого человека. Сразу вычеркнуть из этого списка все, что потребовало бы эмпатического взаимопонимания. Оставить только те пункты, которых вы готовы добиваться манипуляциями (если у вас неординарные актерские способности), либо грубой властью и силой (если они у вас есть).
— Заручиться мощной поддержкой лояльных друзей и/или психотерапевта, которая потребуется вам для того, чтобы каждый раз «собирать» свою психику обратно после очередной нарциссической атаки в ваш адрес.
И главная рекомендация: помнить, что настоящий патологический нарциссизм — явление сродни тяжелой инвалидности. Ни один человек по своей воле не сделал бы выбор стать нарциссом, но если психика человека развилась в такой конфигурации, вероятность того, что он выйдет из этой конфигурации при нынешнем развитии технологий можно смело принять равной нулю. Да, иногда нарциссы обращаются за помощью, если совсем уже доходят «до ручки», но: во-первых, они, даже попав в тяжелый кризис, в подавляющем большинстве случаев не проходят весь путь излечения НРЛ и ограничиваются лишь снятием острых симптомов, а во-вторых, рассчитывать на такой поворот точно не стоит, если нарцисс имеет доступ к надежному источнику подпитки своей самооценки.
Итак, в жизни мы сталкиваемся со многими людьми, после общения с которыми, мы чувствуем себя виноватыми (без объективных причин), «выжатыми», несчастными, неудовлетворенными.
В таком случае, в первую очередь, стоит поговорить с человеком и обозначить границы: что для вас допустимо, что нет, что нежелательно (это касается и действий, и тем для разговора). Но, увы, стоит признать, что далеко не все люди готовы идти вам навстречу и/или меняться. Еще хуже, если вы состоите с таким человеком в отношениях (любовных или близкородственных).
Если рассматривать стадии развития личности по Эрику Эриксону (позже напишу об этом отдельный пост), то в возрасте от 3 до 6 лет (скорее 4-5 лет, но иногда этот период может быть немного шире, у каждого индивидуально) у ребенка возникает потребность не просто отвечать на действия окружающих, но и заниматься чем-то самостоятельно и отдельно от других. Также дети в этом возрасте задают очень много вопросов и вот от того, насколько родители будут давать ребенку понять, что эти вопросы важны и, насколько они будут позволять ребенку заниматься тем, чем он хочет, зависит то, будет ли этот ребенок инициативен в будущем и не разовьется ли у него чувство вины. Соответсвенно, если ребенка подавляли и чувство вины у него развилось, то он будет думать, что он виноват во всем (даже если это не касается его) и хотеть это исправить.
P.S. окружайте себя людьми, которые делают вас счастливее 🙂
Я сама это состояние знаю. В этом случае, в первую очередь нужно куда-то деть свои мысли.
Прекрасная техника №1: берете листы и начинаете писать. Пишем все подряд, насколько бы абсурдно это не было. Пытаемся написать максимально много. Перечитывать не обязательно.
Техника №2: прощальное письмо. Эта техника подходит и в тех случаях, когда вы точно решили попращаться с чем-то/кем-то, либо же, если вы еще в замешательстве, то сделав ее вы будете четче понимать, что вы чувствуете и точно ли оно вам нужно.
Суть в том, что вы находите уединенное место, время, когда вам не будут мешать, берете лист (желательно побольше) и отвечаете на вопросы:
Важные детали: писать искренне; давать эмоциям выходить, если они появляются (а они появляются и это нормально); отвечать на вопросы в прошедшем времени, как будто это уже произошло.
В конечном итоге во время и после написания письма у вас будут появляться определенные эмоции и чувства, которые помогут успокоиться и обдумать ситуацию.
Коллекторы и должники
Резонансных постов день. Пусть и не суббота.
В последнее время я чаще стал думать о родителях и их проблемах. Помните тот давний пост с голосованием? Где были разные позиции по поводу взаимодействия с родителями? Так вот, большинство подписчиков проголосовало за пункт «Работа с аутичным ребёнком это, в первую очередь, работа с его родителями».
Во время сдачи кандидатского минимума я готовил эссе-доклад про когнитивные искажения в отношении общества к людям с аутизмом. Конкретнее, о завышенных обманчивых ожиданиях общества, сформированных за счёт фильмов, сериалов и медиа.
Подобная же ситуация относится к требованиям, предъявляемым к родителям детей с ОВЗ, да и вообще к любому родителю.
И первый вопрос, который задаст себе человек с критическим мышлением: «Извините, а какого хера?»
Обычно, после первого занятия с ребенком, расписывая рекомендации, я рассказываю родителям примерно один и тот же текст.
«Вот смотрите, вы большие, молодые и сильные. У вас есть работа, есть деньги на частного специалиста, есть интеллект понять, что развитие вашего малыша пошло не по плану. Вы не обожрались мухоморов, не спились, не разбились, вас не задавила машина. Вы нашли партнёра, нашли жилье, научились ездить на машине или передавать за проезд в маршрутке. Вы дожили до детородного возраста, вот подтверждение носится у меня по кабинету, и продолжаете жить и развиваться даже после продления рода. С точки зрения эволюции, ваша жизнь и ваша стратегия поведения абсолютно успешны! Это работает!
Ваш ребёнок пришел в ваш мир, в котором вы добились всего этого. И с чего вдруг мы должны полностью перекроить свою успешную стратегию? Может быть наоборот, научить ребенка жить, как мы живём, а не переучивать окружающих жить так, как нужно малышу? Который, к слову, не так умён, как вы, имеет меньше опыта, критичности, осознанности и понимания устройства мира? Почему вы должны бегать за ним с ложкой, убирать игрушки, позволять ему себя отвратительно вести, кричать на вас и устраивать истерики?»
Я не считаю, что человек, становясь родителем, должен полностью забыть о себе, о своих интересах, хобби, друзьях, мечтах и амбициях. Не считаю, что мама обязана жертвовать здоровьем физическим и психическим, слушая то, как со всех сторон кричат: «Ты же мать!». Я думаю, что семья состоит из субъектов, из личностей, какого бы они возраста не были, поэтому приспосабливаться они будут друг к другу, а не все ради одного. И абсолютно нормально уставать, нормально, когда тебя задолбал собственный ребёнок в тяжёлый день, нормально взять себе выходной и просто полениться у телика до вечера.
Рядом с ребенком нужно быть просто человеком. Интересным, развитым, способным. К которому хочется стремиться, которому хочется подражать. Который поддержит и поможет, когда нужно.
Идеальных родителей не существует. Идеальные вещи имеют место лишь в мире идей. Всё. Превращать всю жизнь в гонку за идолом превосходного родителя значит угробить эту жизнь и себе, и окружающим.