Что такое открытый диалог

Простая психология: открытый диалог

Как много проблем можно было бы избежать, если бы люди всегда честно и открыто делились друг с другом тем, что они думают и чувствуют. Порой, бывает очень сложно искренне рассказать о своих переживаниях, но именно это и необходимо сделать для того, чтобы почувствовать себя лучше.

Открытый диалог – это чистая, экологичная коммуникация, участники которой готовы слушать и слышать друг друга, принимать друг друга такими, какие они есть, и вместе находить решения. Применять этот метод взаимодействия можно как в личных отношениях, так и в деловых. В данной статье мы расскажем вам о преимуществах такого типа общения.

ЧЕСТНОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ СТАНУТ ВАШИМИ СПУТНИКАМИ

Привычка вести с окружающими людьми (и с самим собой!) открытый диалог, способствует тому, что вы в целом становитесь более честным человеком. Вы свободно говорите о своих переживаниях, не боясь, что люди осудят за это, вы чувствуете раскрепощенность от того, что не утаиваете свои мысли и не подавляете эмоции. Негативные чувства не задерживаются надолго и отношения с людьми становятся более теплыми и доброжелательными.

Что такое открытый диалог. Смотреть фото Что такое открытый диалог. Смотреть картинку Что такое открытый диалог. Картинка про Что такое открытый диалог. Фото Что такое открытый диалог

Важно: Необходимо помнить, что самое важное в открытом диалоге то, что вы делитесь исключительно своими чувствами, не обвиняя при этом других людей. Фразы должны начинаться с: «Я чувствую», а не: «Ты должен».

ВЫ БУДЕТЕ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ СОБОЙ

Одна из причин того, что мы не всегда можем чувствовать себя собой, заключается в утаивании собственных переживаний. Предположим, вы волнуетесь из-за чего-то в личных отношениях, но не говорите об этом. Другой человек, разумеется, мыслей читать не умеет, и понятия не имеет о наличии проблемы. Вы же все больше погружаетесь в ощущение, что «что-то не так» и продолжаете культивировать в себе негатив. Чем негативнее вы становитесь, тем быстрее вы отходите от своей истинной сути. Соответственно, озвучивая наличие проблемы, вы остаетесь более спокойным и гармоничным человеком, а это и есть самое естественное состояние человека.

Что такое открытый диалог. Смотреть фото Что такое открытый диалог. Смотреть картинку Что такое открытый диалог. Картинка про Что такое открытый диалог. Фото Что такое открытый диалог

ВАШИ ОТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ УЛУЧШАТСЯ

Наверное, самое главное преимущество открытого диалога в том, что, благодаря ему, отношения с окружающими людьми будут постепенно налаживаться. Людям нравятся открытые собеседники, которые всегда говорят правду и не надумывают себе того, чего нет в действительности. Обратите внимание, что вам и самим, скорее всего, больше нравится общаться с людьми, которые не «сами себе на уме», а обо всем говорят прямо. Люди будут тянуться к вам, потому что вы станете проще относиться к любым ситуациям (помните, известную поговорку?), и так же искренне делиться с вами, как и вы.

Что такое открытый диалог. Смотреть фото Что такое открытый диалог. Смотреть картинку Что такое открытый диалог. Картинка про Что такое открытый диалог. Фото Что такое открытый диалог

Важно: Прямота и честность не должны быть обидными. Очень важно уметь правильно подобрать слова, чтобы человек не расстроился и не начал чувствовать себя неуверенно. Как известно, критику тоже можно преподнести по-разному, но главное, чтобы после этого диалога, человек наоборот воодушевился и захотел работать над собой.

ВЫ СТАНЕТЕ ЗДОРОВЕЕ

В 21 веке ни для кого не секрет, что такое «психосоматика». Постоянное ощущение неудовлетворенности и тревоги могут крайне негативно сказаться на физическом здоровье. Кроме того, существует мнение, что люди, которые постоянно лгут, также больше подвержены проблемам со здоровьем. Верите в это или нет, но в любом случае, на психологическом уровне вы будете чувствовать себя гораздо лучше, если попробуйте открытый диалог.

Что такое открытый диалог. Смотреть фото Что такое открытый диалог. Смотреть картинку Что такое открытый диалог. Картинка про Что такое открытый диалог. Фото Что такое открытый диалог

Важно: Улучшить свое физическое и психологическое состояния можно, также, с помощью разного рода активностей. Бассейн, йога, различные виды единоборств, бег. Выберите что-то для себя, и будьте здоровы!

ВЫ НАУЧИТЕСЬ ПРИНИМАТЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

Когда коммуникация строится на взаимной честности, поведение и поступки других людей становятся для вас более понятными. Когда другой человек открыто делится тем, почему он принял то или иное решение, вы начинаете видеть причинно-следственные связи и учитесь принимать других со всеми их недостатками и комплексами. Так же люди начинают относиться и к вам. Если так задуматься, люди никогда не делают что-то «просто так», «из вредности». Даже если они так говорят, на деле это не всегда является правдой. У всего есть свой мотив, подкрепленный опытом прошлого, похожими, неосознанными ситуациями из детства, поэтому каждого человека можно понять и принять.

Что такое открытый диалог. Смотреть фото Что такое открытый диалог. Смотреть картинку Что такое открытый диалог. Картинка про Что такое открытый диалог. Фото Что такое открытый диалог

Важно: Прежде чем вести открытый диалог с другими людьми, научитесь вести его с самим собой. Будьте искренны и старайтесь осознавать моменты самообмана, почаще задавайте себе вопросы и отвечайте на них с максимальной честностью. Тогда вы сможете общаться так же и с другими людьми.

Источник

Что объединяет Медиацию и Открытый Диалог

Меня зовут Игорь Хомяков, я Профессиональный медиатор, основатель и руководитель в ООО «Центр медиации и антикризисного управления» г. Калуга. До января 2019г. осуществлял деятельность как частно-практикующий Арбитражный управляющий. В 2019г. прошёл фасилитационную программу Школы Открытого Диалога и теперь провожу группы Открытого Диалога онлайн.

На прошлой неделе участвовал в онлайн мероприятии местного сообщества предпринимателей, рассказывал о методе межличностной коммуникации Открытый Диалог. В ходе выступления стремился передать важность и практическую пользу практики ОД с целью развития навыков здоровой и точной коммуникации между людьми.

По обратной связи в ходе выступления и после прямого эфира почувствовал запрос о том, что же конкретно дают навыки Открытого Диалога при проведении переговоров в В2В секторе?.

Открытый Диалог, как личная практика необходима в В2В переговорах для построения своей личной, индивидуальной системы подготовки, проведения и анализа (рефлексии) сложных переговоров.Каждый из вышеперечисленных способов коммуникации между людьми в бизнес отношениях и в межличностных коммуникациях, в определённой степени развивают навыки и способности человека Договариваться.

И эта борьба продолжается либо до полного самоуничтожения, либо до состояния, когда инстинкт самосохранения возвращает человеку способность договариваться.

Если между партнёрами нет качественных и здоровых коммуникаций, конфликт на долго поглощает всё их внимание, причём не только на работе, но и за её пределами. Не редки случаи когда такие конфликты переходят в судебные разбирательства и приводят к разделу бизнеса.

Профессионально подготовленные и проведённые переговоры с участием посредника (Медиатора) могут быть здоровой альтернативой судебному разбирательству и позволяют сохранить ресурсы, время, деньги, здоровье и отношения между партнёрами.

«Открытый Диалог это базовый практический метод (практика) коммуникации живых систем, который вырос и сформировался в надёжную систему в процессе развития СУЗ/ШОД Дмитрия Шаменкова в ходе практических взаимодействий участников Школы. В основе практики ОД лежит научная база Теории Функциональных Систем акад. П.К. Анохина и многочисленные научные исследования по нейронаукам и эволюционной динамике, опубликованными авторитетными мировыми изданиями.

Открытый Диалог — это принцип жизни, проявляющийся в отношении человека к самому себе, окружающим, семье, коллективам и организациям, обществу, природе, планете и миру в целом. Следование его принципам ведёт к здоровью во всех отношениях и смыслах».

От себя добавлю в контексте навыков ОД для проведения переговоров в В2В секторе:

Договариваться от слова договорить, проговаривать, обсуждать в диалоге всё, что важно. Вести диалог честно без искажения информационных смыслов и без насилия, в контексте Цели коммуникации в этих конкретных переговорах.

Меня так же часто спрашивают: Что такое Медиация? И 7 из 10 звонков в наш Центр начинаются с вопроса: «Это Центр МЕДИТАЦИИ и антикризисного управления?» Выходит, что у нас люди больше знают о медитации чем о медиации.

Пока у нас в технике Медиации не применяется Медитация. Вот в Китае,- есть, что-то похожее.

Там стороны в ожидании медиатора сидят в одной комнате, молчат ( иногда до 2х часов) и осознанно или бессознательно настраиваются на сложные переговоры. И, возможно это объясняет очень высокий процент заключения Соглашений без суда.

В группах Открытого Диалога участники начинают коммуникацию с ПМ (Практика молчания или Практика мышления), что бы лучше почувствовать свою Цель и проговорив её синхронизироваться с другими участниками группы.

Фасилитатор не управляет процессом достижения целей участников, он скорее облегчает процесс достижения личных целей участников группы ОД.

И лучше всего это получается когда фасилитатор не вмешивается в «набравший высоту искренности проявлений» процесс Открытого Диалога, не смотря на кажущиеся, а иногда и явные признаки нарушения правил, оставляя «полю ОД » самому отрегулировать процесс здоровой коммуникации в группе.

Когда соприкасаешься с таким гомеостазом процесса живой коммуникации в группе ОД, приобретаешь очень ценный опыт невмешательства и неделания, которого так не хватает в жизни.

В такие моменты я вспоминаю историю австрийского медиатора Герхарта Фюрста, которую он рассказывал нам в прошлом году на IV Международном фестивале Медиации в Минске.

История была о том, когда он, как медиатор в ходе процедуры медиации двух конфликтующих сторон, отвлекся и потерял нить обсуждения по существу спора между ними и не вмешивался в детальный процесс переговоров между оппонентами, опасаясь загасить возникший между ними (как я понимаю) Открытый Диалог. И в итоге стороны смогли полностью выговориться и договориться, (у нас в группах ОД это называется договориться до тепла и расслабления в теле).

И это была лучшая, по его словам, Медиация, где он, как медиатор в итоге просто проверил санкции и гарантии достигнутых между сторонами договорённостей и оформил это в письменном соглашении.

Такого навыка осознанного неделания и не вмешательства, на мой взгляд очень сильно не хватает отечественным практикующим Медиаторам.

Я сейчас говорю прежде всего о своём личном опыте практикующего медиатора, который пришёл в профессиональное посредничество из сферы банкротства юридических и физических лиц.

С 2000г. по 2019г. я проводил процедуры банкротства как Арбитражный управляющий. И иногда, годами формировавшееся мышление арбитражного управляющего, часто застрявшее в роли Деятеля и Спасателя всего Мира мешает мне почувствовать корневую суть конфликта между сторонами. И если я не разобравшись начну вытягивать стороны на соглашение, не предоставив им возможности проговорить, прожить и договориться о застрявших в глубине, причинах конфликта, я просто «заполирую» видимые признаки разногласий между ними и Соглашение будет не прочным.

Их взаимодействие и методы решения проблем Клиентов напоминают кооператив по моделированию, воплощению и преодолению часто не существующих в реальности проблем. Мне хорошо известны эти состояния изнутри я сам «работал в таких кооперативах» пока с помощью Открытого Диалога не познакомился с принципами и законами взаимодействия живых систем.

Навыки Открытого Диалога позволяют мне лучше чувствовать что происходит между людьми. Это происходит не на уровне ума, хотя начинается все с когнитивного опознавания происходящих процессов и качества коммуникаций.

Потом, по мере развития чувствительности и способности синхронизироваться с происходящими событиями, приходит способность выбирать осознанные действия вместо автоматических реакций запрограммированных моим прошлым опытом.

Принципы и правила Открытого Диалога являются мощным фундаментом на котором профессиональный переговорщик и посредник (Медиатор) начинает собирать модель организации и проведения переговоров между конфликтующими сторонами.

Научная база, простота и надёжность этого фундамента и применение ОД как личной практики, позволяет Медиатору всегда оставаться нейтральным и уберегает его от желания или точнее сказать от такого «зуда» необходимости что-то делать, чтобы «подлечить» или «подучить» стороны как «надо правильно действовать», чтобы «помочь» выйти из их конфликтной ситуации.

Оставаясь до конца нейтральным к происходящему за столом переговоров и сохраняя внутреннюю свободу от навязчивых идей «Деятеля-Спасателя» и от вымышленных обязательств решить чужой конфликт, Медиатор направляет всю свою энергию и компетенции на то, что бы Стороны научились способности правильно действовать на пути выхода из конфликтного состояния.

В таком случае, получив практический эмоционально-чувственный опыт выхода из конфликта с помощью Медиатора и далее, развивая в себе способность правильно действовать в других ситуациях, Стороны конфликта получают очень ценный навык поведения, предотвращающий их бизнес от кризисных состояний, вызванных не качественной коммуникацией и уберегает их от сорванных договорённостей в будущем.

Эти навыки и творческие состояния в положительном эмоциональном тонусе прямо противоположные тем навыкам и эмоциональным состояниям, которые они испытывают решая свои проблемы в судебных разбирательствах и затяжных противостояниях друг с другом.

Мы являемся потомками кроманьонцев и в природе каждого из нас есть генетически запрограммированная способность договариваться и профессиональный переговорщик, посредник (Медиатор) с помощью техники Медиации и навыков Открытого диалога помогает сторонам конфликта распаковать и запустить запрограммированную в наших генах способность договариваться.

Друзья не торопитесь в суд, чаще обращайтесь к профессиональному посреднику (Медиатору) и вы вернёте себе способность Договариваться и приходить к соглашению без суда.

и напишите, пожалуйста, Что бы вы хотели подробнее узнать о принципах и Правилах Открытого Диалога и об инструментах профессионального посредника, переговорщика (Медиатора)?

Мне это поможет в подготовке следующих статей.

Источник

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ

Что такое открытый диалог. Смотреть фото Что такое открытый диалог. Смотреть картинку Что такое открытый диалог. Картинка про Что такое открытый диалог. Фото Что такое открытый диалог Что такое открытый диалог. Смотреть фото Что такое открытый диалог. Смотреть картинку Что такое открытый диалог. Картинка про Что такое открытый диалог. Фото Что такое открытый диалог Что такое открытый диалог. Смотреть фото Что такое открытый диалог. Смотреть картинку Что такое открытый диалог. Картинка про Что такое открытый диалог. Фото Что такое открытый диалог Что такое открытый диалог. Смотреть фото Что такое открытый диалог. Смотреть картинку Что такое открытый диалог. Картинка про Что такое открытый диалог. Фото Что такое открытый диалог

Что такое открытый диалог. Смотреть фото Что такое открытый диалог. Смотреть картинку Что такое открытый диалог. Картинка про Что такое открытый диалог. Фото Что такое открытый диалог

Что такое открытый диалог. Смотреть фото Что такое открытый диалог. Смотреть картинку Что такое открытый диалог. Картинка про Что такое открытый диалог. Фото Что такое открытый диалог

Помимо скрытого диалога, который возникает между аудито­рией и оратором во время выступления последнего, возможен и открытый диалог говорящего со слушателями. Формы этого диалога бывают различными. Наиболее распространены вопросы слушателей и ответы на них оратора. Такая форма общения с аудиторией требует от выступающего быстрой реакции, владения юмором, доброжелательности. По­следнее особенно важно. Часто вопросы задают оппоненты, не согласные с оратором; кроме того, вопросы иногда ставятся в не­корректной форме.

Многие ораторы особенно славились блестящими ответами на вопросы, например А. В. Луначарский. Вот как он ответил на вопрос, присланный ему после выступления в письменном виде:

“Скажите, что такое любовь?” — “Я не знаю, кто написал эту записку. Может быть, совсем еще молодой человек. Тогда я ска­жу — пусть подождет и сам найдет ответ на свой вопрос. Но, мо­жет быть, это написал пожилой человек; я скажу ему — пусть вспомнит. Но если это написал человек, зрелых лет в расцвете сил и жизни, то я могу только выразить ему свое сожаление, что он мог задать такой вопрос”.

Однако остроумие не самое главное качество оратора, отве­чающего на вопросы. Особенно это касается вопросов, заданных не после выступления, а во время его слушания. Такие вопросы

могут быть вызваны непониманием какой-либо мысли, напри­мер, следующий вопрос, заданный во время лекции физиологу Ивану Петровичу Павлову: “Как согласовать этот опыт с тем, о котором вы говорили раньше, именно, что при повышении тем­пературы все химические процессы идут интенсивнее?” Иногда у слушателей возникает желание уточнить мысль оратора, на­пример, еще один вопрос, обращенный к И. П. Павлову: “Поче­му же на морозе щеки и нос краснеют?” У внимательного, заин­тересованного слушателя часто под влиянием оратора возникает собственная мысль, идущая вразрез с рассуждениями оратора. “Но ведь вы говорили, что у щенков, которые не ели мясо, на мя­со нет врожденного рефлекса, а между тем это очень прочный раздражитель и повторяется в бесконечном ряде поколений”,— рассуждает слушатель И. П. Павлова.

Выступающий, отвечая на возникший вопрос, должен и удов­летворить спрашивающего, и в то же время не забывать об остальной аудитории. Ответ оратора предназначается не только спрашивающему, но и всем другим слушателям. Если выступаю­щий предполагает, что вопрос интересен только тому, кто задал его, ответ должен быть краток. Если задан вопрос, волнующий, по мнению оратора, всех, ответ должен быть обстоятелен. Так, например, поступал Иван Петрович Павлов, которому в процес­се чтения лекций по физиологии постоянно задавали самые раз­ные вопросы. (См.: Павлов И. П. Полн. собр. соч.—М., 1952.— Т. 5.)

Особенно ценными для оратора являются вопросы, которые развивают их мысли. Так, во время лекции А. Е. Ферсмана о ра­диоактивных минералах один из слушателей неожиданно задал вопрос: “А имеются ли карты радиоактивных минералов мира? Или хотя бы Российской империи? Ведь эти минералы должны как-то по-особому распределяться на земле и под землей?”

— Блестящая идея! — воскликнул лектор.— Вы подали ве­ликолепную идею!

Вопрос о распределении радиоактивных минералов возник у слушателя лекции А. Е. Ферсмана не случайно. Лектор сумел пробудить у аудитории не только любознательность, но и остро­ту, смелость мысли.

Помимо ответов на вопросы, задаваемые слушателями, фор­мой открытого диалога являются ответы слушателей на вопросы оратора. Так, например, П. Ф. Лесгафт обык­новенно задавал на лекции такой вопрос, материал для ответа на который уже имелся у слушателей, и ждал, пока кто-либо со­образит и скажет ему свое мнение. Петр Францевич требовал от­вета от каждого; при этом ответ мог быть неправильным, мысль могла быть ошибочной, лишь бы она была.

Большое место занимал открытый диалог в лекциях профес­сора механико-математического факультета МГУ Андрея Петро­вича Минакова. Выступающий, задавая слушателям цепь вопро-

Что такое открытый диалог. Смотреть фото Что такое открытый диалог. Смотреть картинку Что такое открытый диалог. Картинка про Что такое открытый диалог. Фото Что такое открытый диалог

сов по ходу своего выступления и анализируя ответы на них, активизировал студентов. Процитируем фрагмент лекции А. П. Минакова, который приводится и воспоминаниях В. П. Ли-шевского:

— Что такое вектор? — спрашивал профессор.

— Следовал быстрый ответ:

— Математическая величина, которая характеризуется размерами и направлением.

— И все? — спрашивал Минаков.

— Хорошо. Потоки автомобилей характеризуются величиной и направлением. Ведь мало сказать, что по данной улице проез­жает 300 автомашин в час, нужно еще сказать, в каком направ­лении (речь идет об улице с односторонним движением). Следо­вательно, по вашему определению, потоки автомобилей — век­торы.

Источник

Открытый диалог и его особенности

Приведем сравнительную характеристику диалога полностью.

В результате диалога рождаются новые мысли, умножающие общее смысловое пространство и обогащающие духовный мир общения [Dickson, 2000].

Это направление представляет собой междисциплинарную область исследований, сложившуюся во второй половине ХХ века из самостоятельных направлений в таких социальных дисциплинах, как лингвистика, риторика, социология, политология, педагогика, социальная психология, антропология.

В современной гуманитаристике все термины и понятия, используемые в работах по диалогу, тексту, дискурсу и языку, так или иначе связаны с дискурсивной теорией диалога М.Бахтина.

Устройство сложного высказывания включает:

языковые (фонетические или графико-пунктуационные, лексические, грамматические) отношения и связи строевых единиц языка, составляющих языковую основу высказывания;

организацию объективного содержания мысли в жанрово-композиционном строении высказывания.

Если диалогическая речь создается путем обмена репликами, исходящими из различных источников, то монолог представляет собой завершенное высказывание, исходящее из одного источника.

Поэтому можно сказать, что в диалогическую речь входят отдельные монологи как развернутые и завершенные по смыслу реплики.

Посредством речи организуется совместная деятельность людей, составляющих общество, и виды этой деятельности соответствуют основным формам диалогической речи, которая тем самым подразделяется с точки зрения цели на:

общий диалог, назначение которого состоит в сопровождении речью совместной жизнедеятельности;

информационный диалог, назначение которого состоит в получении и сообщении новой информации;

диалектический диалог, назначение которого состоит в систематизации полученной информации и в построении картины реальности;

обучающий диалог, назначение которого состоит в формировании знаний, умений и навыков, необходимых для деятельности;

соревновательный диалог, назначение которого состоит в распределении людей по их компетентности и пригодности к деятельности;

совещательный диалог, назначение которого состоит в принятии решения;

командный (управляющий) диалог, назначение которого в непосредственном управлении действиями.

Тем самым в ходе диалога происходит воспроизведение коллективных действий, накопление опыта и знаний в обществе и выработка приемов мышления и выражения мысли в ее различных аспектах.

Источник

«Секрет успешной коммуникации: быть открытым к диалогу»

Что такое открытый диалог. Смотреть фото Что такое открытый диалог. Смотреть картинку Что такое открытый диалог. Картинка про Что такое открытый диалог. Фото Что такое открытый диалог

Как в одной аудитории уживаются католик, мусульманин и буддист? Каким духовным ценностям учит магистратура Вышки? Рассказывает студент 1 курса магистерской программы «Церковь, общество и государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений» Давур Дорджиев.

Первые в России

До поступления в магистратуру ВШЭ на программу «Церковь, общество и государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений» я изучал право в бакалавриате МГИМО, специализировался на энергетической сфере. Получив диплом бакалавра, задумался о магистратуре, хотелось попробовать что-то совершенно новое. Когда увидел эту программу Вышки, долго не раздумывал. Тем более, что каноническое право меня всегда интересовало.

Если юрист хорошо понимает общие принципы права, то проблем с освоением специальных правовых дисциплин у него не возникнет

Это первая в России магистерская программа, которая готовит юристов, специализирующихся на правовом регулировании деятельности религиозных организаций и объединений, и праве граждан на свободу вероисповедания и свободу совести. Подобных программ я больше нигде не встречал. Уникальность нашей программы в том, что она часть сетевого проекта с Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия (ОЦАД), то есть она реализуется на базе двух самостоятельных магистерских программ — «Церковь, общество и государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений» ВШЭ и «Канонические право» ОЦАД.

Три образовательных траектории

Программа имеет три трека. Можно поступить сразу на обе магистерские программы НИУ ВШЭ и ОЦАД и изучать дисциплины обеих программ в полном объеме. На выходе выпускники получают два диплома — магистр юриспруденции (НИУ ВШЭ) и магистр теологии (ОЦАД), при этом магистерскую диссертацию можно писать одну на обе программы.

Второй вариант — поступить только на программу ОЦАД «Каноническое право», при этом, по согласованию с преподавателями, можно посещать лекции и программы Вышки.

И третий вариант — поступить только на программу Вышки, но здесь также можно, при желании, посещать дисциплины программы ОЦАД. Я пошел по третьему пути. На вступительных экзаменах сдавал один экзамен по основам права перед преподавателями ВШЭ, а затем проходил совместное с представителями ОЦАД и ВШЭ собеседование. Те, кто поступают на программу ОЦАД, сдают экзамен по каноническому праву, поступающие на обе программы соответственно сдают два экзамена. Общее собеседование обязательно для всех.

Главное — толерантность!

Я бы сказал, что программа Вышки — светская. Она проповедует равное отношение ко всем религиям. Я, например, буддист. Когда поступал в магистратуру, ни у кого не возникло вопросов по поводу моей религии. Вместе со мной на одном курсе учатся католик и мусульманин. Цель нашей программы, как говорит директор Высшей школы юриспруденции ВШЭ Дмитрий Кузнецов, возродить в России школу канонического права, а для этого совершенно не обязательно быть православным.

Каноническое право — дисциплина, на самом деле, очень древняя. Ее истоки в римском праве, в канонах церкви, постановлениях вселенских соборов, постановлениях апостолов и в других правовых документах. Кстати, на нашей программе есть адаптационные курсы по римскому праву и истории политических, правовых и религиозных учений.

Чему учит программа?

Базовые дисциплины программы «Церковь, общество и государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений» посвящены изучению специальных правовых норм в области конституционного, административного, гражданского, трудового, налогового, уголовного, процессуального и международного права. Мы изучаем религиозные объединения и организации в качестве юридических лиц, их правовой статус, обязанности, вопросы внутренних установлений. Например, мы рассматриваем Устав Русской Православной Церкви, Постановления Архиерейских Соборов и так далее.

Кроме этого, есть большое количество дисциплин по выбору. Со стороны Вышки — это, в первую очередь, МАГОЛЕГО. Я, например, изучаю курс «Языки, мифология и искусство народов России». Православное каноническое право и деятельность церковного суда, социологию религии и политическую теологию преподают доктора богословия, доктора философских наук со стороны ОЦАД. Мы обязательно учим язык — древнегреческий или латинский, потому что без знания языка невозможно работать с оригинальными текстами.

Конечно, мы изучаем и обсуждаем на семинарских занятиях вопросы, связанные с взаимоотношениями церкви, общества и государства.

Одна из целей нашей программы — борьба с экстремистскими сектами

Что касается оскорблений чувств верующих, о которых сегодня много пишут в СМИ, то и об этом мы говорим. Сложный вопрос, на который существует много ответов, в том числе и среди моих однокурсников. Лично я считаю, что истинную веру оскорбить нельзя.

Где работают выпускники?

Выпускники программы могут работать в юридических службах религиозных объединений. Со мной на одном курсе, например, учатся несколько действующих юристов русской православной церкви, они служат в правовом управлении Московской патриархии. Этой службой руководит кандидат юридических наук, один из руководителей нашей программы игумения Ксения Чернега. Кстати, на втором курсе магистратуры предполагается обязательная для всех студентов практика. У нас есть возможность пройти ее в юридической службе Московской патриархии.

Возможности академической карьеры

Наша магистерская программа сотрудничает с университетами Европы, где специализация по каноническому праву очень востребована и распространена. В западных университетах на протяжении многих веков присуждалась одновременно степень доктора гражданского и канонического права (лат. IurisUtriusqueDoctor, J.U.D.). Такой порядок существует и сегодня в классических университетах Европы, например, в Папском Латеранском университете в Ватикане и Университете Вюрцбурга, с которыми сотрудничает магистерская программа Вышки. Преподаватели зарубежных вузов читают нам лекции, и студенты магистерской программы имеют возможность поехать на семестр в партнерский университет.

Я планирую писать магистерскую диссертацию по каноническому праву и направить ее в качестве портфолио в католический университет в Лёвене (Бельгия) и Папский Латеранский университет в Ватикане

Кроме того, сейчас есть много хороших ВАКовских журналов, где можно публиковаться. Это, например, журналы «Вопросы теологии», «Государство, церковь, религия в России и за рубежом» и другие. Преподаватели магистерской программы всегда открыты к диалогу, я могу получить их помощь, начиная от книжных рекомендаций и заканчивая советами по научной работе. Также было бы интересно принять участие в международной конференции, которую организует еще один партнер магистерской программы Вышки — Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА).

Совет абитуриенту!

Я бы рекомендовал перед поступлением в магистратуру задать себе вопрос, зачем мне юриспруденция и, в частности, каноническое право. Программа очень серьезная: и с точки зрения изучаемых дисциплин, и с точки зрения ее миссии — возродить в России каноническую школу. В этом смысле на выпускниках программы лежит большая ответственность. Если не относится к учебе серьезно, можно легко вылететь. Другой важный момент — не быть радикалом, воинствующим атеистом или бьющим себя в грудь верующим. Главное — открытость к диалогу. Ведь одна из задач программы — поддерживать коммуникацию между церковью, обществом и государством.

Автор: Анастасия Чумак, корреспондент новостной службы ВШЭ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *