Что такое христианский пост

Посты и их духовный смысл

Что такое христианский пост. Смотреть фото Что такое христианский пост. Смотреть картинку Что такое христианский пост. Картинка про Что такое христианский пост. Фото Что такое христианский пост

Пост (особенно Великий) святые отцы называли весной души, это время, когда мы особенно внимательно относимся к своей душе, внутренней жизни. Постные дни установлены, чтобы мы иногда замедляли сумасшедший бег суетной земной жизни и могли углубиться, посмотреть внутрь себя. Постом православные христиане говеют и причащаются Святых Таин. Прекращаются развлечения, увеселения. В старой России во время Великого поста прекращались балы, закрывались театры и другие зрелищные заведения.

Пост — время покаяния в грехах и усиленной борьбы со страстями. И в этом нам помогает вкушение постной, более легкой пищи и воздержание от удовольствий. Думать о Боге, молиться, вести духовную жизнь легче, когда тело не насыщено, не отягощено. «Чревоугодник называет пост временем плача, а воздержанный и в посте не смотрит угрюмо», — пишет преподобный Ефрем Сирин. Это — одно из значений поста. Он помогает нам сосредоточиться, настраивает на духовную жизнь, облегчая ее.

Второе значение пощения — жертва Богу и воспитание своей воли. Пост — установление не новое, а древнейшее. Можно сказать, пост — первая заповедь человеку. Когда Господь дал повеление Адаму вкушать ото всех плодов райского сада, кроме плодов древа познания добра и зла, Он установил первый пост. Пост — это послушание Божественному установлению. Богу не нужны всесожжения и кровавые жертвы. Ему нужно сердце сокрушенное и смиренное (см.: Пс 50, 19), то есть наше покаяние и смирение, послушание. От чего-то (хотя бы от мяса, молока, вина и некоторых других продуктов) мы отказываемся ради послушания Ему. Приносим в жертву наше воздержание, утесняем нашу волю.

Что такое христианский пост. Смотреть фото Что такое христианский пост. Смотреть картинку Что такое христианский пост. Картинка про Что такое христианский пост. Фото Что такое христианский пост

Для детей пост — замечательная школа, научающая управлять своими желаниями. Родители, которые освобождают ребенка от поста, сильно вредят его нравственному здоровью. Позже они проливают немало слез, когда видят свое бессилие справиться с его быстро растущими, неуправляемыми желаниями.

Что такое христианский пост. Смотреть фото Что такое христианский пост. Смотреть картинку Что такое христианский пост. Картинка про Что такое христианский пост. Фото Что такое христианский пост

Надо всегда помнить, что телесный пост — средство. А цель — стяжать духовные плоды: благодарное чувство к Богу, ровное, доброжелательное отношение к людям, чистоту помыслов и чувств, благоразумное хранение уст. Человек, который за все дни Великого поста ни разу не впадет в раздражение и не укорит никого, больше достигнет, чем тот, кто будет есть одни сухари.

Об этом говорят святые отцы: «Впрочем, для похвального поста недостаточно одного воздержания от яств; но будем поститься постом приятным, благоугодным Богу. Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления; воздержание от сего есть истинный пост. В этом пост — прекрасное дело. Насладимся же Господеви (Пс 36, 4) в поучении словесам Духа, в восприятии спасительных узаконений, и во всех учениях, служащих к исправлению душ наших» (святитель Василий Великий. О посте. Беседа 2-я).

В Православной Церкви есть многодневные и однодневные посты.

Многодневные посты

Что такое христианский пост. Смотреть фото Что такое христианский пост. Смотреть картинку Что такое христианский пост. Картинка про Что такое христианский пост. Фото Что такое христианский пост

Великий пост, предпасхальный, в общей сложности (вместе со Страстной неделей) продолжается семь недель. Разговение (вкушение скоромной пищи) происходит только в день Пасхи после праздничной литургии. Великий пост в разные годы приходится на разные числа, в зависимости от дня празднования Пасхи.

Петров пост — перед праздником первоверховных апостолов Петра и Павла. Начинается он после дня Всех святых (воскресенье после дня Святой Троицы) и продолжается до 29 июня (12 июля по новому стилю). Этот пост меняет свою продолжительность в разные годы, ибо зависит от дня празднования Пасхи.

Успенский пост — перед праздником Успения Божией Матери. Он всегда продолжается с 14 августа до 28 августа (нов. ст.).

Рождественский (Филиппов) пост начинается на следующий день после дня памяти апостола Филиппа, всегда падает на одни и те же дни: с 28 ноября до 7 января (нов. ст.).

Однодневные посты

Что такое христианский пост. Смотреть фото Что такое христианский пост. Смотреть картинку Что такое христианский пост. Картинка про Что такое христианский пост. Фото Что такое христианский пост

Среда и пятница — в течение всего года, кроме сплошных седмиц (недель) и Святок. В среду и пятницу мы постимся в память страданий Христовых: в среду Иуда Искариот предал Спасителя, а в пятницу Господь был распят на кресте.

Крещенский сочельник — 18 января по новому стилю.

Усекновение главы Иоанна Крестителя — 11 сентября по новому стилю.

Воздвижение Креста Господня — 27 сентября по новому стилю.

Источник

Православный пост

Что такое христианский пост. Смотреть фото Что такое христианский пост. Смотреть картинку Что такое христианский пост. Картинка про Что такое христианский пост. Фото Что такое христианский пост
Православный пост / Сост. Д. Дементьев. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 48 с. — (Серия «Таинства и обряды»)

Что такое пост в православном понимании? Каково его значение и духовный смысл? Когда и как следует поститься по Уставу Церкви? Как избежать вреда от неправильного понимания поста? На эти и другие вопросы читатель найдет ответы в этой книге.

Приводим отрывок из книги.

Милости хочу, а не жертвы.
Мф 9, 13

Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имеющим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость», — отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов).

Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней (особенно многодневных) часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит: «Если, постясь только телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души». Если у постящегося вместо покаянной молитвы, любви к ближним, совершения дел добра и прощения обид постом преобладают греховные качества души, то пост не является постом истинным, духовным, а оказывается лишь диетой. «Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный, — говорит преподобный Иоанн Кассиан. — Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие — пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание». Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Посту приготовляется награда на небе, когда он чужд лицемерства и тщеславия. Пост действует, когда сопряжена ему другая великая добродетель — молитва». И в другом месте: «Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога».

Цель поста — искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме (по преподобному Исааку Сирину — «бодрствование в службе Божией»). Святитель Игнатий по этому поводу также отмечает: «Как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия».

Надо помнить, что и бесы великие «постники»: они вообще ничего не едят. В житии преподобного Макария Великого рассказывается о его встрече с бесом, который признался: «Все, что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, а я совсем не ем. Ты бодрствуешь, а я вовсе не сплю. Одним только ты побеждаешь меня — смирением». Святитель Василий Великий предостерегает: «Берегись измерить пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однакож не перестает грешить».

«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, — наставляет святитель Иоанн Златоуст. — Не одни уста должны поститься — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело… Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления… Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния».

Преподобный Иоанн Кассиан также говорит, что ради любви к человеку, порой, пост можно и отложить. Он пишет: «Более жестокосердным, нежели ревнителем благочестия, должно почесть того, кто будет сохранять строгий пост и тогда, когда посетит его брат, в лице которого необходимо принять Христа».

Один пустынножитель, отвечая преподобному на вопрос: «Почему иноки в Египте отменяют пост для посетителей?» — отвечал: «Пост — мое; когда захочу, могу его иметь. А принимая братьев и отцов, принимаем Христа, Который сказал: принимающий вас, Меня принимает (см.: Ин 13, 20) — и: не могут сыны брачного чертога поститься, доколе с ними Жених. Когда же отнимется у них Жених, тогда будут поститься (см.: Мк 2, 19–20) ».

Рассказывают, что, когда святитель Тихон жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста». При этом сам сел за стол и стал есть уху. Такое снисхождение и доброта святителя поразили друзей: им было известно, что святитель Тихон во весь Великий пост по понедельникам, средам и пяткам не употреблял даже масла, а тем более рыбы.

О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его изготовления святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто (Тим 1, 15) ».

Кроме того, апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Кор 10, 27) — ради того человека, который вас радушно встретил. Но это случаи особенные. Главное, чтобы при этом не было лукавства, а то так можно и весь пост провести: под предлогом любви к ближнему ходить по друзьям или принимать их у себя и есть непостное.

Поучителен рассказ преподобномученика Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Когда он был еще молодым послушником, наместник лавры отец Леонид (Кавелин) каждый год отпускал его к родителям. И вот, «проезжая однажды через Москву на родину, — рассказывает преподобномученик Кронид, — я остановился у своего дяди. Жизнь, которую вел дядя, была светской. Он ни в среду, ни в пятницу поста не соблюдал. Садясь у них за стол и зная, что нынче среда или пятница, я все же вкушал молоко или яйца. В сознании моем тогда обычно пролетала мысль: «Что я за человек такой, чтобы мне специально приготовляли пищу?» Потому я ел все, что мне предлагали. За год до своего пострижения в монашество я вижу как-то раз сон, будто бы стою я в каком-то храме. Сзади правого клироса вижу икону больших размеров с изображением Богоматери и Предвечного Младенца на руках Ее. Божия Матерь изображена величиной в рост человека и в короне… Видя чудный лик Богоматери и поражаясь его красоте, я преклонил свои грешные колена пред святым образом и стал просить милости и предстательства Ее пред Господом. К ужасу своему, я вижу: Матерь Божия отвращает от меня Свой лик. Тогда я в страхе и трепете воскликнул: «Матерь Божия! Чем я оскорбил Тебя, что Ты отвращаешь Свой божественный лик от меня, недостойного?» И слышу Ее ответ: «Нарушением поста! Ты в среду и пяток позволяешь себе вкушать скоромную пищу и не почитаешь страданий Сына Моего. Этим оскорбляешь Его и Меня». На этом видение закончилось. Но оно было уроком для моей души на всю мою последующую жизнь».

Другая крайность — чрезмерный пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане. Говоря об этом, святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, пишет: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне».

Говоря о тщеславном прохождении дней поста, можно привести следующий случай из «Древнего Патерика». Когда путешествующие иноки пришли в один монастырь и сели за общую трапезу, там по случаю гостей приготовили вареные овощи. И один из них сказал: «Вы знаете, мы не вкушаем вареное, мы постимся». Тогда старец подозвал его и говорит: «Лучше бы тебе есть кровавое мясо, чем сказать то, что ты сказал». Так старец отозвался о путешествующем иноке потому, что последний показал свой подвиг, который должен быть тайным.

«Закон постничества такой, — поучает святитель Феофан Затворник, — в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила».

Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь при этом смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный.

Источник

Что такое пост и как правильно поститься

Эта бро­шюра помо­жет нам достойно про­ве­сти очи­сти­тель­ные дни Вели­кого Поста. Она состав­лена на основе широко извест­ного труда Нико­лая Евгра­фо­вича Пестова «Совре­мен­ная прак­тика пра­во­слав­ного бла­го­че­стия». Подай нам, Гос­поди, Поста бла­го­при­ят­ного!

Сущ­ность и зна­че­ние поста

Сей же род изго­ня­ется только молит­вою и постом.
( Мф.17:21 )
Когда вы пости­лись… Для Меня ли пости­лись?
( Зах.7:5 )

Ука­за­ния хри­сти­а­нину о посте могут сильно раз­ниться в зави­си­мо­сти от состо­я­ния здо­ро­вья тела хри­сти­а­нина. Оно может быть в полном здо­ро­вье у моло­дого чело­века, не совсем здо­рово у пожи­лого или при серьез­ной болезни. Отсюда и ука­за­ния церкви о соблю­де­нии постов (по средам и пят­ни­цам) или в пери­оды мно­го­днев­ных постов (Рож­де­ствен­ского, Вели­кого, Пет­рова и Успен­ского) могут сильно раз­ниться в зави­си­мо­сти от воз­раста и физи­че­ского состо­я­ния здо­ро­вья чело­века. Все ука­за­ния в полной мере отно­сятся лишь к физи­че­ски здо­ро­вому чело­веку. При физи­че­ских болез­нях или для пре­ста­ре­лых к ука­за­ниям сле­дует отне­стись вни­ма­тельно и рас­су­ди­тельно.

Как часто и у тех, кто счи­тает себя хри­сти­а­нами, можно встре­тить пре­не­бре­же­ние к посту, непо­ни­ма­ние его зна­че­ния и сущ­но­сти.

Пост рас­смат­ри­ва­ется ими как дело, обя­за­тель­ное только для мона­хов, опас­ное или вред­ное для здо­ро­вья, как пере­жи­ток из старой обряд­но­сти – мерт­вая буква устава, с кото­рым пора покон­чить, или, во всяком случае, как нечто непри­ят­ное и обре­ме­ни­тель­ное.

Сле­дует заме­тить всем дума­ю­щим так, что они не пони­мают ни цели поста, ни цели хри­сти­ан­ской жизни. Может быть, напрасно они име­нуют себя хри­сти­а­нами, так как живут своим серд­цем вместе с без­бож­ным миром, име­ю­щим куль­том свое тело и само­уго­дие.

Хри­сти­а­нин же в первую оче­редь должен думать не о теле, а о своей душе и бес­по­ко­иться о ее здо­ро­вье. И если бы он дей­стви­тельно стал думать о ней, то он радо­вался бы посту, в кото­ром вся обста­новка направ­лена на исце­ле­ние души, как в сана­то­рии – на исце­ле­ние тела.

Время поста – это время осо­бенно важное для духов­ной жизни, это «время бла­го­при­ят­ное, это день спа­се­ния» ( 2Кор.6:2 ).

Если душа хри­сти­а­нина тос­кует по чистоте, ищет душев­ного здо­ро­вья, то она должна поста­раться как можно лучше исполь­зо­вать это полез­ное для души время.

Вот почему среди истин­ных бого­люб­цев при­нято вза­им­ное поздрав­ле­ние с наступ­ле­нием поста.

Но что такое пост по суще­ству? И не бывает ли само­об­мана среди тех, кто счи­тает нужным испол­нять это лишь по букве, но не любит его и тяго­тится им в сердце своем? И можно ли назвать постом только соблю­де­ние одних правил о нев­ку­ше­нии ско­ром­ного в пост­ные дни?

Будет ли пост постом, если, кроме неко­то­рого изме­не­ния в составе пищи, мы не будем думать ни о пока­я­нии, ни о воз­дер­жа­нии, ни об очи­ще­нии сердца через уси­лен­ную молитву?

Нужно пола­гать, что это не будет постом, хотя все пра­вила и обычаи поста будут соблю­дены. Прп. Вар­со­но­фий Вели­кий гово­рит: «Пост телес­ный ничего не значит без духов­ного поста внут­рен­него чело­века, кото­рый состоит из предо­хра­не­ния себя от стра­стей.

Сей пост внут­рен­него чело­века при­я­тен Богу и воз­на­гра­дит для тебя недо­ста­ток телес­ного поста» (если ты не можешь соблю­дать послед­ний, как бы хотел).

О том же гово­рит и св. Иоанн Зла­то­уст: «Кто огра­ни­чи­вает пост одним воз­дер­жа­нием от пищи, тот весьма бес­че­стит его. Не одни уста должны поститься, – нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».

Как пишет о. Алек­сандр Ель­ча­ни­нов: «В обще­жи­тиях суще­ствует корен­ное непо­ни­ма­ние поста. Важней не сам по себе пост, как неяде­ние того-то и того-то или как лише­ние себя чего-то в виде нака­за­ния – пост есть лишь испы­тан­ный способ достиг­нуть нужных резуль­та­тов – через исто­ще­ние тела дойти до утон­че­ния духов­ных мисти­че­ских спо­соб­но­стей, затем­нен­ных плотию, и тем облег­чить свое при­бли­же­ние к Богу…

Пост не есть голод. Голо­дает и диа­бе­тик, и факир, и йог, и заклю­чен­ный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в служ­бах Вели­кого Поста не гово­рится о посте только в нашем обыч­ном смысле, т.е. как о неяде­нии мяса и проч. Всюду один призыв: «постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Сле­до­ва­тельно, пост только тогда имеет рели­ги­оз­ный смысл, когда он соеди­нен с духов­ными упраж­не­ни­ями. Пост равен утон­че­нию. Нор­маль­ный, био­ло­ги­че­ски бла­го­по­луч­ный чело­век недо­сту­пен вли­я­ниям высших сил. Пост рас­ша­ты­вает это физи­че­ское бла­го­по­лу­чие чело­века, и тогда он дела­ется доступ­нее воз­дей­ствиям иного мира, идет духов­ное его напол­не­ние».

Как гово­ри­лось ранее, душа чело­века тяжело больна. Цер­ковь отво­дит в году опре­де­лен­ные дни и пери­оды вре­мени, когда вни­ма­ние чело­века должно быть осо­бенно устрем­лено на исце­ле­ние от душев­ной болезни. Это пост и пост­ные дни.

По словам еп. Гер­мана: «Пост есть сугу­бое воз­дер­жа­ние, чтобы вос­ста­но­вить утра­чен­ное рав­но­ве­сие между телом и духом, чтобы вер­нуть нашему духу его гла­вен­ство над телом и его стра­стями».

У поста есть, конечно, и другие цели (о них будет гово­риться ниже), но основ­ная из них – изгна­ние из души своей лука­вого духа – древ­него змия. «Сей же род изго­ня­ется только молит­вою и постом», — сказал Гос­подь Своим уче­ни­кам.

Гос­подь пока­зал нам Сам пример поста, постив­шись 40 дней в пустыне, откуда «воз­вра­тился в силе Духа» ( Лк. 4:14 ).

До поста род чело­ве­че­ский не знал победы и диавол нико­гда не испы­ты­вал пора­же­ний… Гос­подь наш был вождем и пер­вен­цем этой победы…

Совер­шенно оче­видно, что подвиг пока­я­ния и молитвы в посте должен сопро­вож­даться мыс­лями о своей гре­хов­но­сти и, конечно, воз­дер­жа­нием от всяких раз­вле­че­ний – хож­де­ния в театры, кино и гости, лег­кого чтения, весе­лой музыки, смот­ре­ния теле­ви­зора для раз­вле­че­ния и т.п. Если все это еще влечет сердце хри­сти­а­нина, то пусть он сде­лает усилие, чтобы ото­рвать от этого свое сердце, хотя бы в дни поста.

Здесь нужно вспом­нить, что по пят­ни­цам прп. Сера­фим не только постился, но и пре­бы­вал в этот день в стро­гом мол­ча­нии. Как пишет о. Алек­сандр Ель­ча­ни­нов: «Пост – период духов­ного усилия. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвя­тим Ему без­раз­дельно хотя бы пери­оды постов – усилим молитву, умно­жим мило­сер­дие, укро­тим стра­сти, при­ми­римся с вра­гами».

Здесь при­ло­жимы слова пре­муд­рого Соло­мона: «Всему свое время и время всякой вещи под небом. …время пла­кать и время сме­яться; время сето­вать и время пля­сать… время мол­чать и время гово­рить» и т.д, ( Еккл.3:1-7 ).

Для физи­че­ски здо­ро­вых людей осно­вой поста счи­та­ется воз­дер­жа­ние в пище. Здесь можно раз­ли­чать 5 сте­пе­ней физи­че­ского поста:

Есте­ственно, что на послед­ние сте­пени поста могут идти лишь здо­ро­вые люди. Для боль­ных и пре­ста­ре­лых более соот­вет­ствует пра­ви­лам первая сте­пень поста.

Сила и дей­ствен­ность поста может оце­ни­ваться по силе лише­ния и жертвы. И есте­ственно, что не только фор­маль­ная замена ско­ром­ного стола на пост­ный стол состав­ляет истин­ный пост: можно при­го­тов­лять изыс­кан­ные блюда и из пост­ной пищи и таким обра­зом в какой-то мере удо­вле­тво­рять и свое сла­сто­лю­бие и свою алч­ность к ней.

Надо пом­нить, что каю­ще­муся и скор­бя­щему о своих грехах непри­лично есть постом сладко и обильно, хотя бы и (фор­мально) пост­ные блюда. Можно ска­зать, что поста не будет, если чело­век будет вста­вать из-за стола с вкус­ными пост­ными блю­дами и чув­ством пре­обре­ме­не­ния желудка.

Здесь мало будет жертв и лише­ний, а без них не будет и истин­ного поста.

«Почему мы постимся, а Ты не видишь?”- взы­вает пророк Исайя, обли­чая иудеев, лице­мерно соблю­дав­ших обряды, но серд­цем дале­ких от Бога и Его запо­ве­дей ( Ис.58:3 ).

В неко­то­рых слу­чаях боль­ные хри­сти­ане заме­няют себе (сами или по совету духов­ни­ков) воз­дер­жа­ние в пище постом «духов­ным». Под послед­ним часто пони­мают более стро­гое вни­ма­ние к себе: удер­жа­ние себя от раз­дра­жи­тель­но­сти, осуж­де­ния, ссор. Все это, конечно, хорошо, но разве в обыч­ное время хри­сти­а­нин может поз­во­лять себе гре­шить, или раз­дра­жаться, или осуж­дать? Совер­шенно оче­видно, что хри­сти­а­нин должен всегда «трез­виться» и быть вни­ма­тель­ным, предо­хра­няя себя от греха и всего того, что может оскорб­лять Духа Свя­того. Если же он не в силах удер­жать себя, то, веро­ятно, это будет иметь место в равной сте­пени как в обыч­ные дни, так и в посту. Отсюда замена поста в пище на подоб­ный «духов­ный» пост – это чаще всего само­об­ман.

Поэтому в тех слу­чаях, когда по болезни или по боль­шому недо­статку в про­дук­тах пита­ния, хри­сти­а­нин не может соблю­дать обыч­ные нормы поста, то пусть сде­лает в этом отно­ше­нии все, что сможет, напри­мер: отка­жется от всяких раз­вле­че­ний, от сла­стей и лако­мых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пят­ницу, будет ста­раться, чтобы наи­бо­лее вкус­ная пища пода­ва­лась лишь по празд­нич­ным дням. Если же хри­сти­а­нин по стар­че­ской немощи или по нездо­ро­вью не сможет отка­заться от ско­ром­ной пищи, то сле­дует хотя бы несколько огра­ни­чить ее в пост­ные дни, напри­мер, не есть мяс­ного – словом, в той или иной мере все же при­об­щиться к посту.

Неко­то­рые отка­зы­ва­ются от поста из-за боязни осла­бить свое здо­ро­вье, про­яв­ляя при этом болез­нен­ную мни­тель­ность и мало­ве­рие, и стре­мятся всегда обильно питать себя ско­ром­ной пищей для дости­же­ния хоро­шего здо­ро­вья и для под­дер­жа­ния «упи­тан­но­сти» тела. И как часто они-то и стра­дают вся­кими забо­ле­ва­ни­ями желудка, кишеч­ника, почек, зубов…

Кроме про­яв­ле­ния своего чув­ства пока­я­ния и нена­ви­сти ко греху, пост имеет и другие сто­роны. Время поста – не слу­чай­ные дни.

Среда – это пре­да­ние Спа­си­теля – наи­выс­ший из момен­тов паде­ния и позора чело­ве­че­ской души, идущей в лице Иуды пре­да­вать за 30 среб­рен­ни­ков Сына Божия.

Вели­кий пост – это путь Бого­че­ло­века к Гол­гоф­ской жертве.

Чело­ве­че­ская душа не имеет права, не смеет, если только она хри­сти­анка, про­хо­дить рав­но­душно мимо этих вели­че­ствен­ных дней – зна­ме­на­тель­ных вех во вре­мени.

Как она дерз­нет потом – на Страш­ном суде стать одес­ную Гос­пода, если она будет рав­но­душна к Его скорби, крови и стра­да­ниям в те дни, когда Все­лен­ская Цер­ковь – Земная и Небес­ная – вспо­ми­нает их.

В чем должен состо­ять пост? Здесь нельзя дать общей меры. Она будет зави­сеть и от состо­я­ния здо­ро­вья, от воз­раста и усло­вий жизни. Но здесь надо непре­менно задеть за живое свое пло­то­уго­дие и сла­сто­лю­бие.

В насто­я­щее время – время ослаб­ле­ния и паде­ния веры – нам кажутся недо­сти­жи­мыми те уставы о посте, кото­рые в ста­рину строго выпол­ня­лись бла­го­че­сти­выми рус­скими семьями.

Вот, напри­мер, из чего состоит Вели­кий пост по цер­ков­ному уставу, обя­за­тель­ность кото­рого рас­про­стра­ня­лась в равной мере как на инока, так и на миря­нина.

По этому уставу в Вели­кий пост пола­га­ется: полное неяде­ние в тече­ние целого дня поне­дель­ника и втор­ника первой сед­мицы и пят­ницы Страст­ной сед­мицы.

Лишь для более слабых воз­можно вку­ше­ние пищи во втор­ник вече­ром первой сед­мицы. Во все осталь­ные дни Вели­кого поста, кроме суббот и вос­кре­се­ний, пола­га­ется только сухо­яде­ние и лишь одна­жды в день – хлеб, овощи, горох – без масла и воды.

Варе­ная пища с пост­ным маслом пола­га­ется лишь в суб­боты и вос­кре­се­нья. Вино раз­ре­ша­ется только в дни цер­ков­ных вос­по­ми­на­ний и при длин­ных служ­бах (напри­мер, в чет­верг на пятой сед­мице). Рыба – лишь в Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы и Верб­ное вос­кре­се­нье.

Хотя такая мера нам и кажется чрез­мерно суро­вой, она, однако, дости­жима для здо­ро­вого орга­низма.

В быту старой рус­ской пра­во­слав­ной семьи можно видеть стро­гое выпол­не­ние пост­ных дней и постов. Даже князья и цари пости­лись так, как теперь не постятся, может быть, и многие из мона­хов.

Так, царь Алек­сей Михай­ло­вич Вели­ким постом обедал лишь три раза в неделю – в чет­верг, суб­боту и вос­кре­се­нье, а в осталь­ные дни съедал только по кусочку чер­ного хлеба с солью, по соле­ному грибу или огурцу, запи­вая квасом.

Неко­то­рые еги­пет­ские иноки в древ­но­сти прак­ти­ко­вали в Вели­кий пост полное соро­ка­днев­ное воз­дер­жа­ние от пищи, следуя в этом отно­ше­нии при­меру Моисея и Самого Гос­пода.

Соро­ка­днев­ные посты про­во­дил два раза один из бра­тьев Опти­ной пустыни – схи­мо­нах Вас­сиан, живший там в сере­дине XIX сто­ле­тия. Этот схим­ник, между прочим, так же как и прп. Сера­фим, в зна­чи­тель­ной мере питался травою «снытью». Он прожил до 90 лет.

37 дней не вку­шала ни пищи, ни питья (кроме одного при­ча­стия) ино­киня Любовь Марфо-Мари­ин­ской оби­тели. Сле­дует отме­тить, что во время этого поста она не чув­ство­вала ника­кого ослаб­ле­ния сил и, как про нее гово­рили, «голос ее гремел в хору как будто бы еще силь­нее преж­него».

Этот пост она совер­шила перед Рож­де­ством; он кон­чился в конце Рож­де­ствен­ской литур­гии, когда она вне­запно почув­ство­вала непре­одо­ли­мое жела­ние поесть. Не в силах более вла­деть собою, она тотчас же пошла в кухню для при­ня­тия пищи.

Необ­хо­димо заме­тить, однако, что опи­сан­ная выше и реко­мен­до­ван­ная цер­ко­вью норма для Вели­кого поста не счи­та­ется теперь всеми так строго обя­за­тель­ной для всех. Цер­ковь реко­мен­дует, как извест­ный мини­мум, лишь пере­ход постом на пост­ную пищу в согла­сии с ее ука­за­ни­ями для каж­дого из постов и пост­ных дней.

Выпол­не­ние этой нормы для вполне здо­ро­вых людей счи­та­ется обя­за­тель­ным. Все же боль­шее она предо­став­ляет рев­но­сти и усер­дию каж­дого хри­сти­а­нина: «Мило­сти хочу, а не жертвы», — гово­рит Гос­подь ( Мф.9:13 ). Вместе с тем надо нам пом­нить, что пост необ­хо­дим не Гос­поду, а нам самим для спа­се­ния нашей души. «Когда вы пости­лись… для Меня ли вы пости­лись?”- гово­рит Гос­подь устами про­рока Заха­рии (7, 5).

Есть и еще одна сто­рона у поста. Вот кон­чи­лось его время.. Цер­ковь тор­же­ственно справ­ляет празд­ник, завер­ша­ю­щий пост.

Может ли достойно встре­тить и пере­жить серд­цем этот празд­ник тот, кто в какой-то мере не при­об­щился этому посту? Нет, он почув­ствует себя так, как тот дерз­кий в Гос­под­ней притче, что осме­лился на пир прийти «не в брач­ной одежде», т.е. не в духов­ной одежде, очи­щен­ной пока­я­нием и постом.

Хотя бы чело­век по при­вычке и пошел на празд­нич­ное бого­слу­же­ние и сел бы за празд­нич­ный стол, он при этом ощутит лишь бес­по­кой­ство сове­сти и холод на сердце. А его внут­рен­ний слух услы­шит гроз­ные слова Гос­пода, обра­щен­ные к нему: «Друг, как ты вошел сюда не в брач­ной одежде?» И душа его будет «бро­шена во тьму внеш­нюю», т.е. оста­нется во власти уныния и печали, в атмо­сфере духов­ного голода – «плача и скре­жета зубов».

Пожа­лейте же сами себя те, кто пре­не­бре­гает, чуж­да­ется и бегает от поста.

Пост есть вос­пи­та­ние спо­соб­но­сти духа чело­ве­че­ского бороться против своих пора­бо­ти­те­лей – сатаны и раз­не­жен­ного и изба­ло­ван­ного тела. Послед­нее должно быть послушно духу, но на деле чаще всего явля­ется гос­по­ди­ном души.

Истин­ный пост есть борьба; это в полном смысле слова «узкий и тесный путь», о спа­си­тель­но­сти кото­рого гово­рил Гос­подь.

Гос­подь велит скры­вать свой пост от окру­жа­ю­щих ( Мф.6:18 ). Но от ближ­них хри­сти­а­нину, может быть, не удастся утаить свой пост. Тогда может слу­читься, что близ­кие и родные воору­жатся на постя­ще­гося: «пожа­лей себя, не мучь себя, не убивай себя» и т.п.

Мягкие вна­чале, уго­воры родных затем могут перейти в раз­дра­же­ние и упреки. Дух тьмы вос­ста­нет против постя­ще­гося через близ­ких, при­во­дит против поста доводы и посы­лает соблазны, как неко­гда про­бо­вал это сде­лать с постя­щимся в пустыне Гос­по­дом.

Пусть зара­нее пред­ви­дит все это хри­сти­а­нин. Пусть не ждет он также, что при­сту­пив к посту, он сразу будет полу­чать какие-либо бла­го­дат­ные уте­ше­ния, теп­лоту в сердце, слезы пока­я­ния и сосре­до­то­чен­ность в молитве.

Это при­хо­дит не сразу, это надо еще зара­бо­тать борь­бой, подви­гом и жерт­вами: «служи мне, и потом ешь и пей сам»,- гово­рится в притче рабу ( Лк.17:8 ). Те, кто про­хо­дил пути суро­вого поста, сви­де­тель­ствуют даже об ослаб­ле­нии иногда в начале поста молитвы и при­туп­ле­нии инте­реса к духов­ному чтению.

Пост – это лече­ние, а послед­нее бывает часто нелегко. И лишь в конце его курса можно ждать выздо­ров­ле­ния, а от поста ждать плодов Духа Свя­того – мира, радо­сти и любви.

По суще­ству своему пост есть подвиг и связан с верою и дерз­но­ве­нием. Пост угоден и при­я­тен Гос­поду как порыв души, тяну­щейся к чистоте, стре­мя­щейся сбро­сить цепи греха и осво­бо­дить дух от раб­ства телу.

Цер­ковь счи­тает его и одним из дей­ствен­ных средств, посред­ством кото­рых можно пере­ло­жить гнев Божий на милость или пре­кло­нить волю Гос­подню к испол­не­нию молит­вен­ного про­ше­ния.

Так, в Дея­ниях Апо­сто­лов опи­сы­ва­ется, как антио­хий­ские хри­сти­ане, перед отправ­ле­нием на про­по­ведь свв. апп. Павла и Вар­навы «совер­шили пост и молитву» ( Деян.13:3 ).

Поэтому пост прак­ти­ку­ется в церкви как сред­ство под­го­товки себя к какому-либо начи­на­нию. Имея нужду в чем-либо, отдель­ные хри­сти­ане, иноки, мона­стыри или церкви накла­ды­вали на себя пост с уси­лен­ной молит­вой.

У поста есть, кроме того, и еще одна поло­жи­тель­ная сто­рона, на кото­рую обра­тил вни­ма­ние Ангел в виде­нии Ерму (см. книгу «Пас­тырь Ерма»).

Заме­няя ско­ром­ную пищу более про­стой и деше­вой, или умень­шая ее коли­че­ство, хри­сти­а­нин может сокра­тить издержки на себя. А это даст ему воз­мож­ность больше средств обра­тить на дела мило­сер­дия.

Ангел дал такое ука­за­ние Ерму: «В тот день, в кото­рый постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды, и исчис­ливши издержки, кото­рые ты сделал бы в этот день на пищу по при­меру про­шлых дней, остав­ши­еся от этого дня отложи и отдай вдове, сироте или бед­ному; таким обра­зом ты сми­ришь свою душу, а полу­чив­ший от тебя насы­тится и будет за тебя молиться Богу».

Ангел указал также Ерму и на то, что пост не есть само­цель, а лишь под­соб­ное сред­ство к очи­ще­нию сердца. И пост того, кто стре­мится к этой цели и не испол­няет запо­ве­дей Божиих – не может быть угод­ным Богу и явля­ется бес­плод­ным.

По суще­ству отно­ше­ние к посту явля­ется проб­ным камнем для души хри­сти­а­нина в его отно­ше­нии к Церкви Хри­сто­вой, а через послед­нюю – ко Христу.

Как пишет о. Алек­сандр Ель­ча­ни­нов: «…В посте чело­век про­яв­ляет себя: у одних про­яв­ля­ются высшие спо­соб­но­сти духа, другие же дела­ются только раз­дра­жи­тельны и злы – пост откры­вает истин­ную сущ­ность чело­века».

Душа, живу­щая живой верой во Христа, не может пре­не­бре­гать постом. Иначе она объ­еди­нит себя с теми, кто рав­но­ду­шен ко Христу и рели­гии, с теми, кто, по словам прот. Вален­тина Свен­циц­кого:

«Едят все – и в Вели­кий Чет­верг, когда совер­ша­ется Тайная Вечеря и пре­да­ется Сын Чело­ве­че­ский; и в Вели­кую Пят­ницу, когда слышим мы плач Бого­ма­тери у гроба Рас­пя­того Сына в день Его погре­бе­ния.

Для таких не суще­ствует ни Христа, ни Бого­ма­тери, ни Тайной Вечери, ни Гол­гофы. Какой же у них может быть пост?»

Обра­ща­ясь к хри­сти­а­нам, о. Вален­тин пишет: «Держи и соблю­дай пост, как вели­кую цер­ков­ную свя­тыню. Каждый раз, когда ты воз­дер­жи­ва­ешься от запре­щен­ного в дни поста, – ты со всею Цер­ко­вью. Ты дела­ешь в полном еди­но­мыс­лии и еди­но­чув­ствии то, что делала вся Цер­ковь и все святые угод­ники Божии с самых первых дней бытия Церкви. И это будет давать тебе силу и твер­дость в твоей духов­ной жизни».

Зна­че­ние и цель поста в жизни хри­сти­а­нина можно резю­ми­ро­вать сле­ду­ю­щими сло­вами прп. Исаака Сири­я­нина:

«Пост – ограж­де­ние всякой доб­ро­де­тели, начало борьбы, венец воз­дер­жан­ных, кра­сота дев­ства, источ­ник цело­муд­рия и бла­го­ра­зу­мия, учи­тель без­мол­вия, пред­ше­ствен­ник всех добрых дел…

От поста и воз­дер­жа­ния рож­да­ется в душе плод – веде­ние тайн Божиих».

Рас­су­ди­тель­ность в посте

Мило­сти хочу, а не жертвы.
( Мф.9:13 )
Пока­жите… в доб­ро­де­тели рас­су­ди­тель­ность.
( 2Пет.1:5 )
Все доброе в нас имеет некую черту,
перейдя кото­рую неза­метно обра­ща­ется во зло.
(прот. Вален­тин Свен­циц­кий)

Все выше­из­ло­жен­ное о посте отно­сится, однако, повто­ряем, лишь к здо­ро­вым людям. Как и для всякой доб­ро­де­тели, и для поста также нужна рас­су­ди­тель­ность.

Как пишет прп. Кас­сиан Рим­ля­нин: «Край­но­сти, как гово­рят святые отцы, с той и другой сто­роны равно вредны – и изли­ше­ство поста и пре­сы­ще­ние чрева. Знаем мы неко­то­рых, кото­рые, не быв побеж­дены чре­во­уго­дием, низ­ло­жены были без­мер­ным постом, и впали в ту же страсть чре­во­уго­дия, по при­чине сла­бо­сти, про­ис­шед­шей от чрез­мер­ного поста.

Притом неуме­рен­ное воз­дер­жа­ние вред­нее пре­сы­ще­ния, потому что от послед­него, в силу рас­ка­я­ния, можно перейти к пра­виль­ному дей­ство­ва­нию, а от пер­вого нельзя.

Общее пра­вило уме­рен­но­сти воз­дер­жа­ния состоит в том, что каждый сооб­разно с силами, состо­я­нием тела и воз­рас­том столько пищи вкушал, сколько нужно для под­дер­жа­ния здо­ро­вья тела, а не сколько тре­бует жела­ние насы­ще­ния.

Монах так разумно должен вести дело поще­ния, как бы имел про­быть в теле сто лет; и так обуз­ды­вать душев­ные дви­же­ния – забы­вать обиды, отре­зать печаль, ни во что ста­вить скорби – как могу­щий уме­реть каждый день».

Сле­дует вспом­нить о том, как ап. Павел пре­ду­пре­ждал тех, кто нера­зумно (само­вольно и само­чинно) постился – «это имеет только вид муд­ро­сти в само­воль­ном слу­же­нии, сми­рен­но­муд­рии и изну­ре­нии тела, в неко­то­ром небре­же­нии о насы­ще­нии плоти» ( Кол.2:23 ).

Вместе с тем пост – не обряд, а тайна души чело­ве­че­ской, кото­рую Гос­подь велит скры­вать от других.

Гос­подь гово­рит: «Когда пости­тесь, не будьте унылы, как лице­меры, ибо они при­ни­мают на себя мрач­ные лица, чтобы пока­заться людям постя­щи­мися. Истинно говорю вам, что они уже полу­чают награду свою.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постя­щимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Кото­рый втайне, и Отец твой, видя­щий тайное, воз­даст тебе явно» ( Мф.6:16-18 ).

А поэтому хри­сти­а­нину надо скры­вать как свое пока­я­ние – молитву и внут­рен­ние слезы, так и свой пост и свое воз­дер­жа­ние в пище.

Здесь надо бояться вся­кого выяв­ле­ния своего отли­чия от окру­жа­ю­щих и уметь скры­вать от них свой подвиг и свои лише­ния.

Вот несколько при­ме­ров к тому из жизни святых и подвиж­ни­ков.

Прп. Мака­рий Вели­кий нико­гда не пил вина. Однако, когда он бывал в гостях у других иноков, он не отка­зы­вался от вина, скры­вая свое воз­дер­жа­ние.

Но уче­ники его ста­ра­лись пре­ду­пре­дить хозяев, говоря им: «Если он будет пить у вас вино, то знайте – вер­нув­шись домой, он будет лишать себя даже воды».

Оптин­скому старцу Лео­ниду при­шлось одна­жды про­жить несколько дней у епар­хи­аль­ного архи­ерея. Стол послед­него был обилен рыбою и раз­ными вкус­ными яст­вами, резко отли­ча­ясь от скром­ной скит­ской тра­пезы Оптин­ской пустыни.

Старец не отка­зы­вался от вкус­ных блюд, но когда вер­нулся в Оптину, то на несколько дней лишил себя пищи, как бы навер­сты­вая упу­щен­ное в гостях воз­дер­жа­ние.

Во всех тех слу­чаях, когда пост­ник должен при­ни­мать пищу вместе с дру­гими, более немощ­ными бра­тьями, он не должен, по ука­за­нию святых отцов, своим воз­дер­жа­нием делать им укор.

Так святой Авва Исайя пишет: «Если ты хочешь непре­менно воз­дер­жаться более других, то уеди­нись в отдель­ную келью и не огорчи немощ­ного брата твоего».

Не только ради сохра­не­ния себя от тще­сла­вия надо стре­миться не выстав­лять на вид своего поста.

Если пост будет почему-либо сму­щать окру­жа­ю­щих, вызы­вать их упреки, или, может быть, насмешки, обви­не­ние в хан­же­стве и т.п. – и в этих слу­чаях надо ста­раться хра­нить тайну поста, сохра­няя его по духу, но отсту­пая от него фор­мально. Здесь имеет при­ло­же­ние пове­ле­ние Гос­пода: «не мечите бисера вашего перед сви­ньями» ( Мф.7:6 ).

Пост будет нера­зу­мен и тогда, когда он будет ста­вить пре­грады госте­при­им­ству уго­ща­ю­щих вас; мы этим будем уко­рять окру­жа­ю­щих в пре­не­бре­же­нии постом.

Про Мос­ков­ского мит­ро­по­лита Фила­рета рас­ска­зы­вают такой случай: как-то он пришел к своим духов­ным детям как раз к обеду. По долгу госте­при­им­ства, его надо было при­гла­сить к обеду. За столом пода­вали ско­ром­ное, а день был пост­ный.

Виду не подал мит­ро­по­лит и, не смущая хозяев, вкусил ско­ром­ного. Так снис­хож­де­ние к немощи духов­ных своих ближ­них и любовь он ставил выше, чем соблю­де­ние поста.

К цер­ков­ным уста­нов­ле­ниям вообще нельзя отно­ситься фор­мально, и, следя за точным испол­не­нием правил, не делать из послед­них ника­ких исклю­че­ний. Надо пом­нить и слова Гос­пода, что «суб­бота для чело­века, а не чело­век для суб­боты» ( Мк.2:27 ).

Как пишет мит­ро­по­лит Инно­кен­тий Мос­ков­ский: «Были при­меры, что даже монахи, как, напри­мер, святой Иоанн Лествич­ник, упо­треб­лял во всякое время всякую пищу и даже мясо.

Но сколько? Столько, чтобы быть только живу, и это не мешало ему достойно при­ча­щаться Святых Тайн и, нако­нец, не вос­пре­пят­ство­вало сде­латься святым…

Конечно, не бла­го­ра­зумно без нужды нару­шать пост упо­треб­ле­нием ско­ром­ной пищи. Тот, кто может соблю­сти пост раз­бо­ром пищи, тот соблю­дай; но, глав­ное, соблю­дай и не нару­шай поста душев­ного, и тогда пост твой будет при­я­тен Богу.

Но кто не имеет воз­мож­но­сти раз­би­рать пищу, тот упо­треб­ляй все, что Бог даст, но без изли­ше­ства; но зато непре­менно строго постись душой, умом и мыс­лями, и тогда пост твой так же будет при­я­тен Богу, как пост самого стро­гого пустын­ника.

Цель поста – облег­чить и усми­рить тело, обуз­ды­вать поже­ла­ния и обез­ору­жи­вать стра­сти.

Потому цер­ковь, спра­ши­вая тебя о пище, не столько спра­ши­вает о том – какую упо­треб­ля­ешь ты пищу? – сколько о том, для чего ты упо­треб­ля­ешь ее?

Гос­подь Сам одоб­рил посту­пок царя Давида, когда тот по нужде должен был нару­шить пра­вило и есть «хлебы пред­ло­же­ния, кото­рые не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним» ( Мф.12:4 ).

Поэтому, учи­ты­вая необ­хо­ди­мость, можно и при боль­ном и слабом теле и пре­клон­ном воз­расте делать послаб­ле­ния и исклю­че­ния во время поста.

Св. ап. Павел так пишет своему уче­нику Тимо­фею: «Впредь пей не одну воду, но упо­треб­ляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих неду­гов» ( 1Тим.5:23 ).

Прп. Вар­со­но­фий Вели­кий и Иоанн гово­рят: «Что такое пост, как не нака­за­ние тела для того, чтобы усми­рить тело здо­ро­вое и сде­лать его немощ­ным для стра­стей по слову апо­стола: «когда я немо­щен, тогда силен» ( 2Кор.12:10 ).

А болезнь более сего нака­за­ния и вме­ня­ется вместо поста – ценится даже более его. Кто пере­но­сит ее с тер­пе­нием, бла­го­даря Бога, тот через тер­пе­ние полу­чает плод спа­се­ния своего.

Вместо того, чтобы осла­бить силу тела постом, оно бывает уже ослаб­лено болез­нью.

Бла­го­дари же Бога, что ты осво­бо­дился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься: ты не будешь осуж­ден за то, так как посту­па­ешь так не в поблажку себе».

О пра­виль­но­сти нормы поста прп. Вар­со­но­фий и Иоанн дают и такое ука­за­ние: «Каса­тельно поста скажу: осяжи сердце твое, не окра­дено ли оно тще­сла­вием, и если не окра­дено, осяжи вто­рично, не делает ли тебя пост сей немощ­ным и в испол­не­нии дел, ибо немощи этой не должно быть, и если и в этом не вредит тебе, пост твой пра­виль­ный».

Как гово­рил пустын­ник Ники­фор в книге В. Свен­циц­кого «Граж­дане неба»: «Гос­подь тре­бует не голода, а подвига. Подвиг – это то, что может чело­век сде­лать самого боль­шого по своим силам, а осталь­ное – по бла­го­дати. Силы наши теперь слабые, и подви­гов боль­ших Гос­подь с нас не тре­бует.

Я про­бо­вал сильно поститься, и вижу, что не могу. Исто­ща­юсь – нет сил молиться, как надо. Одна­жды так ослаб от поста, встать пра­вило про­честь не могу».

Здесь пример непра­виль­ного поста.

Еп. Герман пишет: «Изне­мо­же­ние есть при­знак непра­виль­но­сти поста; оно так же вредно, как и пре­сы­ще­ние. И вели­кие старцы вку­шали суп с маслом на первой сед­мице Вели­кого поста. Боль­ную плоть нечего рас­пи­нать, а надо под­дер­жи­вать».

Итак, всякое ослаб­ле­ние здо­ро­вья и тру­до­спо­соб­но­сти при посте гово­рит уже о его непра­виль­но­сти и пре­вы­ше­нии его нормы.

«Мне более нра­вится, чтобы изну­ря­лись более от работы, чем от поста», – гово­рил один пас­тырь своим духов­ным детям.

Лучше всего, когда постя­щи­еся руко­вод­ству­ются ука­за­ни­ями опыт­ных духов­ных руко­во­ди­те­лей. Сле­дует вспом­нить сле­ду­ю­щий случай из жизни прп. Пахо­мия Вели­кого. В одном из его мона­сты­рей в боль­нице лежал монах, исто­щен­ный болез­нью. Он попро­сил при­слу­жи­ва­ю­щих дать ему мяса. Те отка­зали ему в этой просьбе, исходя из правил мона­стыр­ского устава. Боль­ной попро­сил отне­сти себя к прп. Пахо­мию. Пре­по­доб­ный был пора­жен край­ним исто­ще­нием инока, запла­кал, глядя на боль­ного, и стал уко­рять боль­нич­ных братий за их жесто­ко­сер­дие. Он велел немед­ленно испол­нить просьбу боль­ного, чтобы укре­пить его осла­бев­шее тело и обод­рить унылую душу.

Мудрая подвиж­ница бла­го­че­стия – игу­ме­ния Арсе­ния так писала пре­ста­ре­лому и боль­ному брату епи­скопа Игна­тия Брян­ча­ни­нова в дни Вели­кого поста: «Боюсь, что вы обре­ме­ня­ете себя тяже­лой пост­ной пищей и прошу вас забыть, что теперь пост, а кушать ско­ром­ную пищу, пита­тель­ную и легкую. Раз­ность дней дана нам цер­ко­вью, как узда здо­ро­вой плоти, а вам дана болезнь и немощь ста­ро­сти».

Однако, нару­ша­ю­щим пост по болезни или иной немощи, все же сле­дует пом­нить, что здесь может иметь место и какая-то доля мало­ве­рия и невоз­дер­жа­ния.

Поэтому, когда духов­ным детям старца о. Алек­сея Зоси­мов­ского при­хо­ди­лось по пред­пи­са­нию врача нару­шать пост, то старец велел в этих слу­чаях себя ока­явать и молиться так: «Гос­поди, прости меня, что я по пред­пи­са­нию врача, по своей немощи нару­шил святой пост», и не думать, что это как будто так и нужно.

Говоря о посте как о ску­до­сти и изме­не­нии состава пищи, сле­дует заме­тить, что этот подвиг ни во что вме­ня­ется Гос­по­дом, если хри­сти­а­нин не будет в то же время соблю­дать Гос­под­них запо­ве­дей о любви, мило­сер­дии, само­от­вер­жен­ного слу­же­ния ближ­ним, словом, всего того, что спро­сится с него в день Страш­ного суда ( Мф.25:31-46 ).

Об этом с исчер­пы­ва­ю­щей ясно­стью гово­рится уже в книге про­рока Исайи. Иудеи взы­вают к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? Сми­ряем души свои, а Ты не знаешь?» Гос­подь устами про­рока отве­чает им: «Вот в день поста вашего вы испол­ня­ете волю вашу и тре­бу­ете тяжких трудов от других. Вот вы пости­тесь для ссор и рас­прей и для того, чтобы дерз­кою рукою бить других: вы не пости­тесь в это время так, чтобы голос ваш был услы­шан на высоте. Таков ли тот пост, кото­рый Я избрал, день, в кото­рый томит чело­век душу свою, когда гнет голову свою, как трост­ник, и под­сти­лает под себя рубище и пепел? Это ли назо­вешь постом и днем, угод­ным Гос­поду? Вот пост, кото­рый Я избрал: раз­реши оковы неправды, раз­вяжи узы ярма, угне­тен­ных отпу­сти на сво­боду и рас­торгни всякое ярмо; раз­дели с голод­ными хлеб твой, и ски­та­ю­щихся бедных введи в дом; когда уви­дишь нагого – одень его и от еди­но­кров­ного твоего не укры­вайся. Тогда откро­ется, как заря, свет твой, и исце­ле­ние твое скоро воз­рас­тет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Гос­пода будет сопро­вож­дать тебя. Тогда ты воз­зо­вешь, и Гос­подь услы­шит; возо­пи­ешь и Он скажет: «вот Я»» ( Ис.58:3-9 ).

Это заме­ча­тель­ное место из книги про­рока Исайи обли­чает многих – как про­стых хри­стиан, так и пас­ты­рей стада Хри­стова. Обли­чает тех, кто думает спа­стись, лишь соблю­дая букву поста и забы­вая о запо­ве­дях мило­сер­дия, любви к ближ­нему и слу­же­ния им. Обли­чает тех пас­ты­рей, кото­рые «свя­зы­вают бре­мена тяже­лые и неудо­бо­но­си­мые и воз­ла­гают на плечи людям» ( Мф.23:4 ). Это те пас­тыри, кото­рые тре­буют от своих духов­ных детей строго соблю­де­ния «пра­вила» поста, не учи­ты­вая их пре­клон­ного воз­раста, ни их болез­нен­ного состо­я­ния. Ведь Гос­подь гово­рил: «Мило­сти хочу, а не жертвы» ( Мф.9:13 ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *