Что такое храм искусства
Храм Искусства
Представим Храм искусства как некую необозримую башню до неба, где все говорят «на разных языках». Художники – на цветном наречии радуги, музыканты – камертонами гармонических тонов, писатели и поэты – иероглифами литер, учёные – алгебраическими построениями цифр. И не понять им никогда друг друга, если бы не Матерь София, Премудрость Божия, повелевшая служить избранникам своим у Престола Красоты и днём, и ночью.
Кто отступит на шаг от Престола, того муза-диаконисса под ручку выведет из алтаря искусства, мол, «ступай с миром, отступничек дорогой». Да ещё от щедрот Матери даст мешочек гульденов на прощанье, дескать, «на сытую жизнь». Это на Западе.
У нас не так! Только ты от дарохранительницы на шаг отошёл дух перевести, тут же Федька-алтарник, балбес здоровый, схватит тебя за ворот, выпроводит из алтаря, да пинком с солеи столкнет, не поленится! Ты ему: «За что?!», а он в ответ: «Поэт в России больше, чем поэт! – ступай с Богом и не смей возвращаться – пускать тебя не велено!». И горько, и стыдно, а что поделаешь, сам виноват – шелохнулся.
Часть 1 «Мушкетёры короля»
Лёша отложил кисти и с улыбкой стал разглядывать своих «очень старых», но по-прежнему совершенно непохожих друг на друга товарищей. Вопреки мнению о том, что общение усредняет личности собеседников (например, пара «хозяин – собака»), наши герои во всех перипетиях житейского со-существования оставались самими собой, напоминая знаменитую четвёрку мушкетёров Дюма. Описать их дружбу, наверное, можно, перефразируя известную поговорку: «дружба дружбой, но личность неприкосновенна».
Часть 2, «Московия» (прямого отношения к теме повести не имеет).
Лавируя между ящиками, мольбертами, творческими работами и учебными пособиями, Ника (будем так называть прекрасную незнакомку из Фракии!) стремительно прошла по коридору, спустилась по парадной лестнице главного корпуса и вышла на улицу.
Хотите знать, как выглядит пост-Собянинская Москва 2030-ого года?
В нашей стране о будущем догадаться не трудно. История матушки России, видимо, никогда не станет учебником жизни и сводом полезных рекомендаций. Увы, её дети из века в век предпочитают начинать жизнь сначала. На каждом историческом промежутке мы, бросаем в корзину прежние тексты, считая их негодными, и пишем с чистого листа новые исторические откровения. Наше неистребимое революционное начало всякий раз оказывается в плену уже известных заблуждений. И тогда мы говорим: «Бес попутал!» Но уже завтра, забыв собственные покаянные слова, открываем чистый Word-овский документ и с горящими глазами присаживаемся у клавиатуры.
Часть 3 «Храм красоты»
Накинув наспех что-то из верхней одежды и возбуждённые интригой происходящего, ребята шли метрах в пяти позади плывущей, как белый парус, божественной Ники. В декабре температура Москвы разительно отличается от показателей даже самых отрицательных греческих термометров. Тем не менее, девушка шла в открытой легчайшей тунике. Поверх её крыльев, не видимых простым глазом, развевались белые античные ленты, как поздние византийские орари.
Минуя кварталы и перекрёстки, переходя с одной улицы на другую, они вышли на городскую окраину. Неряшливая промзона, похожая скорее на свалку, чем на регулярную территорию города будущего, вдруг расступилась, и наши герои оказались на площадке, отгороженной от всего прочего стеной из белого природного камня. Девушка обвела ребят строгим внимательным взглядом и пригласила войти в сложенный из розового травертина проём в стене. Смеркалось. На небе загорались первые звёзды. Ребята один за другим последовали за девушкой. Лёва чуть задержался, определил по Большой Медведице местоположение Полярной звезды и после этого вошёл в травертиновый проём вслед за остальными.
Как долго бродили наши герои по многочисленным переходам сверкающей залы, определить не смог бы даже Лёва, ведь время, как сказала девушка, остановилось. Каррарские мраморы, дорические капители, лёгкий искрящийся потолок, выложенный из азуритовых гранул, тихая, звучащая ниоткуда органная музыка, наполняли пространство храма возвышенным дыханием неведомой, иной жизни. Оттого в юных сердцах возникала потребность отложить мирские попечения и доверить себя неусыпному путеводителю по храму Красоты – Духу Божественного Равновесия…
Часть 4 «Невероятная встреча»
Но вот зала стала наполняться людьми. Ребята с недоумением смотрели на одетых в различные исторические костюмы мужчин от молодых ровесников нашим героям до глубоких стариков. Забегая вперёд, скажу: в отличие от сценического перевоплощения или костюмерного шествия, залу заполняли реальные исторические персонажи.
Всегда существует возможность сорвать маску «а ля Станиславский» даже с выдающегося актёра. Когда же в историческом костюме является сама жизнь, у вас по спине бежит резвый холодок, оповещающий, что аплодисментами и расшаркиванием в гардеробе на этот раз дело не обойдётся, и вам лично придётся в чём-то определённо участвовать.
Началась торжественная служба. Если бы константа времени позволяла почувствовать длительность происходящего, всё равно, для наших героев регламент службы показался бы яркой мгновенной вспышкой.
А происходило вот что.
Гении выстроились друг за другом в очередь к Престолу. Гомер взял Древнюю Книгу и встал перед Престолом в окружении Аристотеля и Платона. Каждый, подходивший к Престолу, брал из рук Гомера Книгу, поднимал над собой и произносил: «Во имя Красоты да будет память обо мне!» Затем возвращал фолиант Гомеру и с поклоном отходил в сторону. Так в абсолютной тишине, один за другим шли к Престолу великие светочи человеческого разума и духа.
Вот последний в очереди (но первый на шахматной доске) гроссмейстер Алёхин, завершая шествие, произнёс единое для всех восклицание и передал Гомеру священную Книгу. Гомер положил Книгу на Престол. Служба закончилась.
По окончании священнодействия, гении окружили наших героев. Знаменитости имели до ребят особые поручения. В очередь на разговор к Гоше выстроились. Александр Пушкин, прокуренный и неопределённо улыбающийся Бродский, Цветаева с рубчиком на шее, прострелянный гусар Гумилёв.
Степан оказался совершенно не виден за париком рослого и сутулого Баха. Рядом нервно вышагивал и старался обратить на себя внимание франко-американский гений русского происхождения Игорь Стравинский. А Моцарт, весёлый и придурковатый тридцатипятилетний шалопай, вертелся у Стравинского под ногами, комкая в ладонях партитуру ненаписанной части «Реквиема».
Вдруг в один миг не стало никого. Огромное количество бумажек с надписями на разных языках лежало повсюду на мраморном полу и прямоугольных травертиновых ограждениях. Повитые многолетней скруткой, они шелестели друг о друга, как осенние листья.
Наши герои поднимали драгоценные письмена, стараясь не упустить ни одного. В этот момент из-за колон вышла девушка-путеводитель, подошла к Престолу и произнесла: «Что ж, начнём и мы, пожалуй. «
Часть 3 «Личный выбор»
Дева смолкла, отошла сторону и присела на валик у основания колонны. По смущённому виду ребят невозможно было понять, к чему склоняются их мысли. Константа времени, как натянутый резиновый жгут, казалось, вот-вот лопнет, не дождавшись их решения. Первым очнулся Алексей.
— Мой отец был лётчиком. Он погиб в Афганистане. Нам с матерью вручили его золотую звезду Героя. Я тогда был ещё маленький и мало, что понимал. Но помню, как от слёз матери сжалось моё сердце, и я прошептал: «Мама, не плачь, я обязательно сделаю твою жизнь прекрасной!» Я согласен.
храм искусства
Смотреть что такое «храм искусства» в других словарях:
ХРАМ — ХРАМ, храма, муж. (книжн.). 1. Здание для богослужения, церковь (церк.). 2. перен., чего. Место, предназначенное для занятий чем нибудь (ритор.). Храм науки. Храм искусства. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ХРАМ — Культовое здание для богослужений и выполнения религиозных обрядов. Православный храм называется церковь* (в отличие от костела в католичестве, мечети в мусульманстве и т.п.), главный или большой храм (церковь) в городе, в монастыре собор*. Для… … Лингвострановедческий словарь
Храм джедаев — Это была наша сторожевая башня, наша крепость, противостоящая тьме. Это был Храм джедаев. Вергере Джейсену Соло Предатель Храм джедаев главное здание Ордена джедаев с окончания Великой войны ситхов и до приказа 66. На протяжении веков Храм был… … Википедия
Храм Введения Пресвятой Богородицы (Петропавловский монастырь, Брянск) — Храм во имя Введения Пресвятой Богородицы во храм соборный храм возрождённого Петропавловского монастыря Русской православной церкви в г. Брянске. Содержание 1 История 2 Архитектура 2.1 Примечания … Википедия
Храм Покрова Богородицы в Измайлово — Храм Покрова Богородицы Храм Покрова Богородицы в Измайлове находится на острове на Серебряно Виноградном пруду. Памятник архитектуры XVII в., строился для царской усадьбы Измайлово при царях Алексее Михайловиче и Фёдоре Алексеевиче. Освящён в… … Википедия
Храм Шаньдао (станция метро) — «Храм Шаньдао» Линия Баньнань Тайбэйский метрополитен … Википедия
Храм Чэнъэнь — Храм монастырь (寺 сы) Храм Чэнъэнь 承恩寺 … Википедия
Храм Святой Софии (Салоники) — У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор. Православная церковь Храм Святой Софии Αγία Σοφία … Википедия
Храм Святого Саввы — У этого термина существуют и другие значения, см. Собор Святого Саввы. Православный храм Храм Святого Саввы Храм светог Саве … Википедия
Виды искусств. Искусство слова, звука, изображения. Храм искусств
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
ПРЕДМЕТ МХК. СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ КУРСА. ЛИТЕРАТУРА. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГО МИРА
ВИДЫ ИСКУССТВ. ИСКУССТВО СЛОВА, ЗВУКА, ИЗОБРАЖЕНИЯ.
ХРАМ ИСКУССТВ
Описание слайда:
Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно рассказывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить свое призвание.
/Огюст Роден/
Описание слайда:
Художественная культура – это средоточие представлений о мире, о человеке, его нравственных и эстетических идеалах, выраженных в художественном творчестве человека.
Описание слайда:
Что же это за предмет и что нам дает его изучение?
МХК предполагает обращение не к одному или нескольким видам искусства, а ко всему миру художественной культуры (изобразительному искусству, музыке, литературе. театру), которая определяется как способ и продукт художественной деятельности людей. Цель этого курса — ввести в мир художественной культуры, научить ориентироваться в нем, развить эстетический вкус.
Описание слайда:
Описание слайда:
Культуру обычно подразделяют на мировую и национальную, на материальную и духовную, хотя это деление и условно.
Духовные ценности культуры соответствуют трем основным областям: науке (научные ценности), нравственности (нравственные ценности) и искусству (художественные ценности).
Мировая
Духовная
КУЛЬТУРА
Национальная
Материальная
НАУКА
(научные ценности)
ИСКУССТВО
(художественные ценности)
НРАВСТВЕННОСТЬ
(нравственные ценности)
Описание слайда:
Что же дает нам изучение МХК?
Искусство — это та живительная сила, которая объединяет людей, в какое бы трудное время они ни жили. Ведь самое страшное, когда замыкаясь на себе, человек думает, что до него ничего не было. Изучая МХК, мы начинаем понимать, что искусство занимается вечными проблемами человечества. Мы получаем возможность вести диалог с партнерами любой эпохи. Это по силам только искусству! Путешествуя в глубь веков, мы расширяем наш кругозор, наш внутренний мир. Это дает нам гармонию, которая так необходима творческому человеку. Изучая древние цивилизации, мы понимаем закономерности развития культуры современной. Древние цивилизации помогают нам оценить сквозь призму исторического опыта настоящее и спрогнозировать будущее.
Описание слайда:
Описание слайда:
Когда мы говорим «искусство», то чаще всего имеем в виду художественное творчество. Но существуют различные виды искусства: музыка, литература, скульптура, живопись, графика, архитектура, декоративно-прикладное искусство (ДПИ), кино, балет, театр, эстрада, художественная фотография, дизайн. Среди этого множества можно выделить три древнейших искусства, которые, воздействуя на зрение, слух и речь, воспитывают чувства человека. Это искусство изображения (изобразительное искусство), искусство звука (музыка) и искусство слова (литература). Без этих главных искусств невозможно представить себе ни спектакля, ни фильма, ни эстрадного концерта. Именно эти три искусства, осваивая мир в образной форме, имеют своей главной задачей, по словам Гегеля, «раскрывать истину в чувственной форме».
Описание слайда:
Искусство изображения (изобразительное искусство)
Описание слайда:
Искусство звука (музыка)
Описание слайда:
Искусство слова (литература)
Только искусство делает человека – человеком.
/К. Коровин/
Искусство есть одно из средств единения людей.
/Л. Толстой/
Описание слайда:
Давайте попробуем разобраться в многообразии видов искусства.
В зависимости от способа изображения жизни искусства подразделяются на пространственные и временные.
Временные искусства воспринимаются на слух и длятся во времени. Это музыка и литература.
Пространственные или пластические, искусства (их еще называют видимыми, визуальными, изящными) воспринимаются зрением и находятся реальном пространстве не изменяясь и не развиваясь во времени. Они имеют предметный характер и создаются посредством обработки вещественного материала.
Пространственные, или пластические, искусства условно делят на изобразительные (графика, живопись, скульптура) и тектонические (архитектура, ДПИ и дизайн).
Описание слайда:
Важными в искусстве являются понятия «художник», «творчество, «произведения искусства».
Художник
Произведение
искусства
Творчество
Техника исполнения
(Как?)
Идея, содержание
(Что?)
Описание слайда:
Описание слайда:
Храм искусств
А теперь, зная различные виды искусства, их классификации, подумаем, как может выглядеть ХРАМ ИСКУССТВ.
Каждый человек представляет его по-своему. Попробуй и ты вообразить свой ХРАМ ИСКУССТВ.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
«Да, строение Ле Корбюзье – шедевр, но в нем никто не молится»
Искусствовед Андрей Яхнин о современных тенденциях в храмоздательстве
Что должно быть главным для архитектора, который проектирует и строит храм? Может ли построить «правильный» храм неверующий архитектор? И вообще может ли современная архитектура и – шире – современное искусство говорить о Христе, быть христианским? Об этом и не только – беседа с искусствоведом и архитектором-практиком Андреем Яхниным.
Нотр-Дам-дю-О (капелла Роншан)
– Андрей, хотелось бы поговорить о современной храмовой архитектуре.
– На эту тему можно говорить часами.
– Да, тема глубокая. Равно как в целом тема современного искусства.
– Вопрос в том, хорошо или плохо то, что сейчас строят?
– В общем – да. Но, наверное, так категорично нельзя говорить. Время отражается в архитектуре – застывшей музыке, как ее назвал немецкий теоретик искусства Фридрих Шеллинг. А кто платит, тот и музыку заказывает, как говорится. И если провести аналогии с современным искусством, то нет ли ощущения, что нас, созерцателей и потребителей искусства, водят за нос, выдавая арт-объекты за произведения искусства?
– Конечно, водят. Но это слишком упрощенная формулировка. Скажем более обобщенно: современная концепция искусствоведения абсолютно не соответствует тому, что есть на самом деле. В реальности это явление иного порядка, нежели то, о чем нам рассказывает современное распространенное искусствознание.
Андрей Яхнин, искусствовед – Современная храмовая архитектура далека от канонической, она даже в чем-то новаторская. И глаз сначала противится, а потом привыкает. Главное, что люди приходят в новые храмы и молятся. Любой ли храм – дом Божий?
– У этого явления – обособленности современной храмовой архитектуры от канонов и традиции – несколько совершенно разных причин. В мировой церковной архитектуре существует определенный вектор, сформировавшийся после II Ватиканского собора, суть которого заключается в том, что современные храмы проектируются и строятся по совершенно иным принципам, нежели это делалось традиционно. Как правило, архитекторы, которые их проектируют, не являются церковными людьми. Это, так сказать, светские архитекторы, приверженцы совершенно разных конфессий, к которым обращаются определенные заказчики. В некоторых странах Европы это практически государственная программа, в рамках которой исторические храмы закрываются, переоборудуются, а на их месте строятся современные храмовые сооружения, где превалирует логика строительных материалов, а не логика Церкви. Это тенденция давно всем известная. К сожалению, мы догоняем Европу, встраиваемся в эту схему разрушения. Сейчас мы находимся в общем русле, и это беда. И в культуре, и в церковной архитектуре, и во всем. Обмирщение церковной архитектуры – вектор, набирающий обороты по всему миру.
– Мы встроились в него и движемся по инерции?
– Это первый фактор. Второй – в храмоздательство пришло огромное количество светских архитекторов, которые вообще, к сожалению, просто из другой жизни. Просто они так «самовыражаются» и не понимают, не чувствуют и не знают, что такое храм. Их знание в этой области сводится к двум-трем лекциям в институте. Но самое главное, что они не являются церковными людьми. А иногда бывают даже антицерковно настроены. Такие люди получают заказ и проектируют храм так, как они умеют и как они себе это представляют. Получается крайне странно. Представьте себе абсурдность ситуации, если бы аэропорт взялся проектировать человек, ни разу в нем не бывавший, никогда не летавший на самолете, не имеющий понятия, что это вообще такое. А храм, значит, можно спроектировать, книжечку почитав, знания на поверхности схватив, – и вот вам, пожалуйста!
Проектируя храм, недостаточно знать историю церковной архитектуры. Необходимо чувствовать литургическую логику.
Проектируя храм, недостаточно знать историю церковной архитектуры. Необходимо чувствовать литургическую логику
В католическом мире эта тенденция современной храмовой архитектуры обрела господдержку. Тенденция принципиально другого подхода к литургическому пространству. II Ватиканский собор постановил, что любая культура, в том числе и современная светская, может быть внесена в Святилище и стать частью литургического пространства. Это привело к радикальному слому не только традиционного пространства храма, но в итоге и к серьезным трансформациям в духовном устроении Католической церкви.
Думаю, остановить это нельзя, потому мы движемся в логике процесса, который соответствует христианскому пониманию истории. Необходимо учитывать, что весь мир движется не по восходящей, а по нисходящей, происходит умножение беззакония.
– Осознавая, что происходит умножение беззакония, можно ли этому противостоять, не устремляться в общем русле?
– Противостоять этому можно и нужно, понимая при этом, что с каждым днем мы приближаемся к концу мира. Ко Второму Пришествию Христа. Приближению Судного дня сопутствует не возрастание, а убывание духовности. Это надо понимать, и этому надо противиться в рамках своей лично «делянки». Глобально этому процессу противиться бессмысленно.
– Пессимистичную картину вы рисуете: колесница духовной жизни летит под откос…
– Я иначе это вижу. Колесница не летит под откос, но происходит, собственно, естественный путь истории в ее христианском понимании. Мы все должны понимать, куда движемся. Мы идем к закономерному окончанию истории, когда все закончится и будет новый мир и новая земля. Скорей бы уже. А когда именно это произойдет – сейчас или через тысячу лет, – нам не дано знать. Поэтому общий процесс – движение вниз. Этот вектор очевиден, он нам понятен, но это не значит, что все человечество должно, понурив голову, послушно двигаться в этом направлении. Мы должны его осознавать, и, конечно, ему надо по возможности противостоять – в этом наша задача. И понимать, что глобально мы его не поменяем. Но в какой-то своей, данной нам среде, в маленькой или большой, мы можем менять вектор, хотя глобально все будет идти в ту же сторону.
– Вы согласитесь с тем, что в общем-то жизнь христианина начинается с церкви? И в какую он приходит…
– Вы говорите о здании?
– Да, о здании.
– В какое здание приходить – конечно, важно. Есть известная история, когда Корбюзье спроектировал капеллу Роншан.
– Я читала, что этот Нотр-Дам-дю-О – «Дева Мария на высотах» – называют самым значительным с художественной точки зрения культовым зданием XX века и относят его к модернистскому течению нового экспрессионизма, созданного и провозглашенного Корбюзье.
– Вот-вот. А ведь на том месте с XIII века существовала христианская часовня. Место, оказывается, было намоленное. Время и войны разрушили часовню, и на ее месте в 1950-х годах возникло строение архитектора Ле Корбюзье. Это здание вошло во все учебники, оно считается шедевром современной архитектуры. Но при этом в нем сейчас никто не молится, оно опустело.
Конечно, важно, куда ты идешь, в какой храм. Это определяющий момент. Я не говорю, что современная архитектура – некрасивая, а традиционная храмовая – красивая. Здесь речь идет совсем о других категориях. Например, картина может быть прекрасна, но у нее другая функция, нежели у иконы. У иконы другие характеристики. То, что прекрасно для картины, чем восхищаются любители искусства, тем же самым не нужно восхищаться в иконе. Повторюсь: у нее назначение другое. Так же с храмом. Вопрос не в том, хорошо или плохо, а в том, что современная архитектура просто не является храмом. Но при этом вполне может быть интересным необычным зданием, по своим законам. К сожалению, мы все чаще видим вокруг примеры крайне странного, чтобы не сказать больше, творчества современных храмоздателей.
– Прихожане привыкнут к любому храму, сделают его намоленным?
– Люди ко всему привыкают, замечали?
– Замечала, конечно.
– Не иссякнет же из-за этого церковная жизнь. Люди будут ходить и в такие здания. Хотя это, на мой взгляд, свидетельство угасания церковной жизни.
Новые храмы врастут в нашу жизнь. Но это вызывает больше грустных предчувствий, нежели веселых. Много чего врастает, но какой результат – непонятно.
Современный человек всеяден. Современная культура вообще предназначена для того, чтобы разложить человека по молекулам, а не собрать.
Современная культура направлена на то, чтобы раздробить, разложить человека по молекулам
У человека, воспитанного в современной культуре, нет стержня, у него раздробленное сознание и духовный мир, раздробленная психика. Собрать воедино картину мира сложно. И не потому, что он толерантен ко всему и не имеет традиций. Они прервались. Мы живем в такое время, когда современная церковная архитектура, на мой взгляд, – картина печальная, но она неотделима от остальных сторон нашей жизни. Отсутствие стержня связано не только с нашим недавним прошлым, но и с тем, что в мире, где мы живем, вся информация действует на расчленение восприятия на много маленьких смыслов. Так, что сложно современному человеку существовать.
Интенсивность церковной жизни тает на глазах, мы это наблюдаем, это не секрет. Очевидно убывание духовного напряжения.
– Почему, на ваш взгляд, это произошло?
– Если рассуждать глобально, то потому, что христианская история, христианская цивилизация была на своем пике в какой-то момент, а потом естественным образом произошло ее размывание и обмирщение. Мы можем разделить всю историю культуры христианской цивилизации на три основных этапа.
– Как, на ваш взгляд, такой сюжет: человек ходит в храм, бьет челом перед иконами, соблюдает посты, Таинства, а за порогом храма его будто подменили – во все тяжкие? Может, это оттого, что как раз храм такой – созданный без благодати и случайными авторами?
– Я не обладаю столь глубоким духовным опытом и авторитетом, чтобы отвечать на такие сложные вопросы. У меня самого в этой области больше вопросов, нежели ответов. И я стараюсь обращаться с ними к людям, стоящим на духовной лествице выше меня. Однако позволю себе предположить, что литургическое пространство и его наполнение имеют большое значение для духовной жизни современного человека. Конечно, перед нами опыт святых, которые спасались в пещерах и пустынях, тайно служили в лагерях, не имея не то что икон и храмов, но и вина для совершения Евхаристии. Но мы, увы, не таковы, это надо признать. Мы слабые, трусливые и маловерные. И поэтому литургическое пространство, храм, иконы должны помогать нам собрать наши рассыпавшиеся духовные внутренности, а не наоборот.
Храм, иконы должны помогать нам собрать наши рассыпавшиеся духовные внутренности, а не наоборот
– Неужели современная культура абсолютно враждебна христианской жизни?
– Это часть интересного вопроса, которым я сейчас занимаюсь. Давайте все же смотреть на вещи через призму искусства, поскольку мы с этого начали. Есть общий вектор современного искусства. Безусловно, он – антихристианский. Не просто внерелигиозный, а именно антихристианский. Но при этом надо сказать, что современное искусство, помимо своего основного содержания, обладает некоей формой, формулой и языком, который является средством современной коммуникации. Вне этого языка современный человек часто уже не может существовать. И с этим ничего нельзя сделать, этому невозможно противостоять.
Некоторые мои друзья, которые занимались современным искусством, пришли в Церковь. Они пытались и продолжают пытаться говорить языком современной культуры о Христе. Таких людей немного, они существуют вне основного тренда. Такие люди есть и в Европе – это христианские художники, которые существуют в рамках современного искусства. Пытаются существовать. Это очень сложно, потому что они идут против основного течения, являются в какой-то степени маргинальной частью общества и искусства в глобальном понимании. Они общаются между собой, у них есть свои форумы, свои выставки. Я знаю, что на Мальте проходит проект – выставка современных христианских художников. Один из таких русских художников – мой друг Гор Чахал – мультимедийный художник, академик Российской академии художеств. Он куратор Биеннале христоцентричного искусства, которое будет проходить весной. Не знаю, какая там будет программа, но знаю, что он настоящий христианин и человек очень принципиальный.
– Вы собираетесь принимать участие?
– Он мне предложил по старой памяти на эту тему что-то придумать. Я придумал, но не знаю, насколько это впишется в концепцию. Считаю, что это один из примеров, когда можно пытаться, не уходя в культурные катакомбы и не прогибаясь под основной вектор, внутри современной культуры говорить о христианстве и Христе.
– Возвращаясь к теме нашего разговора, как поднять уровень современного храмоздательства?
– Я понимаю, проблема в том, что действительно сегодня строят много храмов, что церковных архитекторов просто не хватает. И в самом деле: где взять столько воцерковленных архитекторов? Это же должны быть люди, которые не просто закончили соответствующий факультет МАРХИ, но живут в Церкви, участвуют в литургической жизни. Жить жизнью Церкви – это, конечно, не достаточное, но необходимое условие для храмоздателя. Не может человек закончить факультет церковного зодчества и, не имея никакого отношения к Церкви, пойти проектировать храмы. Нонсенс. В конце ХIX – начале ХХ веков был такой опыт. Храмы проектировали и расписывали академики Академии художеств, часто вообще не принадлежавшие к православной традиции. Мы знаем, к чему это привело в итоге. Поэтому, на мой взгляд, путь только один. И он в общем не противоречит законам архитектуры, которые говорят о необходимости при проектировании ставить во главу функцию будущего здания. А функция храма – это Литургия. Поэтому именно Литургия, а не самовыражение автора, амбиции спонсоров, вкусы городских властей должна быть поставлена во главу угла. Во всей своей духовной, исторической и богословской полноте.