Что требуется композитору для воплощения драматического образа
«Драматические образы в музыке»
Содержимое разработки
ДРАМАТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ
С ДРЕВНИХ ВРЕМЁН ДРАМА СУЩЕСТВОВАЛА В ФОЛЬКЛОРНОМ ИЛИ ЛИТЕРАТУРНОМ ВИДЕ У РАЗЛИЧНЫХ НАРОДОВ.
СЮЖЕТНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, НАПИСАННОЕ В РАЗГОВОРНОЙ ФОРМЕ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ОТЛИЧАЮЩЕЕСЯ СЕРЬЁЗНОСТЬЮ КОНФЛИКТА
БЕЗ АВТОРСКОЙ РЕЧИ
ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА ДРАМЫ
ЧЕЛОВЕК НАХОДИТСЯ В СЛОЖНОЙ, ТЯЖЁЛОЙ СИТУАЦИИ, КОТОРАЯ КАЖЕТСЯ ЕМУ БЕЗВЫХОДНОЙ
ОН ИЩЕТ ВЫХОД ИЗ ЭТОЙ СИТУАЦИИ
ОН ВСТУПАЕТ В БОРЬБУ – ЛИБО СО СВОИМИ ВРАГАМИ, ЛИБО С САМОЙ СИТУАЦИЕЙ
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ДРАМАТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ,
В ОТЛИЧИЕ ОТ ЛИРИЧЕСКОГО, ДЕЙСТВУЕТ,
В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭТОЙ БОРЬБЫ ЛИБО ПОБЕЖДАЕТ, ЛИБО ПОГИБАЕТ – ЧАЩЕ ВСЕГО.
В ДРАМЕ НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ НЕ ЧУВСТВА, А ДЕЙСТВИЯ.
НО ЭТИ ДЕЙСТВИЯ МОГУТ БЫТЬ ВЫЗВАНЫ ИМЕННО ЧУВСТВАМИ, ПРИЧЁМ ОЧЕНЬ СИЛЬНЫМИ ЧУВСТВАМИ – СТРАСТЯМИ. ГЕРОЙ, НАХОДЯЩИЙСЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ЭТИХ ЧУВСТВ, СОВЕРШАЕТ АКТИВНЫЕ ПОСТУПКИ.
ДРАМАТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ РАСКРЫВАЮТ:
ЯРКИМ ПРИМЕРОМ ДРАМАТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В МУЗЫКЕ ЯВЛЯЕТСЯ БАЛЛАДА «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ» КОМПОЗИТОРА ФРАНЦА ШУБЕРТА НА СЛОВА ИОГАННА ВОЛЬФГАГНА ГЁТЕ.
БАЛЛАДА – ЭТО НЕБОЛЬШОЕ ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ, ИМЕЮЩЕЕ СЮЖЕТ, КОТОРЫЙ ЧАЩЕ ВСЕГО ОПИСЫВАЕТ ТАИНСТВЕННЫЕ ДРАМАТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ.
БАЛЛАДА «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ»
ФРАНЦ ПЕТЕР ШУБЕРТ- ВЕЛИКИЙ АВСТРИЙСКИЙ КОМПОЗИТОР, ОСНОВОПОЛОЖНИК РОМАНТИЗМА .
БАЛЛАДА «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ»
ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ ВЕЛИКИЙ НЕМЕЦКИЙ ПОЭТ, МЫСЛИТЕЛЬ, УЧЕНЫЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ГЕНИЙ НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ.
АВТОР БАЛЛАДЫ «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ».
БАЛЛАДА «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ»
ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ, ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ РОМАНТИЗМА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ, ПЕРЕВОДЧИК, КРИТИК. ПЕРЕВЁЛ БАЛЛАДУ ГЁТЕ «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ» НА РУССКИЙ ЯЗЫК.
Конспект урока музыки на тему «Драматический образ» (7 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока музыки.
Учитель: Бухтоярова И.А.
Тип урока: Ознакомление с новым материалом.
Тема: « Драматический образ в музыке.»
углубить знания о творчестве Ф. Шуберта; познакомить с одной из жемчужин вокальной лирики в мире баллад – балладой «Лесной царь»; формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа; выявление средств выразительности разных видов искусства (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа.
Образовательная: совершенствовать знания в области истории музыки, литературы; знакомство с жанром баллады.
Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран.
— формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
— становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;
— знание основ здорового образа жизни;
— формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
— умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;
— умение действовать по заданному алгоритму;
— осуществлять констатирующий контроль по результату действия.
— дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
— умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
— овладение навыками ознакомительного чтения, умение выделять главное и второстепенное в тексте;
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
— умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
— умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
— умение договариваться, находить общее решение;
— умение «слышать другого»;
— способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
— взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
— умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;
— построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.
Изучение нового материала.
Песня – баллада «Лесной царь» Ф.Шуберта. Особенность баллады как жанра, характеристика музыкального образа произведения (литературный и музыкальный анализ баллады).
Разучивание песни из кинофильма «Приключение электроника» «Мы маленькие дети»
Настроить детей на урок.
Звучит вальс «Минутка» Ф.Шопена
-сколько образов можно отметить в этом вальсе?
Приветствие. Прослушивают вальс. Отвечают на вопросы.
Подвести детей к новой теме.
Показ портрета Ф Шуберта
Работа с музыкальным произведением, знакомство анализ
Прослушивание баллады на немецком языке.
Знакомство с переводом.
Сегодня а уроке мы познакомимся с драматическим образом в музыке. Музыкальное содержание прояваляет себя в музыкальных образах.
Родился 31 января 1797 г. в Лихтентале близ Вены в семье школьного учителя. Отец и старшие братья обучили Франца игре на скрипке и фортепиано.
Благодаря красивому голосу с 1808 по 1812 г. он был певчим Венской придворной капеллы, одновременно обучаясь в конвикте (хоровое училище-интернат). Здесь наставником Шуберта по композиции был до 1816 г. А. Сальери.
С 1814 г. Шуберт учительствовал в школе отца, правда, не чувствуя особой склонности к этому. В 1818 г. он оставил преподавание и всецело занялся творчеством. Уже за время своей недолгой работы в школе Шуберт создал около 250 песен, среди которых шедевр мировой вокальной лирики «Лесной царь» (1814 г.; на стихи И. В. Гёте).К сожалению он прожил всего 31 год.
Вокруг композитора объединились единомышленники, поклонники и пропагандисты его творчества. Именно благодаря их усилиям к Шуберту пришли слава и признание.
Ф. Шуберта зачаровывала поэзия Гёте. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано на слова великого немецкого поэта. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет. Вот как описывает рождение этой песни один из его друзей: «Мы застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошёлся с книжкой несколько раз взад и вперёд по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».
Прослушивание баллады на немецком языке.
-При прослушивании постарайтесь отметить то, как музыка изображает героев баллады.
Замечу, что написана онам на немецком языке, поэтому смысл и содержание нуждаются в переводе. Такой перевод существует, хотя он сделан спустя два столетия назад автором В Жуковским-современником Пушкина. Познакомиться со своеобразным, тонким переводом можно на стр.40 учебника.
-о чем вы узнали, прочитав текст?
-предлагаю прочитать перевод выразительно по ролям с учетом интонации каждого героя.(уч-ся по ролям читают текст )
Конспект урока музыки на тему «Драматические образы в музыке» (7 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока музыки в 7 классе по теме:
«Музыкальный образ. Драматические образы в музыке.»
Цель : Понимание и восприятие драматического образа музыкального произведения, его интонационной сферы.
— Знакомство с творчеством композитора Ф.Шуберта, с жанром музыки вокальная
— Определять характерные черты музыкального образа, уметь размышлять о музыке.
— Воспитывать чувство сопереживания, почувствовать боль и крик человеческой души.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Диалоговое взаимодействие, групповая деятельность, межгрупповое общение, индивидуальная работа, хоровое пение, слушание музыки, сеанс цветотерапии, просмотр видеофрагмента.
Оборудование: компьютер, телеэкран, презентация, раздаточный материал (текст баллады И.Гёте «Лесной царь», таблица с вопросами по изучаемой теме).
Музыкальный материал: Ф.Шуберт «Лесной царь», Видеоклип песни «Жить», минусовка песни «Мы за любовь».
1. Организационный этап.
Дети входят в класс, где звучит музыка композиторов романтиков.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы снова встретимся с музыкой. Давайте настроимся на работу.
Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Память моя крепка. Я готов к работе. Я работаю.
2. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Учитель: Уже несколько уроков мы говорим о музыкальных образах. Что же означает этот термин?
Обучающиеся: Музыкальный образ – это отражение в музыке какой-то частицы жизни. Это человек, объекты природы, то есть всё, что нас окружает.
Учитель: На первом занятии мы обозначили маршрут изучения данного раздела и выделили три вида музыкальных образов, нашедших отражение в музыке. Давайте назовём уже изученные виды музыкальных образов.
Обучающиеся: Лирические образы и эпические образы.
Учитель: Ребята, смогли бы вы определить к какому из этих видов относится музыка, которая сейчас прозвучит?
Звучит вступление к балладе Ф.Шуберта «Лесной царь»
Обучающиеся: Нет, музыка не похожа ни на лирический образ, ни на эпический.
Учитель: Да, вы правы, с такой музыкой мы ещё не знакомы. Но остался неизученным ещё один вид музыкальных образов, надеемся, что он поможет нам понять это произведение. Значит мы можем сформулировать тему сегодняшнего урока.
Обучающиеся: Драматические образы в музыке.
Учитель: Какие задачи мы обычно ставим для себя на уроке?
Учитель: И сегодняшний урок поможет нам:
— узнать, что такое драматический образ? ;
— научиться отличать драматический образ от лирического и эпического;
— поможет понять, какими выразительными средствами можно добиться воплощения в музыке драматических образов.
3. Актуализация знаний.
Это один из родов литературы, передающий события через диалоги персонажей. С древних времён существовала драма в фольклорном или литературном виде у различных народов.
Ребята, какие слова синонимы вы подберёте к понятию драма?
Воплотить драму в музыке удаётся не каждому композитору. Под силу это только тому, кто сам пережил и трагедию, и горе, и несчастье, и разочарование.
Вы провели исследовательскую деятельность, по изучению биографии и творчества австрийского композитора Ф.Шуберта. Сегодня мы подводим её итоги и представляем продукт вашей проектной деятельности.
Обучающиеся (3 человека):
1.Франц Шуберт— великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке.
2.Родился Шуберт в пригороде Вены в многодетной семье школьного учителя. Еще в детстве проявилось большое увлечение музыкой: с раннего возраста он играл на скрипке и фортепиано.
3.С 1808 по 1812 год Франц пел в императорской Придворной капелле под руководством выдающегося венского композитора и педагога Антонио Сальери, который, обратив внимание на талант мальчика, начал обучать его основам композиции. К семнадцати годам Шуберт уже был автором фортепианных пьес, вокальных миниатюр, струнных квартетов, симфонии. Важное место в творчестве композитора занимает песня. Песенность пронизывает сочинения всех жанров.
4.В связи с переходным возрастом начал ломаться голос, и Франц больше не мог петь в придворной капелле. Он вернулся домой и по настоянию отца стал помощником учителя в его школе. Это было невыносимо для юного гения.
Когда Шуберт окончательно решил посвятить себя музыке, отец выгнал его из дому.
5.Однако Шуберт остался верен своему решению и продолжал заниматься исключительно композиторским трудом. Будучи человеком болезненно скромным, он поддерживал отношения лишь с небольшим кругом своих друзей, которые всячески стремились пропагандировать произведения одаренного композитора. В Вене были известны так называемые «шубертиады» — вечера, на которых Шуберт и друзья композитора исполняли его произведения.
Материальные затруднения помешали ему завести семью. Бедный музыкант не смог жениться на любимой девушке. Родители выдали её за богатого кондитера.
Разочарованный, вечно нуждающийся Шуберт создавал божественную музыку. Будучи не очень счастливым, оставаясь одиноким и чувствуя себя изолированным от всего мира, он писал дивные, наполненные свежестью произведения.
6.Несколько лет Шуберта связывала дружба с известным певцом Иоганном Фоглем, который стал исполнителем его песен. Но молодой застенчивый композитор всегда оставался в тени его славы.
7.Признание пришло к Шуберту лишь в 20-х годах. В 1828 году, за несколько месяцев до смерти, состоялся его авторский концерт, который прошел с большим успехом.
За короткую жизнь композитор создал огромное количество произведений в разных жанрах. Музыке Шуберта свойственна удивительная душевная открытость и искренность. В песнях и других произведениях композитор раскрывает необъятный внутренний мир человека, передает самые сокровенные мысли и чувства. Его считают создателем романтической песни и баллады.
9.В течение всей жизни и достаточно долго после смерти Франц Шуберт был олицетворением не понятого гения, так и не добившегося признания. Его музыкой восхищались только друзья и близкие, а большинство произведений обнаружено и опубликовано много лет спустя после его безвременной смерти.
Композитор умер 19 ноября 1828 г. Согласно последнему пожеланию, Шуберта похоронили на кладбище, где за год до того был погребен боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды»
4.Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Ребята, как вы узнали судьба Ф.Шуберта была очень непростой. Вечный скиталец, в ранней юности покинул отчий дом и всю жизнь слонялся в поисках однодневного крова и куска хлеба. Он был жутко замкнут, нелюдим. Его страшно тяготило любое общество людей. И только, благодаря немногочисленным друзьям и поклонникам музыки Шуберта, его сочинения были бережно донесены до слушателя.
Главное место в его творчестве занимал жанр песни (около 600), который он поднял на высокий уровень.
Песня Шуберта – это всегда живая сцена, драматическая картина, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств. Ф.Шуберт – создатель вокальной баллады. Впервые баллады появились в литературе.
Вокальная баллада – это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро
драматический. В нем переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика.
Ф.Шуберта зачаровывала поэзия Гете. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано на слова великого немецкого поэта. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет. Вот как описывает рождение этой песни один из его друзей :
«Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом»
Пришло время и нам познакомится с этим произведением. Перевод баллады Гёте на русский язык сделал поэт В.Жуковский.
Четверо обучающихся читают выразительно балладу «Лесной царь».
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
— Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?
— Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул;
Он в тёмной короне, с густой бородой.
— О нет, то белеет туман над водой.
«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Весёлого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».
— Родимый лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит.
— О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы.
«Ко мне, мой младенец; в Дубраве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей;
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».
— Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из тёмных ветвей.
— О нет, всё спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне.
«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой».
— Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать.
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал…
В руках его младенец был мёртв.
Учитель: Чем взволновала Шуберта поэзия ГЁТЕ?
— Что увидел и услышал композитор в балладе «Лесной царь?» Что почувствовал?
Обучающиеся: Композитор Шуберт увидел трагедию, почувствовал боль и крик человеческой души.
Учитель: Если бы вы были композиторами, какие мелодии сочинили бы для персонажей баллады? Мелодия какого героя будет самой красивой? Почему?
Охарактеризуйте, в каком характере звучали реплики, интонации героев.
Сын- испуганно, взволнованно
Давайте послушаем балладу «Лесной царь» и сравним «ВАШУ МУЗЫКУ» С КОМПОЗИТОРСКОЙ.
Прослушивание вокальной баллады «Лесной царь»
5.Первичная проверка понимания.
Учитель: Ребята, совпали ваши предположения о звучании музыки с тем, что вы услышали в произведении Ф. Шуберта? Что вы можете сказать о партии фортепиано?
Что вы услышали в аккомпанементе?
Обучающиеся: Ритм скачки.
Особую роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание.
Учитель: Так что мы можем сказать о музыке? Она выразительная или изобразительная?
Обучающиеся: И выразительная, и изобразительная.
Учитель: Так увидели, ощутили, почувствовали музыку мы с вами. Сравните свое видение, чувство с описанием И.Кошминой первого исполнения баллады «Лесной царь» немецким певцом Фоглем:
«…с первых звуков фортепиано все поддались магическому действию музыки. Перед слушателями предстала тревожная, беспокойная картина. В зал ворвался зловеще завывающий ветер, шум деревьев, топот стремительно скачущего всадника. Бурное порывистое движение увлекает вперед. Несущийся поток музыки пронизан упругим пульсирующим ритмом. Низкие рокочущие пассажи сгущают мрачные краски. Постепенно звуки фортепиано затихают, теперь они доносятся как бы издалека, приглушенно и едва слышно. После большого фортепианного вступления Фогль запел…»
Учитель: Что сближает великую поэзию И. Гёте с музыкой Ф Шуберта?
Обучающиеся: Сближает драматический образ.
Учитель: Ну а вам, после знакомства с таким сложным произведением, нужно немного отдохнуть. Я предлагаю вам небольшую прогулку и сеанс цветотерапии . Закройте глаза, расслабьтесь и представляйте то, о чём я буду говорить. А музыка поможет вам отдохнуть.
Вы идёте по широкому полю, под ногами у вас зелёная трава. Над головой – голубое небо. Ярким жёлтым пятном сияет солнце. Ваше внимание привлёк красный цветок, вы рассматриваете его, любуетесь им. Но вот вы подошли к дороге, её чёрная полоса возвращает вас снова на урок, где мы говорим сегодня о драматических образах в музыке.
Учитель: Конечно, ведь во все времена музыка была отражением жизни. К сожалению, в современном обществе имеют место и драматические события, и трагедия, и человеческое горе, но, несмотря ни на что, нужно не отчаиваться, не опускать руки и просто жить, творя добро окружающим людям. К этому нас призывают звёзды современной эстрады.
Просмотр фрагмента клипа «Жить»
Учитель: Ну, а вы тоже должны присоединиться к исполнителям к песни, и заявить, что «Мы за любовь».
Обучающиеся исполняют песню «Мы за любовь»
Учитель: Ребята, давайте ещё раз вспомним, о чём мы узнали сегодня на уроке. Перед вами таблица с вопросами по изученной теме, давайте ответим на них устно.
Обучающиеся отвечают на вопросы по теме урока.
7.Информация о домашнем задании.
Учитель: Дома вы заполните таблицу письменно.
Учитель: Давайте подведём итоги нашего урока. Мы вернёмся к тем задачам, которые обозначили в начале урока.
Я узнал (а): что такое драматический образ.
Я научился (лась): отличать драматический образ от лирического и эпического
Я понял (ла): какими выразительными средствами можно добиться воплощения в музыке драматических образов.
Итак, наш урок прошёл очень продуктивно. За работу на уроке вы получаете «пятёрки». До новых встреч!
Разработка урока музыки «Может ли музыка выражать, изображать драматический образ?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Может ли музыка выражать, изображать драматический образ?»
Технологическая карта урока
Базовый учебник: Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка, 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: ДРОФА, 2013.
Тема урока: Может ли музыка выражать, изображать драматический образ?
Цель урока: Формирование эмоционально осознанного восприятия драматического образа на примере баллады «Лесной царь» Ф.Шуберта.
Образовательная: познакомиться с жанром «баллада»; проследить взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий, единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа.
Развивающая: развивать умение осмысленно отвечать на поставленные вопросы, правильно исполнять музыкальные произведения; повышать мотивацию через наглядные средства обучения.
Воспитательная: инициировать потребность детей к осмысленному восприятию музыки; воспитывать интерес к вокальной музыке, формировать эмоциональную отзывчивость к музыке на основе ее восприятия.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Необходимое оборудование: ПК (ноутбук), интерактивная доска, музыкальный материал, УМК, презентация.
Методы: музыкальных обобщений, активизации музыкальной деятельности (словесные, наглядные), эмоционального воздействия, метод сравнения.
Формы организации обучения: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
Виды деятельности учащихся:
Музыкально –пластическое движение.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Формирование предметных УУД:
а) исполнять музыкальные произведения (пение, музыкально-пластическое движение)
б) общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов;
в) воплощать художественно-образное содержание (в пении, слове, движении, игре);
г) эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.
2.Формирование личностных УУД:
а) формировать мотивацию к обучению и познанию;
б) уметь давать адекватную самооценку;
в) формировать готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
3.Формирование регулятивных УУД :
а) умение удерживать цель деятельности до получения ее результата;
б) умение видеть ошибку;
в) умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
4. Формирование познавательных УУД:
а) умения эмоционально исполнять музыкальные произведения; выполнять танцевальные движения.
б) воспринимать на слух музыкальное произведение.
в) давать образную характеристику прослушанного произведения.
5. Формирование коммуникативных УУД:
а) воспринимать различные точки зрения;
б) строить монологическое высказывание;
в) владеть диалогической формой речи;
г) ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
д) умения слушать и слышать учителя, ученика;
е) умения сотрудничать в группе при решении учебных задач.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Ребята, я очень рада вас видеть на уроке музыки и начать его мне бы хотелось сегодня со стихотворения.
Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос:
Какое чувство вы испытали при прослушивании стихотворения?
Запись стихотворения В.А. Жуковского.
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул»
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул,
Он в темной короне, с густой бородой!»
«О нет, то белеет туман над водой!»
«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».
«Родимый, лесной царь со мной говорит:
«О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».
«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».
«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
«О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».
«Дитя, я пленился твоей красотой:
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал.
В руках его мертвый младенец лежал.
Какое чувство у вас осталось от услышанного стихотворения?
Какой образ вы себе представили?
Стихотворение было написано великим немецким поэтом И.В.Гёте.
Волнение, страх, тревога
Личностные: мотивация, самоопределение
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные: организовывать свои действия.
Определяют своё рабочее место под руководством учителя.
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Постановка цели урока
Мы с вами выяснили, что литературные произведения могут выражать драматический образ.
Как вы думаете, может ли музыка выражать, изображать драматический образ?
Вот этот вопрос и будет темой нашего сегодняшнего урока.
Предположите, какой характер должен быть у музыки?
Давайте поставим цель на урок. Что мы должны узнать, чтобы достичь цели урока?
Тема: Может ли музыка выражать, изображать драматический образ на примере баллады «Лесной царь» Ф.Шуберта
Стремительный, взволнованный, несущийся, быстрый, будоражащий, завораживающий, безумный, испуганный.
Цель: Узнать, может ли музыка выражать, изображать драматический образ.
1.Познакомиться с жизнью и творчеством композитора Ф.Шуберта
2. Узнать, что означает жанр «Вокальная баллада»
3. Проследить взаимосвязь речи, музыки и изобразительного искусства в создании драматического образа
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные: строить сообщения в устной форме.
Личностные: формировать интерес к обучению. Развивать эстетические чувства, чувство прекрасного.
Актуализация знаний УУД
Я попросила Настю нам показать презентацию и рассказать о жизни и творчестве этого композитора. Внимательно слушайте, в конце урока вам будет предложен тест.
Сколько лет прожил Шуберт?
В каких жанрах писал Ф.Шуберт?
Вспомните, произведений, какого жанра больше всего написано Шубертом?
Какую задачу нам удалось решить?
Что нового вы узнали о творчестве Ф.Шуберта?
Симфонии, сонаты, оперы, вокальные произведения.
Дети делают вывод по 1 задаче
Коммуникативные: воспринимать различные точки зрения.
Строить монологическое высказывание.
Владеть диалогической формой речи.
Познавательные: строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные: планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Давайте решим 2 задачу
Еще раз вернемся к стихотворению.
Ребята, это стихотворение написано в жанре «баллада». На уроках литературы вы уже знакомились с этим жанром. Давайте вспомним произведения.
Что присуще для этого жанра?
Назовите персонажей, о которых идет речь в стихотворении?
О чем это стихотворение?
В какой форме изложено стихотворение? Кто с кем ведет разговор? Мы с вами определили, что стихотворение написано в жанре «баллада».
Ребята, а как вы думаете, есть ли в музыке жанр баллада?
Каким должно быть музыкальное произведение в этом жанре? Как оно бы звучало? Сейчас мы объединимся в группы, прочитаем текст на карточке и попробуем самостоятельно дать определение «вокальной балладе».
Как видите, определение музыкального жанра мало чем отличается от определения литературного.
Какие задачи мы с вами уже решили?
Что нового вы узнали о жанре «баллада»?
Текст стихотворения на карточке.
Рассказчик, отец, сын, Лесной царь
Отец с сыном, сын с Лесным царем
Регулятивные: планировать работу в соответствии с поставленной задачей, прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик
Личностные: формировать интерес к обучению,
оценивание усваиваемого содержания
Коммуникативные: строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Предметные: выражать свое отношение к музыкально-творческой деятельности.
Познавательные: анализ музыкального произведения
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач
Какую задачу осталось решить?
Вы уже имеете представление о каждом персонаже, а теперь послушайте песню-балладу «Лесной царь». Обратите внимание на то, как композитор рисует музыкальный образ каждого действующего лица, как многие художники изобразили действующих лиц.
Что вы можете сказать об этом произведении?
Какие выразительные средства музыки использует композитор, чтобы передать наиболее полно смысл и характер произведения?
Какое количество персонажей баллады вы определили?
Давайте подробнее разберем это музыкальное произведение.
Каждое из действующих лиц песни – отец, сын и Лесной царь – обрисованы по-своему.
Младенец тяжело заболел в пути, и его нужно как можно скорей довести домой. Заботливо прижав к себе больного ребенка, отец скачет во весь опор к родному дому. Мальчику становится все хуже и хуже, он бредит, и ему кажется, что в окружающей
их темной, дикой чаще появляется Лесной царь – таинственный «дух леса». Слова ребенка звучат на фоне несколько измененной музыки начала песни, полной тревоги и смятения.
С помощью, каких выразительных средств в музыке показан мальчик? (Звучит отрывок)
Отец обрисован в песне двояко. Сначала он представлен в образе всадника, мчащегося на быстроногом скакуне; этот образ сливается с начальным образом баллады – картиной тревожной ночной скачки. Найдите слова (карточка).
Иным обрисован отец в моменты, когда он успокаивает сына. Характер его реплик воссоздает образ глубоко встревоженного человека, всеми силами стремящегося утешить больного ребенка. Какими словами, найдите?
Третьим действующим лицом баллады является сказочный Лесной царь –
олицетворение фантастической, зловеще-роковой силы. Композитор очень выразительно передал его облик.
Лесной царь трижды обращается к младенцу. Сначала он соблазняет ребенка сказочными картинами своего царства, красивыми цветами, жемчугом и золотом; летающих и играющих при свете месяца. Наконец Лесной царь начинает угрожать мальчику. Поработайте со словами, найдите эти фрагменты.
С помощью, каких выразительных средств в музыке показан Лесной царь?
После этого наступает уже неотвратимая роковая развязка. У младенца начинается предсмертная агония, он кричит, задыхается. Прочитайте строфу.
Наконец конь останавливается у ворот дома. Напряженное движение в музыке
сразу же прекращается. В воцарившейся жуткой тишине слышатся слова рассказчика:
«В руках его мертвый младенец лежал». Эти последние слова баллады певец произносит в виде драматического речитатива, как бы уже просто говоря. Два громких аккорда завершают произведение, словно обрубая последние нити надежды.
Такова песня «Лесной царь» – изумительное по силе выражения
произведение, это один из выдающихся образцов драматической баллады.
Скажите, как меняется характер музыки каждого персонажа?
Вы обратили внимание на аккомпанемент? Как помогает аккомпанемент созданию музыкального образа?
А теперь попрошу класс разделиться на две половины. Попробуем этот аккомпанемент выстучать ритмически в ладоши.
Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет. Вот как описывает рождение этой песни один из его друзей: «Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя».
Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В тот же вечер «Лесной царь»был исполнен и принят с восторгом».
В балладе «Лесной царь» композитор увидел трагедию, почувствовал боль и
крик человеческой души.
Сделаем вывод по 3 задаче
Восприятие музыки: Ф.Шуберт. Песня-баллада «Лесной царь». Перевод В.А.Жуковского (видеоролик)
Всадник-отец – не единственный персонаж баллады. Кроме него в балладе
«действуют» еще два лица – сын-младенец и таинственный Лесной царь.
Быстрый, «лихорадочный» темп, громкая звучность, постепенное повышение
регистра звучания, взволнованный речитативные (речевые) интонации голоса – все способствует музыкальному выражению страданий объятого смятением младенца.
Пропевание детьми в парах (слова на карточках)
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы.
«Неволей иль волей, а будешь ты мой!»
Композитор раскрывает образ Лесного царя сначала с помощью мягких, порой почти нежных интонаций. Завораживающе звучит второе обращение Лесного царя к малютке. Даже тихие пульсирующие аккорды – и те смолкают. Вместо них появляются плавные переливы мягких арпеджио, составляющих светлый гармонический фон этого эпизода песни. Речь Лесного царя звучит маняще и вкрадчиво. Незримая борьба между ребенком и Лесным царем продолжается. Она достигает своей кульминации в последних, заключительных словах Лесного царя.
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит.
Как вихрь, несется конь сквозь лесную чащу с объятым страхом, но еще
Родимый; Лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать.
Дети выстукивают аккомпанемент
Мы проследили взаимосвязь речи, музыки и изобразительного искусства в создании драматического образа
Регулятивные: оценивать правильность выполненного действия.
Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Предметные: исполнять музыкальное произведение.
Личностные: формировать способность к самооценке
Познавательные: анализ музыкального произведения.
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков
Сейчас давайте проверим наши знания, решим интерактивный тест. Компьютер выведет оценку за урок.
Кто допустил ошибки в тесте? В каких заданиях? Почему это произошло?
Личностные: формировать интерес к обучению. Развивать эстетические чувства, чувство прекрасного,
Предметные: воплощать художественно-образное содержание в игре.
Регулятивные: оценивать правильность выполненного действия.
Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД
Достигли ли мы цели урока?
Все ли задачи нами решены?
На какой главный вопрос мы нашли ответ? Как композитору удалось создать единый драматический взволнованный образ, фантастическую картину, передать напряженность происходящего?
Почему, мы до сих пор слушаем музыку Ф.Шуберта?
Пригодятся ли вам эти знания и почему?
Как видим, в стихах, в живописи, в музыке нарисована большая драматическая картина, сливающая в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня; но и движением (развитием) чувств главных действующих лиц.
исполнять музыкальное произведение.
Регулятивные: оценивать правильность выполненного действия.
Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, Коммуникативные: сотрудничество в группе.
Личностные: ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков.
Развивать эстетические чувства, чувство прекрасного.
Если бы вам представилось право дописать финал баллады, каким бы вы его сделали?
На скромной могиле Франца Шуберта есть надпись: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды». (Грильпарцер) Что хотел сказать автор этих строк?
Предлагаю вам домашнее задание на выбор
Нарисовать картину к прослушанной песне
Выучить стихотворение В.А.Жуковского
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
самооценка, контроль и коррекция.
Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Коптяева О.Н. Введение ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения. – Вологда: Департамент образования Вологодской области, Вологодский институт развития образования, 2013.- 64 – 85 с., 151 – 192 с.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка, 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: ДРОФА, 2013. – 66 – 72 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011
«Музыкальная литература зарубежных стран» И. Прохоровой (вспомогательный материал).
Презентация Зуевской Л.А.
Интерактивный тест Зуевской Л.А.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1438897
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.